Понятие об эволюции растительного мира на земле, биология

Слайд 1Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Эволюция растительного мира на Земле

Слайд 2Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Понятие об эволюции живого мира. Всё многообразие живого мира появилось на Земле исторически, т. е. развивалось постепенно, от простого к сложному в течение длительного периода существования нашей планеты.

Слайд 3Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Оно было связано с изменяющимися условиями среды на Земле. Оно было связано с изменяющимися условиями среды на Земле. Этот процесс сопровождался, с одной стороны, вымиранием многих видов, не имеющих приспособительных свойств для существования в изменившихся условиях, а с другой стороны — появлением новых форм, более приспособленных к новым условиям обитания на Земле.

Слайд 4Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Вымершие и все ныне существующие организмы возникли в процессе постоянного изменения их качеств, протекающего в течение длительного Вымершие и все ныне существующие организмы возникли в процессе постоянного изменения их качеств, протекающего в течение длительного времени, т. е. возникли в процессе эволюции (от лат. эволютио — ≪развёртывание≫).

Слайд 5Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Эволюция — это процесс исторического развития живого мира.

Слайд 6Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

В этом грандиозном длительно идущем процессе эволюции возникли В этом грандиозном длительно идущем процессе эволюции возникли разные формы организмов — бактерии, растения, грибы, животные и вирусы. Они возникли на разных этапах развития нашей планеты, существуют и поныне. При этом все они приспособлены к условиям своего обитания и являются более развитыми, чем их древние формы.

Слайд 7Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Эволюция живого мира началась на Земле очень давно, с момента появления первых организмов, и продолжается в настоящее время. Эволюция живого мира началась на Земле очень давно, с момента появления первых организмов, и продолжается в настоящее время.

Слайд 8Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Первые обитатели нашей планеты. Более 3,5 млрд лет назад на Земле в древнем тёплом океане появились первые живые существа. Это были примитивные (т. е.

неразвитые, простые) одноклеточные организмы, похожие на современных бактерий. Питались они тем, что находилось в окружающей их водной среде океана, — растворёнными органическими веществами (т. е. гетеротрофно).

От них произошли организмы всех разных царств, существующих в настоящее время.

Слайд 9Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияСлайд 10Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияОписание слайда:

Бактерии — самые первые обитатели нашей планеты.

Слайд 11Описание слайда:

Спустя много тысяч лет в океанических водах появились организмы, Спустя много тысяч лет в океанических водах появились организмы, имеющие в клетках хлорофилл. Такие организмы потребляли энергию солнечного света для создания необходимых им органических веществ. Так появились первые организмы-автотрофы, которые смогли питаться, осуществляя фотосинтез.

Слайд 12Описание слайда:

Появление фотосинтеза — это крупнейшее событие в истории развития жизни на нашей планете. Фотосинтез дал начало новому способу существования организмов, связанному с поглощением энергии солнечного света.

Появление фотосинтеза — это крупнейшее событие в истории развития жизни на нашей планете. Фотосинтез дал начало новому способу существования организмов, связанному с поглощением энергии солнечного света.

Слайд 13Описание слайда:

Первыми автотрофами, которые потребляли энергию солнечного излучения для фотосинтеза и выделяли кислород, были особые бактерии — цианобактерии. С их появлением началось постепенное накопление кислорода в атмосфере Земли, что создало возможность развития организмов, которым для процесса дыхания нужен кислород.

Первыми автотрофами, которые потребляли энергию солнечного излучения для фотосинтеза и выделяли кислород, были особые бактерии — цианобактерии. С их появлением началось постепенное накопление кислорода в атмосфере Земли, что создало возможность развития организмов, которым для процесса дыхания нужен кислород.

Слайд 14Слайд 15Слайд 16Описание слайда:

цианобактерий произошли более сложные, чем они, зелёные и золотистые цианобактерий произошли более сложные, чем они, зелёные и золотистые водоросли. С этого времени началась история существования растительного мира.

Спустя 600 млн лет в водной среде появились многоклеточные зелёные, бурые и красные водоросли. С их появлением в атмосфере Земли стал быстрее накапливаться кислород, и из него образовался озоновый экран вокруг Земли.

Спустя 200 млн лет озоновый слой стал таким мощным, что защищал от губительной солнечной радиации выходящих на сушу живых обитателей. Благодаря этому

Слайд 17Слайд 18Описание слайда:

Выход растений на сушу. Произошло это событие примерно 450 млн лет назад. Первыми растениями (теперь уже давно вымершими), поселившимися на влажных берегах пресных водоёмов, были риниофиты, достигавшие 20-25 см в высоту. У них ещё не было настоящих корней и листьев, были только стебли и спорангии, в которых развивались споры

Слайд 19Слайд 20Описание слайда:

Риниофиты произошли от прикреплённых к дну водоёма зелёных водорослей. Риниофиты произошли от прикреплённых к дну водоёма зелёных водорослей. Так одноклеточные зелёные водоросли стали родоначальниками всех современных наземных групп растений.

