Болезни органов дыхания и их предупреждение – биология

” Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами. “

9 класс.

Тема: Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся о болезнях органов дыхания путем самостоятельной работы с дополнительной литературой. Закрепить основные понятия и знания о гигиене дыхания.

Формировать умение лечить заболевания органов дыхания средствами народной медицины. Научить технике использования горчичников и накладывания компрессов.

Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

2. Формировать у учащихся способности и желание воспринимать себя как личность. Развивать словесно-логическое мышление, устную связную речь, долговременную память. Корригировать недостатки психического развития учащихся.

3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки, добропорядочность, гуманность, желание помогать людям. совершенствовать умение общаться во время обсуждения изучаемого материала.

Оборудование: кроссворд, таблица « Сердце пожеланий», карточки, газета « лекарственные растения», марлевые повязки, натуральные лекарственные растения (шиповник, калина, липа, чабрец, календула, алое, и т.д.  ), медали « Народный целитель», лечебные средства ( бинт, горчичники, йод, ингалятор, спирт и др. ), муляж человека, учебники, инструкционные карты.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: конференция.

 Ход урока.

Подготовительная часть.

1.      Вступительное слово учителя.

Дети, наш урок сегодня пройдет в форме конференции. Представьте себе, что вы врачи и собрались на конференции для расширения своих знаний о средствах народной медицины.

Я буду выполнять роль профессора, а присутствующие гости будут слушателями Наша конференция посвящается народной медицине. Вы должны быть очень активными, чтобы получить звание « Народный целитель».

Также нужно выразительно и правильно читать, давать полные и правильные ответы на вопросы, быть внимательными.

2.      Сообщение темы и задач урока.

Тема нашей конференции « Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами ».

Задачи для учащихся:

1.      Давать полные и правильные ответы на вопросы, творчески мыслить.

2.      Расширить знания о причинах возникновения болезней органов дыхания и способах их предупреждения.

3.      Научиться технике использования горчичников и накладывания компрессов.

4.      Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

3.      НПП ( кроссворд)

– Сейчас проведем разминку и проверим уровень ваших знаний о болезнях органов дыхания.

– Назовите органы дыхания.

Что бы разгадать кроссворд, вы должны по симптомам определить название болезни.

1.      Вызывает воспаление слизистой оболочки трахеи ( Трахеит)

2.      Заболевание, которое вызывает воспаление плевры. Наблюдается боль вовремя глубокого дыхания, кашля. ( Плеврит)

3.      Острое, инфекционное заболевание, которое вызывает воспаление легких.

( Пневмония)

4.      Возбудителем этого заболевания является палочка Кока. ( Туберкулез)

5.      Воспаление бронхов с поражением слизистой оболочки. ( бронхит)

6.      Эту болезнь вызывают микроскопически малые вирусы.  ( Грипп)

 –  Назовите ключевое слово кроссворда. ( Болезнь )

 – Эти болезни являются причиной заболевания, каких органов?

Основная часть.

1.      Проверка Д/З.

А) Индивидуальная работа с карточками. Учащиеся работают самостоятельно.

Б) Групповая работа.

Сейчас проверим, как вы в группах самостоятельно подобрали и проработали материал о гриппе и подготовили вопросы по этому материалу.

( Учащиеся из каждой группы читают подготовленный материал и обсуждают с помощью вопросов )

Проверяю работу с карточками.

– Какие органы дыхания вы выбрали и подчеркнули?

 2.   « Сердце пожеланий»

Предлагаю учащимся написать на маленьких сердечках пожелания больным людям и поддержать их в трудную для них минуту. Эти пожелания крепим к большому « сердцу пожеланий» и передаем его в больницу больным людям.

3       Работа парами.

Повторить слова: вакцинация, прививки, иммунитет.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

1.      В период эпидемии необходимо проводить соответствующую вакцинацию ( противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную). Объясни.

2.      В это время не желательно посещать людные места ( концертные залы, театры, и т. д.) Объясни почему?

3.      Придерживайся правил личной гигиены. Каких?

4.      Не уклоняйся от диспансерного  обследования. Почему?

5.      Повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминного питания. Зачем?

Учащиеся работают парами, читают и объясняют прочитанное.

4       Физминутка.

Разучиваем упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

5       Работа с газетой « Лекарственные растения».

Для народных методов лечения в первую очередь относится лечение лекарственными растениями. Давайте рассмотрим лекарственные растения и вспомним, какие болезни можно ими вылечить? ( мать-и-мачеха, зверобой, черника, ландыш и т.д.)

6.      Работа с натуральными объектами.

Предлагаю учащимся рассмотреть натуральные лекарственные растения и приготовить лечебное средство.

А) Приготовление лекарственного чая с липой, калиной, шиповником, чабрецом.

Б) Приготовление сиропа с черной редькой.

В) Приготовление витаминного средства с калиной, лимоном, шиповником.

