Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему: “Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды” (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ЗАВИСИМОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ ОТ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Биология 6 класс. Учитель биологии и географии МБОУ СОШ №2 ст. Медведовской О.Н. Бондарь
2 слайд Описание слайда:
Проявление свойств растений, их рост и развитие зависят от условий окружающей среды.
3 слайд Описание слайда:
Назовите условия, необходимые для прорастания семян.
4 слайд Описание слайда:
Как изменится развитие растения после того, как его побеги объедят животные?
5 слайд Описание слайда:
Назовите основное условие, «запускающее» фотосинтез.
6 слайд Описание слайда:
Ритмы развития растений. Периодичность — это повторяемость (цикличность) явления через определенные промежутки времени.
7 слайд Описание слайда:
Суточные ритмы. Чем отличаются световая и темновая фазы фотосинтеза?
8 слайд Описание слайда:
Суточные ритмы. Почему Портулак крупноцветковый называют «полуденный жар»?
9 слайд Описание слайда:
Суточные ритмы. Какие факторы среды влияют на суточную периодичность растений?
10 слайд Описание слайда:
Сезонная периодичность. Укажите взаимосвязь: сезон – состояние растений
11 слайд Описание слайда:
Сезонная периодичность. Объясните появление годичных колец на стволах деревьев.
12 слайд Описание слайда:
Сезонная периодичность. Почему березовый сок собирают именно ранней весной?
13 слайд Описание слайда:
Сезонная периодичность. Причины листопада?
14 слайд Описание слайда:
Суточные и сезонные ритмы активности жизненных процессов сохраняются у растений и при перенесении их в другие условия. Это указывает на то, что такая периодичность является внутренним, наследственным свойством организма.
15 слайд Описание слайда:
Влияние экологических факторов на растения. Абиотические /неживая природа/; Биотические /организмы/; Антропогенные /человек/.
16 слайд Описание слайда:
Абиотические факторы: Почему кроны у этих сосен разные?
17 слайд Описание слайда:
Абиотические факторы: Почему кроны у этих лиственниц разные?
18 слайд Описание слайда:
Биотические факторы: Какие изменения произойдут с этим растением?
19 слайд Описание слайда:
Биотические факторы: Смогут ли эти растения выжить без влияние других организмов?
20 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы: Выживут ли эти растения без заботы человека?
21 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы:
22 слайд
23 слайд
24 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы: С какой целью человек так изменяет растения?
25 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы: Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются всеми организмами и человеком вместе с пищей и водой. Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте.
26 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы: Обезлесение продолжается во всем мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га.
27 слайд Описание слайда:
Антропогенные факторы: Объясните, как загрязнение всех оболочек Земли влияет на растения.
28 слайд Описание слайда:
Совокупность абиотических, биотических и антропогенных факторов создает ту окружающую среду, в которой произрастают растения нашей планеты.
- Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал
Краткое описание документа:
Общая информация
Биология в лицее
Экологические факторы и их влияние на растения
Изучая ботанику, вы узнали, что растения тропического леса и тундры, леса и луга различаются, даже если относятся к одному виду. Ухаживая за культурными растениями, вы заметили, что одни культуры особенно требовательны к влаге, другим необходимо яркое освещение.
Вы знаете, что с сорняками трудно бороться, так как они образуют много семян, которые созревают раньше, чем семена культурных растений. У многих сорняков длинные корневища, которыми они быстро размножаются.
Растения приспособлены к определённым условиям, условиям окружающей среды.
Давайте вспомним, что такое экология и экологические факторы.
Среда обитания и экологические факторы. Вся природа, окружающая растение, является его средой обитания. В ней имеются все условия, необходимые для роста и развития данного растения, но в разных количествах и соотношениях.
Факторы (условия) внешней среды могут непосредственно влиять на растение, они необходимы для существования организма, но растению не обязательны.
