Деятельность человека в необычных условиях, биология

биологические эксперименты для вторичного – это инструмент, который используется для обучения некоторым важным процессам живых существ интересным и динамичным способом..

Бактерии, простейшие, грибы, растения и животные образуют 5 царств жизни и имеют много общих характеристик живых существ.. 

5 биологических экспериментов для старшеклассников

– Эксперимент 1. Извлечение ДНК из клубники

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

A.D.N. являются аббревиатурами, которые указывают Áкислота DesoxirriboNЭто молекула, которая содержит всю генетическую информацию организма. ДНК присутствует во всех организмах, от самых маленьких бактерий до самых крупных млекопитающих.

Структурно ДНК является очень длинным и устойчивым микроскопическим волокном. В большой части организмов ДНК образована двумя нитями, которые соединяются вместе, образуя небольшой оборот.

Генетическая информация, содержащаяся в ДНК, служит для производства белков организма. Таким образом, клубничная ДНК обладает генетической информацией для производства клубничных белков..

материалы

  • 3 спелой клубники
  • ½ стакана водопроводной воды
  • 1 ступка
  • 1 пластиковый контейнер
  • 2 чайные ложки жидкого моющего средства
  • 2 чайные ложки соли
  • 1 бумажный фильтр
  • 1/3 стакана изопропилового спирта (из аптеки)
  • 1 стеклянный стержень
  • 1 деревянный поддон
  • 1 пластиковый пакет

Экспериментальная процедура

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

1-в ½ стакана водопроводной воды смешайте жидкое моющее средство и соль. Это будет смесь для разрушения клеточной стенки, клеточной мембраны и ядерной мембраны клубники. Таким образом, ДНК клубники, которая находится в ядре, может быть извлечена в следующих шагах.

2-Полностью раздавить клубнику в ступке, облегчая тем самым эффект предыдущей смеси (экстракционная смесь). Важно не оставлять большие куски фруктов без дробления.

3-Добавьте в клубнику 2 столовые ложки экстракционной смеси, осторожно встряхните стеклянной палочкой. Дайте постоять 10 минут.

4-Фильтруйте эту смесь бумажным фильтром и вылейте полученную жидкость в пластиковый контейнер..

5-Добавьте тот же объем изопропилового спирта (холодный) в пластиковом контейнере. Например, если есть 100 мл клубничного экстракта, добавьте 100 мл спирта. Не встряхивайте и не перемешивайте.

6. Через несколько секунд наблюдайте образование белесого мутного вещества (ДНК) на поверхности жидкости. Наклоните контейнер и соберите ДНК деревянным поддоном.

7-При желании вы можете повторить процесс с другими фруктами и сравнить.

– Эксперимент 2. Влияние тепла на витамины

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

В этом эксперименте студенты обнаружат, разрушает ли приготовление пищи витамины, которые они содержат. В этом случае витамин С из цитрусовых будет изучен. Тем не менее, студенты могут распространить эксперимент на другие продукты и витамины.

Витамин С присутствует в цитрусовых фруктах, таких как: лимоны, апельсины, грейпфрут и т. Д. Химически витамин С является аскорбиновой кислотой и очень важной молекулой для организма..

Этот витамин участвует в нескольких метаболических процессах, необходимых для здоровья, и его недостаток вызывает болезнь цинга.

материалы

  • Цитрусовые (апельсины, лимоны и т. Д.)
  • 1 столовая ложка кукурузного крахмала (кукурузный крахмал)
  • йод
  • вода
  • 2 стеклянных контейнера
  • Бунзеновская горелка (или печь)
  • Пипетка (или капельница)
  • Несколько пробирок с полкой
  • Термостойкие перчатки
  • Белый лист бумаги
  • карандаш
  • Блог заметок

Экспериментальная процедура

Приготовление йодного индикатора

  • 1-Смешайте столовую ложку кукурузного крахмала с небольшим объемом воды, перемешайте до образования пасты.
  • 2-Добавить 250 мл воды и варить в течение примерно 5 минут.
  • 3-С помощью пипетки добавить 10 капель кипятка в 75 мл воды.
  • 4-Добавить йод в смесь, пока он не станет темно-фиолетового цвета.