Г) Использование лука, чеснока, алое, каланхое.

Д) Ингаляции. ( показываю ингалятор и объясняю как им пользоваться).

7. Практическая работа.

Накладывание горчичников и компрессов.

Выполняем практическую работу с помощью инструкционных карт.

1.      Прочитаем последовательность накладывания горчичников.

Ученик на муляже показывает как нужно поставить горчичники.

2.      Прочитаем о последовательности накладывания компрессов.

Определяемся, что нужно взять для накладывания компресса. Ученик выполняет накладывание компресса на муляже.

Закрепление.

Работа с карточками в группах.        

Разложите карточки в правильной последовательности ( накладывание горчичников и компрессов). Дети выполняют работу самостоятельно в группах. Проверяем выполненную работу.

Заключительная часть.

1. Объяснение Д/З.

Стр. 84-86 читать и с помощью карточек записать несколько методов лечения органов дыхания. Индивидуальная работа: читать стр.84-86 и списать с карточек один метод лечения.

2.  Итог урока.

Игра « Интервью»

– Назовите тему конференции.

– Чему вы научились во время конференции?

– Справились ли мы со всеми задачами, которые перед нами стояли?

3.  Огласить и прокомментировать оценки.

Молодцы, вы хорошо работали, получили много знаний о народных методах лечения органов дыхания, поэтому вы заслуживаете на звание « Народный целитель».

 ( Награждаю учащихся медалями.)

9 класс.

Тема: Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся о болезнях органов дыхания путем самостоятельной работы с дополнительной литературой. Закрепить основные понятия и знания о гигиене дыхания.

Формировать умение лечить заболевания органов дыхания средствами народной медицины. Научить технике использования горчичников и накладывания компрессов.

Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

2. Формировать у учащихся способности и желание воспринимать себя как личность. Развивать словесно-логическое мышление, устную связную речь, долговременную память. Корригировать недостатки психического развития учащихся.

3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки, добропорядочность, гуманность, желание помогать людям . совершенствовать умение общаться во время обсуждения изучаемого материала.

Оборудование: кроссворд, таблица « Сердце пожеланий», карточки, газета « лекарственные растения», марлевые повязки, натуральные лекарственные растения (шиповник, калина, липа, чабрец, календула, алое, и т.д. ), медали « Народный целитель», лечебные средства ( бинт, горчичники, йод, ингалятор, спирт и др. ), муляж человека, учебники, инструкционные карты.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: конференция.

Ход урока.

Подготовительная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Дети, наш урок сегодня пройдет в форме конференции. Представьте себе, что вы врачи и собрались на конференции для расширения своих знаний о средствах народной медицины.

Я буду выполнять роль профессора, а присутствующие гости будут слушателями Наша конференция посвящается народной медицине. Вы должны быть очень активными, чтобы получить звание « Народный целитель».

Также нужно выразительно и правильно читать, давать полные и правильные ответы на вопросы, быть внимательными.

2. Сообщение темы и задач урока.

Тема нашей конференции « Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами ».

Задачи для учащихся:

1. Давать полные и правильные ответы на вопросы, творчески мыслить.

2. Расширить знания о причинах возникновения болезней органов дыхания и способах их предупреждения.

3. Научиться технике использования горчичников и накладывания компрессов.

4. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

3. НПП ( кроссворд)

– Сейчас проведем разминку и проверим уровень ваших знаний о болезнях органов дыхания.

– Назовите органы дыхания.

Что бы разгадать кроссворд, вы должны по симптомам определить название болезни.

1. Вызывает воспаление слизистой оболочки трахеи ( Трахеит)

2. Заболевание, которое вызывает воспаление плевры. Наблюдается боль вовремя глубокого дыхания, кашля. ( Плеврит)

3. Острое, инфекционное заболевание, которое вызывает воспаление легких .

( Пневмония)

4. Возбудителем этого заболевания является палочка Кока. ( Туберкулез)

5. Воспаление бронхов с поражением слизистой оболочки . ( бронхит)

6. Эту болезнь вызывают микроскопически малые вирусы. ( Грипп)

– Назовите ключевое слово кроссворда. ( Болезнь )

– Эти болезни являются причиной заболевания, каких органов?

Основная часть.

1. Проверка Д/З.

А) Индивидуальная работа с карточками. Учащиеся работают самостоятельно.

Б) Групповая работа.

Сейчас проверим, как вы в группах самостоятельно подобрали и проработали материал о гриппе и подготовили вопросы по этому материалу.

( Учащиеся из каждой группы читают подготовленный материал и обсуждают с помощью вопросов )

Проверяю работу с карточками.

– Какие органы дыхания вы выбрали и подчеркнули?

2. « Сердце пожеланий»

Предлагаю учащимся написать на маленьких сердечках пожелания больным людям и поддержать их в трудную для них минуту. Эти пожелания крепим к большому « сердцу пожеланий» и передаем его в больницу больным людям.

