биология. транспорт веществ в организме
8:21 Транспорт веществ в организме
8:21
35185
19:25 Биология. Транспорт веществ в организме
19:25
55515
8:16 Транспорт веществ в организме. Биология 6 класс.
8:16
85537
7:15 § 12 Транспорт веществ в организме
7:15
647765
6:57 § 9 Транспорт веществ в организме
6:57
29387
32:12 Физиология. Транспорт веществ через клеточную мембрану.
32:12
558220
3:53 Транспорт веществ через мембрану
3:53
302356
2:29 Транспорт веществ через мембрану
2:29
38894
4:20
4:20
238093
16:16 Транспорт веществ в клетку
16:16
155364
7:08 Естествознание 3 четверть Транспорт веществ в организме 1
7:08
81391
19:57 Транспорт веществ через биологические мембраны (1987)
19:57
366349
7:28 Метаболизм (1 часть из 4)| Рост и обмен веществ | Медицина
7:28
273768
1:01:31 Вебинар “Транспорт веществ в клетку”
1:01:31
342887
6:26 Транспорт веществ. Ответы на вопросы. Биология 6 класс.
6:26
826030
7:42 Транспорт веществ через мембрану. ЕГЭ -ОГЭ биология
7:42
6959
9:14 LG | Биология. Мини-урок: транспорт веществ
9:14
243786
1:09:28 Транспорт веществ в растениях (часть 1)
1:09:28
188372
30:33 Транспорт веществ в растениях и фитогормоны
30:33
498507
9:43 Б6 12 Транспорт веществ в организме
9:43
366037
1:49 4. Активный транспорт веществ
1:49
192481
8:51 Осмос (видео 4) | Мембранный транспорт | Биология
8:51
129522
20:08 Транспорт веществ через клеточную мембрану
20:08
82311
15. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ
- Как осуществляется транспорт веществ у растений и животных?
- Какова роль транспорта веществ в организме?
Для того чтобы любой организм мог успешно поддерживать свои жизненные функции, необходимо непрерывное перемещение веществ в клетке, между различными клетками, тканями и органами.
Даже у одноклеточного организма, например инфузории туфельки, пищеварительная вакуоль с пойманной добычей проходит определённый путь в цитоплазме, чтобы пища могла перевариться за счёт ферментов лизосом, а уже затем всосаться в цитоплазму.
Непереваренные остатки после этого выбрасываются в окружающую среду в определённом месте клетки — через порошицу. В это же время две сократительные вакуоли, сокращаясь с большой частотой, непрерывно удаляют из клетки продукты обмена и излишки воды.
В ходе фагоцитоза благодаря движению цитоплазмы образуется пищеварительная вакуоль у амёбы (рис. 53). Таким образом, даже в одноклеточном организме существуют хорошо развитые транспортные системы, основанные на токах цитоплазмы.
В многоклеточных организмах транспортные системы гораздо сложнее.
Чуть ниже перечислены основные транспортные системы организмов. И у растений, и у животных транспорт осуществляется по сосудистым системам, представляющим собой трубки, заполненные жидкостью или газом. И у растений, и у животных на перемещение веществ по организму тратится энергия.
У растений растворы солей, поглощённые корневыми волосками из почвы, поднимаются вверх по стеблю по сосудам ксилемы до устьиц листьев, через которые происходит транспирация (испарение воды).
А раствор органических веществ, главным образом сахаров, из листьев спускается по стеблю к месту использования или запасания по ситовидным трубкам флоэмы (рис. 54).
Основные транспортные системы растений и животных (Системы – транспортируемые объекты)
Растения
- Проводящая ткань ксилема (древесина) – Вода и минеральные соли
- Проводящая ткань флоэма, луб – Органические вещества, например сахара
Животные
- Пищеварительная система – Пища и вода
- Дыхательная система – Воздух или вода
- Кровеносная система – Все вещества и клетки, содержащиеся в крови
- Лимфатическая система – Все вещества и клетки, содержащиеся в лимфе
У животных транспортные системы сложнее и разнообразнее, чем у растений.
