Микроскопическое строение кости, Биология

Цель урока: изучить функции опорно-двигательной системы, химический состав, свойства, строение, рост и типы соединения костей.

Задачи урока:

  • образовательная:сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы,
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление,
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья.

Оборудование:

1. демонстрационное:

  • скелет человека,
  • таблицы «Ткани», «Системы органов», «Строение костей»,
  • прокаленные и декальцинированные кости,
  • распил трубчатой кости,
  • компьютер, проектор, презентация Power Point.

2. лабораторное:

  • микроскопы,
  • микропрепарат костной ткани.

Тип урока: объяснения нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий.

«Движение – это жизнь» Ф. Вольтер

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.

Демонстрация фрагмента видеофильма «Опорно-двигательная система».

За свою жизнь мы совершаем множество разнообразных движений: бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, танцуем, занимаемся гимнастикой. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

Учитель формулирует тему урока (слайд 1).

Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать цель урока. Они формулируют цель урока, исходя из названия темы урока и фрагмента видеофильма.

Цель урока:изучить функции опорно-двигательной системы, химический состав, свойства, строение, рост и типы соединения костей (слайд 2).

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на проблемный вопрос: «Чем обеспечивается уникальное свойство кости – прочность?»

III. Объяснение и закрепление нового материала.

1. Функции опорно-двигательной системы.

Опорно-двигательную систему иначе называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в ее состав входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа туловища и конечностей образуют скелет.

Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы. Кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленных к ним мышц. Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют согласованно.

  • Беседа с учащимися по выявлению знаний о значении опорно-двигательной системы
  • человека (слайд 3).
  • Опорная функция проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Она возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

  1. Защитная функция заключается в том, что кости скелета защищают органы от повреждений.
  2. Метаболическая функция проявляется в участии костной системы в минеральном обмене, так как кости – депо минеральных солей (кальция и фосфора), которые используются организмом по мере необходимости.
  3. Кроветворная функция заключается в том, что в костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. Химический состав кости.

Старославянское слово «кошть» означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный. Такое имя ему дано не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Задание. Изучите таблицу и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека (слайд 4).

Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее образцов прочности гранита и бетона. Прочность одно из самых важных свойств кости. Чем же она обеспечивается?

На уроках химии вы познакомились с логической взаимосвязью понятий при изучении веществ: состав – строение – свойства.

Попробуем выяснить, какие особенности химического состава и строения придают костям такое уникальное свойство.

Вспомните,какие химические элементы могут входить в состав кости? (Кальций, фосфор, магний).

Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани? (Белки, жиры, углеводы).

Для того чтобы ответить на возникшие вопросы, проведём лабораторный опыт.

По словам Д.И.Менделеева: «Опыт – кратчайший путь познания истины».

Цель опыта- найти ответы на вопросы: “Чем определяется прочность кости? Влияет ли состав кости на её свойства? “.

Для этого мы взяли куриные косточки, и положили на три дня в 10% раствор соляной кислоты. Кислоты влияют на неорганические и органические вещества, поэтому была выбрана соляная кислота, как кислота, имеющая более мягкое действие. Извлекаем кость из кислоты, удаляем ее остатки фильтровальной бумагой и проверяем свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

Проведем второй опыт – сжигание кости. Сначала из кости выходит вода и в конце остается зола. Кость обуглилась. В руках она крошится.

К какому выводу подводят нас результаты эксперимента?

Перед тем как ответить на этот вопрос заполните таблицу (слайд 5).

Ученики проверяют заполнение таблицы (слайд 6) и делают вывод..

Вывод: органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и гибкости определяет прочность кости. Итак, мы убедились, что свойства кости зависят от состава (слайд 7).

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека (слайд 8)..

С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание органических веществ сокращается.

Следовательно, детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь с раннего детского возраста.

Учеными установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает ее прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой.

