Презентация насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты – скачать презентацию
Вы можете ознакомиться и скачать Презентация насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты. Презентация содержит 10 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:
Человек может заразиться от, казалось бы безобидной, комнатной мухи. На самом деле мухи очень даже опасны, они являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии. Человек может заразиться от, казалось бы безобидной, комнатной мухи. На самом деле мухи очень даже опасны, они являются разносчиками холеры, брюшного тифа, дизентерии.
Слайд 4
Описание слайда:
Тараканы, так же как и мухи питаются отбросами и переносят на лапках бактерии и микроорганизмы, в результате чего происходит заражение человека, чаще всего детей. Также у детей тараканы могут вызвать сильнейшие проявления аллергии.
Тараканы, так же как и мухи питаются отбросами и переносят на лапках бактерии и микроорганизмы, в результате чего происходит заражение человека, чаще всего детей. Также у детей тараканы могут вызвать сильнейшие проявления аллергии.
Слайд 5
Описание слайда:
Одним из наиболее опасных видов насекомых считаются комары, заражающие при помощи укусов и высасывания крови. Это насекомые переносчики возбудителей болезней человека: малярии, лихорадки денге, желтой лихорадки, уносящих ежегодно жизни тысяч человек.
Одним из наиболее опасных видов насекомых считаются комары, заражающие при помощи укусов и высасывания крови. Это насекомые переносчики возбудителей болезней человека: малярии, лихорадки денге, желтой лихорадки, уносящих ежегодно жизни тысяч человек.
Слайд 6
Описание слайда:
Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно.
На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.
Муха цеце является переносчиком сонной болезни, которая лишает зрения. От этой болезни в Африке слепнет огромное количество людей и остановить этот процесс практически невозможно.
На остановку подобных массовых заболеваний потребуется сотни тысяч, миллионы долларов, которые Африка, как слаборазвитое государство не может себе позволить потратить на приобретение лекарственных средств и средств защиты.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:
Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате.
В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях.
Наиболее опасные насекомые переносчики возбудителей болезней обитают и размножаются в регионах с высокими средними температурами: в тропическом и субтропическом климате.
В связи с начавшимся глобальным потеплением климата эти регионы продвигаются на север, насекомые начинают захватывать новые территории, адаптируются и размножаются в новых областях.
Также в связи с потеплением начинается размножение комаров в геометрической прогрессии, так как водоемы пересыхают под воздействием высоких температур и превращаются в лужи или болотца, наиболее комфортные места для жизни комаров, которые, являются переносчиками опасных для человека болезней.
Слайд 10
Описание слайда:
Насекомые переносчики заболеваний человека крайне опасны.
Для того, чтобы избежать заражение болезнями от насекомых и предотвратить длительное лечение и восстановление, следует принимать все возможные меры по борьбе с паразитами и кровососущими насекомыми: мухами, комарами, блохами, слепнями, москитами и других переносчиков заболеваний.
Насекомые переносчики заболеваний человека крайне опасны.
Для того, чтобы избежать заражение болезнями от насекомых и предотвратить длительное лечение и восстановление, следует принимать все возможные меры по борьбе с паразитами и кровососущими насекомыми: мухами, комарами, блохами, слепнями, москитами и других переносчиков заболеваний.
Для борьбы с паразитами существует масса методов: поддержание в чистоте территорий городов и поселков, соблюдать меры гигиены в домах и общественных зданиях, содержать в чистоте домашних животных и т.д.
Источник: http://mypresentation.ru/presentation/prezentaciya_nasekomye__perenoschiki_vozbuditelej_boleznej_i_parazity
Энтомозы и насекомые – переносчики возбудителей заразных болезней животных
Энтомозы и насекомые – переносчики возбудителей заразных болезней животных
Насекомые принадлежат к многочисленным беспозвоночным животным, населяющим нашу планету. Многие виды насекомых являются полезными, но значительная их часть наносит большой вред животным, вызывая у них заболевания или являясь переносчиками возбудителей заболеваний. Кроме того, около 200 видов насекомых – промежуточные хозяева гельминтов.
Если кровососущее членистоногие передает возбудителя заболевания от животного носителя возбудителя (донора) к животному, которое заражается (реципиенту), то такое заболевание называют трансмиссивным.
Причем, если возбудитель заболевания при этом еще размножается в переносчике, то способ передачи будет биологическим. Но может быть, что возбудитель заболевания не размножается в переносчике, тогда этот способ передачи называют механическим.
Существуют виды насекомых, в организме которых развиваются личинки гельминтов, – это уже промежуточные хозяева.
Для некоторых паразитических насекомых необходимо, чтобы их личинки на какую-то часть жизненного цикла внедрялись в организм животного. При этом у животного развивается заболевание, получившее название миаза.
Многие виды мух проходят личиночную фазу развития в разлагающемся субстрате (навозе) и затем в фазе имаго нападают на животных для нитания.
Мухи одних видов питаются кровью животных (гематофаги), беспокоят их и тем самым понижают их продуктивность.
Мухи других видов питаются экскрементами животных и человека и при перелете на корма или на пищу переносят механически возбудителей различных видов кишечных заболеваний.
Поэтому, чтобы предотвратить потери в животноводстве от мух, предусматривают меры борьбы с ними как в местах их выплода, так и с окрыленными мухами.
Строение насекомых. Размер насекомых самый разнообразный. Тело их покрыто кутикулой, которая наиболее плотная у взрослых (имаго). Тело насекомых делится на грудь, голову и брюшко, которые, в свою очередь, имеют сегменты.
