Транспорт веществ в организме, Биология

биология. транспорт веществ в организме

8:21 Транспорт веществ в организме, Биология Транспорт веществ в организме

8:21

35185

19:25 Транспорт веществ в организме, Биология Биология. Транспорт веществ в организме

19:25

55515

8:16 Транспорт веществ в организме, Биология Транспорт веществ в организме. Биология 6 класс.

8:16

85537

7:15 Транспорт веществ в организме, Биология § 12 Транспорт веществ в организме

7:15

647765

6:57 Транспорт веществ в организме, Биология § 9 Транспорт веществ в организме

6:57

29387

32:12 Транспорт веществ в организме, Биология Физиология. Транспорт веществ через клеточную мембрану.

32:12

558220

3:53 Транспорт веществ в организме, Биология Транспорт веществ через мембрану

3:53

302356

2:29 Транспорт веществ в организме, Биология Транспорт веществ через мембрану

2:29

38894

4:20 Транспорт веществ в организме, Биология

4:20

238093

16:16 Транспорт веществ в организме, Биология Транспорт веществ в клетку

16:16

155364

7:08 Естествознание 3 четверть Транспорт веществ в организме 1

7:08

81391

19:57 Транспорт веществ через биологические мембраны (1987)

19:57

366349

7:28 Метаболизм (1 часть из 4)| Рост и обмен веществ | Медицина

7:28

273768

1:01:31 Вебинар “Транспорт веществ в клетку”

1:01:31

342887

6:26 Транспорт веществ. Ответы на вопросы. Биология 6 класс.

6:26

826030

7:42 Транспорт веществ через мембрану. ЕГЭ -ОГЭ биология

7:42

6959

9:14 LG | Биология. Мини-урок: транспорт веществ

9:14

243786

1:09:28 Транспорт веществ в растениях (часть 1)

1:09:28

188372

30:33 Транспорт веществ в растениях и фитогормоны

30:33

498507

9:43 Б6 12 Транспорт веществ в организме

9:43

366037

1:49 4. Активный транспорт веществ

1:49

192481

8:51 Осмос (видео 4) | Мембранный транспорт | Биология

8:51

129522

20:08 Транспорт веществ через клеточную мембрану

20:08

82311

15. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ

  • Как осуществляется транспорт веществ у растений и животных?
  • Какова роль транспорта веществ в организме?

Для того чтобы любой организм мог успешно поддерживать свои жизненные функции, необходимо непрерывное перемещение веществ в клетке, между различными клетками, тканями и органами.

Транспорт веществ в организме, Биология

Даже у одноклеточного организма, например инфузории туфельки, пищеварительная вакуоль с пойманной добычей проходит определённый путь в цитоплазме, чтобы пища могла перевариться за счёт ферментов лизосом, а уже затем всосаться в цитоплазму.

Непереваренные остатки после этого выбрасываются в окружающую среду в определённом месте клетки — через порошицу. В это же время две сократительные вакуоли, сокращаясь с большой частотой, непрерывно удаляют из клетки продукты обмена и излишки воды.

В ходе фагоцитоза благодаря движению цитоплазмы образуется пищеварительная вакуоль у амёбы (рис. 53). Таким образом, даже в одноклеточном организме существуют хорошо развитые транспортные системы, основанные на токах цитоплазмы.

В многоклеточных организмах транспортные системы гораздо сложнее.

Чуть ниже перечислены основные транспортные системы организмов. И у растений, и у животных транспорт осуществляется по сосудистым системам, представляющим собой трубки, заполненные жидкостью или газом. И у растений, и у животных на перемещение веществ по организму тратится энергия.

У растений растворы солей, поглощённые корневыми волосками из почвы, поднимаются вверх по стеблю по сосудам ксилемы до устьиц листьев, через которые происходит транспирация (испарение воды).

А раствор органических веществ, главным образом сахаров, из листьев спускается по стеблю к месту использования или запасания по ситовидным трубкам флоэмы (рис. 54).

Транспорт веществ в организме, Биология

Основные транспортные системы растений и животных (Системы – транспортируемые объекты)

Растения

  • Проводящая ткань ксилема (древесина) – Вода и минеральные соли
  • Проводящая ткань флоэма, луб – Органические вещества, например сахара

Животные

  • Пищеварительная система – Пища и вода
  • Дыхательная система – Воздух или вода
  • Кровеносная система – Все вещества и клетки, содержащиеся в крови
  • Лимфатическая система – Все вещества и клетки, содержащиеся в лимфе

У животных транспортные системы сложнее и разнообразнее, чем у растений.

