Проблемы рационального использования видов и сохранения их многообразия, Биология

На планете представлено большое количество видов флоры и фауны, которые распространяются и обитают в различных природных зонах.

Такое биоразнообразие в различных климатических условиях неодинаково: одни виды приспосабливаются к суровым условиям арктики и тундры, другие учатся выживать в пустынях и полупустынях, третьи любят тепло тропических широт, четвертые населяют леса, а пятые распространяются на широких просторах степи.

То состояние видов, которое в данный момент есть на Земле, формировалось в течение 4 млрд. лет. Однако одной из глобальных экологических проблем современности является сокращение биоразнообразия. Если ее не решить, то мы навсегда утратим тот мир, который знаем сейчас.

Причин сокращения видов животных и растений существует множество, и все они прямо или косвенно исходят от людей:

  • вырубка лесов;
  • расширение территорий населенных пунктов;
  • регулярные выбросы вредных элементов в атмосферу;
  • превращение природных ландшафтов в сельскохозяйственные объекты;
  • использование химических веществ в земледелии;
  • загрязнение водоемов и почвы;
  • строительство дорог и положение коммуникаций;
  • рост населения планеты, требующий большего продовольствия и территорий для жизнедеятельности;
  • браконьерство;
  • эксперименты по скрещиванию видов растений, животных;
  • разрушение экосистем;
  • экологические катастрофы, вызванные людьми.

Конечно же, список причин можно продолжать. Чтобы не делали люди, они влияют на сокращение ареалов флоры и фауны. Соответственно изменяется жизнь животных, и некоторые особи, неспособные выжить, умирают преждевременно, а численность популяций значительно сокращается, нередко приводя к полному вымиранию вида. Приблизительно то же самое происходит и с растениями.

Биологическое разнообразие разных форм жизни – животных, растений и микроорганизмов ценно тем, что имеет генетическое и экономическое, научное и культурное, социальное и рекреационное, а главное – экологическое значение.

В конце концов, разнообразие животных и растений составляет мир природы, окружающий нас повсюду, поэтому его нужно беречь. Люди итак уже нанесли непоправимый урон, который никак не возместить.

К примеру, было уничтожено множество видов по всей планете:

  • Смеющаяся сова
  • Туранский тигр
  • Додо
  • Сумчатый волк
  • Гуадалупская каракара
  • Моа
  • Квагга
  • Тур
  • Невиусия Данторна
  • Фиалка крийская
  • Сильфий

Для того, чтобы сохранить биоразнообразие на земле, нужно приложить немало усилий. Прежде всего, необходимо чтобы правительства всех стран уделяли особое внимание этой проблеме и защищали природные объекты от посягательств разных людей. Также работы по сохранению мира флоры и фауны ведут различные международные организации, в частности, Гринпис и ООН.

Среди основных мер, которые предпринимаются, следует упомянуть то, что зоологи и другие специалисты ведут борьбу за каждую особь вымирающего вида, создают заповедники и природные парки, где животные находятся под наблюдением, создают им условия для жизни и увеличения популяций.

Также искусственно разводятся растения, чтобы увеличивать их ареалы, не дать погибнуть ценным видам.
Кроме того, необходимо проводить меры по сохранению лесов, охранять водоемы, почву и атмосферу от загрязнения, применять экотехнологии в производстве и бытовой жизни.

Больше всего сохранение природы на планете зависит от нас самих, то есть от каждого человека, ведь только мы делаем выбор: убивать животное или сохранить ему жизнь, срубить дерево или нет, сорвать цветок или посадить новый.

Если каждый из нас будет охранять природу, то проблема биоразнообразия будет преодолена.

12. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы

  • 12. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
  • Вспомните!
  • Приведите примеры вымирания видов растений и животных.

Биологический прогресс и биологический регресс.

С момента возникновения жизни более 3 млрд лет назад развитие живой природы шло в направлении максимального приспособления к окружающей среде. Возникали эукариоты, появлялся фотосинтез, формировались первые многоклеточные организмы.

Развитие от простого к сложному, от низкоорганизованных форм к высокоорганизованным имеет прогрессивный характер. Направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут, называют биологическим прогрессом.