На голове есть глаза (у паразитических они могут отсутствовать) и органы осязания и обоняния. К трехчленистой груди снизу прикреплены три пары ног, а сверху две пары крыльев (у некоторых насекомых они отсутствуют).
По бокам груди и брюшка находятся органы дыхания – трахеи.
Нервная система состоит из узлов – ганглиев, расположенных в виде цепочки по длине тела. Роль чувствительных рецепторов выполняют клетки – сенсиллы (одна или группа клеток) под тонким слоем кутикулы.
При помощи таких клеток насекомые ощущают пищу (хозяина), представителей другого пола, химические вещества, тепло и пр.
Возникший импульс в сенсилле от раздражителя передается по нервному волокну нервной системе, отвечающей соответствующей реакцией.
Пищеварение у насекомых происходит в кишечной трубке, содержащей железы, которые вырабатывают пищеварительные ферменты. У насекомых есть и выделительная система в виде мальпигиевых сосудов, открывающихся отверстием в конце пищеварительной трубки.
Кровеносная система состоит из незамкнутой трубки и сердца в виде расширенной полости с клапанами и камерами. Сердце непрерывно сокращается и тем самым обеспечивает кровью и кислородом ткани. В крови (гемолимфе) различают форменные элементы, цвет ее желтый, красный, зеленоватый или бесцветный.
Дыхание трахейное. Трахеи – мельчайшие трубочки, пронизывающие все тело насекомых.
Жизненные циклы насекомых. Как правило, насекомые раздельнополые. Большинство их видов откладывают яйца, но некоторые рождают личинок (личинко-родящие). Насекомые развиваются по полному и неполному превращению. В первом случае развитие состоит из фаз: яйца, личинки, куколки и имаго – самки и самца. При неполном превращении фаза куколки выпадает.
Рост насекомых осуществляется по фазам развития.
Насекомые, приносящие вред животным, относятся к отрядам двукрылых (Diptera), вшей (Siphunculata, или Anoplura), пухопероедов (Mallophaga) и блох (Aphaniptera).
Похожий материал по теме:
Источник: http://zhivotnovodstvo.net.ru/parazitologiya/180-veterinarnaya-arahnoentomologiya/1610-entomozy-i-nasekomye-perenoschiki-vozbuditelej-zaraznyh-boleznej-zhivotnyh.html
«Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных»
Тема урока « Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Цель: развитие познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Насекомые- переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Задачи
Образовательные:
-
Формирование знаний о насекомых- переносчиках возбудителей болезней и паразитах человека и домашних животных.
-
Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей, блох, показать отрицательную роль.
-
Предложить меры борьбы с насекомыми – переносчиками возбудителей болезней и паразитами человека и домашних животных.
Развивающие:
1.Развивать у учащихся мыслительные процессы, внимание.
2.Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Воспитательные: воспитывать основополагающие основы здорового образа жизни
Тип урока: изучение нового материала с первичным контролем знаний.
Образовательные ресурсы:
-
Учебник
-
Видеофильм
-
Раздаточные материалы ( информационные листы, иллюстрации)
-
Жетоны.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда успех не впрок.
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок!
А тема нашего урока «Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных».
Ребята! С какой целью вы приходите на урок? (стать умнее) С каждым уроком вы становитесь чуть-чуть умнее.
Поэтому в качестве девиза нашего урока я взяла слова ученого-натуралиста Винсона Брауна «… накопление знаний подобно росту дерева…».
И я надеюсь, что после сегодняшнего урока пока еще тоненькие ростки ваших биологических знаний прирастут новыми веточками знаний о насекомых. И кроме возможности стать умнее, вы можете получить хорошую отметку.
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем создавать урок. И от вашей активности будет зависеть, насколько интересным он получится. Не бойтесь высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы. Я вам расскажу, что мы будем делать на уроке, а вы попытаетесь определить те задачи, которые мы будем решать и какие умения и навыки продолжим формировать.
- Работа с цветными карточками по распределению насекомых по отрядам ( повторяем распределение насекомых по отрядам, проверяем свои знания)
- Объяснение учителя (учимся внимательно слушать)
- Просмотр видеосюжета (узнаем новое)
- Работа с текстом – заполнение таблицы, составление рассказа (учимся выделять главное и четко формулировать свои мысли, правильно и красиво говорить)
- Работа в группах (учимся слушать других)
- Решение тестов (проверяем свои знания)
- Составление экрана достижений
Итак, ребята, мы сегодня продолжим формирование общеучебных навыков работы с наглядными материалами: текстом, рисунками. Продолжим формирование навыков продуктивного взаимодействия в парах и группах. И какова же цель нашего урока? Что в итоге мы должны узнать? В конце урока вы сможете:
- Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней и паразитов человека и животных
- Раскрыть характерные признаки двукрылых, вшей и блох
- Предложить меры борьбы с ними
II. Актуализация опорных знаний
Великий русский ученый И.П.Павлов говорил: « Не берись за последующее, не усвоив предыдущее». Мы с вами последуем совету академика и прежде чем изучать новый материал, повторим некоторые сведения о насекомых, которые нам потребуются на уроке. Для этого проведем работу с цветными карточками.
– Каких насекомых мы отнесли к двукрылым?
– На основании каких признаков?
Записываем тему урока. В тетради чертим маркировочную таблицу
Запишите в I колонке все, что вы знаете о двукрылых. Поработайте в парах, обменяйтесь сведениями дополните свои записи. Обсуждение.
-Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить. Что бы вы хотели узнать? Запишите во II графу. В течение урока мы с вами найдем ответы на ваши вопросы.
III. Операционно-исполнительный этап.
-
Представление новой информации
Ах, лето красное,
Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль,
Да комары, да мухи.
сожалел А.С.Пушкин. А вот мнение биолога К.
Фриша: « Действительно, муха не лишена своеобразного изящества и может даже показаться на редкость опрятной: она так часто и основательно чистит голову, крылья, ноги, что ей впору давать справку о благонадежности.
Однако некоторые черты ее поведения делают муху опасной. Не станем, поэтому, торопиться возносить хвалу этому шестиногому, но попытаемся присмотреться к его свойствам и особенностям»
Начнем с того, что муха – необычное насекомое. Летает со скорость 5 м в секунду и поймать ее очень трудно, так как ее огромные глаза, состоящие из 2 тысяч фасеток, чувствуют приближение предмета на расстоянии 5 см от тела. При малейшей опасности муха, взмахивая крыльями 200 раз в секунду, взвивается ввысь. Любимый цвет мух желтый.
Голубая и зеленая окраска их раздражает, красные и фиолетовые цвета мха не различает. Глаза мухи интересны еще и тем, что они очень точно определяют скорость движения. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного определения скорости сверхзвукового самолета и назвали его «глаз мухи».
Муха имеет хорошо развитое обоняние. Она в 200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. Делает она это с помощью передней пары ног. Муха бегает на оконных стеклах и по потолку. Каждая лапка имеет по 2 коготка и по 2 прилипающие подушечки. Но самое интересное – хоботок. Им она может и пить.
И лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что-то попадется не по вкусу. С помощью хоботка муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (сахаром), муха выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет сахар и муха может его всосать.
Кроме того, твердую пищу муха может измельчить, скобля ее своим хоботком. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом». И вместе с тем муха – опасное насекомое. Мухи живут на мусорках, выгребных ямах, фермах.
С нечистотами, различными гниющими органическими остатками, навозом связано размножение мух: они здесь откладывают яйца, из которых развиваются личинки ( рис. 162). После окончания развития они окукливаются в почве. Вскоре из них выходят взрослые насекомые.
Ползая на продуктах и посуде, мухи оставляют на них свои следы – темные точки (их отрыжка или испражнения). В них обнаружили 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них – возбудители около 30 болезней человека. При посещении продуктов питания они переносят яйца аскарид, возбудителей брюшного тифа, дизентерии, холеры.
https://www.youtube.com/watch?v=29Bo9ZSboE4
Просмотр видеосюжета, обсуждение.
Комнатную муху называют «четвертой египетской казнью» и объявляют « персоной нон – грата». Уничтожить бы ее совсем.
– Как вы думаете, а стоит ли это делать. Может быть какую-то пользу муха приносит? (ее личинки перерабатывают органические вещества, содержащиеся в экскрементах животных и их трупах). Чтобы мухи не представляли опасности, необходимо регулировать их численность и соблюдать правила личной гигиены (попросить сформулировать).
Кроме комнатной мухи переносчиками опасных болезней человека являются малярийные комары, кровососы, паразитирующие на человеке и животных – вши и блохи
Большой вред также наносят оводы и слепни- паразиты домашних животных. Для того, чтобы поближе познакомиться с этими опасными животными, мы проведем работу в группах.
- Задание для I группы: прочитать текст на стр.111про малярийного и обыкновенного комаров, рассмотреть рисунки163, таблицу в информационном листе. Зная биологию комара, предложите меры борьбы с этими насекомыми.
- Задание для II группы:рассмотрите рисунки в учебнике № 164 стр.111. Прочтите текст в информационном листе. Сверните текстовую информацию в таблицу. Выделите черты приспособленности этих насекомых к паразитическому образу жизни
- Задание для III группы: прочитать текст на стр.112, рассмотреть рис.165, предложите методы борьбы с оводами и слепнями
- Задание для IV группы: используя текст учебника, информационный лист предложите методы борьбы с вредящими человеку насекомыми
-
Презентация работы в группах (новый продукт).
-
Рефлексия. Заполнение 3-ей графы-узнал
IV. Рефлексивно-оценочный
-
Оценивание. Тестирование
-
Экран достижений.
VI. Д/з: 1) п.15
2) синквейн
V. Итог: говорят, красота в глазах того, кто смотрит. Спасибо вам за то, что вы смогли многое увидеть на сегодняшнем уроке. А я увидела, как раскрылся каждый из вас, кто был причастен к созданию нашего урока.
Источник: https://multiurok.ru/files/nasiekomyie-pierienoschiki-vozbuditieliei-boliezni.html
Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!
– наружные паразиты млекопитающих и птиц, поверхность тела которых по сравнению с поверхностью тела этих мелких паразитов огромна, а переход с одного хозяина на другого легко осуществляется активным переползанием при встрече животных-хозяев или прыжками в местах их постоянного обитания (норы и т. д.).
Ротовые части блох приспособлены для прокалывания кожи и высасывания крови, прокол кожи осуществляют зазубренные жвалы.
Питаясь, блохи наполняют кровью способный сильно раздуваться желудок. Самцы у блох мельче самок.
