Социальная и природная среда человека – биология

Урок № 58. Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной деятельности человека

Социальная и природная среда человека - биология 

Тип урока- комбинированный

Методы:частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями – важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно – практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

– установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока – традиционная

Технология – проблемного обучения

Изучение нового материала

Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной

деятельности человека

В процессе исторического развития высшая нервная деятель­ность человека претерпела как количественные так и ка­чественные изменения. В результате воздействия окружающей среды и в процессе общественно-исторического труда: у человека возникла новая форма отображения внешнего мира.

При воздей­ствии природной среды на органы чувств человека у него в голов­ном мозге возникают ощущения, через которые он познает окру­жающий его мир. В процессе практической деятельности человек проверяет истинность своих ощущений. Поэтому ощущения можно рассматривать как непосредственную связь сознания человека с внешним миром.

У животных окружающий мир воспринимается непосредственным раздражением рецепторов и их следами в ана­лизаторах больших полушарий головного мозга.

Это I сигнальная система, как ее называл И. П. Павлов. В преображенном виде она существует и у человека. Это конкретные сигналы внешнего мате­риального мира, вызывающие у людей ощущения, впечатления и представления как об окружающей; природе, так и о социальной среде.

В процессе исторического развития у человека, кроме I сиг­нальной системы, стала формироваться и II сигнальная система, т. е. речь — слова, слышимые и видимые, когда сигнализируют о раздражителях первой сигнальной системы в большие полушария головного мозга.

При произнесении, написании и прочтении слов сигналы в головной мозг поступают не только из органов речи, но и из органов слуха, зрения, а также из тех групп скелетных мышц, которые участвуют в произношении или написании слов.

Следовательно, функция второй сигнальной системы обеспечивается мно­гими анализаторами первой сигнальной системы:

В процессе усложнения социальной среды усиливается и ее воз­действие на природу человека. Происходит двустороннее воздейст­вие: с одной стороны, человек формирует социальную среду, а с другой — сама социальная среда формирует и развивает человека. Постепенно слова от физических условных звуковых сигналов начина­ют воздействовать на людей тем главным, что в них заключается, — понятием.

В головном мозге человека совершается переход от ощу­щений к-понятиям, к мысли об окружающей действительности. По­нятия отражают сущность предметов и явлений внешнего мира. Это обобщенные знания о природе и обществе. Реакция человека на слово зависит от его мировоззрения, убеждения, характера, вос­питания и т. д.

В отличие: от животных у человека есть сознание, история которого начинается лишь с развития человеческого общества. У животных нет общественно-трудовой деятельности и речи, а без труда и речи не существует сознания, способности мыслить по­нятиями.

Следовательно, главное отличие человека; от животных со­стоит в том, что человек мыслит понятиями и только у него есть отвлеченное, абстрактное мышление, которое он приобрел; форми­руя и сам формируясь в социальной среде.

Глубокое, всестороннее изучение качественно своеобразного не­рвного процесса головного мозга человека как материальной основы его психики имеет огромное значение для развития таких наук, как психология, педагогика и медицина.

При этом следует учитывать; что, хотя психические процессы и процессы высшей нервной деятельности качественно отличаются друг от друга, они неразрывны, взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Еще до И.П. Павлова крупнейший физиолог И. М.

Сеченов утверждал, что человеческое сознание обус­ловливается деятельностью мозга и дает правильное отображение существующего вне нас мира.

Заслуга же И. П. Павлова в исследо­вании этой проблемы заключается в том, что он вскрыл конкретные механизмы, определяющие эту деятельность, — условные рефлексы и их закономерности. Образование условных рефлексов является тем основным физиологическим механизмом, который определяет выработку необходимых, складывающихся в течение жизни человека отношений к социальной и природной среде,

т. е. окружающему его миру.

.

­ Подумайте и ответьте. 1. В результате чего у человека возникла новая форма отображения внешнего мира”? 2. Почему ощущения называют субъ­ективными органами внешнего мира? 3. Докажите взаимосвязь и взаимо­зависимость 1 и II сигнальных систем в жизни человека..4.