3 Работа парами.

Повторить слова: вакцинация, прививки, иммунитет.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

1. В период эпидемии необходимо проводить соответствующую вакцинацию ( противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную). Объясни.

2. В это время не желательно посещать людные места ( концертные залы, театры, и т. д.) Объясни почему?

3. Придерживайся правил личной гигиены. Каких?

4. Не уклоняйся от диспансерного обследования. Почему?

5. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминного питания. Зачем?

Учащиеся работают парами, читают и объясняют прочитанное.

4 Физминутка.

Разучиваем упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

Читайте также:  Генетические закономерности, открытые г. менделем - биология

5 Работа с газетой « Лекарственные растения».

Для народных методов лечения в первую очередь относится лечение лекарственными растениями. Давайте рассмотрим лекарственные растения и вспомним, какие болезни можно ими вылечить? ( мать-и-мачеха, зверобой, черника, ландыш и т.д.)

6. Работа с натуральными объектами.

Предлагаю учащимся рассмотреть натуральные лекарственные растения и приготовить лечебное средство.

А) Приготовление лекарственного чая с липой, калиной, шиповником, чабрецом.

Б) Приготовление сиропа с черной редькой.

В) Приготовление витаминного средства с калиной, лимоном, шиповником.

Г) Использование лука, чеснока, алое, каланхое.

Д) Ингаляции. ( показываю ингалятор и объясняю как им пользоваться).

7. Практическая работа.

Накладывание горчичников и компрессов.

Выполняем практическую работу с помощью инструкционных карт.

1. Прочитаем последовательность накладывания горчичников.

Ученик на муляже показывает как нужно поставить горчичники.

2. Прочитаем о последовательности накладывания компрессов.

Определяемся, что нужно взять для накладывания компресса. Ученик выполняет накладывание компресса на муляже.

Закрепление.

Работа с карточками в группах.

Разложите карточки в правильной последовательности ( накладывание горчичников и компрессов). Дети выполняют работу самостоятельно в группах. Проверяем выполненную работу.

Заключительная часть.

1. Объяснение Д/З.

Стр. 84-86 читать и с помощью карточек записать несколько методов лечения органов дыхания. Индивидуальная работа: читать стр.84-86 и списать с карточек один метод лечения.

2. Итог урока.

Игра « Интервью»

– Назовите тему конференции.

– Чему вы научились во время конференции?

– Справились ли мы со всеми задачами, которые перед нами стояли?

3. Огласить и прокомментировать оценки.

Молодцы, вы хорошо работали, получили много знаний о народных методах лечения органов дыхания, поэтому вы заслуживаете на звание « Народный целитель».

( Награждаю учащихся медалями.)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/boliezni-orghanov-dykhaniia-ikh-priedupriezhdieniie-i-liechieniie-sposoby-liechieniia-orghanov-dykhaniia-narodnymi-sriedstvami

Заболевания органов дыхания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Заболевания органов

дыхания

2009г.

Дыхательный аппарат человека состоит из носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких.

Различают верхние дыхательные пути, к которым относятся нос с его придаточными полостями, глотка, делящаяся на верхний отдел (носоглотку), средний и нижний отделы, и гортань. Трахея, бронхи и легкие составляют нижние дыхательные пути.

Дыхание совершается автоматически и управляется дыхательным центром, заложенным в продолговатом мозгу. У взрослого число дыханий в минуту равно 16-24, у детей дыхание чаще/

Нормальную физиологическую функцию дыхания могут нарушить различные болезненные процессы в воздухоносных путях или в самой легочной ткани.

Насморк (ринит) – воспаление слизистой оболочки носа. Различают острый и хронический насморк.

Острый насморк может возникнуть как самостоятельное заболевание или являться одним из признаков некоторых инфекционных и аллергических болезней. Предрасполагающими факторами являются переохлаждение, резкие температурные колебания. При остром насморке поражаются обычно оба носовых хода.

Появляется общее недомогание, отсутствие аппетита, затруднение носового дыхания. Больной чихает, ощущает сухость и жжение в носу, горле и носоглотке, иногда повышается температура (до 37,5º), в носу образуется большое количество водянистых выделений.

Острый насморк может осложниться отитом, бронхитом и даже воспалением легких.

Хронический насморк возникает вследствие часто повторяющегося острого насморка, гнойного воспаления придаточных полостей носа, после инфекционных заболеваний. К внешним причинам относят длительное воздействие различной пыли, газов и др. Признаки хронического насморка такие же, как и у острого, но выражены не так резко.

В целях профилактики возникновения насморка следует регулярно проводить закаливание организма, строго контролировать питание, проводить витамино- и климатотерапию.