Влияют на растение такие факторы, как свет, влага в воздухе и в почве, температура, наличие и концентрация солей в почве, ветер и некоторые другие.
Экологическими факторами называют любой элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на организм.
Выясним, как могут воздействовать на растения экологические факторы. Фактор среды может ограничить рост растения.
Например, если в почве содержится небольшое количество минеральных солей, а на ней из года в год возделывают какую-либо культуру, то запасы солей оказываются исчерпаны и рост растений прекращается.
Если экологический фактор находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает максимально возможный уровень, он становится ограничителем роста растения, даже если другие факторы имеются в необходимом количестве.
Такой экологический фактор называют ограничивающим фактором. В водной среде ограничивающим фактором чаще всего становится кислород. Для растений, любящих солнце (подсолнечник), – свет. Причём важна не только интенсивность освещения, но и продолжительность.
На разных стадиях развития растение по-разному реагирует на факторы среды. Известно, что наиболее устойчивыми к слишком высоким или слишком низким температурам являются почки высших растений, семена, споры.
Все факторы вместе определяют условия существования растений, или условия обитания. Понятно, что условия обитания на Крайнем Севере и в степной зоне, в лесу и на лугу разные. Но условия обитания меняются по сезонам и даже в течение суток. Растения, как и все живые организмы, обладают удивительной способностью реагировать на изменения и приспосабливаться к условиям обитания.
Приспособление растений к сухим и жарким местам обитания. В засушливых и жарких местах обитания растения должны уметь добывать воду, сохранять её, избегать излишнего испарения, но и не «перегреться» на солнце.
В полупустынях и пустынях обитают растения с мощными корневыми системами. Некоторые корневые системы очень глубокие, это даёт им возможность использовать грунтовые воды. Так у кустарников рода Джузгун корни уходят вглубь на 30 м. У других растений (кактусы) корневая система неглубокая, но широко разросшаяся, поэтому во время редких дождей они быстро поглощают влагу с больших участков.
Третья группа растений (например, ревень татарский) не имеет сильно развитой корневой системы, зато они способны поглощать утреннюю росу своими крупными листьями, распростёртыми над поверхностью земли.
Собранную влагу важно сохранить. Некоторые растения, их называют суккулентами, содержат в листьях, ветвях, стволах или в подземных органах запас воды.
У этих растений, как правило, толстая кожица и очень мало устьиц. У них замедлен процесс обмена веществ и как следствие – рост.
Кустарники с глубокой корневой системой воду не накапливают, но сохраняют. Чтобы уменьшить испарение, их мелкие листья густо опушены. Часто листьев вовсе нет, а фотосинтез происходит в побегах, имеющих вид прутьев или колючек (саксаул). При недостатке воды немногочисленные устьичные щели закрываются.
Помимо приспособлений к поглощению и сохранению воды, растения пустынь обладают способностью переносить даже многолетнюю засуху. Среди них – эфемеры – растения, завершающие свой жизненный цикл от семени до семени в течение нескольких дней. Их семена прорастают, и растения зацветают и плодоносят сразу после выпадения дождя. В это время пустыня преображается – она цветёт.
Длительный период засухи эти растения переживают в стадии семян.
Многолетние луковичные или корневищные растения переживают засуху в виде подземных запасающих органов.
Самым удивительным образом переживают длительную засуху лишайники, многие низшие растения, некоторые виды плаунов и папоротников, даже немногие цветковые растения: они теряют всю влагу и, будучи полностью обезвоженными, находятся в состоянии покоя до тех пор, пока не выпадет дождь.
Приспособление растений к холодным и влажным условиям обитания. Условия обитания растений в тундре очень суровы. Прежде всего, это температура. Среднемесячные летние температуры редко превышают +10 °C. Лето очень короткое – около двух месяцев, но даже летом могут случиться заморозки.
Осадков в тундре выпадает мало, соответственно и снежный покров невелик – до 50 см. Поэтому опасны сильные ветры – они могут сдувать снег, защищающий растения.
