Значение общей биологии
Теоретическое, гуманитарное и практическое значение общей биологии.
Биология – совокупность наук о жизни, о живой природе (греч. Bios – жизнь, logos – учение). Современная биология – очень разнообразная и развитая
область естествознания. Различают ряд частных биологических наук по объектам исследования, такие как зоология (о животных), ботаника (о растениях), микробиология (о бактериях), вирусология (о вирусах), и другие, еще более мелкие подразделения (орнитология – о птицах, ихтиология – о рыбах, альгология – о водорослях и т.д.).
Другое подразделение биологических наук – по уровням организации и свойствам живой материи: молекулярная биология и биохимия (химические основы жизни), генетика (наследственность), цитология (клеточный уровень), эмбриология, биология развития (индивидуальное развитие организмов), анатомия и физиология (строение и принципы функционирования организмов), экология (взаимоотношения организмов с окружающей средой), теория эволюции (историческое развитие живой природы).
Живой мир очень многообразен. Существует около 2 млн видов животных, около 500 тыс. видов растений, сотни тысяч грибов, тысячи видов и еще больше штаммов (разновидностей) бактерий. Многие виды еще не описаны.
Структурная сложность, типы питания, жизненные циклы, исторический возраст этих групп организмов очень сильно различаются (сравните хотя бы организацию и образ жизни человека и его домашних спутников – таракана, комнатного растения, микробов и вирусов).
Но все организмы должны иметь нечто общее, что отличало бы их от неживой природы. Это – обмен веществ и энергии, способность к размножению и развитию, изменчивость и адаптивная эволюция.
Выявлением и характеристикой этих общих свойств живых организмов и их системных комплексов с неживой природой занимается так называемая общая биология. По сути перед общей биологией стоит задача познать сущность жизни, ответить на вопрос – что есть жизнь. Для чего это нужно?
Значение общей биологии.
Теоретическое и гуманитарное значение общей биологии состоит прежде всего в формировании материалистического мировоззрения.
Основной вопрос философии – о соотношении материи (бытия) и сознания – по сути вопрос биологический. От выбора позиции (что первично – материя или сознание) складывается либо материалистическое, либо идеалистическое понимание природы и общества, формируются принципиально разные подходы в пользовании объектами природы, в оценке социальных явлений, в выработке политических стратегий.
К сожалению, многие политики и даже философы с необыкновенной легкостью отдают свои предпочтения различным (часто просто модным) идеалистическим построениям, порой даже не задаваясь вопросом о том, что такое материя.
Развитие реальной демократии и свободы совести в нашей стране породили волну совершенно неосмысленного обращения людей к мистике, астрологии и прочим маргинальным проявлениям культуры. В то время как огромный массив накопленных реальных научных знаний остается для большинства населения неизвестным и невостребованным. Задачи средней школы в этом плане выполняются с низкой эффективностью.
Поэтому общее естественнонаучное просвещение студентов различных специальностей стало актуальной задачей современного образования именно в плане становления научного мировоззрения.
Другая задача биологии состоит в формировании у современного человека экологического мышления, суть которого заключается в осознании себя частью природы и понимании необходимости охранять и рационально использовать природные ресурсы.
Актуальность задачи несомненна, если учесть, что по некоторым прогнозам нынешние темпы и технологии промышленного освоения Земли уже через 50-100 лет приведут к необратимым изменениям среды обитания человечества.
Это означало бы постепенное вымирание человека и большинства других объектов живой природы как биологических видов (что случилось, например, с динозаврами) и, в лучшем случае, замещение современных экологических сообществ новыми, более приспособленными к измененной среде обитания.
Таким образом, понимание основ биологии и экологии необходимо каждому человеку и в особенности его технократической, гуманитарной и политической элите с целью сохранения и устойчивого развития биосферы Земли.
Практическое значение биологии состоит в том, что она является научной основой всех технологий производства продовольствия.
Возможности экстенсивного воспроизводства продуктов питания на Земле практически исчерпаны. Целинные земли России и Казахстана, освоенные в 50-е и 60-е годы нашего столетия, явились чуть ли не последними резервами пахотных земель.
Огромные площади ежегодно выводятся из сельскохозяйственного использования в результате их засоления, опустынивания, превращения в дно искусственных водоемов при строительстве гидроэлектростанций. По этим причинам современное сельское хозяйство обречено развиваться на основе интенсивных технологий. Простое возделывание овощей или пшеницы, выращивание скота, птицы и т.п.
требует знания условий и динамики их размножения и роста, особенностей минерального и органического питания, совместимости с другими культурами,
отношения к сорнякам, паразитам, бактериям и вирусам, которыми буквально кишит наша общая среда обитания. Особое значение в 20 веке приобрели методы генетических модификаций и селекции объектов сельскохозяйственного производства.
Выведение новых пород животных и сортов растений, приспособленных к конкретным местным условиям – давняя практика. Но современная селекция не может базироваться на основе проб и ошибок, она использует точные, математизированные законы генетики.
В процветающих фермерских хозяйствах США и других развитых стран селекционно-генетическая работа столь же обычна и обязательна, как и ежедневная уборка коровника или прополка грядок. Генетик здесь одна из самых востребованных профессий.
В последние годы быстрыми темпами развиваются и новые биотехнологии, основанные на генной и клеточной инженерии, клонировании, получении трансгенных (с пересаженными генами), или генетически модифицированных (GM), организмов.
Освоенные вначале на бактериях, эти методы уже используются для получения химерных животных и растений с заранее спланированными свойствами. И хотя GM-технологии в растениеводстве и животноводстве встречают у потребителей настороженный прием, по сути речь идет о биотехнологической революции, о формировании новой культуры и практики природопользования. И все эти вопросы находятся в поле исследования современной биологии.