У наиболее простых и небольших по размеру животных, например кишечнополостных и плоских червей, вовсе нет специальных транспортных систем.
Но по мере усложнения организации животных и увеличения расстояний, которые поступающие в организм и выводимые из организма вещества должны преодолеть, возникают специальные системы для их транспортировки: кровеносная и лимфатическая.
Кровеносная система (рис. 55) может быть как незамкнутой — кровь из сосудов выливается в полость тела (членистоногие, моллюски), так и замкнутой (кольчатые черви, хордовые). У человека кровь приносит во все органы и ткани кислород, питательные вещества, гормоны, а выносит углекислый газ, избыток воды, некоторые соли.
Лимфа выносит из тканей избыток воды. Кислород воздуха попадает в кровь, связываясь в крови лёгочных капилляров с переносчиком — гемоглобином. А в лёгкие воздух попадает по транспортным воздухоносным путям (рис. 56).
Земноводные, образ жизни которых вполне соответствует их названию, развиваются в воде, и лёгкие у них развиты очень слабо, а потому дыхание в основном осуществляется через кожу. Лягушка, уснув зимой где-то под корягой, дышит только через кожу.
У птиц, которые во время полёта потребляют очень много кислорода, даже развились особые приспособления — воздушные мешки, позволяющие пропускать через лёгкие и на вдохе, и на выдохе богатый кислородом атмосферный воздух.
У насекомых и некоторых других членистоногих животных воздухоносная система достигла своего совершенства: тончайшие трубочки, называемые трахеями, пронизывают всё тело животных, Принося воздух практически к каждой клетке. Однако трахейная воздухоносная система эффективна только у небольших по размеру животных, так как по тончайшим воздухоносным трубочкам воздух не может проникать вглубь тканей на большие расстояния.
Ещё один вариант получения кислорода из внешней среды — жаберное дыхание. Жабры характерны и для беспозвоночных (ракообразные, моллюски), и для хордовых (ланцетник, рыбы) животных. Омывая жабры, вода отдаёт в кровь кислород, а взамен принимает углекислый газ, после чего выносит его из организма.
Все живые существа нуждаются в пище. Но, как уже говорилось, растениям для питания нужны С02 и Н20, из которых за счёт энергии света они способны синтезировать сахара.
Животные нуждаются в готовых органических веществах, которые чаще всего ещё приходится переваривать, а уж потом всасывать.
Поэтому у подавляющего числа животных есть пищеварительная система, по которой пища транспортируется от места поглощения к месту потребления пищевых веществ или всасывания их в кровь (рис. 57).
По мере прохождения по отделам пищеварительного тракта пища подвергается физической и химической обработке и её фрагменты всасываются в кровь для транспортировки по всему организму. А вот у пауков и некоторых других животных пищеварение происходит не в желудочно-кишечном тракте, а прямо в организме жертвы, затем уже жидкую полупереваренную пищу паук всасывает.
Запомнить: порошица; кровеносная система; ксилема, флоэма, трахеи.
Выводы
Для поддержания жизненных функций в организме должно происходить активное перемещение веществ между клетками, тканями и органами. Основные транспортные системы растений — ксилема и флоэма, животных — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и лимфатическая системы.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
- Каково значение транспорта веществ в организме?
- С какой целью происходит движение цитоплазмы в клетках?
- По каким частям стебля растения передвигаются растворы солей и органических веществ?
- Каковы функции трахейной системы насекомых?
- Каковы функции кровеносной и лимфатической систем?
Выполни задание
Объясните, какие механизмы обеспечивают транспорт веществ у растений и животных.
Обсуди с товарищами
- Как развивалась в ходе эволюции кровеносная система животных?
- Какие органы дыхания встречаются у животных?
Выскажи мнение
Какую функцию выполняет пищеварительная система помимо транспортировки веществ?
