Водоросли и их значение
Водоросли – примитивные растения. Хотя их тело внешне может быть похожим на обычное растение, оно не делится на органы и называется талломом, или слоевищем.
Среди водорослей встречаются:
- одноклеточные;
- колониальные;
- многоклеточные.
Тело одноклеточных водорослей представлено одной клеткой, часто имеющей жгутик для передвижения. Они обитают как в океане, так и в небольших лужах и канавах.
В клетках особенно заметен зелёный хроматофор. Он имеет разнообразную форму и аналогичен хлоропластам растений.
Примером колониальных водорослей является вольвокс.
Рис. 1. Вольвокс под микроскопом.
При бесполом размножении у вольвокса новые поколения остаются связанными с материнским, и образуется колония.
Талломы многоклеточных водорослей имеют различную форму.
Места обитания:
- в пресных водах;
- в солёных водах;
- в почве;
- на поверхности деревьев, построек, камней;
- на снегу и льду.
Некоторые диатомовые и зелёные водоросли живут в горячих источниках с температурой воды до +51 градуса.
Размножение водорослей происходит разнообразно, но относится к трём типам:
- вегетативное;
- бесполое;
- половое.
Вегетативное наблюдается у нитчатых водорослей. Их таллом разрывается на части и из каждой образуется новый организм.
Бесполое размножение происходит с помощью спор. Материнская клетка делится на несколько частей. Каждая часть становится спорой. Впоследствии из споры вырастает новая водоросль.
Рис. 2. Бесполое размножение хламидомонады.
При половом размножении происходит слияние гамет (половых клеток), возникающих в специальных материнских клетках. В результате образуется зигота – первая клетка нового организма.
Группа | Где встречаются | Строение | Представители |
Зелёные | Большинство в пресных водах, есть и морские виды | Разные формы талломов, одноклеточные и колониальные виды | Улотрикс, ульва (многоклеточные); плеврококк, хлорелла, хламидомонада |
Красные | Большинство в морях, на больших глубинах, некоторые виды в реках, озёрах | Содержат красные и синие пигменты, таллом крупный, 0.5-2 метра | Порфира |
Бурые | Почти все виды обитают в морях, особенно много в холодных | Талломы крупные, до нескольких метров в длину | Фукус, ламинария, саргассум |
Кроме указанных в таблице, основных, групп водорослей, есть также:
- диатомовые;
- жёлтозелёные;
- золотистые.
Диатомовые водоросли распространены в морях и пресных водоёмах. Их особенность – наличие панциря из кремнезёма. При отложении панцирей на дне водоёмов формируется горная порода диатомит.
Рис. 3. Панцири диатомей под микроскопом.
В природе:
- водоросли насыщают водоёмы и атмосферу кислородом;
- ими питаются водные животные;
- образуют ил и меловые породы;
- вызывают при сильном размножении «цветение воды».
В жизни человека водоросли применяются различно:
- как корм или пищевая добавка для животных;
- для питания человека;
- ил используется как удобрение и в медицине;
- в биохимической и кондитерской промышленности для получения белков, спиртов, йода, брома, витаминов, агар-агара.
Многие виды водорослей съедобны. Наиболее известными являются бурые ламинария (которую называют морской капустой) и фукус, а также зелёная ульва (морской салат).
Многие учёные утверждают, что в будущем широко распространятся фабрики водорослей. На этих фабриках будут выращиваться съедобные водоросли и производиться из них различные продукты.
Примеры использования водорослей для кормления животных известны давно. Во многих приморских районах мира крестьяне добавляли водоросли в корм скоту. В наше время для этой цели в США продаются брикеты из водорослей.
Ученик 6 класса, готовя доклад или домашнее задание по биологии, должен знать основные группы водорослей и их значение. Распространены водоросли очень широко. Основная роль водорослей на планете – синтез органических веществ и насыщение кислородом океана и атмосферы. По прогнозам учёных, их пищевое и промышленное значение для человека будет расти.
Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/vodorosli-znachenie-6-klass.html
Урок 37. Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей
Тип урока – комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
– осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Многоклеточные водоросли. Многообразие и значение водорослей
Цели: продолжить формирование представления о водорослях как особой группе растительных организмов; познакомить с различными многоклеточными водорослями, со средой их обитания и особенностями строения и размножения; дать представление о роли водорослей в природе, использовании их в науке, технике, хозяйстве человека, о мерах по охране водорослей; продолжить формирование умения работать с микроскопом и навыка выполнения биологического рисунка.
Оборудование и материалы: таблицы: «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные водоросли», «Бурые и красные водоросли», цветковое растение элодея из аквариума, гербарии различных многоклеточных водорослей, живые водоросли из аквариума; некоторые предметы, сделанные из водорослей: салат из морской капусты, пищевые добавки с водорослями, йод, агар-агар и т. д.
Ключевые слова и понятия: нитчатые водоросли (улотрикс, кладофора, спирогира), бурые водоросли (ламинария, фукус, саргассум), красные водоросли (филлофора, порфира, птилота, радимения); слоевище (таллом), ризоиды, спорангий, ядро с ядрышком, вакуоль, хроматофор; бесполое размножение, половое размножение, конъюгация; зооспоры, подвижные гаметы, споры, зигота; фитопланктон
Ход урока
Актуализация знаний
Работа у доски
К доске вызывают двух учеников. Одному из них нужно изобразить строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады, а другому — хлореллы и указать основные органеллы этой водоросли. На выполнение задания отводится около 2—3 мин. После ученики устно отвечают по нарисованной схеме.
Далее к доске выходят еще три ученика. Один из них изображает схему бесполого размножения хламидомонады, другой — полового размножения хламидомонады, а третий — размножения хлореллы. После учащиеся устно отвечают по нарисованным ими схемам.
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке мы изучали одноклеточные водоросли. Сегодня перейдем к многоклеточным. А начнем с нитчатых водорослей.
Как вы думаете, за что они получили такое название? (Ответы учащихся.)
Эти водоросли напоминают по своему внешнему виду длинные нити.
Среди нитчатых водорослей самой распространенной в наших широтах является спирогира. Это многоклеточная зеленая водоросль, клетки которой расположены в один ряд. Рост происходит за счет деления всего тела. Растение ведет неприкрепленный образ жизни.
Нити его свободно перемещаются в воде под действием различных течений. Это обычный обитатель наших прудов и рек с несильным течением. Вы, часто купаясь в пруду или реке, наверное, обнаруживали скопления зеленой, скользкой на ощупь тины. Это и есть нити спирогиры.
(Учитель демонстрирует изображение этой водоросли на таблицах и по возможности и в живом или засушенном виде.)
Клетки спирогиры имеют вытянутую форму. Снаружи они покрыты слоем слизи.
Как вы думаете, за что эта водоросль получила такое название? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Хроматофоры в клетках этой водоросли имеют особое строение. Они длинные, вытянутые и расположены в цитоплазме вдоль стенки клетки, как бы опоясывая ее по спирали. Отсюда и название. В центре клетки расположено крупное ядро с ядрышком. Достаточно большое пространство занимает вакуоль.
Вспомните, какими способами могут размножаться одноклеточные зеленые водоросли. (Половым или бесполым путем.)
Для спирогиры тоже характерно как половое, так и бесполое размножение. При бесполом методе нити спирогиры разрываются, клетки каждой из частей начинают делиться, давая начало новым молодым организмам.
Когда происходит бесполое размножение хламидомонады? (При благоприятных условиях.)
Спирогира также размножается при благоприятных условиях, чаще всего летом, бесполым путем.
Половое размножение спирогиры несколько отличается от идентичного хламидомонады. При половом размножении спирогиры две нити располагаются параллельно друг другу. Затем они сближаются и обволакиваются слизью.
Клетки, расположенные ближе всего друг к другу, образуют особые выросты, которые соединяются, создавая канал, по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. Таким образом происходит оплодотворение и образуется зигота. Зигота покрывается толстой оболочкой и может длительное время находиться в состоянии покоя.