Совершенно особое гуманитарно-практическое значение имеет биология как теоретическая основа медицины. Причины и механизмы большинства патологий (болезней) кроются в нарушениях работы генов и их продуктов –
клеточных белков. Понять эти причины и механизмы – значит наполовину решить и проблему их устранения или лечения больного человека.
Взаимодействие клеток с вирусами, сожительство с бактериями, формирование иммунитета к новым и новым антигенам, возникновение неконтролируемого ракового роста клеток, молекулярная природа памяти, развитие наркозависимости, причины старения … – это огромный и нескончаемый перечень проблем, решаемых сегодня медико-биологической наукой.
Отдельной главой стоит производство современных лекарств, в котором химики-фармацевты все более уступают место молекулярно-клеточным биологам.
Геннно-клеточные инженерные технологии способны дать экологически и генетически чистые лекарства, а пересаженные гены могут вообще устранить хроническую болезнь, например, сахарный диабет.
В последние годы впрямую встала и проблема искусственного производства человека. Искусственное оплодотворение (при необходимости преодолеть мужское бесплодие) – давно и успешно решаемая задача. Но появилась принципиально новая технология зачатия и размножения путем клонирования потомства вообще без мужских половых клеток.
Пока это сделано на животных (в Японии с 1990 г. выводят клонированных коров, в Великобритании получена знаменитая овечка по кличке Долли), но и в отношении человека методических препятствий для клонирования уже нет.
Зато возникает масса чисто гуманитарных, этических и даже юридических проблем, решать которые можно имея хотя бы общее понимание биологического существа дела.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 4038;
Источник: https://poznayka.org/s3048t1.html
Практическое значение биологии в жизни человека, в медицине, в пищевой промышленности :
Биология – это наука о жизни, об организмах, существующих на Земле. Название свое она получила от греческих слов, которые известны всем: «биос» – жизнь; «логос» – наука.
Объекты изучения биологии встречаются повсеместно: в городах, степях, лесах, горах, болотах и даже засушливых пустынях. Бесчисленное количество растений существует не только на суше, но и в океанах, морях, озерах, реках и прудах.
Своя флора и фауна есть даже в Арктике и Антарктиде.
Роль биологии в жизни человека
Всем известно, что растения не только насыщают воздух бесценным кислородом, необходимым для дыхания всего живого на планете, но и забирают из атмосферы углекислый газ. Не переоценить значение биологии в пищевой промышленности, ведь всем, что мы имеем, обязаны природе. Из одной только пшеницы изготавливают хлеб, различные кондитерские сладости, макароны и крупы.
Кроме того, человек использует любые части растений. Например, у бобовых съедобными являются семена. Садовые деревья и кустарники, а также многие овощные культуры приносят вкусные плоды. Морковь, репу, редис и свеклу сеют из-за кореньев. Из листьев капусты, салата, шпината, щавеля и петрушки готовят разнообразные блюда.
А цветущие растения на клумбах, в саду и оранжереях разводят из эстетических соображений.
Что изучает биология?
Сегодня это целая система наук, которая включает общие законы существования живой природы, ее форм и развития. В зависимости от объекта изучения биологии (животные, растения, вирусы и др.), она имеет подразделы:
- зоология;
- ботаника;
- анатомия;
- вирусология.
Эти науки также подразделяются. Например, к ботанике относится:
- микология (изучает грибы);
- альгология (исследует водоросли);
- бриология (занимается изучением мхов) и т. д.
К зоологии относятся:
- протозоология (наука о простейших);
- гельминтология (изучает паразитических червей);
- арахнология (занимается паукообразными);
- энтомология (исследует насекомых) и т. д.
Применение в медицине
Практическое значение биологии огромно. О лечении травами известно с глубокой древности, однако фитотерапия обрела равноправие среди других методов лишь в прошлом столетии. После клинических испытаний лекарственные средства, полученные из растительного сырья, вошли в фармацию. Сейчас сфера применения лекарственных растений в официальной и народной медицине достаточно велика.
Быстрый прогресс науки успешно используют в лечебной практике. Именно открытия в этой сфере определяют значение биологии в медицине и характеризуют сегодняшний уровень ее развития.
Например, изучение генетики привело к использованию способов ранней диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний человека, передающихся по наследству.
Прогресс генной инженерии предусматривает огромные перспективы для создания биоактивных компонентов в медицинских препаратах.
Практическое применение биологии зачастую переворачивает представление о терапии множества заболеваний. Так, благодаря развитию генетики был создан ген инсулина и внедрен в геном кишечной палочки.
Этот штамм имеет свойство синтезировать гормон, который используется для лечения больных сахарным диабетом.
Таким же методом сегодня производят соматотропин (гормон, отвечающий за рост) и многие другие вещества, вырабатываемые организмом человека: интерферон, иммуногенные лекарства.
Значение для сельского хозяйства
Законы природы применяются при решении множества вопросов в различных отраслях мировой экономики, поэтому роль биологии в современном обществе – одна из главных. Возрастающие темпы численности населения планеты, снижение площадей, занятых аграрными культурами, ведут к масштабному кризису в будущем — проблеме питания. Потребуется ускоренное производство продуктов.
Эту проблему решают такие подразделы, как растениеводство и животноводство. Они основываются на открытиях биологии.
Благодаря изучению и использованию законов генетики и селекции, удается выращивать высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур, новые породы домашних животных, что позволит интенсивно производить продукты питания и обеспечить потребности населения.
Кроме того, практическое значение биологии заключается в борьбе с вредителями и болезнями выращиваемых растений, паразитами животных, что играет немаловажную роль.
Система живой природы
Биология – наука, которая исследует и анализирует свойства живых систем. Тем не менее определить, что конкретно входит в эту сферу, непросто. Для этого ученые выявили несколько признаков, по которым организм можно считать живым.