Здоровье кости зависит от многих факторов, в том числе и от сбалансированного питания.

Выдающийся русский анатом П.Ф. Лесгафт проделал интересный опыт. Он кормил четыре группы щенков разной пищей: молочной, мясной, смешанной и растительной. В костях щенков, которых кормили молоком и мясом, соотношение неорганических и органических веществ было примерно 1:1.

Несколько меньше неорганических веществ в кости при смешанном питании, и особенно при питании растительной пищей, где это соотношение выражается 1:2. При недостатке неорганических веществ в кости, а именно солей фосфора и кальция, развивается заболевание, которое носит название – рахит. Соли не усваиваются из-за недостатка витамина D и солнечного света.

В результате кости ребенка, страдающего рахитом, становятся мягкие и гибкие. Кости черепа, таза, грудной клетки, нижних конечностей деформируются. Профилактикой такого заболевания служит правильное сбалансированное питание, направленное на нормализацию нарушенных обменных процессов.

Необходимо вводить в питание овощные продукты, белки и жиры, также употреблять фруктовые и овощные соки, крупяные каши, яйца и витамины группы B и D (слайд.9).      

3. Типы костей.

Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайд 10).

Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеется полость. Эти кости выполняют функцию передвижения в пространстве и поднятия тяжестей.

Широкие (плоские) кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина). Их ширина значительно преобладает над толщиной. Выполняют функцию защиты внутренних органов.

Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.

4. Строение костей.

  • а) Микроскопическое строение кости.
  • Ребята, какие группы тканей вы знаете?
  • К какой группе относится костная ткань?
  • Каковы характерные особенности костной ткани?

Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества и имеет у человека пластинчатое строение (слайд 11).

Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым проходят многочисленные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок.

Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец (слайд 12).

В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую. Такое расположение костных пластинок обеспечивает костям большую прочность и легкость.

  1. Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.
  2. Количественное соотношение и распределение компактного и губчатого вещества зависит от места кости в скелете и от ее функции.
  3. Сейчас вы выполните лабораторную работу (слайд 13).
  4. Лабораторная работа: «Микроскопическое строение кости».
  5. Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань»
  6. Ход работы:
  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань.
  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
  4. Результаты наблюдений оформите в тетради в виде рисунка, подписав его части.

б) Макроскопическое строение кости (слайд 14).

Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой, а места, где кости сочленяются друг с другом – суставным хрящом. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм.

В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость.

Читайте также:  Многообразие живого мира, Биология

Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в питании и росте кости.

Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. В надкостнице много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненны.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах (слайд 15).

Под надкостницей находится плотное компактное вещество. Компактное вещество пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы.

Ученые установили, что костные пластинки, входящие в состав костной ткани, располагаются по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую.

Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

За компактным веществом находится губчатое. Оно заполняет головки (эпифизы) длинных трубчатых костей. Губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Красный костный мозг – орган кроветворения и орган иммунной системы человека. Полость в диафизах заполнена желтым костным мозгом, в котором много жировых клеток.

Направления костных перекладин соответствует нагрузкам, которые испытывают кости, и силам, растягивающим их, поэтому кости обладают значительным запасом прочности.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?

Демонстрация опыта. На демонстрационном столе выставляем два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачиваем в полоску, другой в трубку.

  • Опыт 1. Бумажную полоску просовываем в кольца и укрепляем, вешаем на нее чашу от аптекарских весов, которую нагружаем гирями до тех пор, пока лист не согнется.
  • Опыт 2. Между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем на нее чашу с грузом, который согнул бумажную полоску. Эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашу весов нагружаем гирями до критической величины, после чего учащимся предлагается сравнить результаты двух опытов.
  • Вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.
  • Данные особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной Эйфелевой башни (слайд 16).
  • Итак, мы рассмотрели строение кости, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли свойства кости от ее строения?”