После определенного периода покоя зигота прорастает и дает начало новому организму. Такой способ полового размножения называется конъюгацией.
На камнях и корягах, лежащих на дне неглубоких рек, часто можно обнаружить еще одну нитчатую водоросль — улотрикс. Скопления улотрикса выглядят как ярко-зеленые шелковистые нити. Тело этого растения также состоит из одного ряда клеток, но клетки не вытянутые, как у спирогиры, а более короткие.
Растет улотрикс за счет деления клеток, расположенных только на верхушке. Кроме того, эта водоросль ведет прикрепленный образ жизни. Она приклеивается к субстрату особой бесцветной клеткой. В цитоплазме каждой из клеток водоросли можно обнаружить ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца.
Бесполое размножение этой водоросли происходит посредством зооспор.
Вспомните, что такое зооспора.
Зооспоры — подвижные клетки со жгутиками, при помощи которых осуществляется бесполое размножение. Зооспоры свободно плавают, а затем прикрепляются к субстрату, делятся и дают начало новому организму.
Какой способ размножения чаще всего встречается у водорослей при неблагоприятных условиях? (Они размножаются половым путем.)
При половом размножении улотрикса в некоторых клетках водоросли образуются многочисленные подвижные гаметы со жгутиками. Гаметы от разных особей сливаются попарно и образуют зиготу.
Зигота также покрывается толстой оболочкой и может в течение длительного времени находиться в состоянии покоя. Как только создаются условия, благоприятные для жизни водоросли, зигота делится на 4 клетки-споры.
Споры опускаются на дно и, прикрепившись к субстрату, начинают делиться, давая начало новой особи.
Достаточно часто в пресных и соленых водоемах встречается многоклеточная зеленая водоросль кладофора. Она также является нитчатой водорослью, но более высокоорганизованной, чем спирогира и улотрикс. Нити кладофоры ветвятся.
Молодые кладофоры ведут прикрепленный образ жизни, но впоследствии часто обламываются и пускаются в свободное плавание. Интересной особенностью этого растения является наличие в каждой клетке большого числа ядер.
Подобные явления никогда не встречаются в клетках высших растений.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 39; учебник В.В. Пасечника § 12), а также личным опытом, укажите значение водорослей в природе и жизни человека.
(На выполнение этого задания отводится около 3—5 мин, после чего берутся на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 3—4 отвечают устно. Учитель сопровождает устные ответы учащихся демонстрацией таблиц и по возможности некоторых продуктов из водорослей: салата из морской капусты, пищевых добавок с водорослями, йода, агар-агара и т. д.)
Роль водорослей в природе
В процессе фотосинтеза трансформируют энергию солнца в энергию, доступную для других организмов, и выделяют кислород, необходимый для их дыхания.
Пища для многих морских животных (морские ежи, рыбы и пр.) и морских водоплавающих птиц.
Приют для рыб и многих других животных.
Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
Некоторые виды одноклеточных водорослей являются пионерными растениями: попадая на бесплодные субстраты, они участвуют в почвообразовании.
Некоторые виды водорослей входят в состав комплексных организмов (лишайников).
Роль водорослей в жизни и деятельности человека
Продукты питания для человека (ламинария, ульва).
Использование в качестве добавки к корму для скота.
Изготовление удобрений.
Получение агар-агара, используемого в пищевой промышленности и микробиологии (красные водоросли).
Использование в химической промышленности (получение йода, калийных солей, спирта, уксусной кислоты и т. д.).
Биологическая очистка технических и сточных вод (хламидомонада, хлорелла).
Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
Вред, наносимый водорослями человеку и его деятельности
Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
Чрезмерное размножение водорослей приводит к затруднению судоходства.
Творческие задания.
Нарисовать картину подводного мира, на которой будут присутствовать различные отделы водорослей: красные, бурые, зеленые, и т. д.
Сочинить сказку о жизни в подводном царстве, где главными действующими лицами будут водоросли.
В книгах каких писателей встречаются описания подводного мира?