Основными из этих свойств являются обмен веществ или метаболизм, способность к самовоспроизведению и саморегуляции. С помощью науки человек познает окружающий его живой мир. Но, кроме изучающей функции, есть у биологии и практическое значение.
Соблюдение ее законов помогает понять то, что живая природа – это система, в которой все взаимосвязано, и нужно сохранять баланс разнообразных видов существ. Если потерять лишь один вид из нее, вред будет причинен всем остальным звеньям.
Эти познания – весомые аргументы для убеждения человечества в надобности и важности сбережения экологического баланса.
Человек как биологический вид
Еще один подраздел – это сфера исследования организма высших существ. Биология в жизни человека служит базисом для развития медицины, предоставляя возможность определить свойства и устройство организма.
Нам как представителям определенного биологического вида необходимо знать элементарные особенности своего тела, чтобы успешно существовать в современном мире и делать верный выбор.
Эта информация поможет разобраться в том, как следует устроить свое питание, распределить правильно физическую и умственную нагрузки, как сберечь собственное здоровье. Рациональное использование резервов человеческого организма способно существенно повысить его работоспособность.
Основные направления современной биологии
Знание законов существования живых организмов помогает человечеству вывести новые виды, более приспособленные для выращивания в неприродной среде. Значение биологии как науки неоспоримо. Благодаря использованию ее законов, существенно возросли урожаи культур и производство мяса, что так необходимо в период истощения природных запасов.
Перед человечеством постоянно стоит множество существенных вопросов: “как преодолеть неизлечимые заболевания”, “как не допустить голода”, “как продлить жизнь”, “как научится дышать без кислорода”. Ответы может подсказать только сама природа, если постоянно исследовать животных и растительный мир.
В середине ХХ века появился отдельный раздел биологии – генетика. Это наука об информации, хранящейся на хромосоме, как фильм на CD-носителе.
Она объясняет, от чего зависит длительность жизни, какие заболевания есть у конкретного индивидуума, как, изменяя генную последовательность, можно умножить некоторые положительные свойства и нейтрализовать негативные (например, модификация сои увеличивает урожайность и уменьшает срок созревания).
Биоэнергетика
Еще одна разновидность биологии, которая изучает вопросы потребления и производства энергии живыми организмами. Зеленые растения питаются углекислым газом и выделяют, кроме бесценного кислорода, определенную часть энергии, поглощая солнечный свет. Эти факторы процесса производства кислорода растениями были взяты в основу производства солнечных батарей.
Природа – лучший изобретатель
Даже такие обычные и простые разделы биологии, как ботаника и зоология, принесли в свое время немалую пользу для будущего:
- слежение за летучими мышами способствовало открытию эхолокации (перемещение по отраженным от предметов звукам);
- изучение поведения собак позволило узнать об условные рефлексах, которые, кстати, также присутствуют и у человека.
Переоценить значение биологии в медицине невозможно. Например, пытаясь спасти человечество от ветряной оспы, ученым пришлось внимательно следить за течением заболевания, определять, есть ли выжившие после нее, какие изменения произошли в организмах переболевших пациентов.
Так были разработаны первые вакцины – профилактическое внедрение в организм ослабленных бактерий оспы для создания стойкого иммунитета. Современные биологи всего мира ломают голову, как бороться с онкологией, СПИДом и другими смертельными на сегодняшний день заболеваниями.
Но для науки это лишь вопрос времени.
Прогресс не стоит на месте
Современное возросшее значение биологии как науки применяется в нескольких течениях. На сегодняшний день усовершенствованы технологии определения структуры биополимеров.
Обнаружен способ считывания и анализа генетической информации, в том числе определения нуклеотидных последовательностей ДНК.
Следуя этому, человечество стоит на пути практически полного раскодирования генетической информации, которая содержится в его хромосомах. Это является одним из основных достижений биологии.
Так открываются возможности для изобретения новых технологий лечения и профилактики разных недугов. Кроме того, сегодня роль биологии в современном обществе заключается в целенаправленном создании химических веществ с предварительно запрограммированными свойствами, что позволит выявлять и изготовлять новые и эффективные виды медикаментов.
К нынешним достижениям биологии и медицины принадлежит также создание искусственных органов. Сегодня ученые-медики заняты производством и применением синтетических мышц, презентуют искусственно выращенные ткани печени и клапаны сердца.
Биогаз
Биология в жизни человека способна решать и энергетические задачи. Одним из самых прогрессивных способов добычи энергии из растений считается выработка метана. Он образуется из биомассы при отсутствии контакта с воздухом.
Многие фермерские хозяйства используют отходы растительного и животного мира для выработки метана на специальных биогазовых установках. С их помощь можно отапливать приусадебные строения.
Работа таких агрегатов оставляет чистой окружающую среду, а их использование требует минимальных расходов.
Лечебная сила природы
Человек и природа едины. Могучие дубы, белые березы, гигантские сосны и ели, девственные заросли боярышника, малины, кизила, бузины черной и красной, облепихи и акации, лещины и шиповника – все эти лесные породы деревьев и лечебные ягоды широко используются в народной и традиционной медицине.
Фитонциды дикого лука, чеснока, черемухи, ореха, эвкалипта, эфирные масла кедра, сосны, ели насыщают лесной воздух неповторимым лечебным ароматом.
Фитотерапия помогает выздороветь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами, болезнями опорно-двигательного аппарата, мочеполовой, дыхательной, секреторно-гормональной систем.
Природные средства лечения заболеваний позволяют совмещать активную профилактику с терапией определенной болезни. Эти лекарства человек получает в первую очередь из растений. Их целебная сила передается больному, помогая преодолеть болезнь. Человек должен быть благодарен природе за бесценные дары, которые она щедро рассыпала повсюду.