Слайд 21Описание слайда:

C выходом растений на сушу эволюция растительного мира шла по пути усложнения строения и возрастающего приспособления к условиям существования на суше.

Слайд 22Слайд 23Описание слайда:

Через 100 млн лет риниофиты вымерли, Через 100 млн лет риниофиты вымерли, но к тому времени появились плауны, хвощи, папоротники. В это время (около 350 млн лет назад) климат на всей поверхности Земли был тёплым и влажным, как в оранжерее. Древние папоротники, хвощи и плауны вырастали в огромные деревья.

Они уже имели побеги с зелёными листьями, обеспечивающими организм воздушным питанием (фотосинтез), крупные придаточные корни, осуществляющие корневое (минеральное) питание растения, а стебель выполнял с помощью стелы роль органа транспортировки питательных веществ, но все растения размножались с помощью спор.

Слайд 24Описание слайда:

Выход растений на сушу привёл к возникновению специализированных органов — корня и побега, добывающих питательные вещества из почвы и из воздуха, и к разделению тела на две функционально разные части — надземную и подземную.

Слайд 25Слайд 26Описание слайда:

Около 240-250 млн лет назад климат на Земле стал сухим и холодным. Гигантские древовидные папоротники, хвощи и плауны не смогли выжить, но некоторые из них дали начало первым голосеменным, у которых появился новый способ размножения, не зависящий от присутствия воды во внешней среде, — размножение семенами. В создавшихся условиях го

Слайд 27Описание слайда:

Голосеменные растения широко распространились по земной поверхности. Голосеменные растения широко распространились по земной поверхности. Дальнейшее усиление сухости воздуха и солнечной радиации, появившееся обилие насекомых, участвующих в опылении, различных животных, распространяющих плоды и семена, привели к возникновению и широкому распространению цветковых (покрытосеменных) растений.

Слайд 28Слайд 29Описание слайда:

Покрытосеменные лучше других растений смогли приспособиться к условиям Покрытосеменные лучше других растений смогли приспособиться к условиям изменений в окружающей среде, у них развились многообразные жизненные формы, в том числе появились кустарники и травы

Слайд 30Описание слайда:

они стали господствующей группой растений на Земле. они стали господствующей группой растений на Земле. С появлением человека ещё больше увеличилось многообразие форм

Слайд 31Описание слайда:

Все группы растений появились в процессе эволюции в связи с изменениями условий обитания на Земле и изменением наследственных свойств у видов.

Выход растений на сушу обусловил появление у растений основных вегетативных органов — корней и побегов и Все группы растений появились в процессе эволюции в связи с изменениями условий обитания на Земле и изменением наследственных свойств у видов.

Выход растений на сушу обусловил появление у растений основных вегетативных органов — корней и побегов и развитие размножения семенами.

Слайд 32Описание слайда:

Древние, давно вымершие растения изучает особая область биологии — наука палеоботаника (от греч. палео — ≪древний≫).

Представления о давно исчезнувших растениях учёные-палеоботаники получают, исследуя их окаменевшие остатки, отпечатки на кусках каменного угля, сланцев и других горных пород.

Этими исследованиями учёные доказали, что на протяжении многих миллионов лет происходила эволюция живых организмов, т. е. весь живой мир, в том числе и растительный, в процессе существования Земли развивался и усложнялся в направлении лучшей приспособленности к условиям среды обитания.

Слайд 33Описание слайда:

выращивать их как культурные и создавать различные сорта растений, которых раньше в природе не было. выращивать их как культурные и создавать различные сорта растений, которых раньше в природе не было.

Всемирно известный русский учёный- ботаник Николай Иванович Вавилов отмечал, что разнообразие культурных растений — это результат эволюции, направляемой волей человека.

Таким образом, в процессе длительного исторического развития живого мира растения прошли путь от простых одноклеточных зелёных водорослей до высокоразвитых покрытосеменных (цветковых).

Слайд 34Описание слайда:

Развитие растительного мира на Земле

Эволюция растений – Сайт по биологии

Понятие об эволюции растительного мира на Земле, БиологияЭволюция растений

Эволюция царства растений началась с архейской эры (около 3500 млн. лет назад). В этот период на Земле отмечено появление синезеленых водорослей. Эти водоросли принадлежат к группе цианобактерий, поскольку в их клетках отсутствует оформленные ядра|ядра.

Таким образом, их можно отнести к прокариотам (доядерным организмам). Среди синезеленых водорослей были одно- и многоклеточные организмы, имеющие возможность осуществлять фотосинтез.

Благодаря процессу фотосинтеза, в атмосферу нашей планеты начал|начал поступать кислород, необходимый для жизнедеятельности аэробов.

