Дары старого и нового света, биология

Слайд 1Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Дары Нового и Старого Света

Слайд 2Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Дары Нового Света. Трудно представить, но всего 250 лет назад в России ещё никто не употреблял в пищу картофель или помидоры.

Слайд 3Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях между горными цепями Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его ≪папас≫. Дикий картофель был неудобен для употребления из-за мелких клубней, но человек начал его искусственно разводить, постоянно отбирая формы с более крупными клубнями.

Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях между горными цепями Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его ≪папас≫. Дикий картофель был неудобен для употребления из-за мелких клубней, но человек начал его искусственно разводить, постоянно отбирая формы с более крупными клубнями.

Слайд 4Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Родина культурного картофеля— плоскогорья Перу, Боливии и остров Чилоэ. Индейцы вывели сотни разных сортов картофеля, отличающихся друг от друга цветом, формой, Родина культурного картофеля— плоскогорья Перу, Боливии и остров Чилоэ.

Индейцы вывели сотни разных сортов картофеля, отличающихся друг от друга цветом, формой, скороспелостью, вкусом. Они начали возделывать эту культуру более 10 тыс. лет назад. Климат в тех местах суровый, случаются заморозки.

Вот почему он хорошо прижился даже в наших северных краях.

Слайд 5Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Сейчас в культуре известно в основном два вида картофеля — андийский и клубненосный. Картофель андийский и ныне возделывается в тёплых Сейчас в культуре известно в основном два вида картофеля — андийский и клубненосный.

Картофель андийский и ныне возделывается в тёплых районах Южной Америки (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия). Картофель клубненосный, или чилийский, — растение умеренного климата, размножается клубнями после периода покоя.

В настоящее время в России картофель — ведущая сельскохозяйственная культура.

Слайд 6Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Кроме картофеля, из Нового Света в Старый Свет — в Евразию, Африку завезены и другие ценные растения: кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты. Кроме картофеля, из Нового Света в Старый Свет — в Евразию, Африку завезены и другие ценные растения: кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты.

Слайд 7Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Хотя родина многих культурных растений находится намного южнее наших мест, специальные агротехнические приёмы (подготовка рассады или использование теплиц) позволяют разводить их далеко на севере. Хотя родина многих культурных растений находится намного южнее наших мест, специальные агротехнические приёмы (подготовка рассады или использование теплиц) позволяют разводить их далеко на севере.

Слайд 8Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Томат в диком виде произрастает на Тихоокеанском побережье Южной Томат в диком виде произрастает на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах. Существуют его многолетние виды.

На языке индейцев ацтеков это растение называется ≪томатль≫. В XVI в. его привезли в Испанию и Португалию, где стали называть золотым яблоком — ≪помо д’оро≫, отсюда и другое название томатов — помидоры.

Слайд 9Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

В России томаты начали выращивать только в середине XIX в. в оранжереях. В России томаты начали выращивать только в середине XIX в. в оранжереях. В настоящее время созданы и выращиваются тысячи сортов томатов в теплицах и в открытом грунте. Это одна из основных овощных культур.

Слайд 10Дары Старого и Нового Света, БиологияОписание слайда:

Тыква, в диком виде произрастающая в Америке, издавна введена в культуру. К настоящему времени насчитывают огромное количество сортов Тыква, в диком виде произрастающая в Америке, издавна введена в культуру. К настоящему времени насчитывают огромное количество сортов пищевых, кормовых и декоративных тыкв.

Слайд 11Описание слайда:

Кабачок и патиссон — Кабачок и патиссон — разновидности твёрдокорой тыквы. В зрелых плодах содержатся различные сахара и, что очень ценно, много каротина. В тыкве его в 2—3 раза больше, чем в моркови.

В России тыква выращивается давно, особенно широко она распространена в южных районах. Сейчас эта культура вызревает в открытом грунте даже в умеренно холодном поясе.

О родине тыквы напоминают индейские сувениры

Слайд 12Описание слайда:

Дары Старого Света. Наряду с растениями, имеющими американское происхождение, в нашей стране разводят также ≪выходцев≫ из Старого Света. Среди них огромное значение в жизни людей имеют злаки: пшеница, рожь, ячмень, овёс. Они обеспечивают белковое питание человека.

Слайд 13Описание слайда:

Пшеницу выращивают двух сортов — твёрдую и мягкую. Они различаются по белковому и углеводному составу зерна.

Слайд 14Описание слайда:

Из муки твёрдой пшеницы Из муки твёрдой пшеницы можно раскатать очень тонкий слой теста, из неё хорошо получаются макаронные изделия, вкусный хлеб. Твёрдые сорта пшеницы лучше растут в южных районах.

Слайд 15Описание слайда:

В северных областях успешно выращивают только мягкие сорта. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвётся, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги и пшеничная каша. В северных областях успешно выращивают только мягкие сорта. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвётся, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги и пшеничная каша.

