Многообразие водорослей, Биология

Водоросли растут в морях, озерах, реках и стоячих водах. Тело водорослей не имеет тканей и органов и называется талломом, или слоевищем. По строению и форме водоросли бывают: одноклеточные со жгутиками или без них, колониальные и многоклеточные (рис. 1).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.1 Разнообразие водорослей

Размножение водорослей

Водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым путями. При вегетативном размножении одноклеточных водорослей клетка делится на две части. Талломы многоклеточных водорослей делятся на несколько частей.

При бесполом размножении образуются споры со жгутиками или без них. Из спор вырастают взрослые водоросли.

При половом размножении созревшие мужские и женские половые клетки (гаметы) соединяются, образуя зиготу. Она делится па части, и образуются новые водоросли.

Одноклеточные водоросли

Хлоропласты водорослей называют хроматофорами. Хотя все водоросли содержат хлорофилл, не все они зеленые. Видимый цвет у хроматофор разный. В систематике принято выделять отделы зеленых, бурых, красных, диатомовых водорослей.

Клетки зеленых водорослей накапливают крахмал, образовавшийся в процессе фотосинтеза. Зеленые водоросли обитают и в пресной, и в соленой воде. Они лучше всего улавливают не рассеянный свет, поэтому живут на небольшой глубине. Одноклеточные зеленые водоросли — обязательный компонент планктона.

Типичной для одноклеточных является хламидомонада. Хламидомонады обитают в стоячей воде. Их чашевидный хроматофор зеленого цвета, также у них есть красный светочувствительный глазок и два хорошо развитых жгутика (рис. 2).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.2 Строение хламидомонады (1-жгутики, 2- пульсирующие вакуоли, 3-оболочка клетки, 4-ядро, 5-цитоплазма, 6-хроматофор, 7-красный глазок)

Под действием солнечных лучей водоросли всей поверхностью тела поглощают минеральные соли воды и углекислый газ и образуют органические вещества, которыми питаются. Вместе с тем они выделяют кислород и дышат им.

Летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады (рис.3 А).

При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно.

При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной зигота делится. В результате деления образуется четыре клетки — молодые хламидомонады.

Это половой способ размножения (рис.3 Б).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.3 Размножение хламидомонады: А — бесполое, Б — половое

Хлорелла также относится к одноклеточным зеленым водорослям. В отличие от хламидомонады у нее нет жгутиков, помогающих быстро передвигаться, и красного глазка (рис.4).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.4 Строение хлореллы (1-оболочка, 2-ядро, 3-цитоплазма, 4-хроматофор)

Еще одно отличие хлореллы состоит в том, что она размножается только бесполым путем: цитоплазма в клетке делится на несколько частей, и в каждой из них образуются споры без жгутиков. Каждая спора вырастает во взрослую хлореллу. Образовавшаяся хлорелла уже через сутки может размножаться сама. Способность хлореллы быстро размножаться имеет широкое применение (рис.5).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.5 Бесполое размножение хлореллы

Многоклеточные зеленые водоросли

Кроме одноклеточных водорослей в водоемах обитают и многоклеточные представители. В зависимости от пигмента они подразделяются на зеленые, бурые и красные.

Одним из представителей зеленых водорослей является — спирогира (рис. 4). Эта нитчатая водоросль состоит из одного ряда удлиненных клеток. Вместе с другими водорослями она придает воде зеленый оттенок.

На ощупь она шелковистая, слизистая и мягкая. Удлиненные клетки в нитях расположены в один ряд. Их хроматофоры в виде одной или нескольких лент расположены спирально. Спирогира размножается вегетативно — разрывом нити.

Для них характерно и половое размножение — слияние целых клеток.

Многообразие водорослей, Биология

Рис.4 Строение спирогиры (1-вакуоль, 2-хроматофор, 3-цитоплазматический тяж, 4-оболочка)

Другой представитель многоклеточных нитевидных водорослей — улотрикс. Он растет на дне проточных вод, закрепившись на субстрате. В отличие от спирогиры его зеленые хроматофоры имеют форму широкого браслета.

При бесполом размножении улотрикс образует жгутиковые зооспоры. При половом размножении происходит слияние гамет с образованием зиготы.

После деления из зиготы образуются безжгутиковые споры, которые дают начало новым водорослям (рис.5).

Многообразие водорослей, Биология

Рис.5 Бесполое (слева) и половое (справа) размножение улотрикса

Водоросли — низшие растения, их тело — таллом, или слоевище, не разделяется на ткани и органы. Они размножаются вегетативно (кусочками тела), бесполым (спорами со жгутиками) и половым (гаметами) путями.

Все водоросли содержат хлорофилл в хроматофоре. В систематике выделяют бурые, красные, диатомовые и зеленые водоросли. К одноклеточным зеленым относится хлорелла (только бесполое размножение), хламидомонада (чашеобразный хроматофор).