Показателями биологического прогресса являются следующие признаки:

– увеличение численности особей данного таксона;

– расширение ареала обитания;

– появление подчинённых систематических групп (популяций и подвидов внутри вида, видов в роде и т. д.).

В ходе биологического прогресса может происходить не только усложнение организации, но и упрощение строения, если это необходимо для обеспечения успеха в борьбе за существование.

Сидячий образ жизни, однородная среда обитания, паразитизм приводят к тому, что организмы утрачивают органы и целые системы органов, ненужные для жизни в данных условиях. Например, в процессе эволюции многие паразитические ленточные черви утратили пищеварительную систему, у подземных млекопитающих произошла редукция глаз.

Однако такое упрощение строения позволило этим группам максимально полно приспособиться к условиям среды и выйти победителями в борьбе за существование.

Биологический прогресс – это успех и процветание определённой группы организмов. В настоящее время биологический прогресс испытывают круглые черви, членистоногие, птицы, млекопитающие и покрытосеменные растения.

Однако при резких изменениях условий среды возникшие ранее адаптации не всегда оказываются полезными. Узкая специализация часто приводит к тому, что такая группа организмов не может приспособиться к новым условиям и её дальнейшая эволюция ведёт к регрессу.

  1. Биологический регресс – это эволюционный упадок группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.
  2. Биологический регресс характеризуют следующие признаки:
  3. – уменьшение численности особей данного таксона;
  4. – сужение ареала обитания;

– уменьшение числа подчинённых систематических групп (популяций и подвидов внутри вида, видов в роде и т. д.).

В итоге биологический регресс может привести к вымиранию групп организмов.

Причины вымирания видов. За всю историю эволюции живой природы на нашей планете обитало в общей сложности в 50–100 раз больше видов, чем представлено сейчас. Менялись условия жизни, и те группы организмов, которые ещё недавно были процветающими, оптимально приспособленными, постепенно регрессировали, их численность сокращалась, и они вымирали.

В середине палеозойской эры вымерли псилофиты, давшие начало папоротникообразным растениям.

Спустя более 100 млн лет та же участь постигла большинство древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а позднее, в начале мезозойской эры, вымерли и семенные папоротники. Исчезло большинство древних земноводных и пресмыкающихся.

В настоящее время регрессирует семейство гинкговых, представленное единственным видом (рис. 40). Всего два вида входит в современный род выхухолей.

Одним из хорошо известных примеров вымирания видов служит исчезновение гигантского оленя, жившего в ледниковую эпоху на громадной территории – по всей Европе от Ирландии до Сибири и Китая, а на юге – до Северной Африки. Самцы этого оленя обладали огромными рогами массой до 25 кг и размахом примерно до 3 м (рис. 41).

Ни у каких других представителей этого семейства не было столь крупных рогов. Гигантский олень обитал на открытых, поросших травой пространствах с редкими скоплениями деревьев. После завершения последнего оледенения около 11 тыс. лет назад открытые пространства стали постепенно сменяться лесами. Гигантский олень не смог выжить в густом лесу.

Изменения климата и растительности оказались неблагоприятными для этого вида и стали причиной его вымирания.

Рис. 40. Гинкго двулопастный – единственный сохранившийся вид семейства гинкговых

Некоторые виды, в ходе эволюции уходя от конкуренции с другими группами, становились высокоспециализированными формами, благополучие которых полностью зависело от существования определённого экологического фактора.

Читайте также:  Биосфера и научно-технический прогресс, Биология

Например, растения, произрастающие на сильно засолённых почвах, организмы, живущие при очень высоких или, наоборот, низких температурах, в условиях острого дефицита воды и т. п.

Такие виды представляют собой тупиковые ветви биологической эволюции, которые вымирают при изменении этих экстремальных условий.

Часто, особенно в последние 10 тыс. лет, причиной биологического регресса, ведущего к вымиранию, становилась деятельность человека (§ 30), который определял судьбу многих видов, непосредственно истребляя их или изменяя условия их среды обитания. В начале XVII в. был уничтожен дикий бык – тур, к середине XVIII в. исчезли морские стеллеровы коровы.