Слайд 16Описание слайда:

Рожь впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Рожь впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Отделить семена сорной ржи от посевной пшеницы было очень трудно, поэтому вместе с пшеницей человек невольно выращивал и рожь.

В северных районах пшеница часто погибала на полях, а её спутница рожь выживала. Люди питались её зерном и в конце концов признали ценной культурой. По сравнению с пшеницей рожь — молодая культура, ей всего 4000 лет.

На территории нашей страны рожь известна с III в. н. э.

Слайд 17Описание слайда:

Важная сельскохозяйственная культура — капуста. Её родина — Средиземноморье. Она широко возделывается во всём мире. Культивируют капусту несколько тысяч лет. Важная сельскохозяйственная культура — капуста. Её родина — Средиземноморье. Она широко возделывается во всём мире. Культивируют капусту несколько тысяч лет.

Слайд 18Описание слайда:

Сейчас известно много сортов капусты: Сейчас известно много сортов капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, кольраби, цветная, брюссельская, кормовая, пекинская, китайская, брокколи, черешковая (пак-чой), листовая. Всё это особые формы вида капуста огородная.

Слайд 19Описание слайда:

Дикий предок капусты огородной, вероятно, капуста лесная. Подвид этого вида под названием капуста крымская местами встречается в Южном Крыму. Дикий предок капусты огородной, вероятно, капуста лесная. Подвид этого вида под названием капуста крымская местами встречается в Южном Крыму.

Слайд 20Описание слайда:

Виноград — вторая по древности и распространению культура после пшеницы. Его родина — Закавказье и Малая Азия. Виноградные ягоды сочные, сладкие и вкусные.

Слайд 21Описание слайда:

Дикий виноград растёт, обвивая высокие деревья.

Слайд 22Описание слайда:

Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки — лозы. Часто лозы подвязывают к специальным кольям или навесам. Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки — лозы.

Часто лозы подвязывают к специальным кольям или навесам. Виноград хорошо растёт на склонах гор, среди обломков скал и щебня, в таких местах, где невозможно выращивать другие культуры.

В тёплых солнечных и сухих местностях виноград даёт сладкие ягоды, в прохладном климате они приобретают кислый вкус.

Слайд 23Описание слайда:

Банан — древнейшая культура, возделываемая в тропических районах с VII в. до н. э. Банан — древнейшая культура, возделываемая в тропических районах с VII в. до н. э. Родина культурных сортов банана — Индия. Это высокое (до 15 м) травянистое растение, с мощным корневищем, упроченным толстым стеблем и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев.

Слайд 24Описание слайда:

Плоды удлинённые, ягодовидные, толстокорые, с сочной ароматной мякотью, без семян. Плоды удлинённые, ягодовидные, толстокорые, с сочной ароматной мякотью, без семян.

Слайд 25Описание слайда:

Банан размножается только делением корневища. Банан размножается только делением корневища. После плодоношения вся надземная часть отмирает, но из почек возобновления отрастает новый древоподобный травянистый побег. В настоящее время банан выращивается в тропическом поясе на всех континентах.

Слайд 26Описание слайда:

Плоды столовых сортов банана содержат в себе много сахаров, белков и витаминов. Плоды столовых сортов банана содержат в себе много сахаров, белков и витаминов. Это ценный диетический фрукт. Но есть и овощные, мучнистые сорта банана, которые употребляют в пищу в варёном и жареном виде или перерабатывают в муку.

Слайд 27Описание слайда:

Значение растений для человека. Дарами природы Старого и Нового Света (рис.

139) являются не только злаковые, овощные и фруктовые растения, которые тысячелетия назад прочно вошли в пищевой рацион человека.

Многочисленные пряности и приправы (чёрный перец, мускатный орех, лавровый лист, гвоздика, горчица, петрушка, укроп, мята, анис, тмин) издавна представляли собой огромную ценность, считались роскошью.

Слайд 28Описание слайда:

Одни из них уже давно стали культурными растениями. Другие ещё произрастают в диком виде и дают человеку для его нужд плоды, листья, кору, древесину, соки, смолы, корни и другие ценные вещества и части своего тела.

Их неограниченное истребление привело к тому, что растения, Одни из них уже давно стали культурными растениями.

Другие ещё произрастают в диком виде и дают человеку для его нужд плоды, листья, кору, древесину, соки, смолы, корни и другие ценные вещества и части своего тела.

Их неограниченное истребление привело к тому, что растения, не успевая размножаться, не в состоянии восстановить свою численность и поэтому исчезают из растительного покрова Земли.

Слайд 29Описание слайда:

Нужно помнить, что эволюция — процесс необратимый, т. е. исчезнувший вид никогда не восстановится вновь. Вот почему, пользуясь дарами природы, необходимо бережно относиться к ней.