Некоторые более многоядные блохи могут нападать на любое животное; известно, что блоха однопроходных и сумчатых в Австралии (Echidnophaga ambulans) временно питается на змеях, а некоторые наши блохи – даже на гусеницах! Но нормально существовать и размножаться блохи могут только на подходящих им животных.
На кошках живет кошачья блоха (Ctenocephalus felis), редко и неохотно переходящая на людей, а на собаках – собачья (С. canis).
Клопы постельные (Cimicidae)
Название, данное этим клопам, не точно: собственно «постельных», т. е. тесно связанных с жильем человека, среди них не так много – всего несколько видов. Остальные же виды этого семейства (их около 30) – паразиты, сосущие кровь позвоночных животных (летучих мышей, пищух, птиц). Клопы откладывают яйца там же, где скрываются днем.
В сутки самка откладывает до 12 яиц; в лабораторных условиях удавалось получить от одной самки по нескольку сотен яиц (даже свыше 500). Чем выше температура воздуха в помещении, тем быстрее идет развитие яиц; поэтому в разных условиях оно протекает от 4-7 дней до месяца.
Для перехода в следующий возраст личинке необходимо насосаться крови. Без этого задерживается очередная линька, иногда на очень большой срок – до 18 месяцев. Взрослый клоп живет до 14 месяцев.
Широкому и быстрому распространению постельного клопа способствует и то, что, помимо человека, он нападает также на летучих мышей, некоторых мышевидных грызунов, разных птиц, в том числе на кур.
Комары (Culicidae)
Во всех зонах земного шара, начиная с тундры и кончая тропиками, за исключением только знойных пустынь, являются одними из наиболее назойливых насекомых.
Пожалуй, ни у одной другой группы двукрылых нет такого совершенного орудия кровососания, как этот стилет, который по существу состоит из нескольких стилетов: двух игловидных мандибул и двух максилл, верхней губы и подглоточника, заключенных в футляр – нижнюю губу.
По наличию хоботка легко отличать истинных комаровидных от комаров-дергунов, у которых ротовые органы не развиты.
Всего в семействе комаров насчитывается около 2000 видов. В болотистых местностях тучами преследуют эти насекомые животных и человека, нанося длинным хоботком болезненные уколы, от которых не защищает человека даже ткань одежды, если она недостаточно толста. Однако далеко не все виды комаров агрессивны.
Многие из них используют свой хоботок только для того, чтобы питаться нектаром. У кровососущих видов насыщение кровью также обязательно только для самок, самцы же довольствуются соками растений. Голодная самка способна на расстоянии до 3 км определить местонахождение крупных скоплений теплокровных животных и человека и быстро преодолеть это расстояние.
За один акт сосания самка поглощает количество крови, превышающее первоначальный вес ее тела. В процессе переваривания этой крови за счет поступающих питательных веществ в яичниках самки образуется первая порция в 150-200 яиц.
Велико значение комаров как переносчиков возбудителей таких тяжелых заболеваний, как малярия в различных ее формах, желтая лихорадка, вызываемая вирусом, японский энцефалит, энцефаломиелит и др.
Тараканы (Blattidae)
Тараканов на Земле около 2500 видов. Ученые утверждают, что это самые древние из всех животных, существовавшие еще более 300 миллионов лет тому назад.В домах встречаются черные и рыжие тараканы.
Таракан рыжий (Blattella germanica) или прусак, особенно широко известен данный вид синантропных тараканов, т.е. связанных в своем распространении с человеком. Он буровато-рыжего цвета, с 2 темными полосками на переднеспинке, длиной 10-13 мм.
Родина его, по-видимому, Южная Азия, откуда он был в XVIII столетии завезен в Европу, в странах которой очень быстро распространился. Живет в теплых, отапливаемых зимой помещениях, особенно в старых банях и пекарнях, а также на кухнях.
Рыжий таракан теплолюбив и не выносит пониженных температур. Температура ниже 5°С для него уже смертельна: при -5°погибает через 30 минут, а при-7°С – через минуту. Живя в помещениях, может питаться остатками хлеба, овощей, сахара, масла и других продуктов.
Кроме того, повреждает бумагу, переплеты книг, а также обувь и другие кожаные предметы.
Перенос возбудителей инфекции может быть механическим и специфическим.
При механическом переносе полученные переносчиком возбудители лишь некоторое время сохраняют жизнеспособность и вирулентность на поверхности его тела или в пищеварительном тракте.
Так, возбудитель туляремии сохраняет вирулентность на ротовых органах комара до 28 дней. Вид переносчика при этом не имеет значения.
Например, возбудители дизентерии и других кишечных инфекций могут переноситься мухами, тараканами разных видов.
При специфическом переносе возбудителей инфекции в организме переносчика продолжается паразитирование возбудителей, протекает определенный цикл их развития либо происходит размножение в каком-либо органе или ткани (в некоторых случаях совершается цикл развития и размножение).
Передача возбудителя может осуществляться не сразу, а спустя некоторое время, в течение которого он развивается или размножается в организме переносчика и накапливается в таком месте, откуда возможна передача его человеку (животным).
При специфическом переносе возбудитель определенного вида переносится насекомыми или клещами также определенных видов, к которым он приспособился в процессе эволюции. Так, возбудитель малярии человека переносится только комарами рода Anopheles, а возбудитель эпидемического сыпного тифа – вшами.
Иногда один и тот же переносчик может быть механическим в отношении одной инфекции и специфическим – в отношении другой. Например, комары рода Anopheles, являясь специфическими переносчиками возбудителей малярии, могут быть механическими переносчиками возбудителей туляремии, сибирской язвы.
