Окружность грудной клетки: таблица оптимальных значений у детей и взрослых, как измерять объем и алгоритм
Для оценки состояния организма врачам приходится измерять разные показатели, у каждого из которых есть свои особенности и значимость. Один из этих показателей – окружность грудной клетки, которую измеряют как у детей, так и у взрослых.
Алгоритм измерений
Величина окружности грудной клетки позволяет оценить поперечные размеры человеческого тела. Эти размеры имеют определенные нормы, на которые ориентируются врачи, благодаря чему удается по результатам измерений выяснить, имеются ли отклонения в развитии ребенка или самочувствии взрослого человека.
Следует сказать, что нормы в этом случае, как и во многих других, являются относительным понятием, несмотря на то, что существует определенная таблица оптимальных значений. На окружность грудной клетки могут влиять многие обстоятельства помимо болезней, поэтому не стоит делать преждевременные выводы при обнаружении отклонений от нормы.
Врач должен проанализировать все аспекты, которые могли повлиять на объем грудной клетки и лишь после этого принимать решение. Поэтому, когда нужно оценить обхват груди, подразумевается сравнение со средними значениями согласно возрасту.
Чтобы результаты были точными, необходимо знать, как измерить данный показатель, и придерживаться определенных правил:
- Наиболее простой способ измерить окружность грудной клетки у детей и взрослых – это использовать мягкую сантиметровую ленту.
- Измерения выполняются стоя (стоять должен и измеряющий, и измеряемый).
- Руки пациенту следует опустить вниз.
- Ленту нужно накладывать не слишком свободно, но и не туго – она не должна быть препятствием для дыхания.
- Замеры производятся в области 4-й пары ребер на передней части тела и по нижним границам лопаток – сзади. То есть измерительная лента должна проходить по этим участкам.
- Положение ленты – строго горизонтальное.
Измерение окружности грудной клетки и у детей, и у взрослых выполняется таким способом. Если ребенок совсем маленький, допустимо делать это, когда малыш находится в лежачем положении. Есть некоторые отличия в ходе измерения груди у женщин и мужчин.
Когда замеряется данный показатель у мужчины, лента должна укладываться под сосками. Если нужно узнать окружность грудной клетки у женщины, следует прикладывать ленту либо под грудью, либо над ее основанием.
То есть измерить объем груди нужно во время активного вдоха, а потом – после максимального выдоха. Эти данные тоже способствуют уточнению диагноза и выявлению особенностей развития.
к оглавлению ↑
Зачем нужно делать такие измерения?
Необходимость в таких данных обусловлена несколькими обстоятельствами, которые отличаются для взрослых и детей. Далее рассмотрим подробнее цели таких измерений у разных возрастных групп.
к оглавлению ↑
Цели измерения у детей
В отношении маленьких пациентов такую процедуру используют для того, чтобы удостовериться в правильном их развития. Дело в том, что грудная клетка ребенка очень активно растет по мере развития внутренних органов, дыхательных мышц и всего тела целиком.
В ходе многолетних исследований и наблюдений за детьми была разработана таблица, учитывая которую, можно определить, насколько гармонично и в соответствии с возрастом развивается малыш. Данная таблица указывает средние величины данного критерия на разных возрастных этапах, благодаря чему врач устанавливает, нормально ли развивается дитя.
Некоторые отклонения от этой таблицы допустимы, но при серьезных расхождениях требуется тщательный анализ и диагностика, чтобы установить причины такого неблагоприятного явления. При этом следует сказать, что слишком высокие значения объема грудной клетки ничуть не лучше слишком низких значений.
О том, насколько гармонично развивается маленький пациент, можно судить, опираясь на рассматриваемый критерий в сочетании со многими другими, такими как вес, рост, обхват головы и пр. Именно соответствие этих параметров друг другу, а также возрастным нормам позволяет установить, правильно ли идет развитие ребенка.
к оглавлению ↑
Проведение замеров у взрослых
У взрослых измерения такого типа направлены на обнаружение патологий или на уточнение диагноза. В определенном возрасте рост грудной клетки прекращается, и его изменения возможны лишь при развитии заболеваний.
Чаще всего это болезни органов дыхания (например, эмфизема, которая вызывает увеличение грудной клетки), но иногда такие изменения связаны и с другими проблемами. При наличии гормональных сбоев у человека может измениться вес, за счет чего увеличивается и объем груди.
Величина окружности не является основным методом диагностики болезней, ее применение для взрослых людей является редкостью, поскольку есть большое количество методов, отличающихся большей информативностью. А вот для детей первого года жизни данная процедура обязательна, потому что без нее очень трудно оценить, насколько полноценно протекает развитие ребенка.
к оглавлению ↑
Нормальные показатели и отклонения
Ниже представлена таблица, в которой указаны средние значения окружности груди в разном возрасте. В ней представлена усредненная величина обхвата грудной клетки для представителей мужского и женского пола в сантиметрах и в процентном отношении к длине тела. Врачи должны знать эти значения, чтобы эффективно работать с пациентами разного возраста.
Таблица измерений
Надо сказать, что значения этого показателя у девочек и женщин несколько меньше, чем у мальчиков и мужчин. Например, обхват груди у мужчин в среднем превышает его у женщин на 5 см. Но это не означает, что обязателен именно такой вариант. Существует немало причин, по которым грудная клетка девочки может оказаться больше, чем она же у мальчика, и дело здесь будет вовсе не в наличии патологий.
