Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Вегетативное размножение растений и его использование человеком”

Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Вегетативное размножение растений и его использование человеком Составитель: Минасян Назик Бениковна учитель биологии МБОУ СОШ №20 с.Шепси Туапсинского района

2 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

3 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение корневищами

4 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение луковицей

5 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение клбнелуковицей

6 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение клубнем

7 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение усами

8 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение стеблевым черенком

9 слайд Использование вегетативного размножения человеком, Биология Описание слайда:

Размножение отводками

10 слайд Описание слайда:

Размножение корневыми черенками

11 слайд Описание слайда:

Размножение корневыми отпрысками

12 слайд Описание слайда:

Размножение целым листом

13 слайд Описание слайда:

Прививка – приживление части одного растения на другое Прививка: а) почкой (глазком)прививка проводится летом; б) черенком прививка проводится весной. Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают. Подвой – растение, к которому прививают.

14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.

16 слайд Описание слайда:

Значение вегетативного размножения Задание: прочитать материал учебника на стр. 91“Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь. Выводы…

17 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Прочитать §17 учебника стр.91- 94. Ответить на вопросы после текста. СПАСИБО!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Общая информация

Биология в лицее

Использование вегетативного размножения человеком

С давних пор человек, культивируя растения, стал использовать вегетативное размножение. Например, выращивание картофеля, земляники, банана во всех странах мира осуществляется только вегетативным путем  – клубнями, усами и корневищами.

  • Использование вегетативного воспроизведения растений в сельскохозяйственной практике получило название искусственного вегетативного размножения.
  • Основные приемы искусственного вегетативного размножения сводятся к повторению тех, которые происходят у растений в естественных природных условиях.
  • Люди часто используют размножение черенками – частями зеленого или одревесневшего побега (виноград, смородина, крыжовник, роза, гвоздика, фикус), клубнями (картофель, георгина, батат, топинамбур), листьями (сенполия, глоксиния, бегония), луковицами (лук, чеснок, тюльпан, нарцисс), делением куста (смородина, пиретрум) и отводками (крыжовник, жимолость, клематис), усами (клубника), корневищами (сахарный тростник, ирисы, флоксы), корневыми отпрысками (слива, малина, вишня, сирень).

В сельскохозяйственной практике используются такие формы вегетативного размножения растений, которые не встречаются в дикой природе. Среди них широко представлено размножение прививкой и культурой ткани.

Прививка, или трансплантация (от лат. трансплантатио – «пересаживание»), – это пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание их друг с другом.

При таком способе размножения одно растение из прививаемых имеет собственную корневую систему, а другое, сросшееся с ним, не имеет корней и питается за счет корней другого растения.

Растение, на которое прививают, называют подвоем, а растение, которое прививают на подвой, – привоем.

В сельском хозяйстве прививки имеют большое практическое значение. Выращивание сортовых плодовых деревьев всегда осуществляется прививками.

Чаще всего используют два типа прививок: черенком и одной почкой – глазком.

Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Для прививки черенком в качестве привоя обычно используют нарезанные однолетние побеги с 2-3 почками. Их прикрепляют к подвою. Обычно привой помещают между корой и древесиной, там, где находится слой камбия. При этом важно, чтобы камбиальные слои привоя и подвоя совпали. Это обеспечивает успех срастания побегов.

Прививку глазком (одной почкой) называют окулировкой (от лат. окулюс – «глаз»). Из-за простоты выполнения окулировки она чаще всего используется садоводами.

При прививке одной почкой быстрее, чем при других способах, осуществляется срастание. Важно лишь, чтобы срезанный глазок имел небольшой участок коры и камбиального слоя.

В таком виде привой помещают в надрез под кору подвоя и укрепляют обвязыванием (скотчем или полиэтиленом). Сращение глазка с подвоем происходит через 10-15 дней.

Прививку обычно производят весной, когда у растений идет активное сокодвижение, или летом. Черенки заготавливают, как правило, зимой, их срезают у сильных здоровых деревьев с побегов, хорошо сформировавших почки. Хранят черенки до весны в холодном месте, обычно под снегом. К моменту прививки с черенка срезают нужные глазки.

Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Культура тканей. Выращивание растений из клеток или кусочков тканей называют культурой тканей. Этот способ основан на способности растительной клетки сформировать целый организм.