Транспорт веществ в организме 6 класс
- Конспект
урока - по
биологии - 6
класс
(УМК
«Биология. 6 касс. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники». И.Н.Пономарева, О.А.
Корнилова, В.С. Кумченко)
- 45
минут - Учитель
биологии и географии: - Абакумова
Жанна Борисовна, - МАОУ
«Ляторская СОШ №7» - г.
Лянтор - Сургутский
район, Тюменская область, ХМАО-Югра - 2015
-
Тема:
Транспорт веществ в организме -
Цель:формирование знаний о
транспорте веществ в организмах как
составной части обмена веществ, как
общебиологическом процессе, присущем
всем организмам - Задачи:
-
Раскрыть значение проводящей функции стебля;
-
Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;
-
Формировать естественнонаучное мировоззрение.
Оборудование:побеги ивы и колеуса
в баночках с водой, подкрашенной
чернилами, лупа, таблицы «Корень и его
зоны», «Клеточное строение листа»,
«Строение стебля».
Тип урока:
комбинированный. Лабораторная работа.
- Ход
урока - I.
Организационный момент - Здравствуйте,
присаживайтесь. - Рассадить
детей по группам (4 группы) - II.
Проверка домашнего задания - Фронтальный
опрос
-
– Какие функции выполняет корень? (главная функция – поглощение воды и минеральных веществ)
-
– Что такое корневой волосок? (многочисленные тонкие выросты, которые выглядят как белый пушок вокруг корня)
-
– Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)
-
– Какую функцию выполняет лист? (фотосинтезирующая, а в процессе фотосинтеза идет создание органических веществ)
-
– Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)
-
Каково строение стебля?
III.
Актуализация знаний
Постановка
проблемного вопроса
-
А что важнее для растения: корень, стебель или лист?
-
Как сообщаются эти части? Зачем это необходимо?
-
(Ответы детей
по группам) -
Целеполагание
-
Тема
сегодняшнего урока: Транспорт веществ
у растений - –
Что бы вы хотели узнать на этом уроке? - IV.
Изучение нового материала -
-Вам мои юные,
исследователи, предстоит выяснить по
какому именно проводящему пути (по
сосудам древесины или ситовидным трубкам
луба) транспортируются (передвигаются)
минеральные вещества и вода. -
-Для этого,
исследуем ветки березы находившиеся
в окрашенных минеральных веществах
(чернила разбавленные водой). -
-План
исследования перед вами на рабочих
листах. -
Работу
проводим в группах, а отчеты выполняем
индивидуально. -
Лабораторная
работа: «Передвижение воды и питательных
веществ в растении» -
Цель: изучить
передвижение воды и питательных веществ
по стеблю -
Оборудование:
побеги ивы и колеуса в
баночках с водой, подкрашенной чернилами,
лупа - Ход работы
- План
для 1 и 3 группы: - 1. Задание
-
Возьмите поперечный срез ветки ивы.
-
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб?»
-
Сделайте рисунок.
-
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу
Наблюдения 1 и 3 группы | Вывод |
1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек | 1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ . |
2) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды. | 2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ . |
План
для 2 и 4 группы:
-
Возьмите продольный срез ветки ивы.
-
Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Где больше красителя – снизу или
-
сверху?»
-
Сделайте рисунок.
-
На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу
Наблюдения 2 и 4 группы | Вывод |
1) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды. | 1) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ . |
2) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек | 2) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ . |
-
Вывод:
Вода и минеральные вещества перемещаются
по сосудам древесины снизу вверх. -
Участники
разных групп обмениваются информацией. - 2. Задание
- Исследование
листа колеуса (побег с придаточными
корнями)
-
Рассмотрите побег колеуса.
-
Ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))
-
Сделайте вывод и заполните таблицу
Наблюдение | Вывод |
Корни появились | Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________ (древесине или лубу) |
-
Итак, вывод:Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам.