С каждым днем практическое значение биологии в жизнедеятельности человека возрастает.
Современная наука использует целый арсенал лекарственных растений, способных оказывать терапевтическое действие и предупреждать многие болезни человека.
Дальнейшее развитие современного мира реально только в единстве с природой, с активным использованием биотехнологий. Для достижения поставленных целей не обойтись без глубочайших познаний закономерностей естественного мира.
Источник: https://www.syl.ru/article/352678/prakticheskoe-znachenie-biologii-v-jizni-cheloveka-v-meditsine-v-pischevoy-promyishlennosti
Сообщения «Значение биологии»
«Какое значение биологии в жизни?» сообщение, кратко изложенное в этой статье, раскроет все положительные аспекты данной сферы и возможности ее использования в будущем.
Сообщения: Значение биологии
Каждый живой организм обитает в своей, определенной среде. Это часть природы, с которой взаимодействуют животные. Вокруг человека существует большое количество живых организмов: грибов, бактерий, животных и растений. И каждую группу изучает отдельная биологическая наука.
Если обособить, то биология – это наука, которая своими исследованиями призвана убедить человечество в бережном отношении к природе, соблюдению законов. Это наука будущего.
Поэтому роль биологии в будущем переоценить действительности трудно, ведь она во всех подробностях изучает жизнь и все ее проявления.
Современная биология объединяет такие понятия — клеточная теория, эволюция, генетика, энергия и гомеостаз.
Сегодня от биологии отделились новые науки, которые играют важную роль не только для человечества сегодня, но и в будущем. Это генетика, ботаника, зоология, микробиология, морфология, физиология и вирусология. Они представляют собой целый комплекс ценных, фундаментальных знаний, годами накопленных цивилизацией.
Использование биологических знаний в повседневной жизни человека
Сегодня перед человечеством остро встают проблемы охраны здоровья, обеспечения продовольствием, сохранения разнообразия организмов на планете и экологии. Например, биология в повседневной жизни человека помогла сохранить множество жизней благодаря разработке антибиотиков.
Также наука помогает обеспечить человечество продовольствием – ученые создали высокоурожайные сорта растений, новые породы животных. Биологи исследуют почвы и разрабатывают технологии, позволяющие сохранить и повысить их плодородие.
Из грибов и бактерий люди научились получать кефир, сыры и простоквашу.
Биологическая наука является крепким фундаментом в социологии, медицине и экологии. Она постоянно пополняется знаниями. В этом ее ценность. Благодаря биологии люди научились излечивать бактериологические и вирусные заболевания. Труды исследований не прошли даром: с планеты исчезли источники таких страшных заболеваний как брюшного тифа, холеры, оспы и сибирской язвы.
Роль биологии растет непрерывно. Сегодня расшифрован геном человека, а в будущем нас ждут еще более великий открытия. В этом поможет такое направление как биотехнология, которая за цель ставит не только создание безопасных лекарств, но и увеличение качества самой жизни.
Соблюдение биологических закономерностей и использование биотехнологий позволит обеспечить безопасное сосуществование всем жителям планеты. В будущем биология трансформируется в реальную силу, способствующая процветанию Земли и гармонии между человеком и природой.
Надеемся, что сообщение на тему «Значение биологии» помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали, какое значение биологических знаний для будущего человека. А рассказ о значении биологии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.
Источник: https://kratkoe.com/soobshheniya-znachenie-biologii/
Значение биологии
Науки возникают не сами по себе, не потому, что их кто-то выдумывает просто «из интереса». Любая наука появляется в результате необходимости решения человечеством тех или иных задач, вставших в процессе его развития. Биология не исключение, она тоже возникла в связи с решением очень важных для людей проблем.
Одной из них всегда было более глубокое постижение процессов в живой природе, связанных с получением пищевых продуктов, т.е. знание особенностей жизни растений и животных, их изменение под воздействием человека, способов получения надежного и все более богатого урожая.
Решение этой проблемы – одна из фундаментальных причин развития биологии.
Другая, не менее важная причина – это изучение биологических особенностей человека. Человек – продукт развития живой природы. Все процессы нашей жизнедеятельности подобны тем, которые происходят в природе. И поэтому глубокое понимание биологических процессов служит научным фундаментом медицины.
Появление сознания, означающее гигантский шаг вперед в самопознании материи, тоже не может быть понято без глубоких исследований живой природы, по крайней мере, в 2-х направлениях – возникновение и развитие мозга как органа мышления (до сих пор загадка мышления остается неразрешенной) и возникновение социальности, общественного образа жизни.
Увеличение производства продуктов питания и развитие медицины – важные, но не единственные проблемы, определявшие развитие биологии как науки на протяжении тысячелетий.
Живая природа является источником многих необходимых для человечества материалов и продуктов. Нужно знать их свойства, чтобы правильно использовать, знать, где искать их в природе, как получать.
Во многом исходным источником таких знаний является биология. Но и этим не исчерпывается значение биологических наук.
В XXI в. население Земли настолько возросло, что развитие человеческого общества стало определяющим фактором развития биосферы Земли.
К настоящему времени выяснилось, что живая природа не только источник пищи и множества необходимых продуктов и материалов, но и необходимое условие существования самого человечества.
Наши связи с ней оказались гораздо более тесными и необходимыми, чем это считали еще в начале ХХ в.
Например, воздух казался таким же неиссякаемым и постоянным ресурсом природы как, скажем, солнечный свет. На самом деле это не так.
Тот качественный состав атмосферы, к которому мы привыкли, с его 20, 95% кислорода и 0,03% углекислого газа – производное деятельности живых существ: дыхания и фотосинтеза растений, окисления отмершего органического вещества.
