Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб – биология

Задачи: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями систем внутренних органов рыбы; продолжить развитие понятия «обмен веществ».

Оборудование: скелеты карпа или другой рыбы (раздаточный материал) или наборы, включающие позвоночник, туловищный и грудной позвонки; влажный препарат вскрытой рыбы; таблицы с изображением внутреннего строения рыбы; объемная модель вскрытой рыбы.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся (при наличии раздаточного материала).

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его общими задачами и проводит устную индивидуальную проверку знаний, используя следующие вопросы:

1. Местообитание рыб.

2. Внешнее строение и образ жизни рыб.

3. Органы чувств рыб.

Подведя итоги проверки знаний и познакомив учащихся с порядком рассмотрения особенностей внутреннего строения рыбы, учитель демонстрирует скелет крупной костистой рыбы, напоминает названия его основных отделов.

Для более детального изучения проводится самостоятельная работа с использованием раздаточного материала.

Учащиеся должны подсчитать число позвонков в позвоночнике, познакомиться на рисунках с натуральными объектами, выяснить различия в строении туловищных и хвостовых позвонков и объяснить, в связи с чем появились такие различия, убедиться в гибкости позвоночника.

При этом внимание учащихся обращается на наличие студенистых образований, находящихся между вогнутыми телами позвонков, и поясняется, что они являются остатками хорды, которая закладывается при зародышевом развитии рыбы, а затем вытесняется развивающимися вокруг нее позвонками. Такие данные способствуют формированию представления об историческом развитии животного мира.

При рассмотрении черепа учитель рассказывает о черепной коробке, защищающей головной мозг, челюстях, жаберных крышках и их функциях.

При изучении скелета плавников учитель обращает внимание на соответствие грудных и брюшных плавников парным конечностям других позвоночных животных и показывает на таблице кости поясов этих плавников. Это немаловажная деталь в развитии у школьников представлений о появлении конечностей у четвероногих позвоночных.

Мышцы рыбы подробно не рассматриваются. Демонстрируя изображение рыбы с удаленной кожей, учитель отмечает, что мышцы этих животных имеют вид длинных широких лент, разделенных прослойками на сегменты, которые расположены по бокам позвоночника.

А отдельные мышцы (мускулы) находятся на костях черепа (мускулатура челюстей и жаберных крышек) и в грудных плавниках.

После учащиеся отвечают на вопросы: в каких частях тела рыбы находятся наиболее развитые мышцы? В связи с чем у рыб лучше развиты мышцы спины и хвоста? Что произойдет с рыбой, если у нее сократятся мышцы левой стороны позвоночника? Благодаря чему происходят изменения в положении спинного или грудных плавников?

Учитывая, что учащиеся уже знакомы с органами полости тела позвоночных, при рассмотрении внутреннего строения рыбы основное внимание уделяется особенностям пищеварительной, дыхательной и других систем органов.

Школьникам предлагается вспомнить, какие системы органов полости тела развиты у позвоночных животных и каковы их функции, показать названные системы органов на изображении вскрытой рыбы. Далее, рассматривая пищеварительную систему, учитель объясняет, что на челюстях рыб расположено множество конических зубов.

После просит учащихся рассказать об их значении, отмечает способность желудка к сильному растяжению при поступлении в него пищи, наличии в его стенках множества микроскопических желез, выделяющих желудочный сок, рассказывает о связи кишечника с поджелудочной железой и печенью, слепых выростах, увеличивающих площадь окончательного переваривания пищи, всасывании питательных веществ в кровь и удалении остатков непереваренной пищи.

Рассмотрев пищеварительную систему, учитель рассказывает о расположении и значении плавательного пузыря. На вопрос о роли этого органа в жизни рыбы ответы учащихся, как правило, бывают неверными.

Многие из них считают, что при увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче, а при уменьшении – тяжелее.

Учитывая это, учитель отмечает, что масса тела рыбы в любом случае остается неизменной, и предлагает вспомнить об удельной массе, выталкивающей силе воды.

Далее в ходе беседы учитель объясняет, что представляют собой жабры как органы дыхания. Используются знания учащихся о законе диффузии, учитель рассказывает, как растворенный в воде кислород поступает в кровь рыбы и как из нее в воду удаляется углекислый газ.