Задание для учеников, интересующихся биологией. Найти в специальной литературе названия и описание водорослей, выращиваемых в пресных и в соленых аквариумах. К каким водорослям они относятся?
Водоросли. Учебный фильм
Путешествие по Африке. Лес водорослей.Познавательный фильм.
МорскиеводорослиЛаминария
Морские водоросли и Зелёные технологии компании Olmix – RU
Морскиеводоросли
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки
Сайт YouTube: /
Хостинг презентаций
–
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_37_mnogokletochnie_vodorosli_mnogoobrazie_i_090904.html
Биология в лицее
Водоросли – очень древняя группа организмов на Земле. За время существования у водорослей возникло множество форм строения, особенностей в размножении и расселении на нашей планете. Всего насчитывают около 30 тыс. видов водорослей.
В роде
К отделу зелёных водорослей относятся и некоторые колониальные формы – Отдельные их клетки построены по типу хламидомонады, но при размножении клетки не расходятся, а срастаются своими оболочками или остаются соединёнными общей слизью. Они широко распространены в стоячих водоёмах, где также вызывают цветение воды. Наиболее высокоорганизован вольвокс. В его колонии уже наблюдается некоторая специализация клеток.
Бурые водоросли могут размножаться вегетативно. С помощью двужгутиковых спор – бесполым путём. Из спор вырастают особи, на которых образуются половые клетки – гаметы. После оплодотворения зигота даёт начало водоросли, на которой будут образовываться споры. Следовательно, для бурых водорослей свойственно чередование двух поколений – полового и бесполого.
Красные водоросли, или багрянки. Набор разных пигментов в сочетании с хлорофиллом определяет окраску багрянок – от ярко-красной до голубовато-зеленой и желтой. Это очень древняя группа водорослей. Поэтому они имеют некоторые отличия от других, более «молодых»отделов.
По длине красные водоросли уступают бурым (не более 2 м). Сочетание разных пигментов багрянок придаёт им окраску от ярко-красной до голубоватой и жёлтой. Размножение красных водорослей (бесполое и половое) – процесс более сложный и многообразный, чем у других отделов.
Багрянки удивительно приспособились к жизни в прибрежной зоне. Здесь они промываются не только морской, но и пресной водой, промерзают зимой, высыхают во время отлива. Но наступает прилив, и они оживают. Именно багрянки могут выжить на скалах, где постоянно действует прибой.
Слоевище багрянок растёт много лет и имеет самые разные формы: пластинчатые, кустистые, нитевидные. Наиболее известна морская водоросль
Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)
Значение водорослей
Бурые водоросли – один из основных источников органического вещества в прибрежной зоне. Их биомасса может достигать десятков килограммов на квадратный метр. Заросли бурых водорослей служат укрытием, местом размножения и питания прибрежных животных. Они же создают условия для поселения других, более мелких водорослей. Чарльз Дарвин писал о
Водоросли – низшие растения, имеющие одноклеточное и многоклеточное строение. Низшими их называют потому, что их тело не дифференцировано на поглощающую и фотосинтезирующую части, как это наблюдается у всех других представителей царства растений.
Водоросли – один из древнейших представителей организмов, гигантский источник кислорода, органических веществ и энергии для всего живого мира. Они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей.
Водоросли представляют собой большую ценность нашей планеты
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_vodoroslej/0-92
Многообразие водорослей
Решите кроссворд, получите оценку.1. Оплодотворенная яйцеклетка.2. Половая клетка.3. Группа отделов низших растений.4. Зеленая нитчатая водоросль.5. К этим водорослям относится хламидомонада.6. Морская капуста.7. Способ питания водорослей.
У р о к 14
ТЕМА УРОКА:МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ,
ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Задачи урока:
– познакомиться с основными отделами водорослей;– рассмотреть приспособления водорослей к жизни в различных средах;– показать значение водорослей в природе и в жизни человека;– продолжить формирование умений составлять сравнительные таблицы, систематизировать и обобщать изученный материал.
Вид урока: комбинированный урок.