Вернемся к проблеме сегодняшнего урока: «Чем обеспечивается уникальное свойство кости – прочность?» К какому выводу вы пришли?

Вывод:

  1. Кость – орган опорно-двигательной системы, построенный преимущественно из костной ткани.
  2. Свойство кости – прочность определяется физико-химическим единством её состава и строения.

5. Типы соединения костей (слайд 17).

Отдельные кости скелета человека соединены между собой. Способ соединения костей зависит от их функций.

Неподвижные соединения костей (шов) имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Движения отсутствуют или крайне ограничены.

Полуподвижные соединения имеются между телами позвонков позвоночного столба, так соединяются ребра с грудиной. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

Подвижные соединения костей – суставы. Суставы позволяют человеку производить различные движения.

Типичный план строения суставов таков: на одной из сочленяющихся костей находится суставная впадина, куда входит головка другой кости. Суставная впадина и головка соответствуют друг другу по форме и размеру, а их поверхности покрыты слоем гладкого хряща, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение.

Уменьшению трения способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Форма соединяющихся костей позволяет выполнять определенные виды движений. Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.

IV. Проверка понимания нового материала. Подведение итогов урока.

Выполнение теста (слайды 18).

Проверка ответов на вопросы теста. Выставление оценок за урок.

V. Рефлексия.

Какие моменты урока вам запомнились больше всего? Оцените свою деятельность, достигли вы цели или нет? Что вызвало затруднения? Что в следующий раз вы сделали бы по-другому?

VI. Домашнее задание:

п. 6, № 21, № 23 в тетради на печатной основе (слайд 19).

14.03.2014

Урок по биологии "Опорно- двигательная система"

  • 3. Изучение новой темы
  •       Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
  • ( 20 мин.)
  • -научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

.

-развитие умений работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, заносить полученные результаты в таблицу, анализировать, систематизировать материал.

-развитие исследовательских навыков: аккуратность, точность, последовательность, воспитание чувства ответственности за полученный результат

 Учебник,  рабочая тетрадь, раздаточный материал, интерактивное оборудование, презентация  https://schoolfiles.net/downtimer/?fileid=2043080

  1. Учитель задаёт вопросы.
  2. Вспомните каковы особенности наземно- воздушной среды обитания? Сравните её с водной
  3. Какой способ передвижения существует у медуз?
  4. Какие  системы органов человека вы знаете?
  5. Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все системы органов, а нам с вами необходимо определить тему нашегосегодняшнего урока.

Для всех живых организмов характерно движение. Человек тоже совершает различные движения. Какие?

  • Движение тела происходит за счёт какой системы?
  • А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту систему называют костно-мышечной?
  • А кости в совокупности составляют что?

Скелет представляет собой единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи  и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей.

Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока, «Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей» просит записать в тетрадь.

  1. А теперь давайте сформулируем цель нашего сегодняшнего урока, исходя из нашей темы.
  2. Слайд№ 1-2
  3. Сегодня на уроке мы разберем:
  4. 1)Функции опорно-двигательной системы
  5. 2)Химический состав костей
  6. 3)Микроскопическое строение кости
  7. 4)Макроскопическое строение кости

        Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему?

          Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон»  – «высохший»).

  •          Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.
  • Слайд 3
  • Ребята,  что значит «пассивность»?
  • Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.
  • Мышцы  составляют активную часть опорно-двигательной системы.
  • Функции опорно- двигательной системы
  • Используя текст учебника на стр. 32 выясните основные функции опорно- двигательной системы и заполните таблицу (приложение1)
  • Давайте, посмотрим, какие функции вы определили и сравним их с данными которые вы видите на экране  слайд №4
  • Какую функцию вы не указали?
  • Недостающие функции запишите в свою таблицу
  • Я предлагаю вам, объединиться в группы и выяснить, используя текст учебника на стр. 32, 34  химический состав костей
  • Работа в парах  (работа с карточками)   Приложение №2
  • Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.
  •       (Проверяем выполнение работы)
  • Слайд  №5-8
  • При выполнении Лабораторной работы: «Изучение микроскопического строения кости» мы с вами выясним, что является основой костной ткани. Приложение №3
  • Слайд№9-10
  • Задание 1:Типы костей
  •  слайд №11
  • Задание: Работа по скелету – выбрать соответствующие кости
  • Найти эти кости на рисунке в учебнике и показать на скелете.
  • Губчатые кости          трубчатые                      плоские
  • Кости плеча                 мелкие кости кисти     череп
  • Предплечья                  стопы
  • Бедра                             грудины
  • Голени
  • Задание 2 Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок 13 «Строение трубчатой кости».
  • Слайд№ 12
  • Давайте выясним, какие особенности  роста костей

Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и её срастание при переломе.  В надкостнице очень много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненно.

Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счёт этих участков кость растёт в длину.

Постепенно костная ткань полностью вытесняет хрящевую, рост кости заканчивается.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Организмы обитающие на суше имеют приспособления позволяющие им выдержать перепады температуры,   развиты сильно опорные системы внутренний  и наружный скелет
  3. У медуз таких приспособлений нет
  4. Система покровных органов, опорно-двигательная, пищеварительная, иммунная, кровеносная, дыхательная, мочевыделительная, нервная, эндокринная, половая или репродуктивная.

Он ходит, бегает, прыгает, выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье.

  • За счёт опорно-двигательной системы
  • Мышцы, которые прикреплены к костям
  • Скелет.
  • «Опорно – двигательная система. Состав, строение и рост костей»
  • Записывают в рабочих тетрадях тему

Познакомиться с опорно- двигательной системой и выполняемые ей, функциями. Изучить, строение, химический состав  костей.

  1. Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы.
  2. Отсутствие собственных действий
  3. Работают  с текстом, заполняют таблицу
  4. Биологическую
  5. Выполняют работу в парах
  6. Проверяют выполнение работы
  7. Выполняют лабораторную работу. Делают вывод (Основой костной ткани является остеон- костная пластинка)
  8. Находят трубчатые,  губчатые и плоский кости, примеры записывают в тетрадь

Кости образованы соединительной костной тканью. Снаружи они покрыты плотной оболочкой – надкостницей, а места, где кости сочленяются друг с другом суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. Надкостница прилегает к компактному веществу кости.

Читайте также:  История генетики - биология

На слайде № 12 и на рисунке 13 учебника «Строение  трубчатой кости », видно, что оно пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы. Вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество, имеющие форму костных пластинок. Компактное вещество, находящееся под надкостницей, образует наружный слой кости.

За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных костей. Губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Эта ткань вырабатывает клетки крови. Внутри между головками длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, богатым жировой тканью.

В жёлтом костном мозге клетки крови могут образовываться лишь в случае больших кровопотерь.

20 мин.

§4. Опорно – двигательная система

36) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37) Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38) Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

Органические вещества придают кости гибкость.Неорганические вещества придают кости твердость.Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.

39) Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, комплектное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

Трубчатая кость состоит из средней части тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом.

Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костно-мозговая полость.

Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

40) Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41) Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69–70 учебника).  На микропрепарате представлен 

поперечный срез кости

Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиднных в микроскоп.

Ответы на вопросы задания №4 лабороторной работы.

Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости

42) Прочитайте §11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

Кости мозгового черепа № на рисунке  Кости лицевого черепа № на рисунке
Парные теменная височная 2 8 скуловые верхняя челюсть 5 6
Непарные лобная затылочная 3 1 носовая кость нижняя челюсть 4 7

43) Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

Жевание, речь.

44) Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы. Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?

Это приспособление к прямохождению

Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни

Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

Человек – прямоходящий, голову и спину держит прямо при ходьбе – отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность

Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах

45) На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

  • Тело позвонка – 5
  • Дуга – 2
  • Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3
  • Остистый отросток – 1
  • Поперечные отростки – 4
  • Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А
  • Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с ребрами – Б
  • Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков – не все

46) Назовите показанные на рисунки кости.