Почему же в тундре довольно много влаги? Во-первых, она не испаряется так интенсивно, как в более тёплых зонах. Во-вторых, вода не уходит глубоко в почву, так как её задерживает слой вечной мерзлоты.
Поэтому здесь много мелких озёр и болот.
Ещё один важный фактор – свет. Летом здесь господствует полярный день, поэтому фотосинтез происходит круглые сутки, растения успевают накопить достаточный запас веществ.
Растения в этой зоне обычно низкорослые и зимой покрываются снегом, который защищает их от холода и ветра. Корневые системы – поверхностные.
С одной стороны, их развитию препятствует вечная мерзлота, с другой – повышенная влажность почвы и, как следствие, недостаток кислорода в почве.
Интересно, что особенности строения побегов напоминают растения жаркого климата, только защищают они не от жары, а от холода. Это толстая кожица, восковой налёт, пробка на стебле. Растения должны успеть за короткое лето отцвести и дать семена.
Деревья тундры всего раз в столетие образуют семена, способные прорастать. Семена полностью вызревают лишь тогда, когда два года подряд лето бывает для тундры тёплым. Как правило, семена деревьев попадают в условия непригодные для прорастания. Многие растения тундры размножаются вегетативно, например, мхи и лишайники.
Свет как экологический фактор. Количество света, которое получает растение, сказывается и на его внешнем облике, и на внутреннем строении. Деревья, выросшие в лесу, имеют более высокие стволы, менее раскидистую крону. Если они росли под пологом других деревьев, то они угнетены и гораздо хуже развиты, чем их ровесники на открытом пространстве.
Теневые и световые растения могут различаться и по расположению листовых пластинок в пространстве. В тени листья располагаются горизонтально, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей. На свету, где света достаточно – вертикально, чтобы избежать перегрева.
Растения, выросшие в тени, имеют более крупные листья и более длинные междоузлия, чем растения того же или близкого вида, выросшие на солнце.
Листья не одинаковы по внутреннему строению: в световых листьях столбчатая ткань развита лучше, чем в теневых. В стеблях световых растений более мощная механическая ткань и древесина.
Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)
Аудиофрагмент “Экологические факторы” (4:33)
Окружающая организм природа – это его среда обитания. Науку, изучающую взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой, называют экологией.
На растение влияют экологические факторы среды: свет, температура, влажность, ветер, состав почвы и др. Все факторы, необходимые для жизни растения, определяют условия обитания.
Избыток или недостаток одного или нескольких экологических факторов сказываются на строении организма. Растения приспосабливаются к условиям обитания в определённых границах.
Презентация на тему: Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
Описание слайда:
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
Описание слайда:
Стихотворение посвящённое временам года. Всё начинается с весны С капелей ледяного снега И первый маленький росток Пробьётся сквозь сугробы снега.
Наступит лето … жарких дней Прогулок, моря, солнца время Промчится вновь волна страстей И детворы весёлой племя.
Осенний ветер – перемен И листья падают как перья Срывает краски он с ветвей Зима стук жизни прекращает Смолкают звуки, спит весь мир Но тихо чьё-то сердце бьётся И обязательно проснётся как утром свежая сирень Весною юной новый день.
Описание слайда:
Суточные ритмыРитмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночиПричины: движение Земли вокруг своей оси
Описание слайда:
Суточные ритмы растений
Описание слайда:
Годовые ритмыРитмы, которые приспосабливают организм к сезонной смене условийПричина: движение Земли вокруг Солнца, благодаря чему происходит смена времен года
Описание слайда:
Смена времен года
Описание слайда:
Цветение
Описание слайда:
Созревание плодов и семян
Описание слайда:
Фотопериодизм Фотопериод – соотношение светлого и темного времени сутокФотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение дня и ночи
Описание слайда:
Выращивание растений при искусственном освещении
Описание слайда:
Биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних насекомых другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными.