Элементы ОМСО, изучаемые на уроке.
Знать: отличительные черты организации водорослей; основные отделы водорослей; приспособленность водорослей к жизни в различных условиях среды; значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Уметь: узнавать изученные водоросли; обосновывать принадлежность к тому или иному отделу.
Элементы содержания образования повышенного уровня.
Знать: связь многообразия водорослей с условиями обитания; значение водорослей для профилактики заболеваний человека; чем объясняется разная окраска водорослей.
Уметь: составлять сравнительные таблицы; систематизировать; обобщать; выполнять творческие задания.
Формы контроля:
• Письменный опрос. Примеры. 1. Водоросли – низшие растения? (Да.) 2. Водоросли имеют органы? (Нет.) 3. …
• Работа с таблицей.
Признаки | Отделы водорослей |
1. | |
2. | |
3. |
• Вопросы.. Каково значение полового размножения для естественного отбора?
Оснащенность урока: гербарные экземпляры спирогиры; лабораторное оборудование; микроскопы; модели нитчатых водорослей; таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей; ЦОРы по биологии.
Ход урока
I.Организация урока.
II.Проверка домашнего задания.
III.Изучение нового материала
• Отличительные признаки зеленых водорослей, многообразие форм и приспособленность к различным средам жизни.• Своеобразие красных водорослей, проявляющееся в особых пигментах, специфических запасных веществах и распространении, в основном в тропиках и субтропиках.• Бурые водоросли – наиболее высокоорганизованная группа, отличающаяся высокой расчлененностью таллома, наличием ризоидов и распространением преимущественно в прибрежных мелководьях.• Роль водорослей в природных биоценозах.• Водоросли в хозяйственной деятельности человека.* Обратить внимание учащихся на характерные особенности зеленых водорослей: цвет слоевища; разнообразие жизненных форм (одноклеточные, колониальные, многоклеточные); способность одноклеточных представителей передвигаться; возможность обитания в морских и пресных водоемах, а также на почве, коре деревьев, заборах, цветочных горшках.* Подчеркнуть своеобразие красных водорослей: преобладание красных пигментов (фикоэритринов) и синих пигментов (фикоцианинов) над хлорофиллом и каротиноидами; наличие специфического запасного вещества, близкого к гликогену животных, так называемого багрянкового крахмала; встречаемость в основном в морской придонной растительности (бентосе).* Познакомить учащихся с самыми совершенными представителями водорослей – бурыми водорослями. Научите их, пользуясь рисунками и текстом учебника, находить черты усложнения организации, делающие их внешне похожими на высшие растения. Интерес учащихся вызовет информация о разнообразии бурых водорослей – разнообразие глубин, на которых они обитают, разнообразие форм (от микроскопических организмов до 50 м гигантов) и т. д.* Предложите учащимся перечислить области применения водорослей человеком (медицина, космос, пищевая промышленность, сельское хозяйство, микробиология, биологическая очистка водоемов и т. д.) и привести примеры.
Вопросы для обсуждения.
1. Какое значение в природе и жизни человека имеют зеленые водоросли?2. Где обитают бурые и красные водоросли?3. Сравните строение бурых и красных водорослей. Представители какого из отделов имеют более сложное строение?4. Сравните разнообразие фотосинтезирующих пигментов, содержащихся в хлоропластах багряных и бурых водорослей. Представители какого из отделов способны существовать на большей глубине?5. Почему именно бурые водоросли, как считают многие ученые, могут быть предками высших растений?6. Расскажите об экологической роли водорослей в природных экосистемах.7. Приведите примеры использования разнообразных водорослей человеком.
IV.Закрепление материала.
• Составьте цепь питания с участием хламидомонады.• Составьте цепь питания с участием ламинарии.• Приведите примеры, доказывающие, что окраска водорослей связана с условиями жизни.• Заполните сравнительную таблицу.