От одного материнского растения можно получить за год более миллиона дочерних растений с заранее известными свойствами. Методом культуры тканей выращивают безвирусный картофель, женьшень, орхидеи и другие декоративные растения.

Выращивают культуру тканей в специальных лабораториях на питательных средах, в стерильных условиях при определённой температуре, влажности, освещённости.

Получить новое растение можно из ткани любого органа. Обычно берут кусочки ткани кончика корня или побега, кусочек листа. Стерилизуют и переносят на питательную среду. Клетки быстро растут и постепенно формируют маленькое растеньице.

Важно, что методом культуры тканей можно быстро получить большое количество ценных лекарственных или декоративных, а также редких и охраняемых растений. Часто тех, которые не размножаются вегетативно другими способами. Несмотря на дороговизну и трудоёмкость, этот способ вегетативного размножения себя оправдывает и является весьма перспективным.

Вегетативное размножение используется в практике сельского хозяйства. Ценность его в том, что вегетативный способ размножения позволяет передать почти неизменными качества материнского растения дочерним. Прививки, культура тканей – способы вегетативного размножения, привнесенные в мир растений человеком.

Урок 26. Использование вегетативного размножения растений человеком

  • Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
  • Задачи:
  • Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
  • Воспитательные: 
  • Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.
  • Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни
  • УУД
  • Личностные:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование ответственного отношения к учению;
  • 3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.
  • Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
  • Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
  • Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

  1. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
  2. Метапредметные:.
  3. Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  4. Формирование навыка смыслового чтения.
  5. Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
  6. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
  7. Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  8. Цели: обобщить и конкретизировать знания о способах веге­тативного размножения цветковых растений; показать значение вегетативного размножения растений для сельского хозяйства.
  9. Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений»; рисунки и фотографии растений, комнатные растения и их части, гербарии; схемы прививок.
  10. Ключевые слова и понятия: искусственное вегетативное раз­множение растений, размножение побеговыми черенками, раз­множение отводками, размножение листовыми черенками, размножение корневыми черенками, размножение прививкой (трансплантация), размножение культурой ткани; регенерация, черенок, отводок, прививка, привой, подвой.
  11. Ход урока
  12. Актуализация знаний
  13. Игра «Цепочка»
Читайте также:  Семейство пасленовых (около 2, 5 тыс

Учитель заранее готовит картинки с изображением различных видов вегетативного размножения растений в природе и разве­шивает их на доске. Можно использовать рисунки, сделанные учащимися.

Класс делится на две или три команды (например, по рядам). По жребию устанавливается, какая команда начнет игру первой. Первый участник игры выбирает одну из картинок и называет способ вегетативного размножения. Следующий ученик отвеча­ет, какими вегетативными органами происходит размножение.

Третий приводит пример растения, для которого характерен та­кой способ вегетативного размножения. Четвертый — еще один пример растения. Так происходит, пока кто-либо из учеников не затруднится с ответом. В этом случае ход переходит к команде противника.

Если же и они не смогут правильно ответить или при­вести пример, то право ответа предоставляется другой команде.

За каждый верный ответ команда получает очко, которое учи­тель фиксирует на доске или отмечает любым другим способом. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы говорили о методах вегетативного раз­множения растений в природе. Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.

Вспомните, какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом.

Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают «усами» — ползучими побегами. Большинство многолетних растений — ча­стями куста. Луковичные растения — луковицами.

  • Как вы думаете, почему в сельском хозяйстве часто исполь­зуется вегетативный способ размножения?
  • В чем его преимущество перед семенным методом?
  • Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые ра­стения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков из семян.

Среди перечисленных способов мы отметили только те, кото­рые существуют в природе. Эти же технологии использует и чело­век для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные спо­собы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключи­тельно редко.

Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника, перечислите спосо­бы искусственного вегетативного размножения растений и кратко опишите каждый из них, приведите примеры ра­стений. Ответ можно оформить в виде таблицы.