В ходе беседы о кровеносной системе учитель обращает внимание на местоположение и строение сердца, кровеносные сосуды, несущие кровь к жабрам, а затем к органам тела, а от них – к сердцу, изменение состава крови в жабрах и органах тела, наличие одного круга кровообращения, разделение артериальной и венозной крови. При наличии времени на уроке или после урока учитель демонстрирует под микроскопом движение крови в хвостовом плавнике рыбы, завернутой во влажный марлевый бинт.

Рассказывая о выделительной системе, учитель обращает внимание на различия процессов выделения и удаления остатков непереваренной пищи, так как учащиеся еще нередко их отождествляют. Особенности строения почек не рассматриваются, указывается лишь их местоположение, форма, цвет и связь с внешней средой.

Далее учитель отмечает, что в полости тела рыбы находятся и органы размножения, но с ними они будут знакомиться на следующем уроке.

В заключение изучения органов полости тела учащиеся приходят к выводу об их взаимосвязи и что все процессы, осуществляемые ими, в совокупности составляют единый процесс – обмен веществ.

Однако в разделе «Животные» и, в частности, в теме «Классы рыб» рассматривается только поступление в организм из внешней среды пищи и кислорода и выделение из него веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.

Сам процесс обмена веществ освещается в самых общих чертах, а именно, что под влиянием кислорода часть образующихся в организме органических веществ распадается на менее сложные с освобождением энергии, необходимой для жизнедеятельности органов и организма в целом, а образовавшиеся углекислый газ и другие вредные вещества удаляются из организма при дыхании и выделении. При этом важно, чтобы учащиеся усвоили, что с прекращением обмена веществ животное умирает.

Отметив, что интенсивность обмена веществ у рыб невысокая и они – холоднокровные животные, учитель предлагает учащимся объяснить, с чем это связано.

Изучая нервную систему рыб, учитель просит учащихся назвать отделы нервной системы и отделы головного мозга позвоночных животных. Далее отмечает особенности строения головного мозга рыб и связанных с ним органов чувств.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы.

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/5102-urok-biologii-osobennosti-vnutrennego-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-ryb

Надкласс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности хрящевых рыб

О людях, которые уверенно чувствуют себя в любой ситуации или определенных обстоятельствах, говорят: «Как рыба в воде». А действительно, как живет рыба в воде?

У животных этого надкласу обтекаемое, вытянутое тело, что дает возможность быстро передвигаться в воде. Оно делится на голову, туловище, хвост.

Как правило, рыбы покрыты чешуей, передвигаются при помощи плавников и волнообразных движений тела, дышат жабрами. Кровеносная система замкнутая, сердце двухкамерное. Органы выделения — почки.

Нервная система состоит из головного и спинного мозга и нервов. Это раздельнополые организмы. Оплодотворение, как правило, наружное, развитие прямое.

Рыбы — древнейшие позвоночные. В наше время более 20 тыс. видов рыб обитает в водоемах Земли. Надкласс Рыбы включает два класса — Хрящевые и Костные рыбы.

Читайте также:  Семейства класса двудольные - биология

Класс Хрящевые рыбы объединяет небольшую группу рыб — около 600 видов, обитающих преимущественно в соленой воде. Они более древние, чем костные рыбы и удивительным образом сочетают в себе черты примитивной и прогрессивной строения.

Скелет у них в течение всей жизни остается хрящевым. Его основой является хрящевой хребет в котором содержатся остатки хорды. Жаберных крышек и плавательного пузыря нет. Оплодотворение, как правило, внутреннее.

До хрящевых рыб относится несколько рядов, среди которых самые известные Акулы и Скаты.

Схема внешнего строения хрящевой рыбы:

1 — рот

2 — глаз

3 — ноздря

4 — жаберные щели

5 — плакоїдна чешуя

6 — боковая линия

7 — хвостовой плавник

8 — спинные плавники

9 — грудной плавник

10 — анальный плавник

Если вы забыли

Вены — это сосуды, по которым кровь поступает к сердцу.

Артерии — это сосуды, по которым кровь течет от сердца.