Рис. 41. Гигантский олень (вымерший вид)

Сохранение многообразия видов. Для устойчивого развития биосферы необходимо сохранение многообразия видов. Чем богаче будет флора и фауна Земли, тем меньше угроза нарушения общего равновесного состояния биосферы при изменении условий.

Существование широкого внутривидового многообразия позволяет определённому виду легко адаптироваться к меняющимся условиям среды. Точно так же наличие самых различных видов позволяет всей живой природе гибко приспосабливаться к внешним условиям, сохраняя свою целостность.

Сохранение генетического разнообразия – материала для эволюции – способствует прогрессивному развитию биосферы.

При изменении климатических и других условий на древней Земле всегда находились виды, которые получали преимущества в новых условиях и эволюционировали, адаптируясь и постепенно занимая господствующее положение.

В настоящее время многие виды страдают от так называемой генетической эрозии, т. е. сокращается и обедняется их общий генофонд.

Это не даёт им возможности быстро реагировать на изменение условий, поэтому редкие малочисленные виды могут исчезать.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое биологический прогресс?

2. Что является показателями биологического прогресса; регресса?

3. Как можно объяснить существование на Земле живых организмов разной степени сложности?

4. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?

5. Каковы причины вымирания видов?

6. Объясните, что такое генетическая эрозия.

Подумайте! Выполните!

1. Приведите примеры видов, находящихся на пути биологического прогресса; биологического регресса.

2. Поясните на конкретных примерах, как упрощение строения может способствовать биологическому прогрессу.

3. Какими путями достигается биологический прогресс – всегда ли за счёт морфофизиологического прогресса? Объясните свою точку зрения.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

Главные направления эволюции. Развитие живой природы – это длительный и сложный процесс. В целом развитие органического мира происходило от простого к сложному. На основе простых одноклеточных форм появились многоклеточные организмы. Организмы усложнялись – возникали ткани, органы и системы органов.

Крупные эволюционные изменения позволяли организмам осваивать новые места обитания или новые источники питания. С помощью частных приспособлений организмы приспосабливались к конкретным условиям обитания. В некоторых случаях оказывалось более выгодно перейти к сидячему образу жизни или паразитизму, и это вело к упрощению организации.

Так, зародившись в океане, жизнь постепенно заняла всю планету.

Анализируя историческое развитие живой природы и конкретные адаптации, возникающие в процессе эволюции, российские учёные Алексей Николаевич Северцов и Иван Иванович Шмальгаузен определили три главных направления прогрессивной эволюции: ароморфоз, дегенерация и идиоадаптация (рис. 42).

Ароморфоз (арогенез). Ароморфоз – это крупное эволюционное изменение, ведущее к общему усложнению организации.

Ароморфозы позволяют организмам осваивать принципиально новые местообитания или существенно повышать свою конкурентоспособность в прежних местообитаниях.

Они сохраняются в дальнейшей эволюции и приводят к появлению крупных систематических групп, рангом выше семейства.

Один из первых крупнейших ароморфозов – появление эукариотической клетки. Общими ароморфозами для всех царств эукариотов стали появление многоклеточности и полового размножения.

В эволюции животных важнейшими ароморфозами можно считать формирование сквозной пищеварительной системы, образование первичной и вторичной полостей тела, замена гладкой мускулатуры (у червей) на поперечно-полосатую (у членистоногих), возникновение замкнутой системы кровообращения, оформление скелета (внутреннего или внешнего), развитие нервной системы, появление теплокровности, живорождения. В качестве примеров крупных ароморфозов в растительном царстве можно привести появление проводящей системы, связавшей части растения в единое целое, формирование семени, появление цветка.

Рис. 42. Схема соотношения между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией

Общая дегенерация (катагенез). Общая дегенерация – это эволюционное изменение, ведущее к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов. Как правило, дегенерация возникает в связи с переходом организмов к паразитизму или малоподвижному образу жизни.

У паразитических ленточных червей нет пищеварительной системы, слабо развита нервная система и органы чувств. Однако взамен у них появляются различные частные приспособления – присоски, крючки, которые помогают им удержаться в кишечнике хозяина.