Слайд 30Описание слайда:

Старый и Новый Свет дали человечеству много ценных растений, употребляемых в пищу, на корм домашним животным, для лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, предметов обихода. Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, меняя их свойства по своему усмотрению.

Читайте также:  Головной мозг - биология

Старый и Новый Свет дали человечеству много ценных растений, употребляемых в пищу, на корм домашним животным, для лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, предметов обихода. Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, меняя их свойства по своему усмотрению.

Слайд 31Описание слайда:

В Чили картофель выращивается индейцами с доисторических времён. В Европу он завезён вначале в Испанию, оттуда в 1565 г. — во Францию. В Россию картофель попал как диковинное растение.

Пётр Первый, будучи в Голландии, прислал графу Шереметеву мешок клубней картофеля под названием ≪земляное яблоко≫ и приказал распределить их по областям. Эта попытка, однако, не дала положительных результатов. В 1736 г. в Петербурге в Аптекарском огороде (ныне сад Ботанического института) впервые были сделаны посадки картофеля.

Указом Сената в 1765 г. он законодательно вводится как обязательная пищевая культура. Название ≪картофель≫ произошло от немецкого слова ≪картоффель≫.

Слайд 32Описание слайда:

Распространение картофеля среди крестьян сначала велось принудительно и не всегда успешно. Однако вскоре простая по технике возделывания культура картофеля, обладающего высокими вкусовыми качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла прочное место в земледелии Петербургской, Новгородской и других губерний.

Распространение картофеля среди крестьян сначала велось принудительно и не всегда успешно. Однако вскоре простая по технике возделывания культура картофеля, обладающего высокими вкусовыми качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла прочное место в земледелии Петербургской, Новгородской и других губерний.

Презентация "Дары Старого и Нового света"

Дары Старого и Нового Света, Биология

  • Дары Старого и Нового света
  • Выполнил: Кемжаева Екатерина Николаевна
  • учитель биологии и химии
  • МБОУ «Москаленская СОШ»

Дары Старого и Нового Света, Биология

Родиной картофеля является Южная Америка , где её выращивать стали индейцы много веков назад. Предки картофеля имели мелкие клубни, но создавая улучшенные условия человек добился получения высоких урожаев.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Первоначально выращивали как декоративное растение, затем как кормовое , но крестьяне не верно употребляли в пищу плоды, вместо клубней. Были отравления и не желание выращивать это растение.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Указом Сената в 1765 г. Картофель вводится как обязательная пищевая культура. Среди крестьян вводят принудительно. В скором времени картофель становится любимым растением простых людей.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Помидоры первоначально росли на Тихоокеанском побережье Южной Америки. В XVIв. Его привезли в Испанию, где стали называть «золотым яблоком». В России его стали выращивать только в середине XIX в. в оранжереях.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Сейчас созданы и выращиваются тысячи сортов помидоров, которые отличаются по многим признакам. Кроме растений выращиваемых в открытом грунте есть и комнатные представители .

Дары Старого и Нового Света, Биология

Помидоры в настоящее время консервируют, из них готовят томатную пасту, варенье, сок, употребляют в свежем виде и даже морозят на зиму.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Из выходцев Старого света у нас является пшеница, из которой получают муки и все хлебобулочные изделия. Пшеницу выращивают твердых и мягких сортов, которые отличаются содержанием клейковины.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Из муки твердой пшеницы можно раскатать тонкие лепешки , из нее получаются хорошие макароны, вкусный хлеб. А из мягкой- вкусные пироги и пшеничная каша.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Рожь культурным растением стала по воле случая, по той причине что росла вместе с пшеницей и нельзя было отделить их семена друг от друга.

Но порой из-за сильных морозов пшеница вымерзала , а рожь оставалась. Люди вынуждены были молоть семена ржи и постепенно признали её как ценный злак.

Из ячменя получают крупу перловую, их которой варят перловую вкусную кашу. Кроме этого дают скоту. Как важную кормовую добавку.

Французы сравнивали перловку с перлами жемчуга, и ценили её за содержание необходимых витаминов и питательных веществ.

Овес , как и рожь была сорняком в посевах пшеницы. Но оказалось, что народы Германии сеют специально овес и варят из нее овсянную кашу, которая является диетическим продуктом.

В России готовят из овса кисель, который был таким плотным , что возникла поговорка о хорошей жизни, где «молочные реки и кисельные берега». Овес лучший корм для лошадей.

Капуста витаминный продукт, в 200 граммах капусты содержится суточная норма витамина С. Свежий капустный сок хорошо влияет на обмен веществ и способствует заживлению язвы желудка.

Ученые вывели огромное количество сортов капусты, у которой в пищу идут самые разнообразные части, так у брокколи в пищу идут не дозрелые соцветия.