Поэтому не стоит слишком беспокоиться при обнаружении отклонений от нормы. Если диагностические процедуры, назначенные врачом, не обнаружили никаких проблем, это означает, что все в порядке.
Высока вероятность того, что дальнейший рост окружности груди замедлится или ускорится, и в результате сравняется с нормой.
Показатели экскурсии вычисляются в ходе вычитания результатов при максимальном выдохе из величины результатов максимального вдоха. Нормальным считается ее значение от 5 до 9 см. Отклонения в большую или меньшую сторону могут свидетельствовать о проблемах с органами дыхания.
Но лишь по этой причине назначать лечение не станет ни один специалист, во всяком случае, без дополнительных диагностических мероприятий.
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать – поставьте оценку
Загрузка…
Источник: http://OPnevmonii.ru/grudnaya-kletka/kak-izmerit-obem-grudnoj-kletki.html
Развитие грудной клетки детей и подростков
Грудную клетку составляют 12 пар ребер.
Истинные ребра (первая – седьмая пары) с помощью хрящей соединяются с грудиной, из остальных пяти ложных ребер хрящевые концы восьмой, девятой и десятой пар соединяются с хрящом вышележащего ребра, а одиннадцатая и двенадцатая пары не имеют реберных хрящей и обладают наибольшей подвижностью, так как оканчиваются свободно. Вторая – седьмая пары ребер соединены с грудиной небольшими суставами.
С позвонками ребра соединяются суставами, которые при поднятии грудной клетки определяют движение верхних ребер в основном вперед, а нижних – в стороны.
Грудина является непарной костью, в которой различаются три части: рукоятка, тело и мечевидный отросток. Рукоятка грудины сочленяется с ключицей при помощи сустава, содержащего внутрихрящевой диск (по характеру движений он приближается к шаровидным сочленениям).
Форма грудной клетки зависит от возраста и пола. Кроме того, форма грудной клетки изменяется из-за перераспределения силы тяжести тела при стоянии и ходьбе в зависимости от развития мускулатуры плечевого пояса.
Возрастные изменения в формировании грудной клетки
Ребра развиваются из мезенхимы, преобразующейся в хрящ на втором месяце утробной жизни. Их окостенение начинается на пятой – восьмой неделе, а грудины – на шестом месяце. Ядра окостенения в головке и бугорке появляются в верхних десяти ребрах в 5–6 лет, а в последних двух ребрах – в 15 лет. Слияние частей ребра заканчивается к 18–25 годам.
До 1–2 лет ребро состоит из губчатого вещества. С 3–4 лет компактный слой развивается в середине ребра. С 7 лет компактный слой разрастается по всему ребру. С 10 лет компактный слой продолжает увеличиваться в области угла. К 20 годам завершается окостенение ребер.
В мечевидном отростке ядро окостенения появляется в 6-12 лет. В 15–16 лет срастаются нижние отрезки тела грудины. В 25 лет мечевидный отросток срастается с телом грудины.
Грудина развивается из множества парных точек окостенения, которые чрезвычайно медленно сливаются. Окостенение рукоятки и тела грудины заканчивается к 21–25 годам, мечевидного отростка – к 30 годам. Слияние трех частей грудины в одну кость происходит гораздо позднее, причем далеко не у всех людей. Таким образом, грудина формируется и развивается позже всех других костей скелета.
Форма грудной клетки
У людей встречаются две крайние формы грудной клетки: длинная узкая и короткая широкая. Им соответствуют и формы грудины. Среди основных форм грудной клетки различают коническую, цилиндрическую и плоскую форму.
Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. После рождения и в первые несколько лет жизни грудная клетка имеет форму конуса с обращенным вниз основанием.
С возраста 2,5–3 лет рост грудной клетки идет параллельно росту тела, в связи с этим ее длина соответствует грудному отделу позвоночника. Затем рост тела ускоряется, а грудная клетка становится относительно короче.
В первые три года наблюдается увеличение окружности грудной клетки, что приводит к преобладанию в верхней части грудной клетки поперечного диаметра.
Постепенно грудная клетка изменяет конусообразную форму и приближается к таковой у взрослого человека, т. е. приобретает форму конуса с основанием, обращенным кверху. Окончательную форму грудная клетка приобретает к 12–13 годам, но имеет меньшие размеры, чем у взрослых.
Половые различия в форме и окружности грудной клетки
Половые различия в форме грудной клетки проявляются примерно с 15 лет. С этого возраста начинается интенсивное увеличение сагиттального размера грудной клетки. У девочек во время вдоха резко поднимаются верхние ребра, у мальчиков – нижние.
В росте окружности грудной клетки также наблюдаются половые различия. У мальчиков окружность грудной клетки с 8 до 10 лет увеличивается на 1–2 см в год, к периоду полового созревания (с 11 лет) – на 2–5 см.
У девочек до 7–8 лет величина окружности грудной клетки превосходит половину величины их роста. У мальчиков такое соотношение наблюдается до 9-10 лет, с этого возраста половина величины роста становится больше размера окружности грудной клетки.
С 11 лет у мальчиков ее прирост меньше, чем у девочек.
Превышение половины роста над окружностью грудной клетки зависит от скорости роста тела, которая больше скорости роста окружности грудной клетки.