Многоклеточные — спирогира (спиральный хроматофор, не прикреплен), улотрикс (прикреплен ко дну ризоидами, хроматофор в виде широкого браслета).

  Морские красные и бурые водоросли. Значение водорослей.

Урок 36. Водоросли. Общая характеристика водорослей

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты
Читайте также:  Строение и жизнедеятельность Саркожгутиковых, Биология

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: познакомить с группой растений, называемых водорос­лями; дать представление о водорослях как о наиболее древних представителях растений; познакомить со средой обитания во­дорослей, раскрыть особенности строения тела одноклеточных зеленых водорослей как наиболее просто организованных пред­ставителей растительного мира, дать представление о способах их размножения; продолжить формирование знаний о высших и низших растениях; формировать умения работать с микроско­пом и навык выполнения биологического рисунка.
  9. Оборудование и материалы: таблица «Одноклеточные водо­росли», кусочки древесной коры с налетом одноклеточных водо­рослей, горшок с комнатным растением, на поверхности почвы которого обитают одноклеточные водоросли, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума.
  10. Ключевые слова и понятия: водоросли, отдел зеленые водо­росли, отдел бурые водоросли, отдел красные водоросли; низшие растения, таллом (слоевище), одноклеточные водоросли, много­клеточные водоросли; цветение воды, хламидомонада, хлорелла; жгутики, оболочка, цитоплазма, ядро, светочувствительное тельце (глазок), пульсирующие вакуоли, хроматофор; положительный фототаксис; половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, зооспора.
  11. Ход урока
  12. I. Актуализация знаний
  13. Ответьте на вопросы.
  14. Что такое систематика?
  15. В чем состоят основные заслуги Карла Линнея?
  16. Какие из перечисленных растений относятся к одному роду: радиола розовая, береза пушистая, подорожник большой, лютик едкий, береза бородавчатая, подорожник ланцето­листный, лютик золотистый?
  17. Что такое вид?

.Что такое сорт?

В какую систематическую группу объединяют несколько сходных по своему строению и происхождению родов?

7..Приведите примеры двойных названий растений.

8.В каких случаях название растения может состоять не из двух, а из большего количества слов?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли — большая группа растений, которая включает в себя несколько от­делов. Мы познакомимся с представителями только трех отделов: зеленые водоросли, бурые водоросли и красные водоросли.

Многообразие водорослей, Биология

Вы, наверное, неоднократно видели водоросли. Где они обитают? (Чаще всего в воде.)

В каких водах могут жить водоросли? (Ответы учащихся.)

Водоросли живут и в пресных, и в соленых водоемах. Могут жить в стоячей воде (пруды, озера) и в проточной воде (реки).

Многообразие водорослей, Биология

А где еще встречаются водоросли? (Ответы учащихся.)

  • Водоросли также могут обитать на влажной почве, на коре
  • деревьев, растущих во влажных местах.
  • Учитель демонстрирует водоросли в аквариуме, на коре де­рева, на поверхности почвы в горшке с комнатным растением.)

Вам наверняка знакома теория о том, что жизнь зародилась в воде. Водоросли — одни из самых древних растений. Благодаря этому они имеют наиболее простое строение. Но, несмотря на это, различные группы водорослей имеют разных предков, а следова­тельно, достаточно сильно отличаются друг от друга.

Вспомните, к каким растениям — высшим или низшим — относятся водоросли. (Водоросли относятся к низшим ра­стениям.)

В чем состоит принципиальное отличие высших растений от низших?

Низшие растения не имеют дифференцированных органов — корней, стеблей, листьев и т. д. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие опре­деленные функции.

У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Водоросли осуществляют эти функции всей поверхностью тела.

Тело водорослей, не дифференцирован­ное на органы, называют талломом, или слоевищем.

Читайте также:  Важнейшие зерновые культуры из семейства злаков, Биология

Как вы думаете, почему у водорослей нет органов? (Ответы учащихся.)

  1. Так как водоросли обитают в воде или во влажной среде, они могут поглощать различные вещества всей поверхностью, соот­ветственно и фотосинтезировать.
  2. Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточ­ные организмы, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.
  3. Изучение мы начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Многообразие водорослей, Биология

Наверное, вы неоднократно летом наблюдали цветение воды в мелких водоемах. Вода приобретает зеленовато-изумрудный оттенок благодаря большому количеству одноклеточных водо­рослей, которые размножились там в благоприятных условиях. В цветущей воде чаще всего встречаются одноклеточные зеленые водоросли хламидомонада или хлорелла.

Многообразие водорослей, Биология

Хламидомонада (в переводе с греч. — «простейший организм, покрытый одежкой») имеет грушевидную форму тела, на перед­нем, более узком, конце тела находятся два жгутика, при помо­щи которых водоросль может двигаться.