Аккуратные , небольшие , но многочисленные кочанчики брюссельской капусты, густо покрывающие её длинный стебель используют для приготовления супов и гарниров.

Цветная напоминает брокколи, но только отличается цветом. У нее в пищу идут молодые плотные разросшиеся соцветия с плодоножками.

Дикий виноград растет обвивая опору вокруг себя, но культурный возделывают в виде кустов, аккуратно обрезая ветки винограда(лозу) в определенных местах.

Виноград хорошо растет по склонам гор, среди обломков камней, где выращивать другие культуры крайне тяжело. Сорта винограда отличаются цветом и вкусом ягод.

Из ягод винограда делают сок, вино , сушат и получают изюм- кладезь витаминов особенно в зимнее время. Кроме этого консервируют и варят варенье изумительное по вкусу.

Банан –высокое( до 15 м.) травянистое растение, с мощным корневищем, толстым стеблем и ложным стволом, который образуют листья своей нижней части. Плоды удлиненные, ягодовидные, толстокорые, с очной ароматной мякотью без семян. Банан размножается только делением корневища.

После плодоношения вся надземная часть отмирает, но из почек возобновления отрастает новый деревоподобный травянистый отросток, который быстро вырастает в новое высокорослое и плодоносящее растение. Банан прекрасно утоляет чувство голода и содержит в себе витамины и минеральные соли необходимые растущему организму. Кроме людей бананы употребляют в еду и животные: слоны, обезьяны и другие.

Родина культурного банана –Индия. Раньше его выращивали только в тропических районах, в настоящее время выращивают и в умеренном поясе, но только в оранжереях. Плоды бананов употребляют в свежем, варенном и жаренном виде.

Лавровый лист раньше использовали для плетения венка победителям, позже стали добавлять в супы и мясные блюда как приправу.

У душистого черного перца собирают семена, которые применяют при консервировании овощей, либо растирают в порошок после высушки , который добавляют в блюда .

Укроп наш старый знакомый , т.к. растет без всякой посадки на наших огородах . Применяют при консервировании и приготовлении еды.

Петрушка бывает листовой и кустистой, в листьях петрушки содержатся эфирные масла, придающие особый вкус мясным блюдам.

У мяты ценятся витамины содержащиеся в листьях и сохраняющие свои свойства даже после сушки. Листья мяты добавляют при заварке чая для профилактики простудных заболеваний.

Из семян горчицы, предварительно их растерев и получив порошок желтого цвета, готовят острый соус- горчицу для мясных блюд.

У аниса , как и у любой пряной травы используют в пищу семена, чтобы получить своеобразный вкус.

Тмин является пряностями к мясным блюдам и имеет вкус как и укроп, но более насыщенный.

Домашнее задание: по пройденному материалу составить дома

  • Кроссворд
  • Загадки
  • Сканворд
  • Ребусы

Презентация на тему "Культурные растения" в формате powerpoint

Презентация на тему “Культурные растения” по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников рассказывается о культурных растениях Нового и Старого Света.

Дары Старого и Нового Света, Биология

Фрагменты из презентации

Культурные растения – существенная часть царства растений. Они произошли от дикорастущих видов .

Сортовое богатство культурных растений обусловлено потребностями людей и тем биологическим разнообразием в природе, из которого человек отбирал для себя полезные виды растений, чтобы возделывать их.

Человек способствовал расселению культурных растений в разных регионах планеты (часто очень далеких от их центров происхождения).

Дары Старого Света

Дарами Старого Света являются не только хлебные и овощные, но и фруктовые растения, а также те, от которых люди получили многочисленные пряности и приправы (черный перец, мускатный орех, лавровый лист, гвоздика, горчица, петрушка, укроп, мята, анис и т.д.)

Пшеница

Пшеница выращивается двух сортов – твердая и мягкая. Они отличаются по белковому и углеводному составу зерна. Из муки твердой пшеницы – хлеб, макаронные изделия. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвется, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги и пшеничная каша.

Рожь

РОЖЬ впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Отделить семена сорной ржи от посевной пшеницы было очень трудно. В северных районах пшеница часто погибала на полях, а ее спутница – рожь выживала. Люди питались ее зерном и в конце концов признали ценной культурой.

Виноград

ВИНОГРАД – вторая после пшеницы культура по древности и распространению. Его родина –Закавказье и Малая Азия. Дикий виноград растет, обвивая высокие деревья .Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки – лозы.

Банан

БАНАН – высокое, иногда гигантское(до 15 м.) травянистое растение с мощным корневищем, упроченным толстым стеблем и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев.

Дары Нового Света

В Евразию, Африку завезены такие ценные растения: картофель, кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты (или помидоры).