Способ ис­кусственного вегетативного размножения растений Краткое описание способа Примеры растений
Побеговыми черенками От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое вре­мя на черенках образуются придаточные корни Траде­сканция, герань, смородина
Отводками Нижние ветки растения прижимают к земле, пришпиливают деревянными шпильками и присыпают почвой. Через некоторое время на отводке образуются придаточные корни. Ветку отрезают от ма­теринского куста и пересаживают Крыжов­ник, смо­родина, калина, флоксы
Листовыми черенками Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни
  1. Бегония,
  2. сенполия
  3. (узамбарская фиалка), сансевьера
Корневыми черенками От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются над­земные побеги Малина, ежевика
Прививкой (трансплан­тация) Почку-глазок или черенок культурного растения (привой) сращивают со стеблем дички (подвоем) Плодовые деревья
Культурой ткани Небольшие кусочки тканей растения (луч­ше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в сте­рильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются малень­кие зачатки молодых растений Редкие, особо цен­ные расте­ния, раз­множение которых иным спо­собом не­возможно

(После самостоятельной работы учитель проверяет качество заполнения таблицы. Для этого несколько учеников сдают тетради на проверку, а двое или трое отвечают устно (у доски или с места, по выбору учителя).

  • При проверке учитель демонстрирует комнатные растения, гербарии, таблицы и схемы с изображениями различных способов искусственного вегетативного размножения растений.)
  • Продолжение рассказа учителя с элементами беседы Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) назы­вают регенерацией.
  • Использование вегетативного размножения человеком, Биология

Подумайте, какие из перечисленных методов искусственно­го вегетативного размножения могут встречаться в приро­де, а какие возможны лишь при участии человека. (Ответы учащихся.)

Без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какими видоизмененными побегами человек разводит культурные растения? Приведите примеры растений.

Какими частями вегетативных органов можно размножать культурные растения? Приведите примеры растений.

  1. Какие корни образуются на побеговых или листовых че­ренках растений?
  2. Какая корневая система образуется у растения, полученного вегетативным способом?
  3. Из каких почек происходит образование молодых побегов на корневых черенках растений?

В какое время года лучше всего производить прививку куль­турных растений? Почему?

Можно ли на ветку дуба привить ветку яблони? Почему?

По какому принципу необходимо подбирать привой и под­вой? Почему?

Какие растения обычно разводят культурой ткани? Почему?

Можно ли самостоятельно в домашних условиях размно­жить растения культурой тканей? Почему?

  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
  • Прочитать параграф, знать основные термины.

Закончить заполнение таблицы. Изобразить различные спо­собы прививки растений.

Творческое задание. Подумать, какие из сортов растений можно привить к молодым саженцам на пришкольном участке. Помни­те, что прививать можно только близкородственные растения. Составить план прививок для растений пришкольного участка, где указать время и способ прививки.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробо­вать развести комнатные растения различными вегетативными способами. Спросить у учителя, какие из комнатных растений, находящихся в кабинете биологии, можно размножить листо­выми черенками, стеблевыми черенками.

Поставить срезанные черенки в емкость с водой и поместить ее в теплое освещенное место. Регулярно менять воду в емкости. После появления кореш­ ков посадить молодые растения во влажную почву. Не забывать поливать. Наблюдать за ростом и развитием молодых растений.

Данные регулярно записывать в особую тетрадь для наблюдений.

  1. Вегетативное размножение растений. Учебныйфильм
  2. Размножениерастенияегочастями. 0 – 10 
  3. РазмножениерастенийподручнымиСредствами.
  4. РазмножениеРОЗЫчеренками!
  5. Ресурсы:

       

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Биология 6 класс. Вегетативное размножение растений и его использование человеком – ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ

  • Вегетативное размножение растений и его использование человеком – ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ
  • Тип урока: урок общеметодологической направленности.
  • Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; р.

Читайте также:  Наследственные болезни человека - биология

 — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; применять полученные знания в практической деятельности.

  1. Планируемые результаты: объяснять значение понятий: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей', называть характерные черты вегетативного размножения растений; сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений; применять знания о способах
  2. вегетативного размножения на практике; фиксировать результаты наблюдений; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.
  3. Оборудование и материалы: учебник, таблицы “Вегетативные органы растений”, “Вегетативное размножение растений”, “Прививка растений”, рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии; клубень картофеля, луковица лука, скальпель, три склянки (колбы) с водой (на каждую парту).

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске).

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
  • II. Проверка домашнего задания

(Заслушивание сообщений о жизни и деятельности С.Г. Навашина.

Проверка знания изученных на прошлом уроке терминов. Сидящие за одной партой ученики опрашивают друг друга по очереди. Учитель выслушивает ответы, просит учеников оценить друг друга и выставляет отметки.)