Формированию какой сигнальной системы способствует социальная среда? 5. В какой пе­риод усиленно начало формироваться сознание человека? 6. Какое главное отличие существует между человеком и животными? 7.

Какие русские учё­ные внесли неоценимый вклад в исследование высшей нервной и психичес­кой деятельности человека?

Объясните значение терминов: социальная среда, природная среда, окружающий мир, ощущения, I сигнальная система, II сигнальная система, сознание, понятия, абстрактное мышление.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание

 

Первая и вторая сигнальная система. 

 

ВтораяСигнальнаяСистема

 

Научное развитие и абстрактное мышление.

 

Тайна восприятия. Сознание. Сновидения. Сущность материи

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: /

Хостинг презентаций

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_58_vliyanie_sotcialnoj_i_prirodnoj_sredi_na_063436.html

Среда обитания человека

Под средой человека в самом общем виде понимают «совокупность естественных и искусственных условий, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо». Среда человека состоит из 2-х взаимосвязанных частей: природной и общественной; природная – это вся планета Земля, общественная – общество и общественные отношения.

Классификация среды человека, проделанная известным отечественным систематизатором в области экологии Н. Ф. Реймерсом, представляет наибольший интерес. Он выделил четыре взаимосвязанных компонента среды: природную; среду, порожденную агротехникой, так называемую «вторую природу» – квазиприродную; искусственную среду – «третью природу» или артеприроду; социальную среду (см. таблицу).

Природный компонент среды человека по Н. Ф. Реймерсу – это, собственно природная среда («первая природа»). Ее составляют факторы естественного и антропоестественного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на человека.

К их числу он относит энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитные и гравитационные поля); химический и динамический характер атмосферы; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности; химический состав вод); физический, химический и механический характер поверхности земли (равнинность, холмистость, гористость, к примеру); облик и состав биологической части экологических систем (растительности, животного, микробного населения) и их ландшафтных сочетаний, плотность населения и взаимовлияние людей на биологический фактор и др. Эта среда либо слабо измененная человеком или в той степени, что она не потеряла важнейшего свойства – самовосстановления и саморегулирования.

В абсолютном выражении большая часть таких территорий приходится на Российскую Федерацию, Канаду.

СРЕДА
Природная Квазипри-родная Артепри-родная Социальная
Элементы естественного и антропоестественного происхождения, способные к естественному самоподдержанию Элементы антропоестественногопроисхождения, не способные к системному самоподдержанию Элементы антропогенного происхождения (искусственные), не способные к системному самоподдержанию. Культурно психологический климат, складывающийся в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Среда «второй природы» (квазиприродная, от лат. языка «квази» – как будто) – это элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные с помощью агротехники. В отличии от природной не способны системно самоподдерживать себя длительное время. Она разрушаются без постоянного вмешательства со стороны человека.

К ней относятся пахотные и иные преобразованные человеком угодья (культурные ландшафты), грунтовые дороги, пространство населенных мест с природными характеристиками и внутренней структурой (с заборами, постройками, различными ветровыми и тепловыми режимами, зеленые полосы, пруды и т. п.). Н. Ф.

Реймерс ко «второй природе» отнес также домашних животных, комнатные культурные растения.

Созданную человеком среду или «третью природу» (артеприродую, от лат. – искусственный) по Реймерс -это весь искусственно созданный человеком мир, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления человеком неизбежно разрушается.

К ней относит асфальт и бетон современных городов, пространство жизни и работы, транспорт, сферу обслуживания, технологическое оборудование, мебель и т. д. В качестве одного из элементов артеприродной среды называется также культурно-архитектурная среда.

Человека в основном окружает именно артеприродная среда.

И последний элемент среды человека составляет общество и разнообразные общественные процессы – социальная среда.. Эта среда оказывает все большее и большее влияние на человека. Она включает взаимоотношения между людьми, психологический климат, уровень материальной обеспеченности, здравоохранение, общекультурные ценности, степень уверенности в завтрашнем дне и тому подобное.