Сравнение уровня витамина С

  1. 1-выжать сок из выбранных цитрусовых в 2 отдельных контейнерах.
  2. 2-Один контейнер будет помечен как «нагретый», а другой – как «без подогрева».

  3. 3-Нагрейте тот, который отмечен как “нагретый”, пока он не закипит.
  4. 4-С перчатками, осторожно снимите с огня.

5 – С помощью капельницы добавьте 5 мл раствора индикатора йода в стандартную пробирку на 15 мл..

6-Используя чистую капельницу (чтобы избежать загрязнения), добавьте 10 капель приготовленного сока в пробирку. Очистите пипетку и повторите с образцом контейнера “без подогрева”.

7-Наблюдайте, в котором получается более темный цвет. Более темный цвет означает, что в этом конкретном образце содержится меньше витамина С. Сравните результаты и проанализируйте.

– Эксперимент 3. Влияние соли на семена салата.

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Широко известно, что растениям для прорастания, роста и жизни нужна вода. Тем не менее, есть много стран в мире, которые страдают, чтобы выращивать свою пищу, потому что почвы содержат много соли.

Цель этого эксперимента – определить, погибают ли растения при орошении соленой водой. Если бы они это сделали, при каком уровне засоления растения перестали бы расти и умирали?.

Вышеуказанное очень важно, поскольку в зависимости от толерантности к соли в некоторых условиях можно выращивать некоторые растения..

материалы

  • 30 семян салата
  • 3 посадочных горшка
  • вода
  • соль
  • баланс
  • Палочку трясти

Экспериментальная процедура

1-Подготовьте два раствора соленой воды следующим образом: один с концентрацией 30 г соли на литр воды (30 г / л), а другая половина с концентрацией соли: (15 г / л).

2-Контрольный раствор – чистая вода, не содержит соли.

3-Разделите семена на три группы по 10 семян в каждой..

4 семени по 10 семян в каждом горшке. Там должно быть 3 горшка с 10 семенами в каждом.

5-маркируйте каждый горшок: горшок 1 -> (соль 30), горшок 2 -> (соль 15) и горшок 3 (контроль).

6-Поместите горшки снаружи, где они получают солнечный свет.

7 – Поливайте горшки каждый день соответствующим раствором: горшок 1 с раствором 30, горшок 2 с раствором 15 и горшок 3 с чистой водой. Не путайте!

8. Продолжайте эксперимент в течение 2 недель и запишите наблюдения по мере их появления. Сравните результаты и проанализируйте.

– Эксперимент 4. Брожение дрожжей

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Дрожжи являются очень важными микроорганизмами для человека. Они помогают производить хлеб, вина, пиво и другие продукты для потребления человеком в процессе, называемом брожением..

Например, дрожжи обычно используются на кухне для выпечки хлеба. Но что именно делают дрожжи?.

Чтобы ответить на это, мы должны признать дрожжи как живой организм, который нуждается в питательных веществах, чтобы жить. Основным источником энергии дрожжей являются сахара, которые разрушаются в результате брожения.

материалы

  • дрожжи
  • 3 прозрачных стеклянных контейнера
  • 3 маленькие тарелки
  • 2 чайные ложки сахара
  • Вода (горячая и холодная)
  • Постоянный маркер

Экспериментальная процедура

  • 1-Добавьте немного холодной воды на 3 маленьких тарелки.
  • 2-Поместите каждый стеклянный контейнер на каждую тарелку, маркируйте каждый контейнер следующим образом: 1, 2 и 3.
  • 3-В контейнере 1 смесь: 1 чайная ложка дрожжей, ¼ стакан теплой воды и две чайные ложки сахара.

4-В контейнере 2 смешайте чайную ложку дрожжей с ¼ стакана теплой воды..

5-В контейнере 3, поместите чайную ложку дрожжей и ничего больше.

6-Наблюдайте, что происходит в каждом контейнере. В каждом контейнере происходят разные реакции? В этом эксперименте, помимо зрения, очень важен запах.