Артериальной называется кровь, насыщенная кислородом. Венозной называется кровь, насыщенная углекислым газом.

Внешняя и внутренняя строение

Тело акулы, типичного представителя хрящевых рыб, вытянутое и похоже на веретено или торпеду. Передняя часть головы удлиненная — это рострум, а ротовое отверстие расположено снизу. Позади глаз находятся отверстия — бризкальця.

Жаберные щели не закрыты жаберными крышками, поэтому хорошо видны по бокам туловища. их обычно 5-7 пар. Парные плавники расположены горизонтально, верхняя лопасть хвостового плавника больше нижней. Тело покрыто чешуей особого строения: на каждой чешуе-пластинке есть зубец.

Такая чешуя называется плакоїдною. Чешуя заходит на челюсти — здесь она большая и выполняет функции зубов. Ученые доказали, что зубы современных позвоночных произошли от чешуи древних рыб. Зубы расположены несколькими рядами и являются грозным оружием.

Большинство акул — хищники, поэтому их часто называют пиратами морей.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Скелет, как уже было сказано, на протяжении жизни остается хрящевым. Он подразделяется на скелет головы (череп), позвоночник (туловищный и хвостовой отделы) и скелет плавников.

Между телами позвонков и внутри них в течение жизни сохраняются участки хорды. Плавательного пузыря нет, поэтому хрящевые рыбы, чтобы не «утонуть», должны все время плыть, или лежать на дне.

Большинство хрящевых рыб — отличные пловцы, которые могут развивать высокую скорость.

Пищеварительная система состоит из рта (челюсти, вооруженные зубами), глотки с жаберными щелями, пищеводно – шествие, желудка, кишечника, анального отверстия.

В процессе пищеварения принимают участие пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень с желчным пузырем.

У основания хвоста у хрящевых рыб является расширение, что служит для выведения из организма непереваренных остатков пищи, мочи и половых продуктов. Это клоака, она открывается наружу анальным отверстием.

Челюсти гигантской акулы кархародона

Строение головного отдела акулы:

1 — ноздри

2 — рот

3 — рострум

4— глаза

5 — жаберные щели

6 — сердце

7 — жабры

Система кровообращения у рыб:

1 — сердце

2 — предсердие

3 — желудочек

4 — брюшная аорта с венозной кровью

5 — капилляры в жабрах

6 — капилляры в органах и тканях

7 — венозная кровь

8 — артериальная кровь

Дыхательная система представлена жабрами. Каждая жаберная щель открывается одним концом в глотку, а вторым — на поверхность тела. Жабры пронизаны кровеносными капиллярами. Рыба прокачивает воду, набирая ее ртом и выпуская через жаберные щели. Вода омывает жабры, при этом кровь поглощает кислород и отдает углекислый газ. Так через тонкие стенки капилляров происходит газообмен.

Кровеносная система рыбы замкнутая, состоит из двухкамерного сэр эта (одна камера — предсердие, вторая — желудочек) и кровеносных сосудов. Кровообращение — это движение крови по сосудам. У рыб он происходит так. В сердце содержится венозная кровь. Желудочек сокращается, и кровь выталкивается в брюшную аорту (крупную артерию).

Аорта несет венозную кровь к жабрам, где в результате газообмена кровь становится артериальной. Далее она по сосудам, которые разветвляются и становятся все тоньше, поступает ко всем органам и тканям рыбы. Через стенки капилляров происходит газообмен: кровь отдает кислород, поглощает углекислый газ и превращается в венозную.

Венозная кровь по венам поступает в предсердия сердца, а затем — до желудочка.

Выделительная система состоит из парных лентовидных почек, лежащих вдоль позвоночника, мочеточников и мочевого пузыря. Кровь омывает почки, где происходит фильтрация. В результате этого образуется моча — жидкость, содержащая вредные продукты обмена веществ, избыток солей и воды. Моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь, накапливается там и выводится наружу.

Центральную нервную систему хрящевых рыб образуют головной и спинной мозг, от них отходят нервы, по которым сигналы из центральной нервной системы поступают к органам и тканям, и в обратном направлении — в центральной нервной системы.