Таким образом, среду человека образуют природная, квазиприродная, артеприродная и социальная, которые тесно взаимосвязаны и ни одна из них не может быть заменена другой. Л. В. Максимова предлагает другую классификацию среды человека, оригинальность которой состоит в исследовании «жизненной среды».

СРЕДА
Природная Антропогенная Жизненная
Биотическая Техногенная Социально-Бытовая
Абиотическая Социальная Рекреационная
Производственная

Источник: https://geographyofrussia.com/sreda-obitaniya-cheloveka/

Укажите факторы природной и социальной среды человека

Образование 25 июля 2016

Человек живет и развивается под воздействием природных и социальных условий. Последние являются продуктом его собственной активности: физической, умственной, когнитивной.

Уникальность человеческого существования и заключается, прежде всего, в том, что факторы природной и социальной среды человека всей своей совокупностью формируют эволюцию биологического вида Homo sapiens.

Общие корни

При самом большом желании человека дистанцироваться от своей животной природы ему это вряд ли удастся. Очень уж многое в нашем теле и его функциях напоминает нам о родстве с млекопитающими.

Читайте также:  Сперматогенез - биология

Это касается прежде всего общего анатомического плана человеческого организма, а именно: морфо-физиологических признаков протекания биохимических реакций в клетках, органах и тканях.

Укажите факторы природной и социальной среды, коррелятивно связанные между собой, и это поможет выяснить значение каждого из них в процессе антропогенеза.

Обязательно учтем тот факт, что человека принято рассматривать как сложную, открытую, самоорганизующуюся, самовоспроизводящуюся и восстанавливающуюся биосистему. Далее мы последовательно изучим виды природных влияний на человеческий организм.

Абиотические факторы

Включают в себя такие условия, как влажность, освещенность, температура, радиационный фон. Они напрямую или опосредствованно воздействуют как на отдельного индивидуума, так и на человеческую популяцию в целом.

Природные факторы еще называют экологическими. Интенсивность их воздействия может быть постоянной или избирательной даже в длительных интервалах развития биосферы в целом.

Это сила тяжести, газовый состав атмосферы, солевой состав морской воды и пр.

Видео по теме

Виды экологических воздействий

Изменение абиотических условий можно разделить на следующие группы: непериодические (землетрясение, извержение вулканов), периодические (смена времен года, лунные циклы), а также длительно происходящие.

К ним относят глобальное потепление климата Земли. Все обитатели планеты, и человек в том числе, адаптируются к комплексу экологических факторов, используя механизмы нейро-гуморальной регуляции обмена веществ.

Все названные выше факты приводят нас к следующему заключению: укажите факторы природной и социальной среды, которым подвергается организм, и только тогда сможете предвидеть, какие адаптивные изменения произойдут как у отдельного человека, так и у общества в целом.

Более того, все мы находимся под воздействием глобальных экологических законов, например: закона оптимума, правила относительной независимости адаптации.

Более того, учитывая биосоциальную природу человека, становится ясным, какое большое влияние оказывают на него закономерности антропогенеза, иначе называемые социальными факторами.

Рассматривая природоведческие и общественные науки, вы верно укажите факторы природной и социальной среды. Биология делает упор на такие аспекты, как учение о биосфере, закономерности антропогенеза, экологические законы.

Живые организмы как специфическая среда существования

Биотические условия включают различные виды взаимного влияния живых организмов друг на друга. Это может быть влияние растений, животных, бактерий на человека, взаимодействие человеческих индивидуумов друг на друга.Рассмотрим первую форму взаимосвязи на примере симбиотических бактерий, в норме заселяющих организм человека.

Их состав зависит от места локализации в различных частях тела, также от пола, возраста и состояния здоровья человека. Так, в полости рта присутствуют стрептококки, пневмококки, кишечная палочка. В тонком кишечнике живут дрожжи, энтерококки. Микрофлора толстого кишечника играет важную роль в процессах всасывания и общего обмена веществ.

Здесь находятся бифидобактерии и лактобактериии, синтезируются витамины группы В, которые улучшают процессы пищеварения.

