Жизнедеятельность клетки, Биология

Жизнедеятельность клетки, Биология

  • Сегодня я начинаю курс занятий по подготовке к единому государственному экзамену по биологии.
  • И, хотелось бы начать с темы, без которой биологию изучать не представляется возможным, это тема «Клетка».
  • Суть всего живого настолько уникальна, что сложно представить, как из мельчайших атомов и других найденных в последние 100 лет частиц может возникнуть такая сложная структура, как клетка.
  • А ведь клетка – это огромная система, в которой происходят миллионы химических процессов за всю ее жизнь.
  • Многие ученые на протяжении веков стараются выяснить, откуда взялась клетка?
  • Еще более серьезный вопрос заключается в том, как образовались органоиды клетки?
  1. Вероятно, ты слышал о том, что существует гипотеза симбиогенеза, которая вкратце объясняет, что органоиды клетки, такие как митохондрии, пластиды когда то давно были самостоятельными организмами, которые по непонятным причинам собрались как то вместе и решили, что так веселее.
  2. Кстати, уместно будет напомнить, что теория симбиогенеза была сформирована не просто так: когда ученые узнали, что у митохондрий и пластид есть свой наследственный материал, и это казалось достаточно странным, учитывая, что этим органоидам не нужны собственные гены, так как всеми процессами в клетке управляет ядро, в котором и находится основной генный аппарат любой клетки.
  3. Позже было открыта так называемая цитоплазматическая наследственность (крайне интересная тема, которую мы пройдем позже), которая и управляется генами митохондрий и пластид.
  4. В итоге, мы получили сложно организованную конструкцию, которая ведет себя как самостоятельный организм.
  5. Если ты помнишь,все клетки делятся на два типа, – эукариоты и прокариоты.
  6. Первые представляют собой клетки, которые имеют оформленное ядро.

Вроде все просто.. Есть ядро, ну и отлично, что там такого..

Однако, вслед за оформленным ядром, эукариотическая клетка имеет много других возможностей, которые в конечном счете привели к образованию вида Homo sapiens (знал ли ты о том, что вид Человек разумный относится к отряду Приматов (недалеко от обезьян ушли)), к которому мы и относимся.

Жизнедеятельность клетки, Биология

  • Теперь поподробнее, давай представим, что каждая клетка, это ты.
  • Ты каждый день совершаешь однообразные действия, и на протяжении всей жизни это не надоедает, так как обеспечивает жизнедеятельность организма в целом.
  • Итак, что это за действия?
  • В первую очередь это обмен веществ– процесс поглощения пищи, переработка ее внутри ЖКТ (желудочно-кишечный тракт), расщепление до мономеров (мономеры- это структурные единицы полимеров, например, у белков мономеры – аминокислоты, у углеводов – глюкоза, у липидов – глицерин и жирные кислоты), усваивание этих мономеров клетками, дальнейший катаболизм (энергетический обмен), в результате которого образуется энергия для жизни клетки в виде АТФ (аденозинтрифосфорная кислота –рекомендую запомнить эту аббревиатуру и ее расшифровку, часто встречается в ЕГЭ), ну и по сути на этом весь процесс обмена веществ закончен).
  • Далее, еще одно действие, совершаемое каждый день-это дыхание.

Это довольно странно осознавать, что ты можешь заниматься любыми делами – бегать, прыгать, лежать, ходить, спать, есть, думать, и при всех этих манипуляциях абсолютно не задумываться о том, как ты дышишь..

Если бы люди управляли полностью всем процессом дыхания, на Земле жили бы только очень умные дисциплинированные люди, так как дыхание- один из самых сложных процессов в нашем организме, который включает в себя усвоение кислорода легкими, направление его в кровь, доставка кислорода при помощи эритроцитов в каждую клетку твоего тела, и ты думаешь на этом все?)

  • Как бы не так: в клетке, которая получила кислород, начинается процесс энергетического обмена, он сформирован из двух стадий: бескислородный этап (гликолиз), и полное окисление, которое по другому называется дыханием, в нем участвует кислород.

