Микроскопическое строение крови – биология

Методическая разработка по биологии (8 класс) на тему: Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки” (ФГОС)

Малютина Татьяна Геннадьевна,

учитель биологии, географии

ГБОУ СОШ №270,

Красносельский район,

г.Санкт-Петербург

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.

2.  Планируемые результаты обучения:

Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.

Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу  в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

3.  Методические рекомендации:

Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови» , 8 класс.

Лабораторные  работы оформляются в рабочих тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует.

В данном случае работа проводится как лабораторная.

Подготовка к работе:

1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.

2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.

3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.  

Правила техники безопасности:

Инструкция   по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа

Общие положения.

 Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных (практических)  работ, связанных с использованием микроскопа.

 Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с микропрепаратами.

 Требования безопасности перед началом работы.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

  1. Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения       лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      
  2. Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
  3. Ученик знакомится с правилами работы с микроскопом, убеждается  в его исправности.
  4. Ученик соблюдает осторожность при работе с предметными стеклами.                  
  5. Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
  6. Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, микропрепараты.

Требования безопасности после окончания работы.  

  1. По окончании работы ученик собирает микропрепараты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
  2.  Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.    
  3. По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

Варианты проведения работы:

Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.

При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается  на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.

При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.

  1. Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Цель работы

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.
  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците, зарисуйте 3-4 эритроцита.
  3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки, заполнив таблицу 1.
Признаки Эритроциты
человека лягушки
Форма
Размеры
Количество (относительно на единицу площади)
Наличие ядра

Ожидаемые результаты учеников:

Признаки Эритроциты
человека лягушки
Форма Двояковогнутый диск Двояковыпуклый диск, овальная
Размеры 7-8 мкм, мелкие 10-11 мкм, крупные
Количество (относительно на единицу площади) много мало
Наличие ядра нет есть
  1. Сделайте вывод из этого сравнения.

Ожидаемые ответы учеников: Эритроциты человека и лягушки похожи тем, что имеют красный цвет, потому что в их состав входит белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Эритроциты крови человека и лягушки участвуют в переносе газов.

Различие между красными клетками крови человека и лягушки в том, что эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Кроме того, у взрослых эритроцитов человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.

Эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность, их больше в 1 мм3 , чем у лягушки.

  1. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.

Ожидаемые ответы учеников: Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому  эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода.  Отсутствие  ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость.

  1. Сделайте вывод на основании ваших наблюдений и умозаключений: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ——–

Ожидаемые ответы учеников: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении  уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.        

  1.  После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.

5. Рекомендации по оцениванию:

Возможные критерии оценки:

Рисунки с обозначениями – 3 балла;

Заполненная без ошибок таблица 4 балла;

Ответы на вопросы и вывод – 3 балла;

В сумме 9-10 баллов – оценка «5»

В сумме 7-8 баллов – оценка «4»

В сумме 6- 5 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/08/30/laboratornaya-rabota-mikroskopicheskoe-stroenie-krovi-cheloveka

Клетки крови и их функции

  • Эритроциты
  • Лейкоциты
  • Тромбоциты
  • Заключение
  • Видео по теме

Кровь человека – это жидкая субстанция, состоящая из плазмы и находящихся в ней во взвешенном состоянии форменных элементов, или клеток крови, которые составляют примерно 40-45 % от общего объема. Они имеют малые размеры, и рассмотреть их можно только под микроскопом.

Существует несколько видов кровяных клеток, выполняющих определенные функции. Одни из них функционируют только внутри кровеносной системы, другие выходят за ее пределы.

Общим для них является то, что все они образуются в костном мозге из стволовых клеток, процесс их образования непрерывен, а срок жизни ограничен.

Все клетки крови делятся на красные и белые.

Первые – это эритроциты, составляющие большую часть всех клеток, вторые – лейкоциты.

К клеткам крови принято причислять и тромбоциты. Эти небольшие кровяные пластинки на самом деле не являются полноценными клетками. Они представляют собой мелкие фрагменты, отделившиеся от крупных клеток – мегакариоцитов.

Эритроциты

Эритроциты называются красными кровяными тельцами. Это самая многочисленная группа клеток. Они переносят кислород от органов дыхания к тканям и принимают участие в транспортировке углекислого газа от тканей к легким.

Место образование эритроцитов – красный костный мозг. Живут они 120 дней и разрушаются в селезенке и печени.

Образуются из клеток-предшественниц – эритробластов, которые перед превращением в эритроцит проходят разные стадии развития и несколько раз делятся. Таким образом, из эритробласта образуется до 64 красных кровяных клеток.