Рост окружности грудной клетки уступает и прибавлению веса тела, поэтому отношение веса тела к окружности грудной клетки с возрастом постепенно уменьшается. Быстрее всего окружность грудной клетки растет в период полового созревания и в летне-осенний период.
Нормальное питание, хорошие гигиенические условия и физические упражнения оказывают главенствующее влияние на рост окружности грудной клетки.
Параметры развития грудной клетки зависят от развития скелетных мышц: чем больше развита скелетная мускулатура, тем больше развита грудная клетка.
При благоприятных условиях окружность грудной клетки у детей 12–15 лет больше на 7–8 см, чем при неблагоприятных.
В первом случае окружность груди сравняется с половиной роста в среднем к 15 годам, а не к 20–21 году, как у детей, находившихся в неблагоприятных условиях жизни.
Неправильная посадка детей за партой может повлечь деформацию грудной клетки и, как следствие, нарушение развития сердца, крупных сосудов и легких.
Источник: http://biofile.ru/bio/9336.html
План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: Урок по биологии “Газообмен в легких и тканях”
Урок биологии в 8 классе.
Тема. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения.
Тип урока. Интегрированный, проблемный.
Предметные области: биология, химия, физика, экология.
Методы: беседа, рассказ, демонстрация, эксперимент, самостоятельная работа, работа в группах.
Цель Разъяснить, как происходит газообмен в лёгких и тканях, значение этих процессов, разъяснить механизм вдоха и выдоха используя принцип интеграции.
Задачи. 1) Образовательные:
– повторение ранее изученного материала;
– изучение нового материала;
– раскрытие взаимосвязи между кровообращением и дыханием.
2) развивающие:
– развитие монологической речи;
– развитие логического мышления;
– совершенствование умения навыков работы с текстом;
3) воспитательная:
– продолжить формирование экологической культуры, воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, привить культуру общения в диалоге и групповой деятельности.
Ожидаемый результат: Ключевые компетенции, которые будут развиты на уроке:
1. Умение выделять главное из содержания текста, изучаемого материала.
2. Умение переводить информацию в другую форму (таблицы, графики, схемы).
3. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы и прогнозы, систематизировать.
4. Умение пользоваться алгоритмами и самому определять алгоритмы своих
действий.
5. Критическое отношение к получаемой информации.
6. Умение применять учебные знания в повседневной жизни и нестандартных ситуациях.
7. Самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.
Оборудование. Таблицы « Схема кровообращения», « Органы дыхания»; схема газообмена в альвеолах; стаканы с известковой водой и стеклянные трубочки; модель Дондерса -механизм вдоха и выдоха( модель конструируется из стеклянной воронки и двух воздушных шаров).
Оформление доски.
Таблица« Схемакровообращения» | Главный Тема урока. Главный вопрос Газообмен в лёгких вопрос урока и тканях . Дыхательные урока. №1 движения. № 2 таблица« Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
|
Таблица « Органы дыхания» |
Главные вопросы урока. 1. Какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? 2. Каков механизм вдоха и выдоха?
( вопросы напечатаны на отдельных листах и прикреплены к доске так, чтобы их легко можно было снять)
Содержание и временная реализация этапов урока.
№ | Содержание урока | Вид деятельности | Временная реализация |
1 | Начало урока | Организационная деятельность( приветственное обращение, включение учащихся в деловой ритм, диалоговое общение) | 1 мин. |
2 | Актуализация знаний по теме « Круги кровообращения» | Устные ответы учащихся, работа с таблицей у доски | 3 мин |
3 | Создание проблемной ситуации к теме урока | Проблемные вопросыПервый – какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? Второй – каков механизм вдоха и выдоха? | 1 мин |
4 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | Диалоговая беседа, эксперимент | 3 мин |
5 | Актуализация знаний по теме « Строение легких» | Устные ответы учащихсяработа с таблицей у доски | 3 мин |
6 | Обмен газов между кровью и воздухом лёгких. Диффузия. Превращение крови из венозной в артериальную. Обмен газов между кровью и тканями. Превращение артериальной крови в венозную | Диалоговая беседа, работа со схемой. | 6 мин |
7 | Механизм вдоха и выдоха | Демонстрация, групповая работа, работа с текстом учебника | 8 мин |
8 | Защита работ представителями групп | 4 мин | |
9 | Закрепление | Самостоятельная работа на развитие логического мышления | 9 мин |
10 | Домашнее задание | Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки. | 2 мин |
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с темой « Дыхание».
Для жизнедеятельности клеток и тканей необходим кислород. Благодаря биологическому окислению органических веществ в клетках освобождается энергия. Органы дыхания обеспечивают приток кислорода в лёгкие и удаление углекислого газа, из лёгких кровь транспортирует кислород к тканям, а углекислый газ – к лёгким.
Давайте вспомним, ребята, по какому кругу кровообращения происходит транспортировка кислорода к тканям? ( Ученик выходит к доске и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о большом круге кровообращения). А по какому происходит транспортировка углекислого газа к лёгким? ( Ученик выходит к доске и по « Схеме кровообращения» показывает и рассказывает о малом круге кровообращения).
Как у всех млекопитающих, органы дыхания человека построены по альвеолярному типу: дыхательные пути заканчиваются мельчайшими пузырьками – альвеолами. В них и происходит газообмен. А как?
Вот это вам сегодня и предстоит узнать!
Открываем тетрадочки и записываем тему урока « Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения».