Позднее|Позднее в протерозойской эре (около 2600 млн. лет назад) Землёй завладели красные и зелёные водоросли. Их господство распространилось и на палеозойскую эру (примерно 570 млн. лет назад). Только в поздний палеозой (силурийский период) отмечена жизнедеятельность на планете древнейших высших растений – риниофитов, или псилофитов.

Читайте также:  Что мы узнали о воздухе, Биология

У этих растений были побеги|побеги, но отсутствовали корни и листья. Размножение риниофитов происходило спорами. Они обитали на суше или частично в воде.В существовании нашей планеты новая эра началась с появления высших, или наземных растений. Около 400- 360 млн.

лет назад в девонском периоде палеозойской эры на фоне преобладания на Земле риниофитов и водорослей появились первые папоротникообразные (папоротники, хвощи, плауны) и моховидные растения. Они относятся к высшим споровым растениям. Благодаря распространению растений на суше, появились и новые наземные виды животных.

Сочетанное изменение в ходе эволюции форм растений и животных обусловило огромнейшее разнообразие жизни на Земле. Облик планеты изменился коренным|корённым образом. Прикреплённый образ жизни растения на суше привёл к появлению расчленения растения на корень, стебель и лист, а также к возникновению опорных тканей и сосудистой проводящей системы.

Самые первые наземные растения были маленьких размеров. Они поглощали воду посредством ризоидов, как сохранившиеся по сей день на Земле мхи. В цикле их развития преобладало гаплоидное поколение (гаметофит). Постепенно появлялись более крупные формы растений — папоротникообразные, у которых образовались сложные специализированные органы|органы – корни с корневыми волосками.

В цикле развития этих растений на первый план выступает диплоидная фаза — спорофит, являющийся непосредственно самим растением, тогда как гаметофит – это заросток, который выглядит как клубенёк у хвощей и плаунов и как небольшая пластинка в форме сердца|сердца у папоротников.

Так осуществлялся постепенный переход от гаплоидного поколения к более совершенному|совершённому — диплоидному. В палеозойскую эру папоротникообразные были громадными растениями, господствовавшими на суше. Однако для их размножения была необходима вода, что ограничивало территорию их существования местностями с повышенной влажностью.

В каменноугольном периоде, который длился с 360 до 280 млн. лет назад, доказано появление на нашей планете семенных папоротников, которые в дальнейшем стали родоначальниками всех голосеменных растений.

В это время полностью исчезают риниофиты из-за невозможности конкурировать с более развитыми|развитыми|развитыми растениями.

А господствовашие тогда огромнейшие древовидные папоротникообразные после отмирания образовали залежи каменного угля.

В следующем пермском периоде палеозойской эры на Земле появились древние голосеменные растения. Древовидные папоротникообразные постепенно вымирают, а им на смену приходят семенные и травянистые папоротники, завладевая сушей.

Особенностью голосеменных растений является то, что размножение их осуществляется семенами|семёнами, не имеющими защиты в виде стенок плода, так как цветков и плодов эти растения не образуют. Половое размножение этих растений осуществлялось независимо от капельно|капельно-водной среды|среды.

А их появление в ходе эволюционных метаморфоз было обусловлено перепадами влажности и температуры и изменением рельефа Земли|Земли вследствие поднятия суши|суши, то есть появления горных массивов.

Мезозойская эра наступила около 240 млн. лет назад. В триасовом периоде мезозоя появились современные голосеменные, а в юрском периоде зародились первые покрытосеменные растения. Но господствующие позиции на планете сохранились за голосеменными растениями. Это эра вымирания древних папоротникообразных, не выдерживающих естественного отбора.

В процессе появления покрытосеменных растений произошла череда ароморфозов. Во-первых, сформировался цветок – трансформированный побег, приспособленный для образования спор и гамет. Опыление, оплодотворение и образование зародыша и плода происходило непосредственно в цветке.

Во-вторых, для лучшей защиты и распространения семена|семёна покрытосеменных растений были окружены околоплодником. Для этих растений характерно половое размножение. К покрытосеменным относятся травянистые растения, деревья и кустарники. Разнообразные видоизменения вегетативных органов|органов (корня, стебля, листа) отмечаются у разных видов растений.

Эволюционные изменения покрытосеменных растений происходили за относительно короткий срок, поэтому для них свойственна высокая эволюционная пластичность. Огромное значение в протекании эволюционных преобразований сыграли насекомые-опылители.

Покрытосеменные растения более продуктивно осваивают окружающую среду|среду и завоёвывают новые территории, благодаря своим особенностям строения и способности формировать сложные многоярусные сообщества.

В кайнозойской эре, наступившей приблизительно 70 млн. лет назад, на нашей планете стали господствовать существующие и в настоящее время покрытосеменные и голосеменные растения, тогда как высшие споровые растения регрессировали.