Эритроциты лишены ядра и по форме напоминают вогнутый с двух сторон диск, диаметр которого в среднем составляет около 7-7,5 мкм, а толщина по краям – 2,5 мкм.

Такая форма способствует увеличению пластичности, необходимой для прохождения по мелким сосудам, и площади поверхности для диффузии газов.

Старые эритроциты утрачивают пластичность, из-за чего задерживаются в мелких сосудах селезенки и там же разрушаются.

Большая часть эритроцитов (до 80 %) имеет двояковогнутую сферическую форму. Остальные 20 % могут иметь другую: овальную, чашеобразную, сферическую простую, серповидную и пр. Нарушение формы связано с различными заболеваниями (анемией, дефицитом витамина B12, фолиевой кислоты, железа и др.).

Большую часть цитоплазмы эритроцита занимает гемоглобин, состоящий из белка и гемового железа, которое придает крови красный цвет. Небелковая часть представляет собой четыре молекулы гема с атомом Fe в каждой. Именно благодаря гемоглобину эритроцит способен переносить кислород и выводить углекислый газ.

В легких атом железа связывается с молекулой кислорода, гемоглобин превращается в оксигемоглобин, придающий крови алый цвет. В тканях гемоглобин отдает кислород и присоединяет углекислый газ, превращаясь в карбогемоглобин, в результате кровь становится темной.

В легких углекислый газ отделяется от гемоглобина и выводится легкими наружу, а поступивший кислород вновь связывается с железом.

Кроме гемоглобина, в цитоплазме эритроцита содержатся различные ферменты (фосфатаза, холинэстеразы, карбоангидраза и др.).

Оболочка эритроцита имеет достаточно простое строение, по сравнению с оболочками других клеток. Она представляет собой эластичную тонкую сетку, что обеспечивает быстрый газообмен.

На поверхности красных кровяных клеток находятся антигены разных видов, которые определяют резус-фактор и группу крови. Резус-фактор может быть положительным или отрицательным в зависимости от присутствия или отсутствия антигена Rh. Группа крови зависит от того, какие антигены находятся на мембране: 0, A, B (первая группа – 00, вторая – 0A, третья – 0B, четвертая – AB).

В крови здорового человека в небольших количествах могут быть недозрелые эритроциты, которые называются ретикулоцитами.

Их количество увеличивается при значительной кровопотере, когда требуется возмещение красных клеток и костный мозг не успевает их производить, поэтому выпускает недозрелые, которые тем не менее способны выполнять функции эритроцитов по транспортировке кислорода.

Лейкоциты

Лейкоциты – это белые клетки крови, основная задача которых – защищать организм от внутренних и внешних врагов.

Их принято делить на гранулоциты и агранулоциты. Первая группа – это зернистые клетки: нейтрофилы, базофилы, эозинофилы. Вторая группа не имеет гранул в цитоплазме, к ней относятся лимфоциты и моноциты.

Нейтрофилы

Это самая многочисленная группа лейкоцитов – до 70 % от общего числа белых клеток. Свое название нейтрофилы получили в связи с тем, что их гранулы окрашиваются красителями с нейтральной реакцией. Зернистость у него мелкая, гранулы имеют фиолетово-коричневатый оттенок.

Основная задача нейтрофилов – это фагоцитоз, который заключается в захвате болезнетворных микробов и продуктов распада тканей и уничтожении их внутри клетки с помощью лизосомных ферментов, находящихся в гранулах.

Эти гранулоциты борются в основном с бактериями и грибами и в меньшей степени с вирусами. Из нейтрофилов и их остатков состоит гной.

Лизосомные ферменты во время распада нейтрофилов высвобождаются и размягчают близлежащие ткани, формируя таким образом гнойный очаг.

Нейтрофил – это ядерная клетка округлой формы, достигающая в диаметре 10 мкм. Ядро может иметь вид палочки или состоять из нескольких сегментов (от трех до пяти), соединенных тяжами.

Читайте также:  Семенные растения: общая характеристика - биология

Увеличение количества сегментов (до 8-12 и более) говорит о патологии. Таким образом, нейтрофилы могут быть палочкоядерными или сегментоядерными. Первые – это молодые клетки, вторые – зрелые.

Клетки с сегментированным ядром составляют до 65 % от всех лейкоцитов, палочкоядерных в крови здорового человека – не более 5 %.

В цитоплазме находится порядка 250 разновидностей гранул, содержащих вещества, благодаря которым нейтрофил выполняет свои функции. Это молекулы белка, влияющие на обменные процессы (ферменты), регуляторные молекулы, контролирующие работу нейтрофилов, вещества, разрушающие бактерии и другие вредные агенты.

