Деление и рост клетки, Биология

  • Здравствуйте ребята!
  • Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение клетки, её строения и жизнедеятельности.
  • Этот урок, для нас необычный, у нас сегодня гости, поэтому я попрошу вас не волноваться и работать в обычном режиме.
  • Начать урок я хочу с небольшой сказки, которая поможет вам вспомнить то что мы уже изучили, а значит лучше понять новый материал.
  • СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тутОрганоиды живут.Там такое происходит -Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движеньеВ клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый годПоступает кислород.Должен пищу он окислить,А из клетки – углекислый.Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же часУдаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,Это не одно мгновенье.

Длится рост и

размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  1. Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, запишите какие процессы происходят в клетке?
  2. Ответ: Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, выделение, деление, рост,
  3. размножение.
  4. А какой процесс жизнедеятельности мы с вами ещё не изучали?
  5. Ответ: Деление
  6. И так запишите тему нашего сегодняшнего урока: «ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ»
  7. Сможет ли Вы мне ответить на вопрос:
  8. Почему у нас растут ногти и волосы, а у ящерицы отрастает новый хвост?
  9. Цель: Выяснить как происходит деление клетки.

А для того чтобы понять как происходит этот процесс жизнедеятельности, давайте вспомним строение клетки.Из каких основных частей состоят клетка?Ответ:

Генетический аппаратКлеточная мембрана

Цитоплазма

  • Как вы считаете, какая структура отвечает за процесс деления клетки?
  • Ответ: Генетический аппарат
  • Ребята давайте вспомним, чем представлен генетический аппарат клетки?
  • Ответ: Ядро и хромосомы.
  • Деление клетки это сложный процесс состоящий из нескольких последовательных этапов, а для того чтобы выяснить как происходит он я предлагаю вам выполнить следующие задание.

Делению клетки предшествует деление ядра. Перед началом деления клетки ядро увеличивается и в нём становятся хорошо заметны хромосомы. Вы уже знаете, что они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части (хроматиды), которые в ходе деления расходятся к разным полюсам клетки. В ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке.

Важно, что эти хромосомы являются копиями хромосом материнской клетки, что обеспечивает наследственное сходство дочерних клеток с исходной материнской. В центре клетки из клеточной мембраны образуется перегородка, и возникают две новые дочерние клетки.

Всё содержимое цитоплазмы также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Я попрошу вас разбиться на группы по 4 человека; перед вами конверты, в которых вы найдёте этапы деления клетки. Ваша задача подумать и постараться расположить их в правильной последовательности. КАРТИНКИ

  1. Деление и рост клетки, Биология
  2. Я попрошу представителя из …группы выйти к доске и представить свой результат.
  3. РЕЗУЛЬТАТ
  4. Ребята, у всех ли получилась такая же последовательность этапов деления клетки?

Давайте откроем учебники и проверим себя. Стр.37

  • Расположи этапы деления клетки в правильной последовательности.
  • (Как вы считаете, из-за чего вы допустили ошибку?)
  • (Какая структура клетки отвечает за её деление?)
  • Ответ: Генетический аппарат
  • И так мы знаем, что именно генетический аппарат отвечает за деление клетки
  • Теперь наша задача выяснить, что происходит с ним во время этого процесса.
  • А чтобы нам лучше понять, как происходит деления клетки, я предлагаю вам вспомнить строение Земли.
  • ГЛОБУС МОДЕЛЬ КЛЕТКИ
  • Как называется самая южная и самая северная точка Земли?
  • Ответ: Полюса
  • Что располагается по её центру?
  • Ответ: Экватор
  • Так и в клетке есть свой экватор и полюса
  • И так, что мы наблюдаем на первом этапе?

Ответ:….Клетка готовится к делению.

  1. Что происходит с генетическим аппаратом на втором этапе?
  2. Ответ: Хромосомы изменяются
  3. Как?
  4. Хромосомы удваиваются (копируют себя), образуют две одинаковые части которые называются -хроматиды
  5. СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМЫ
  6. (давайте сделаем схематический рисунок)
  7. Что происходит на 3 этапе ?
  8. Ответ: Хромосомы выстраиваются по экватору клетки
  9. Что происходит на 4 этапе ?
  10. Ответ: Хроматиды расходятся к полюсам клетки
  11. Что происходит на следующем заключительном этапе деления клетки?
  12. Ответ: Образуются две новые клетки.
  13. И так мы с вами выяснили что происходит с генетическим аппаратом во время деления клетки.
  14. Давайте вернёмся к нашим конвертам
  15. Я попрошу вас приклеить этапы деления клетки в нужном порядке в столбик друг под другом, а на против записать что происходит с клеткой на каждом этапе деления.