Я Грудные плавники акул расположены в горизонтальной плоскости

Головной мозг в процессе эволюции образовался из передней части нервной трубки. В головном мозге позвоночных различают следующие отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг.

Каждый выполняет определенные функции. Так, мозжечок управляет координацией движений и равновесием, продолговатый мозг, соединяющий спинной и головной мозг, отвечает за процессы дыхания, кровообращения, пищеварения.

Органы чувств у рыб развиты хорошо и приспособлены к особенностям среды и образа жизни. Глаза — органы зрения — позволяют рыбам определять форму и цвет предметов на близком расстоянии.

Ноздри ведут в две слепые ямки с рецепторами обоняния. В голове расположены органы слуха и равновесия. Чувствительные клетки, определяющие вкус, расположенные в ротовой полости и разбросаны по всей поверхности тела.

Осязательные клетки также разбросаны по всей поверхности тела.

Особого внимания заслуживает боковая линия — особый орган чувств, характерный только для рыб. Это два канала, которые проходят в коже вдоль туловища рыбы с левой и правой стороны, сообщающиеся с внешней средой отверстиями. Рецепторы, которые содержатся в каналах, передают по нервам в мозг информацию о силе и направление течения воды.

Большинство рыб — раздельнополые организмы. У самцов в парных половых железах, семенниках образуются сперматозоиды, у самок в яичниках — яйцеклетки. Оплодотворение, как правило, внутреннее, происходит в теле самки. У самцов на брюшных плавниках имеются пальцеобразные выросты, с помощью которых они вводят сперматозоиды в тело самки.

Система размножения у хрящевых рыб достаточно совершенна, поэтому половые продукты не гибнут в таком большом количестве как в случае внешнего оплодотворения. Следовательно, нет необходимости производить их «с запасом», бесполезно тратить на это энергию и органические вещества.

В этом, наверное, ответ на вопрос, почему более примитивные хрящевые рыбы успешно конкурируют с другими более совершенными животными.

Белая акула достигает 8 м в длину и весит свыше 3000 кг

Часть хрящевых рыб откладывает оплодотворенные яйца, они называются яйцеродні. Яйца акул крупные (до 60 см), содержат много питательных веществ для развития зародыша, имеют защитную роговую оболочку с крючочками и нитками, которыми они прикрепляются к подводным объектам.

Из яйца получается довольно большой малыш, который сначала питается запасом питательных веществ яйца, а затем переходит на самостоятельное питание.

Читайте также:  Вирусы – неклеточная форма жизни - биология

У других хрящевых рыб наблюдается яйцеживорождения. При этом оплодотворенная икра не оставляет тела матери, пока не пройдет развитие зародыша. Затем тонкая оболочка яйца разрывается прямо в теле самки, а мальки выходят в воду.

Есть рыбы, у которых система размножения еще совершеннее. В них происходит живорождения. При этом зародыш внутри тела матери получает питание не из яйца, а из материнского организма. В особой камере, напоминающей матку образуется участок, который связывает организм зародыша и матери.

В ней переплетаются кровеносные сосуды зародыша и матери. Через стенки этих сосудов происходит обогащение крови зародыша питательными веществами и кислородом. В случае живорождения на свет появляются более самостоятельные особи, поэтому они имеют больше шансов выжить.

Растут акулы очень медленно, полово-зрелыми становятся не раньше 5 лет.

Манта — самый крупный представитель отряда Скаты

Класс Хрящевые рыбы объединяет немногочисленную группу древних рыб, у которых хрящевой скелет, остатки хорды сохраняются на протяжении всей жизни, нет плавательного пузыря и жаберных крышек, особая плакоїдна чешуя. Практически для всех хрящевых рыб характерно внутреннее оплодотворение. Класс Хрящевые рыбы включает акул и скатов.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/8klas_1_b/32.html

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Презентацию на тему Особенности строения и жизнедеятельности рыб можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайда.

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Рыбы появились более 400 млн.лет назад в пресных водах. Насчитывается свыше 20 тысяч видов, распространенных в Мировом океане (морские рыбы) и пресных водах (пресноводные рыбы). Два класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Наука о рыбах — ихтиология.

Хрящевые рыбы

Акула-молот

Акула синяя

Скат-хвостокол

Костные рыбы

Язь речной

Конек морской

Осетр русский

Окунь речной

Скелет речного окуня.