Кислород воздуха возникает только в результате жизнедеятельности растений. Главные фабрики кислорода – тропические леса и океанские водоросли.
Но уже сегодня, как показывают наблюдения, количество СО2 в атмосфере возникает в результате освобождения огромного количества углерода при сгорании нефти, газа, угля, древесины, а также других антропогенных воздействий. Это значит, что мы живем уже за счет запасов О2, накопленных в прошлом, на протяжении миллионов лет эволюции живых существ на планете.
Та вода, которую мы пьем, точнее – чистота этой воды, ее качество тоже определяется в первую очередь живой природой.
Наши очистные сооружения лишь завершают тот огромный процесс, который незримо для нас происходит в природе: вода в почве или водоеме многократно проходит через тела мириадов беспозвоночных, фильтруется ими и, освобождаясь от органических и неорганических остатков, становится такой, какой мы знаем ее в реках, озерах и ключах.
Проблема качества воздуха и воды – одна из экологических проблем, а экология – биологическая дисциплина, хотя современная экология давно перестала быть только ею и включает в себя много самостоятельных разделов, зачастую принадлежащих к разным научным дисциплинам.
Таким образом, качественный состав и воздуха, и воды зависит от жизнедеятельности живых организмов. Следует добавить, что и плодородие почвы – основа урожая – результат жизнедеятельности обитающих в почве живых организмов: огромного числа бактерий, беспозвоночных, водорослей.
Человечество не может существовать без живой природы. Отсюда жизненно необходимо сохранять ее в «рабочем состоянии». К сожалению, это не так просто сделать.
В результате освоения человеком всей поверхности планеты, развития сельского хозяйства, промышленности, вырубки лесов, загрязнения материков и океанов все большее число видов растений, грибов, животных исчезает с лица Земли. Исчезнувший вид восстановить невозможно.
Он является продуктом миллионов лет эволюции и обладает уникальным генофондом. В нашей стране один вид позвоночных животных исчезает в среднем за 3, 5 года.
Как изменить эту тенденцию и вернуться на эволюционно оправданный путь постоянного увеличения общей «суммы жизни», а не ее уменьшения? Эта проблема касается всего человечества, но решить ее без работы биологов невозможно.
В данный момент особенно быстро развиваются молекулярная биология, биотехнология и генетика. Недавно проведенный в Англии опрос общественного мнения показал, что из всех наук наибольшее впечатление на британцев произвели достижения генетики (более 50% опрошенных).
Наибольшее беспокойство в связи с развитием науки также вызвала генетика. Все остальные науки заинтересовали менее 10% населения.
На международной генетической конференции, посвященной 50-летию открытия двойной спирали ДНК, проходившей с 10 по 14 марта 2003 года в английском городе Ньюкасл Апон Тайм, обсуждались проблемы биоэтики, ДНК-идентификации и т.п.
Не надо думать, что биологами в классических областях науки – зоологии, ботанике, морфологии, физиологии, систематике и других – все уже сделано. Работы тут еще очень много. Научно описано менее половины населяющих нашу планету организмов – всего около 4, 5 млн.
видов, а по некоторым расчетам, не более трети или даже четверти их. Даже в нашей стране, расположенной в основном в умеренной климатической зоне, не отличающейся многообразием органических форм, ученые открывают десятки новых видов (в основном беспозвоночных).
В странах с высоким приростом населения и интенсификацией хозяйства (да и в других странах тоже) нужно заниматься экономией природных ресурсов и их возобновлением – естественно, это тоже задача биологов.
Список литературы
Энциклопедический словарь юного биолога. М.: Педагогика, 1986.
Энциклопедия «Экология». М.: Аванта+, 2001.
Журнал «Химия и жизнь», №7-8, 2003.
Источник: http://MirZnanii.com/a/10120/znachenie-biologii
Биологические понятия и их роль в эффективном усвоении знаний
Ключевые понятия. Биологические понятия, виды биологических понятий, значение биологических понятий в эффективном усвоении знаний.
Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение биологического понятия. 2. Называть и характеризовать виды биологических понятий. 3. Аргументировать значение биологических понятий в усвоении знаний.
Содержание учебного материала состоит из понятий, с помощью которых отражаются научные основы биологии. Категория «понятие» имеет сложную природу. Поэтому в работах разных авторов обнаруживаются различные его определения. Известный отечественный специалист по формальной логике Д. П.
Горский определил его как «мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними». И.Я.
Чупахин отмечает, что «понятие есть форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные признаки вещей и явлений объективной действительности». Е.К.Войш-вилло пишет: «Понятие есть некоторый концентрат знания, что познание на некотором этапе и вместе с тем исходный пункт и средство дальнейшего познания».
Центральное место в приведенных определениях занимает знание об объектах окружающей действительности как результат процесса познания.
Исследователи (Э.В. Ильенков, М. С.
Строгович) отмечают, что главной и существенной характеристикой любого знания безусловно является его содержание как совокупность понятий, отражающих специфические и существенные признаки объектов.
Приведенные суждения имеют важное значение для конкретизации содержания биологических понятий и определения их системы. Именно системой понятий должны овладеть учащиеся в результате их обучения биологии в школе.
Категория «система» указывает на целостность, которая состоит из множества. При этом целое не предопределяется совокупностью его элементов или их группой и не сводится к ним, а напротив, последние предопределяются целым и лишь в его рамках получают свое функциональное объяснение. Таким целым необходимо представлять основы биологии, которыми следует овладеть учащимся.
Следовательно, система биологических понятий — это совокупность взаимосвязанных элементов — единиц биологических знаний. Какова она?
Для получения обоснованного ответа обратимся к работам отечественных методистов биологии. Н. М. Верзилин с соавт.