Образуются эти гранулоциты в костном мозге из нейтрофильных миелобластов. Зрелая клетка находится в мозге 5 дней, затем поступает в кровь и живет здесь до 10 часов. Из сосудистого русла нейтрофилы попадают в ткани, где находятся двое-трое суток, далее они попадают в печень и селезенку, где разрушаются.

Базофилы

Этих клеток в крови очень мало – не более 1 % от всего количества лейкоцитов. Они имеют округлую форму и сегментированное или палочкообразное ядро. Их диаметр достигает 7-11 мкм.

Внутри цитоплазмы темно-фиолетовые гранулы разной величины. Название получили в связи с тем, что их гранулы окрашиваются красителями со щелочной, или основной (basic), реакцией.

Гранулы базофила содержат ферменты и другие вещества, принимающие участие в развитии воспаления.

Их основная функция – выделение гистамина и гепарина и участие в формировании воспалительных и аллергических реакций, в том числе немедленного типа (анафилактический шок). Кроме этого, они способны уменьшить свертываемость крови.

Образуются в костном мозге из базофильных миелобластов. После созревания они попадают в кровь, где находятся около двух суток, затем уходят в ткани. Что происходит дальше до сих пор неизвестно.

Эозинофилы

Эти гранулоциты составляют примерно 2-5 % от общего числа белых клеток. Их гранулы окрашиваются кислым красителем – эозином.

У них округлая форма и слабо окрашенное ядро, состоящее из сегментов одинаковой величины (обычно двух, реже – трех). В диаметре эозинофилы достигают 10-11 мкм. Их цитоплазма окрашивается в бледно-голубой цвет и почти незаметна среди большого количества крупных круглых гранул желто-красного цвета.

Образуются эти клетки в костном мозге, их предшественники – эозинофильные миелобласты. В их гранулах содержатся ферменты, белки и фосфолипиды. Созревший эозинофил живет в костном мозге несколько дней, после попадания в кровь находится в ней до 8 часов, затем перемещается в ткани, имеющие контакт с внешней средой (слизистые оболочки).

Функция у эозинофила, как и у всех лейкоцитов, защитная. Эта клетка способна к фагоцитозу, хотя он и не является их главной обязанностью. Они захватывают болезнетворных микробов преимущественно на слизистых оболочках.

В гранулах и ядре эозинофилов содержатся токсичные вещества, повреждающие мембрану паразитов. Их основная задача – защита от паразитарных инфекций.

Кроме этого, эозинофилы принимает участие в формировании аллергических реакций.

Лимфоциты

Это круглые клетки с большим ядром, занимающим большую часть цитоплазмы. Их диаметр составляет 7 до 10 мкм. Ядро бывает круглым, овальным или бобовидным, имеет грубую структуру. Состоит их комков оксихроматина и базироматина, напоминающих глыбы.

Ядро может быть темно-фиолетовым или светло-фиолетовым, иногда в нем присутствуют светлые вкрапления в виде ядрышек. Цитоплазма окрашена в светло-синий цвет, вокруг ядра она более светлая.

В некоторых лимфоцитах цитоплазма имеет азурофильную зернистость, которая при окрашивании становится красной.

В крови циркулируют два вида зрелых лимфоцитов:

  • Узкоплазменные. У них грубое темно-фиолетовое ядро и цитоплазма в виде узкого ободка синего цвета.
  • Широкоплазменные. В этом случае ядро имеет более бледную окраску и бобовидную форму. Ободок цитоплазмы достаточно широкий, серо-синего цвета, с редкими аузурофильными гранулами.

Из атипичных лимфоцитов в крови можно обнаружить:

  • Мелкие клетки с едва просматривающейся цитоплазмой и пикнотическим ядром.
  • Клетки с вакуолями в цитоплазме или ядре.
  • Клетки с дольчатыми, почкообразными, имеющими зазубрины ядрами.
  • Голые ядра.

А еще советуем прочитать:Что такое эритроциты

Образуются лимфоциты в костном мозге из лимфобластов и в процессе созревания проходят несколько этапов деления. Полное его созревание происходит в тимусе, лимфатических узлах и селезенке. Лимфоциты – это иммунные клетки, обеспечивающие иммунные реакции.

Различают T-лимфоциты (80 % от общего числа) и B-лимфоциты (20 %). Первые прошли созревание в тимусе, вторые – в селезенке и лимфатических узлах. B-лимфоциты крупнее по размерам, чем T-лимфоциты. Продолжительность жизни этих лейкоцитов до 90 дней.