Абиотические факторы – это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т.д.
Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как например, рельеф, который обуславливает действие прямых факторов – освещенности, увлажнения, ветра и пр.
Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.
Описание слайда:
Биотические факторы влияния на жизнь растений зоогенные фитогенные
Описание слайда:
Зоогенные биотические факторы – это влияние животных на растения. Прежде всего, к ним относят поедание растений животными. Животное может поедать растение целиком либо его отдельные части.
Описание слайда:
В результате объедания животными ветвей и побегов растений, изменяется крона деревьев.
Описание слайда:
Экологически значимый фактор – механическое воздействие, оказываемое животными на растения: это повреждение всего растения при поедании животным, а также вытаптывание.
Описание слайда:
Но существует и весьма положительная сторона во влиянии животных на растения: один из них это – опыление.
Описание слайда:
К фитогенным биотическим факторам относят влияние растений, находящихся на небольшом расстоянии, друг на друга. Существует множество форм взаимоотношений между растениями: переплетение и срастание корнями, переплетение крон, схлестывание ветвей, использование одним растением другого для прикрепления и т.п.
Описание слайда:
Влияние антропогенных факторов замусоривание территории (3,9), незаконная вырубка (1), результаты вытаптывания (5), уничтожение подходящих местообитаний (2,7,8,10), сбор в букеты красивоцветущих растений (4),
Описание слайда:
Охранять природу – значит охранять Родину
Рост и развитие растений
- Открытый урок биологии
- в 6 классе
- по теме:
- «Рост и развитие растительного организма».
Учитель биологии
Зеленская Д.П.
- 2015г
- Тема урока: Рост и развитие растительного организма.
- –Цели урока:
Образовательная сформировать у школьников понятие о процессах роста и развития растений, изучить особенности роста и развития растительного организма, показать роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений.
Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общенияВоспитательная: обоснование целостности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.
Оборудование: рис учебника, медиа проектор, презентации.
Ход урока:
1) Орг. Момент: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
- 2) Актуализация знаний
- -Давайте вспомним, какие виды размножения вы знаете, и чем они отличаются друг от друга (слайд)
- -Какие виды вегетативного размножения вы знаете: ответы детей просмотр слайдов
- -А что предшествует оплодотворению у растений (слайд)
- -Почему у растений происходит двойное оплодотворение и кто открыл этот поцесс?
- 3) Изложение нового материала
Слово “растение” происходит от глагола “расти” и отражает самую важную отличительную черту этой группы организмов – увеличение размеров и массы особи за счет увеличения числа и массы клеток.
Но ведь животные тоже растут? Маленькие слепые котята в будущем становятся взрослыми большими животными. Таких примеров вы сами можете привести множество.
Но давайте подумаем: чем же рост растения отличается от роста животных и человека?
- -постоянный рост растений
- -постоянная смена основных органов
- -рост – единственная возможность перемещения растений
Рост растения. В отличие от всех других живых существ растения растут на протяжении всей своей жизни.
Выдающийся отечественный ученых К.А. Тимирязев написал: “Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключается в том, что оно растет: на это указывает самое название его”.
Жизнь цветкового растения начинается с образования зиготы, из которой вскоре развивается зародыш семени. При прорастании из семени образуется маленький проросток растения. При благоприятных условиях он быстро растет, увеличивая подземную и надземную части. Благодаря деятельности корней и побегов с листьями растение быстро наращивает вегетативную массу тела.
Прожив какое-то время, растение умирает от старости. За период от прорастания семени и до старости растительный организм растет, увеличиваясь в размерах.
Рост— это необратимое увеличение размеров и массы организма, связанное, в том числе с появлением у него новых частей (клеток, тканей, органов). Рост выражает количественные изменения тела растения.