Признакидля сравнения | Название отдела | ||
Зеленыеводоросли | Красныеводоросли | Бурыеводоросли | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среда обитания | Пресные, морские водоемы, почва | … | Морские водоемы |
Условия жизни | … | Моря тропического и субтропического поясов | Мелководье, глубины до 200 м |
Одно- или многоклеточные организмы | Одно- и многоклеточные | … | Исключительно многоклеточные |
Особенности строения | Одноклеточные и имеют жгутики | … | Сильно расчлененный таллом, ризоиды |
Наличие пигментов, их название | … | Хлорофилл, каратиноиды, фикоэритрины, фикоцианины | … |
Значение в природе | Фитопланктон, почвообразование, заболачивание | … | Источник органики в прибрежной зоне, убежище и место прикрепления животных, место нереста рыб |
Использование человеком | … | Употребление в пищу; сырье для получения агар-агара; микробиология; корм для скота | … |
• Решив кроссворд, получите оценку.1. Оплодотворенная яйцеклетка.2. Половая клетка.3. Группа отделов низших растений.4. Зеленая нитчатая водоросль.5. К этим водорослям относится хламидомонада.6. Морская капуста.7. Способ питания водорослей.Ответы: 1 – зигота; 2 – гамета; 3 – водоросли; 4 – спирогира; 5 – одноклеточные; 6 – ламинария; 7 – автотрофы.
Словарь. Снежная хламидомонада, хлорелла, улотрикс, диатомовые водоросли, фитопланктон, агар-агар, харовые водоросли, каротиноиды, фикоэритрины, фикоцианины, багрянки, литораль, бентос, фитобентос, фукус, макроцистис, ризоиды, биомасса, детрит.
За страницами учебника.Еще в древности было известно о целебных свойствах водорослей. Их успешное использование в медицине продолжается по сей день. В состав водорослей входит кобальт, который применяется для облучения раковых опухолей. Поэтому современные медики используют водоросли против рака. Водоросли содержат ценные органические вещества, из которых готовят клей для бумажной промышленности и пластмассу для текстильной. В районах тихоокеанского побережья США глубинные водоросли используют для борьбы с лесными пожарами. Экстракт, получаемый из этих растений, добавляют в воду. Образующееся при этом студенистое вещество очень медленно испаряется, что позволяет использовать его при тушении пламени.
Домашнее задание: изучить материал «Низшие растения» до конца, с. 45–49; подготовиться к контрольной работе по теме « Водоросли».
Источник: http://bio.na5bal.ru/voda/6806/index.html
Разнообразие и значение водорослей
Тема: Разнообразие и значение водорослей.
Учитель Володина Татьяна Олеговна.
Цели урока:
- Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
- Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
- Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.
Задачи урока:
- Обобщить знания о низших растениях.
- Повторить общие сведения о водорослях.
- Изучить различные отделы водорослей.
- Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Проверка знаний и умений.
- Изучение различных отделов водорослей
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Вывод.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
Проверка знаний и умений.Задание №1 « Третий лишний»Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.
Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы, спорофит, благоприятные условия.
Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.Задание №3. « Слова – перевертыши»Составьте известные понятия из слогов:«спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»Задание №4. Работа с сигнальными карточками.
Да – зеленая, Нет – красная.Раздаются бланки для выполнения работы.
№вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | + | + | – | + | + | + | – | + | + | + |
- Водоросли – это низшие растения?
- Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
- Водоросли имеют органы?
- На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
- По способу питания большинство водорослей автотрофы?
- Водоросли живут в симбиозе с грибами?
- Ризоиды – это корни водорослей?
- Клетка водоросли имеет ядро?
- При половом размножении образуются гаметы?
- Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?
По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов6 – 8 – «4» балла4 – 5 – «3» баллаБланки передали на первые парты.А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.
Отдел Зеленые водоросли.
Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.Запасные питательные вещества крахмал и масла.Зеленые водоросли.Одноклеточные Колониальные Многоклеточные
Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли
Хлорелла Ульва, ХараЗначение зеленых водорослей.
- Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
- Питание для водных обитателей;
- Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
- Очистка сточных вод;
- На космических станциях.
Сообщение – презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»Отдел Красные водоросли (Багрянки)
Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид.