У наиболее простых и небольших по размеру животных, например кишечнополостных и плоских червей, вовсе нет специальных транспортных систем.

Но по мере усложнения организации животных и увеличения расстояний, которые поступающие в организм и выводимые из организма вещества должны преодолеть, возникают специальные системы для их транспортировки: кровеносная и лимфатическая.

Кровеносная система (рис. 55) может быть как незамкнутой — кровь из сосудов выливается в полость тела (членистоногие, моллюски), так и замкнутой (кольчатые черви, хордовые). У человека кровь приносит во все органы и ткани кислород, питательные вещества, гормоны, а выносит углекислый газ, избыток воды, некоторые соли.

Лимфа выносит из тканей избыток воды. Кислород воздуха попадает в кровь, связываясь в крови лёгочных капилляров с переносчиком — гемоглобином. А в лёгкие воздух попадает по транспортным воздухоносным путям (рис. 56).

Земноводные, образ жизни которых вполне соответствует их названию, развиваются в воде, и лёгкие у них развиты очень слабо, а потому дыхание в основном осуществляется через кожу. Лягушка, уснув зимой где-то под корягой, дышит только через кожу.

У птиц, которые во время полёта потребляют очень много кислорода, даже развились особые приспособления — воздушные мешки, позволяющие пропускать через лёгкие и на вдохе, и на выдохе богатый кислородом атмосферный воздух.

У насекомых и некоторых других членистоногих животных воздухоносная система достигла своего совершенства: тончайшие трубочки, называемые трахеями, пронизывают всё тело животных, Принося воздух практически к каждой клетке. Однако трахейная воздухоносная система эффективна только у небольших по размеру животных, так как по тончайшим воздухоносным трубочкам воздух не может проникать вглубь тканей на большие расстояния.

Ещё один вариант получения кислорода из внешней среды — жаберное дыхание. Жабры характерны и для беспозвоночных (ракообразные, моллюски), и для хордовых (ланцетник, рыбы) животных. Омывая жабры, вода отдаёт в кровь кислород, а взамен принимает углекислый газ, после чего выносит его из организма.

Все живые существа нуждаются в пище. Но, как уже говорилось, растениям для питания нужны С02 и Н20, из которых за счёт энергии света они способны синтезировать сахара.

Животные нуждаются в готовых органических веществах, которые чаще всего ещё приходится переваривать, а уж потом всасывать.

Читайте также:  Популяция как структурный компонент биогеоценоза, биология

Поэтому у подавляющего числа животных есть пищеварительная система, по которой пища транспортируется от места поглощения к месту потребления пищевых веществ или всасывания их в кровь (рис. 57).

По мере прохождения по отделам пищеварительного тракта пища подвергается физической и химической обработке и её фрагменты всасываются в кровь для транспортировки по всему организму. А вот у пауков и некоторых других животных пищеварение происходит не в желудочно-кишечном тракте, а прямо в организме жертвы, затем уже жидкую полупереваренную пищу паук всасывает.

Транспорт веществ в организме, Биология

Запомнить: порошица; кровеносная система; ксилема, флоэма, трахеи.

Выводы

Для поддержания жизненных функций в организме должно происходить активное перемещение веществ между клетками, тканями и органами. Основные транспортные системы растений — ксилема и флоэма, животных — пищеварительная, дыхательная, кровеносная и лимфатическая системы.

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания

  1. Каково значение транспорта веществ в организме?
  2. С какой целью происходит движение цитоплазмы в клетках?
  3. По каким частям стебля растения передвигаются растворы солей и органических веществ?
  4. Каковы функции трахейной системы насекомых?
  5. Каковы функции кровеносной и лимфатической систем?

Выполни задание

Объясните, какие механизмы обеспечивают транспорт веществ у растений и животных.

Транспорт веществ в организме, Биология

Обсуди с товарищами

  1. Как развивалась в ходе эволюции кровеносная система животных?
  2. Какие органы дыхания встречаются у животных?

Выскажи мнение

Какую функцию выполняет пищеварительная система помимо транспортировки веществ?