Рост растения происходит на всех этапах его жизни. Он обусловлен не только сложными процессами обмена веществ, происходящими в органах, тканях и клетках растения, но и условиями, в которых произрастает это растение.
Основным способом увеличения размеров растения (его роста) является деление клеток в зонах роста и последующее из растяжение.
С помощью роста в длину корень продвигается в почве, и место всасывания питательных веществ все время меняется.
В этом характерная особенность растений, которые (в отличие от животных) являются прикрепленными к одному и тому же месту.
Именно вследствие роста корней растение находит достаточно пищи в почве (минеральные соли и воду) и “уходит” с того участка, куда через корни выделило ненужные ему продукты обмена веществ.
Также благодаря постоянному росту побегов (из верхушечных и боковых почек) растение увеличивает свое тело и при этом увеличивает охват нового пространства, где оно будет лучше и больше улавливать свет и углекислый газ, необходимые ему для жизни.
Растение увеличивается в размерах — растет. Вместе с тем оно меняет свои свойства, т. е. развивается.
Развитие растений. Качественное изменение в строении и жизнедеятельности живого организма и его частей называется развитием.
Развитие организма от зарождения (от зиготы) до естественной смерти выражается в изменении размеров и качественного состояния растения. У него реализуются свойства, присущие ему, с учетом условий среды обитания.
Преобразование организма от зарождения до конца его жизни называют индивидуальным развитием. В процессе индивидуального развития организма можно наблюдать все его возрастные изменения. При прорастании семени появляется проросток — это молодое растение. Когда растение начинает цвести и плодоносить, – это взрослое растение. А когда оно стареет, то перестает размножаться.
Все растения растут и развиваются по-своему и в зависимости от условий окружающей среды. В течение жизни растений реализуются их свойства. У однолетних зеленых растений жизнь длится один год, у многолетних — несколько лет. Так, продолжительность жизни секвойи составляет свыше 3000 лет, дуба — 1500 лет, капусты — 2 года, петунии — 1 год, а крупки весенней — 25-30 дней.
Развитие организма у различных растений происходит неодинаково даже у представителей одного и того же вида. Это во многом зависит от условий, в которых произрастает растение.
Проявление свойств растений, их рост и развитие зависят от условий окружающей среды.
Например, семена могут прорастать и нормально развиваться только при наличии в почве достаточного количества влаги.
Поедание животными верхушек побегов вызывает ускорение бокового ветвления, а иногда и потерю деревом одноствольной формы. Споровые растения не могут осуществлять половое размножение, если нет капельно-жидкой воды.
Фотосинтез идет только при достаточно ярком свете и у большинства видов только в теплое время года.
Ритмы развития растений. Живя в условиях регулярной смены дня и ночи, времен года, растения наряду с другими живыми организмами приобрели в процессе эволюции удивительное внутреннее свойство –периодичность различных процессов: роста, развития и др.
Особенно широко в растительном мире распространены суточные ритмы. Ученые установили, что суточные ритмы у растительного организма представлены чередованием активного и замедленного (даже покоящегося) состояния процессов жизнедеятельности. Например, суточный ритм деления клеток в образовательных тканях: деление клеток активнее происходи в светлое время суток и медленнее — в ночное.
Таким же внутренним суточным ритмом характеризуются многие процессы: фотосинтез, дыхание, испарение, открывание и закрывание цветков, выделение нектара, передвижение веществ по проводящим сосудам и др.
Суточная периодичность этих процессов у растений обусловлена регулярными изменениями факторов среды (освещенности, температуры, влажности воздуха и других), вызванными движением Земли и сменой дня и ночи.
Наряду с суточной наблюдается и сезонная периодичность. Она обусловлена сменой времен года на Земле. У растений она проявляется также в чередовании периодов активного протекания процессов жизнедеятельности и периодов покоя. Причем неблагоприятные периоды растение переживает обычно в состоянии покоя.
