Биомасса поверхности суши и океана, Биология

  • Биомасса поверхности суши и океана, БиологияСлайд 1Описание слайда:
  • Распространение биомассы на суши и в океане Выполнила: Михневич Елена, гр.0107
  • Слайд 2Описание слайда:

Содержание: Понятие биомассы. Биомасса живого вещества. Закономерности распространения биомассы Оборот биомассы.

  1. Слайд 3Описание слайда:
  2. Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – вся совокупность живых организмов планеты – живое вещество, обладающее способностью расти, размножаться и расселяться по планете.
  3. Слайд 4Описание слайда:
  4. Биомасса живого вещества Организмы континентальной части Зеленые растения – 2400 млрд, тонн (99,2%) Животные и микроорганизмы – 20 млрд тонн (0,8%) Организмы океанов Зеленые растения – 0,2 млрд. тонн (6,3%) Животные и микроорганизмы – 3 млрд тонн (93,7%)
  5. Слайд 5Описание слайда:

Биомасса поверхности суши совокупность всех организмов — растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу; Плотность жизни на континентах зональна. Максимальную плотность имеют тропические леса, незначительную — льды Арктики и высокогорные области.

Слайд 6Слайд 7Описание слайда:

Биомасса почвы – совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы В лесной зоне она составляет сотни кг/га, главным образом за счёт дождевых червей (300—900 кг/га). Средняя биомасса позвоночных животных достигает 20 кг/га и выше, но чаще остаётся в пределах 3—10 кг/га.

Слайд 8Слайд 9Описание слайда:

Биомасса Мирового океана На долю растений приходится лишь 6,3 %, а животные составляют 93,7 %. Это связано с тем, что использование солнечной энергии в воде составляет всего 0,04 %, в то время, как на суше – до 1 %.

Слайд 10Слайд 11Описание слайда:

Закономерности распространения биомассы в биосфере: скопление биомассы в зонах с наиболее благоприятными условиями среды обитания (на границе разных сред, например атмосферы и литосферы, атмосферы и гидросферы); преобладание на Земле биомассы растений (97%) по сравнению с биомассой животных и микроорганизмов (всего 3%); увеличение биомассы, числа видов от полюсов к экватору, наибольшее сгущение ее во влажных тропических лесах; проявление указанной закономерности распространения биомассы на суше, в почве, в Мировом океане. Значительное превышение биомассы суши (в тысячу раз) по сравнению с биомассой Мирового океана.

Слайд 12Описание слайда:

Оборот биомассы Прирост биомассы к уже имеющей массе, то получаются такие показатели: Древесная растительность лесов 1,8% Растительность лугов, степей, пашни 67% Комплекс растений озер и рек 14% Морской фитопланктон 15,2%

  • Слайд 13Описание слайда:
  • Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.
  •   Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.
  • Слайд 14Описание слайда:

Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие. Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие.

Слайд 15Описание слайда:

Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества. Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества.

  1. В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются тропические и субтропические леса, в океанической — эстуарии (расширяющиеся в сторону моря устья рек) и рифы, а также зоны подъема глубинных вод — апвеллинга.
  2. Низкая продуктивность растений характерна для открытого океана, пустынь и тундры.
  3. Слайд 16
  4. Источник:

Биомасса Мирового океана и ее состав, химические функции живого вещества

Биомасса поверхности суши и океана, Биология

Мировой океан занимает более 2/3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана предоставляет благоприятную среду для жизни. Так же, как на суше, в океане плотность жизни в экваториальной зоне наиболее высока и снижается по мере удаления от нее.

Состав

В верхнем слое, на глубине до 100м, обитают одноклеточные водоросли, составляющие планктон. Общая первичная продуктивность фитопланктона Мирового океана составляет 50 млрд. т. в год (около 1/3 всей первичной продуктивности биосферы).

Почти все цепи питания в океане начинаются фитопланктоном, которым питаются животные зоопланктона (например, рачки). Рачки служат пищей многим видам рыб и усатым китам. Рыб поедают птицы. Крупные водоросли растут преимущественно в прибрежной части океанов, и морей. Наиболее высокая концентрация жизни — в коралловых рифах.

  • Океан гораздо бедней жизнью, чем суша: биомасса мирового океана в 1000 раз меньше.
  • Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами.
  • Лишь около 0,01% из первичной продуктивности Мирового океана доходит через длинную цепь трофических уровней до человека в виде пищи и химической энергии.
  • На дне океана, в результате жизнедеятельности организмов, формируются осадочные породы: мел, известняки, диатомит и другие.