Сегодня в течении урока мы должны ответить на два главных вопроса. Первый –какая существует связь между легочным и тканевым газообменом? Второй – каков механизм вдоха и выдоха?
На своих столах вы видите стаканы с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?( Вода прозрачна).
В стакан опустите стеклянную трубочку и через неё сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой?( Она мутнеет). Почему?
Найти ответ нам поможет таблица « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Задание. Ребята. Проанализируйте эту таблицу. Найдите признаки отличия в составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Ответ. В выдыхаемом воздухе количество кислорода снижается до 16%, зато углекислого газа становится больше – 4%.
Итак ребята, какой же газ вступил в реакцию с известковой водой и дал осадок?
(уравнение реакции записывается на доске).
Са(ОН) + СО2 = СаСО3 + Н2О
Осадок в стакане – карбонат кальция.
Что же произошло с воздухом в лёгких? Почему произошло увеличение в выдыхаемом воздухе углекислого газа и уменьшение кислорода?
Давайте вспомним строение лёгких. Это поможет лучше понять газообмен.
( Ученик выходит к доске и по таблице « Органы дыхания» рассказывает о том что лёгкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Их насчитывается более 300 мил. Каждый пузырёк оплетён сетью капилляров. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко проходят газы.)
Действительно, ребята, если расправить все альвеолы, то их общая поверхность составит около 90-100 м2- это площадь волейбольной площадки.
Итак, в лёгких кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом.
Движение газов происходит по законам диффузии. Напомните мне его, пожалуйста?( Газ распространяется из среды с высоким давлением в среду с меньшим давлением).
( На доску вывешивается «Схема обмена газов через стенку альвеолы». Далее идет анализ этой схемы в виде беседы. В ходе беседы фломастером рисуются стрелки показывающие куда проникает кислород и углекислый газ согласно закону диффузии)
Итак, артериальная кровь по большому кругу направляется к тканям. В тканях кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом.
Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках ткани и , следовательно, кислород ( согласно закону диффузии)свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. В клетке в результате окислительных процессов накапливается углекислый газ. Его давление больше чем в крови и , следовательно, углекислый газ переходит в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную.
Она возвращается к лёгким и здесь снова становится артериальной.
Итак, мы ответили на первый вопрос урока – какая существует связь между легочным и тканевым газообменом?( Лист с вопросом снимается с доски).
Однако газообмен в организме возможен только при условии постоянной смены воздуха в лёгких. Поэтому дыхание происходит постоянно. Вдохнув первый раз во время рождения, человек дышит всю жизнь.
Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха. Они ритмично следуют друг за другом. Объём лёгких то увеличивается, то уменьшается. В лёгких нет мышечной ткани. Лёгкие растягиваются пассивно, следуя за движением стенок грудной полости.
Эти дыхательные движения совершаются с помощью дыхательных мышц – это наружные и внутренние межрёберные мышцы и диафрагмы.
Поступление воздуха в лёгкие и вытеснение его из лёгких можно наблюдать на модели Дондерса, названной по имени изобретшего ее физиолога.
Воронка выполняет роль грудной полости, шарик внутри воронки – лёгкие, резиновое дно – диафрагму. Я « диафрагму» оттягиваю вниз. Шарик- «лёгкое» раздувается.
Отпускаю « диафрагму» – шарик внутри уменьшается в объёме. Происходит так называемый «вдох и выдох»
( На доске вывешиваются два текста).
1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.
2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них ………….., становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.
Класс делиться на 2 группы. Каждой группе выдается конверт с набором карточек – ответов( сокращаются, расслабляются, поднимаются, опускаются, сокращается, плоской, расслабляется, выпуклой, увеличению, уменьшению, расширяются, уменьшаются, устремляется, выходит, уменьшается, увеличивается).
Задание. Ребята, вы видите два текста. В них записан механизм вдоха и выдоха. Чтобы его прочитать, вам надо составить краткое последовательное описание того, как происходит вдох и выдох, вставив пропущенные слова.
В этом вам поможет текст учебника на стр.164.
Затем, используя содержимое конверта, найдите в нём карточки – ответы, подходящие к вашему тексту и с помощью магнитиков вставьте пропущенные слова в текст и прочтите его вслух.
( Текст 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаются. Диафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.
Текст 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению
объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких . Происходит выдох.)
Вывод. Дыхательные движения ( вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в лёгких. Воздух попадает в лёгкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии.
Это происходит по физическим законам, но потребность организма в кислороде воздуха определяется действием биологических законов – интенсивностью энергетических процессов, происходящих в тканях.
Благодаря дыхательным движениям в лёгких поддерживается постоянство газового состава.
Итак, ребята, мы с вами ответили и на второй вопрос урока – каков механизм вдоха и выдоха?( снимаю с доски и второй вопрос).
Ребята, какие у вас будут ко мне вопросы по теме урока ( если вопросы есть – они разбираются, если нет – начинается самостоятельная работа).
А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задание ( задание раздаётся каждому ученику).
Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.
а) поступление кислорода к клеткам тела; б) поступление кислорода в тканевую жидкость; в) поступление воздуха в лёгкие; г) удаление воздуха из лёгких; д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей; ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью; з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких; и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.
Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 10 минут.( Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).
Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание.
1. Выполнить практическую работу.(Каждому ученику раздается напечатанную инструкцию).