В итоге, все эти химические процессы приводят к тому, что образуется энергия, а как ты уже знаешь, энергия это АТФ.

Это еще далеко не все процессы, которые происходят в твоей жизни, не считая обмена веществ и дыхания, ты растешь, развиваешься, меняешься, накаливаешь полезные знания (а клетка -вещества), употребляешь воду, отдыхаешь, и под конец размножаешься).

  • Конечно, для людей рождение нового организма с идентичным геномом на 50% не является апогеем существования, но для большинства клеток так и есть..
  • Я думаю, нужно напомнить о том, что когда клетка рождает новую клетку, она не умирает, а просто делится напополам.

Клетки нашего тела, например клетки кожи так и делятся (знаешь ли ты, что с тела человека за сутки полностью спадает один слой эпидермиса, и по сути пыль-это наша мертвая кожа..).

Представляю, как этот процесс выглядел бы у человека в целом…Раз, взял и поделился надвое.. Это одновременно и прекрасно, и ужасно..

Но пока об этом рановато думать, мы даже не знаем, как вылечить один единственный вирус иммунодефицита, что говорить об изменении способа размножения..

Вернемся к клетке- вроде все основополагающие процессы, которые происходят у тебя каждый день, мы расписали.

Так вот, эти же процессы и происходят в твоей клетке. То есть, ты полностью идентичен образу и подобию своих клеток (в химическом плане естественно).

  • Учитывая, что клетки в твоем теле объединены в ткани, им не нужно самим добывать себе пищу, искать необходимые инструменты для выживания, так как всем этим занимаются системы органов (нервная, дыхательная, кровеносная, выделительная, костно-мышечная и др.)
  • Иными словами, клетки работают друг для друга, и в конечном счете дают жизнь тебе.

Это наверное будет несколько тривиально, но необходимо любить свои клетки, любить свое тело, не мучить организм вредными привычками, излишнем употреблением пищи, алкоголя, сигарет и других расслабляющих синтетиков.

Но, с другой стороны, живя в большом городе невозможно оставаться полностью здоровым из-за негативного влияния нашей ноосферы (это определение ввел В.И.Вернадский) – выбросы больших предприятий, загазованность вследствие работы автомобильных двигателей, отходы с химических заводов и многие другие факторы.

На сегодня лекция по общей биологии касательно основ жизнедеятельности единицы строения живого, то есть клетки, закончена.

В следующей лекции я разберу положения клеточной теории и химического состава клетки.

P.S. Ты тем временем выпиши и выучи все незнакомые термины, они часто будут встречаться и на лекциях, и в вопросах ЕГЭ.

Строение и жизнедеятельность клетки

Основной структурно-функциональной единицей организма человека является клетка. Различные типы клеток отличаются друг от друга по форме, размерам, химическому составу, функциям. Однако они имеют и определенные общие признаки.

Клетка отделена от среды, что его окружает, плазматической мембраной. Через мембрану вещества транспортируются в клетки и из нее. В мембране имеются множество белков-рецепторов (лат. рецепере – получать), помогающие клетке реагировать на изменения за ее пределами, распознавать другие клетки и тому подобное.

Внутренний полужидкий содержимое клетки – цитоплазма – на 70-90% состоит из воды. В ней растворены органические и неорганические вещества. Вследствие постоянного движения цитоплазмы вещества перемещаются по клетке. В цитоплазме расположены органеллы. По эндоплазматической сетке транспортируются вещества внутри клетки.

На рибосомах синтезируются белки, в лизосомах сложные органические вещества расщепляются на молекулы-блоки. В митохондриях с участием кислорода происходит синтез АТФ, как следствие – клетка обеспечивает себя энергией. Аппарат Гольджи сортирует образованные в клетке молекулы, упаковывает их в пузырьки, окруженные мембранами.

В таком виде вещества могут транспортироваться внутри клетки и за ее пределы.