Химические функции живого вещества

Вернадский отмечал, что на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. Живое вещество выполняет следующие химические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную и биохимическую.

Окислительно-восстановительная

Эта функция выражается в окислении веществ в процессе жизнедеятельности организмов. В почве и гидросфере образуются соли, окислы. С деятельностью бактерий связано формирова­ние известняков, железных, марганцевых и медных руд и т. д.

Газовая функция

Газовая функция зеленых растений

Осуществляется зелеными растениями в процессе фо­тосинтеза, пополняющими атмосферу кислородом, а также всеми растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания. Круговорот азота связан с деятельностью бактерий.

  Типы корненожки и фораминиферы – биология

Концентрационная

Связана с накоплением в живом веществе химических элементов (углерода, водорода, азота, кислорода, кальция, калия, кремния, фосфора, магния, серы, хлора, натрия, алюминия, железа).

Отдельные виды являются специфическими концентраторами некоторых элементов: ряд морских водорослей — йода, лютики — лития, ряска — радия, диатомовые водоросли и злаки — кремния, моллюски и ракообраз­ные — меди, позвоночные — железа, бактерии — марганца.

Биохимическая функция

Эта функция осуществляется в процессе обмена веществ в живых организмах (питание, дыхание, выделение), а также разрушения, деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности. Эти процессы приводят к круговороту веществ в природе, биогенной миграции атомов.

Биомасса организмов суши и океана

Люди называют себя доминирующим видом. Мы на Земле — самые главные. С нашей точки зрения, это вроде бы разумно: куда ни глянь, повсюду видны следы человеческой деятельности. Но если подойти объективно, не такие уж мы и заметные.

Особенно мало мы значим с точки зрения биомассы — общей массы (веса) всех живущих на Земле существ. Оценить эту величину довольно трудно, однако в грубом приближении имеется 1,7 триллиона тонн живой биомассы (и это не считая бактерий). Чудовищно большая доля этой массы (99%) приходится на растения. А мы вместе с прочими животными поместились в 1%.

Биомасса поверхности суши и океана, Биология

Нас же самих и того меньше: общая биомасса человечества {IV} составляет около 350 миллионов тонн. Нет, нам не пора садиться на диету: у коров {II} — 520 миллионов тонн, у рыб {VIII} — 4200 миллионов тонн, а у муравьев {I} — 2700 миллионов тонн, а то и больше.

Пока мы не считали бактерии. Их общий вес, по всей вероятности, приближается к совокупному весу всех остальных существ. По современным оценкам, общая биомасса бактерий {IX} примерно 1,3 триллиона тонн. Иными словами, на каждый человеческий килограмм приходится 4 тонны бактерий.

Читайте также:  Класс Ракообразные. Отряды: Десятиногие, Равноногие, Веслоногие, Ветвистоусые и Карпоеды. Строение и размножение речного рака

Биомасса поверхности суши и океана, Биология

Но вот где сказывается — и не к добру — деятельность человека: голубые киты {VII} некогда «тянули» на 36 миллионов тонн, а теперь не осталось и полмиллиона. Однако все это мелочи по сравнению с весом самой Земли. Общий вес пресной воды на планете более чем в 2000 раз больше биомассы, а масса Земли в 10 триллионов раз больше массы всех живущих на ней существ.

ОБИТАТЕЛИ СУШИ
I МУРАВЬИ
II КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ
III ТЕРМИТЫ
IV ЛЮДИ
V МЕЛКИЙ СКОТ (КОЗЫ И ОВЦЫ)
ОБИТАТЕЛИ МОРЯ
VII ГОЛУБЫЕ КИТЫ
VIII МОРСКАЯ РЫБА
ПОВСЮДУ
IX БАКТЕРИИ

Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере | Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан | Биология

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан

Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере

08.07.2015
3620 0

Цель урока:

·       Обуч. Познакомить учащихся с экосистемами почвы и мирового океана, с закономерностями распространения и концентрации биомассы на нашей планете, а так же с сущностью круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, простейшими циклами миграции атомов и веществ.

·       Развив. Научить школьников обосновывать причины неравномерного распределения биомассы отражать взаимосвязи между организмами внутри экосистемы, а также научить школьников использовать знания в процессе работы.