7-Сравните результаты и проанализируйте.

Эксперимент 5: правило 5 секунд

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Часто можно услышать, что если еда падает на землю, микробам требуется 5 секунд, чтобы загрязнить пищу. Правило пяти секунд устанавливает, что пища, взятая с земли, будет безопасна для еды, если она собрана в течение 5 секунд после падения..

Этот эксперимент оценит, есть ли правда в этой теории. Основная цель – определить, эффективно ли предотвращает загрязнение почв бактериями сбор пищи, уроненной менее чем за 5 секунд..

материалы

  • Продукты, которые вы хотите попробовать (один влажный и один сухой, для сравнения)
  • Стерильные гистофилы
  • Стерильные перчатки
  • хронометр
  • 6 чашек Петри с питательным агаром
  • Блог заметок
  • карандаш

 Экспериментальная процедура

1-Поместите влажную пищу (например, сырое мясо) на землю, подождите 4 секунды и удалите с земли.

2. С стерильными перчатками протрите кусочек мяса стерильным тампоном. Иссопом больше ничего не трогайте!

3-В стерильной среде (вытяжной колпак) снимите крышку чашки Петри и осторожно вращайте тампон взад и вперед зигзагообразно по всей поверхности агара. Избегайте прикосновения к одной и той же области агара дважды.

4-Осторожно поместите крышку на чашку Петри, наклейку.

5-Выполните шаги 1-4 с сухим кормом (например, хлебом).

6-Выполните шаги 1-4 для контроля, то есть с помощью стерильных тампонов (без предварительного прикосновения к какому-либо объекту) выполните зигзагообразный рисунок на двух чашках Петри, содержащих один и тот же питательный агар..

7. Поместите все чашки Петри в среду с температурой 37ºC, которая является оптимальной температурой для роста бактерий. Убедитесь, что все чашки Петри находятся в одном месте.

8. Делайте наблюдения в 24, 36, 48, 60 и 72 часа. Подсчитайте бактериальные колонии в каждой чашке и в каждом временном интервале.

9-Представить результаты в виде графика и проанализировать их.

Общие шаги для выполнения эксперимента

Для того, чтобы провести научный эксперимент, первое, что нужно сделать, это написать вступление, в котором предлагается то, что будет сделано. Цель эксперимента и его важность четко описаны ниже..

Эксперименты основаны на предыдущих наблюдениях, поэтому важно описать гипотезу эксперимента. По сути, гипотеза – это то, что исследователь надеется получить из своего эксперимента..

Затем составляется список материалов, которые будут использоваться в эксперименте, и дается подробное описание того, что будет сделано, это экспериментальная процедура. Идея в том, что каждый может повторить эксперимент с данными инструкциями..

Читайте также:  Человек - биология

Наконец, результаты описываются, анализируются и сравниваются с аналогичными, и делаются выводы.

ссылки

  1. Все проекты научной ярмарки. Получено от: all-science-fair projects.com.
  2. Проекты Ярмарки Биологии. Получено с: learning-center.homesciencetools.com.
  3. Проект Ярмарки Науки Высшей школы. Получено с: education.com.
  4. Проекты Ярмарки Науки Биологии Средней школы. Получено с: projects.juliantrubin.com.
  5. Проекты Ярмарки Науки Высшей школы. Получено с: livescience.com.

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом.

Название теории Сущность теории происхождения человека
Религиозная теория Человек – творение Бога. Душа – источник человеческого в человеке.
Теория космического происхождения человека Человек – существо внеземное, пришелец из космоса.
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая) Человек – биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение.
Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая) Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности.

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

  • Человек обладает сознанием.
  • Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)
  1. Свойства сознания:
    – активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
    – избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
    – субъективность;
  2. – творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение.

Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна).

Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида “homo sapiens”. Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность) Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости.

Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений
Элемент деятельности Характеристика
Субъект человек, группа людей, всё общество в целом
Объект то, на что направлена деятельность
Мотив совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)
Цель это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Действия активность, направленная на достижение цели
Средства всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
Результат реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);

  • – традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).
  • Основные типы деятельности:
    игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
    учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
    труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая Духовная
материально-производственная учебно-познавательная, научная
социально-преобразовательная ценностно-ориентировочная
прогностическая

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения
Субъекты Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях Содержание Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации
реально существующие партнёры; – иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); – воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
  1. – передача и получение знаний; – согласование разумных действий людей; – организация совместной деятельности людей;
  2. – установление и прояснение межличностных отношений и др.
информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства
  • – органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание); – устная речь; – письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • – технические средства (радио, телевидение, компьютер)
ОБЩЕНИЕ
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений
Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом Косвенное – через других людей (например, передать привет)
  1. Функции общения:
    – социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
    – познавательная (получение новой информации);
    – психологическая (эмоциональная поддержка);
    – отождествления (выражение причастности человека к группе);
  2. – организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.

Потребности человека безграничны.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Читайте также:  Свертывание крови - биология

Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.

Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

По уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;

– гениальных.
Гении – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности:

– оригинальность;
– глубокий смысл, значение;

– это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Деятельность человека — основные виды и типы

  • Skysmart
  • Блог
  • Обществознание

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

  • Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
  • Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
  • Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
  • Цель деятельности — образ желаемого результата.
  • Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
  • Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
  • Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности Соискатель
Объект деятельности Статус на рынке труда
Цель Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства Сайты поиска вакансий
Действия Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человекаАктивность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер Активность животного носит потребительский характер

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

  1. Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

  2. Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

  3. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

  4. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

  1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

  2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

  3. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

  4. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Игра как особый вид деятельности Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Мотивы деятельности
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития. Социальные установки — ориентация человека на что-либо. Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами. Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

  • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
  • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
  • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

  • комбинировать уже существующие знаний;
  • создавать новые образы в сознании (воображение);
  • создавать яркие, сильные представления (фантазия);
  • получать знания неосознанно (интуиция).

Вопросы для самопроверки

  1. Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

  2. Кто может быть субъектом деятельности?

    1. Кот Васька.

    2. Учитель химии.

    3. Ученики 5А класса средней школы №151.

    4. Население КНДР.

  3. В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

  4. В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

  5. Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

  6. Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Как влияет деятельность человека на природу?

Деятельность человека в необычных условиях, Биология

Вам известно множество примеров положительных и отрицательных последствий деятельности человека в биосфере. В настоящее время человечество находится перед лицом глобальных проблем, от решения которых зависит существование человеческого общества на Земле.

Читайте также:  Химические соединения клетки - биология

Продовольственная проблема возникла в связи с быстрым ростом численности населения Земли. Ежегодно население земного шара увеличивается на 2%, то есть каждую минуту в мире рождается около 150 человек.

Население Земли нуждается в продуктах питания. В связи с этим увеличивается площадь сельскохозяйственных угодий, и в первую очередь пашни. Распаханность земель в отдельных странах колеблется от 1-4 до 30-70%. В настоящее время сельскохозяйственные угодья занимают 10-12% площади суши.

Площадь сельскохозяйственных угодий нельзя увеличивать до бесконечности, поэтому главная роль в решении продовольственной проблемы принадлежит интенсификации сельского хозяйства, более эффективному использованию сельскохозяйственных угодий.

Важная роль в решении этой проблемы отводится выведению высокопродуктивных пород и сортов.

Проблема истощения природных ресурсов. Потребление природных ресурсов растет быстрыми темпами.

Если в 1913 г. в среднем на каждого жителя нашей планеты приходилось 4,9 т различных природных ресурсов, в 1940 г.- 7,4 т, в 1960 г.- 14,3 т, то к 2000 г. их количество достигло 45 т на человека.

Для своих нужд человечество использует 13% речного стока, из земных недр ежегодно добывается около 100 млрд т полезных ископаемых. Производство электроэнергии удваивается примерно каждые 10 лет.

В результате возникает проблема недостатка минеральных ресурсов и энергетического кризиса в связи с истощением мировых запасов нефти и газа.