2. Выписать в тетрадь « жизненная ёмкость лёгких».
3. Объясните, почему жизненная ёмкость лёгких считается важным показателем здоровья и почему надо заниматься спортом. ( своё решение запишите в тетрадь).
Инструкция
Измерение обхвата грудной клетки.
Оборудование: мерная лента, которой пользуются портные.
Ход работы.
1. Задержите дыхание на спокойном выдохе и измерьте обхват грудной клетки. Сзади мерная лента должна проходить под нижними углами лопаток, спереди у девушек она проходит над молочными железами, у юношей – через нижние сегменты сосков. Запишите результат.
2. Сделайте глубокий вдох и запишите результаты измерения, потом глубокий выдох и запишите новые результаты. Вычислите величину обхвата грудной клетки при выдохе из величины обхвата грудной клетки при вдохе, и вы определите экскурсию (расширение) грудной клетки. Чем разность больше, тем лучше. Оформите свои результаты в таблицу.
Обхват грудной клетки | Результаты, в см |
При спокойном выдохе | |
При максимальном вдохе | |
При максимальном выдохе | |
Экскурсия грудной клетки |
Обхват грудной клетки должен соответствовать половине роста. Показатели считаются хорошими, если фактический обхват грудной клетки превышает эту величину.
При тренировке ( бег, лыжные походы) экскурсия грудной клетки возрастает. Так что по этому показателю можно следить за своими успехами.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/11/urok-po-biologii-gazoobmen-v-legkikh-i-tkanyakh
Внешнее дыхание и объемы легких
Для фридайвера легкие явлются основным “рабочим инстументом” (конечно, после головного мозга), поэтому нам важно понимать устройство легких и весь процесс дыхания. Обычно, когда мы говорим о дыхании, мы имеем в виду внешнее дыхание или вентиляцию легких — единственный заметный для нас процесс в цепи дыхания. И рассматривать дыхание надо начинать именно с него.
Строение легких и грудной клетки
Легкие представляют собой пористый орган, похожий на губку, напоминающий в своем строении скопление отдельных пузырьков или виноградную гроздь с большим количеством ягод.
Каждая «ягода» — это легочная альвеола (легочный пузырек) — место, где происходит выполнение основной функции легких — газообмен. Между воздухом альвеол и кровью лежит воздушно-кровяной барьер, образованный очень тонкими стенками альвеолы и кровеносного капилляра.
Именно через этот барьер происходит диффузия газов: из альвеолы в кровь поступает кислород, а из крови в альвеолу углекислый газ.
Воздух к альвеолам поступает по воздухоносным путям — трохея, бронхи и более мелкие бронхиолы, которые завершаются альвеолярными мешками.
Ветвление бронхов и бронхиол формирует доли (правое легкое имеет 3 доли, левое – 2 доли).
В среднем в обоих легких имеется около 500-700 млн альвеол, дыхательная поверхность которых составляет от 40 м2 при выдохе до 120 м2 при вдохе. При этом большее количество альвеол находится в нижних отделах легких.
Бронхи и трахея имеют в своих стенках хрящевое основание и поэтому достаточно жестки. Бронхиолы и альвеолы имеют мягкие стенки и поэтому могут спадаться, то есть слипаться, как спустивший воздушный шарик, если в них не поддерживать некое давление воздуха. Чтобы этого не произошло, легкие, как единый орган, со всех сторон покрытый плеврой — прочной герметичной оболочкой.
Плевра имеет два слоя — два листка. Один листок плотно прилежит к внутренней поверхности жесткой грудной клетки, другой — окружает легкие.
Между ними находится плевральная полость, в которой поддерживается отрицательное давление. Благодаря этому легкие находятся в расправленном состоянии.
Отрицательное давление в плевральной щели обусловлено эластической тягой легких, то есть постоянным стремлением легких уменьшить свой объем.
Эластическая тяга легких обусловлена тремя факторами: 1) упругостью ткани стенок альвеол вследствие наличия в них эластичных волокон 2) тонусом бронхиальных мышц
3) поверхностным натяжением пленки жидкости, покрывающей внутреннюю поверхность альвеол.
Жесткий каркас грудной клетки составляют ребра, которые гибко, благодаря хрящам и суставам, присоединяются к позвоночнику и суставам. Благодаря этому грудная клетка увеличивает и уменьшает свой объем, сохраняя при этом жесткость, необходимую для защиты находящихся в грудной полости органов.
Дыхательные мышцы
Для того, чтобы вдохнуть воздух, нам необходимо создать в легких давление более низкое, чем атмосферное, а чтобы выдохнуть более высокое. Таким образом, для вдоха необходимо увеличение объема грудной клетки, для выдоха — уменьшением объема. На самом деле большая часть усилий дыхания расходуется на вдох, в обычных условиях выдох осуществляется за счет упругих свойств легких.
Основной дыхательной мышцей является диафрагма — куполообразная мышечная перегородка между полостью грудной клетки и брюшной полостью. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер.
При вдохе диафрагма сокращается, растягиваясь активным действием в сторону нижних внутренних органов. При этом несжимаемые органы брюшной полости оттесняются вниз и в стороны, растягивая стенки брюшной полости. При спокойном вдохе купол диафрагмы спускается приблизительно на 1.
5 см, соответственно увеличивается вертикальный размер грудной полости. При этом нижние ребра несколько расходятся, увеличивая и обхват грудной клетки, что особенно заметно в нижних отделах.