(1956, 1983) впервые предложили систему, включающую морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, агрономические, гигиенические, медицинские и общебиологические понятия.
В свою сферу, по отношению к этим группам понятий, выделялись понятия простые и сложные, специальные и общебиологические, эмпирические и теоретические, внутри- и межпредметные. Как показала школьная практика, такой подход оказался объективным и верным.
Представления о биологических понятиях были приняты, конкретизированы и обогащены другими исследователями. В этом отношении имеют ценность труды Е.П.Бруновт, Н.В.Груздевой, И.Д.Зверева, Г.Е.Ковалевой, Б.Д.Комиссарова, В.Н.Максимовой, А.Н.Мягковой, И.Н.Пономаревой.
В их работах обнаруживаются и другие группы понятий, дополняющие названные вещи и точнее выражающие суть изучаемого биологического содержания. Так, А. Н. Мягкова и Б. Д. Комиссаров курс общей биологии представляют с помощью трех групп понятий — общебиологических, гносеологических и политехнических. В.Н.Максимова и Н.В.
Груздева подчеркивают необходимость изучения в школьной биологии, кроме уже названных, группы прикладных понятий.
Итак, в теории биологического образования, выделению изучаемых в школе понятий уделяется серьезное внимание. Выражая их элементы, исследователи исходят из состава основ биологической науки.
Однако сейчас возникла острая необходимость в использовании знаний из сферы смежных наук — валеологии, агрономии, технологии, а также культурологии.
Их получение учащимися в связи с изучением биологии имеет большое воспитательное значение, ибо они способствуют формированию убеждений в вопросах ведения здорового образа жизни, охраны объектов живой природы, выполнения практических работ, связанных с уходом за растениями и животными, обогащения общей культуры личности. Учитывая изложенное, можно выразить систему биологических понятий, обеспечивающую полноценное достижение задач образования, воспитания и развития при обучении учащихся предмету (рис. 4.1).
Вопросы для актуализации материала. 1. По философскому словарю найдите определение понятия «система». Сделайте записи, дополняющие текст учебника. 2. Почему в школе необходимо формировать систему биологических понятий?
Конкретизируем содержание представленных понятий. Вначале выразим смысл понятий верхнего ряда, отражающих в предмете основные аспекты биологической науки и других смежных наук (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Группы понятий в соответствии с составом основ биологической и других наук, имеющих общеобразовательное значение
Понятия | Суждения — выразители понятий |
Гносеологические | Историко-научные и методологические |
Биологические | Цитологические, гистологические, анатомические, морфологические, физиологические, эволюционные, генетические, систематические, филогенетические |
Политехнические | Агрономические, зоотехнические, технологические |
Культурологические | Здоровьесберегающие (медицинские, гигиенические, валеологические, социоэкологические), природоохранительные, ценностные, нормативные |
Гносеологические понятия раскрывают исторические пути и многообразие методов получения научной биологической информации, показывают различные направления научных исследований и связи между методами и результатами познания. Конкретизируются они такими понятиями, как историко-научные и методологические.
Первые из них выражаются с помощью нескольких ключевых слов, прежде всего «предыстория» и «история». В школьной биологии они используются по отношению к разным разделам, теориям, гипотезам, законам и закономерностям.
Историко-научные сведения обычно приводятся в ознакомительном плане, подготавливая базу для более эффективного изучения биологического материала. Понятия методологические позволяют объективно и разносторонне изучать любой биологический объект.
Важнейшим из них является «метод» как путь познания или способ построения и обоснования системы биологического знания. Понятие «метод» является сложным, со многими элементами, в качестве которых выступают прежде всего «виды методов».
Они конкретизируются понятиями о теоретических методах — описание, изучение литературы, объяснение, сравнение, анализ, обобщение, системный метод, индукция, дедукция; об эмпирических методах — наблюдение, эксперимент (опыт), инвентаризация, биоиндикация, моделирование.
Биологические понятия раскрывают сущность жизни во всех ее проявлениях — в многообразии вымерших и современных живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и с факторами неживой природы.
Морфологические и анатомические понятия отражают внешнее и внутреннее строение органов, систем органов и организмов живых существ. Цитологические и гистологические понятия выражают представление о клетке и тканях в целом, их структурах, особенностях функционирования, способах деления и восстановления.
Физиологические понятия позволяют рассматривать специфику жизнедеятельности целостного организма и отдельных его частей — клеток, органов и функциональных его систем.
Эволюционные понятия раскрывают явления необратимого исторического развития живой природы, сопровождаемого приспособлением организмов к условиям существования, образованием и вымиранием биологических видов, а генетические понятия — явления наследственности и изменчивости организмов и методы управления ими.
Биологические понятия выражают сложные отношения организмов между собой, между ними и средой жизни, структуру и функционирование надорганизменных систем — популяций, сообществ и экосистем.
Культурологические понятия ориентируют учащихся на усвоение биологического материала в контексте культуры. Этому способствуют понятия здоровьесберегающие.
Медицинская их составляющая позволяет рассматривать меры профилактики и методы лечения некоторых заболеваний; валеологическая составляющая — способы ведения здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, избегание стрессов, отказ от вредных привычек; санитарно-гигиеническая составляющая — условия жизни и труда, факторы сохранения здоровья и продолжения жизни; социоэкологическая — оптимальные отношения между обществом и природной средой для повышения качества жизни. Природоохранительные понятия позволяют полноценно рассматривать меры защиты живой природы от загрязнения, способы ее рационального использования и показать роль охраняемых территорий в сохранении видового разнообразия. Нормативные понятия обеспечивают усвоение учащимися нравственных и правовых принципов, норм, правил и предписаний, связанных с сохранением живых объектов природы; ценностные понятия отражают универсальное, познавательное, эстетическое, практическое, технологическое значение объектов живой природы и полноценно влияют на создание ситуации обучения, обогащенной ценностными обобщениями. Они стимулируют и развивают эмоциональные реакции и переживания, единство знаний, оценочных умений и отношений, дают возможность формировать готовность учащихся улучшать состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей.