Фарингит. Острое воспаление носа часто распространяется на носоглотку, вызывая раздражение слизистой глотки, чувство щекотания, отделение густой или жидкой слизи. Железистый аппарат глотки увеличивается в размерах, гипертрофируется. Инфекционное начало, внедрившись в складки желез, остается в них длительно, поддерживая таким образом воспалительное состояние.

Превратившись из защитного органа в источник инфекции, лимфатические железы носоглотки могут вести к развитию хронического септического процесса.

Ларингит – воспаление слизистой оболочки гортани. Различают острый и хронический ларингит. Проявляется повышением температуры, общим недомоганием, появлением охриплости.

Больные жалуются на щекотание, першение, ощущение заложенности, сухость в горле. Кашель вначале сухой, а в дальнейшем сопровождается откашливанием мокроты.

Резко выражена чувствительность гортани, однако болевые ощущения почти отсутствуют. Затруднения дыхания обычно нет.

Чаще всего заболевание возникает при острых инфекциях верхних дыхательных путей, гриппе, кори, скарлатине, коклюше и др. ; его развитию способствует общее или местное переохлаждение, особенно вдыхание холодного воздуха через рот. В некоторых случаях болезнь может осложняться бронхитом, воспалением легких. У детей, вследствие узости гортани, очень часто наблюдается одышка.

Источник: http://works.doklad.ru/view/GsOnpDdKaDY.html

Фламинго-НН

                                                                 Болезни органов дыхания и их предупреждение

У больных людей при кашле, чихании, разговоре и даже при дыхании из носа и рта вылетает множество капелек слизи и слюны. В них содержатся болезнетворные микробы. Они могут долго находиться в воздухе и проникать в органы дыхания здоровых людей.

Оседая на пыль, различные предметы, микробы делают их также источниками заражения. Каждый, кто кашляет и чихает, не прикрывая рот и нос платком, увеличивает количество микробов в воздухе.

Через загрязненный воздух можно заразиться гриппом, туберкулёзом, коклюшем, корью и некоторыми другими заболеваниями.

Грипп – самое распространенное, массовое и опасное вирусное заболевание. Грипп поражает весь организм. Болезнь опасна осложнениями, поэтому важно соблюдать все предписания врача.

При заболевании необходимо вызвать врача, выделить больному отдельную посуду и постель, систематически проводить в помещении влажную уборку, обеспечить питание больного легкоусваиваемой, богатой витаминами пищей.

Больной должен соблюдать постельный режим и все предписания врача, при кашле и чихании пользоваться платком.

Людям, которые ухаживают за больным, нужно обязательно закрывать рот и нос марлевой повязкой, чтобы уменьшить риск заразиться.

Туберкулез легких. Возбудитель этой болезни – бактерия палочка Коха. Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе с пищей, например с некипяченым молоком, полученным от больной туберкулезом коровы.

Не каждый заразившийся человек заболевает сразу. Силы иммунитета обычно подавляют микроорганизмы, и они могут длительно находиться в теле человека, не вызывая болезни. В неблагоприятных для человека условиях – сырое помещение, недостаточное питание – микробы активизируются. Они проникают в легкие или в другие органы.

Если запоздать с лечением, микробы начнут размножаться в легких. Возникнут многочисленные бугорки –туберкулы. Легочная ткань в них распадается и превращается в творожистую массу. При интенсивном лечении вокруг очагов поражения образуются известковые капсулы, которые защищают легкие и препятствуют распространению болезни.

Если же человек не лечится, болезнь может перейти в завершающую стадию. Туберкулы, разрастаясь, сливаются между собой. Ткань в них распадается, образуются каверны, разрушаются кровеносные сосуды, начинается кровохарканье. Яд, выделяемый микробами, отравляет весь организм. Аппетит снижается, человек худеет, чахнет на глазах. Недаром в народе эту болезнь называют чахоткой.

Выделения больных в открытой фазе туберкулеза опасны, поскольку в мокроте содержится большое количество палочек Коха.

Рак легких чаще встречается у курящих людей. Болезнь начинается с того, что эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Заметить это можно только путем рентгеновского исследования, потому что вначале опухоль себя никак не проявляет.

Только после того как она достаточно сильно разрослась и начала сдавливать легочную ткань, возникают первые признаки болезни – сухой кашель, недомогание, – внешне похожие на обычный грипп. Если болезнь запустить, опухоль разрастается и распространяется на другие ткани, даже на соседние органы.

Распадаясь, ткань выделяет ядовитые соединения, которые поражают нервную систему и весь организм в целом.

Распознать ранние проявления туберкулеза и рака легких помогает флюорография – рентгеновское изображение грудной клетки, заснятое на фотоплёнку или сохранённое на компьютере.

На снимке четко обозначаются тени легких, сердца, сосудов и лимфатических узлов. Увеличение последних – признак неблагополучия. В лимфатических узлах задерживаются и уничтожаются микробы, раковые клетки и другие чужеродные тела.

Увеличение лимфатических узлов говорит об усилении иммунной реакции. Ее причину и выясняют врачи.