Длительная эволюция человека, происходившая в теснейшем контакте с животным и растительным миром, привела к появлению сортов культурных растений и пород домашних животных.

Если перед вами стоит задание: “Укажите факторы природной и социальной среды человека”, необходимо учесть влияние на антропогенез не только общественных дисциплин, но и таких разделов биологии, как ботаника, зоология, бактериология.

Деятельность человека и состояние биосферы

К сожалению, до сих пор люди так и не осознали, что все их существование и сама жизнь напрямую зависят от состояния планеты Земля и ее природы. Наша история изобилует фактами бессмысленного уничтожения человеком всего, что его окружает.

А вот благотворное влияние человеческой деятельности на окружающий мир просто мизерно. Человечество с завидным упорством продолжает «изменять природу». Такого рода действия получили название “антропогенный экологический фактор”.

Его негативное влияние можно уменьшить, если руководствоваться в своих действиях «экологической совестью» (выражение американского ученого А. Леопольда).

Если вам зададут вопрос относительно этого, то укажите факторы природной и социальной среды, являющиеся наиболее значимыми для эволюции человека, определите в ней место и роль таких явлений, как урбанизация и демографический взрыв.

Увеличение населения Земли

Является показателем, кардинально влияющим на состояние биосферы, и относится к группе факторов, определяющих уровень социальной среды человечества. За последнее 50 лет население планеты возросло в 2 раза и составляет сейчас около 7,3 млрд человек.

Это явление получило название демографического взрыва. Наибольшая из существующих проблем – обеспечение человеческого общества пищевыми ресурсами. Изучая демографию (науку о законах воспроизводства населения и условий, от которых оно зависит), достоверно укажите факторы природной и социальной среды.

Как возникла демография и какие задачи она перед собой ставит? Началом её возникновения можно считать середину 19 столетия, когда появились исследования А. Гийяра. Главными её заданиями считаются планирование и мониторинг трудовых ресурсов, а также демографическая политика (прогнозирование рождаемости и смертности, вступления в брак и воспроизводства населения в целом).

Урбанизация

Рост населения Земли и развитие промышленности идут синхронно с появлением мегаполисов. Сейчас в городах разных стран проживает от 45 до 47 % всего населения.

Микросреда вокруг них наиболее пострадала от безответственной деятельности человека: скопления многотысячных тонн мусора и загрязнения воды канализационными стоками. Практически уничтожены природные экосистемы, окружающие большие города.

Почва, вода и воздух заражены токсичными отходами промышленности. Все это несет прямую угрозу для жизни людей.

Как изучают законы человеческого общества

Французский философ О. Конт доказал, что социальная среда человека является таким же объектом изучения, как и природа. Она живет по определенным законам, которые формируются в процессе коммуникации и взаимодействия людей в сфере труда, быта, культуры. Эти закономерности изучает социология.

Укажите факторы природной и социальной среды – и, применяя методы социологических исследований, вы сможете изучить все сферы человеческой жизни: политику, экономику, управление, образование.

Социологические исследования рассматривают человеческое общество, исходя из потребностей его членов, учитывают установки, интересы и приоритеты человеческой личности.

Подведем итог изученной темы.

Можно утверждать, что если вас попросят: “Укажите факторы природной и социальной среды”, кратко ответ должен звучать следующим образом: “К первой группе относятся абиотические (экологические) и биотические факторы. Именно они формируют природную среду человека. Вторая группа включает всеобъемлющие процессы жизни человеческого общества, называемые социальной средой”.