Читайте также:  Неклеточные организмы — вирусы - биология

Багаж знаний советует почитать похожие конспекты и рефераты:

Жизнедеятельность клетки, Биология

Строение клетки

Основным содержанием ядра являются хромосомы: в них закодированы программы жизнедеятельности организма. Все клетки организма, кроме половых, имеют тот же набор из 46 хромосом, что составляет 23 их пары.

Такой набор хромосом называют двойным (диплоидным), а клетки, его имеют, – соматическими (греч. сома – тело). В ядрах половых клеток содержится 23 хромосомы – по одной из каждой пары, т.е.

одинарный (гаплоидный) набор хромосом.

Обмен веществ

Как происходит этот процесс в клетке? К ней постоянно поступают вода, кислород, аминокислоты, углеводы и т.д.. Доля питательных веществ в клетке может сложиться по-разному. Так, глюкоза участвует в реакциях, обеспечивающих клетку энергией. Однако из глюкозы может образоваться и запасная вещество – гликоген.

Жизнедеятельность клетки, Биология

Жизнедеятельность клетки

Реакции, в результате которых высвобождается энергия и образуется АТФ, называют реакциями энергетического обмена. Реагентами в них обычно являются жиры, углеводы и кислород, а конечными продуктами – вода и углекислый газ.

В реакциях пластического обмена (биосинтеза) из аминокислот образуются белки, из глицерина и жирных кислот – жиры, из глюкозы – молекулы гликогена т.д.. В каждой клетке происходит синтез веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Так, в клетках мышц синтезируются белки актин и миозин, обеспечивающие мышечные сокращения. Пластический обмен связан с энергетическим. В реакциях биосинтеза используется АТФ, образовавшейся вследствие реакций энергетического обмена. Продукты биосинтеза могут вступать в реакции энергетического обмена.

Так, за малоподвижного образа жизни могут накапливаться жиры, во время физических упражнений расходуются в реакциях энергетического обмена.

Пластический и энергетический обмен является составляющими метаболизма – процесса обмена веществ в клетке, который сопровождается преобразованием энергии. Все реакции метаболизма осуществляются с помощью ферментов.

Одновременно в клетке могут проходить сотни различных реакций, в которых работают тысячи различных ферментов.

Без них реакции метаболизма продолжались бы очень долго и происходили лишь при особых условиях (например, под действием высокой температуры или давления).

Багаж знаний советует почитать похожие конспекты и рефераты:

Размножение клеток

Каждую секунду в вашем организме погибает и появляется множество клеток. Клетки размножаются путем деления. Перед его началом количество хромосом в ней удваивается: для каждой хромосомы формируется ее копия.

При разделе хромосомы-оригиналы и их копии расходятся к разным полюсам клетки, и она делится на две части. Образуются две новые клетки, каждая из которых имеет двойной (диплоидный) набор хромосом – такой, как в материнской клетке.

Так происходит размножение соматических клеток, то есть всех клеток организма, кроме половых.

При образовании половых клеток перед делением число хромосом в материнской клетке также удваивается. Однако дальше происходят два последовательных деления, и в результате формируются четыре клетки, каждая из которых содержит одинарный (гаплоидный) набор хромосом. Итак, от материнской клетки половая клетка (гамета) получает половину хромосомного набора.

Гдз по биологии 6 класс пасечник. линейный курс дрофа 2020 § 4. жизнедеятельность клетки, её деление и рост ответы и решения онлайн

На данной странице представлено детальное решение задания § 4. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост по биологии для учеников 6 классa автор(ы) Пасечник. Линейный курс

§ 4. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Стр. 24. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое хлоропласты?

Хлоропласты – это зеленые пластиды, которые входят в состав клеток растений, содержат хлорофилл и отвечают за процесс фотосинтеза.

№ 2. В какой части клетки они располагаются?

В цитоплазме клеток разных частей растений: листьях, плодах, стеблях, цветках.

Стр. 24. Лабораторная работа №5. Наблюдение движения цитоплазмы

Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовим микропрепараты.