-
В
лупу хорошо видны на тонком поперечном
срезе стебля окрашенные сосуды в виде
точек, расположенных кружком. -
На продольном
срезе заметны, как ниточки, сосуды. -
V.
Закрепление изученного материала в
виде заполнения схемы с использованием
ИКТ -
Транспорт
веществ в растении -
Вода
и минеральные вещества Органические вещества -
По
сосудам древесины По ситовидным трубкам -
От
корня к листьям От листьев к корню - Все
части растения взаимосвязаны между
собой
V.
РЕФЛЕКСИЯ.
-
Вам понравился урок
-
Было трудно
-
Есть ли вопросы по уроку
VI.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Страницы
в учебнике 74 – 79
VII.
Итог урока:
Мы изучили
транспорт веществ в организме растений.
Результаты достигнуты
Литература:
- Учебник «Биология 6 класс». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко. М., «Вентана-Граф» 2012г.
- Рабочая тетрадь (№1) Биология: 6 касс
- Поурочные планы по учебнику Понамаревой И.Н. «Биоогия. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – М.: «Вентана-Граф» 2012г.
Транспорт веществ | Дистанционные уроки
Вопрос А13 теста ГИА по биологии —
В этой лекции мы рассмотрим 3 основных вопроса:
- Какие органы системы органов выполняют функции транспорта веществ;
- Какие функции выполняют различные жидкости организма;
- Значение транспорта веществ.
- Темы, которые нужно знать:
- Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:
- Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.
- У простейших (одноклеточных) организмов с транспортом веществ все просто —
- дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
- пищеварительная система — пищеварительные и выделительные вакуоли.
- Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы. Главный орган этой системы — сердце.
- Пищеварение — органы и системы органов.
Тип кровеносной системы | ||
|
|
|
Класс животных | Органы дыхания |
|
|
Жидкости организма
- У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
- у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.
Значение транспорта веществ:
В организме человека с кровью транспортируются кислород и питательные вещества к клеткам тканей, чтобы образовалась энергия для жизнедеятельности. С другой стороны уносятся вредные и отработанные вещества (углекислый газ).
Кроме того, транспортируются гормоны к органам-мишеням, т.е. происходит гуморальная регуляция жизнедеятельностью организма.
- Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)
Обсуждение: “Транспорт веществ”
Транспорт питательных веществ | справочник Пестициды.ru
Выделяют несколько типов транспортных систем, которые позволяют различным веществам преодолевать преграду цитоплазматической мембраны (ЦПМ) и попадать внутрь клетки микроорганизма. Это пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. Отмечается, что только активный транспорт способствует аккумуляции (накоплению) веществ внутри клетки[1].
Пассивная или простая диффузия – неспецифический процесс. Он происходит за счет разницы концентраций. Передвижение молекул осуществляется из более концентрированного раствора в менее концентрированный (по градиенту их концентрации).Этот процесс не связан с затратой энергии.
Таким путем в клетку попадают низкомолекулярные вещества: кислород, липофильные соединения (спирты, жирные кислоты), вода, яды и другие, чужеродные для клетки вещества. Таким же образом происходит удаление продуктов обмена.
Скорость перемещения веществ путем пассивной диффузии невелика и зависит от размеров транспортирующихся молекул[4][3].
Облегченная диффузия – перенос веществ через цитоплазматическую мембрану по градиенту их концентрации с участием пермеаз (транслоказ) – специфических мембранных белков, способствующих прохождению веществ через цитоплазматическую мембрану[3][1].
Пермеаза фиксирует на себе молекулу переносимого вещества, вместе с ней преодолевает цитоплазматичекую мембрану. После этого комплекс «вещество-пермеаза» диссоциирует. Освободившаяся пермеаза, диффундирует к наружной поверхности, присоединяет новую молекулу вещества и транспортирует ее внутрь клетки[1].
Облегченная диффузия не требует расхода энергии, если наружная концентрация вещества выше внутренней, поскольку в таком случае вещество перемещается «вниз» по химическому градиенту.