Для охраны невосполнимых минеральных ресурсов необходимо совершенствовать способы их добычи (в земных пластах при современных способах добычи остается 25% руд черных и цветных металлов, 50-60% нефти, 40% угля), более полно извлекать из руд все содержащиеся в них элементы, использовать полезные ископаемые только по назначению.

Для решения энергетической проблемы следует более широко использовать энергию ветра, Солнца, приливов и отливов.

Что касается восполнимых биологических ресурсов (растений, животных), то их добычу следует организовывать так, чтобы в природе всегда оставалось необходимое количество особей для восстановления исходной численности популяций.

Загрязнение окружающей среды твердыми, жидкими и газообразными ве 1000 ществами приводит к изменению ее физических и химических свойств, что неблагоприятно влияет на организмы.

Различают физическое (тепловое, шумовое, световое, электромагнитное и др.

), химическое и биологическое (привнесение в природные сообщества нехарактерных для них видов, которые ухудшают условия существования обитателей данного сообщества) загрязнение.

Для решения этой проблемы создаются очистные сооружения, внедряются малоотходные и безотходные технологии, устанавливаются запреты на ввоз и расселение в сообществах нехарактерных для них видов.

Проблема сохранения биоразнообразия, генофонда растительного и животного мира. Важнейшая задача, стоящая перед человечеством,- сохранение всего многообразия организмов на Земле. Все виды тесно взаимосвязаны, поэтому уничтожение одного вида приводит к исчезновению связанных с ним видов.

С целью сохранения всего многообразия видов растений и животных применяются меры по восстановлению численности отдельных видов.

Для этого редкие и исчезающие виды заносятся в Красную книгу, запрещается промысел животных или сбор дикорастущих растений.

Важная роль в сохранении биоразнообразия принадлежит заповедникам, заказникам, национальным паркам, ботаническим садам, зоопаркам, где изучаются биологические особенности организмов, восстанавливается их численность.

Сохранению биоразнообразия способствует восстановление естественных сообществ на тех территориях, где они исчезли по вине человека. Так, на месте бывших лесов проводятся лесопосадки, восстанавливаются пастбища, в пустынях закрепляются пески путем посадки растений.

Опустынивание земель происходит под влиянием деятельности человека. Одна из причин опустынивания — неумеренный выпас скота.

Например, овцы во время выпаса уничтожают всю растительность, которая закрепляла пески своими корнями. В результате под влиянием ветра они начинают перемещаться, увеличивая площадь пустыни, засыпая плодородные земли.

Для закрепления песков необходимо проводить работы по восстановлению растительного покрова.

Многообразие живых организмов — основа существования биосферы, поэтому, сохраняя все современные виды организмов, человек обеспечивает условия, пригодные для жизни на Земле человеческого общества.

В последние десятилетия ведется активный поиск оптимальных путей ведения хозяйственной деятельности с тем, чтобы наносить природе минимальный ущерб.

Рассмотрим некоторые аспекты проблемы организации хозяйственной деятельности человека с учетом экологических закономерностей.

Человек, как и всякое биологическое существо, зависит от состояния окружающей его среды. Год от года влияние деятельности человека на окружающую среду непрерывно возрастает и вызывает ее изменения. Перед человечеством стоит важная проблема — обеспечение устойчивости среды обитания.

Один из путей решения этой проблемы — рациональное использование биологических ресурсов. Биологические ресурсы — это все живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Их особенность состоит в том, что они способны возобновляться в процессе размножения.

Биологические ресурсы определяют устойчивость всей биосферы как среды обитания человека, служат источником пищевых продуктов, сырья, лекарственных веществ. Как правило, эти ресурсы используются нерационально.

Для их сохранения необходимо предпринять ряд мер: пересмотреть принципы размещения и организации производства, наладить мониторинг — службу слежения за состоянием окружающей среды; регулировать численность популяций в естественных и искусственных экосистемах; изучать динамику численности популяций, их биоценотические связи. Основу решения этих вопросов составляет изучение естественных сукцессионных процессов и управление ими.

Необходимо помнить о том, что исчезновение видов носит экосистемный характер.