Кровь для них – транспортная среда, посредством которой они попадают в ткани, где требуется их помощь.

Действия T-лимфоцитов и B-лимфоцитов различные, хотя и те, и другие принимают участие в формировании иммунных реакций.

Первые занимаются уничтожением вредных агентов, как правило, вирусов, путем фагоцитоза. Иммунные реакции, в которых они участвуют, являются неспецифической резистентностью, поскольку действия T-лимфоцитов одинаковы для всех вредных агентов.

По выполняемым действиям T-лимфоциты делятся на три вида:

  • T-хелперы. Их главная задача – помогать B-лимфоцитам, но в некоторых случаях они могут выполнять роль киллеров.
  • T-киллеры. Уничтожают вредных агентов: чужеродные, раковые и мутированные клетки, возбудителей инфекций.
  • T-супрессоры. Угнетают или блокируют слишком активные реакции B-лимфоцитов.

B-лимфоциты действуют иначе: против болезнетворных микроорганизмов они вырабатывают антитела – иммуноглобулины.

Происходит это следующим образом: в ответ на действия вредных агентов они вступают во взаимодействие с моноцитами и T-лимфоцитами и превращаются в плазматические клетки, продуцирующие антитела, которые распознают соответствующие антигены и связывают их.

Для каждого вида микробов эти белки специфические и способны уничтожить только определенный вид, поэтому резистентность, которую формируют эти лимфоциты, специфическая, и направлена она преимущественно против бактерий.

Эти клетки обеспечивают устойчивость организма к тем или иным вредным микроорганизмам, что принято называть иммунитетом. То есть, встретившись с вредоносным агентом, B-лимфоциты создают клетки памяти, которые эту устойчивость и формируют.

Того же самого – формирования клеток памяти – добиваются прививками против инфекционных болезней. В этом случае вводится слабый микроб, чтобы человек легко перенес заболевание, и в результате образуются клетки памяти.

Они могут остаться на всю жизнь или на какой-то определенный период, по истечении которого требуется прививку повторить.

Моноциты

Моноциты – самые крупные из лейкоцитов. Их количество составляет от 2 до 9 % от всех белых кровяных клеток. Их диаметр доходит до 20 мкм.

Ядро моноцита крупное, занимает почти всю цитоплазму, может быть круглым, бобовидным, иметь форму гриба, бабочки. При окрашивании становится красно-фиолетовым. Цитоплазма дымчатая, синевато-дымчатая, реже синяя.

Обычно она имеет азурофильную мелкую зернистость. В ней могут находиться вакуоли (пустоты), пигментные зерна, фагоцитированные клетки.

Моноциты производятся в костном мозге из монобластов. После созревания сразу оказываются в крови и находятся там до 4 суток. Часть этих лейкоцитов погибает, часть перемещается в ткани, где дозревают и превращаются в макрофагов.

Это самые крупные клетки с большим круглым или овальным ядром, голубой цитоплазмой и большим числом вакуолей, из-за чего кажутся пенистыми. Продолжительность жизни макрофагов – несколько месяцев.

Они могут постоянно находиться в одном месте (резидентные клетки) или перемещаться (блуждающие).

Моноциты образуют регуляторные молекулы и ферменты. Они способны формировать воспалительную реакцию, но также могут и тормозить ее.

Кроме этого, они участвуют в процессе заживления ран, помогая ускорить его, способствуют восстановлению нервных волокон и костной ткани. Главная их функция – фагоцитоз.

Моноциты уничтожают вредные бактерии и сдерживают размножение вирусов. Они способны выполнять команды, но не могут различать специфические антигены.

Тромбоциты

Эти клетки крови представляют собой маленькие безъядерные пластинки и могут иметь круглую или овальную форму.

Во время активации, когда они находятся у поврежденной стенки сосуда, у них образуются выросты, поэтому они выглядят как звезды.

В тромбоцитах есть микротрубочки, митохондрии, рибосомы, специфические гранулы, содержащие вещества, необходимые для свертывания крови. Эти клетки снабжены трехслойной мембраной.

Производятся тромбоциты в костном мозге, но совершенно другим путем, чем остальные клетки. Кровяные пластинки образуются из самых крупных клеток мозга – мегакариоцитов, которые, в свою очередь, образовались из мегакариобластов.

У мегакариоцитов очень большая цитоплазма. В ней после созревания клетки появляются мембраны, разделяющие ее на фрагменты, которые начинают отделяться, и таким образом появляются тромбоциты.