Наиболее прогрессивного развития у паразитов достигает половая система. Например, бычий цепень, паразитирующий в кишечнике человека, за свою жизнь (18–20 лет) образует около 11 млрд яиц.

Высокая плодовитость и жизнь под защитой тела хозяина ведёт к процветанию вида-паразита, однако ставит его в тесную зависимость от вида-хозяина.

Паразитизм в природе распространён очень широко у грибов, червей, бактерий и других организмов. Среди растений тоже есть свои паразиты, утратившие способность к фотосинтезу. Повилика – растение семейства Вьюнковые – паразитирует на льне, клевере, картофеле и других растениях. Обвиваясь вокруг растения-хозяина, она внедряет в его ткань «присоски» (гаустории) и питается его соками.

Редукция органов может происходить также при переходе к малоподвижному образу жизни или при резком сужении экологической ниши. Например, потеря зрения у животных, обитающих под землёй (кроты), утрата способности к полёту у ряда птиц и, как следствие, исчезновение киля (киви, страусы) и т. п.

Общая дегенерация – это тупиковый путь специализации. Утраченные органы и системы не могут возникнуть вновь, эволюция не имеет обратного пути. Однако в целом общая дегенерация не исключает процветания вида и поэтому тоже является направлением прогрессивной эволюции.

Идиоадаптация (аллогенез). Идиоадаптации – это конкретные адаптации к определённым специфическим условиям обитания, полезные в борьбе за существование, но не изменяющие общего уровня организации. Идиоадаптации облегчают выживание и повышают конкурентоспособность организмов в данных условиях обитания.

Путём идиоадаптаций в процессе эволюции возникают мелкие систематические группы: виды, роды, семейства.

Появление крыла у птиц является ароморфозом, а форма крыльев и способы полёта – идиоадаптациями; цветок – это крупнейший ароморфоз в эволюции растительного мира, а формы, размеры, окраска цветка – идиоадаптации. Покровительственная окраска животных, плоская форма тела придонных рыб, отличия в строении конечностей у представителей одного отряда млекопитающих – всё это многочисленные примеры идиоадаптаций.

Крайнюю степень приспособления к ограниченным условиям существования называют специализацией. Специализация резко снижает межвидовую конкуренцию, но приводит к тому, что вне этих узких условий организмы жить не могут.

Таковы, например, колибри, которые питаются только нектаром тропических цветков, или коалы, питающиеся исключительно побегами и листьями эвкалипта.

Специализация снижает эволюционные возможности вида, поэтому если условия жизни меняются, то специализированный вид обычно вымирает.

Повторите и вспомните!

Зоология

Подтип Личиночно-хордовые (Оболочники) как пример тупиковой ветви эволюции. Оболочники – это многочисленная группа (около 1,5 тыс.

видов) исключительно морских организмов, у которых все основные признаки типа хордовых отчётливо выражены только на стадии личинки. Подтип включает несколько классов, основными из которых являются Асцидии, Сальпы, Аппендикулярии.

Часть видов ведёт прикреплённый образ жизни (асцидии), другие медленно перемещаются в толще воды (сальпы, аппендикулярии). Живут оболочники поодиночке или образуют колонии.

Читайте также:  Подцарство одноклеточные животные, или простейшие - биология

Форма тела мешковидная или бочкообразная. Снаружи тело оболочников покрыто толстой оболочкой – туникой, которую выделяют клетки эпителия. У асцидий в состав туники входит вещество, сходное с целлюлозой растений. Питаются пассивно, фильтруя большое количество воды.

Кровеносная система незамкнутая, лакунарного типа. Выделение происходит через всю поверхность тела. Гермафродиты размножаются как половым, так и бесполым путём (почкованием). Оплодотворение наружное, перекрёстное.

У асцидий из оплодотворённых яиц развиваются личинки, активно плавающие в толще воды.

До работ А. О. Ковалевского, изучавшего эмбриональное развитие представителей различных групп животных, оболочников относили к беспозвоночным животным. Исследования А. О. Ковалевского доказали, что оболочники относятся к типу хордовых.