При выдохе диафрагма пассивно расслабляется и подтягивается, удерживающими её сухожилиями, в своё спокойное состояние.
Кроме диафрагмы, в увеличении объема грудной клетки принимают участие также наружные косые межреберные и межхрящевые мышцы. В результате подъема ребер увеличивается смещение грудины вперед и отхождение боковых частей ребер в стороны.
При очень глубоком интенсивном дыхании или при повышении сопротивления вдоху в процесс увеличения объема грудной клетки включается ряд вспомогательных дыхательных мышц, которые могут поднимать ребра: лестничные, большая и малая грудные, передняя зубчатая. К вспомогательным мышцам вдоха относятся также мышцы, разгибающие грудной отдел позвоночника и фиксирующие плечевой пояс при опоре на откинутые назад руки(трапециевидная, ромбовидные, поднимающая лопатку).
Как говорилось выше, спокойный вдох протекает пассивно, практически на фоне расслабления мышц вдоха.
При активном интенсивном выдохе «подключаются» мышцы брюшной стенки, в результате чего объем брюшной полости уменьшается и повышается давление в ней. Давление передается на диафрагму и поднимает ее.
Вследствие сокращения внутренних косых межреберных мышц происходит опускание ребер и сближение их краев.
Дыхательные движения
В обычной жизни, понаблюдав за собой и своими знакомыми, можно увидеть как дыхание, обеспечиваемое в основном диафрагмой, так и дыхание, обеспечиваемое в основном работой межреберных мышц. И это в пределах нормы. Мышцы плечевого пояса чаще подключаются при серьезных заболеваниях или интенсивной работе, но почти никогда — у относительно здоровых людей в нормальном состоянии.
Считается, что дыхание, обеспечиваемое в основном движениями диафрагмы, характерно больше для мужчин. В норме вдох сопровождается незначительным выпячиванием брюшной стенки, выдох — незначительным ее втяжением. Это брюшной тип дыхания.
У женщин чаще всего встречается грудной тип дыхания, обеспечиваемый в основном работой межреберных мышц. Это может быть связано с биологической готовностью женщины к материнству и, как следствие, с затрудненностью брюшного дыхания при беременности. При этом типе дыхания наиболее заметные движения совершает грудина и ребра.
Дыхание, при котором активно движутся плечи и ключицы, обеспечивается работой мышц плечевого пояса. Вентиляция легких при этом малоэффективна и касается только верхушек легких. Поэтому такой тип дыхания называется верхушечным. В обычных условиях такой тип дыхания практически не встречается и используется либо в ходе тех или иных гимнастик или развивается при серьезных заболеваниях.
Во фридайвинге мы считаем, что брюшной тип дыхания или дыхание животом является наиболее естественным и продуктивным. Об этом же говорится при занятиях йогой и пранаямой.
Во-первых, потому, что в нижних долях легких находится больше альвеол. Во-вторых, дыхательные движения связаны с нашей вегетативной нервной системой. Дыхание животом активирует парасимпатическую нервную систему – педаль тормоза для организма.
Грудное дыхание активирует симпатическую нервную систему – педаль газа. При активном и долгом верхушечном дыхании происходит перестимуляция симпатической нервной системы. Это работает в обе стороны. Так паникующие люди всегда дышат верхушечным дыханием.
И наоборот, если какое-то время спокойно дышать животом, происходит успокоение неврной системы и замедление всех процессов.
Легочные объемы
При спокойном дыхании человек вдыхает и выдыхает около 500 мл (от 300 до 800 мл) воздуха, этот объем воздуха называется дыхательным объемом.
Кроме обычного дыхательного объема при максимально глубоком вдохе человек может вдохнуть еще приблизительно 3000 мл воздуха — это резервный объем вдоха.
После обычного спокойного выдоха обычный здоровый человек напряжением мышц выдоха способен «выдавить» из легких еще около 1300 мл воздуха — это резервный объем выдоха.
Сумма указанных объемов составляет жизненную емкость легких (ЖЭЛ): 500 мл + 3000 мл + 1300 мл = 4800 мл.
Как видим, природа подготовила для нас почти десятикратный запас по возможности «прокачивать» воздух через легкие.
Дыхательный объем — количественное выражение глубины дыхания. Жизненная емкость легких определяет собой максимальный объем воздуха, который может быть введен или выведен из легких в течение одного вдоха или выдоха. Средняя жизненная емкость легких у мужчин составляет 4000 — 5500 мл, у женщин — 3000 — 4500 мл. Физические тренировки и различные растяжки грудной клетки позволяют увеличить ЖЭЛ.
После максимального глубокого выдоха в легких остается около 1200 мл воздуха. Это — остаточный объем. Большая его часть может быть удалена из легких только при открытом пневмотораксе.
Остаточный объем определяется в первую очередь эластичностью диафрагмы и межреберных мышц. Увеличение подвижности грудной клетки и уменьшение остаточного объема – важная задача при подготовке к нырянию на большие глубины.
Погружения ниже остаточного объема для обычного нетренированного человека – это погружения глубже 30-35 метров.
Один из популярных способов увеличения эластичности диафрагмы и уменьшения остаточного объема легких – регулярное выполнение уддияна бандхи.
Максимальное количество воздуха, которое может находиться в легких, называется общей емкостью легких, она равна сумме остаточного объема и жизненной емкости легких (в использованном примере: 1200 мл + 4800 мл = 6000 мл).