Сезонные ритмы у растений проявляются, например, в образовании годичных приростков побегов, годичных колец стволов, отмирании и возобновлении побегов у трав, в достижении максимума активности роста в летнее время, в активном соко – движении весной, в прекращении роста осенью, состоянии покоя зимой.
Суточные и сезонные ритмы активности жизненных процессов сохраняются у растений и при перенесении их в другие условия.
Это указывает на то, что такая периодичность является внутренним, наследственным свойством организма.
Благодаря суточным и сезонным ритмам растения хорошо приспособлены к климатическим особенностям тех мест, где живут, и потому они мало зависят от случайных погодных колебаний.
Но не только от сезонных и суточных ритмов, обусловленных вращением нашей планеты вокруг своей оси и Солнца, зависят рост и развитие растений. Растения живут в условиях окружающей среды, которые неодинаковы в разных местах и в разные годы. Эти условия как экологические факторы среды заметно влияют на рост и развитие растений.
Влияние экологических факторов на растения. Среди абиотических факторов наибольшее влияние оказывает свет. Интенсивность освещения (яркость), качество световых лучей, продолжительность и периодичность освещения обусловливают ускорение или задержку роста и развития растения.
В густом лесу, где интенсивность света невелика, деревья совершенно лишены боковых ветвей на значительном протяжении ствола. У них зеленые листья раскрываются лишь на ветвях, хорошо освещенных солнечным светом, т. е. на самом верху кроны. У того же растения, выросшего на хорошо освещенном месте, ствол густо покрыт ветвями почти от его основания.
Сильные односторонние ветры также изменяют форму кроны, придавая ей флагообразный вид.
На росте растений благотворно сказываются высокое содержание в почве минеральных веществ, особенно азота. Однако высокое содержание азота, которое обеспечивает быстрый рост растения, сильно задерживает его развитие и снижает семенную продуктивность.
Кроме абиотических факторов на рост растений значительно влияние оказывают и биотические факторы. К ним можно отнести влияние животных, питающихся соками растений, тканями листьев, стеблей, корней, почек. Это заметно снижает интенсивность роста и развития растения.
Многие животные переносят пыльцу с цветка на цветок, т. е. осуществляют перекрестное опыление растений. Поедая плоды и семена, они распространяют их по земной поверхности.
Активно питаясь растениями, животные удобряют почву, что благоприятно сказывается на росте и развитии других растений.
Большое влияние на рост и развитие растений оказывают антропогенные факторы. Так, применяя особые ростовые вещества, человек вызывает ускорение роста стеблей или листьев; давая разнообразные подкормки, ускоряет развитие и плодоношение растений. Загрязняя почву, воздух, грунтовые воды, человек отрицательно влияет на жизнедеятельность растений.
Но, охраняя растения, удобряя почву, уничтожая вредителей, он оказывает полезное виляние на рост и развитие растений. Обрезая побеги, удаляя боковые или верхушечные почки, человек по своему усмотрению создает у растения особую форму кроны, добивается быстрого роста в длину или заставляет растение быть карликовым.
Например, японские бонсаи («растения на подносе») не выше 40-60 см, хотя их возраст нередко достигает 100-120 лет.
- Совокупность абиотических, биотических и антропогенных экологических факторов создает ту окружающую среду, в которой произрастают растения на нашей планете.
- 4) Закрепление
- Что нового о росте и развитии растений вы узнали на уроке.
- Что такое суточные и сезонные ритмы, как они влияют на рост растений.
- Какие условия необходимы для нормального роста растений.
- 5)Домашнее задание § 18
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. биология 6 класс. учитель биологии и географии мбоу сош 2 ст. медведовской о.н. бондарь. – презентация
1 ЗАВИСИМОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ ОТ УСЛОВИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Биология 6 класс. Учитель биологии и географии МБОУ СОШ 2 ст. Медведовской О.Н. Бондарь
- 2 Проявление свойств растений, их рост и развитие зависят от условий окружающей среды.