Флюорографию должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года, а если он по работе или учебе сталкивается с большим количеством людей, то и чаще. При необходимости пациент получает направление в специальное лечебное учреждение, где проводят дообследование и лечение.

Органы дыхания являются воротами для проникновения болезнетворных микроорганизмов, пыли и других веществ в организм человека.

Значительная часть мелких частиц и бактерий оседает на слизистой оболочке верхних дыхательных путей и удаляется из организма при помощи ресничного эпителия.

Кроме того, в верхних дыхательных путях происходит согревание и увлажнение воздуха, именно поэтому дыхание через нос является более предпочтительным.

Часть микроорганизмов всё же поступает в дыхательные пути и лёгкие и может вызвать различные заболевания (ангину, грипп, туберкулёз и др.).

Для предупреждения заболеваний органов дыхания необходимо соблюдать чистоту в помещениях, правила личной гигиены и общения с больными, заниматься закаливаниеморганизма.

В помещении, где собралось много людей, содержание в воздухе кислорода уменьшается, количество углекислого газа и паров воды увеличивается. Человек в таких условиях становится вялым, сонливым, быстро устает, страдает от головной боли. Его работоспособность падает.

Для здоровья человека необходим свежий воздух. Это достигается вентиляцией или систематическим проветриванием помещений. Каждый человек должен как можно больше бывать на свежем воздухе. Полезно спать при открытой форточке.

Воздух городов часто загрязнен выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий, содержит много пыли. Частицы пыли раздражают дыхательные пути, переносят многочисленные микроорганизмы.

Бороться с пылью – значит бороться с возбудителями болезней. От уличной пыли хорошо защищают зеленые насаждения, поливка улиц. В жилых и классных помещениях для борьбы с пылью нужна влажная уборка.

Читайте также:  Определение жизни - биология

Для лучшей вентиляции легких необходимо делать спокойные, редкие, но глубокие вдохи и полные выдохи. При частых, неглубоких дыхательных движениях смена воздуха в легких происходит не полностью.

Хорошая осанка, развернутые плечи, прямая спина помогают человеку правильно дышать. Занимаясь спортом, физическим трудом, человек развивает грудную клетку и тренирует дыхательные мышцы.

Тренированный человек дышит ровно и глубоко. Вдох у него короче выдоха.

Среди болезней, передающихся через воздух, наибольшую опасность представляют грипп и туберкулез.

Для раннего выявления туберкулеза и рака легких ежегодно каждому человеку надо проходить флюорографию и не отказываться от дальнейшего исследования и лечения, если это потребуется.

Для предупреждения заболеваний дыхательной системы необходимо бороться с пылью, закаливать организм, соблюдать правила гигиены.

Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/chelovek_i_ego_zdorove/dykhatelnaja_sistema/bolezni_organov_dykhanija_i_ikh_preduprezhdenie/36-1-0-368

Болезни органов дыхания и их предупреждение Гигиена дыхания

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. • Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0, 04 % Мало Выдыхаемый 16, 4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. • Снижает работоспособность человека. • Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. • Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. • На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их власти сохранить его, об этом они не задумываются» « Древнегреческий мыслитель Демокрит

Заболевания органов дыхания Инфекционные заболевания ОРЗ ОРВИ Грипп Туберкулез Пневмония Неинфекционные заболевания Астма бронхиальная Рак легких

Грипп ОРЗ ОРВИ Причины Вирусы, бактерии Симптомы Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель.

Способы закаливания Принципы закаливания 1. Закаливание воздухом 1. Постепенность 2. Закаливание водой 2. Систематичность 3. Хождение босиком 3. Комплексность (действие 4. Закаливание солнцем солнца, воздуха, воды) 4. Учёт индивидуальных особенностей

Пневмония Причины Воспаление лёгочной ткани из-за проникновения микроорганизмов Симптомы Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты

Туберкулёз Причины Палочка Коха Симптомы Кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение.

Рак лёгких Причины Перерождение ткани лёгких Симптомы Кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения из-за давления разросшейся опухоли на окружающие органы

• Флюорография – распространенный диагностический метод, который применяется прежде всего для определения туберкулеза и злокачественных новообразований лёгких (флюорография органов грудной клетки) , а также для исследования других органов. Также метод флюорографического исследования грудной клетки позволяет выявить патологию костного скелета, сердца, крупных сосудов, диафрагмы.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Вирусная инфекция Грипп Путь передач и Симптомы Лечение Антибиотики Воздуш Повышение и другие но – температуры.

препараты капельн Головокружен не помогут, ый ие так как не Потеря действуют аппетита. на вирус. Иногда – Интерферрон. носовое Постельный кровотечение, режим. рвота. Горячее питье.