Источник: fb.ruНовости и общество
Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами. Сама природа человека базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной…

Образование
Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Единство природного, общественного и духовного в человеке

Русский философ XIX века В. С. Соловьев дал определение человеку как социальному существу. Это значит, что высшие идеалы существования, цели и жизненное кредо заключаются не в его личной судьбе и благополучии, а напра…

Образование
Личность и социальная среда. Характеристика социальной среды

Становление личности человека происходит в социуме. Это два взаимосвязанных социальных феномена. Личность и социальная среда не существуют отдельно. Они служат предметом пристального интереса и изучения всего комплекс…

Новости и общество
Социальное здоровье человека: определение, факторы и особенности

Человек создан удивительным образом. Но его жизнедеятельность и самочувствие влияет колоссальное количество факторов. Но он всё же продолжает благополучно существовать. Физическое, эмоциональное, социальное и духовное…

Образование
Социальная эволюция человека: факторы и достижения

Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить оп…

Здоровье
Что такое факторы риска и их влияние на здоровье человека

Как правило, здоровье начинают ценить только тогда, когда пришла болезнь. Поэтому мало кто прислушивается к рекомендациям врачей и серьезно относится к такому понятию, как факторы риска, которые влияют не только на об…

Новости и общество
Ежовик гребенчатый, или гриб-бородач: общая информация, среда обитания и значение для человека

Гриб-бородач способен удивить каждого, кто увидел его впервые. Забавно, но лишь немногие смогут узнать в нем обитателя грибного царства. Причиной тому его внешний вид. Глядя на бородача в упор, скорее решишь, что пере…

Новости и общество
Ируканджи – медуза-тиран: описание, среда обитания и опасность для человека

Медузы привлекают нас своей необычайной формой, чем-то напоминая пришельцев из другой Вселенной. Отчасти так и есть. Ведь их родиной является мир, сильно отличающийся от нашего, – бездонный и безграничный океан….

Новости и общество
Воздействие – это… Как человек и окружающая среда влияют друг на друга?

В широком понятии воздействие – это процесс активного влияния одного участника деятельности на другого. В нашем мире ничто не существует само по себе. Все организмы и предметы так или иначе взаимодействуют, влия…

Новости и общество
Пустынная змея эфа: описание, среда обитания и опасность для человека

Ядовитая змея эфа по праву считается одной из самых опасных обитательниц нашей планеты. Ее укус оказывается смертельным в каждом пятом случае. К тому же она совершенно не боится применять свои зубы даже против самых к…

Источник: http://monateka.com/article/181215/

Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Человек, будучи живым существом, подчиняется всем биологическим закономерностям, характерным для живой природы. В то же время, живя в обществе, человеческая личность испытывает на себе его влияние.

Развитие человека подчиняется и законам биологической эволюции, и законам социальных, общественно-исторических условий жизни.

Показательно, что в известных случаях, когда маленькие дети воспитывались дикими животными, они оказывались в дальнейшем неспособными к овладению членораздельной речью и характерному для человека словесному мышлению.

В настоящее время, благодаря развитию здравоохранения отмечается снижение влияния на человека биологических закономерностей, в первую очередь естественного отбора под влиянием среды.

Тем не менее, важна адаптация человека к окружающей природной среде, особенностями которой в последнее время стали загрязнение атмосферы, пищи и воды химическими веществами, растущий радиационный фон в результате строительства атомных электростанций и аварий с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

Социальная среда предъявляет свои требования.

Здесь можно назвать такие необходимые сегодня для человека качества, как способность жить в условиях перенаселенности в результате урбанизации (рост числа городского населения), устойчивость к стрессам.

В тех странах, где слабо развито социальное обеспечение беднейших слоев населения, в том числе в РФ, преимущество дает стремление к доминированию, позволяя занимать более материально обеспеченное положение.

Важными качествами являются способность овладевать новыми профессиями и своевременно отказываться от устаревших взглядов и представлений (не жить вчерашним днем), что связано с таким свойством нервной системы, как подвижность.

Нужно учитывать, что успешность сегодня не приводит к увеличению рождаемости. Высокая рождаемость характерна для населения стран с низким уровнем жизни.

Читайте также:  Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. фотопериодизм - биология

2. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.

Организмы, не имеющие оформленного ядра, выделяют в особое царство. К ним относят бактерий и цианобактерий (их также называют цианеи, сине-зеленые водоросли). Клетки бактерий меньше по размеру, чем клетки эукариот (ядерных организмов).