- 3 Назовите условия, необходимые для прорастания семян.
- 4 Как изменится развитие растения после того, как его побеги объедят животные?
- 5 Назовите основное условие, «запускающее» фотосинтез.
6 Ритмы развития растений. Периодичность это повторяемость (цикличность) явления через определенные промежутки времени.
7 Суточные ритмы. Чем отличаются световая и темновая фазы фотосинтеза?
8 Суточные ритмы. Почему Портулак крупноцветковый называют «полуденный жар»?
9 Суточные ритмы. Какие факторы среды влияют на суточную периодичность растений?
10 Сезонная периодичность. Укажите взаимосвязь: сезон – состояние растений
11 Сезонная периодичность. Объясните появление годичных колец на стволах деревьев.
12 Сезонная периодичность. Почему березовый сок собирают именно ранней весной?
13 Сезонная периодичность. Причины листопада?
14 Суточные и сезонные ритмы активности жизненных процессов сохраняются у растений и при перенесении их в другие условия. Это указывает на то, что такая периодичность является внутренним, наследственным свойством организма.
15 Влияние экологических факторов на растения. Абиотические /неживая природа/; Биотические /организмы/; Антропогенные /человек/.
- 16 Абиотические факторы: Почему кроны у этих сосен разные?
- 17 Абиотические факторы: Почему кроны у этих лиственниц разные?
- 18 Биотические факторы: Какие изменения произойдут с этим растением?
- 19 Биотические факторы: Смогут ли эти растения выжить без влияние других организмов?
- 20 Антропогенные факторы: Выживут ли эти растения без заботы человека?
- 21 Антропогенные факторы:
- 22
- 23
- 24 С какой целью человек так изменяет растения?
25 Антропогенные факторы: Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются всеми организмами и человеком вместе с пищей и водой. Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте.
26 Антропогенные факторы: Обезлесение продолжается во всем мире с большой скоростью. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га.
27 Антропогенные факторы: Объясните, как загрязнение всех оболочек Земли влияет на растения.
28 Совокупность абиотических, биотических и антропогенных факторов создает ту окружающую среду, в которой произрастают растения нашей планеты.
Как зависят рост и развитие растений от условий окружающей среды?
☰
Рост и развитие растений зависят от условий, в которых они растут. Поскольку условия среды бывают разными, то и растения могут вырастать на разную высоту, иметь различные темпы развития. В определенных условиях растения могут проявлять свойства, которые не проявляют в других условиях.
Так семена растений могут прорастать только при наличии в почве влаги в достаточном количестве. А для размножения споровых растений необходима вода на поверхности почвы. Фотосинтез в растениях идет только на свету и у большинства растений только в теплое время года.
У растений в процессе их исторического развития выработалась периодичность в процессах роста и развития.
Суточные ритмы, связанные с чередованием дня и ночи, выражаются в повышенной активности и замедлением процессов жизнедеятельности в зависимости от времени суток.
Например, клетки образовательной ткани растений активно делятся днем. От времени суток также зависят фотосинтез, дыхание, испарение и другое.
Сезонная периодичность связана со сменой времен года. Неблагоприятные периоды растения обычно переживают в состоянии покоя. С сезонными ритмами связаны образование годичных побегов, активный рост в летом, сокодвижение весной, листопад осенью и др.
Если растения перенести в другие условия, то их суточная и сезонная периодичность сохраняются. Это значит, что она выработалась в процессе исторического развития растений и хранится в их наследственной информации.
Периодичность в жизни растений позволяет им быть хорошо приспособленными к климатическим особенностям среды их обитания.
Однако условия среды бывают разными не только в зависимости от времени суток и сезона. Из года в год похода в одно и то же время года может быть немного разной, местности, в которых растут растения, также могут отличаться между собой. Все это экологические факторы, оказывающие влияние на рост и развитие растений.