А для того чтобы понять для чего необходим такой сложный многоэтапный процесс, я попрошу вас ответить на вопрос в рубрике ПОДУМАЙТЕ ! в ваших учебниках.

  • ПОДУМАЙТЕ!
  • И так, как вы считаете, мы справились с поставленной целью урока, мы выяснили, как происходит процесс деление клетки.
  • САМООЦЕНКА – РЕФЛЕКСИЯ
  • Задание 1.
  • СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит –Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  1. Задание 1.
  2. СКАЗКА

Загляните на часокВ нашу клетку-теремок,В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -Цитоплазма кругом ходит,Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,Удивился б Роберт Гук.В клетку пища поступаетОчень даже непростая,Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Часть веществ построит клетку,(Так растет листок иль ветка)Часть – отложится в запас,Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,Клетка быстро подрастает.Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножениеСтолько, сколь живет растение.И название “растение”Получило объяснение.Мы вам сказку рассказали.

Что о клетке вы узнали?

  • Задание 2.
  • Прочитайте текст.

Делению клетки предшествует деление ядра. Перед началом деления клетки ядро увеличивается и в нём становятся хорошо заметны хромосомы. Вы уже знаете, что они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части (хроматиды), которые в ходе деления расходятся к разным полюсам клетки. В ядре каждой из двух новых клеток хромосом оказывается столько же, сколько их было в материнской клетке.

Важно, что эти хромосомы являются копиями хромосом материнской клетки, что обеспечивает наследственное сходство дочерних клеток с исходной материнской. В центре клетки из клеточной мембраны образуется перегородка, и возникают две новые дочерние клетки.

Всё содержимое цитоплазмы также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.

Деление и рост клетки, Биология

Урок 7.а. Деление и рост клеток

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты
Читайте также:  Витамины, Биология

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, дыхании, пита­нии, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
  9. Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедея­тельности клетки».
  10. Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.

Процесс деления клетки называется –митоз.В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информа­цией материнской клетки, т. е. они являются как бы копией ма­теринской клетки.

Митоз — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы. Хромосомы (от греч. слов «хромо» — цвет и «сома» — тело) — особые органоиды, обычно цилин­дрической формы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.

Каждая хромосома делится продольно на две равные по­ловинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки.

Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная обо­лочка, каждая хромосома достраивает недостающую поло­винку. В результате получаются два дочерних ядра с таким же количеством хромосом, как и в материнской клетке.

В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две, каждая из которых имеет свое ядро.

У различных растений митоз длится 1—2 ч. В результате об­разуются две идентичные дочерние клетки с тем же набором хро­мосом и той же наследственной информацией, что и в материн­ской клетке.

Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни расте­ния. Благодаря делению и росту клеток происходит и рост самого растения.

У многоклеточных растений есть специальные участки, где деление и рост клеток происходят постоянно.

Митоз был открыт с помощью светового микроскопа в 1874 г. русским ученым И. Д. Чистяковым в растительных клетках. В 1878 г. В. Флеммингом и русским ученым П. П. Перемежко этот про­цесс обнаружен в животных клетках. У животных клеток митоз длится 30-60 мин, у растительных – 2-3 ч. Митоз состоит из четырех фаз: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. 

Профаза – первая фаза деления, в которой двухроматидные хромосомы спирализуются и становятся заметными, ядрышко и ядерная оболочка распадаются, образуются нити веретена деле­ния. Клеточный центр делится на две центриоли, расходящиеся к полюсам. 

Метафаза — фаза скопления хромосом на экваторе клетки: нити веретена деления идут от полюсов и присоединяются к центромерам хромосом:   к каждой хромосоме подходят две нити, идущие от двух полюсов.  

 Анафаза– фаза расхождения хромосом, в которой центромеры делятся, а однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам  клетки. Это самая короткая фаза  митоза. 

  Телофаза –фаза окончания деления, движение хромосом заканчивается, и происходит их деспирализация (раскручивание в тонкие нити),  формируется ядрышко, восстанавливается ядерная оболочка, на экваторе закладывается перегородка (у растительных кле­ток) или перетяжка (у животных клеток), нити веретена деле­ния растворяются.

Вопросы и задания

1.Дайте определение.

Деление — это .

2.Рассмотрите рисунки фаз митоза. Определите, в какой по­следовательности фазы сменяют друг друга, и в соответствии с этим пронумеруйте рисунки.