Политехнические понятия отражают естественно-научные основы и общие принципы действия технических устройств, а также технологий отраслей производства, в которых используются живые системы — организмы, популяции, биоценозы, агроцено-зы.
Агрономические и зоотехнические понятия — условия выращивания культурных растений, грибов и бактерий и ухода за домашними животными; технологические — способы производства различных продуктов на основе использования принципов функционирования биоценоза и экосистемы как образца «идеального безотходного производства».
Конкретизируем содержание понятий нижнего ряда, приведенных на рис. 4.1. Описанные понятия могут быть простыми и сложными. По сути это конкретизация общепринятого подхода к разделению понятий на единичные и общие.
Такая классификация понятий курса биологии является условной, ибо одно и то же понятие может быть простым в соотношении с другим и более сложным — в соотношении с простым. Степень сложности понятия определяется полнотой отображения предметов и явлений, качественным их разнообразием, связями между ними.
Это свойственно эволюционным, физиологическим, генетическим, филогенетическим и экологическим понятиям. Общее представление о группах понятий выражено в табл. 4.2.
В школьной биологии имеют место специальные понятия, а также понятия общебиологические (табл. 4.3).
При обучении биологии необходимо различать понятия теоретические и эмпирические.
Теоретические понятия отражают биологические объекты на уровне теоретического объяснения. Примерами таких понятий являются эволюция органического мира, уровни организации живой природы, многообразие живого мира, химическая организация живого вещества, организм или целостная система и др.
Эмпирические понятия отражают биологические объекты на основе их чувственного восприятия — зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового и опыта — интеллектуального и практического. Примеры этих понятий — внешнее строение корня, побега и листа цветкового растения, вертикальная структура биоценоза, внутреннее строение сердца.
Понятия внутрипредметные отражают материал, специфический только для биологии. К ним относятся понятия морфологические, анатомические, генетические, физиологические и др.
Межпредметные понятия отражают комплексный характер предметов и явлений, изучаемых в различных разделах школьной биологии.
Примерами таких понятий являются охрана живой природы, здоровье, здоровый образ жизни и др.
Вопросы для актуализации материала. 1. Можно ли утверждать, что выделение биологических понятий направлено на усвоение учащимися биологических знаний? Да? Нет? Почему? 2. Приведите примеры понятий разных групп.
Итак, понятия школьной биологии имеют сложный и многообразный состав. Задача учителя заключается в осмыслении их содержания и организации процесса обучения для успешного усвоения учащимися соответствующего материала.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1, На основе приведенных определений категории «понятие» сформулируйте суждение «биологическое понятие — это…». 2. Почему биологические понятия выступают в качестве основных дидактических элементов знаний? 3.
Из каких компонентов состоит система биологических понятий? 4. По определенной теме раздела «Общая биология» (9 кл.) определите понятия гносеологические, биологические, культурологические и политехнические.
Сделайте соответствующую запись в таблице с названием «Основные понятия темы (название) и их значение в усвоении биологических знаний». 5. Просмотрите по учебнику «Общая биология» (9 кл.) тему «Основы цитологии».
Рассматриваются ли в ней понятия эмпирические и теоретические? Да? Нет? Почему? Какие межпредметные знания необходимо привлечь для эффективного усвоения темы?
Таблица 4.2
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s40597t6.html
Биология в лицее
Значение практической биологии
История становления и развития науки биологии показывает, что во все времена практическая часть знаний о живой природе, т. е. практическая биология, играла чрезвычайно важную роль в жизни людей и природы.
Уже первоначальное познание растений и животных, как показывает история материальной культуры, было связано с их использованием в быту и хозяйстве, иной деятельности человека (для питания, изготовления одежды, врачевания). Сбором пищевых растений, охотой и рыболовством люди начали заниматься еще в каменном веке.
Переход от сбора растений к примитивным формам их культивирования произошел в конце каменного века и начале эпохи бронзы. Посев хлебных злаков стал важным этапом в жизни первобытных людей.
Последовавшие затем одомашнивание животных и развитие скотоводства обусловили появление плужного земледелия: для вспашки стали использовать прирученный домашний скот, а для обработки почвы применять примитивные плуги, сделанные из корней и ветвей деревьев. Человек постепенно перешел к оседлой жизни.
Первые культурные очаги человечества возникли в Передней Азии, Китае, Египте и Индии. Археологические находки свидетельствуют о наличии земледелия на этих территориях в X тысячелетии до н. э.
Здесь люди сеяли пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, разводили виноград, финиковую пальму и гранатник, маслины и мак, возделывали хлопчатник и лен. Льняные ткани Древнего Египта славились своим высоким качеством на протяжении нескольких веков.
В настоящее время источником всех необходимых для человека белков, углеводов, жиров, витаминов, энергии также являются в основном культурные растения и домашние животные.
Открытие законов генетики, селекции, микробиологии, физиологии позволяло совершенствовать технологию выращивания биологической продукции, создавать более продуктивные сорта растений и породы животных.
В итоге многие животные и растения, давно введенные в культуру, полностью изменили свой первоначальный облик, стали устойчивыми к заболеваниям и более продуктивными. Например, у древних сортов кукурузы в початках содержалось лишь 45—48 мелких зерен, тогда как в початке современной зубовидной кукурузы около 1000 довольно крупных зерен.
Соотношение урожайности кукурузы современных и древних сортов выражено на рисунке размерами початков.