Сейчас на Земле произрастают более 350 видов растений, среди них встречаются цветковые, мохообразные растения, папоротники, водоросли.

Эволюция растений

Понятие об эволюции растительного мира на Земле, Биология

Здравствуйте друзья! Сегодня хотелось бы поговорить о доисторических растениях, о том как они эволюционировали в современные растения. 

В растительном мире сегодня преобладают цветковые растения, но плауны и папоротники покрывали Землю в доисторическое время.

Эволюция растений.

Более 400 000 видов флоры известны сегодня, и все они произошли от нескольких древних морских растений. Виды, исчезнувшие с лица|лица Земли|Земли, не входят в это число, поскольку к меняющимся условиям на Земле адаптироваться они не смогли, или не выдержали конкуренцию со стороны вновь появившихся растений, которые лучше были приспособлены к новой среде обитания.

Палеоботаники установили распределение растительного покрова|покрова по поверхности Земли|Земли в разные геологические периоды, а также закономерности его смены. В том, что у растений нет твёрдого скелета, который легко превращается в окаменелость, заключается сложность исследований.

К счастью, иногда можно обнаружить ранние формы флоры в древних илистых отложениях, а в горных породах были найдены некоторые останки растений, их возраст составляет около 3,1 млрд. лет.

О том, что жизнь на планете должна была начаться с появления растениеподобных организмов, ставших важным звеном в пищевой цепи животных в дальнейшем, свидетельствуют окаменелости.

Но намного значимее роль растений в эволюционной истории Земли|Земли, так как они фактически преобразовали атмосферу нашей планеты и сделали её пригодной для существования животного мира.

Вероятно, в условиях изначального содержания огромного количества углекислоты|углекислоты в атмосфере, животные не смогли бы дышать. Углекислый газ в кислород растения преобразуют в процессе фотосинтеза, насыщая им атмосферу.

Основой пищевой цепи послужила способность растений использовать солнечный свет для производства сложных органических веществ. Эволюцию плотоядных и травоядных животных обеспечили растения.

Эволюция, однако, крайне медленный процесс, и естественный отбор благоприятствует особям, приспосабливающимся к изменениям среды|среды обитания, а не просто к изменениям как таковым.

Без воды|воды не могли обходиться древнейшие виды растительного мира, так как структуры необходимые для жизни на суше, у них отсутствовали.

Первые вышедшие растения из воды, вероятно, обосновались в болотах, где их нижняя часть могла постоянно находиться под водой. Скорее всего, первые истинно наземные растения оставались влаголюбивыми и росли возле воды|воды.

  • Влажная среда для размножения по-прежнему, была необходима печёночникам, мхам и папоротникам, которые развивались как растения с давних времён.
  • Геологическую колонку с эрами, периодами, эпохами и их длительностью можно посмотреть здесь.
  • Предшественники цветковых растений – голосеменные, среди них хвойные деревья – нуждались в ветре для рассеивания семян и опыления, поскольку тогда ещё не было способных это делать насекомых.
  • Одновременно с насекомыми и животными развивались преобладающие сегодня цветковые (покрытосеменные) растения, поэтому часто опыляются ими.
  • Простейшие водоросли были древнейшими из известных растений.

Это одноклеточные организмы, всё|все функции которых выполняла единственная лишённая ядра|ядра клетка. Крайне примитивными были эти сине–зелёные водоросли, и только около 1,5 млрд. лет назад появились имеющие клеточное ядро водоросли.

Многоклеточные организмы возникли со временем. Возможно, они сходные с морскими водорослями и имеющие в разных частях растения органы|органы размножения.

Около 590 млн. лет назад, в кембрийский период, прочно обосновались на Земле многие формы жизни. К этому периоду относятся более 900 видов – и это те растения, которые сохранились и были обнаружены сотни миллионов лет спустя.

Конспект урока «Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции»

Тема урока:  Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции

Школа:            ЮКО  г.Шардара   осш им М. Горького

Дата:

ФИО учитель биологии: Сахова А.А. учитель истории: Никонорова Е.В. учитель английского : Рустемова Г.Д.

  • Класс: 6 «А»
  • Кол, присутствующих:
  • Кол, отсутствующих:
  • Цели обучения, которые
  • необходимо достичь на данном уроке:
  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле,
  • Цели обучения:
  • Все учащиеся смогут: перечислять основные особенности покрытосеменных по семействам, давать характеристику
  • однодольным и двудольным растениям.
  • Большинство учащихся будут уметь:  применять свои знания на практике, определять по гербариям вид растений;
  • Некоторые учащиеся смогут: назвать представителей покрытосеменных, по семействам
  • Предыдущее обучение:
  • Семейства однодольных растений
  • Ожидаемый результат:
  • расширять представления обучающихся о формах организации учебной деятельности, способах получения учебной информации в целях повышения качества образования, результативности, развития умения учиться их
  • План
  • Планируемые сроки
  • Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями)
  • Ресурсы
  • Начало урока
  • I. Орг момент       Психологический настрой;
  • учителя биологиии, истории и английского языка приветствует учеников:

– Здравствуйте ребята! Hello guys! have a good day!