·       Воспит. Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.

Орг. Момент. План урока.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Основная часть (новый материал)

Распределение биомассы по планете не равномерно. Начиная от полюсов к экватору биомасса постоянно увеличивается, а так же изменяется количество биологических видов и плотность жизни. Табл. № 1.

Но больше всего концентрация живых организмов в почве. Там в почве идет жесточайшее состязание за обладание пространством для жизни и размножения, пищей, кислородом.

Почва образовалась как результат действия на горную породу различных абиотических и биотических факторов (температура, солнечные лучи, ветер, деятельность организмов, растений, животных). Сообщества организмов связаны друг с другом. Табл. № 2.

Но многие виды хозяйственной деятельности человека вызывают массовую гибель почвенных организмов. Они обеспечивают КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ.

БИОМАССА МИРОВОГО ОКЕАНА (табл. № 3).

Несмотря на всё многообразие водных обитателей, их можно условно поделить на 3 группы, с учетом мест обитания в водоёме. Табл. № 4.

Между этими существами образуются сложные пищевые связи (табл. № 5).

ФИТОПЛАНКТОН – трансформатор энергии солнечного излучения, в энергию химических связей органических соединений тел одноклеточных водорослей.

Затем энергия поступает в тела животных. Но все же ресурсы мирового океана ограничены.

Физминутка.

Задание № 1. Составить опорный конспект биологического круговорота веществ.

Биомасса поверхности суши и океана, Биология

Задание № 2. Как осуществляется биогенная миграция атомов в биосфере?

Задание № 3. Каково значение микроорганизмов в круговороте веществ.

Задание № 4. Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).

Работа по схемам.

1. Что составляет биомассу суши?

2. Что составляет биомассу океана?

3. Каково воздействие человека на биомассу планеты?

Итоговый контроль, анализ урока.

Д/3 П. 29, 30 задания.

Биомасса Земли, инфографика

Состав и распределение биосферы по массе, довольно интересный и значимый вопрос в биологии. Хотя и точная перепись всех живых организмов на Земле невозможна в буквальном смысле. Трудно себе представить информацию, по типу: знакомьтесь это бактерия Алиса 43 на 10 в 30 степени, живёт в болоте под Усть-Каменогорском, простите, пока делали перепись Алиса померла, оставив 23 млрд потомков. Однако учёным удалось определить биомассу царств живых организмов на планете, а также определить какое влияние на её распределение оказал человек. Хоть о суперточности говорить пока рано, но инфографика очень интересная.

Результаты

Подсчёты производились в гигатоннах углерода, потому как соединения углерода являются основой для всего живого и составляет около 17,5% в составе животных и растений, при этом, эта масса не зависит от содержания в них воды.

1 Гт C равна 10 в 15 степени грамм углерода. По подсчётам учёных биомасса всех царств жизни на планете составляет 550 Гт углерода.

Львиная доля биомассы это растения, около 450 Гт С, затем идут бактерии 70 Гт С, грибы 12 Гт С, археи 7 Гт С, протисты 4 Гт С, животные 2 Гт С и вирусы 0,2 Гт С.

Также учёные отмечают, что в морской биомассе, в отличие от наземной, содержится больше потребителей, чем производителей. Здесь имеется ввиду пищевая структура сообщества, которая делится на консументов, продуцентов и редуцентов.

Продуценты – это организмы создающие органические вещества из неорганических, как к примеру, фотосинтез. Консументы потребляют продукты продуцентов, но не разлагают их до неорганических, как редуценты. А редуценты это бактерии и грибы, которые разлагают останки живых существ до простейших или неорганических веществ.

Кстати погрешность при подсчёте бактерий в полученных результатах довольно большая.

Стоит отметить и то, что по полученным данным подземная биомасса оказалась меньше надземной, вопреки многим утверждениям учёных.

Что вполне объяснимо некоторыми пробелами в наших знаниях на данный момент, особенно в подземном мире. А вот масса листьев в 6,5 раз меньше чем вся масса корней.

Растительная биомасса включает ≈70% стеблей и стволов деревьев, которые в основном метаболически инертны.

На следующей диаграмме представлены усреднённые данные по царству животных. Больше всех по углеродной массе морские членистоногие 1 Гт С, затем идут рыбы 0,7 Гт С, далее моллюски, нематоды или круглые черви и наземные членистоногие по 0,2 Гт С. Хотя наземные членистоногие и значительно больше представлены в видовом плане, чем морские их масса в 5 раз меньше.