Транспорт веществ в организме 6 класс

Транспорт веществ в организме, Биология

  • Конспект
    урока
  • по
    биологии
  • 6
    класс

(УМК
«Биология. 6 касс. Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники». И.Н.Пономарева, О.А.
Корнилова, В.С. Кумченко)

  1. 45
    минут
  2. Учитель
    биологии и географии:
  3. Абакумова
    Жанна Борисовна,
  4. МАОУ
    «Ляторская СОШ №7»
  5. г.
    Лянтор
  6. Сургутский
    район, Тюменская область, ХМАО-Югра
  7. 2015
  8. Тема:
    Транспорт веществ в организме
  9. Цель:формирование знаний о
    транспорте веществ в организмах как
    составной части обмена веществ, как
    общебиологическом процессе, присущем
    всем организмам
  10. Задачи:
  1. Раскрыть значение проводящей функции стебля;

  2. Конкретизировать функции с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;

  3. Формировать естественнонаучное мировоззрение.

Оборудование:побеги ивы и колеуса
в баночках с водой, подкрашенной
чернилами, лупа, таблицы «Корень и его
зоны», «Клеточное строение листа»,
«Строение стебля».

Тип урока:
комбинированный. Лабораторная работа.

  • Ход
    урока
  • I.
    Организационный момент
  • Здравствуйте,
    присаживайтесь.
  • Рассадить
    детей по группам (4 группы)
  • II.
    Проверка домашнего задания
  • Фронтальный
    опрос
  1. – Какие функции выполняет корень? (главная функция – поглощение воды и минеральных веществ)

  2. – Что такое корневой волосок? (многочисленные тонкие выросты, которые выглядят как белый пушок вокруг корня)

  3. – Какую функцию он выполняет? (функция – корневого давления)

  4. – Какую функцию выполняет лист? (фотосинтезирующая, а в процессе фотосинтеза идет создание органических веществ)

  5. – Что такое стебель и какова его роль? (стебель – осевая часть побега, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету)

  6. Каково строение стебля?

III.
Актуализация знаний

Постановка
проблемного вопроса

  1. А что важнее для растения: корень, стебель или лист?

  2. Как сообщаются эти части? Зачем это необходимо?

  1. (Ответы детей
    по группам)
  2. Целеполагание
  3. Тема
    сегодняшнего урока: Транспорт веществ
    у растений

  4. Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
  5. IV.
    Изучение нового материала
  6. -Вам мои юные,
    исследователи, предстоит выяснить по
    какому именно проводящему пути (по
    сосудам древесины или ситовидным трубкам
    луба) транспортируются (передвигаются)
    минеральные вещества и вода.
  7. -Для этого,
    исследуем ветки березы находившиеся
    в окрашенных минеральных веществах
    (чернила разбавленные водой).
  8. -План
    исследования перед вами на рабочих
    листах.
  9. Работу
    проводим в группах, а отчеты выполняем
    индивидуально.
  10. Лабораторная
    работа: «Передвижение воды и питательных
    веществ в растении»
  11. Цель: изучить
    передвижение воды и питательных веществ
    по стеблю
  12. Оборудование:
    побеги ивы и колеуса в
    баночках с водой, подкрашенной чернилами,
    лупа
  13. Ход работы
  14. План
    для 1 и 3 группы:
  15. 1. Задание
  1. Возьмите поперечный срез ветки ивы.

  2. Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Что окрасилось древесина или луб?»

  3. Сделайте рисунок.

  4. На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдения 1 и 3 группы Вывод
1) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек 1) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .
2) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды. 2) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .

План
для 2 и 4 группы:

  1. Возьмите продольный срез ветки ивы.

  2. Рассмотрите и ответьте на вопрос: «Где больше красителя – снизу или

  3. сверху?»

  4. Сделайте рисунок.

  5. На основании наблюдений сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдения 2 и 4 группы Вывод
1) На продольном срезе заметны, как ниточки, сосуды. 1) Значит вода с красителем двигалась от _______________ к _______________________ .
2) на поперечном срезе стебля окрашенные сосуды в виде точек 2) Значит вода и минеральные вещества передвигаются от корня по ____________________ .
  • Вывод:
    Вода и минеральные вещества перемещаются
    по сосудам древесины снизу вверх.
  • Участники
    разных групп обмениваются информацией.
  • 2. Задание
  • Исследование
    листа колеуса (побег с придаточными
    корнями)
  1. Рассмотрите побег колеуса.