  2. Рассматриваем их под микроскопом, отмечаем, что цитоплазма подвижна.

  3. Зарисовываем клетки, стрелками показываем направление движения цитоплазмы

Жизнедеятельность клетки, Биология

Вывод:

Цитоплазма движется внутри клеток растений по кругу, вдоль клеточных стенок. Хлоропласты также движутся вместе с ней, что способствует лучшему поглощению солнечных лучей, воздуха. Движение цитоплазмы необходимо с целью получения питательных продуктов и генетической информации всеми частями больших растительных клеток, для улучшения обмена веществ в целом.

Стр. 27. Вопросы после параграфа

№ 1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

Наблюдать движение цитоплазмы можно через микроскоп, используя для этого листья или другие части растений. Сразу мы увидим движение зеленых пластид, которые плавно перемещаются вдоль клеточной оболочки в одном направлении с цитоплазмой.

Это и свидетельствует о ее движении в клетке. При этом оно может быть спонтанным, постоянным и индуцированным внешними факторами (изменением температуры, механическими воздействиями и т.д.).

Чаще всего можно наблюдать именно круговое движение цитоплазмы.

№ 2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?

Благодаря движению цитоплазмы в клетке происходит перемещение воздуха и питательных веществ.

№ 3. Из чего состоят все органы растения?

Все органы растения состоят из клеток, каждая из которых является мельчайшей структурной единицей.

№ 4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Потому что между оболочками соседствующих клеток содержится межклеточное вещество. Если оно разрушается, то клетки разъединяются.

№ 5. Как поступают вещества в живую клетку?

В живую клетку вещества, которые необходимы ей для жизнедеятельности, в виде растворов поступают сквозь клеточную оболочку из соседних клеток и межклеточников.

№ 6. Как происходит деление клеток?

На первом этапе происходит деление ядра, которое предварительно начинает увеличиваться. В нем становятся различимы тельца – хромосомы, которые имеют цилиндрическую форму и являются носителями наследственной генетической информации. На этом этапе каждая хромосома создает себе подобную копию, в результате чего получаются две одинаковые части.

На втором этапе хромосомы каждой части отдаляются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. А в центре клетки образуется перегородка из клеточной мембраны. Таким образом получаются две дочерние клетки.

На третьем этапе содержимое цитоплазмы материнской клетки делится поровну между двумя дочерними.

№ 7. Чем объясняется рост органов растения?

Делением клеток. Чем активнее происходит процесс деления клеток, тем интенсивнее рост органов растения.

№ 8. В какой части клетки находятся хромосомы?

Хромосомы находятся в ядре клетки.

№ 9. Какую роль играют хромосомы?

Хромосомы являются носителями генетической информации, которая передается от материнского организма дочерним и определяет наследственные свойства организмов.

№ 10. Чем отличается молодая клетка от старой?

В отличие от старых клеток, молодые имеют способность делиться. Также у молодой клетки ядро находится в центре, а цитоплазма содержит большое количество мелких вакуолей. В структуре старой клетки только одна большая вакуоль, из-за чего цитоплазма, в которой располагается ядро, плотно прижата к клеточной оболочке.

Стр. 27. Подумайте

Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

Потому что на первоначальном этапе деления материнской клетки на дочерние у хромосом происходит копирование – каждая из них дублирует себе подобную. Таким образом, в каждой дочерней клетке создается одинаковое постоянное количество хромосом.

Читайте также:  Класс насекомые - биология

Стр. 27. Задание для любознательных.

Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37°С, но уже при температуре выше 40—42°С оно прекращается.

Цитоплазма – это вязкое вещество, которое находится внутри клетки. Для него нормальной считается температура около 37℃. Только в таких условиях движение цитоплазмы будет осуществляться со скоростью 1 – 2 мм/сек.