У морских членистоногих есть отдельные виды, как к примеру, арктический криль, масса которого всего в 4 раза меньше чем всех наземных членистоногих. Этот вид криля можно поставить в один ряд с термитами, чья масса составляет также 0,05 Гт С, чуть меньше чем у людей.

Далее идут стрекающие – это водные многоклеточные обитатели, обладающие стрекающими клетками для охоты и защиты, их масса составляет 0,1 Гт С. Столько же составляет масса всего домашнего скота на планете, который состоит в основном из крупного рогатого скота и свиней.

А вот люди занимают всего 0,06 Гт С, что почти в двое меньше скота и в 11,6 раз меньше чем рыб. Однако людей по углеродной массе в 8,5 раз больше чем всех диких млекопитающих и в 30 раз больше чем диких птиц.

А домашних птиц, среди которых преобладают цыплята, в 2,5 раза больше всех диких.

За относительно небольшой исторический период человеческой деятельности, в биосфере земли произошли значительные изменения. Это в основном связано с одомашниванием животных, распространением земледелия и промышленной революцией.

Вследствие чего резко увеличилась численность населения, но общая растительная биомасса планеты сократилась почти вдвое по сравнению со временем до развития цивилизации.

А учитывая высокую долю этой биомассы в целом на земле, то можно смело сказать, что человечество почти вдвое сократило биомассу Земли.

Параллельно со снижением диких наземных и морских млекопитающих в 6 раз, общая численность млекопитающих выросла более чем в 4 раза, в основном за счёт численности населения и развития скотоводства. А вот дикие животные сократились более чем в 6.

5 раз, особенно в период от 50 до 3 тысяч лет назад, когда почти половина крупной мегафауны планеты была съедена. Даже среди позвоночных, если не считать рыб, люди и скот превышают всех остальных.

Также, более чем в два раза сократилась масса промысловых видов рыб, а в целом, во всех категориях рыб их масса сократилась, примерно на 0,1 Гт С.

Читайте также:  Обхват грудной клетки и легочный объем, Биология

Стоит отметить, что если с выращиванием биомассы в животноводстве люди преуспели, по сравнению с другими животными, то в сельском хозяйстве цифры хоть и внушительные, но относительно общей биомассы растений, незначительные, всего 10 Гт С, что составляет около 2%.

Изучая распределение биомассы на Земле, как видно из диаграмм, можно заметить существенные различия между наземной и морской средой. Хоть мировой океан занимает 70,8% поверхности планеты, земная биомасса в 78 раз больше. Что не удивительно, потому как основная составляющая биомассы, это растения, а в океанах их менее 1 Гт С.

Однако несмотря на большую разницу в содержании биомассы в наземных и морских средах, первичная производительность двух сред примерно одинакова. А для большей части биомассы животных домом является морская среда. А для бактерий и архей, больше подходит глубокая подповерхностная.

Но при оценке распределения биомассы учёные напоминают, что для точной оценки наземных простейших, некоторых видов грибов и обитателей глубинных подповерхностных сред, как на суше, так и в океане, очень мало данных.

А при анализе распределения организмов, которые занимают различные положения в общей цепочке питания, можно отметить, что биомасса первичных производителей на суше намного больше, чем первичных и вторичных потребителей. А вот в океане совсем другая картина, там всего ≈1 Гт первичных производителей поддерживает жизнь ≈5 Гт С биомассы потребителей.

Но такая картина распределения биомассы происходит из-за того, что первичные производители имеют значительно небольшой период жизни, на уровне дней и быстро размножаются, в отличие от потребителей, которые живут и набирают массу значительно медленнее, в пределах нескольких лет.

Поэтому постоянный запас потребителей больше, при этом плодовитость производителей компенсирует этот перекос в экосистеме.

Однако стоит отметить, что в некоторых отдельно взятых уголках планеты пищевая цепочка может выглядеть иначе, но никак не влиять на глобальный баланс потребителей и производителей на планете.