К примеру, мухи переносят на себе частицы фекалий и, садясь на продукты питания, оставляют на них грязные «следы». Таким образом, человек может заразиться серьезными и опасными заболеваниями, например брюшным тифом, дизентерией и даже холерой.
Мухи также служат переносчиками трахомы – самой распространенной в мире причины слепоты. Трахома приводит к потере зрения, оставляя рубцы на роговице – прозрачной наружной оболочке глаза, расположенной перед радужной оболочкой.
В мире этим заболеванием страдает около 500 000 000 человек.
Тараканы, которые питаются отбросами, тоже, как принято считать, распространяют заболевания контактным способом. Кроме того, по мнению экспертов, заметное повышение заболеваемости астмой в последнее время, особенно среди детей, связано с аллергией на тараканов.
Механическая инокуляция наблюдается при передаче возбудителей туляремии комарами, мокрецами, мошками, сибирской язвы – комарами, мухами жигалками, слепнями.
Примером специфической инокуляции является передача возбудителей чумы блохами, энцефаломиелитов, желтой лихорадки, малярии – комарами, лейшманиозов и флеботомной лихорадки – москитами. Несколько реже встречается специфическая контаминация.
Таким образом передаются трипаносомы (возбудители болезни Шагаса) поцелуйным клопом, спирохеты и риккетсии (возбудители вшиного возвратного и сыпного тифов) – вшами, а также спирохеты эндемического возвратного тифа – аргасовыми клещами.
Ряд переносчиков участвует в сохранении возбудителей как вида путем передачи их своему потомству (трансовариальная и трансфазовая передача).
Трансовариальная передача – способность самок переносчика передавать полученных возбудителей болезней потомству: они откладывают зараженные яйца, из которых развиваются последующие фазы (личинки, куколки или нимфы и имаго), сохраняющие возбудителей.
Трансфазовая передача – способность переносчика сохранять возбудителя болезней при линьке во время превращения одной фазы в последующую. Например, зараженная личинка клеща превращается в зараженную нимфу, а последняя – в зараженную взрослую особь.
болезнь насекомое инфекция комар
3. Методы профилактики болезней, вызываемых насекомыми
Только в 1877 году ученые установили, что насекомые являются переносчиками болезней. С тех пор предпринималось немало усилий в борьбе с насекомыми, которые разносят возбудителей заболеваний.
Арсенал средств ведения этой «войны» в 1939 году пополнился инсектицидом ДДТ, и к 60-м годам заболевания, передающиеся через насекомых, за пределами Африки, как считалось, перестали угрожать здоровью людей.
Борьба с переносчиками инфекций, а также изучение насекомых и среды их обитания отодвинулись на второй план, и основные усилия были нацелены на медикаментозное лечение тяжелых форм болезней.
Выезжая в страны, неблагополучные по малярии, необходимо получить рекомендации у своего врача о профилактических лекарственных препаратах и способах их применения.
С целью профилактики заражения необходимо знать, какие же инфекции регистрируются среди жителей страны, в которой собрались отдохнуть или посетить в ходе деловой поездки, а так же сигнальные клинические признаки наиболее опасных из них для здоровья, а иногда и для жизни. В случае любого подозрения на возникновение этих заболеваний необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Самолечение может только ухудшить состояние здоровья и привести к трагическим последствиям.
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=517667
Уроки Совы Филиновны
Задачи: познакомить учащихся с внешним видом и образом жизни насекомых – переносчиков возбудителей болезней, а также насекомых – паразитов человека и домашних животных.
Оборудование: таблицы с изображением внешнего вида и развития комнатной мухи, бычьего кожного овода, обыкновенного и малярийного комаров, рисунки мухи-жигалки, вшей и блох.
Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.
Ход урока
Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся: устной индивидуальной о насекомых, снижающих численность вредителей растений, и письменной индивидуальной (по дидактическим карточкам) о насекомых.
Вопросы для устной проверки знаний:
1. Что представляют собой божьи коровки и жужелицы и каково их значение в сокращении численности насекомых-вредителей растений?
2. Что представляют собой семьи лесных рыжих муравьев, как живут эти насекомые и какова их роль в природе?
3. Каких насекомых называют наездниками и яйцеедами и какова их роль в сокращении насекомых-вредителей растений?
Дидактические карточки:
Карточка 7. На рисунке изображены: клоп-вредная черепашка, саранча, тля, свекловичный долгоносик, бабочка-капустница.
Напишите, как называют и к каким отрядам относят изображенных насекомых. Какой вред наносит растениям каждое из этих насекомых? На каких стадиях развития?
Карточка 8. На рисунке изображены яблоневая плодожорка, малинно-земляничный долгоносик, короед, непарный шелкопряд.
Напишите, как называются и к каким отрядам относятся насекомые. Какой вред и на каких стадиях развития наносит каждое из этих насекомых растениям сада или леса?
После проверки знаний учитель демонстрирует изображения мух (комнатной, домовой, осенней жигалки), предлагает учащимся назвать отряд, к которому их относят, выявить признаки различия между ними, рассказать, какой вред они приносят человеку.
Комментируя получаемые ответы, учитель разъясняет, что эти двукрылые на лапках переносят с нечистот на продукты питания человека яйца аскарид и возбудителей таких тяжелых заболеваний, как брюшной тиф, дизентерия, холера; что споры этих болезнетворных бактерий имеются и в их испражнениях.