От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов – 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити.
Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).
ПредставителиАнфельция Порфира Делессерия ФиллофораЗначение Красных водорослей:
- Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
- Корм для овец в Норвегии
- Сырьё для получения агар – агара
- Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.
Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»Отдел Бурые водоросли.
Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные).
Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.
Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.Значение:
- Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
- Важный компонент фитобентоса;
- Источник органического вещества в прибрежной зоне ( детрит – прибрежный ил);
- В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
- Пищевое, кормовое и диетическое значение;
- Косметология.
Рассказ о Саргассовой водоросли.
Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.
В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!».
Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.
“Кроссворд”
По вертикали:
- Бурая водоросль.
- Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
- Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
- Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
- Нитчатая водоросль.
- Колониальная зеленая водоросль.
- Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
- Как еще называются красные водоросли?
По горизонтали:
- Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
- Какие вещества определяют окраску водорослей?
- Тело водорослей.
- Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
- Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
- Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
- Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
- Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
- Самые глубоководные водоросли.
Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 – Красные.
Вывод: Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.
Оценки за урок………Домашнее задание…….
Спасибо за урок!
Владимирская областьПетушинский районМБОУ Вольгинская СОШРазработка открытого урокаТема: Значение и разнообразие водорослей.Автор разработки: Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна
2013 год
Источник: http://omedicin.ru/raznoobrazie-i-znachenie-vodoroslej/index.html
«Многообразие и значение водорослей»
Директор________/Н.Х. Шурдумов/
Учитель биологии
МОУ СОШ №3 с.Заюково
Гукетлова Мадина Хасановна
25.02.09.
Тема урока: Многообразие водорослей, их значение.
Цели урока: 1. Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей.2. Раскрыть особенности их строения и условий обитания.3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.4. Развивать умения пользоваться микроскопом.
Оборудование: микроскоп, гербарий водорослей, мультимедийное
учебное пособие.
Методы урока: частично-поисковые, проблемные.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока: I. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
* Водоросли это …(низшие растения)
* Низшими они называются потому, что( у них нет вегетативных органов)
* Тело водорослей называется …(слоевище или таллом)
* Вы уже знаете, что водоросли бывают (одноклеточные и многоклечочные)
* Одноклеточные это.. (хламидомонада, хлорелла)
* Многоклечочные … (спирогира, улотрикс)
* Скажите, чем отличаются по строению одноклеточные водоросли?
* Водоросли размножаются …(половым и бесполым путём)
^
- Бесполое размножение хламидомонады.
- Половое размножение хламидомонады.
- Бесполое и половое размножение спирогиры.
- Бесполое и половое размножение улотрикса.
^
1. Правила работы с микроскопом.2. Зарисовать объект исследования в тетради. По материалам интерактивного пособия «Многообразие водорослей».
- Классификация водорослей.
- Многообразие и значение зелёных водорослей.
- Многообразие и значение бурых водорослей.
- Многообразие и значение красных водорослей.
- Закрепление. Викторина «Мир водорослей» Мультимедийная презентация.
Викторина делится на 2 этапа.1 этап- очный.Выполнить задания по компьютеру.2 этап- заочный.* Подготовить 5 вопросов командам-соперникам.* Конкурс докладов «Многообразие водорослей»
Класс делится на команды. Каждой команде даются задания.
По материалам интерактивного пособия «Многообразие водорослей».
- Строение спирогиры.
- Строение ламинарии.
- Строение вольвокса.
- Заполнение таблицы «Многообразие водорослей».
- Заполнение таблицы «Значение водорослей».
- Задание с выбором одного правильного ответа.
- Задания с выбором трёх правильных суждений.
- Задания на соответствие.
- Игра « Многообразие водорослей»
- Лабиринт «Нитчатые многоклеточные водоросли»
Подведение итогов викторины.
Выставление оценок.
Выучить § 39. стр. 141-145. Выполнить задания в рабочей тетради. Подготовить 5 вопросов командам-соперникам, доклад на тему: « Многообразие водорослей»
Источник: http://dopoln.ru/geografiya/217303/index.html