Позвонок рыб состоит из двояковогнутого костного диска, вверх от которого отходит непарный отросток. Снизу к позвонку прикрепляются ребра. В основании парных плавников развит скелет поясов конечностей.

Внутреннее строение речного окуня

В полости тела рыб лежат органы пищеварения: пищевод, желудок, кишечник и печень, а также плавательный пузырь, сердце, парные почки и половые железы.

Нервная система речного окуня.

Передняя часть нервной трубки у рыб образует головной мозг. От него начинается длинный спинной мозг, проходящий в канале, который образуют слившиеся верхние дуги позвонков.

Головной мозг речного окуня.

Головной мозг рыб подразделяется на передний, средний, промежуточный, продолговатый мозг и мозжечок. Передний мозг образует парные обонятельные доли. От промежуточного мозга отходят зрительные нервы.

Дыхание костных рыб

Органами дыхания костных рыб являются жабры. В процессе дыхания рыбы пропускают воду через глотку. В результате, вода, проходя через жаберные щели, омывает жабры, в которых совершается газообмен.

Строение сердца костных рыб.

Сердце рыб состоит из одного предсердия и одного желудочка. Так как у них имеется только один круг кровообращения, а в сердце всегда находится венозная кровь, рыбы являются холоднокровными животными.

Размножение рыб

Рыбы – раздельнополы. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное, в воде. Самки выметывают икринки, самцы – молоки, содержащие сперматозоиды.

Личинки рыб

Развитие рыб

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/19285-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatel-nosti-ryb.html

Рыбы. Строение и жизнедеятельность рыб в связи с водным образом жизни

Рыбы – самая древняя и многочисленная (около 22 тыс. видов) группа хордовых животных, заселивших моря и пресные водоемы. Вся их организация несет на себе отпечаток приспособления к жизни в жидкой среде (вода в 1300 раз плотнее воздуха).

В течение эволюции рыбы приобрели обтекаемую торпедообразную форму тела, сплющенную в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлениях. Передняя часть головы (рострум) имеет клинообразную форму, что уменьшает лобовое сопротивление. У большинства рыб продольная ось тела удлинена.

Отделы тела (голова, туловище, хвост) плавно переходят друг в друга, что создает вокруг плывущей рыбы ламинарный (без завихрений) поток воды. Спинная поверхность тела рыбы обычно выпуклая и широкая, брюшная – плоская и узкая.

Расположенные под некоторым углом к туловищу грудные плавники и рострум, а также брюшные и хвостовой плавники создают подъемную силу, подобно крылу самолета. Череп рыб неподвижно соединен с позвоночником. Позвоночник имеет только два отдела – туловищный и хвостовой.

Двояковогнутые позвонки соединяются при помощи суставных поверхностей, обеспечивая прочность осевого скелета и его подвижность преимущественно в горизонтальной плоскости.

Сформировался также комплекс приспособлений, повышающий плавучесть рыб.

Так, у костных рыб имеется специальный гидростатический орган – плавательный пузырь, представляющий собой полый, заполненный смесью газов, вырост начальной части пищевода.

В его стенке развита густая сеть кровеносных капилляров, которая позволяет поглощать из пузыря или выделяет в пузырь газовую смесь. В результате изменения объема пузыря изменяется и плавучесть рыбы.

У хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует. Плавучесть их тела достигается накоплением в печени, реже в других органах, запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул она составляет до 25 % общей массы тела, тогда как у костных рыб – лишь 1-8 %.

Кожа рыб покрыта плакоидной или костной чешуей, богата железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение тела о воду и выполняет защитную функцию.

Мускулатура рыб представлена однородными сегментами, разделенными соединительноткаными прослойками. Дифференцировка коснулась только мышц, управляющих движениями глаз, жаберных крышек нижних челюстей и плавников.

Органы дыхания – жабры – расположены на жаберных дугах. Газообмен осуществляется в многочисленных жаберных капиллярах, кровь в которых течет навстречу омывающей жабры воде, чем достигается высокая степень извлечения растворенного кислорода из воды.