Профилактика Профилактическа я прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Название болезни Причины Вирусы Пневмония пневмо- и стафилококк и Другие микро организмы. Пути передачи Симптомы Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизистогнойной мокротой. Лечение Профилактика Антибиотик и. Общеукрепл яющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Название болезни Причины Путь передачи Бактерия Воздушно Туберкулез – палочка – «Коха» . капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Симптомы Лечение Профилактика Кашель с серой мокротой.

Длительно е, ежедневно е, незначите льное повышени е температу ры. Ежегодное флюорографическ ое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки. Специальным и препаратами в стационаре.

Названи е болезни Причины Опухоль на Рак покровном легкого эпителии, вследствие действия курения или канцероген ов Путь передач и Симптомы Лечение Профилактика. На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты.

Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартн ые методы – облучение, химиотера пия, Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом.

Отказ от курения.

Поместите здесь ваш текст

Источник: http://present5.com/bolezni-organov-dyxaniya-i-ix-preduprezhdenie-gigiena-dyxaniya-2/

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Автор: Хабибуллина Эндже Анасовна

Задачи:
Образовательные: 
способствовать систематизации у  учащихся знаний об органах дыхания, конкретизации  знаний о вредном воздействии загрязненного воздуха и курения, научить правильно дышать.

Развивающие: – способствовать развитию логического мышления уча­щихся, навыков устной речи;

– активизировать мыслительные процессы сравне­ния, анализа, синтеза, обобщения.

Воспитательные: продолжить формирование понятия — здоровый образ жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: комбинированный урок с элементами беседы, с применением компьютера.

Методы обучения: проблемный.

Оборудование: слайды презентации о болезнях дыхательной системы;  о преимуществе физи-ческой активности;  о составе воздуха, которой мы дышим; брошюра  «Грипп и его профилактика»,  памятка «Правила гигиены дыхания».


Ход урока

Чтобы сохранить здоровье, в первую очередь

нужно изучить свой организм, понять, как он работает.

Дыхание – это жизнь.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Учитель: Здравствуйте, дети! Улыбнитесь, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Вот и прекрасно! Обратите внимание на это предложение:   Чтобы сохранить здоровье, в первую очередь нужно изучить свой организм, понять, как он работает.  Оно раскрывает значение всего курса биологии человека.

Вы уже сделали свои первые шаги  к сохранению своего здоровья.  У вас имеются знания о строении и характерных процессах, протекающих в опорно-двигательной, нервной, кровеносной системах.  На прошлых  же занятиях вы рассмотрели вопросы, касающихся дыхательной системы.

Давайте вспомним, в чем сущность процесса дыхания?

Ученик: Дыхание – совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой. Оно обеспечивает потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа, окисление органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для осуществления физиологических функций организма.

Учитель:  Какие органы входят в дыхательную систему организма и какие функции они выполняют?

Ученик: Полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра.

Работа со слайдом 1: «Дыхательная система человека»

1 –  носовая полость

2 – носоглотка

3 – гортань

4 – трахея

5, 6 – бронхи

7 – легочные пузырьки (альвеолы)   350 млн 

8 – альвеолы, наполненные воздухом    

9 – сеть капилляров

10 – плевра

11 –  диафрагма

Учитель: Молодцы.  А каковы же их функции?

Ученик: Полость носа – обоняние, согревание (или охлаждение) и увлажнение вдыхаемого воздуха, задержание и удаление пыли, уничтожение бактерий.

Гортань – образование звуков и речи, рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от  попадания пыли.

Трахея и бронхи – обеспечение свободного прохождения воздуха.

Легкие – газообмен, клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, проникшие в легкие.

Плевра – осуществляется растягивание легких при вдохе, плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании.

Учитель: Молодцы, ребята. А на сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о гигиене данных органов. Тема нашего урока «Гигиена дыхания». Постараемся найти ответы на вопросы  «Как мы дышим?»,  «Чем мы дышим?»,  «Почему нарушается работа органов дыхания?». 

3. Изучение новой темы.

Учитель: О гигиене дыхания,  гигиене воздуха говорят многие, даже писа­тели и поэты в своих произведениях, например:

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша бо­лезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и на­яву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клет­ку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно.

.. Итак, начните принимать воздух в самых неогра­ниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики от­крытых дверей».

Рассмотрим состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в нормальных условиях. Эти величины довольно постоянны.

Работа со слайдом 2: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в нормальных условиях»

Воздух Содержание газов, %
Кислород Двуокисьуглерода Азот иинертные газы
Вдыхаемый 20,94 0,03 79,03
Выдыхаемый 16,30 4,00 79,70
Альвеолярный 14,20 5,20 80,60


Учитель:
 Многие факторы негативно влияют на состав воздуха. Как вы думаете, какие это могут быть факторы?

Выслушиваются ответы учащихся, продолжается работа со слайдом

«Факторы, негативно влияющие на дыхательную систему».

 Учитель: А теперь рассмотрим  поподробнее некоторые  из них.