После задает вопрос: почему особенно много мух бывает в жилье человека, поблизости от которого имеются скопления гниющих органических остатков и навоза? Если школьники не могут ответить на поставленный вопрос, учитель демонстрирует изображение стадий развития комнатной мухи и характеризует каждую из них (яйца белые продолговатые; личинки белые червеобразные, безголовые, безногие; куколки в оболочках личинок последнего возраста красно-бурого цвета). После этого учитель предлагает учащимся объяснить, какие меры способствуют сокращению численности комнатных и других мух, приспособившихся к жизни в жилье человека и вблизи от него?
Рассказав о мухах – переносчиках возбудителей болезней, учитель демонстрирует изображение малярийного комара и просит объяснить, чем он опасен для человека, по каким признакам его можно отличить от обыкновенного комара, где происходит развитие комаров, чем питаются их личинки, почему личинки и куколки часто поднимаются к поверхности воды, по каким признакам можно различить личинки и куколки малярийного и обыкновенного комаров, на какой стадии и где зимуют комары. Далее учитель просит учащихся подумать над вопросом, какие меры способствуют сокращению численности комаров, и подводит итоги беседы об этих насекомых.
После учитель показывает изображения человеческой вши (головной и платяной) и площицы, и объясняет, что при несоблюдении правил гигиены человек может быть подвержен педикулезу. Рассказывает, чем питаются эти насекомые, почему человек при этом испытывает сильный зуд, какую опасность представляют вши для его здоровья.
В связи с тем, что у многих школьников дома имеются собаки или кошки, необходимо рассказать, что эти животные могут быть источниками распространения блох, взрослые особи которых питаются кровью различных теплокровных животных и человека, заражая их возбудителями чумы, а их личинки – органическими остатками, имеющимися в подстилках домашних животных и щелях полов. Отметив, что имеется немало насекомых-паразитов домашних животных, учитель демонстрирует изображения слепня и овода, предлагает учащимся сказать, почему коров, овец и коз при появлении этих насекомых нельзя удержать на пастбищах, чем по образу жизни самки оводов отличаются от самок слепней, почему коровы и другие пастбищные животные одинаково реагируют на появление оводов и слепней, хотя самки оводов не являются кровососами. После беседы по этим вопросам учитель рассказывает о цикле развития бычьего подкожного овода, вреде, наносимом личинками этого насекомого крупному рогатому скоту, существовании других видов оводов, например желудочного лошадиного овода.
В дополнение к рассказу о паразитических насекомых важно отметить, что большой вред домашним животным приносят различные виды вшей (свиная, коровья, собачья), блох (собачья, крысиная, птичья), мух-кровососок (например, пчелиная вошь).
После обобщения изученного материала учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради составить таблицу «Насекомые – паразиты и переносчики возбудителей заболеваний» (названия насекомых, их принадлежность к отряду, причиняемый вред).
Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/biologiya/6119-urok-biologii-nasekomye-perenoschiki-vozbuditelej-boleznej-i-parazity-cheloveka-i-domashnikh-zhivotnykh
Опаснейшие насекомые — переносчики заболеваний человека
Нашу планету населяет огромное количество разнообразных насекомых.
Некоторые из них приносят пользу, а некоторые — вред.
Однако существуют такие насекомые, которые несут в себе смертельную опасность для человека.
Важно знать об этих существах как можно больше и уметь защищаться от них.
Комар
Комар является одним из самых опасных переносчиков заболеваний человека. Многие виды этого насекомого несут на своем хоботке серьезную угрозу. Во время укуса комар заражает кровь человека болезнетворными микроорганизмами, способными нанести большой вред его здоровью.
Комары переносят около 50 различных инфекционных заболеваний: бактериальных, вирусных и паразитарных. Переносимые комаром малярия, энцефалит, лихорадка денге и желтая лихорадка ежегодно уносят миллионы жизней.
По данным ВОЗ 40 % мирового населения подвержено угрозе малярии и 40 % — лихорадки денге.
Самым распространенным следствием укуса комара являются аллергические проявления на коже. Они проявляются по-разному: у человека может возникнуть обыкновенная крапивница или же экзема, требующая серьезного лечения. Укусы комара болезненны и вызывают зуд. А расчесыпораженных мест способны привести к появлению волдырей и нагноению кожи.
Одним из самых опасных видов является Anopheles — малярийный комар. По вине этого маленького существа в тропических странах ежегодно возникают масштабные эпидемии малярии. Каждый год регистрируется около 500 млн случаев заболевания — из них 3 млн с летальным исходом.
В некоторых регионах России также зафиксированы случаи заболевания малярией — в Ростовской и Волгоградской областях. К тому же несколько лет назад были отмечены случаи заражения лихорадкой Западного Нила.
Комары распространены во всем мире за исключением Антарктиды. Любимые места обитания насекомых — это мелкие водоемы, лужи с теплой стоячей водой и болотистые местности. В последнее время комары приспособились и к городским условиям. Некоторые их виды освоили теплые и влажные подвалы городских домов.
При нападении комаров следует обрабатывать места их укусов раствором соды или другим антисептическим средством.
Эта процедура уменьшит зуд и избавит от желания расчесывать пораженное место. Если комариные укусы вызвали аллергическую реакцию, необходимо принять антигистаминное средство и обратиться к врачу.
При более серьезных последствиях потребуется неотложная помощь медиков.