У рыб двухкамерное сердце (с венозной кровью), состоящее из предсердия и желудочка; один круг кровообращения. Органы и ткани снабжаются артериальной кровью, богатой кислородом. Рыбы – пойкилотермные животные, жизнедеятельность которых зависит от температуры воды.

Большинство рыб, особенно пресноводных, – аммониотелические животные. Их лентовидные туловищные почки удаляют конечный продукт азотистого обмена – аммиак, концентрация которого сильно разбавляется проникающей в организм водой, что уменьшает его токсичность. Значительная часть аммиака выводится из организма непосредственно через жаберные лепестки. У морских рыб выводится мочевина.

Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению.

Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы (до 10-15 м). Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу.

Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.

Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.

Читайте также:  Экосистема - биология

Исключительно важную роль в жизни рыб играет орган боковой линии. Он представлен продольными каналами, лежащими по бокам тела в коже и сообщающимися с наружной средой через многочисленные линейно расположенные отверстия.

На дне каналов напротив отверстий имеются чувствительные клетки, снабженные ресничками. Они воспринимают изменения давления воды.

С помощью боковой линии рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегают столкновения с подводными предметами.

У большинства рыб наружное оплодотворение, что характерно для первичноводных хордовых животных.

Читать далее

Источник: http://ed-lib.ru/biology/170-ryby-stroenie-i-zhiznedejatelnost-ryb-v-svjazi-s-vodnym-obrazom-zhizni.html

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Cлайд 1

Особенности строения и жизнедеятельности рыб

Cлайд 2

Cлайд 3

Рыбы – позвоночные животные, живущие только в воде. Рыбы появились более 400 млн.лет назад в пресных водах. Насчитывается свыше 20 тысяч видов, распространенных в Мировом океане (морские рыбы) и пресных водах (пресноводные рыбы). Два класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Наука о рыбах — ихтиология.

Cлайд 4

Хрящевые рыбы

Cлайд 5

Акула-молот

Cлайд 6

Акула синяя

Cлайд 7

Скат пятнистый орляк

Cлайд 8

Скат-хвостокол

Cлайд 9

Костные рыбы

Cлайд 10

Язь речной

Cлайд 11

Конек морской

Cлайд 12

Осетр русский

Cлайд 13

Щука обыкновенная

Cлайд 14

Окунь речной

Cлайд 15

Внешнее строение рыбы

Cлайд 16

Скелет речного окуня. Позвонок рыб состоит из двояковогнутого костного диска, вверх от которого отходит непарный отросток. Снизу к позвонку прикрепляются ребра. В основании парных плавников развит скелет поясов конечностей.

Cлайд 17

Внутреннее строение речного окуня В полости тела рыб лежат органы пищеварения: пищевод, желудок, кишечник и печень, а также плавательный пузырь, сердце, парные почки и половые железы.

Cлайд 18

Нервная система речного окуня. Передняя часть нервной трубки у рыб образует головной мозг. От него начинается длинный спинной мозг, проходящий в канале, который образуют слившиеся верхние дуги позвонков.

Cлайд 19

Головной мозг речного окуня. Головной мозг рыб подразделяется на передний, средний, промежуточный, продолговатый мозг и мозжечок. Передний мозг образует парные обонятельные доли. От промежуточного мозга отходят зрительные нервы.

Cлайд 20

Дыхание костных рыб Органами дыхания костных рыб являются жабры. В процессе дыхания рыбы пропускают воду через глотку. В результате, вода, проходя через жаберные щели, омывает жабры, в которых совершается газообмен.

Cлайд 21

Строение сердца костных рыб. Сердце рыб состоит из одного предсердия и одного желудочка. Так как у них имеется только один круг кровообращения, а в сердце всегда находится венозная кровь, рыбы являются холоднокровными животными.

Cлайд 22

Размножение рыб Рыбы – раздельнополы. Оплодотворение у большинства костных рыб наружное, в воде. Самки выметывают икринки, самцы – молоки, содержащие сперматозоиды.