Большое влияние на растения оказывает свет, его яркость, продолжительность, периодичность. Так, например, в лесу, где свет плохо проходит сквозь кроны деревьев, у деревьев боковые ветви на стволе есть только вверху, а ниже ствол «голый». Однако деревья того же вида, но растущие в хорошо освещенных местах, ствол имеет боковые ветви почти на всем своем протяжении.
Если ветры в какой-то местности дуют примерно в одну и туже сторону, то у деревьев крона может как бы изгибаться в одну сторону, иметь больше ветвей с одной стороны. Рост и развитие растений сильно зависят от достаточного содержания в почве минеральных веществ. Например, дефицит азота замедляет рост растения.
На растения влияют животные, которые ими питаются. Обычно животные снижают скорость роста и развития растений. Однако многие животные необходимы растениям. Так насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и опыляют растения. Животные, которые питаются плодами и семенами, способствуют распространению растений.
Человек также оказывает влияние на рост и развитие растений. Внесение удобрений ускоряет рост и развитие растений, влияет на урожайность. Однако растениям, которые не являются сельско-хозяйственными, человек больше вредит. Вырубаются леса, загрязняется воздух и т. д.
Таким образом, на растения влияют совокупности абиотических (неживая природа), биотических (живая природа) и антропогенных (человек) факторов.
plustilino © 2019. All Rights Reserved
Факторы, влияющие на рост растений
Существует четыре основных фактора, которые наиболее всего влияют на рост ваших растений.
Фактор №1 СВЕТ
Фактор №1 СВЕТ
Прежде всего свет является источником энергии для сложного процесса фотосинтеза. Все растения разные и у каждого есть своя собственная потребность в свете и это нужно обязательно учитывать при выборе места размещения цветка. И переизбыток и недостаток света могут оказывать на растение негативное воздействие.
Фактор №2 ТЕПЛО
Фактор №2 ТЕПЛО
Тепло является вторым важным фактором роста растения. Прежде всего оно активизирует рост и усвоение питательных веществ, а так же способствует обменным процессам, происходящим в почве.
Круглосуточное тепло любят растения родом из тропических влажных лесов. Такие растения, как например, орхидея, уроженка тропических горных местностей, привыкли, что ночью температура на несколько градусов опускается. Поэтому им приятно, когда мы ночью уменьшаем отопление и делаем воздух прохладней.
Растения, пришедшие к нам из Средиземноморья, тоже ночью предпочитают стоять в более прохладном месте. Но самое важное для всех растений это то, что почва в горшке должна быть теплой и она должна быть всегда теплее чем воздух в помещении, где находится цветок.
Как и человеку растению нельзя переохлаждать “ноги”.
Фактор №3 ВОЗДУХ
Фактор №3 ВОЗДУХ
Влажность и температура воздуха тоже являются одними из важных факторов, влияющих на рост растения. На листиках растений есть крошечные поры, при помощи которых растение поглощает углекислый газ, содержащийся в воздухе и выделяют кислород. А также воздух необходим и корням, он находится в рыхлой почве.
Фактор №4 ВОДА
Фактор №4 ВОДА
Вода является транспортировщиком, который перевозит необходимые питательные вещества по всем жилкам растения.
Сколько нужно воды конкретному растению? Это зависит от вида растения и от внешних условий, такие как время года, освещенность и температура. Важно при поливе соблюдать правильную дозировку. Лучше уж немного пересушить растение, чем залить.
Сильную жажду обычно испытывают растения с большими и мягкими листьями. Через такие листочки испаряется много жидкости.
Фактор №5 ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВАФактор №5 ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Фактор №5 ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Корневая система это дороги, по которым питательные вещества поступают к растению. У каждого растения свои потребности в питании. Одним нужно побольше азота, другим фосфора. При подкормке тоже важна мера, т. е. правильная дозировка и точно в положенные сроки. Переизбыток питательных веществ, нанесет больший вред растениям, чем их недостаток.