  • Чтобы было более понятно, помимо вышесказанного, то положение, которое занимают организмы в общей цепочке питания, называется трофическим уровнем и делится по номерам:
  • Первый трофический уровень — это в основном зелёные растения, называемые продуцентами.
  • Второй уровень – это первичные консументы, то есть организмы потребляющие продукты первого уровня, как к примеру, травоядные животные.
  • Третий трофический уровень, так называемый уровень вторичных консументов который занимают хищники, поедающие животных второго уровня.
  • Четвёртый уровень занимают вторичные хищники.
  • Уровней может быть гораздо больше, потому как учитываются и падальщики, и насекомые, каждый из которых занимает своё положение в пищевой цепочке.

Неопределенность

Неопределённость, на подобие погрешности, в расчётах довольно велика, особенно при подсчёте вирусов, архей и бактерий. Однако при подсчёте растений погрешность невелика и сопоставима с разными источниками, это достигнуто в основном за счёт отчётов каждого государства и проверочных измерений которые проводятся в полевых условиях при поддержке спутниковой и аэрофотосъемки.

Характерный случай неопределённости отмечен у морских бактерий и архей, где концентрация клеток варьируется не только по глубине. И для каждого диапазона глубин рассчитывается средняя концентрация клеток и общее количество морских прокариот оценивается путем умножения на объем воды в каждом диапазоне глубин.

А далее общее количество клеток преобразуется в биомассу с использованием характерного содержания углерода на каждую клетку.

Также в случаях с земными членистоногими и протистами, очень трудно на данный момент всех подсчитать, даже генетики пока точно не могут спрогнозировать, в отличие от некоторых случаев, когда при помощи оценки вариаций генетического разнообразия можно определить размер популяций.

Но всё же стоит выразить благодарность учёным, которые делают конкретные шаги в этом направлении. Очень наглядные получаются графики, позволяющие лучше понять устройство биосферы, и оценить степень нашего влияния на неё. К тому же учёные обещают усовершенствовать методики подсчётов и их точность.

Рекомендации:

История происхождения населения Юго-Восточной Азии

Первое одомашнивание лошади и новые загадки праиндоевропейского языка

Девушка из плейстоцена

У дятлов бывает сотрясение головного мозга!

“Отвратительная тайна” Дарвина раскрыта!

Генетические различия жителей Пиренейского полуострова и Центральной Европы

От каменного до железного века. Археологические находки в Африке.

Лекция "Биомасса биосферы"

1. Биомасса суши

Биомасса биосферы составляет примерно 0,01% от массы косного вещества биосферы, причем около 99% процентов биомассы приходится на долю растений, на долю консументов и редуцентов — около 1%. На континентах преобладают растения (99,2%), в океане — животные (93,7%)

Биомасса суши гораздо больше биомассы мирового океана, она составляет почти 99,9%. Это объясняется большей продолжительностью жизни и массой продуцентов на поверхности Земли. У наземных растений использование солнечной энергии для фотосинтеза достигает 0,1%, а в океане — только 0,04%.

Биомасса различных участков поверхности Земли зависит от климатических условий — температуры, количества выпадаемых осадков. Суровые климатические условия тундры — низкие температуры, вечная мерзлота, короткое холодное лето сформировали своеобразные растительные сообщества с небольшой биомассой.

Растительность тундры представлена лишайниками, мхами, стелющимися карликовыми формами деревьев, травянистой растительностью, выдерживающей такие экстремальные условия. Биомасса тайги, затем смешанных и широколиственных лесов постепенно увеличивается.

Зона степей сменяется субтропической и тропической растительностью, где условия для жизни наиболее благоприятны, биомасса максимальна.

В верхнем слое почвы наиболее благоприятный водный, температурный, газовый режим для жизнедеятельности.

Растительный покров обеспечивает органическим веществом всех обитателей почвы — животных (позвоночных и беспозвоночных), грибы и огромное количество бактерий.

Бактерии и грибы — редуценты, они играют значительную роль в круговороте веществ биосферы, минерализуя органические вещества. “Великие могильщики природы” — так назвал бактерии Л.Пастер.

2. Биомасса мирового океана

Гидросфера “водная оболочка” образована Мировым океаном, который занимает около 71% поверхности земного шара, и водоемами суши — реками, озерами — около 5%. Много воды находится в подземных водах и ледниках.

В связи с высокой плотностью воды, живые организмы могут нормально существовать не только на дне, но и в толще воды, и на ее поверхности.

Поэтому гидросфера заселена по всей толщине, живые организмы представлены бентосом, планктоном и нектоном.