Чтобы обезопасить себя, с комарами можно и нужно бороться. Для уменьшения популяции комариного семейства необходимо лишить их благоприятных условий жизни — перекрыть комарам доступ к воде. На участке вокруг дома целесообразно закрывать все емкости с водой.
Чтобы предотвратить попадание комара в дом, необходимо установить на окна противомоскитные сетки. Если же назойливые насекомые уже заполнили помещение, нужно использовать все доступные методы для их уничтожения.
Собираясь на природу, желательно одевать плотный костюм, закрывающий все участки тела. Оставшиеся открытыми руки и лицо нужно обработать средствами от насекомых.
Муха
Надоедливая и вездесущая муха является главным разносчиком различных инфекций. Она может переносить около 60 видов болезнетворных микроорганизмов. Муха способна стать причиной таких опасных заболеваний, как тиф, холера, желтуха, туберкулез, дизентерия, сальмонеллез, полиомиелит и сибирская язва. Помимо этого, насекомое переносит яйца различных гельминтов.
Человек поражается инфекцией, употребляя продукты питания, которые незадолго до этого посещала муха. После заражения у человека могут возникнуть высокая температура, диарея, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и печени. В запущенной стадии печень увеличивается в размерах, а желудок покрывается трещинами и язвами. Некоторые заболевания способны привести к летальному исходу.
Есть виды кровососущих мух, которые переносят такое опасное заболевание, как трахома. Эта болезнь ведет к полной потере зрения. Знаменитая муха цеце является причиной сонной болезни, которая сопровождается лихорадкой и сонливостью.
По данным российского здравоохранения причиной примерно 5 различных эпидемий в год являются мухи. Инкубационный период некоторых заболеваний, переносимых мухой, длится несколько лет.
Мухи распространены по всему миру в умеренных, лесных и степных зонах. Для проживания они предпочитают места, в которых всегда найдется еда. Самая благоприятная среда для мух — пищевые отходы, навоз животных, выгребные ямы.
Чтобы обезопасить себя от нашествия мух в доме, следует содержать его в чистоте и защищать окна москитными сетками. Уже попавшие в помещение мухи должны быть истреблены всеми возможными средствами.
Клещ
Еще одно опасное насекомое, с которым может столкнуться человек — это клещ, который являетсяпереносчиком порядка 20 различных заболеваний. Среди них такие опасные болезни, как клещевой энцефалит, болезнь Лайма (боррелиоз) и тиф.
При инфицировании болезнью Лайма у человека поражается кожа, нервная система, сердце и опорно-двигательный аппарат. А клещевой энцефалит тяжело поражает нервную систему человека.
Последствия от укуса клеща зависят от состояния организма больного, вида инфекции и своевременного обращения к врачу.
Человека ждет либо успешное выздоровление, либо нарушение здоровья, приводящее к инвалидности и даже к смерти.
Клещи распространены повсеместно. Они обитают даже на арктических и антарктических побережьях и островах. В России наиболее опасны два вида клеща — таежный и лесной.
При обнаружении на теле присосавшегося клеща необходимо очень осторожно снять его. При этом очень важно, чтобы хоботок насекомого не оставался в коже. После этого ранку нужно смазать спиртом или йодом и срочно обратиться к врачу. При необходимости специалист введет противоэнцефалитную сыворотку или же гамма-глобулин, предупреждающий заболевание.
Чтобы защититься от нападения клеща, отправляясь в лес, необходимо позаботиться о правильной одежде. Это должны быть высокие резиновые сапоги и плотный костюм с длинными рукавами и плотно застегнутыми манжетами.
Нужно заправить брюки в сапоги, а на голову одеть капюшон или плотно завязанный платок. Одежду желательно обработать средством от клещей. По возвращении из леса нужно тщательно осмотреть себя на наличие насекомого.
Таракан
Будучи постоянными спутниками человека, неистребимые тараканы являются самыми известными переносчиками разного рода инфекций. Питаясь отходами и путешествуя по местам скопления болезнетворных бактерий, тараканы способны принести в дом дизентерию, тиф, туберкулез, холеру, сальмонеллез и яйца гельминтов.
Последствия присутствия тараканов в доме могут быть непредсказуемы. Болезни, которые они несут человеку, способны серьезно подорвать его здоровье. Желудочно-кишечные расстройства — это самое малое, чем может навредить домашний таракан.
Японские ученые обнаружили, что рыжее насекомое переносит бактерию под названием Helicobacter pylori, которая повышает риск заболевания раком желудка. Медики считают, что, если в доме у человека живут тараканы, он наверняка инфицирован этой бактерией.
Тараканы обладают еще одним опасным свойством — они аллергичны. В насекомом присутствует белок, который вызывает аллергические реакции и, как следствие, бронхиальную астму. Особенно подвержены аллергии на тараканов дети.
Ареал распространения тараканов — практически весь земной шар. Они удивительно выносливы и плодовиты. Излюбленными местами их обитания являются грязные и захламленные помещения, мусоропроводы и помойки.
С тараканами во все времена велась неустанная борьба. Самое главное условие успешного истребления насекомых — чистота в доме. Основным методом борьбы является обработка помещений специальными препаратами. В это время следует перекрыть тараканам доступ к воде, которая является для них жизненно необходимой.
Блоха
Блохи являются кровососущими насекомыми и способны переносить очень опасные заболевания через кровь. Туляремия, энцефалит, гельминтоз, бруцеллез, сальмонеллез — названия болезней, которыми может заразить маленькая блоха. А кошачьи блохи переносят несколько видов гельминтов.