  2. Ответьте на вопрос: «Откуда выросли придаточные корни?» (из какой части стебля или древесины (центральной части) или луба (от поверхности стебля))

  3. Сделайте вывод и заполните таблицу

Наблюдение Вывод
Корни появились Для роста корней нужны_____________ вещества. Эти вещества образуются в ___________________. Корни образовались на _______________ стебля, значит _______________ вещества двигаются от ___________ к______________ по ______________________ (древесине или лубу)
  1. Итак, вывод:Перемещению воды способствует корневое давление и испарение, минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам.

  1. В
    лупу хорошо видны на тонком поперечном
    срезе стебля окрашенные сосуды в виде
    точек, расположенных кружком.
  2. На продольном
    срезе заметны, как ниточки, сосуды.
  3. V.
    Закрепление изученного материала
    в
    виде заполнения схемы с использованием
    ИКТ
  4. Транспорт
    веществ в растении
  5. Вода
    и минеральные вещества Органические вещества
  6. По
    сосудам древесины По ситовидным трубкам
  7. ОТранспорт веществ в организме, БиологияТранспорт веществ в организме, Биологият
    корня к листьям От листьев к корню
  8. Все
    части растения взаимосвязаны между
    собой
Читайте также:  Доказательства происхождения человека от животных - биология

V.
РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Вам понравился урок

  2. Было трудно

  3. Есть ли вопросы по уроку

VI.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Страницы
в учебнике 74 – 79

VII.
Итог урока:

Мы изучили
транспорт веществ в организме растений.
Результаты достигнуты

Литература:

  • Учебник «Биология 6 класс». И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кумченко. М., «Вентана-Граф» 2012г.
  • Рабочая тетрадь (№1) Биология: 6 касс
  • Поурочные планы по учебнику Понамаревой И.Н. «Биоогия. 6 касс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – М.: «Вентана-Граф» 2012г.

Транспорт веществ | Дистанционные уроки

Вопрос А13 теста ГИА по биологии —

В этой лекции мы рассмотрим 3 основных вопроса:

  1. Какие органы системы органов выполняют функции транспорта веществ;
  2. Какие функции выполняют различные жидкости организма;
  3. Значение транспорта веществ.
  • Темы, которые нужно знать:
  • Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:
  • Транспорт веществ в организме, Биология
  • Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.
  • У простейших (одноклеточных) организмов с транспортом веществ все просто —
  • дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
  • пищеварительная система —  пищеварительные и выделительные вакуоли.
  • Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы.  Главный орган этой системы — сердце.
  • Пищеварение  — органы и системы органов. 
Тип кровеносной системы
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • замкнутая
  • незамкнутая
  • незамкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • сердца нет
  • сердце
  • сердце
  • двухкамерное
  • трехкамерное
  • 3-4-х камерное
  • четырехкамерное
Класс животных Органы дыхания
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • поверхностью тела
  • жабрылегкие
  • жабрылегкиетрахеи
  • жабры
  • легкие
  • легкие
  • легкие

Жидкости организма

  • У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
  • у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.

Значение транспорта веществ:

В организме человека с кровью транспортируются кислород и питательные вещества к клеткам тканей, чтобы образовалась энергия для жизнедеятельности. С другой стороны уносятся вредные и отработанные вещества (углекислый газ).

Кроме того, транспортируются гормоны к органам-мишеням, т.е. происходит гуморальная регуляция жизнедеятельностью организма.

  1. Транспорт веществ в организме, Биология
  2. Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)

Обсуждение: “Транспорт веществ”

Транспорт питательных веществ | справочник Пестициды.ru

Выделяют несколько типов транспортных систем, которые позволяют различным веществам преодолевать преграду цитоплазматической мембраны (ЦПМ) и попадать внутрь клетки микроорганизма. Это пассивная диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт. Отмечается, что только активный транспорт способствует аккумуляции (накоплению) веществ внутри клетки[1].

Пассивная или простая диффузия – неспецифический процесс. Он происходит за счет разницы концентраций. Передвижение молекул осуществляется из более концентрированного раствора в менее концентрированный (по градиенту их концентрации).Этот процесс не связан с затратой энергии.

Таким путем в клетку попадают низкомолекулярные вещества: кислород, липофильные соединения (спирты, жирные кислоты), вода, яды и другие, чужеродные для клетки вещества. Таким же образом происходит удаление продуктов обмена.

Скорость перемещения веществ путем пассивной диффузии невелика и зависит от размеров транспортирующихся молекул[4][3].