При понижении температуры, как и при ее повышении до 40 – 42 ℃ происходит постепенное замедление движения цитоплазмы. Это поясняется наступлением обезвоживания, иссушением, разрушением хлорофилла и необратимыми расстройствами дыхания. В результате клетки гибнут, а значит, гибнет и растение.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник Линейный курс Дрофа 2020 Задание: § 4 Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Урок 7. жизнедеятельность клетки – Биология – 5 класс – Российская электронная школа

  • Биология, 5 класс
  • Урок 7. Жизнедеятельность клетки
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Урок посвящён изучение процессов жизнедеятельности, протекающих в клетках живых организмов.

  1. Ключевые слова:
  2. Клетка, деление клетки, раздражимость, транспорт веществ
  3. Тезаурус:
  4. Обмен веществ – это процесс поглощения клеткой нужных ей веществ, их сложных превращений внутри и выведения ненужных веществ в окружающую среду.

  5. Раздражимость – способность клеток живых организмов реагировать на внешнее и внутреннее воздействия изменением своих физико-химических и физиологических свойств.
  6. Деление клетки – процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.

  7. Рост клетки – это увеличение объёма, массы и размера клетки.
  8. Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В.

    М.: Бином, 2019.

  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н.

    Д. М.: Мнемозина, 2012.

  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются. Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную мембрану в виде растворов из внешней среды и других клеток.

Причём мембрана хорошо пропускает в клетку одни вещества (например, воду) и задерживает другие. В клетках живых организмов постоянно происходят разнообразные реакции. Если их ход нарушается, то это может привести к серьёзным изменениям жизнедеятельности клетки.

Так, получаемые извне органические и минеральные вещества используются клетками для образования необходимых им веществ и построения клеточных структур. При распаде органических веществ выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клетки.

Движению питательных веществ внутри клетки способствует цитоплазма. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Для клеток, как и всего живого на Земле, характеры обмен веществ и энергии, рост и размножения. Клетки живых организмов дышат, питаются, растут, обладают способностью к размножению.

Движение цитоплазмы внутри клетки способствует перемещению питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы. Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.

Для клеток характерно такое свойство всех живых организмов, как раздражимость, то есть они реагируют на внешние и внутренние воздействия. Одноклеточные организмы, реагируя на условия среды, могут изменять свою форму, двигаться в сторону пищи или, наоборот, покидать места, где условия неблагоприятны.

В результате деления и роста клеток происходит рост организма у целом. Деление клетки – необходимый процесс постоянного обновления клеток. Поскольку происходит увеличение количества клеток, этот процесс считается размножением клеток.

  • Разбор типового тренировочного задания:
  • Тип задания: Установите соответствие
  • Текст вопроса: Заполните таблицу.
Растительная клетка Животная клетка
  1. Варианты ответов: Лизосома
  2. Хлоропласт
  3. Клеточная стенка
  4. Клеточный центр
  5. Вакуоль
  6. Правильный вариант ответа:
Растительная клетка Животная клетка
  • Клеточная стенка
  • Хлоропласт
  • Вакуоль
Клеточный центрЛизосома
  1. Разбор типового контрольного задания
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

Внутренней средой клетки является _____. В ней располагаются _____ и многочисленные органоиды. Она _____ органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является _____, в которой идут различные _____ процессы. Оболочка служит _____ клетки, придаёт ей определённую _____ и _____, выполняет _____ и _____ функции, участвует в поступлении _____ в клетку.

  • Варианты ответов:
  • цитоплазма
  • ядро
  • связывает
  • средой
  • химические
  • внешним каркасом
  • форму
  • размеры
  • защитную
  • опорную
  • веществ
  • Правильный вариант ответа:

Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды.

Она связывает органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные химические процессы.

Оболочка служит внешним каркасом клетки, придаёт ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в поступлении веществ в клетку.

Биология в лицее

Жизнедеятельность клетки

Клетка питается, обладает раздражимостью, дышит, выделяет ненужные ей вещества, размножается, т. е. живет.

Одно из важных проявлений жизнедеятельности клетки – движение цитоплазмы. Благодаря движению цитоплазмы ко всем частям клетки доставляются нужные ей вещества и удаляются в вакуоли вещества, выработанные клеткой (ненужные ей), и запасные вещества – на хранение.