  1. 1 – череп
  2. 2 – шейный позвонок
  3. 3 – ключица
  4. 4 – лопатки
  5. 5 – грудина
  6. 6 – рёбра
  7. 7 – плечевая кость
  8. 8 – лучевая кость
  9. 9 – логтевая кость
  10. 10 – таз
  11. 11 – копчик
  12. 12 – головка бедренной кости

47) Ответьте на вопросы. Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

10

Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? 

2. 

Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками? 

Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчаются сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48) Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, У какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие организмы расположены в грудной полости?

Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49) Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

  •  1 – суставная хрящевая поверхность
  • 2 – суставная хрящевая поверхность
  • 3 – связка
  • 4 – таз

50) Сделайте подписи к рисункам.

  1. I. Кости верхней конечности:1 – ключица
  2. 2 – лопатка
  3. 3 – плечевая кость
  4. 4 – лучевая кость
  5. 5 – локтевая кость
  6. 6 – запястье
  7. 7 – пястье
  8. 8 – фаланги пальцев
  9. II. Кости нижней конечности и крестец:
  10. 1 – таз
  11. 2 – крестец
  12. 3 – бедренная кость
  13. 4 – большеберцовая кость
  14. 5 – малоберцовая кость
  15. 6 – предплюсна
  16. 7 – плюсна
  17. 8 – фаланги пальцев.

51) Допишите утверждения.

Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной ипяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.

52) Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани

Многоядерные клетки, состоят из волокон

53) Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, – хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, – синергистами.

54) Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86–89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

Функции мышцы или мышечной группы Назание мышцы или мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим к коже или только к коже мимические
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть височные
Мышцы шеи и спины, откидывающая назад голову трапецивидная
Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке грудино-ключично-сосцевидные
Мышцы спины, отводящая руки за спину широчайшая мышца
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед большая грудная
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки межреберные
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положении сидя при фиксированных ногах брюшной пресс
Мышцы, обеспечивающие прямохождение глубокие и ягодичные
Мышцы руки, отводящая плечо в сторону дельтовидная
 Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак мышцы предплечья

55) Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

Антагонисты Синергисты
бицепс-трицепс грудь-трицепс

56) На рисунке мотонейров. Подпишите его части.

  • 1 – тело нейрона
  • 2 – дендриды
  • 3 – аксон
  • 4 – синапс

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

2

57) Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58) Укажите последствия гиподинамии.

Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу.Изменения в костях: уходят соли кальция.

Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином, образуя бляшки.

59) Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антаганистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

60) Впишите определяемые ниже понятия.

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая.Работа, связанная с охранением позы или удержанием груза, называется статическая.

61) Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления) Рука с грузом неподвижна
I фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
II фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатываение корпуса, покраснение лица, потоотделение
III фаза утомления Рука с грузом опускается: опыт прекращается

62) Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

Привычка горбиться, сутулиться, неверное положение сидя.

63) Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

Неправильно подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64) Отчёт о лабораторной работ «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

I. Выявление нарушений осанки.1. Выявление сутулости.

Вывод: нарушений нет

Выявление нарушений в области поясничного изгиба.При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь

Вывод: нарушений нет

II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).

Читайте также:  Спинной мозг - биология

Вывод: нарушений нет

65) Прочитайте §16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

66) При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Шина не зафиксированна. Она может сместиться, в результате чего сместиться рука. Это может привести к повреждению тканей, сосудов

67) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я смогу оказать первую помощь при травмах другим людям, в том числе и себе.

68) Решите кроссворд №4.

Видеоурок «Скелет. Строение, состав и соединения костей» – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

§ 1  Опорно-двигательная система человека

О существовании костей в нашем теле знает каждый. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой».

От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Многие животные имеют скелет, у членистоногих он наружный, образован хитином. У хордовых животных он внутренний, костный.