3. Напишите, в чём заключается сущность митоза. Каково его биологическое значение?

4. Пронумеруйте фазы мейоза в соответ­ствии с их правильной последовательностью.

  • Деление и рост клетки, Биология
  • Закрепление знаний и умений
  • Ответьте на вопросы.
  • Что такое митоз?
  • Опишите последовательно все этапы митоза.
  • Что такое мейоз?
  • Каково его значение?
  • Деление клетки. Митоз
  • Митоз
  • Митоз – деление клетки | самое простое объяснение
  • Ресурсы:

     

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Развитие половых клеток у растений и животных

Содержание:

  • Развитие половых клеток у растений и животных.
  • Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Деление и рост клетки, Биология

Процесс возникновения половых клеток – гаметогенез

У растений и животных пути образования гамет различаются. У растений половые клетки возникают путем деления соматических клеток, по-другому митозом. У животных же помимо митоза есть и мейоз.

Гаметогенез растений

Перед самим процессом образования гамет в пыльниках тычинок образуются микроспоры. Образование мужских половых клеток непосредственно связано с делением материнской клетки путем митоза. Так, из одной клетки получаются четыре микроспоры, каждая из которых имеет гаплоидный набор хромосом.

Читайте также:  Болезни органов дыхания и их предупреждение, Биология

После этого происходит деление одной из получившихся спор с образованием мужского гаметофита. Он, в свою очередь, состоит из большой вегетативной и маленькой генеративной клетки. После деления гаметофит покрывается плотной оболочкой и образует пыльцевое зерно.

Иногда, в процессе созревания пыльцы или же после переноса её на рыльце пестика, маленькая генеративная клетка делится митозом, в результате которого образуется две неподвижные мужские половые клетки, называемые спермиями.

Из вегетативной же клетки, после опыления, образуется пыльцевая трубка, способствующая проникновению спермиев в завязь пестика для оплодотворения. 

Рис. 1 Образование мужского гаметофита

Образование женских половых клеток у растений называется мегагаметогенезом. Этот процесс происходит в завязи пестика, предшествующий процесс – мегаспорогенез, вследствие которого из мегаспоры материнской клетки путём двух последовательных мейотических делений образуется четыре мегаспоры.

Одна из этих мегаспор три раза делится митозом, при этом получается зародышевый мешок с восемью ядрами, называющийся женским гаметофитом.

После, цитоплазмы дочерних клеток обособляются, и одна из образовавшихся клеток становится яйцеклеткой, по бокам которой расположены синергиды, на противоположном конце зародышевого мешка образуются три антипода, в центре же формируется диплоидная центральная клетка, возникшая в результате слияния двух гаплоидных ядер. 

  • Рис. 2 Образование женского гаметофита
  • Развитие половых клеток у животных
  • Существуют два процесса образования половых клеток у животных, сперматогенез (образование мужских половых клеток) и овогенез (образование женских половых клеток). 
  • У человека сперматогенез осуществляется в семенниках (по-другому яичках) и подразделяется на четыре следующих друг за другом периода: размножение, рост, созревание и окончательное формирование. 

Период размножения характеризуется тем, что первичные половые клетки делятся путём митоза, в результате чего, вначале образуется диплоидные сперматогонии. Во время роста сперматогонии накапливают в цитоплазме питательные вещества, размеры их увеличиваются и они преобразуются в первичные сперматоциты, которые также называют сперматоциты первого порядка.

После этого, начинается период созревания, в котором они вступают в мейоз. Результатом произошедшего мейоза является образование сначала двух вторичных сперматоцитов, или сперматоцитов второго порядка, с последующим образованием четырёх гаплоидных клеток с большим количеством цитоплазмы – сперматид.

  В период формирования сперматиды формируют жгутик, превращаясь в сперматозоиды, утрачивая при этом почти всю цитоплазму. 

Сперматозоиды – это очень мелкие подвижные мужские половые клетки, они состоят из головки, шейки и хвостика. 

В головке имеется ядро и акросома, представляющая собой видоизменённый комплекс Гольджи, который обеспечивает в процессе оплодотворения растворение оболочки яйцеклетки.

Шейка сперматозоида является местонахождением центриолей клеточного центра.

Основа хвостика образована микротрубочками, которые и обеспечивают  движение сперматозоида, также в нём находятся митохондрии, синтезирующие энергию АТФ для движения сперматозоида.

Образование женских половых клеток. Овогенез. 

У человека процесс образования яйцеклеток (овогенез) происходит в яичниках. 