Картофель

  • Трудно представить, но всего 250 лет назад в России еще никто не употреблял в пищу картофель. Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях
  • Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его «папас». Дикий картофель имел мелкие клубни, но когда человек стал его возделывать как культурное растение- клубни его стали намного крупнее.

Томат

ТОМАТЫ в диком виде обитают на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах.

Тыква

Тыква, дико произраставшая в Америке, издавна введена в культуру. В настоящее время имеется много сортов и разновидностей.

Что мы узнали?

Старый и Новый Свет дали человечеству много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей, украшений и пр.Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, менял их свойства по своему усмотрению.

Читайте также:  Соцветия растений️ — что это такое, виды, схемы, биологическое значение, типы соцветий

Урок биологии 6 класс "Дары Старого и Нового света"

  • Урок  биологии в 6-м классе на тему
  • «Дары Старого и Нового Света»
  • Микушева Анастасия Николаевна, учитель биологии
  • Цель урока:
  • 1) Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений, расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений, раскрыть значение даров Старого и Нового Света для человечества.
  • 2) Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.
  • 3) Воспитательная:  продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.
  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • Оборудование: компьютер, презентация, созданная в Microsoft  Office  PowerPoint  (Презентация 1 «Овощи» и  Презентация 2), таблички «Старый Свет» и  «Новый Свет», карточка №1 «Центры происхождения растений»,  карточки с изображением культурных растений, Приложения
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Сообщение темы и цели занятия
  • Демонстрация Презентации №1 «Овощи»
  • Хозяйка однажды с базара пришла,
  • Хозяйка с базара домой принесла:
  • Картошку,
  • Капусту,
  • Морковку,
  • Горох,
  • Петрушку и свёклу.

Ох! ..

  1. Вот овощи спор завели на столе
  2. Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
  3. Картошка?
  4. Капуста?
  5. Морковка?
  6. Горох?
  7. Петрушка иль свёкла?

Ох!..

  • Хозяйка тем временем ножик взяла.
  • И ножиком этим крошить начала:
  • Картошку,
  • Капусту,
  • Морковку,
  • Горох,
  • Петрушку и свёклу.

Ох!..

  1. Накрытые крышкой, в душном горшке
  2. Кипели, кипели в крутом кипятке:
  3. Картошка,
  4. Капуста,
  5. Морковка,
  6. Горох,
  7. Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Учитель:  А как давно  хозяйки стали готовить блюда из овощей?  Питались ли наши предки свеклой и картофелем? А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников). 

Учитель:  На прошлом уроке вы узнали, что каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения. Кем были открыты центры происхождения растений? (Н.И.Вавиловым)

Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» подпишите названия центров происхождения растений. (Слайд № 1 Презентации 2).

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

Цели мероприятия:

  • развитие интереса учащихся к предметам естественно-научного профиля,
  • формирование бережного отношения к природе,
  • воспитание чувства прекрасного.

(Презентация. Слайд 1,2)

Посмотрите вокруг, какой прекрасный удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: “…и если мне хочется иногда жить до ста лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе –

один из верных признаков любви к своей стране”.

А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Каждый цветок – как упавшая с неба звезда.

Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя эти тонкие вибрации, тянемся всем своим существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя.

Сегодняшняя игра посвящается овощам, которые так необходимы каждому человеку. Сегодня каждый узнает для себя что-то новое и интересное, пусть каждая команда покажет свои знания.

Наши далекие предки питались и одевались как придется. Но нашлись среди них наблюдательные люди. Они подметили, что из случайно просыпанных семян вырастают растения и попробовали сами посеять семена. Выращенные растения люди пробовали на вкус, оставляя для себя самые ценные – вкусные и питательные.

Распространялись из одних точек мира в другие. Откуда же пришли “новоселы” к людям? Отовсюду: из лесов и степей, из долин и с горных склонов, из соседних и дальних стран. Открывая новые земли, путешественники и мореплаватели открывали и новые растения. Самые полезные из них переселяли на поля.

Щедрее других частей света оказалась Азия – она подарила людям пшеницу, рожь, овощи и фрукты.

1. Разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

“Загадки с грядки” (Слайд 3-7)

  1. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил … (лук.)
  2. Набирай скорее в миску краснощекую … (редиску.)
  3. Отыскали, наконец, и зеленый … (огурец.)
  4. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка.)
  5. Завалился на бочок лежебока … (кабачок.)
  6. Разве в огороде пусто, если там растет … (капуста.)
  7. Удивляет горожан темнокожий … (баклажан.)
  8. За ботву, как за веревку, можно вытянуть … (морковку.)
  9. Кто, ребята, не знаком с белозубым … (чесноком.)
  10. Держится за землю крепко, вылезать не хочет … (репка.)

(Команда, набравшая большее количество жетонов, 1-я начинает игру.)

Конкурс эрудитов (слайд 8–14).