Свободноплавающая личинка асцидии похожа на головастика и имеет все признаки хордовых животных. Она состоит из туловища и хвоста. В хвосте находится хорда, над ней нервная трубка, в переднем расширении которой расположен орган равновесия и примитивный глазок. Глотка пронизана жаберными щелями. Жизнь личинки очень короткая.

Спустя примерно сутки она оседает на дно и головным концом прикрепляется к субстрату. Её дальнейшее развитие – пример регрессивного метаморфоза. Хвост и вместе с ним хорда исчезают. Большая часть нервной трубки вместе с органами чувств исчезает, оставшаяся часть превращается в одиночный ганглий. Глотка расширяется, ротовое и анальное отверстия перемещаются наверх, образуя два сифона.

Тело приобретает типичный для взрослой особи мешковидный облик.

Предполагают, что оболочники довольно рано обособились от примитивных малоподвижных хордовых животных, постепенно перейдя к неподвижному или малоподвижному образу жизни.

Защитная оболочка (туника), хорошо развитый фильтрационный аппарат, бесполое размножение почкованием, подвижная личинка обеспечили им успех в борьбе за существование и позволили занять свою экологическую нишу.

Многочисленные обитатели морей и океанов – оболочники играют важную роль в морских биоценозах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Рациональное использование видов

Очень часто сокращение численности популяций многих видов, а иногда и полное их исчезновение происходит по вине человека. Так человеком были уничтожены одними из первых такие крупные животные, как дикие туры и даже мамонты. Список можно продолжить. Нелетающий голубь дронт, бескрылая гагарка, странствующий голубь, стеллерова корова, тарпан, а также еще почти 200 видов млекопитающих и птиц навсегда исчезли к началу ХХ столетия. Вызывает беспокойство, что в настоящее время также продолжает сокращаться численность многих видов животных и многих видов высших растений. Наибольшую тревогу вызывает уничтожение тропических лесов, их площадь сократилась почти на 40%. Известно, что тропические леса называют «легкими планеты», т.к. они является основным поставщиком кислорода в атмосферу Земли. Исчезновение видов ведет к обеднению генофонда нашей планеты, не говоря о том, что многие исчезнувшие или исчезающие виды могли бы быть полезными для будущего человечества.

Чтобы сохранить редкие и исчезающие виды их заносят в «Красные книги», содержащие списки видов, которым грозит исчезновение. Занесенные в «Красную книгу» виды берутся под особую охрану.

Самая первая «Красная книга МСОП» была издана Международным союзом но охране природы и природных ресурсов в 1966 году.

В 1985 и 1988 годах были изданы «Красные книги РСФСР» (сперва это были животные, потом растения), в том числе были изданы свои «Красные книги» для многих республик и областей.

В национальных парках создают специальные территории, которые открыты или, наоборот, закрыты для посетителей. На закрытых территориях могут располагаться зоны полного покоя животных, охраняемые ландшафты, участки с редкими растениями и т.п..

Чтобы сохранить особо редкие виды, обитающие в небольшом количестве на ограниченных территориях, создают заповедники — охраняемые территории, где полностью запрещена какая-либо хозяйственная деятельность человека, а также любые формы отдыха населения.

В государственных заказниках под охраной могут находится определенные виды растений или животных. Землепользование здесь строго регламентировано и разрешено при условии выполнения определенных правил и норм.

Кроме того, в зонах отдыха осуществляется и охрана редких растений, запрещается сбор отдельных красивоцветущих или лекарственных растений.

Чтобы сохранить численность популяций в количестве достаточном для их самовоспроизведения, устанавливают определенные сроки и правила охоты либо рыбной ловли.

Вводятся лицензии, с помощью которых осуществляется контроль за количеством отстреливаемых животных.

Чтобы сохранить некоторые редкие виды животных их разводят в специальных центрах размножения (например Окский журавлиный питомник или Приокско-Террасный зубровый питомник). Для поддержания численности промыслово-ценных видов рыб на многочисленных рыбозаводах разводят мальков ценных порол рыб, которых затем выпускают в реки и озера.

Осуществляется контроль за промышленными предприятиями на предмет загрязнения окружающей среды (воды, атмосферы, почвы).