Питание клетки происходит в результате целого ряда сложных химических реакций, в ходе которых вещества, поступившие в клетку из внешней среды (углекислый газ, минеральные соли, вода), входят в состав тела самой клетки в виде белков, сахаров, жиров, масел, азотных и фосфорных соединений.

Дыхание клетки – тоже сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию. Внешне он выражается в поглощении кислорода и выделении углекислого газа (газообмен).

Все эти сложные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание и другие) происходят в отдельных частях клетки.

Вещества, образовавшиеся при этом, во время движения цитоплазмы соединяются с другими веществами, вновь распадаются, становятся иными, обеспечивая клетку энергией, необходимой для жизни.

Такие процессы образования веществ и их расщепления в клетке называются обменом веществ. Обмен веществ клетки происходит в цитоплазме с участием всех ее компонентов.

Обмен веществ – главное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма.

Живая клетка обладает способностью расти, т. е. увеличиваться в размерах. Рост обеспечивается увеличением объема цитоплазмы и вакуоли.

  • Рост растительной клетки. (Анимация)
  • Важнейшим процессом жизнедеятельности клетки является ее способность к делению – так клетка размножается.
  • Деление – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих один за другим.

Главную роль в нем играют события, происходящие в ядре. Наследственный материал (хромосомы) разделяется на две одинаковые части, которые расходятся к противоположным концам клетки. Затем идет разделение цитоплазмы. В итоге из одной материнской клетки образуются две подобные ей дочерние клетки.

Деление растительных клеток. (Анимация)

Деление – это процесс размножения клетки.

Благодаря делению клеток и их растяжению осуществляется рост всего растения. Растения в отличие от других живых существ растут всю жизнь. Отсюда и происходит их название – «растения».

Интерактивный урок-тренажёр “Рост и деление клетки”. (Выполните все задания урока)

В многоклеточном организме клеток много, они разные по форме, размерам, функциям. Во всех живых клетках идут сходные процессы: питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие и деление (размножение) клетки. Нормальный ход процессов жизнедеятельности зависит от благоприятных условий среды, где произрастает растение.

Клеточное строение организма. Повторение

  • Победитель конкурса “Электронный учебник на уроке”.
  • Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.
  • Планируемые результаты:
  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок.

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Ход урока

Организационный этап. Приветствие

Постановка проблемы

  1. Слайд №1
  2. У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.
  3. КОППРОНЗВВЛТБСОИКРЛАЕЮДНГХИТНЕ

О: Повторение. (Ключ: нужно читать каждую третью букву.)

Актуализация знаний

У: Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?:Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы?..

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У: Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

  • ?:Поставьте цель урока
  • О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.
  • У: Какие вопросы мы должны повторить?
  • О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация

У: Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
  1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
  1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа. 
  2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
  1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
  2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение).

Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

После ответов на вопросы, учащиеся получают другие задания. Самым активным учащимся учитель предлагает пересесть за другой стол. Они получают задание по сложнее – прочитать текст, озаглавить его и вставить пропущенные слова (в тексте сейчас они выделены курсивом).

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

… – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной …. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из …. .Живое содержимое клетки представлено …. – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные ….

 Важнейшим органоидом клетки является … . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько … . В растительной клетке имеется три вида… . … имеют зеленую окраску, … красную, а … – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок.

Эти образования называются … .

Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки.

 Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки.

В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок.

Эти образования называются (вакуоли).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У:К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Подведение итогов

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

Учащиеся подходят с жетонами и получают оценки.

Домашнее задание на выбор учащегося:

  • Создать модель растительной клетки, используя разные материалы (пластилин, цветную бумагу и т.д.)
  • Составить рассказ-сказку о жизни растительной клетки
  • Подготовить сообщение об открытии Р.Гука
  • Посети школьную лабораторию и приготовь “исторический” препарат Р.Гука*

Используемая литература:

  • А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.– М.: Вако, 2005.
Ссылка на основную публикацию