Яйцеклетка – крупная половая клетка, содержащая гаплоидный набор хромосом и большое количество запасных питательных веществ, необходимых для последующего развития зародыша. Она покрыта четырьмя оболочками для предотвращения повреждения её различными факторами.

Женский организм вырабатывает яйцеклетки с промежутком в 28-30 суток. 

Овогенез проходит в три стадии, или периода, которые соответственно называются: размножения, роста и созревания. Периоды размножения и роста происходят ещё во внутриутробном состоянии организма человека.

Из первичных половых клеток формируются диплоидные оогонии, превращающиеся затем в диплоидные ооциты первого порядка, или первичные ооциты. Далее следует период созревания, с протекающими в нём процессами митоза и цитокинеза.

Этот период характеризуется неравномерным делением цитоплазмы материнской клетки, поэтому, вначале формируется один ооцит второго порядка, или  вторичный ооцит, после чего из вторичного ооцита образуется яйцеклетка.

Яйцеклетка имеет большой запас питательных веществ и сохраняет второе полярное тельце. Первое же полярное тельце делится на две части. Образовавшиеся полярные тельца забирают избыток наследственного материала. 

Рис. 3 Сперматогенез  и овогенез

Деление клетки как основа размножения, индивидуального развития организмов. Роль митоза и мейоза

Деление клеток – это основной процесс, который лежит в основе размножения, роста и развития всех живых организмов. В результате деления из одной материнской клетки образуется две дочерних идентичных материнскому организму клетки. Рост различных органов и тканей растений и животных возможен только благодаря процессу деления. 

Роль митоза. Основным способом деления клетки является митоз. Его биологическое значение в том, что этот процесс лежит в основе роста и вегетативного размножения всех организмов, которые имеют в составе клетки ядро (эукариоты).

Благодаря митозу, число хромосом в клеточных поколениях остаётся постоянным, таким образом, дочерний организм получает точно такой же набор хромосом, следовательно, такой же генетический материал, который содержался в ядре материнской клетки.

Роль мейоза. Биологическое значение мейоза заключается в том, что этот процесс поддерживает постоянное число хромосом при наличии полового процесса.

Важным является то, что в процессе мейоза происходит кроссинговер, в результате которого происходит обмен генетической информацией и появление в хромосомах новых наследственных признаков.

Таким образом, мейоз обеспечивает свойства комбинативной изменчивости, результатом которой служат новые сочетания признаков при дальнейшем оплодотворении.

Эти два процессы играют важнейшую роль в жизнедеятельности каждого организма. Именно они лежат в основе онтогенетического и филогенетического развития живых организмов.

Урок 8. деление и рост клеток – Биология – 5 класс – Российская электронная школа

  • Биология, 5 класс
  • Урок 8. Деление и рост клеток
  • Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
  1. Урок посвящён изучению процесса деления и роста клеток живых организмов.

  1. Ключевые слова:
  2. Клетка, деление клеток, рост клеток
  3. Тезаурус:
  4. Деление клетки – процесс образования из родительской клетки двух и более дочерних клеток.
  5. Рост клетки – это увеличение объёма, массы и размера клетки.

  6. Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е.

    , Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.

  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология.

    6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Подобно большинству других животных, мы рождаемся очень маленькими и затем растём. Схема будущего тела человека в целом сформирована уже тогда, когда конечности и главные органы достигают всего лишь нескольких миллиметров в длину.

Части тела новорождённого ребёнка вырастут в дальнейшем в разной степени, пропорции его тела изменятся, и, например, голова перестанет казаться такой уж большой относительно туловища.

Рост каждой части тела в значительной степени программируется в клетках эмбриона на ранней стадии развития.

Человекообразные черты на стадии эмбрионального развития мы начинаем приобретать, когда эмбрион достигает 1,5 сантиметра в длину. В момент появления на свет наша длина составляет уже около 50 сантиметров. Затем мы вырастаем примерно до 180 сантиметров – при этом рост зависит от половой принадлежности. Расти человек перестает после достижения стадии половой зрелости.

Основной способ роста – это размножение клеток. Но важную роль играет также увеличение размеров самих клеток. Например, нервные клетки и их отростки увеличиваются особым образом: после того как нервная клетка сформирована, она уже никогда больше не делится, однако она может очень серьезно вырасти.

Точно так же никогда больше не делятся и клетки мышц, однако они увеличиваются в размерах и объединяются со специальными клетками, подобными стволовым, и все это для того, чтобы создавать более крупные мышцы. Ещё один «способ» роста человек – увеличение пространства между клетками, как это происходит с хрящами и костями.