проверяют готовность к уроку, желают  успеха.

Ученики приветствуют учителей, готовы для проведения урока.

Учитель биологии: Ребята, сегодня у нас необычный  урок. Он интегрированный. Мы завершаем раздел «Покрытосеменные растения», подведем итоги по пройденным темам и познакомимся с историей развития растительного мира.

  1. Учитель истории: Нахождение ископаемых остатков – один из способов определения возраста земли, доказательство исторического развития растений, но для начала давайте вспомним
  2. Проверка домашней работы.
  3. Учитель биологии: (по методу «Ассоциативная карта» проводит проверку домашней работы)
  4. Давайте вспомним некоторые понятия.
  5. – Что изучает палеоботаника?
  6. Учитель английского языка:  палеоботаника- paleobotanica
  7. – Где впервые появились растения?
  8. Учитель истории:
  9. – Что такое эволюция?
  10. Учитель английского языка:  эволюция- evolution
  11. – Как формировался растительный мир на нашей планете в процессе эволюции?
  12. (Идет беседа с учащимися).
  13. Учитель истории:
  14. – Делаем вывод:
  15. Учитель биологии: В процессе эволюции сформировались отделы царства растений:
Читайте также:  Рефлексы человека - биология

– Водоросли.         Учитель английского языка:  Водоросли-     Algae.

– Мхи.                    Учитель английского языка:  Мхи – Mosses.

– Папоротники.     Учитель английского языка:  Папоротники – Ferns

– Голосеменные.    Учитель английского языка:  Голосеменные – Gymnosperms.

– Покрытосеменные. Учитель английского языка:  Покрытосеменные – Angiosperms

Учитель биологии:

1.Разложите предложенные вам гербарии в порядке эволюционного развития растений (идут практические работы по классификации растений).

2. Какие из растений относятся к низшим растениям, а какие к высшим растениям?

3. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают ваши суждения?

Учебник,  интернет

Середина урока

Актуализация знаний. Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.

  • По методу «Подумать – сговориться – обсудить» изучить новую тему.
  • Учитель истории:
  • Найдите  определение эволюции в учебнике

На уроке мы постараемся проникнуть в далекое прошлое и ответить на вопрос? ”Когда и где произошло возникновение и развитие жизни?

– Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле…

Около 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, – из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты).

Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения.

Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель биологии:

Верно! По словам Опарина, ученого биолога, расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они – эти первые живые организмы:

Прокариоты или эукариоты    Учитель английского языка:  Prokaryotes or eukaryotesКаков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

  1. Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
  2. – Наши познания мы будем записывать в таблицу № 1.
  3. Ступени развития
  4. Среда обитания
  5. Время возникновения
  6. 1. Возникновение жизни на земле
  7. Водная

2-3 млрд. л. назад

Учитель биологии:

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. – Какой способ питания организмов появился?

Учитель английского языка:  фотосинтез- photosynthesis

Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света.

Учитель биологии: Так появились первые растения. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

– У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

Цианобактерии – древнейшая группа живых организмов, возникшая около 2,6 млрд. лет назад. Это одноклеточные и многоклеточные организмы, в клетках которых нет оформленного ядра, их относят  к надцарству Доядерные или Прокариоты. Бактерии и Цианобактерии создали биосферу.

– Учитель истории:

Продолжим заполнение таблицы № 2.

Около 1,3 млрд. лет назад в водной среде появились более сложные организмы-зеленые и золотистые водоросли, обитающие в пресных и солоноватых водоемах. В этих группах водорослей, обособилось ядро. Все организмы в клетках, которых имеется ядро, относят  к надцарству Ядерные или Эукариоты. Возник половой способ размножения.

От одноклеточных зеленых водорослей 600-700 млн. лет назад произошли многоклеточные зеленые, бурые, красные водоросли.

2. Возникновение и господство водорослей

Водная

1,3-2 млрд. лет назад.

С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Учитель биологии: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

– Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

  • – Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)
  • – Что они из себя представляли?
  • Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

  1. – Учитель истории:  Занесем эти сведения в таблицу № 1.
  2. 3.Выход растений на сушу
  3. Наземно-водная

350-400 млн. лет назад.

Учитель биологии: – А ещё где мы можем использовать это значение – риниофиты?

– Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

  • – Риниофиты стали предшественниками каких растений?
  • Найдите ответы на вопросы:
  • – Какой вы видите растительность нашей планеты через 100 лет?
  • – Какова роль человека в сокращении растительности на Земле
  • Таблица без ответов
  • Отделы растений.
  • Представители.
  • Усложнения в процессе эволюции.
  • I.            водоросли
  • Хламидомонада
  • Спирогира
  • Низшие водные растения, тело таллом
  • – автотрофное питание – фотосинтез
  • – размножение спорами, половое.
  • II.            Мхи
  • Кукушкин лен
  • – Наземные растения
  • -Примитивные стебель, лист, ризоиды.

III.            Папоротники.

  1. Папоротники
  2. Высшие споровые растения
  3. – вегетативные органы: корень стебель лист
  4. – ткани: покровная, механическая, фотосинтезирующая.
  5. – стела
  6. – корневое питание.

IV.            Голосеменные.

Ель, сосна.

ствол, хвоя, корни, семена на чешуйках шишек.

V.            Покрытосеменные.

  • Яблоня
  • – цветок, плод, семя,
  • – высокая степень приспособленности, многообразие форм.

Закрепление урока. По методу «Поп-корн» проводит закрепление урока.

  1. Учитель биологии:  раздает тесты
  2. 1. Эволюцией растения называют процесс:
  3. А – роста растений.
  4. Б – размножение растений.
  5. В – исторического развития растительного мира.
  6. Г – распространение плодов и семян
  7. 2. О единстве растительного мира свидетельствуют:
  8. А – клеточное строение растений
  9. Б – наличие корней и побегов
  10. В – размножение семенами
  11. Г – опыление ветром
  12. 3. Первыми освоили сушу:
  13. А – папоротники
  14. Б – псилофиты
  15. В – голосеменные
  16. Г – Многоклеточные водоросли
  17. 4. Появление процесса фотосинтеза – крупное событие в истории земли, потому что:
  18. А – все живые организмы получили для питания органические вещества
  19. Б – в атмосфере появился кислород
  20. В – все живые организмы получили питание и кислород
  21. Г – появилось много высоких растений
  22. 5. Только у многоклеточных растений:
  23. А – разные клетки выполняют разные функции
  24. Б – в клетках происходит дыхание.
  25. В – всем клеткам нужна вода
  26. Г – при делении каждой клетки образуются дочерние
  27. 6. Покрытосеменные процветают на Земле потому, что
  28. А – питаются путем фотосинтеза
  29. Б – имеют семена, защищенные плодом
  30. В – могут жить только на суше
  31. Г – имеют корневище с запасом питательных веществ
  32. 7. В процессе фотосинтеза органические вещества образуют:
  33. А – только водоросли
  34. Б – только наземные растения
  35. В – все зеленые растения
  36. Г – только цветковые растения
  37. 8. Вода необходима для процесса оплодотворения:
  38. А – всем растениям
  39. Б – только папоротникам
  40. В – только водорослям
  41. Г – растениям, размножающимся спорами.
  42. Учитель: проверьте правильность ваших ответов
  43. Слайд № 6 Ответы теста
  44. Ответы:
  45. 1
  46. 2
  47. 3
  48. 4
  49. 5
  50. 6
  51. 7
  52. 8
  53. В
  54. А
  55. Б
  56. В
  57. А
  58. Б
  59. В
  60. Г
  61. Идет взаимооценивание.
  62. Учитель английского языка:
  63. Давайте проверим как запомнили новые термины: учитель называет на русском биологический термин, ученики перевод этого слова:
  64. палеоботаника- palaeobotanica
  65. Водоросли-     Algae.
  66. Мхи – Mosses.
  67. Папоротники – Ferns
  68. Голосеменные – Gymnosperms.
  69. Покрытосеменные – Angiosperms
  70. фишки
  71. стикеры
  72. Конец урока
  73. Итоги урока: Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
  74. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.
  75. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
  76. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы
  77. Записывают домашнюю работу в дневниках.
  78. Учителя благодорят за урок

Спасибо за урок!    Тhank you for the lesson! goodbye!

Презентация "Историческое развитие растительного мира" 6 класс

Презентация к уроку биологии в 6 классе

  • Презентация к уроку биологии в 6 классе
  • (базовый уровень) ФГОС

  • по теме «Историческое развитие растительного мира»
  • Учебник серии «Алгоритм успеха» авторы И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко – М.:Вентана-Граф, 2016
  • Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, Учитель биологии Высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская СОШ Таштыпского района Республики Хакасия с.Арбаты – 2018г.

Порассуждаем?

  • Клеточное строение имеют все живые организмы…
  • Человек-это часть природы…
  • Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…
  • Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…
  • Единство происхождения животных и растений…

?

Составьте из слов предложение: МИРА, РАЗВИТИЕ, ИСТОРИЧЕСКОЕ, РАСТИТЕЛЬНОГО

?

Историческое развитие растительного мира

  • Понятие об эволюции живого мира
  • Первые обитатели нашей планеты
  • История развития растительного мира
  • Выход растений на сушу
    • Риниофиты, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные

Б-6кл. П. 27

Что нас ждёт на уроке?