1. Неправильное дыхание.

Работа со слайдом : «Как вы дышите?»

Дышать нужно носом! 

Многие люди постоянно дышат ртом, даже не замечая этого. Это  связано с различной патологией полости носа, затрудняющей  носовое дыхание.  Правильному дыханию можно научиться.

Достаточно несколько раз в день выполнять такое упражнение: встать спиной к стене так, чтоб спина соприкасалась со стеной, и сделать 10 медленных выдохов через нос.

Каждое утро начинать с глубокого вдоха! Заниматься физической культурой!

2. Загрязнение воздуха дымом и пылью. Предоставим слово ____________

Ученик:  Загрязнение воздуха дымом способствует за­болеванию бронхов, легких. Вреден для организма спертый воз­дух душных помещений: в нем может быть много ядовитых га­зов — аммиака, сероводорода, углекислого газа.

Мы всегда окружены невидимым облаком пы­ли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамик­роскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см3 городского воздуха много сотен тысяч пылинок.

В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км2 оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль.  Еще М.В.Ломоносов писал о вредности «ка­менной и земляной пыли». И только спустя 100 лет было иссле­довано влияние пыли на организм.

  Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе «Жерминаль», где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокро­ту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бакте­рии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго нахо­дятся во взвешенном состоянии.

Читайте также:  Строение клетки - биология

Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м3 воздуха их 15-20, на улице – до 5 тысяч.

Учитель: Спасибо. Здесь мне бы еще хотелось добавить информацию о микробах. Исследованиями выявлено, что в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий 2600 микробов, а к концу занятий пер­вой смены достигает 13500!

Из одной бактерии при температуре +30°С через каждые 30 минут образуются две, при температуре + 20°С их деление замедляется в 2 раза, а при температуре + 10°С – в 20 раз. Пре­кращаются размножаться микробы при +3, +4°С. В зимнем мо­розном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

Уместно будет вспомнитьитальянскую поговорку: «Куда не про­глядывает солнечный луч, туда часто заходит врач». 

Физкультминутка: упражнение на правильное дыхание.

Теперь остановимся на болезнях дыхательной системы. Какие болезни сами можете назвать?

Выслушиваются ответы учащихся, работа со слайдом « Болезни дыхательной системы»

Начнем от очень актуальной и на сегодняшний день болезни –  гриппа. О нем расскажет нам  _________.

Ученик: Грипп — вирусное заболевание, отно­сящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распростра­няется, т.к.

вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воз­дух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложне­ниями.

Больные и здоровые люди при общении должны закры­вать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в про­филактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воз­духа.

Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпиде­миологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изме­нениями вируса, чтобы не происходило возникновение массо­вой эпидемии гриппа, врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.

Учитель:  Спасибо. Рассмотрим заболеваемость гриппом и ОРЗ  по Сабинскому муниципальному району за … – … год (по данным санэпидстанции, по больничным листам):

годзаболевание
Грипп 9 больных 573 больных 9 больных
ОРЗ 1946 больных 2610 больных 2265 больных

Я вам подготовила брошюру «Грипп и его профилактика». Дома внимательно ознакомьтесь с ней. Ответственно отнеситесь к мерам профилактики. Легче предупредить болезнь, чем лечить ее.

Слово предоставляется _________.

Ученик: Кроме гриппа к воздушно-капельной инфекции относит­ся также туберкулез. Туберкулез возникает при поражении че­ловека туберкулезной палочкой.

Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пы­левой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палоч­ка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом помещениях.

Причина массового распространения ту­беркулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:

1) регулярные обследования населения (флюорография);

2) поддержания чистоты в жилищах и на улице;

3) озеленение кварталов, очищающие воздух.  

Работа  со слайдом « Болезни дыхательной системы» 

Учитель: По Сабинскому  муниципальному району в … году на учете с данным заболеванием стояли  19 человек, в … году – 14 человек, в …   году – 16 человек.

Помните, туберкулез – коварная инфекция, вызывающая поражение всех органов и систем организма.  Ответственно относитесь к мерам его профилактики.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Предоставим слово _______ .

Ученик:  Родиной табака считается Центральная Америка. В России это растение  появилось в начале XVIII века.

Проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество.

Причем концентрация большинства из них в табачном дыме выше, чем предельно допустимая концентрация (ПДК) этих соединений в воздухе (например, концентрации стирола, 2-метилпропаналя и пропионитрила превышают ПДК этих соеди­нений в атмосферном воздухе соответствен­но в 1037, 513 и 412 раз). Установлено, что в процессе термического разложения никоти­на и других веществ, содержащихся в таба­ке, образуется от 900 до 1200 твердых и га­зообразных соединений.

«Мишенями» табачного дыма становятся самые важные структуры организма — клет­ки крови, мозга, легких и нервные клетки.          