Достижения современной биологии. Благодаря знаниям из области биогеографии и экологии человечество пополняет разнообразие культурных растений и домашних животных новыми видами с помощью интродукции, или акклиматизации. Интродукция (лат.
introductio — «введение») означает преднамеренный или случайный перенос особей или видов в какую-либо страну или область с новыми и непривычными для них климатическими и другими природными условиями. Акклиматизацией называют приспособление организмов к новым условиям существования (лат.
ad — «к», «для»; греч. klima — «климат»).
Например, облепиха — колючий кустарник с сочными костянковидными плодами, произрастающий по берегам рек и озер в горах Тибета, Тянь-Шаня и Алтая, — около 30 лет назад была введена в культуру.
В настоящее время облепиха широко выращивается на обрабатываемых землях новых для нее регионов, и уже создано несколько ее разных сортов (в том числе — без колючек). В любительских садах облепиха выращивается даже в северных районах России, например в Ленинградской области и в Карелии.
В последние 25—30 лет также активно входит в ягодное садоводство сибирский кустарник жимолость съедобная (Lonicera edulis) с ароматными кисло-сладкими сочными ягодами, богатыми витаминами.
Лиана актинидия китайская (Actinidia chinensis), называемая обычно растением киви, произрастает в диком виде в лесах Юго-Восточной Азии, но теперь выращивается на Кавказе, в Крыму, в садах Германии и других стран Европы и Америки. В Новой Зеландии существуют крупные плантации растения киви, плоды которого служат предметом экспорта во многие страны.
Среди животных в последние годы идет активное разведение на птицефермах перепела японского как яйценосной и мясной породы. В качестве декоративной комнатной птицы самцы японского перепела издавна содержались жителями Японии, Китая и Средней Азии. Однако в производственных целях — для получения яиц, а позднее и мяса — перепел стал использоваться лишь в конце ХХ в.
Биотехнология.
Достижения генетической (генной) инженерии открывают широкие возможности использования живых организмов и биологических процессов в производстве биологически активных и лекарственных веществ, например таких, как инсулин, гормоны роста, интерферон и др. Такое использование организмов, особенно микроорганизмов, стало особой практической областью биологии, получившей название биотехнология.
Современная биотехнология разрабатывает методы биологической очистки сточных вод, защиты растений от вредителей и болезней, определяет способы микробиологического синтеза кормовых добавок (белков, аминокислот) и биологически активных веществ (антибиотиков, ферментов, гормональных препаратов), внедряет генную и клеточную инженерию для выращивания организмов из одной клетки с применением клеточной культуры (например, картофеля, садовой земляники, женьшеня).
Биотехнология, теоретическую основу которой составляет биология, а практическую — генная инженерия, является новым перспективным направлением в развитии материального производства, способствуя решению таких глобальных проблем, как производство пищи и лекарств, выявление новых источников энергии, сохранение окружающей среды.
Бионика. Знание особенностей строения и жизнедеятельности организмов широко используется в бионике (греч.
bion — «элемент жизни», «живущий») — создании более совершенных технических устройств, принципиально новых машин и аппаратов на основе аналогий в живой и неживой природе.
Изучением принципов построения и функционирования различных биосистем или их элементов для решения задач бионики вместе с биологами занимаются физики, химики, математики, кибернетики, архитекторы и инженеры различных специальностей.
Многие животные используют эхо для ориентации в пространстве и для добычи пищи: например, дятел отыскивает внутри ствола личинок жуков-короедов, ночная сова сипуха добывает пищу в полной темноте, летучие мыши и южноамериканская птица гуахаро, вылетая ночью на охоту, по отраженной звуковой волне распознают окружающие предметы и определяют расстояние до них.
Этот способ ориентации живых существ в пространстве лег в основу создания радаров, с помощью которых определяют местонахождение объекта, направление и скорость его движения. Гидродинамические особенности водных животных были использованы при проектировании кораблей: обтекаемая форма современных подводных лодок, покрытие их корпусов искусственной «дельфиньей кожей» (ломинфло).
Архитекторы в своем творчестве очень часто заимствуют свойства и «устройство» живых организмов при выборе формы и расположения опорных элементов в конструируемых объектах. Так, бутон цветка послужил прототипом создания крупномасштабных строений без опорных крыш — выставочных павильонов в Челябинске, Ереване, купола цирка в Казани.
Подобных примеров заимствования подсказок живой природы великое множество.
Растения и животные с давних пор используются для лечебных целей. В далекое прошлое уходят связи биологического знания с медициной.
Многие врачи Древнего мира и позднего времени были одновременно и выдающимися биологами. Среди них грек Гиппократ (460—377 до н. э.), римлянин Гален Клавдий (131—201 до н.э.
), араб Ибн Сина — Авиценна (980—1037), бельгиец Везалий Андреас (1514—1564), итальянец Мальпиги Марчелло (1628—1694) и др.
Взаимосвязь науки и практики. Открытия в биологии всегда служили основой для развития медицины, сельского хозяйства.
Изучение клетки помогло раскрыть причины многих заболеваний человека, животных и растений. Исследования по физиологии и микробиологии, открытия в области иммунологии позволили выявить защитные реакции организма и найти способы предупреждения инфекционных заболеваний.
Работы генетиков о проявлении действия генов у человека установили причины наследственных заболеваний.
В настоящее время данные цитологии, анатомии, физиологии и биохимии, общей и молекулярной генетики, экологии, микробиологии, вирусологии являются теоретическим фундаментом для диагностики, лечения и профилактики многих болезней, в том числе и некоторых наследственных недугов человека.
Знание биологических закономерностей лежит в основе здоровья человека, и медицина постоянно использует его в своей практике. Биология становится реальной производительной силой и основой рациональных отношений между человеком и природой.
Знание биологии является условием существования и устойчивого развития человечества.
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/znachenie_biologii/0-747