  1. В средние века франк получал среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение? (Лук.)
  2. “Отец медицины” Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы, а знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его золотым оранжевым корнем. Что это? (Морковь.)
  3. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. (Лук.)
  4. В Румынии этому растению поставлен памятник, а в Брюсселе есть его музей. (Картофель.)
  5. Еще древние греки и римляне разводили это растение и назвали его “дауцис” и “карота”. Она была любимым кушаньем при дворе императора Карла Великого. (Морковь.)
  6. В каком овоще наибольшее количество витамина С? (Перец.)
  7. Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? (Тыква. Она может храниться почти год.)
  8. Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)
  9. Это растение 6 тыс. лет выращивают на Американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. (Фасоль.)
  10. Что означает слово “помидор”? (В переводе с итальянского “помо доро” означает “золотое яблоко”)
  11. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (В них образуется ядовитое вещество соланин.)
  12. Что означает слово “томат”? (Жители Перу это растение называли “томатль” – крупная ягода.)
  13. Это растение имеет много названий – “чуньо”, “тартуфель”, “чертовы яблоки”, “нечестивый плод”. Что это за растение? (Картофель.)
  14. Что произошло в России в 1842 г. после указа Николая I об обязательной посадке картофеля? (Картофельные бунты.)
  • Конкурс “Кто больше угадает” (слайд 15–17).
  • Представитель команды с закрытыми глазами должен на ощупь определить овощи.
  • (Выходят по одному представителю от команд для отгадывания овощей.)
  • Конкурс анаграмм (слайд 18–21).
  • Команды должны отгадать, какой овощ зашифрован в анаграммах:
  1. црепе – перец; десир – редис; кварюб – брюква; апер – репа; пенсутр – турнепс; керьда – редька; жабналак – баклажан; сажарп – спаржа;
  2. клесва – свекла.

Конкурс загадок (для болельщиков) (слайд 22–27).

  • Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе. И к пище приправа,
  • И на микробов управа.
  • (Лук.)
  • Желтая курица Под плетнем дуется. Толста и желтокожа,
  • Всю жизнь проводит лежа.
  • (Тыква.)
  • С перьями, да не птица, В чешуе, на не рыба.
  • (Лук.)
  • Есть красавица одна – И румяна, и стройна, Хоть в землянке век живет,
  • А большой от всех почет.
  • (Морковь.)

Белые кисти – Напрасный наряд. Зеленые кисти – Опасный яд. Но под ногой –

  1. Клад дорогой.
  2. (Куст картофеля.)
  3. Девушка Аленушка Посадила зернышко, Летом выросло на грядке
  4. Маленькое солнышко.
  5. (Подсолнечник.)

Конкурс “Овощная арифметика” (слайд 28–30).

Нужно быстро и правильно решить задачки.

  1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня. (30 июля.)
  2. Европейцы узнали вкус картофеля 400 с небольшим лет тому назад. В Россию картофель был завезен Петром I в 1700 г. Сколько лет россияне знакомы с этим растением? (300 лет.)
  3. На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты? (90 шт.)
  • Конкурс художников (слайд 31–33).
  • Команды за определенное время должны нарисовать “марсианскую морковь”, “лунную капусту”, “юпитерианские огурцы”.
  • Конкурс для болельщиков
  • Литературный конкурс (слайд 34–35).
  1. Как в сказке “Приключения Незнайки и его друзей” Н.Носова назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река.)
  2. Какие овощи, выращенные своими руками, привозил Урфин Джюс на праздник Угощения в Изумрудный город в сказке А.Волкова “Тайна заброшенного замка”? (Золотая морковь, голубые огурцы.)
  3. Что нарвали в колхозном огороде Котька и Павлик в рассказе Н.Носова? (Огурцы.)
  4. Чем швыряли в “живую шляпу” Владик и Володя в рассказе Н.Носова? (Картофель.)
  5. С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г.Х. Андерсена “Принцесса на горошине”? (Гороха.)
  6. Что предложила свинка, баюкая непослушного мышонка, в “Сказке о глупом мышонке” С.Маршака? (“Две морковки подарю”.)
  7. Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской народной сказке “Вершки и корешки”? (Репа.)

Конкурс “Кастрюля” (слайд 36–38).

Команды должны назвать овощи, лежащие в “кастрюле”.

  1. Это двулетнее растение впервые стали выращивать древние иберийцы, населявшие теперешнюю Испанию. Оттуда оно распространилось в Грецию, Египет, Рим. Отварное блюдо из этого овоща подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд. (Капуста.)
  2. Долгое время его высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически его цветами. И только через 200 лет он появился на крестьянских полях и огородах. (Картофель.)
  3. Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Они верили, что этот овощ способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. (Луковица.)