Учитель: Спасибо. Обратите внимание на данную таблицу. Рассмотрите ее и запомните: человек, выкуривший 22 тысячи сигарет, приравнивается к работнику уранового рудника. Это уже инвалид.  Дым сигареты оказывает губительное действие даже на самые живучие организмы – тараканы – в 4 раза сокращает их жизнь.

Учитель:   Теперь познакомимся с такими заболеваниями как бронхит, пневмония, рак легкого, бронхиальная астма.

Продолжается работа со слайдом « Болезни дыхательной системы»

Учитель: Теперь все изученное обобщим.

Запомните!        
              

1. Болезни органов дыхания  в той или иной степени приводят к снижению функциональной способности легких. В результате нарушается газообмен, кровь слабо насыщается кислородом и организм испытывает кислородное голодание.2. Физические упражнения улучшают работу дыхательной системы и увеличивают жизненную емкость легких.3. Здоровый человек должен дышать носом, так как в полости носа воздух согревается, увлажняется и очищается.4. Острый бронхит и пневмония вызываются  болезнетворными микроорганизмами или вредными химическими веществами.5. Хронический бронхит развивается вследствие постоянного раздражения слизистой оболочки бронхов дымом и пылью. Очень часто это заболевание наблюдается у курильщиков. Компоненты табачного дыма могут вызвать рак легкого.6. Туберкулез – заразное и очень опасное заболевание. В отличие от других инфекционных заболеваний, оно имеет хроническое течение, что многократно повышает число заразившихся. Возбудитель – «палочка Коха».

7. Бронхиальная астма – это аллергическое заболевание, характеризующееся отеком слизистой оболочки, который вызывает приступы удушья.                                                     

4. Закрепление.

Учитель: Теперь, имея в виду все рассмотренное, попробуем выработать правила гигиены дыхания. Какими они могут быть на ваш взгляд?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, молодцы. Сейчас я вам раздам брошюры, где отражены основные правила гигиены дыхания. Прочтите их и старайтесь придерживаться. Ваше здоровье зависит только от вас!

Брошюры раздаются учащимся.

Основные правила гигиены дыхания
1. Дыхание должно быть ровным и размеренным.2. Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом.3. Желательно заниматься физической культурой.4. 2-3 часа в течение суток полезно быть на свежем воздухе.5. Дышать надо через нос.6. При чихании и кашле следует закрывать рот носовым платком.7. Необходима регулярная влажная уборка помещений.8. Для правильного дыхания  важна xoрошая осанка.

Домашнее задание:

1 уровень: подготовить  проект на тему «Гигиена дыхания»;

2 уровень: составить контрольные тесты типа ЕГЭ;

3 уровень: ответить на вопросы (стр.146 -147).

Источник: https://open-lesson.net/2689/

Презентация на тему Болезни органов дыхания и их предупреждение – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Болезни органов дыхания и их предупреждение

Слайд 2
Описание слайда:

Болезни передающиеся через воздух

Слайд 3
Слайд 4
Описание слайда:

Рак легких

Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:

ТЕСТ “Что мы знаем о курении?” Подростки курят, что бы быть как все? Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать? Курение табака является одной из основных причин заболеваний сердца? Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением? Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает? Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения?

Слайд 7
Описание слайда:

В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы? В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы? Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких? Нет ничего страшного в том, что подростки “балуются” сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку?

Слайд 8
Описание слайда:

Туберкулез легких

Слайд 9
Описание слайда:

Палочка Коха

Слайд 10
Описание слайда:

Ветрянка

Слайд 11
Описание слайда:

Биологическое значение дыхания: Обеспечение организма кислородом. Удаление углекислого газа. Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности. Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Слайд 12
Описание слайда:

Жизненная емкость легких- это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Слайд 13
Описание слайда:

Спирометр Спирометр – прибор для определения жизненной ёмкости легких.

Слайд 14
Описание слайда:

Факторы негативно влияющие на дыхательную систему Экологическое загрязнение атмосферы Курение (табачный дым и смолы) Неправильное дыхание Возбудители инфекционных заболеваний

Слайд 15
Описание слайда:

Викторина “Вы рискуете своими легкими” Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? Если человек выкуривает в день ежедневно на протяжении года, сколько смолы оседает в его легких? Верно или нет, что курение табака вызывает сильное привыкание? Что означает “пассивное курение”? Назовите три вещи, которые невозможно делать одновременно во время курения? Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.

Слайд 16
Описание слайда:

Рекомендации по гигиене дыхания Отказ от вредных привычек – курения Проветривать помещение, делать влажную уборку Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках витаминизированное питание Занятие физической культурой

Слайд 17
Описание слайда:

Кроссворд «Дыхание. Органы дыхательной системы.»

Слайд 18
Описание слайда:

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/170841_prezentaciya_na_temu_bolezni_organov_dyxaniya_i_ix_preduprezhdenie

Ссылка на основную публикацию