Они выходят из костного мозга в кровь, находятся в ней 8-10 дней, затем погибают в селезенке, легких, печени.

Кровяные пластинки могут иметь разные размеры:

  • самые мелкие – микроформы, их диаметр не превышает 1,5 мкм;
  • нормоформы достигают 2-4 мкм;
  • макроформы – 5 мкм;
  • мегалоформы – 6-10 мкм.

Тромбоциты выполняют очень важную функцию – они участвуют в формировании кровяного сгустка, который закрывает повреждение в сосуде, тем самым не давая крови вытекать. Кроме этого, они поддерживают целостность стенки сосуда, способствуют быстрейшему ее восстановлению после повреждения.

Когда начинается кровотечение, тромбоциты прилипают к краю повреждения, пока отверстие не будет полностью закрыто. Налипшие пластинки начинают разрушаться и выделять ферменты, которые воздействуют на плазму крови.

В результате образуются нерастворимые нити фибрина, плотно закрывающие место повреждения.

Заключение

Клетки крови имеют сложное строение, и каждый вид выполняет определенную работу: от транспортировки газов и веществ до выработки антител против чужеродных микроорганизмов. Их свойства и функции на сегодняшний день изучены не до конца.

Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное количество каждого вида клеток. По их количественным и качественным изменениям медики имеют возможность заподозрить развитие патологий.

Состав крови – это первое, что изучает врач при обращении пациента.

Источник: http://serdec.ru/krov/kletki-funkcii

Микроскопическое строение крови

Микроскопическое строение крови

  1. Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. Обратите внимание на форму эритроцитов при рассматривании их сверху и сбоку. Одинакова ли она у человека и лягушки?Подумайте, почему при рассматривании под световым микроскопом эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.
  2. Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата крови и один лейкоцит из препарата крови человека.
  3. Найдите черты сходства эритроцитов крови человека и лягушки. Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чём их различие?
  4. Сделайте выводы.

При некоторых заболеваниях свёртываемость крови повышается и тромбы образуются в неповреждённых кровеносных сосудах, нарушая кровоток. Если такое случается в сердце, может возникнуть инфаркт (гибель клеток сердечной мышцы), а если в мозге, то инсульт (гибель клеток головного мозга – нейронов и глиальных клеток).

Резус-конфликт матери и плода. Как и все факторы, определяющие группы крови, резус-фактор передаётся по наследству. Если у жены резус-фактор отрицательный, а у её мужа – положительный, то и ребёнок может унаследовать от отца положительный резус-фактор.

Довольно часто случается так, что резус-отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус-белком попадут в её кровь, то иммунная система матери будет вырабатывать антитела к резус-белку и уничтожать эритроциты плода.

Это может привести к целому ряду неблагоприятных последствий.

При первой беременности концентрация в крови этих антител сравнительно невелика и плод развивается, не испытывая их вредных влияний.

При последующих беременностях вероятность возникновения проблем, связанных с резус-конфликтом, повышается. Развитие конфликта возможно и в том случае, если кровь малыша и матери не совместимы по группе.

Однако групповая несовместимость менее опасна и не предвещает таких осложнений, как несовместимость по резус-фактору.

Достижения современной медицины вселяют всё больше надежды на благоприятный исход и оставляют всё меньше шансов на возникновение проблем, связанных с несовместимостью по резус-фактору. Например, малышу может помочь полная замена крови. Операцию по переливанию одногруппной резус-отрицательной крови необходимо провести в течение 36 ч после рождения ребёнка.

  1. Что такое свёртывание крови и каков его механизм?
  2. Какое значение имеет переливание крови?
  3. Что вам известно о совместимости групп крови при её переливании?
  4. Кто такие доноры и реципиенты?
  5. Известна ли вам, ваша группа крови?
Читайте также:  Круговорот воды в природе - биология

Подумайте!
Почему доноров или реципиентов иногда называют универсальными, но в каждом конкретном случае переливания крови предварительно проводят исследования на её совместимость?

Источник: http://blgy.ru/biology8p/blood2-lab

Система кровообращения человека – состав крови, сосуды, строение сердца, иммунитет

Внутренняя среда организма

Кровь – Питательная, транспортная, дыхательная функции;

Лимфа – Защитная, транспортная функции;

Межклеточное вещество – Транспорт веществ между клетками и кровью.