— На какие две группы можно разделить органы растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? ( На вегетативные и генеративные.)

— Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

— Какова их основная функция? (Размножение.)

— Какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

— Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.)

  1. III. Работа по теме урока
  2. 1. Вегетативное размножение
  3. Мы знаем, что кроме основных функций вегетативные органы выполняют иногда и другие, несвойственные им функции.

— Приведите примеры растений, вегетативные органы которых осуществляют какие-либо дополнительные функции. (Видоизмененный корень моркови, а также корневые клубни георгина, видоизмененный стебель картофеля запасают питательные вещества. Особые клубеньки на корнях бобовых растений способны усваивать азот.)

  • С помощью вегетативных органов некоторые растения могут размножаться.
  • — Как может называться такой способ размножения?
  • (Ответы учеников.)

Размножение растений с помощью вегетативных органов (без участия генеративных) называют вегетативным размножением. В нем могут участвовать любые вегетативные органы растения. Вегетативное размножение широко представлено в природе.

2. Способы вегетативного размножения

(Первый вариант. На экран выводится таблица “Способы вегетативного размножения”. Учитель предлагает учащимся перенести таблицу (первый и третий столбцы) в рабочую тетрадь, а в альбоме сделать соответствующие рисунки.

Второй вариант. Ученики в процессе рассказа учителя и под его руководством заполняют таблицу “Способы вегетативного размножения”. Затем с помощью иллюстративного материала (рисунки растений, прикрепленные на магнитной доске, или слайды и плакаты) они самостоятельно заполняют графу “Пример”.)

Способ размножения Характеристика Пример
Ползучими побегами В местах соприкосновения удлиненных побегов с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, вероника лекарственная, клюква
Корневищами На корневищах (видоизмененных побегах) из почек образуются молодые побеги Пырей ползучий, ландыш, ветреница, черника, брусника, ирис, нивяник, майник, сныть
Клубнями Клубни отделяются от столонов. Из верхушечной и боковых почек развиваются надземные побеги, на которых образуются придаточные корни
  1. Картофель,
  2. топинамбур,
  3. чистяк
Луковица ми Из боковых почек на материнской луковице (видоизмененном побеге) образуются “детки” — дочерние луковицы Дикий лук, тюльпан, гиацинт
Листьями Части листовой пластинки некоторых растений могут отделяться от материнского растения и опадать на землю. На отделившейся части образуются придаточные корни Сердечник луговой
Корневыми отпрысками На корнях некоторых растений могут образовываться почки, из которых вырастают побеги — корневые отпрыски Сирень, осина, вишня, бодяк, осот, кипрей
Выводковыми почками На листьях растения образуются особые выводковые почки, которые впоследствии опадают на землю и укореняются Бриофиллюм, папоротник аспелениум живородящий
Побеговыми черенками От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни Традесканция, герань, смородина
Отводками Нижние ветки растения прижимают к земле, нижнюю часть побега пришпиливают к почве и окучивают влажной землей. Когда на отводке образуются придаточные корни, то побег отрезают от материнского куста и пересаживают Крыжовник, смородина, калина, флоксы
Листовыми черенками Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни Бегония, сенполия (узамбарская фиалка), сансевьера
Корневыми черенками От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги Малина, ежевика
Прививкой (трансплантация) Почку-глазок или черенок культурного растения (привой,) сращивают со стеблем дички (подвоем) Лесная яблоня, груша, боярышник, шиповник
Культурой ткани Небольшие кусочки тканей растения (лучше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в стерильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются маленькие зачатки молодых растений Редкие, особо ценные растения, размножение которых иным способом невозможно

— Как вы считаете, будут ли отличаться генетически растения, полученные в результате вегетативного размножения? Почему?

  • (Ответы учеников.)
  • Так как вегетативные отпрыски одного растения, по сути, являются одним и тем же растением, естественно, никаких генетических отличий у них наблюдаться не будет.
  • Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.
  • — Какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом?
  • (Ответы учеников.)

Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают “усами” – ползучими побегами. Большинство многолетних растений — частями куста. Луковичные растения — луковицами.

  1. — Но если у растения есть генеративные органы размножения, то для чего нужно вегетативное размножение?
  2. — Почему в сельском хозяйстве часто используется вегетативный способ размножения?
  3. — В чем его преимущество перед семенным методом?
  4. (Учитель систематизирует ответы учеников и делает вывод.)
  5. Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые

растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории. При неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветов и плодов, а также вызревание семян.