Облегченная диффузия – перенос веществ через цитоплазматическую мембрану по градиенту их концентрации с участием пермеаз (транслоказ) – специфических мембранных белков, способствующих прохождению веществ через цитоплазматическую мембрану[3][1].

Пермеаза фиксирует на себе молекулу переносимого вещества, вместе с ней преодолевает цитоплазматичекую мембрану. После этого комплекс «вещество-пермеаза» диссоциирует. Освободившаяся пермеаза, диффундирует к наружной поверхности, присоединяет новую молекулу вещества и транспортирует ее внутрь клетки[1].

Облегченная диффузия не требует расхода энергии, если наружная концентрация вещества выше внутренней, поскольку в таком случае вещество перемещается «вниз» по химическому градиенту.

Скорость процесса зависит от концентрации вещества в наружном растворе.

Предполагается, что выход продуктов обмена веществ из микробной клетки может также происходит по методу облегченной диффузии с помощью переносчиков[1].

Параллельно отмечается, что облегченная диффузия более характерна для эукариотических организмов[4].

Активный транспорт является основным механизмом избирательного переноса вещества через цитоплазматическую мембрану в клетку против градиента концентрации. Этот процесс протекает при участии локализованных в цитоплазматической мембране переносчиков – пермеаз. Это вещества белковой природы, высокочувствительные к субстрату[3].

Активным транспортом в цитоплазму бактериальной клетку поступает подавляющее большинство разнообразных веществ (ионы, углеводы, аминокислоты, липиды)[4].

Для активного транспорта необходимы затраты энергии. Ее получают в виде АТФ, либо за счет протондвижущей силы энергизованной мембраны[3].

У многих микробов, чаще у грамотрицательных бактерий, в активном транспорте принимают участие связующие белки. Эти вещества не входят в структуру мембраны, не идентичны пермеазам.

Они локализованы в периплазматическом пространстве. Связующие белки не имеют каталитической активности, но обладают высоким сродством к определенным питательным веществам, аминокислотам, углеводам, неорганическим ионам.

Выделено и изучено более 100 различных связующих белков[3].

Активный транспорт осуществляется двумя путями:

  1. Без химической модификации переносимого вещества[4].
  2. С химической модификацией переносимого вещества[4].

В первом случае молекула питательного вещества образует комплекс с белком периплазматического пространства. Белок взаимодействует со специфической пермеазой цитоплазматической мембраны. После энергозависимого проникновения через цитоплазматическую мембрану комплекс «субстрат – белок периплазмы – пермеаза» диссоциирует и молекула субстрата освобождается[4].

  • Во втором случае наблюдается следующие последовательные процессы:
  • Отмечается, что молекулы субстрата аккумулируются в цитоплазме клеток и теряют способность выйти из них именно за счет фосфорилирования[4].
  • Отдельные авторы второй путь активного транспорта (с химической модификацией переносимого вещества) выделяют в отдельный (четвертый) способ транспорта питательных веществ – транслокацию (перенос) групп (радикалов)[1][3].
Читайте также:  Строение органа зрения, Биология

Составитель: Григоровская П.И.

Страница внесена: 30.07.20 16:54

Решу егэ

Задания Д4 № 12267

  • Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.
  • 1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану
  • 2) входят в состав волос, перьев
  • 3) формируют кожные покровы
  • 4) антитела связывают антигены
  • 5) запасают кислород в мышцах
  • 6) обеспечивают работу веретена деления

Пояснение.

  1. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ:
  2. 1) транспортная (гемоглобин переносит газы в крови, трансферин переносит железо; миоглобин мышечной клетки связывает кислород, аккумулируя его в клетке);
  3. 2) каталитическая, или ферментативная (белки-ферменты: амилаза, пепсин, липаза и др.);
  4. 3) регуляторная (белки-гормоны регулируют процессы в организме);
  5. 4) защитная (защитные белки антитела – иммуноглобулины и интерферон);
  6. 5) сократительная (актин и миозин в составе двигательного аппарата клетки);
  7. 6) структурная (коллаген, кератин и др., входят в состав различных структур);
  8. 7) запасающая (альбумин, козеин);
  9. 8) рецепторная, или сигнальная (опсин в составе пигмента родопсина сетчатки глаза, обеспечивает преобразование световой волны в нервный импульс).

9) энергетическая (клейковина и др., при расщеплении 1 г белка выделяется более 17 кДж энергии).