Каждый исчезнувший вид растений уносит с собой не менее пяти видов беспозвоночных животных, существование которых связано с этим видом.

Второй путь решения проблемы связан с организацией сельского хозяйства на основе знания экологических закономерностей. Необходимо т d39 ак организовывать севообороты в агроэкосистемах, чтобы создавать целостные системы с развитием всех трофических уровней.

Это позволит устранить угрозу массового размножения вредителей, снизит необходимость применения больших доз ядохимикатов. На полях целесообразно выращивать не одну культуру, а несколько, учитывая разные экологические условия.

На таких полях можно снимать в течение одного сезона разнообразные урожаи.

Для борьбы с сорняками следует использовать преимущественно биологический метод, основанный на способности культурных растений конкурировать с сорняками, опережая их развитие в пространстве и во времени.

Промышленность также должна развиваться с учетом экологических закономерностей. Уже сейчас человек в состоянии прогнозировать последствия техногенных преобразований среды, решать проблему утилизации отходов, проводить биологическую очистку сточных вод.

При развитии промышленности важно учитывать закономерности, существующие в биосфере.

Вещества, извлекаемые для нужд человека из природы, должны возвращаться в биосферу в пригодном для включения в биологический круговорот виде, то есть промышленность должна встраиваться в естественный круговорот веществ в биосфере.

Таким образом, учет экологических закономерностей — одно из условий выживания, сохранения и развития человеческого общества.

Деятельность человека

Деятельность человека, в отличие от животных, — явление не только биологическое, но и социальное, сформированное на протяжении тысячелетий в процессе труда, дало возможность человеку не только приспособиться к ус­ловиям окружающей среды, но и изменять её себе на пользу, действуя при этом осознанно и целеустремлённо. В структуре каждого вида деятельности человека важны такие компоненты: цель, мотив деятельности, соответствие цели условиям её достижения, результат действия.

Цель деятельности — это то, чего человек стремится достичь в результате действия, например научиться игре на фортепиано, кататься на коньках, овла­деть компьютерной техникой и т. п.

Если человек не поставит себе цель — его деятель­ность будет неэффективной.

Деятельность человека в необычных условиях, Биология
Рис. 201. Деятельность порождает новые воз­можности. На рисунке проиллюстри­рована известная притча о двух мышках, которые упа­ли в банку со сметаной. Одна, слабовольная, не боролась за жизнь и быс­тро утонула. А другая — энергичная и волевая, что­бы спастись, делала и хвостиком, и лапками столько движений, что сбила сметану в масло, выбралась из банки да ещё и вкусно поела

Чтобы достичь цели своей деятельности, человеку приходится прилагать физические усилия, применять ум, проявлять эмоции, напрягать волю.

Чем более привлекательной и более отдалённой является цель, тем больше нужно работать, учиться и прилагать волевых усилий для её осуществления.

Большая цель развивает человека как личность, отвлекает от всего незначительного или вредного (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.). Подчеркивая её значение, И. Павлов назвал её рефлексом цели. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Мотив деятельности может вызываться потребностью или интересом. Они придают содержания и значимости поставленной цели, являются вроде бы её движущей силой. Мотивы деятельности могут быть материального (потребность в пище, тепле, жилье, одежде и т. п.

) и духовного, культурного, морально­го характера (желание познать что-то новое, кому-то помочь, сделать что-то важное для людей и пр.). Цель и мотив определяют содержание, способы и сроки выполнения деятельности (рис. 201).

Однако, с другой стороны, и это очень важно помнить, — дея­тельность сама по себе рождает и развивает новые цели и возможности, потребности и интересы, формирует новые идеалы и запросы.

Без деятельности не обра­зуются новые условные рефлексы, тормозятся и исчезают имеющиеся, благодаря чему имеет место деградация личности (с латин. уменьшение), что со­провождается слабоволием, примитивным воспри­ятием мира и собственной жизни, снижением уровня культуры, позорным поведением, склон­ностью к злоупотреблениям.

Вопросы по этому материалу:

Ссылка на основную публикацию