Все эти процессы происходят с нами благодаря росту и развитию клеток.

Жизнь клетки от момента её появления и до собственного деления, включая само деление, а также гибель клетки называется жизненным циклом клетки.

Деление клетки – сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих друг за другом. Главную роль в нём играют события, происходящие в ядре. Каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки.

В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Таким образом, в результате деления клетки образуются две дочерние клетки, полностью похожие на материнскую клетку.

За счёт процесса деления обеспечивается передача наследственного материала, а значит и всех признаков, от материнской клетки к дочерним.

Молодые клетки отличаются от старых. Они меньше размером, в них много мелких вакуолей. Клеточного сока в клетке очень мало. Ядро расположено посередине клетки. В старых клетках имеется несколько крупных вакуолей или одна большая, наполненная клеточным соком, а цитоплазма с ядром оказывается оттесненной к оболочке.

Вновь образовавшиеся молодые клетки растут, растягиваются, достигают размера взрослых и сами начинают делиться. Так, например, в результате деления и роста клеток растут корни, стебли и листья растения. Число клеток в органах растения увеличивается – растение растёт.

Рост происходит всюду, где идёт размножение клеток. Рост имеет три фазы: деление, растяжение, дифференцировка клеток.

  • Разбор типового тренировочного задания:
  • Тип задания: Установите соответствие
  • Текст вопроса: Заполните таблицу.
Растительная клетка Животная клетка
  1. Варианты ответов: Лизосома
  2. Хлоропласт
  3. Клеточная стенка
  4. Клеточный центр
  5. Вакуоль
  6. Правильный вариант ответа:
Растительная клетка Животная клетка
  • Клеточная стенка
  • Хлоропласт
  • Вакуоль
Клеточный центрЛизосома
  1. Разбор типового контрольного задания
  2. Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
  3. Текст вопроса: Составьте верное утверждение.
  4. Перед митозом число ___________ _____________.
  5. Варианты ответов:
  6. Перед митозом число (хромосом/хроматид) (удваивается/не изменяется).
  7. Правильный вариант ответа:
  8. Перед митозом число хромосом удваивается.

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

  • 4. Изучение нового материала
  • Вопрос классу.
  • Вопрос классу.
  • Вопрос к классу.
  • Вопрос классу.
  • 5. Физкультминутка
  • 6.Закрепление
  • 7. Рефлексия

8.Информация о домашнем задании. Выставление оценок

  1. Сегодня мы погрузимся с вами в тайну жизни клети.
  2. Как вы понимаете термин жизнь? (Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах)
  3. Давайте вспомним процессы характеризующие жизнь?
  4. (карточки вывешиваются на доске: питание, размножение, рост, развитие, дыхание).
  5. Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки

Начнём работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране (дыхание клетки) Презентация слайд3. Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа.

– Что ещё необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание)

А для того чтобы узнать каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть результаты опыта. Я взяла три морковки, опишите как выглядит морковь.

Одна из морковок подходит под ваше описание, а другая завяла. Морковь, которая завяла , я положила в бутылку с водой.

Как изменяется морковка, объясните почему? Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4).

Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.(отметьте в конспектах поступление веществ в клетку)

– Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку? (Презентация слайд5).

Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления клеток разная, (примеры), а принцип деления один Презентация слайда7.

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – Хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части.

В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определённое количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой.

Составьте сему деления клеток. Увас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение 3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45, рисунок 26.

Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаюся питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение -0 рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. (Презентация слайд 9).

  • Планируемые результаты
  • Личностные:
  • Умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные:
  • Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
  • Коммуникативные:
  • Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
  • Познавательные:
  • Умение работать с учебником находить в нем необходимый материал.
  • Закройте глаза, расслабьте тело,
  • Представьте – вы птицы, вы вдруг полители!
  • Теперь в океане дельфином плывёте,
  • Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
  • Налево, направо, вокруг посмотрели,
  • Открыли глаза, и снова за дело!

А сейчас, мы ещё раз мы заглянем к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Презентация слайд 10

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Давайте заполним последнюю колонку своей первой таблицы. Что вы узнали.

  1. Всё ли было понятно в течении урока?
  2. Какая часть урока вам показалась самой интересной?
  3. Какая часть урока вызвала затруднение?
  4. Какое у вас настроение после урока?
  5. Планируемые результаты

Личностные:Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:Умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рефлексия .Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы п.9

Ссылка на основную публикацию