Тело растения покрыто прозрачной оболочкой, под которой находятся цитоплазма с рас­положенным в ней ядром, красное светочувствительное тельце (глазок), крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две небольшие пульсирующие вакуоли, служащие водоросли для вы­деления избытков воды и ненужных веществ. Большую часть пространства клетки занимает хроматофор, содержащий пигмент хлорофилл, а также и другие пигменты.

Почему водоросль имеет зеленый цвет? (Ответы учащихся.)

Зеленый цвет водоросли придает пигмент хлорофилл, содер­жащийся в хроматофоре.

О чем говорит наличие хлорофилла в водоросли? (Ответы учащихся.)

Это свидетельствует о способности хламидомонады к фото­синтезу, т. е. образованию органических веществ из неорганиче­ских (углекислых газ и вода).

Как вы думаете, какое преимущество у свободно плавающей водоросли? (Ответы учащихся.)

Растение, способное к свободному передвижению, может са­мостоятельно выбрать наиболее благоприятное место.

Как вы считаете, какие условия будут наиболее подходящи­ми для фотосинтезирующей зеленой водоросли? (Ответы учащихся.)

Наиболее оптимальным вариантом для нее является нали­чие яркого солнечного света. Если постоянно освещать емкость с водой, в которой обитают хламидомонады, с одной стороны, то через некоторое время можно заметить, что там появились скопления этих растений.

Светочувствительный глазок водоросли воспринимает свет, и с помощью жгутиков она движется в сторону более освещенного места. Это стремление к свету называют поло­жительным фототаксисом.

Но хламидомонада способна не только питаться продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые орга­нические вещества всей поверхностью тела.

Хлорелла имеет шарообразную форму. Тело клетки также по­крыто оболочкой, под которой находятся цитоплазма с ядром и крупный хроматофор.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие одноклеточные зеленые водоросли вы знаете? При­ведите примеры.

  • В каких средах обитают водоросли?
  • Каково строение одноклеточной зеленой водоросли хла­мидомонады?
  • Как называется тело водорослей?
  • Объясните, почему у водорослей нет дифференциации ор­ганов.
  • Какова функция хроматофора?
  • Каково значение светочувствительного глазка?
  • Какие общие черты и различия можно заметить в строении хламидомонады и хлореллы?
  • Какими способами может размножаться хлорелла?
  • Какими способами может размножаться хламидомонада?
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 38; учебник В.В. Пасечника § 12.)

Творческое задание. Вылепить из цветного пластилина объем­ную модель одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады и хлореллы. Модель можно также сделать из соленого теста.

Для этого надо взять в равных пропорциях пшеничную муку и соль, добавить воды и замесить густое тесто. Вылепить модель, поста­вить в духовку на небольшой огонь и держать, пока она не за­твердеет. Вынуть и остудить изделие.

Раскрасить его красками. В завершение можно покрыть модель лаком.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попросить у учителя небольшое количество культуры одноклеточной водо­росли хламидомонады. Поместить водоросли в банку с питатель­ным раствором и накрыть ее кусочком стекла.

Через некоторое время на стенке прозрачной емкости, обращенной к свету, образу­ется зеленый налет. Это и есть скопление одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады. Нужно наблюдать за ходом опыта.

Данные об изменении цвета и состава воды заносить в специаль­ную тетрадь.

  1. Водоросли. Учебныйфильм
  2. Водоросли
  3. Биология |Подготовка к ЕГЭ 2017 | Низшие растения Водоросли
  4. Биология 6 Низшие растения водоросли
  5. Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Многообразие водорослей. – презентация

  • 1 МНОГООБРАЗИЕВОДОРОСЛЕЙ
  • 2
  • 3
  • 4 Одноклеточная водоросль хламидомонада
  • 5 Жизненный цикл хламидомонады
Читайте также:  Бактерии — живые организмы - биология

6 В верхних слоях воды при хорошем освещении бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя. бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя.

7 (Closterium), род зелёных водорослей. Клетки одиночные до 640 мкм

8 – одноклеточная зеленая водоросль сем. касмариевых, встречающаяся в озерах, реках, ручьях, канавах, прудах

9 Харовые – самые развитые из зелёных водорослей. Нителла внешне похожа на хвощи и часто становится украшением аквариумов. Нителла

10 Это оригинальное шаровидное растение представляет собой колонию зеленых водорослей и достигает см в диаметре. В аквариуме растение служит прекрасным естественным фильтром, так как может пропустить через себя значительный объем воды.