Бентосные организмы (от греч. benthos — глубина) ведут придонный образ жизни, живут на грунте и в грунте.

Фитобентос образован различными растениями — зелеными, бурыми, красными водорослями, которые произрастают на различных глубинах: на небольшой глубине зеленые, затем бурые, глубже — красные водоросли которые встречаются на глубине до 200 м.

Зообентос представлен животными — моллюсками, червями, членистоногими и др. Многие приспособились к жизни даже на глубине более 11 км.

Планктонные организмы(от греч. planktos — блуждающий) — обитатели толщи воды, они не способны самостоятельно передвигаться на большие расстояния, представлены фитопланктоном и зоопланктоном.

К фитопланктону относятся одноклеточные водоросли, цианобактерии, которые находятся в морских водоемах до глубины 100 м и являются основным продуцентом органических веществ — у них необычайно высокая скорость размножения. Зоопланктон — это морские простейшие, кишечнополостные, мелкие ракообразные.

Для этих организмов характерны вертикальные суточные миграции, они являются основной пищевой базой для крупных животных — рыб, усатых китов.

Читайте также:  Подцарство многоклеточные животные. тип кишечнополостные - биология

Нектонные организмы (от греч. nektos — плавающий) — обитатели водной среды, способные активно передвигаться в толще воды, преодолевая большие расстояния. Это рыбы, кальмары, китообразные, ластоногие и другие животные.

Письменная работа с карточками:

  1. Сравните биомассу продуцентов и консументов на суше и в океане.

  2. Как распределена биомасса в Мировом океане?

  3. Охарактеризуйте биомассу суши.

  4. Дайте определение терминам или раскройте понятия: нектон; фитопланктон; зоопланктон; фитобентос; зообентос; процент биомассы Земли от массы косного вещества биосферы; процент биомассы растений от общей биомассы наземных организмов; процент биомассы растений от общей биомассы водных организмов.

Карточка у доски:

  1. Какой процент биомассы Земли от массы косного вещества биосферы?

  2. Какой процент от биомассы Земли приходится на долю растений?

  3. Какой процент от общей биомассы наземных организмов составляет биомасса растений?

  4. Какой процент от общей биомассы водных организмов составляет биомасса растений?

  5. Какой % солнечной энергии используется для фотосинтеза на суше?

  6. Какой % солнечной энергии используется для фотосинтеза в океане?

  7. Как называются организмы, населяющие толщу воды и переносимые морскими течениями?

  8. Как называются организмы, населяющие грунт океана?

  9. Как называются организмы, активно передвигающимися в толще воды?

  • Тестовое задание:
  • Тест 1. Биомасса биосферы от массы косного вещества биосферы составляет:
  • Тест 2. На долю растений от биомассы Земли приходится:
  • Тест 3. Биомасса растений на суше по сравнению с биомассой наземных гетеротрофов:
  1. Преобладает и составляет 99,2%.

  2. Составляет 60%.

  3. Составляет 50%.

  4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%.

Тест 4. Биомасса растений в океане по сравнению с биомассой водных гетеротрофов:

  1. Преобладает и составляет 99,2%.

  2. Составляет 60%.

  3. Составляет 50%.

  4. Меньше биомассы гетеротрофов и составляет 6,3%.

  1. Тест 5. Использование солнечной энергии для фотосинтеза на суше в среднем составляет:
  2. Тест 6. Использование солнечной энергии для фотосинтеза в океане в среднем составляет:
  3. Тест 7. Бентос океана представлен:
  1. Активно передвигающимися в толще воды животными.

  2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями.

  3. Организмами, живущими на грунте и в грунте.

  4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды.

Тест 8. Нектон океана представлен:

  1. Активно передвигающимися в толще воды животными.

  2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями.

  3. Организмами, живущими на грунте и в грунте.

  4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды.

Тест 9. Планктон океана представлен:

  1. Активно передвигающимися в толще воды животными.

  2. Организмами, населяющими толщу воды и переносимыми морскими течениями.

  3. Организмами, живущими на грунте и в грунте.

  4. Организмами, живущими на поверхностной пленке воды.

Тест 10. От поверхности вглубь водоросли произрастают в следующем порядке:

  1. Неглубоко бурые, глубже зеленые, глубже красные до — 200 м.

  2. Неглубоко красные, глубже бурые, глубже зеленые до — 200 м.