Характерной особенностью клеток прокариот (доядерных) является отсутствие мембранных органоидов: ЭПС, митохондрий, пластид, вакуолей. Все процессы, протекающие на мембранах, упрокариот проходят на складках наружной мембраны.

Единственная хромосома бактерий имеет форму кольца и располагается непосредственно в цитоплазме.

Клетки могут иметь форму шара (кокки), палочек (бациллы), запятой (вибрионы), спирали (спирохеты), зачастую снабжены жгутиками, служащими для передвижения.

(Если клетки соединены по две, их называют диплококки, цепочкой — стрептококки, гроздью — стафилококки). Клетки бактерий не способны менять форму, за исключением спирохет.

Снаружи может располагаться слизистая капсула, во много раз превышающая размеры самой клетки.

Бактерии способны переносить неблагоприятные условия, образуя споры. Устойчивость спор некоторых бактерий поражает воображение.

Так, споры бактерии, вызывающей ботулизм, переносят длительное кипячение, поэтому гарантию их уничтожения при консервировании дает только обработка в заводских условиях при повышенном давлении (температура кипения воды повышается).

Споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность сотни лет, поэтому скотомогильники представляют серьезную угрозу в случае их размывания водой или земляных работ.

По способу питания большинство бактерий гетеротрофы, лишь немногие хемосинтезирующие бактерии питаются автотрофно, используя энергию, выделяющуюся при окислении химических элементов (серы, железа). Цианобактерии осуществляют фотосинтез.

Среди гетеротрофов имеются сапрофиты, использующие органические вещества или мертвые организмы, и паразиты, развивающиеся в клетках живых организмов. Часть бактерий может развиваться только при отсутствии кислорода — анаэробы (ботулизм), другим кислород необходим.

С помощью сапрофитных бактерий происходит квашение капусты и силосование кормов, сквашивание молока, спиртовое брожение и образование уксуса. Кишечная палочка, обитающая в кишечнике человека, сдерживает размножение нежелательной микрофлоры. Кроме того, кишечная палочка используется как индикатор загрязнений при проведении санитарно-эпидемиологических исследований.

Многие паразитические бактерии являются возбудителями заболеваний человека и животных. Холерный вибрион вызывает тяжелое желудочно-кишечное заболевание — холеру, приводящее к обезвоживанию организма, при отсутствии надлежащего лечения зачастую со смертельным исходом.

Заражение происходит чаще через воду или фрукты. Для предотвращения заражения необходимо обязательное кипячение питьевой воды, тщательное мытье овощей и фруктов (в случае опасности заражения, с окачиванием кипятком), мытье рук, качественное мытье посуды, борьба с мухами.

Особую опасность представляет туберкулез, вызываемый палочкой Коха, т.к. за последние годы появились разновидности, устойчивые к антибиотикам. Туберкулез поражает чаще легкие (старое название — чахотка).

Туберкулез передается воздушно-капельным путем, но более опасно пользование посудой после лиц, больных туберкулезом. Заболевание может не развиваться в течение многих лет, сдерживаемое иммунитетом.

Но при недоедании, систематическом переутомлении, проживании в сыром помещении возникает кровохаркание, затем следует распад легочной ткани.

Профилактика туберкулеза: обеспечить доступ в помещения солнечного света, не допускать чрезмерной влажности воздуха; занятия на свежем воздухе физическим трудом и физкультурой, достаточное питание, соблюдение режима труда и отдыха, не допускать длительных нервных стрессов, состояния отчаяния. Посуда больных туберкулезом моется и хранится отдельно.

Бледная спирохета является возбудителем сифилиса — венерического заболевания, передающегося половым путем, но нередко и бытовое заражение.

Сифилис может развиваться в течение ряда лет, приводя к поражениям кожи, нервной системы, скелета (характерный провалившийся нос на поздних стадиях). Бледная спирохета сохраняется во влажной среде, например на влажных простынях, полотенцах.

Профилактика: категорический отказ от случайных половых связей, не пользоваться чужой немытой посудой и предметами личной гигиены, не спать на чужом постельном белье.