  1. 11 Съедобные зеленые морские водоросли, размером около 10–12 см
  2. 12 Ульва
  3. 13 (Spirogyra) – нитчатые неветвящиеся водоросли ярко- зеленого цвета, около 300 видов которых широко распространены в пресных водоемах всего земного шара.
  4. 14 -сферическая колония одноклеточных жгутиковых водорослей от 0,5 до 3 мм в диаметре
  5. 15 Вольвокс

16 или диатомеи (лат. Bacillariophyta) группа простейших водорослей, отличающаяся наличием у клеток своеобразного «панциря». Панцирь состоит из двух половинок.лат.простейших водорослей

17 Диатомовые водоросли – одни из наиболее древних жителей нашей планеты. Многие из них имеют причудливую форму. Их очень много в верхних слоях мирового океана.

18 Пиннулярия Снаружи диатомеи покрыты панцирем, который состоит из кремнезёма. Панцирь образован из двух половинок, одетых как крышка на коробку.

19

20 хетоцерос фрагилярия мастоглора голубая навикула морская пиннулярия

21 (лат. Navicula) (лодочка) – самый большой род диатомовых водорослей, состоит из более 10 тысяч видов.лат. Навикула

  • 22 Отдел (Phaeophyta), возможно, самый совершенный среди водорослей, включает в себя 1500 видов (3 класса), большинство из которых – морские организмы. Отдельные экземпляры бурых водорослей могут достигать в длину 100 м; они образуют настоящие заросли
  • 23 род бурых водорослей. Слоевище длиной до 60 м (масса до 150кг) с листообразными пластинами (самые крупные водоросли)
  • 24 В дальневосточных морях и морях северного ледовитого океана растёт ламинария – всем знакомая морская капуста.
  • 25 Это – морская бурая водоросль с длинной, лентообразной пластиной-слоевищем до метров длины.
  • 26 Водоросли рода фукус являются одними из наиболее обычных водорослей прибрежной зоны холодных морей.
  • 27

28 (Sargassum), род бурых водорослей класса циклоспоровых. Слоевища однолетние или многолетние, кустистые, дл. 0,52 м

29 Слоевище до 2 м дл., редко более, и 3-20 см шириной. Растет в Белом, Баренцевом и Карском морях.

30 (Rhodophyta) обладают характерной красной окраской. Багрянки обитают преимущественно в морях, иногда на большой глубине.

  1. 31 Пластина однослойная, иногда складчатая, розового или красноватого цвета, до 25 см высотой, неправильно округлой или овальной формы
  2. 32
  3. 33 Слоевище пластинчатое, крупное, до 50 см высотой, простое или чаще разветвленное.
  4. 34
  5. 35
  6. 36 Одонталия Делессерия

37 Значение водорослей в природе Значение водорослей в природе : Поглощение углекислого газа. Поглощение углекислого газа. Выделение кислорода. Выделение кислорода. Источник питания. Источник питания. Место обитания животных и рыб. Место обитания животных и рыб. Панцири диатомовых – Панцири диатомовых – источник диатомитов. источник диатомитов.

38

39 Значение водорослей для человека : Продукты питания Продукты питания Источник агар-агара Источник агар-агара Косметология Косметология Медицина Медицина Источник йода и минер.

веществ Источник йода и минер. веществ Удобрения Удобрения Источник калийных солей Источник калийных солей Корм для скота Корм для скота Биологическая очистка Биологическая очистка сточных вод.

сточных вод.

40

41 Существует несколько видов съедобных водорослей: ламинария фукус порфира ульва далс лиму спирулина

42 Семейство водорослей ламинария насчитывает около 30 видов. На дальнем востоке России морская капуста растёт в больших количествах. В некоторых странах (Японии, Китае и Корее) ламинарии выращиваются специально.

43 бурые водоросли, из которых делают пластинки для суши и роллов, так же полезны, как их остальные собратья. Известно около 25 видов порфиры, большая часть из которых используется в японской кулинарии.

44 Ульва или морской салат используется как гарнир к блюдам из морепродуктов. Встречается в тёплых морях, например в Чёрном.

45 добывается только в прибрежных районах японской акватории. Иногда эти красивые водоросли называют «зелёной икрой» или «морской икрой» за свойство круглых листков лопаться во рту, подобно икринкам. Вкус водоросли солоноватый, тонкий.

  • 46
  • 47
  • 48 Лист для обёртывания “Ламинария” в настоящее время широко и эффективно используется для снижения веса и профилактики целлюлита.

49 – натуральный витаминно- минеральный комплекс, состоящий из микроводоросли спирулины и морской водоросли ламинарии. Состав: природный комплекс витаминов (А, Е, D, С, РР, В1, В2, В6, В12, пантотеновая и фолиевая кислоты); макро- и микроэлементы (натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, цинк, медь, селен, сера, бром, йод).

50 Крем косметический Биомаска Шампунь Экстракт для ванн

51

Ссылка на основную публикацию