А сейчас попробуем ответить на вопрос: «Для чего нужен скелет?» Представьте себе, как выглядела бы лягушка без скелета. Вероятно, она напоминала бы медузу, выброшенную на берег, у которой действительно нет скелета, а как изменилась бы скорость ее передвижения!

Опорно-двигательная система человека представлена скелетом, мышцами и связками. Мышцы крепятся к костям с помощью связок. Сокращаясь, они приводят в движение кости.

В скелете взрослого человека насчитывается около 220 костей, у новорожденных детей их количество больше, но со временем некоторые кости срастаются. Скелет является пассивной частью опорно-двигательной системы.

Мышцы — это ее активная часть, их насчитывается около 600.

  • Опорно-двигательная система в организме человека выполняет следующие функции:
  • — двигательную, которая обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве;
  • — опорную функцию. Заключается в том, что скелет представляет собой опору для мышц и внутренних органов, которые прикрепляясь к костям, удерживаются в своем положении;

— защитную. Состоит в том, что скелет образует стенки полостей тела, в которых расположены жизненно важные органы. Так, например, в полости черепа находится головной мозг, в грудной клетке – сердце и легкие и т.д.;

— обменную функцию. Кости участвуют в обмене минеральных веществ, являясь источником кальция, фосфора и других минеральных солей. Их кроветворная функция обусловлена наличием красного костного мозга.

Скелет (в переводе с греческого – высушенный) представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов. Кости человека прочные и в то же время легкие.

Например, бедро человека выдерживает груз 1500 кг, плечевая кость — 850 кг. Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг на квадратный сантиметр площади.

Кость тверже гранита в 2,5 раза, а кирпича — в 30 раз. Ее прочность может сравниться с чугуном.

Чем же обусловлены такие свойства кости?

Химический состав костей — это органические вещества, которые составляют 33%, и минеральные вещества, на долю которых приходится 67%.

Значение минеральных и органических веществ легко выяснить, проделав простой опыт. Если долго прокаливать кость, то из нее удаляется вода, а органические соединения сгорают. При этом кость не теряет своей формы, но становится очень хрупкой.

Если кость выдержать в течение суток в 10-процентном растворе соляной кислоты, то соли кальция постепенно растворяются, и кость становится настолько гибкой, что ее можно завязать в узел.

Неорганические вещества придают костям твердость, а органические соединения придают кости гибкость и упругость.

Наиболее прочными являются кости человека в зрелом возрасте (от 20 до 40 лет). У детей в костях относительно велика доля органических веществ. Поэтому детские кости легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими.

§ 2  Строение и состав костей

По строению различают трубчатые, губчатые и плоские кости. Трубчатые кости — это кости конечностей, они расположены там, где необходима большая амплитуда движения.

К плоским костям относятся свод черепа, грудина, лопатки, тазовые кости. Они выполняют защитную функцию. Губчатые кости образуют запястье, предплюсну, позвонки.

Эти кости выдерживают большую нагрузку в сочетании с подвижностью.

Рассмотрим макроскопическое строение длинной трубчатой кости.

Она состоит из головок костей (эпифизов), метафизов (у детей это место расположения хрящевой пластинки) и диафиза (тела кости). Сверху кость покрыта надкостницей (за исключением суставных поверхностей), которая срастается с компактным веществом кости.

В головках находится губчатое вещество, образованное костными пластинками, а между ними — красный костный мозг. Полость тела кости заполнена желтым костным мозгом, образованным жировой тканью. На головках костей находится гиалиновый хрящ.

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Трубчатые кости полые. Такое строение длинных костей обеспечивает одновременно их прочность и легкость. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как равный ей по длине и диаметру сплошной стержень из того же материала.

А теперь ознакомимся с микроскопическим строением кости.

Скелет человека образован костной тканью — разновидностью соединительной ткани.