Известно, что различные химические вещества, попадая в воздух, в воду или в почву в количествах, превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации), могут вызвать отравления и всевозможные заболевания не только животных и растений, но и человека.

С ухудшением экологической обстановки напрямую связано состояние здоровья людей, количество больных, страдающих аллергией, астмой, раком.

Хотя использование пылеулавливающего и газоочистного оборудования, биологическая очистка промышленных вод в специальных прудах-отстойниках и помогают сохранить определенный уровень чистоты воды и воздуха, но все-таки для кардинального решения этой проблемы необходимо внедрение новых безотходных технологий, где используются замкнутые циклы воды и воздуха.

Примерные экзаменационные вопросы по теме «Эволюционное учение».

Перейти к оглавлению.

«Проблема сохранения биологического разнообразия»

Открытый урок по экологии

Е.В. Селезнева

  • учитель биологии и экологии,
  • МОУ лицей № 9 г. Волгограда
  • Глава 11.  Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия
  • Урок № 15  Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия»
  • Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.
  • Задачи:
  •       -раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;
  • – продолжить развивать навыки самостоятельной работы;
  • – формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;
  • – применять умения работы с компьютером,
  • -продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.
  • Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.
  • Педагогическая технология: технология творческих  мастерских.
  • Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
  • Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
  • Средства обучения:
  1. Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Презентация.
  3. Распечатки материала.
  1. Содержание урока
  2. I Организационный момент.
  3. II Актуализация знаний.
  4. Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на  фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. ( экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении.

Тема главы 11   «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока.

Как вы думаете какова цель урока и задачи? ( слайд презентации)

  • Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)
  • Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)
  • Сколько видов на планете? (слайд)
  • III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность.

Читайте также:  Органы пищеварения, биология

Предлагаю на данном этапе урока  узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с.

250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле.

Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации.

Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах ( картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление  учебного материала::

–  защита презентаций обучающихся;

– тесты (самопроверка). Оцените (по желанию) всю свою деятельность на уроке (поставьте оценку в лист «контроля усвоения материала» и сдайте с тестом учителю).

– глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом
  1. а) исчерпаемым
  2. б)неисчерпаемым
  3. в)возобновимым
  4. 2   Совокупность видов, сообществ и экосистем – это
  5. а) животный мир
  6. б) растительный мир
  7. в) биологическое разнообразие
  8. г)объекты, занесенные в Красную книгу
  9. 3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это
  10. а) полезное времяпрепровождение
  11. б) грамотный отдых
  12. в) экологический туризм
  13. г) рациональное природопользование
  14. 4. В настоящее время биоразнообразие
  15. а) быстро увеличивается
  16. б) постепенно возрастает
  17. в) не изменяется
  18. г) снижается
  19. 5. Охота на диких животных – это примеры использования
  20. а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
  21. б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
  22. в)  рекреационной ценности биоразнообразия
  23. г) непознанной ценности биоразнообразия
  24. 6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах – это
  25. а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия
  26. б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия
  27. в)  рекреационной ценности биоразнообразия
  28. г) непознанной ценности биоразнообразия
  29. / ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V  Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие – исчерпаемый  ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить  учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

46. Проблемы рационального использования биологических ресурсов при сохранении биоразнообразия

Обеспеченность
страны природными ресурсами – важнейший
экономический и политический фактор
развития национального хозяйства.

Структура природных ресурсов, величина
их запасов, качество, степень изученности
и направления хозяйственного освоения
оказывают непосредственное влияние на
экономический потенциал.

К биологическим
природным ресурсам относят ресурсы
растительного и животного мира, способные
к самовоспроизведению. Непременным
условием их благополучия является
обеспеченность почвенными и водными
ресурсами.

Для
эффективного сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия необходимо
создать два уровня управления.

Первый
(верхний) уровень управления, определяет
общие условия сохранения биоразнообразия,
обусловливает необходимость выделения
и самостоятельного функционирования
в структуре национальной экономики,
наряду с материальным производством и
непроизводственной сферой, новой
подсистемы – экологической, а нижний
уровень управления предусматривает
разработку специального экономического
механизма сохранения биоразнообразия.