Среди перечисленных способов мы отметили только те, которые существуют в природе. Эти же технологии использует и человек для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные способы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключительно редко.

  • Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) называют регенерацией.
  • — Какие из перечисленных методов вегетативного размножения могут встречаться в природе, а какие возможны лишь при участии человека?
  • (Ответы учеников.)

Вы правильно отметили, что без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.

Способы вегетативного размножения корневыми, побеговыми и листовыми черенками мы изучим в процессе выполнения лабораторной работы.

Л.Р. № 5 “ Черенкование комнатных растений”

Читайте также:  Сезонные явления в жизни млекопитающих - биология

(Учащиеся выполняют задания 1, 2 по инструктивной карте на с. 95 учебника.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Вам предстоит самостоятельно понаблюдать за развитием корней у черенка. Фиксируйте результаты опыта в тетради с помощью таблицы на с. 96 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать § 17, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Выполнить задание 3 Л.Р. № 5.

Вегетативный способ размножения: что это в биологии, как осуществляется, пример

Определение

Вегетативное размножение — это процесс, при котором новая особь образуется из какой-либо части родительской особи посредством регенерации.

Размножение в этом случае происходит с помощью клеток органов, выполняющих специальную функцию — вегетативную. В отличие от полового способа, где для размножения используются половые клетки.

Примечание

Вегетативное размножение является бесполым.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Общее значение

Образование большого количества особей

Это центральная по степени значимости характеристика процесса. Родительский организм вырабатывает идентичные ему новые особи. Растения как бы клонируют сами себя.

Их наследственный материал абсолютно идентичен. Это отличает вегетативный способ от полового, где генетически новые особи могут не совпадать с родительскими, иметь комбинированный состав.

И это необходимое условие, чтобы сохранялись виды и сорта растений.

Быстрое распространение вида

Образование новых особей в большом объеме сильно ускоряет распространение видов по планете. Особенно это большой шанс для размножения растений там, где половой способ по каким-либо причинам невозможен или затруднен.

Разведение новых сортов человеком

Для человека такой вариант — возможность быстро производить новые полезные или декоративные сорта растений в необходимом обществу количестве.

Органы размножения

Это особые образования на родительских особях. Они могут быть так называемыми «складами» питательных веществ, благодаря которым растения выживают в неблагоприятные периоды (например, зимой или в засушливые времена).

Надземные

Стеблевые черенки

Отрезок стебля с несколькими почками.

 

Листовые черенки

Это фрагменты листа с жилкой. Так можно размножать, например, фиалку, бегонию и др.

 

Отводки

Это очень интересный вегетативный орган. Образуется с помощью одно-двух-летнего побега растения. Чтобы добыть отводки, нужно пригнуть побег (ветку) растения (калины, крыжовника, смородины и др.

), так, чтобы она доставала до земли, где вырыта специальная ямка, а вся остальная часть растения должна «смотреть» вверх. Пригнутый побег опускают в ямку, прищепляют и прикапывают. Через некоторое время на нем образуются придаточные корни.

Затем побеги можно отсоединять от материнских растений и отсаживать. Характерно для дикого винограда, скумпии и др.

 

Усы

Это название ползучих побегов, имеющих высокие междоузлия. Они образуются из почек у начала растения или в листовых пазухах. У них нет полноценных листьев. Придаточные корни держат их растениях, врастая в узлы.

Из боковых почек на узлах появляются новые особи. С родительским растением их соединяет корень, который со временем отмирает. Тогда дочерние растения полностью отделяются от родительских.

Таково размножение земляники, ползучего лютика и других ползучих растений. 

 

Выводковые почки

Это специальные почки, опадающие с материнского растения. Из них вырастает новое. Место прикрепления этих почек — края листьев или жилки. Так размножается папоротник, цветковые (чистяк, лилия).

 

Воздушные луковички

Эта луковичка похожа на подземную, но все ее части уменьшены в размере. Она созревает на конце «стрелки», которую пускает растение. Если не собрать сразу — появляются корни. Яркий пример такого способа — чеснок. 

 

Подземный побег

Луковица

Дает возле донца много луковичек-деток, которые отделяют и отсаживают.