В конце конкурса можно задать дополнительный вопрос: “Какое блюдо можно сварить в этой кастрюле из всех этих овощей?”. (Щи. Они подавались к столу не только в простых избах, но и в царских палатах. На свадьбе царя Алексея Михайловича подавали курицу “во щах богатых”. Великий полководец Суворов любил “кипячие” русские щи.)

Читайте также:  Плод. Строение плода. Классификация плодов. Сочные и сухие плоды

Конкурс-аукцион (слайд 39).

Команды по очереди называют блюдо, в рецепт которых входит картофель. Выигрывает команда, которая назовет очередное блюдо последней.

По количеству заработанных жетонов определяют команду-победителя и самого эрудированного болельщика. Победители награждаются призами.

Мы надеемся, что сегодня в ходе игры вы узнали много интересной и полезной информации.

24.05.2010

Дары Нового и Старого Света – МНОГООБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные, игровые.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; р. — самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; находить и выделять необходимую информацию; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.

— устанавливать причинно-следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л.

— формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, осознавать истинные причины успехов и неудач в учебной деятельности; понимать необходимость повторения для закрепления знаний.

Планируемые результаты: называть родину наиболее распространенных культурных растений; характеризовать значение растений в жизни человека; выявлять проблемные зоны в изученных темах и проектировать способы их восполнения; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления.

Оборудование и материалы: учебник, магнитная или интерактивная доска; листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры, коробка с отверстиями для рук, изображения овощей и фруктов

Общие рекомендации. Необходимо подготовить для каждой команды листы с заданиями. Некоторые задания можно представить на интерактивной доске.

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
  • II. Работа по теме урока

Наши далекие предки подметили, что из случайно просыпанных семян собранных ими растений вырастают новые растения. Они попробовали сами посеять семена.

Затем семена самых ценных и питательных растений люди вновь высаживали в землю. Открывая новые земли, путешественники и мореплаватели привозили на родину новые растения.

Щедрее других частей света оказалась Азия — она подарила людям пшеницу, рожь, много овощей и фруктов.

Сегодня каждый узнает для себя что-то новое и интересное. Вам предстоит выполнить задания и решить интересные биологические задачи, а еще мы проведем несколько увлекательных конкурсов.

(Класс делится на команды, каждая команда выбирает своего капитана и подбирает название (например, “Задорные морковки”, “Остроумные луковицы”).)

Я желаю вам успеха — пусть каждая команда покажет свои знания!

(Представление команд. Капитаны объясняют названия своих команд.)

Конкурс “Загадки с грядки”

(Учащийся, который первым поднимает руку и правильно отвечает, получает 1 балл. В следующем задании первой начинает отвечать на вопросы команда, набравшая большее количество баллов.)

— Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил… (лук).

— Набирай скорее в миску краснощекую… (редиску).

— Отыскали наконец и зеленый… (огурец).

— Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет… (картошка).

— Завалился на бочок лежебока… (кабачок).

— Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста)!

— Удивляет горожан темнокожий… (баклажан).

— За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

— Кто, ребята, не знаком с белозубым… (чесноком)'.

— Держится за землю крепко, вылезать не хочет… (репка).

Конкурс эрудитов

(Вопросы задаются командам по очереди. За каждый правильный ответ начисляется по 4 балла.)

— В Средние века француз в день свадьбы вместе с пожеланием сохранить до глубокой старости здоровье, зрение и слух получал корзину, наполненную этими овощами. Что это за растение? (Лук.)

— “Отец медицины” Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы, а знаменитый римский врач Гален назвал его золотым корнем. Что это за растение? (Морковь.)

— Это растение в разные времена и различных странах называли “чуньо”, “тартуфель”, “чертовы яблоки”, “нечестивый плод”. Что это за растение? (Картофель.)

— В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за растение? (Лук.)

— Древние римляне назвали это растение “карота”. В этом овоще много витамина А, который необходим для роста и хорошего зрения. Что это за растение? (Морковь.)

— В каком овоще наибольшее количество витамина С? (В болгарском перце.)

— Какой овощ в свежем виде имеет самый большой срок хранения? (Тыква. Она может храниться почти год.)

— Почему подмороженные клубни картофеля сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)

— Что означает слово “помидор”? (В переводе с итальянского “pomo d,oro” означает “золотое яблоко”.)

— Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (В них образуется ядовитое вещество соланин.)

— Что означает слово “томат”? (Жители Перу это растение называли “томатль” — крупная ягода.)

Конкурс “Угадай на ощупь”

Учитель помещает в коробку с отверстиями для рук по одному объекту (яблоко, груша, морковь, персик, апельсин, свекла и т. д.). Представители команд должны на ощупь определить название растения.

Конкурс анаграмм

(Каждой команде выдается лист с анаграммами. Время на выполнение задания 3—4 мин. Побеждает команда, расшифровавшая большее количество анаграмм.)