Источник: https://cyberpedia.su/16x1f77.html

Окружающая среда как сочетание природных и социальных факторов. Понятие о биосфере и её компонентах

Среда окружающая (синоним – среда обитания человека) — совокупность природных, техногенных, социальных и культурных объектов, явлений и процессов внешних по отношению к человеку, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Поскольку практически все элементы природы в той или иной степени используются или могут быть использованы (потенциальные природные ресурсы) человеком, представляется более точным рассматривать природные факторы по их отношению к выполняемым функциям в природе и в материальном производстве.

Если природные факторы рассматриваются при их использовании в общественном производстве, целесообразно применять термин природные ресурсы.

Если природные факторы выполняют экологические и социальные функции, целесообразно использовать термин окружающая природная среда.

Для характеристики обобщающего понятия, включающего в себя природные ресурсы и окружающую природную среду, по нашему мнению, следует использовать термин природная среда.

Таким образом, одни и те же элементы природы могут быть охарактеризованы в одном случае как природные ресурсы, в другом — как окружающая природная среда.

Природный фактор — любой предмет или явление, действующие вне и помимо участия человека (неантропогенные) или связанные с его биологической сущностью, то есть естественное воздействие природной среды, в определенных пределах применяемое, но не полностью снимаемое действием социальных факторов, включая техногеннеє воздействие.

Социальный фактор — предметы и явления, которые являются результатом функционирования человеческого общества.

Под социальной средой следует понимать искусственное материально-психологическое (информационное) окружение человека.

Природная среда в совокупности с социальной средой составляет окружающую среду человека.

В отечественной и зарубежной литературе всесторонне рассматривается понятие окружающей среды. Наиболее удачным можно считать определение, сформулированное Р.

Лацко: «Окружающая среда — природный и созданный человеком материальный мир, который окружает человеческое общество и воздействует на него, в котором человек, как общественное существо, удовлетворяет свои потребности и в свою очередь воздействует на него своей деятельностью и преобразует.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА-совокупность естественных компонентов (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, недр) окружающей природной среды, природных комплексов, ландшафтов и объектов, определяющих условия жизнедеятельности человека, обитания животных, растений и других живых организмов

Социально-психологическая среда — внеэкономические отношения между людьми, включающие степень внимания друг к другу, взаимное уважение или, наоборот, неуважение, интерес или безразличие к общему делу и успехам каждого члена коллектива, единство или различие вкусов, устремлений, предпочтений.

Социально-экономическая среда — отношения между людьми (и их группами) и между ними и создаваемыми (в том числе накопленными) ими материальными и культурными ценностями, воздействующими на человека. Она включает социально-психологические, социологические, демографические, национально-культурные, этнические, производственно-экономические и др. элементы.

Понятие о биосфере и её компонентах.

Биосфера, согласно учению академика В.И. Вернадского, представляет собой наружную оболочку Земли, включающую все живое вещество и область его распространения (среду обитания).

Верхняя граница биосферы — защитный озоновый слой в атмосфере на высоте 20—25 км, выше которого жизнь невозможна ввиду воздействия ультрафиолетового излучения.

Нижней границей биосферы являются: литосфера до глубины 3—5 км и гидросфера до глубины 11—12 км (рис. 1.3).

Компоненты биосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера — выполняют важнейшие функции по обеспечению жизни на Земле.

Биосфера возникла около 4,5 млрд лет назад и прошла несколько этапов эволюционного развития: от первоначального круговорота органического вещества к биологическому круговороту — непрерывному обмену веществом и энергией между живыми организмами и окружающей средой в течение всей жизни организмов и после их смерти.

Важнейшими компонентами биосферы являются:

• живое вещество (растения, животные, микроорганизмы);

• биогенное вещество органического происхождения (уголь, торф, почвенный гумус, нефть, мел, известняк и др.);

• косное вещество (горные породы неорганического происхождения);

• биокосное вещество (продукты распада и переработки горных пород живыми организмами).