  • Определить основные этапы развития растений
  • Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития…
  • Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
  • Убедиться в многообразии растительного мира
  • ?
  • ?
  • хламидомонада
  • ламинария
  • кукушкин лён
  • сосна
  • «Четвертый лишний»
  • Из названий растений найдите лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.
  • «Объедини в группы»
  • Разделите растения на группы по каким – либо схожим признакам

Узнай растение Понятие об эволюции

  • Пользуясь учебником (с. 143), узнайте, что такое ЭВОЛЮЦИЯ? – запишите в тетради

Эволюция – это процесс исторического развития живого мира

?

Понятие об эволюции

  • Пользуясь учебником (с. 143), узнайте, что такое ЭВОЛЮЦИЯ?

Эволюция – это процесс исторического развития живого мира

?

Первые обитатели планеты

  • Когда?..
  • Где?..
  • Первые организмы?…
  1. ?
  2. Более 3,5 млрд. лет назад
  3. В воде
  4. Бактерии, цианобактерии (сине-зелёные водоросли)
  5. Бактерии
  6. Цианобактерии
  7. (сине-зелёные водоросли)

Развитие растительного мира на Земле

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. лет назад
Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство покрытосеменных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Развитие растительного мира на Земле

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. лет назад
Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство покрытосеменных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Выход растений на сушу

  • Когда?..
  • Благодаря какому процессу?..
  • Почему первой начала обособляться корневая система?….
  • ?
  • Около 350-450 млн. лет назад
  • Фотосинтезу
  • Основная часть растения оказалась на суше, и организм больше не мог поглощать питательные вещества привычным способом

Выход растений на сушу

  • Когда?..
  • Благодаря какому процессу?..
  • Почему первой начала обособляться корневая система?….
  1. ?
  2. Около 350-450 млн. лет назад
  3. Фотосинтезу
  4. Основная часть растения оказалась на суше, и организм больше не мог поглощать питательные вещества привычным способом
  5. ?
  6. водоросли
  7. пример ризоидов
  8. риниофиты
  9. ?
  10. лишайники
  11. мхи и печёночники
  12. ?
  13. папоротники
  14. хвощи
  15. плауны
  16. Папоротникообразные размножаются спорами, хорошо приспосабливаются к окружающей среде, разнообразны, при размножении зависят от воды
  17. ?
  18. голосеменные
  19. покрытосеменные

Развитие растительного мира Развитие растительного мира Развитие растительного мира Развитие растительного мира

Семенные растения преодолели зависимость от воды при размножении. У семенных растений – спермий, клетки без жгутиков в отличие от папоротникообразных.

  • Семенные растения – одни из наиболее совершенных представителей царства растений из-за своего разнообразия и сложного устройства. 
  • Покрытосеменные растения (цветковые) – венец эволюции царства растений.
  • Самые важные этапы в эволюции растительного царства: от наиболее древних одноклеточных водорослей до отдела цветковых растений.
  • Основные отделы растений в порядке появления во время эволюции.
  • ?

Эволюция растительного мира Проверим, что запомнили? 1. Выберите правильное определение Эволюция – это:  A. Историческое развитие живой природы
 Б. Выведение новых сортов растений
 B. Изменение климата
 Г. Сезонные изменения в жизни растений
Проверим, что запомнили? 2. Выберите правильный ответ Первые живые организмы появились:  A. В воде  Б. В воздухе  B. На суше  Г. В почве Проверим, что запомнили? 3. Выберите правильный ответ Первыми освоили сушу:  A. Мхи  Б. Многоклеточные водоросли
 B. Риниофиты
 Г. Папоротники Проверим, что запомнили? 4. Выберите правильный ответ Покрытосеменные процветают на Земле, потому что:  A. Имеют споры  Б. Имеют семена, защищенные плодом  B. Могут жить на суше  Г. Имеют корневище с запасом питательных веществ Проверим, что запомнили? 5. Выберите правильный ответ У голосеменных впервые появляются:  A. Проводящая ткань  Б. Фотосинтез
 B. Семя
 Г. Лист

  1. ?
  2. ответЫ:
  3. 1- А, 2 – А, 3 – В, 4 – Б, 5 – В

Домашнее задание

  • П. 27 – читать и пересказывать
  • В. 1-4 – с. 146-147 – уметь отвечать
  • *Составить схему происхождения групп растений. Указать примерный период их возникновения, расцвета и гибели (в млн. лет)

Заполните таблицу (по приведенному образцу)

Группа растений Признаки усложнения организации
1) Водоросли Появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза
2)Мхи Появление листьев, стебля, тканей, обеспечивающих жизнь в наземной среде
3)Папоротники
4)Голосеменные
5)Покрытосеменные