Размножение ими дает, например, большие возможности садоводам для увеличения числа цветов без больших затрат. Достаточно купить луковицу один раз, чтобы потом ежегодно получить новые уже самому. Из дочерних луковичек вырастают такие же цветы с луковицами, каждая из которых тоже дает много «деток».

 

Клубнелуковица

Особенность ее в том, что она не дает много маленьких луковичек. Ее листья не запасают питательные вещества. Они хранятся в утолщенной стеблевой части луковицы. Для размножения используют либо деток, либо саму луковицу. Ее разделяют на части — делёнки. Их рассаживают. Так размножаются гладиолусы, крокусы и др.

   

Корневище

Нужно произвести деление его на части, при этом почки должны сохраниться на каждой из них. И рассадить. Так размножают, например, ирис и ландыш, астры и многие другие цветы. Уже на следующий год эти «отпрыски» зацветут. Поэтому такой способ хорошо подходит для озеленения больших территорий: дворов, садов, городских клумб и др. В природе так идет размножение пырея, тростника и др.

 

Корень

Этим способом размножают большинство дорогостоящих растений.

Корневые шишки

Характеризуется утолщениями придаточных корней, в которых и содержатся питательные вещества, и которые используются для размножения. Свойственно батату, георгину, ятрышнику, бегонии и др.

 

Корневые отпрыски

Образуются на специально травмированных корнях растения. После образования отделяются и пересаживаются вместе с частью материнского растения. Так проходит размножение вишни, осины, бодяка, осота и др.

 

Виды вегетативного размножения

Естественный способ

Естественные виды запрограммированы самой природой для размножения растений. Они способствуют выживаемости растений за счет скорости распространения.

Есть несколько путей осуществления такого способа размножения:

  • делится родительское растение на дочерние (прогнивает протонема или слоевище);
  • отделяются особые части (клубни, луковицы, клубнелуковицы, корневища, усы, почки, листья, корневые отпрыски), имеющие вегетативное предназначение;
  • разрушают ползучие участки побегов.

Искусственный способ

Искусственные виды реализует человек, выращивая культурные растения. В сельском хозяйстве использование этих способов оправдано многими преимуществами:

  • «потомки» полностью повторяют «родителей», что способствует сохранению признаков сорта;
  • размножение происходит более быстрым темпом, чем естественное;
  • количество дочерних растений для посадки больше;
  • возможность размножать растения, не дающие семян и др.

Характеристики размножения

Основными качествами вегетативного размножения можно назвать:

  • высокую скорость (способствует выживаемости видов);
  • большое количество дочерних растений (для природы — это сохранность видов, для человека — увеличение посадочного материала);
  • полную сохранность видов и сортов.

Как человек использует вегетативный способ размножения, примеры

Для человека такой способ — возможность быстро производить полезные сорта растений в необходимом количестве или развивать декоративные сорта и виды. Люди используют весь спектр вегетативных методов и в лесоводстве, и в растениеводстве, и особенно широко — в садоводстве.

Пример

Будучи в гостях, вы увидели растение, которое вам очень приглянулось. Захотелось такое же иметь у себя домана дачево дворе и т.д. Гостеприимный хозяин делится с вами частью этого растения: корешком, веточкой т.п.

Дома вы ставите его в воду, оно дает корешки, далее высаживаете в грунт. Через короткое время вы — обладатель точно такого же растения, которое вам понравилось у других.

Так можно размножать растения в домашних условиях.

Пример

В садоводстве при размножении смородины, некоторых видов ивы, роз и других цветов и растений пользуются таким типом размножения растений, как стеблевое черенкование. Весной их берут от родительского растения до того, как почки распустятся, производят их посадка в почву. К осени они обзаводятся придаточными корнями, и их пересаживают на постоянное место.

Пример

Также люди научились искусственно выводить новые виды растений. Для этого используется такой способ размножения как прививка. В основании лежит способность разных растения срастаться воедино.

Это значит, что берется вегетативная часть одного растения (его называют подвоем) и «прививается», то есть приращивается к другому (имеющему название привой).

Для этой цели характерно использование разных частей растений: стеблей, листьев, цветков или плодов.

 

Так, например, выводят новые виды фруктовых деревьев, новые сорта овощей, ягод (особенно кустарников). Это дает возможность комбинировать и сочетать полезные свойства разных растений в одном.

Ссылка на основную публикацию