Для нее характерно наличие большого количества твердого межклеточного вещества. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Костные клетки — остеоциты. Они образуют костные пластинки и располагаются по наружному периметру канальцев.

§ 3  Соединение костей

Различают три типа соединения костей: непрерывные (неподвижные), полупрерывные (полуподвижные) и прерывные (подвижные).

Непрерывные соединения костей осуществляются в тех частях скелета, где требуется обеспечить повышенные защитные и опорные функции.

Неподвижные соединения характерны, например, для соединения костей мозговой части черепа. При этом небольшие выступы одной кости заходят в выемки другой кости. Получающийся при этом шов очень прочен, прочнее окружающих его костей.

Полупрерывные соединения костей — это соединения при помощи хрящей (симфизов). К полуподвижным соединениям относят соединения между многими позвонками, соединения рёбер с грудиной и грудными позвонками.

Наибольшая подвижность сочленовных костей обеспечивается прерывным типом соединения. Его называют суставом. Сустав имеет три элемента: суставные поверхности, суставную сумку и суставную полость. Суставные поверхности костей покрыты суставным хрящом.

Соответствие формы суставных поверхностей обеспечивает плотное их прилегание друг к другу и скольжение.

Суставная сумка, образованная плотной соединительной тканью, формирует герметически замкнутую полость сустава и срастается с надкостницей. Внутри полости сустава давление ниже атмосферного.

Синовиальная жидкость заполняет полость сустава и играет роль смазки, уменьшающая трение в суставе. Снаружи суставная сумка окружена укрепляющими сустав связками.

Такое строение сустава позволяет ему быть подвижным, но в то же время прочным. Подвижность обеспечивается формой суставных поверхностей, гиалиновым хрящом и синовиальной жидкостью, прочность суставу придают суставная сумка, связки и давление ниже атмосферного.

Наибольшую подвижность костей обеспечивает шаровидный сустав, наименьшую — плоский.

Рост трубчатых костей в длину происходит за счет деления клеток зон роста (хрящевая пластинка метафиза) и завершается к 20—25 годам. Хрящевая ткань по мере роста кости замещается костной тканью.

В толщину трубчатые кости растут за счет деления клеток надкостницы, она же обеспечивает регенерацию кости при повреждениях. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

Регуляция роста кости осуществляется за счет соматотропина — гормона роста, который выделяется гипофизом преимущественно во время сна. При недостаточном количестве соматотропина с рождения возникает болезнь карликовость.

Гипофизарные карлики достигают в высоту роста 5-6 летнего ребенка, они умственно сохранны, и все пропорции тела у них соблюдены.

При избытке гормона роста с рождения появляется болезнь гигантизм, при ней высота человека достигает двух и более метров.

Если же гормон роста начинает выделяться в избытке у взрослых, то возникает болезнь акромегалия. Происходит увеличение размеров хрящевых органов: носа, ушей, а также кистей рук.

§ 4  Краткий итог урока

Таким образом, на нашем уроке мы познакомились со структурой опорно-двигательной системы и ее функциями. Изучили макро- и микроскопическое строение кости, ее химический состав. Рассмотрели различные виды костей, способы их соединения в скелете человека и регуляцию роста костей.

Список использованной литературы:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш. Биология. Человек 8 класс. -М.: Вентана -Граф, 2003-272 с.
  • Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек 9 класс. — М.: Дрофа, 1997.-304 с.
  • Е.А. Резанова, И.П. Антонова, А.А. Резанов. Биология человека.

    В таблицах рисунках и схемах. — М.: « Издат- школа 2000», 1999г.-208с.

  • М.З. Залесский. Занимательная анатомия. — М.: Росмен,1998.-145с.
  • Е.П.Сидоровю Анатомия для поступающих в вузы. — М.

    : Евразийский регион, Российский университетдружбы народов « Уникум- центр» , 1998г.-224с.

  • Использованные изображения:

    ПредыдущаяСледующая

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]