Объем воздуха, находящийся в легких в конце спокойного выдоха (при расслабленной дыхательной мускулатуре) называется функциональной остаточной емкостью легких.
Она равна сумме остаточного объема и резервного объема выдоха (в использованном примере: 1200 мл + 1300 мл = 2500 мл).
Функциональная остаточная емкость легких близка к объему альвеолярного воздуха перед началом вдоха.
Вентиляция легких определяется объемом воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого в единицу времени. Обычно измеряют минутный объем дыхания. Вентиляция легких зависит от глубины и частоты дыхания, которая в состоянии покоя составляет от 12 до 18 вдохов в минуту. Минутный объем дыхания равен произведению дыхательного объема на частоту дыхания, т.е. примерно 6-9 л.
Для оценки легочных объемов используется спирометрия — метод исследования функции внешнего дыхания, включающий в себя измерение объёмных и скоростных показателей дыхания. Мы рекомендуем пройти это исследование всем, кто планирует серьезно заниматься фридайвингом.
Мертвое пространство
Воздух находится не только в альвеолах, но и в воздухоносных путях. К ним относятся полость носа (или рта при ротовом дыхании), носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
Воздух, находящийся в воздухоносных путях (за исключением дыхательных бронхиол), не участвует в газообмене. Поэтому просвет воздухоносных путей называют анатомическим мертвым пространством.
При вдохе последние порции атмосферного воздуха входят в мертвое пространство и, не изменив своего состава, покидают его при выдохе.
Объем анатомического мертвого пространства около 150 мл или примерно 1/3 дыхательного объема при спокойном дыхании. Т.е. из 500 мл вдыхаемого воздуха в альвеолы поступает лишь около 350 мл. В альвеолах в конце спокойного выдоха находится около 2500 мл воздуха, поэтому при каждом спокойном вдохе обновляется лишь 1/7 часть альвеолярного воздуха.
Источник: http://freediver.me/articles/physiology/vneshnee-dyhanie-i-obemy-legkih
Объем легких взрослого человека в литрах
Одним из важнейших показателей, отталкиваясь от которых можно выявить то или иное нарушение дыхательной системы, является объём лёгких, или так называемая «лёгочная ёмкость».
Лёгочная ёмкость того или иного человека измеряется в количестве воздуха, которое может пройти через его лёгкие при вдохе после того, как он максимально глубоко выдыхнет.
У взрослых мужчин оно обычно достигает примерно 3-4 литров, хотя нередко может доходить и до 6 литров.
При среднестатистическом вдохе используется очень малая часть от всего этого количества воздуха, всего где-то около 500 мл. Количество воздуха, проходящее через дыхательные пути при нормальном дыхании, называется «дыхательным объёмом» лёгких, и он никогда не бывает равным полной лёгочной ёмкости.
Величина объёма лёгких у разных людей
Самые большие и самые маленькие лёгочные ёмкости имеют люди со следующими природными или приобретёнными данными (наибольшие — в левой колонке, наименьшие — в правой):
Объём лёгких человека: таблица
мужской пол | женский пол |
высокий рост | низкий рост |
астенический тип | гиперстенический тип |
отсутствие склонности к употреблению никотина | имеющаяся склонность к употреблению никотина |
постоянное пребывание на местности, расположенной на достаточной высоте над уровнем моря | постоянное пребывание на местности, расположенной ниже уровня моря |
Чем больше высота, тем меньше атмосферное давление и, тем самым, затруднительнее проникновение кислорода в кровь человека. Следовательно, на большом расстоянии от уровня моря лёгкие могут проводить куда меньше кислорода, чем на маленьком. Тем самым, ткани, адаптируясь к новым условиям, повышают свою кислородопроводимость.
Как вычислить лёгочный объём
Объём лёгких человека можно рассчитывать следующими способами:
- спирометрия — измерение всевозможных показателей качества дыхания;
- спирография — графическое регистрирование изменений лёгочного объёма;
- пневмография — графическая регистрация дыхания по изменению окружности грудной клетки;
- пневмотахометрия — измерение максимальной скорости воздуха;
- бронхография — рентгеновская диагностика дыхательных путей методом их контрастирования;
- бронхоскопия — специальный осмотр трахеи и бронхов при помощи бронхоскопа;
- рентгенография — проекция внутреннего состояния дыхательных путей на рентгеновскую плёнку;
- ультразвуковое исследование — исследование состояния внутренних органов при помощи ультразвука;
- рентгеновская компьютерная томография;
- магнитно-резонансная томография;
- радионуклидные методы;
- метод разведения газов.
В каких величинах измеряется объём лёгких
Жизненная ёмкость лёгких
Чтобы получить его значение, нужно сделать максимально возможный глубокий вдох, и затем максимально возможный глубокий выдох. То количество воздуха, которое выйдет при выдохе — и есть ЖЕЛ.
То есть жизненная ёмкость — это максимальное количество воздуха, которое может пройти через дыхательные пути человека. Как уже упоминалось ранее, величина жизненной емкости дыхательных путей составляет обычно от 3 до 6 литров.
При помощи пневмотахометрии, которая активно задействуется в медицине с недавних времён, можно определить ФЖЕЛ — форсированную жизненную ёмкость лёгких.