Литература и источники информации

  • Учебник серии «Алгоритм успеха», Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко– М.:Вентана-Граф, 2016. – 128с. : ил. – иллюстрации
  • Пономарева И.Н. Биология: 6класс: методическое пособие/И.Н.Пономарева, Л.В.Симонова, В.С.Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128с.
  • CD-диск. 1С: Школа. Биология, 6 кл. (На платформе «1С:Образование 4. Дом») ООО «1С-Паблишинг», 2008 – иллюстрации
  • Урок “Основные этапы развития растительного мира« https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/biologhiia-6-klass-osnovnyie-etapy-razvitiia-rastitiel-nogho-mira
  • Иллюстрации http://edu.mob-edu.ru/

Эволюция растений

Планета Земля образовалась более 4,5 млрд. лет назад. Первые одноклеточные формы жизни появились возможно появились около 3 млрд. лет назад. Сначала это были бактерии. Их относят к прокариотам, так как у них нет клеточного ядра. Эукариотические (имеющие в клетках ядра) организмы появились позже.

Растениями считаются эукариоты, способные к фотосинтезу. В процессе эволюции фотосинтез появился раньше, чем эукариоты. В то время он существовал у некоторых бактерий. Это были сине-зеленые бактерии (цианобактерии). Некоторые из них сохранились до наших дней.

Согласно наиболее распространенной гипотезе эволюции, растительная клетка образовалась путем попадания в гетеротрофную эукариотическую клетку фотосинтезирующей бактерии, которая не была переварена. Далее процесс эволюции привел к появлению одноклеточного эукариотического фотосинтезирующего организма, имеющего хлоропласты (их предшественников). Так появились одноклеточные водоросли.

Следующим этапом в эволюции растений было возникновение многоклеточных водорослей. Они достигли большого разнообразия и обитали исключительно в воде.

Поверхность Земли не оставалась неизменной. Там, где земная кора поднималась, постепенно возникала суша. Живым организмам приходилось адаптироваться к новым условиям. Некоторые древние водоросли постепенно смогли приспособиться к наземному образу жизни. В процессе эволюции их строение усложнялось, появлялись ткани, в первую очередь покровная и проводящая.

Первыми наземными растениями считаются псилофиты, которые появились около 400 миллионов лет назад. До наших дней они не дожили.

Дальнейшая эволюция растений, связанная с усложнением их строения, шла уже на суше.

Во времена псилофитов климат был теплым и влажным. Псилофиты произрастали недалеко от водоемов. У них были ризоиды (подобие корней), которыми они закреплялись в почве и всасывали воду. Однако у них не было настоящих вегетативных органов (корней, стеблей и листьев). Продвижение воды и органических веществ по растению обеспечивала появившаяся проводящая ткань.

Позже от псилофитов произошли папоротникообразные и мхи. Эти растения имеют более сложное строение, у них есть стебли и листья, они лучше приспособлены к обитанию на суше. Однако, также как у псилофитов, у них сохранялась зависимость от воды. При половом размножении, чтобы сперматозоид достиг яйцеклетки, им нужна вода. Поэтому «уйти» далеко от влажных мест обитания они не могли.

В каменно-угольном периоде (примерно 300 млн. лет назад), когда климат был влажным, папоротникообразные достигли своего рассвета, на планете росло множество их древесных форм. Позднее, отмирая, именно они сформировали залежи каменного угля.

Когда климат на Земле начал становиться более холодным и сухим папоротники начали массово вымирать.

Но некоторые их виды перед этим дали начало так называемым семенным папоротникам, которые по-сути были уже голосеменными растениями.

В последующей эволюции растений семенные папоротники вымерли, дав перед этим начало другим голосеменным растениям. Позже появились более совершенные голосеменные — хвойные.

Размножение голосеменных уже не зависело от наличия жидкой воды. Опыление происходило с помощью ветра. Вместо сперматозоидов (подвижных форм) у них образовывались спермии (неподвижные формы), которые доставлялись к яйцеклетке специальными образованиями пыльцевого зерна. Кроме того, у голосеменных образовывались не споры, а семена, содержащие запас питательных веществ.

Дальнейшая эволюция растений ознаменовалась появлением покрытосеменных (цветковых). Это произошло около 130 млн. лет назад. А около 60 млн. лет назад они стали господствовать на Земле. По сравнению с голосеменными, цветковые растения лучше приспособлены для жизни на суше.

Можно сказать, они стали больше использовать возможности окружающей среды. Так их опыление стало происходить не только с помощью ветра, но и посредством насекомых. Это повысило эффективность опыления. Семена покрытосеменных находятся в плодах, которые обеспечивают более эффективное их распространение.

Кроме того, цветковые растения имеют более сложное тканевое строение, например, в проводящей системе.

В настоящее время покрытосеменные являются наиболее многочисленной по количеству видов группой растений.

plustilino © 2019. All Rights Reserved

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]