Cлайд 23

Личинки рыб

Cлайд 24

Развитие рыб30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

504625046350464504655046650467504685046950471504725047350474

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/39077-osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-rib1.html

Каковы особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водным образом жизни

Рыбы — самая древняя и многочисленная (около 22 тыс. видов) группа хордовых животных, заселивших моря и пресные водоемы. Вся их организация несет на себе отпечаток приспособления к жизни в водной среде (вода в 1300 раз плотнее воздуха).

В течение эволюции рыбы приобрели обтекаемую торпедообразную форму тела, сплющенную в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлении. Передняя часть головы (рострум) имеет клинообразную форму, что уменьшает лобовое сопротивление. У большинства рыб продольная ось тела удлинена.

Отделы тела (голова, туловище, хвост) плавно переходят друг в друга, что создает вокруг плывущей рыбы ламинарный (без завихрений) поток воды. Спинная поверхность тела рыбы обычно выпуклая и широкая, брюшная — плоская и узкая.

Расположенные под некоторым углом к туловищу грудные плавники и рострум, а также брюшные и хвостовой плавники создают при движении подъемную силу, подобно крылу самолета. Череп рыб неподвижно соединен с позвоночником. Позвоночник имеет только два отдела — туловищный и хвостовой.

Двояковогнутые позвонки соединяются при помощи суставных поверхностей, обеспечивая прочность осевого скелета и его подвижность преимущественно в горизонтальной плоскости.

Сформировался также комплекс приспособлений, повышающий плавучесть рыб.

Так, у костных рыб имеется специальный гидростатический орган — плавательный пузырь, представляющий собой полый, заполненный смесью газов, вырост начальной части пищевода.

В его стенке развита густая сеть кровеносных капилляров, которая позволяет поглощать из пузыря или выделять в пузырь газовую смесь. В результате изменения объема пузыря меняется и плавучесть рыбы.

У хрящевых рыб плавательный пузырь отсутствует. Плавучесть их тела достигается накоплением в печени, реже в других органах, запасов жира. Поэтому у некоторых видов акул она составляет до 25 % общей массы тела, тогда как у костных рыб — лишь 1—8 %.

Кожа рыб покрыта костной чешуей, богата железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение тела о воду и выполняет защитную функцию.

Мускулатура рыб представлена однородными сегментами, разделенными соединительнотканными прослойками. Дифференцировка коснулась только мышц, управляющих движениями глаз, жаберных крышек, нижних челюстей и плавников.

Органы дыхания — жабры — расположены на жаберных дугах. Газообмен осуществляется в многочисленных жаберных капиллярах, кровь в которых течет навстречу омывающей жабры воде, чем достигается высокая степень извлечения растворенного кислорода из воды.

У рыб двухкамерное сердце (с венозной кровью), состоящее из предсердия и желудочка; один круг кровообращения. Органы и ткани снабжаются артериальной кровью, богатой кислородом. Рыбы — пойкилотермные животные, жизнедеятельность которых зависит от температуры воды.

Большинство рыб, особенно пресноводных, — аммониотелические животные. Их лентовидные туловищные почки удаляют конечный продукт азотистого обмена — аммиак, концентрация которого сильно разбавляется проникающей в организм водой, что уменьшает его токсичность. Значительная часть аммиака выводится из организма непосредственно через жаберные лепестки. У морских рыб выводится мочевина.

Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Из-за низкой прозрачности природных вод орган зрения не приспособлен к дальнему видению.

Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы (до 10—15 м). Обоняние у рыб хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу.

Велико значение обоняния и «химической памяти» у мигрирующих рыб, с помощью которых они находят места нерестилищ.

Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Большая скорость распространения звуковых колебаний в воде и высокая звукопроводимость тканей тела рыб позволяют достаточно хорошо воспринимать звуки при относительно простом строении органа слуха.

Исключительно важную роль в жизни рыб играет орган боковой линии. Он представлен продольными каналами, лежащими по бокам тела в коже и сообщающимися с наружной средой через многочисленные линейно расположенные отверстия.

На дне каналов напротив отверстий имеются чувствительные клетки, снабженные ресничками. Они воспринимают изменения давления воды.

С помощью органа боковой линии рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегают столкновения с подводными предметами.

У большинства рыб наружное оплодотворение, что характерно для первичноводных хордовых животных.

Источник: http://www.compendium.su/biology/entrant/171.html

Ссылка на основную публикацию