Скорость процесса зависит от концентрации вещества в наружном растворе.
Предполагается, что выход продуктов обмена веществ из микробной клетки может также происходит по методу облегченной диффузии с помощью переносчиков[1].
Параллельно отмечается, что облегченная диффузия более характерна для эукариотических организмов[4].
Активный транспорт является основным механизмом избирательного переноса вещества через цитоплазматическую мембрану в клетку против градиента концентрации. Этот процесс протекает при участии локализованных в цитоплазматической мембране переносчиков – пермеаз. Это вещества белковой природы, высокочувствительные к субстрату[3].
Активным транспортом в цитоплазму бактериальной клетку поступает подавляющее большинство разнообразных веществ (ионы, углеводы, аминокислоты, липиды)[4].
Для активного транспорта необходимы затраты энергии. Ее получают в виде АТФ, либо за счет протондвижущей силы энергизованной мембраны[3].
У многих микробов, чаще у грамотрицательных бактерий, в активном транспорте принимают участие связующие белки. Эти вещества не входят в структуру мембраны, не идентичны пермеазам.
Они локализованы в периплазматическом пространстве. Связующие белки не имеют каталитической активности, но обладают высоким сродством к определенным питательным веществам, аминокислотам, углеводам, неорганическим ионам.
Выделено и изучено более 100 различных связующих белков[3].
Активный транспорт осуществляется двумя путями:
- Без химической модификации переносимого вещества[4].
- С химической модификацией переносимого вещества[4].
В первом случае молекула питательного вещества образует комплекс с белком периплазматического пространства. Белок взаимодействует со специфической пермеазой цитоплазматической мембраны. После энергозависимого проникновения через цитоплазматическую мембрану комплекс «субстрат – белок периплазмы – пермеаза» диссоциирует и молекула субстрата освобождается[4].
- Во втором случае наблюдается следующие последовательные процессы:
- Отмечается, что молекулы субстрата аккумулируются в цитоплазме клеток и теряют способность выйти из них именно за счет фосфорилирования[4].
- Отдельные авторы второй путь активного транспорта (с химической модификацией переносимого вещества) выделяют в отдельный (четвертый) способ транспорта питательных веществ – транслокацию (перенос) групп (радикалов)[1][3].
Составитель: Григоровская П.И.
Страница внесена: 30.07.20 16:54
Решу егэ
Задания Д4 № 12267
- Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.
- 1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану
- 2) входят в состав волос, перьев
- 3) формируют кожные покровы
- 4) антитела связывают антигены
- 5) запасают кислород в мышцах
- 6) обеспечивают работу веретена деления
Пояснение.
- ФУНКЦИИ БЕЛКОВ:
- 1) транспортная (гемоглобин переносит газы в крови, трансферин переносит железо; миоглобин мышечной клетки связывает кислород, аккумулируя его в клетке);
- 2) каталитическая, или ферментативная (белки-ферменты: амилаза, пепсин, липаза и др.);
- 3) регуляторная (белки-гормоны регулируют процессы в организме);
- 4) защитная (защитные белки антитела – иммуноглобулины и интерферон);
- 5) сократительная (актин и миозин в составе двигательного аппарата клетки);
- 6) структурная (коллаген, кератин и др., входят в состав различных структур);
- 7) запасающая (альбумин, козеин);
- 8) рецепторная, или сигнальная (опсин в составе пигмента родопсина сетчатки глаза, обеспечивает преобразование световой волны в нервный импульс).
9) энергетическая (клейковина и др., при расщеплении 1 г белка выделяется более 17 кДж энергии).
Под цифрами 1, 5 и 6 — это функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни. Под цифрами 2, 3 и 4 — это функций белков, осуществляемых ими на организменном уровне жизни.
Примечание.
В критериях ответов “Тренировочной работы. 12.02.2013 г” заложен был верный ответ: 146. НО:
Защитные белки выполняют функцию защиты организма от вторжения других организмов или предохранения его от повреждений.