Следует отметить, что болезнетворные микробы в зараженной блохе больше года сохраняют свою жизнеспособность. Эта особенность делает насекомое еще более опасным. За это время она может инфицировать огромное количество людей.
Некоторые виды этих насекомых несут для человека смертельную опасность. Блохи, паразитирующие на крысах, переносят червей крысиного цепня и палочку бубонной чумы. Из мировой истории известно, что блохи стали причиной массовых эпидемий чумы и тифа, унесших тысячи жизней людей.
Реакция на укусы блох может быть различной. У некоторых людей появляются красные точки, которые через несколько дней бесследно проходят. У других потерпевших возникают чесотка и отеки, а на месте расчесывания появляется плохо заживающая язва. Если же блоха была заражена какой-либо серьезной болезнью, человеку предстоит долгое лечение.
Очень тяжелыми последствиями может обернуться укус блохи для человека, имеющего аллергию. Для таких людей разработан специальный антиген.
Ареал распространения насекомых — весь земной шар, включая Антарктиду. В жилище человека может обитать 30 видов блох: человечьи, крысиные, мышиные, кошачьи и собачьи блохи.
Не следует легкомысленно относиться к укусу блохи. После нападения насекомого нужно промыть область поражения мылом и обработать успокаивающим средством. Важно воздержаться от расчесывания укусов, чтобы не усугубить ситуацию. При появлении на месте поражения крапивницы, отека или воспаления необходимо как можно скорее обратиться к врачу.
От появления в доме блох никто не застрахован. Они могут попасть в квартиру с шерстью животных или же сам человек может принести их на одежде или обуви. При обнаружении насекомых необходимо сразу же принять все необходимые меры. Животных нужно вылечить от блох, а помещение — обработать специальными препаратами.
Как видим, человека окружают опасные для его здоровья насекомые. Однако не все так страшно. Нужно всего лишь знать, насколько каждое из этих насекомых опасно, как предотвратить их нападение и что делать в случае заражения.
Источник: http://stopvreditel.ru/parazity/perenoschiki/5-samyx-opasnyx-nasekomyx.html
Насекомые — переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и животных
ПІДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Насекомые — переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и животных
Внешними паразитами человека и млекопитающих является кровосисні насекомые: вши, блохи, некоторые клопы, а также различные двукрылые — комары, мошки, москиты, слепни.
Эти насекомые не только досаждают животным и человеку своими укусами, но и переносят возбудителей опасных инфекционных болезней (болезнетворных бактерий, вирусов).
Однако есть и такие переносчики болезней, которые не являются паразитами, например, комнатная муха, рыжий таракан и тому подобное.
Вши — типичные паразиты млекопитающих и человека, длиной 0,4-6 мм. их тело сильно сплющенное, все сегменты груди слиты между собой; у них нет крыльев и составных глаз; ротовой аппарат колюще-сосущего типа. К волос и белья они прикрепляются с помощью подвижных коготков, находящихся на концах лапок.
Главная и платяной вши (два подвида человеческой вши) — переносчики таких опасных заболеваний как сыпной и возвратный тиф. Возбудители этих болезней находятся во внутренних органах и экскрементах вшей. В слюнных железах их нет, поэтому при укусе вошь способна заразить человека.
При расчесывании мест укусов и розчавленні вшей на теле человек втирает возбудителей вместе с их остатками или фекалиями в поврежденный эпидермис. Блохи, как и вши, — особые паразиты животных и человека, приспособлены к жизни в волосяном покрове.
Это бескрылые насекомые со сплющенным с боков телом, стрибальними задними лапками, плохо развитым зрением, колюще-сисним ротовым аппаратом. В отличие от вшей, блохи не так тесно связаны со своим хозяином. Для откладки яиц они используют загрязненные места (щели пола, ветошь).
Личинки блох, в отличие от взрослых блох-кровососов, питаются гниющими остатками. Блохи (пацюкова, собачья, кошачья, человеческая) — переносчики чумы, очень опасного заболевания, от которого эпидемий на протяжении истории человечества погибло несколько сотен миллионов людей.
Чума — болезнь преимущественно грызунов, в норах которых в огромных количествах размножаются блохи. В природных условиях чума распространена, в основном, среди сусликов, а в городах — среди крыс. Если блоха насмокталася крови больного грызуна, при следующем кровосмоктанні она может передать возбудителя чумы человеку или домашним животным.
Вредными для человека и животных является кровосисні двукрылые, известные под общим названием «гнус». Основными компонентами гнуса есть кровосисні комары, мошки, слепни, москиты и тому подобное.
Среди них есть немало видов, которые передают возбудителей таких тяжелых заболеваний, как малярия (малярийный комар), сибирская язва, туляремия (слепни, мухи-жигалки), различные виды лихорадок (москиты) и тому подобное.
Возбудители этих болезней находятся в слюнных железах двукрылых и передаются во время укусов.
Другие представители ряда Двукрылые — домашняя муха; зеленая, синяя, серая падальні мухи известны как механические переносчики на пищевые продукты возбудителей дизентерии, брюшного тифа, полиомиелита, туберкулеза.
Рыжие тараканы (ряд Таракану) также механически переносят на пищевые продукты яйца паразитических червей, цисты простейших, болезнетворных бактерий — возбудителей кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа) и тому подобное.
Поэтому борьба с мухами, тараканами и предотвращения их контактам с пищевыми продуктами питания — необходима условие гигиены человека.
Источник: http://schooled.ru/biology/universal/60.html