Одна
из сложнейших основополагающих проблем
науки в области сохранения и рационального
использования биоразнообразия заключается
в разработке
его эколого-экономической оценки, что
позволит подойти к формированию
специального экономического механизма
сохранения биоразнообразия с учетом
специфики экологической сферы как
объекта экономических отношений.

Известно,
что значительная часть биоразнообразия
Земли может быть потеряна в ближайшие
полвека. Также очевидно, что эта потеря
повлечет за собой серьезные негативные
последствия для человечества.

Основные
экологические потребности, такие как
регулирование качества и количества
воды, регенерация растений и животных,
круговорот питательных веществ и
климатические явления, могут быть
нарушены или вообще исчезнут.

Развивающиеся
страны сталкиваются с серьезными
проблемами в борьбе с биологическим
разнообразием.

Им сложно сосредоточиться
на обеспечении долгосрочных благ, когда
они ежедневно сталкиваются с насущными
потребностями: производство продовольствия,
древесное топливо, экспорт товаров для
получения прибыли и т.д.

Это особенно
актуальная проблема для тех развивающихся
стран, которые расположенные в тропиках,
где уровень биологического разнообразия
является самым высоким, а их исчезновение
приведет к проблемам всего мира.

Тем
не менее, при нынешних темпах тропических
лесов, все доступные лесные массивы
исчезнут уже через 50-70 лет.

В то же время,
многие из тропических развивающихся
стран являются одними из самых бедных
на Земле, при этом их численность
населения высокая и продолжает расти
быстрыми темпами.

Эти страны становятся
все более зависимыми от внешней помощи
для решения их продовольческих и
экономических потребностей, а также
сохранения биологических ресурсов. Без
повышенного внимания к этим странам,
мировое общество может потерять поистине
бесценное биологическое разнообразие.

Для
решения этой проблемы необходимо
задействовать группу международных
ученых, которая составит план сохранения
биологических ресурсов в глобальном
масштабе.

Благодаря этому, мы сможем
получить варианты для сохранения
естественной среды обитания, лучше
управлять существующим биоразнообразием,
обеспечивать экологическую безопасность,
рассчитать экономические выгоды и
затраты, инвестировать в сохранение
природных ресурсов, а также увеличить
производство продуктов питания и
искусственно выращивать леса для
потребностей человечества, благодаря
чему уменьшиться давление на остальные
биологические ресурсы.

Несмотря
на то, что загрязнение и чрезмерная
эксплуатация являются серьезной угрозой
для многих диких видов растений и
животных, продолжающаяся утрата
местообитаний, особенно в тропических
лесах, является основной причиной
текущих и прогнозируемых темпов
исчезновения видов. Следовательно,
сохранение среды обитания является
ключом к эффективной борьбе с исчезновением
биологического разнообразия мира.

Сохранение
местообитаний может рассматриваться
в двух основных направлениях:

Во-первых,
мы можем критически проанализировать,
почему среда обитания меняется и
определить шаги, которые необходимо
принять, чтобы остановить эти изменения.

Второй
способ заключается в том, чтобы выделить
конкретные области, где в настоящее
время среда обитания должна быть
сохранена. Создание и поддержание
заповедников, парков и заказников
являются примерами этого способа
сохранения биологического разнообразия.

Необходимость
системного подхода к сохранению

Систематическое
сохранение может быть определено, как
сознательное поддержание полного
спектра естественного разнообразия,
например, видов, мест обитания и экосистем.

Поскольку нам не хватает знаний о
количестве всех видов, не говоря уже об
их потребностях в распределении и среде
обитания, усилия по сохранению обязательно
должны основываться на более высоких
уровнях, таких как места обитания или
экосистемы.

Несмотря
на то, что этот подход гораздо проще,
чем основанный на потребностях каждого
конкретного вида, тем не менее, необходимы
новые исследования и всесторонний
синтез имеющейся информации.

На
планете насчитывается около 3500 крупных
заповедных зон, общей площадью около
4,25 млн. км². Грубо говоря, эти области
представляют некоторые виды основных
местообитаний Земли. Поэтому, во всем
мире, уже сделаны значительные инвестиции
в поддержание заповедных зон и сохранение
их биологического разнообразия.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]