Црепе (перец), десир (редис), кварюб (брюква), шурга (груша), апер (репа), пенсутр (турнепс), пацнеши (пшеница), зубра (арбуз), керьда (редька), жабналак (баклажан), сажарп (спаржа), набан (банан), локобя (яблоко), клесва (свекла).

Конкурс “Овощная арифметика”

(Каждой команде выдается лист с текстом задач. После того как одна из команд справится с заданием, остальные команды сдают свои ответы. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.)

— Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня? (30 июля.)

— Испанцы узнали о картофеле в 1553 г. из “Хроник Перу” путешественника Педро Чеза де Леона. В Россию картофель был завезен Петром I в 1700 г. На сколько лет позже россияне “познакомились” с этим растением? (На 147лет.)

— На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты? (90шт.)

  1. Конкурс загадок
  2. Не корень, а в земле,
  3. Не хлеб, а на столе.
  4. И к пище приправа,

И на микробов управа. (Лук.)

  • Желтая курица
  • Под плетнем дуется.
  • Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа. (Тыква.)

С перьями, да не птица,

В чешуе, да не рыба. (Лук.)

  1. Есть красавица одна —
  2. И румяна, и стройна,
  3. Хоть в землянке век живет,

А большой от всех почет. (Морковь.)

  • Белые кисти —
  • Напрасный наряд.
  • Зеленые кисти —
  • Опасный яд.
  • Но под ногой —

Клад дорогой. (Куст картофеля.)

Девушка Аленушка Посадила зернышко,

Летом выросло на грядке Маленькое солнышко. (Подсолнечник.)

Литературный конкурс

(Задания зачитываются учителем вслух, отвечает ученик, который первым поднимет руку. За каждый верный ответ начисляется 3 балла.)

  1. — Какие упомянутые в стихотворении растения — дары Нового Света, а какие — Старого Света?
  2. Хозяйка однажды с базара пришла,
  3. Хозяйка с базара домой принесла:
  4. Картошку,
  5. Капусту,
  6. Морковку,
  7. Горох,
  8. Петрушку и свеклу.
  9. Ох!
  10. Вот овощи спор завели на столе
  11. Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
  12. Картошка?
  13. Капуста?
  14. Морковка?
  15. Горох?
  16. Петрушка иль свекла?
  17. Ох!
  18. Хозяйка тем временем ножик взяла.
  19. И ножиком этим крошить начала:
  20. Картошку,
  21. Капусту,
  22. Морковку,
  23. Горох,
  24. Петрушку и свеклу.
  25. Ох!
  26. Накрытые крышкой, в душном горшке
  27. Кипели, кипели в крутом кипятке:
  28. Картошка,
  29. Капуста,
  30. Морковка,
  31. Горох,
  32. Петрушка и свекла.
  33. Ох!
  34. И суп овощной получился неплох!
  35. Ю. Тувим
  36. (Картофель — дар Нового Света, все прочие овощи — Старого Света.)

— Как в сказке Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей” назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река.)

— Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской народной сказке “Вершки и корешки”? (Репу.)

— С помощью какого растения распознали настоящую принцессу в знаменитой сказке Х.-К. Андерсена? (Гороха. Сказка “Принцесса на горошине”.)

— Что предложила свинка, баюкая непослушного мышонка, в “Сказке о глупом мышонке” С. Маршака? (“Две морковки подарю”.)

Конкурс капитанов “Кастрюля”

(Капитаны должны прочитать текст и распознать растения. За каждый верный ответ начисляется 1 балл.)

— Это двулетнее растение относится к семейству Крестоцветные. Его дикорастущий предок обитал в районе Средиземноморья. Отварное блюдо из этого овоща в Древнем Египте подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд. (Капуста.)

— Долгое время это растение в Европе высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически его цветами. И только через 200 лет этот овощ появился на крестьянских полях и огородах. (Картофель.)

— Римляне считали, что мужество и сила солдат увеличивается при употреблении этого растения, а египтяне воздавали ему почести как божеству. Средневековые рыцари носили его на груди как талисман. Они верили, что он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. (Лук.)

— Это двулетнее растение относится к семейству Зонтичные Его дикорастущий предок обитал в Азии. По содержанию каротина, который в организме человека легко переходит в витамин А, он превосходит другие овощи. (Морковь.)

— Какое блюдо можно сварить в кастрюле из всех этих овощей? (Щи.)

Конкурс-аукцион

Команды по очереди называют блюдо, в рецепт которых входит картофель. Выигрывает команда, которая назовет очередное блюдо последней.

III. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, сегодня в ходе игры вы узнали много интересной и полезной информации

(Оценка работы на уроке. Учитель определяет команду-победителя. Членов этой команды можно наградить отметками “5”.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 29, выполнить задания в конце параграфа.

2. Помочь дома маме приготовить блюда из овощей.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]