Под цифрами 1, 5 и 6 — это функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни. Под цифрами 2, 3 и 4 — это функций белков, осуществляемых ими на организменном уровне жизни.

Примечание.

В критериях ответов “Тренировочной работы. 12.02.2013 г” заложен был верный ответ: 146. НО:

Защитные белки выполняют функцию защиты организма от вторжения других организмов или предохранения его от повреждений.

Эту функцию выполняют иммуноглобулины (или антитела ), образующиеся у позвоночных, обладающие способностью распознавать чужеродные клетки, — проникшие в организм бактерии или вирусы или клетки самого организма, переродившиеся в раковые, — а также чужеродные для организма белки, и прочно связываться с ними.

Запасают кислород в мышцах. Белки служат для запасания (миоглобин) и переноса (гемоглобин, гемоцианин) кислорода. Миоглобин служит депо кислорода, запасая его для последующего потребления.

Миоглобин может служить простым накопителем кислорода. Это является причиной увеличения концентрации миоглобина в мышечных тканях таких ныряющих млекопитающих, как киты.

Кроме того, миоглобин содействует передвижению кислорода и поддержанию его парциального давления в пределах клетки.

Поэтому, ответ изменен.

Ответ: 156.

Транспорт веществ в организме

  • Тема урока: «Транспорт веществ в организме».
  • Цель урока: раскрыть особенности транспорта веществ в организмах, объяснить значение транспорта веществ для жизнедеятельности организмов
  • Задачи:
  • Образовательные – повторение темы «Дыхание животных», формирование понятия «транспорт веществ», изучение способов переноса веществ у различных организмов.
  • Воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.
  • Развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.
  • Оборудование: презентация по изучаемому материалу; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, диск – приложение к учебнику
  • Ход урока.
  • повторение домашнего задания.
  1. Объяснение нового материала.

Беседа: определение темы урока, формулировка цели

Мы убедились, что все живые организмы имеют очень сложное строение и процессы, которые происходят в различных клетках, тканях и органах, также очень сложны.

Чтобы живым системам поддерживать эти процессы в норме, им нужен постоянный приток полезных веществ из вне, образование веществ внутри него, а также равномерное распределение их по всем структурам организма.

Для этого у организмов есть специальные приспособления для транспорта веществ. Сегодня их мы и рассмотрим.

Если под микроскопом рассмотреть клетки различных организмов, то можно увидеть, как органоиды медленно перемещаются внутри клетки. Значит, что цитоплазма все время движется, а вместе с ней движется и все содержимое клетки: органоиды, питательные вещества и газы.

  1. Таким образом, перемещаются вещества у одноклеточных организмов: у амеб, инфузорий и так далее.
  2. У инфузорий непрерывными круговыми движениями цитоплазмы переносится пищеварительная вакуоль и распределяются питательные вещества.
  3. ФИЗ. МИНУТКА

У многоклеточных животных питательные вещества нужно распределять не только внутри клетки, но и между клетками организма. Поэтому цитоплазмы различных клеток не изолированы друг от друга полностью. Через поры мембран свободно перемещаются питательные вещества и газы.

  • Но вспомните, что у клеток растений есть очень плотные клеточные стенки и, чтобы через них проходили вещества, в них сформировались цитоплазматические мостики – специализированные каналы, соединяющие клетки друг с другом и делающие возможным транспорт веществ между растительными клетками.
  • Самое активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям.
  • Вопрос ученикам: « Какие проводящие ткани растений вы знаете?»
  • Ответ: « Луб и древесина».
  • Вопрос: « Какие именно вещества они проводят?»
  • Ответ: « Луб проводит органические вещества от листьев к корням, древесина – минеральные соли, растворенные в воде, в обратном направлении.»
  • Сегодня мы немного уточним эту информацию.

В лубе есть специальные ситовидные трубки. Это клетки, между которыми есть перегородки с перфорациями, отверстиями, которые похожи на сито. Поэтому так клетки и назвали.

А частью древесины являются сосуды. Мертвыеполые клетки, внутри которых есть спиралевидные бороздки.

Вопросы для закрепления:

  1. Роль транспорта веществ в организме.

  2. Способ переноса веществ у простейших.

  3. Для чего нужны цитоплазматические мостики между клетками растений?

  4. Что соединяет между собой все органы растений?

РЕФЛЕКСИЯ

Задание на дом.

Ссылка на основную публикацию