Эту функцию выполняют иммуноглобулины (или антитела ), образующиеся у позвоночных, обладающие способностью распознавать чужеродные клетки, — проникшие в организм бактерии или вирусы или клетки самого организма, переродившиеся в раковые, — а также чужеродные для организма белки, и прочно связываться с ними.
Запасают кислород в мышцах. Белки служат для запасания (миоглобин) и переноса (гемоглобин, гемоцианин) кислорода. Миоглобин служит депо кислорода, запасая его для последующего потребления.
Миоглобин может служить простым накопителем кислорода. Это является причиной увеличения концентрации миоглобина в мышечных тканях таких ныряющих млекопитающих, как киты.
Кроме того, миоглобин содействует передвижению кислорода и поддержанию его парциального давления в пределах клетки.
Поэтому, ответ изменен.
Ответ: 156.
Транспорт веществ в организме
- Тема урока: «Транспорт веществ в организме».
- Цель урока: раскрыть особенности транспорта веществ в организмах, объяснить значение транспорта веществ для жизнедеятельности организмов
- Задачи:
- Образовательные – повторение темы «Дыхание животных», формирование понятия «транспорт веществ», изучение способов переноса веществ у различных организмов.
- Воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.
- Развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.
- Оборудование: презентация по изучаемому материалу; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, диск – приложение к учебнику
- Ход урока.
- повторение домашнего задания.
-
Объяснение нового материала.
Беседа: определение темы урока, формулировка цели
Мы убедились, что все живые организмы имеют очень сложное строение и процессы, которые происходят в различных клетках, тканях и органах, также очень сложны.
Чтобы живым системам поддерживать эти процессы в норме, им нужен постоянный приток полезных веществ из вне, образование веществ внутри него, а также равномерное распределение их по всем структурам организма.
Для этого у организмов есть специальные приспособления для транспорта веществ. Сегодня их мы и рассмотрим.
Если под микроскопом рассмотреть клетки различных организмов, то можно увидеть, как органоиды медленно перемещаются внутри клетки. Значит, что цитоплазма все время движется, а вместе с ней движется и все содержимое клетки: органоиды, питательные вещества и газы.
- Таким образом, перемещаются вещества у одноклеточных организмов: у амеб, инфузорий и так далее.
- У инфузорий непрерывными круговыми движениями цитоплазмы переносится пищеварительная вакуоль и распределяются питательные вещества.
- ФИЗ. МИНУТКА
У многоклеточных животных питательные вещества нужно распределять не только внутри клетки, но и между клетками организма. Поэтому цитоплазмы различных клеток не изолированы друг от друга полностью. Через поры мембран свободно перемещаются питательные вещества и газы.
- Но вспомните, что у клеток растений есть очень плотные клеточные стенки и, чтобы через них проходили вещества, в них сформировались цитоплазматические мостики – специализированные каналы, соединяющие клетки друг с другом и делающие возможным транспорт веществ между растительными клетками.
- Самое активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям.
- Вопрос ученикам: « Какие проводящие ткани растений вы знаете?»
- Ответ: « Луб и древесина».
- Вопрос: « Какие именно вещества они проводят?»
- Ответ: « Луб проводит органические вещества от листьев к корням, древесина – минеральные соли, растворенные в воде, в обратном направлении.»
- Сегодня мы немного уточним эту информацию.
В лубе есть специальные ситовидные трубки. Это клетки, между которыми есть перегородки с перфорациями, отверстиями, которые похожи на сито. Поэтому так клетки и назвали.
А частью древесины являются сосуды. Мертвыеполые клетки, внутри которых есть спиралевидные бороздки.
Вопросы для закрепления:
-
Роль транспорта веществ в организме.
-
Способ переноса веществ у простейших.
-
Для чего нужны цитоплазматические мостики между клетками растений?
-
Что соединяет между собой все органы растений?
РЕФЛЕКСИЯ
Задание на дом.