 Форменные элементы крови

Признаки Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Характеристика и строение Очень малы, не имеют ядра, име­ют вид двояко­вогнутых дисков. Содержат белок -гемоглобин. Дви­жутся пассивно с током крови. Крупные бесцвет­ные клетки, имеющие ядро; способны дви­гаться. Мелкие пластин­ки, не имеющие ядра. Содержат белок фибрино­ген.
Количество в 1мм3. 4.5-5 млн. 5-7 тыс. 400 тыс.
Функции Перенос кислоро­да и углекислого газа. Уничтожают бак­терии, разрушаю­щиеся клетки. Принимают уча­стие в свертыва­нии крови.
Место образования Костный мозг. Костный мозг, лимфатические узлы, селезенка. Костный мозг.
Место разрушения Печень, селезенка Всюду Селезенка
Длительность жизни 1 мес От нескольких ча­сов до нескольких дней Несколько часов

Свертывание крови

Свертьшание – это защитное приспособление организма, предохраняющее его от потери крови за счет образования тромба.

Тромб – сгусток свернувшейся крови, закрывающей место повреждения стенки сосуда.

Иммунитет

(Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов за счет выработки антител)

Кровеносные сосуды 

Схема кругов кровообращения

Строение сердца

Часть сердца Особенности строения Функции
Околосердечная сумка Соединительнотканная оболочка сердца, запол­ненная жидкостью. Увлажнение сердца и уменьшение трашя при его сокращениях.
Левое предсердие Тонкая мышечная стен­ка. Место впадения полых вен, несущих венозную кровь от внутренних органов.
Левый желудочек Отделен от левого пред­сердия двустворчатым клапаном. Мышечная стенка толстая. Начало легочной арте­рии, несущей венозную кровь к легким.
Правое предсердие Тонкая стенка. Принимает из легочной вены артериальную кровь.
Правый желудочек Отделен от правого предсердия трехстворча­тым клапаном; мышеч­ная стешса наибольшей толщины. Отправляет кровь в аорту к внутрешгим ор­ганам.

Сердечный цикл 

Фаза Время Предсердия Желудочки
1 0,1 с Сокращаются Расслабляются
2 0,3 с Расслабляются Сокращаются
3 0,4 с Расслабляются Расслабляются
Регуляция работы сердца
Нервная(нервные окончашы находятся в стенках сердца)Изменение сокращений под действием:1) Саморегуляции.2) Боли.3) Мышечной работы.4) Эмоций. Гуморальная(с помощью гормонов)1) Увеличение сокращений – под действием адреналина, солей кальция.2) Уменьшение сокращений – под действием ацетилхолина, солей калия

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

Источник: http://infotables.ru/biologiya/262-biologiya-chelovek-krov-i-krovoobrashchenie

Урок биологии по теме “Кровь (обобщение)”. Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”

Урок биологии по теме “Кровь (обобщение)”. Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: «Кровь».

Оборудование:

  • микроскопы, пластилин;
  • микропрепараты крови человека и лягушки»;

Каждый ученик, заходя в кабинет берет букву алфавита (магнитные буквы). Оставшиеся буквы на доске – для всех ребят класса.

Приложение

– Философы Древней Греции считали её носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – … (кровь).

Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви.

Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз: «кровь за кровь», «кровные братья», «кровная месть».

А сейчас мы проведем викторину «Алфавит».

Алфавит (по теме Кровь).

А Склеивание эритроцитов … (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию … (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется … (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов … (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный … (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и … (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества … (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме … (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным … (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является … (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются … (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь … (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ … (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови … (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови … (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл … (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет … (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом … (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется … (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь … (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется … (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови … (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма … (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких … (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании … (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин … (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию … (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови … (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ … (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей … (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови … (эритроциты).

Ю (юмор) – Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты!

– Да, доктор! Я всё сделала! – Результат готов? – Готов! Ровно шесть литров!

ЯЭтого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  … (ядро).

Цель работы:

Порядок работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.  Объясните ______________________________________________________
  2. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ____________________________________________________

Проблемные вопросы:

  1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?
  2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
  3. Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?

Задание на моторику: из пластилина слепить эритроцит человека и лягушки.

Пока учащиеся лепят, учитель может прочитать стихотворение Э.Асадова «Золотая кровь».

«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека».
(Из журнальной статьи.)

Не так давно ученые открыли

Пусть небольшой, но золотой запас. Они его не в рудниках отрыли,

Они его нашли в крови у нас.

И пусть всего-то малая частица,

Не в этом суть, а суть, наверно, в том, Что в нашем сердце золото стучится, И мы весь век живем, как говорится,

Согреты этим золотым огнем.

Мы знаем фразу: золотые руки!»