Определяя своё собственное значение ФЖЕЛ, человек сначала делает всё тот же максимально глубокий вдох, а следом выдыхает набранный воздух с максимально возможной скоростью движения выдыхаемого потока. Это и будет так называемый «форсированный выдох». Дальше уже компьютер сам проанализирует и рассчитает необходимое значение.
Дыхательный объём
Воздух, который успевает как попадать в лёгкие, так и выходить из них, при нормальном дыхании и за один дыхательный цикл, называется «дыхательным объёмом» или, иначе, «глубиной дыхания». В среднем она у каждого взрослого человека равняется 500 мл (общий диапазон — от 300 до 800 мл), у ребёнка возрастом один месяц — 30 мл, один год — 70 мл, десять лет — 230 мл.
Нормальную глубину (и частоту) дыхания называют «эупноэ». Бывает, что глубина дыхания у человека заметно превышает норму. Такое, чересчур глубокое дыхание, называется «гиперпноэ». Бывает, что, наоборот, оно до нормы не дотягивает.
Такое дыхание называется «олигопноэ».
От 8 до 20 вдохов/выдохов в минуту — это есть нормальная частота дыхания взрослого человека, 50 таких же циклов — эупноэ месячного младенца, 35 циклов — эупноэ годовалого малыша, 20 — десятилетнего ребёнка.
Помимо этого, есть ещё:
- физиологическое мёртвое пространство — количество воздуха в дыхательных путях, не принимающего участия в газообмене (от 20 до 35% от ДО, превышение величины, скорее всего, говорит о какой-то патологии);
- анатомическое мёртвое пространство — объём воздуха, не заходящего дальше уровня респираторных бронхиол (от 140 до 260 мл);
- резервный объём вдоха — объём, который может вдохнуть человек при максимально глубоком вдохе (примерно 2-3 литра);
- резервный объём выдоха — объём, который может выдохнуть человек при максимально глубоком выдохе (от 1 до 1,5 литра, в пожилом возрасте вырастает до 2,2 литра);
- функциональная остаточная ёмкость — воздух, который оседает в дыхательных путях после того, как человек сделает нормальный выдох (ООЛ + РО выд).
Видео
Из этого видео вы узнаете, что же такое объем легких человека.
Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/anatomiya-education-articles/obem-legkih-vzroslogo-cheloveka-v-litrah
Как увеличить грудную клетку?
Анатомически объем грудной клетке придают грудные мышцы и широчайшие мышцы. Широкая грудная клетка, например у пловцов, вырастает, как думают многие, за счет роста объема легких. Однако, большой объем легких бывает у всех любителей циклических видов спорта, связанных с аэробной выносливостью, например, у марафонцев.
Однако марафонцы − многие их видели − не имеют очень большую грудную клетку. С другой стороны, часто можно увидеть культуристов, которые имеют хорошо развитые грудные и широчайшие мышцы, которые нелепо сидят на грудной клетке размером, как у десяти летнего ребенка.
Кстати, чтобы понять, что такое действительно узкая грудная клетка, сходите в исторический музей и посмотрите на доспехи или военную форму трехсот, а тем более пятисот летней давности. Тогда нормальный вес воина мог быть килограмм сорок. И все таки…
Можно ли за счет грудных мышц, широчайших и легких увеличить грудную клетку? Если можно, то как и насколько? Начнем рассмотрение вопроса изнутри, то есть с легких. У обычных людей объем легких равен всего 3500 куб см, в то время, как у пловцов он может быть 7000 куб см. Обратите внимание, что только аэробика может увеличить легкие в 2(!) раза.
Однако, если вам удастся увеличить легкие в 2(!) раза − это не значит, что вы увеличите окружность грудной клетки в два раза. Нормальная окружность грудной клетки у обычного нежирного человека около 100 см. Сколько из этих ста сантиметров занимает окружность легких?
Полистав учебник геометрии для средней школы, я посчитал − вы можете проверить − что при нормальном объеме легких 4000 куб см их окружность составит около 60 см.
Итак, что пловцам дает их плавание? Изменив генетический потенциал объема легких, профессиональные пловцы за свою спортивную карьеру могут увеличить грудную клетку на 30 см! Таким образом, окружность груди пловцов может быть 130 см.
И очевидно, что в большей степени эти 30 см приросли за счет увеличения размера легких.
А что с бодибилдерами? Для профессиональных бодибилдеров тоже в порядке вещей хвастаться окружностью груди в 130 см. Однако, низкий уровень аэробной выносливости этих спортсменов не позволяет думать, что у них большие легкие, а наоборот, очевидно, что прирост грудной клетки произошел за счет грудных и широчайших мышц.
Как показали наши теоретические исследования и мои практические наблюдения, аэробика и бодибилдинг в одинаковой мере увеличивают окружность грудной клетки. Какой способ вы выберете для роста грудной клетки − решать вам.
Однако, с точки зрения здоровья как согласованной работы органов, я бы посоветовал в одинаковой мере уделять время аэробике и силовым упражнениям. Каким? Тем, у кого нет возможности ходить в бассейн, можно просто бегать по улице. Бег в такой же мере увеличивает объем легких, как и плавание. Это что касается аэробики.
Что касается увеличения окружность грудной клетки за счет роста грудных и широчайших мышц, то новичкам вполне на первых порах помогут обычные отжимания и подтягивания.
Источник: http://functionalalexch.blogspot.com/2015/05/blog-post_79.html