  3. Неглубоко зеленые, глубже красные, глубже бурые до — 200 м.

  4. Неглубоко зеленые, глубже бурые, глубже красные — до 200 м.

урок Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области

Средняя школа №12 г. Житикары Костанайской области

Учитель биологии, географии: Завгородняя Алия Кажибаевна

Урок:«Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».

  • Класс:11 (естественно-математическое направление).
  • Ключевая идея: Развитие критического мышления через систему интегрированных заданий в процессе саморегуляции и взаимообучения.
  • Цель: Создание условий для формирования знаний об особенностях распределения биомассы на поверхности суши и в Мировом океане, биогеографических областях и их происхождении.
  • Целевой результат: Получение конкретного образовательного продукта (ЛОС – тематическая карта).
  • Задачи:
  • продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;
  • выстраивать свою образовательную траекторию;
  • самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в раздаточном и статистическом материале;
  • структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;
  • интегрировать знания;
  • представлять информацию в виде творческого образовательного продукта;
  • приобретать опыт сотрудничества и работы в группе в процесс саморегуляции и взаимообучения;
  • проводить публичные выступления.
  • Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, учебник «Общая биология – 10 класс ЕМП», дополнительный раздаточный материал, контурные карты, маркеры, географические атласы.
  • Тип урока: интегрированный урок (биология, география).
  • Технология: проблемный диалог, саморегулируемое и взаимное обучение, творческое проектирование.
  • Методы: поисково-исследовательский.
  • Ход урока:
  • Организационный момент.
  • Мотивационное начало (психологический настрой):
  • Создание коллаборативной среды (положив руки на плечи своему соседу, должны пожелать что-нибудь приятное на весь день)
  • Разделение учащихся на группы
  • Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока. Хорошее настроение –  Плохое настроение – 
  • Совместная формулировка целей, задач и целевого результата урока.
  • Разъяснение учителем особенностей урока и тактики выполнения творческих заданий.
  • Изучение нового материала (выполнение практикума)

Учащимся предлагается выполнить 6 заданий в учебной карте. Работу учащиеся выполняют индивидуально и в малых парах, обсуждение и решение задач проводится в группе.

  1. Вся работа построена по плану:
  2. Постановка проблемы
  3. Осмысление, обсуждение
  4. Самостоятельный выбор личной образовательной траектории
  5. Выбор стратегии, решение проблемы
  6. Формулировка выводов
Задание 1 группа 2 группа 3 группа
Зад. №1 Определения «Экосистема», «Биомасса» Определения «Биотоп», «Экотоп» Определения «Биом», «Биогеографическая область»
Зад. №2 Заполнение таблицы «Биомасса поверхности суши» Заполнение таблицы «Биомасса Мирового океана» Заполнение таблицы «Биогеографические области»
Зад. №3 Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Изоляция – обязательное условие всякого длительного этапа эволюционного процесса» Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Яйцекладущие и сумчатые животные – эндемики Австралии. Как сложилась бы их судьба, если бы Австралия и прилежащие к ней острова обособились бы от Гондваны в более позднее время?» Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Разделение материков отразилось на эволюции растений и животных»
Зад. №4 Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы
Зад. №5 Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте
Зад. №6 Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры
  • Рефлексия по содержанию и организации деятельности учащихся.
  • ***Обратная связь: Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока, достигнут ли целевой результат;
  • ***Определяются направления для дальнейшего изучения темы
  • ***Ребятам предлагается определить своё настроение в конце урока:
  • Для этого каждому надо дорисовать смайлик: Хорошее настроение –  Плохое настроение – 
  • Подведение итогов (заполнение оценочных листов)
  • Домашнее задание:
  • *базовый уровень: § ___, основная терминология;
  • **творческий уровень: подготовить электронную презентацию, в которой представить любую биогеографическую область земли, отразив в ней основные биотопы и характерных представителей флоры и фауны.

Инструктивная карта к уроку: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».

Глоссарий

Таблица 1. «Биомасса поверхности суши»

Географическое районирование Границы Флора Фауна

Таблица 2. «Биомасса поверхности Мирового океана»

Географическое районирование Границы Флора Фауна

Таблица 3. «Биогеографические области»

Биогеографическая область Границы Флора Фауна

Картосхема «Биогеографические области»

Условные знаки:

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/40694-urok-biomassa-sushi-i-mirovogo-okeana-biogeog

Ссылка на основную публикацию