Иль, скажем: «Золотая россыпь слов!» Теперь буквально с помощью науки

Сказать мы вправе: «Золотая кровь!»

И может быть, с момента первородства,

Чем было больше золота в крови, Тем больше было в людях благородства,

И мужества, и чести, и любви.

И я уверен в том, что у Чапая,

У Фучика, у Зои, у таких, Кто отдал жизнь, не дрогнув, за других,

Струилась кровь по жилам золотая!

И право, пусть отныне медицина,

Ребят готовя в трудные бои, Глядит не на процент гемоглобина,

А на проценты золота в крови.

И нет верней проверки на любовь,

На мужество и стойкость до конца. Где полыхает золотая кровь, Там бьются настоящие сердца! Работа в группах. По одной задаче на каждую группу. Дается время на обсуждение и за тем озвучивается ответ.

1. Было у фермера два сына…

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери. 

Группы крови в семье были следующие: фермер – AB, мать – 0, первый сын – АВ, второй сын – В. Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и… отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

2. Переполох в родильном доме.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно.

Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей.

Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот. Какой маме и какого новорожденного нести? 

Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.

Младенцы обладают группами крови I, II, III, IV.

Группы крови родительских пар: Первая пара – I и I. Вторая пара – IV и I.  Третья пара – II и III.  Четвертая пара – III и III.

3. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

приложение Карточка для ученика

Цель работы:

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.
  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Порядок работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
Признаки Общее для 2-х организмов Характерные для человека Характерные для лягушки
Наличие клеточной мембраны
Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина
Наличие ядра
Форма вогнутого диска
Форма выпуклого диска
Функция-перенос кислорода
  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.  Объясните ________________________________________________________
  2. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении ______________________________________________________
Читайте также:  Семейства класса двудольные - биология

Источник: http://www.uverenniy.ru/urok-biologii-po-teme-krove-obobshenie-laboratornaya-rabota-mi.html

Внутренняя среда организма. кровь, ее функции. клетки крови. плазма крови. лабораторная работа № 8 изучение микроскопического строения крови

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

– Внутренняя среда – это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов.

Задание. Используя текст учебника, определите составные части внутренней среды организма.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

– Основу внутренней среды составляет межклеточное вещество, или как еще его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды также входят кровь и лимфа. У человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам.

Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клетками и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость, сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но в то же время отличающаяся от них.

Это лимфа.

Состав внутренней среды организма мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды. Подумайте и запишите в течение двух минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся.

– Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

Кровь выполняет следующие функции:

1. Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции:

а) дыхательная – переносит кислород и углекислый газ;

б) питательная – транспортирует питательные вещества;

в) выделительная – выносит и удаляет из организма ненужные продукты метаболизма (приносит к почкам).

2. Терморегуляционная – регулирует температуру тела.

3. Защитная – клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови – тромба. Тромб образуется в том месте, где поврежден сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери.

4. Регуляторная – поддерживает в организме гомеостаз. Гомеостаз – это относительное постоянство химического состава и физических свойств. Основная функция лимфы – защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови).

На долю плазмы приходится 55-60 % объема крови, а оставшиеся 40- 45 % – на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей. К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу:

КЛЕТКИ КРОВИ

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Предлагают свои варианты ответов

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Источник: http://www.compendium.su/biology/8klass/35.html

Урок биологии по теме “Кровь (обобщение)”. Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки” : Биология

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: «Кровь».

Оборудование:

  • микроскопы, пластилин;
  • микропрепараты крови человека и лягушки»;
  • листочки с анализом крови.

Каждый ученик, заходя в кабинет берет букву алфавита (магнитные буквы). Оставшиеся буквы на доске – для всех ребят класса.

Ход урока

Приложение

– Философы Древней Греции считали её носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – … (кровь).

Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви.

Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз: «кровь за кровь», «кровные братья», «кровная месть».

А сейчас мы проведем викторину «Алфавит».

Алфавит (по теме Кровь).

А Склеивание эритроцитов … (агглютинация).

Б Антиген, способный вызвать иммунную реакцию … (бактерии).

В Препарат из ослабленных микробов (или их ядов) называется … (вакцина).

Г Разрушение эритроцитов … (гемолиз).

Д Первую вакцину изобрел английский учёный … (Дженнер Эдуард).

Е Иммунитет может быть искусственный и … (естественный).

Ё (!) Жидкая часть крови, выполняющая роль межклеточного вещества … (плазма).

Ж Малокровие (анемия) может возникать у человека при недостатке в организме … (железа).

З (буква в слове есть) Этот белок, находящийся в эритроцитах, может быть как отрицательным так и положительным … (резус-фактор).

И Против вирусов борется сама клетка, выделяя особые вещества, одним из которых является … (интерферон).

Й(!) Чужеродные вещества, способные вызывать иммунную реакцию называются … (антигенами).

К Прибор для подачи жидких веществ в кровь … (капельница). Гемоглобин, несущий угарный газ … (карбоксигемоглобин).

Л Австрийский иммунолог, Нобелевский лауреат, открывший группы крови … (Ландштейнер Карл). Белые клетки крови … (лейкоциты).

М Иммунитет, являющийся неспецифическим и осуществляемый лейкоцитами путём фагоцитоза открыл … (И.И. Мечников).

Н Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это иммунитет … (наследственный).

О Гемоглобин соединенный с кислородом … (оксигемоглобин).

П Процедура введения вакцины называется … (прививка).

Р Человек, которому перелили кровь … (реципиент).

С Препарат с готовыми антителами называется … (сыворотка).

Т Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови … (тромбоциты). Компонент (один из видов) внутренней среды организма … (тканевая жидкость).

У (уравнение) Реакция образования оксигемоглобина в легких … (Hb + 4O2 = HbO8).

Ф Белок в плазме крови, участвующий в свертывании … (фибриноген).

Х (хороший витамин) Для образования тромба необходимо, чтобы в крови были соли кальция витамин … (К).

Ц (цифра) Физиологический раствор содержится в плазме крови и тканевых жидкостях организма и имеет концентрацию … (0,9 %).

Ч (буква в слове есть) Орган в котором разрушаются клетки крови … (печень).

Ш (шифр) Расшифруй СОЭ … (скорость оседания эритроцитов).

Щ(!) Инфекционные болезни, поражающие преимущественно детей … (корь, ветрянка, краснуха, свинка, коклюш).

Э Красные клетки крови … (эритроциты).

Ю (юмор) – Сестра, я Вам поручал взять кровь у Петрова из пятой палаты! – Да, доктор! Я всё сделала! – Результат готов?

– Готов! Ровно шесть литров!

Я Этого нет у эритроцитов, но есть у лейкоцитов  … (ядро).

Медицинская консультация

Ребята, у вас на столах лежат листочки с анализом крови Золушки, старухи из сказки А.С. Пушкина и Мальвины. Внимательно прочитайте и поставьте правильный диагноз героям любимых детских книг. (Приложение 1).
Диагноз:
1. Золушка – анемия. 4. Старуха – хронически протекающая инфекция. 5. Мальвина – ОРВИ, грипп?

Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

Цель работы:

  1. Изучить строение крови человека и лягушки.
  2. Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Порядок работы:

  1. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.
  2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

  1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.
  3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу
Признаки Общее для 2-х организмов Характерные для человека Характерные для лягушки
Наличие клеточной мембраны
Наличие в цитоплазме клетки гемоглобина
Наличие ядра
Форма вогнутого диска
Форма выпуклого диска
Функция-перенос кислорода
  1. Эритроциты чьей крови – человека или лягушки способны переносить больше кислорода.
    Объясните ___________________________________________________________________
  2. Запишите вывод: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении
    _____________________________________________________________________________

Проблемные вопросы:

  1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты, к каким последствиям это приведет?
  2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
  3. Почему в течение 3-4 ч после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?

Задание на моторику: из пластилина слепить эритроцит человека и лягушки.

Пока учащиеся лепят, учитель может прочитать стихотворение Э.Асадова «Золотая кровь».

«Ученые Грузии нашли золото в составе крови человека».
(Из журнальной статьи.)

Решение задач на группы крови

1. Было у фермера два сына…

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери. Группы крови в семье были следующие: фермер – AB, мать – 0, первый сын – АВ, второй сын – В.

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и… отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

2. Переполох в родильном доме.

В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Принимала роды одна акушерка, а чем занимался остальной медперсонал науке неизвестно.

Но как бы там ни было, все роды прошли хорошо, и всё было бы ничего, да уставшая акушерка забыла надеть бирки на малышей. Малышей унесли, но вот когда пришло время кормления дело начало принимать скандальный оборот.

Какой маме и какого новорожденного нести?
Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите акушерке развесить бирочки.

Младенцы обладают группами крови I, II, III, IV.

Группы крови родительских пар: Первая пара – I и I. Вторая пара – IV и I. Третья пара – II и III.

Четвертая пара – III и III.

3. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/637481455.php

Ссылка на основную публикацию