По В.И. Вернадскому, живое вещество является носителем свободной энергии биосферы и связано с неживым веществом биогенной миграцией атомов. Биомасса сухого вещества живых организмов Земли, включающих около 500 тыс.

видов растений и 1,5 млн видов животных, чрезвычайно велика и составляет, примерно, 2,4232*1012 т. Ежегодный прирост живого вещества на Земле составляет около 8,8*1011 т.

Через эти живые организмы прошло большое количество элементов верхней части литосферы, атмосферы и гидросферы.

Источник: https://studopedya.ru/1-101874.html

Человек и окружающая среда Организм без внешней

Человек и окружающая среда. • Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен • И. М. Сеченов.

Античные ученые ГЕРОДОТ (484 -425 гг. до н. э)- черты характера людей и политические события зависят от места жительства людей, ландшафта, климата и плодородия почв Аристотель (384 -322 гг. до н.

э) – человек «общественное животное» в сферу жизни которого входит семья, общество, государство Гиппократ (460 -370 гг. до н. э.

) – какого телосложения и болезней следует ожидать у людей в зависимости от преобладания ветров, рельефа и времени года

Ученые средневековья и эпохи Возрождения • Евпраксиния (12 век, внучка Владимира Мономаха) – глава в медицинском трактате « Об образе жизни в разные времена года» • Роджер Бэкон (1214_1292 гг. ) Живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды • Парацельс (1493 -1541) –рассуждения о том, как природные факторы влияют на организм человека

Экология человека • Наука, которая изучает закономерности воздействия на население конкретных регионов природных, социальных, производственных, бытовых факторов называется антропоэкологией (экологией человека) • 1921 год Парк и Берджес

Место экологии человека в системе наук о здоровье • Эпидемиология, биология человека, антропология, адаптология, генетика человека, медицинская генетика, медицинская география, гигиена, экология питания

антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека. Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения.

Общность людей – объединение людей, в котором создана и сохраняется, в течение какого-либо времени, определенная социальная связь.

Модель антропоэкосистемы

Уровень здоровья — универсальный признак, рассматриваемый в процессе общественного воспроизводства населения, находящегося в определенном взаимодействии с окружающей средой, обладающего динамическими тенденциями, структурой, спецификой размещения и территориальной организацией.

Индивидуальное здоровье

Физическое здоровье • Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.

Духовное здоровье • Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.

Социальное здоровье • Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, принимать обоснованное решение сообразуясь со своими возможностями.

Популяционное здоровье • Популяционное здоровье– основной признак, основное свойство человеческой общности, который отражает индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальную и биологическую функции

Читайте также:  Гаметогенез и оплодотворение - биология

Формирование популяционного здоровья определяют следующие факторы: 1. образ жизни и социальноэкономические условия; 2. генетика, биология человека; 3. качество внешней среды, 4. природные условия; 5. здравоохранение.

Факторы риска нарушения здоровья (Лисицын, 1987). образ жизни и социально-экономические условия 49— 53% употребление табака, алкоголя, наркотиков, неправильное питание, стрессовые ситуации, гиподинамия, вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, потребление, непрочность семей, одиночество, низкие образовательный и культурный уровни, чрезмерно высокий уровень урбанизации

Генетика Биология человека- 18— 22 % предрасположенность к наследственным болезням предрасположенность к дегенеративным болезням

Внешняя среда Природные условия- 5— 7 % • загрязнение воздуха и воды канцерогенами, другие загрязнения воздуха и воды, загрязнение почвы, загрязнение жилища, резкие смены погоды, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение 8— 10% • Неэффективность профилактических мероприятий • низкое качество медицинской помощи и её несвоевременность

Качество общественного здоровья осуществляется с помощью ряда показателей. К их числу относятся 1. демографические показатели: средняя продолжительность жизни, рождаемость, смертность младенческая, материнская, общая, прирост населения и др. 2.

заболеваемость: общая, по отдельным группам заболеваний, профессиональная, инфекционная, травматизм и др. , заболеваемость отдельными болезнями по возрастным группам и др. 3. физическое развитие отдельных возрастных групп 4. группы здоровья 5.

инвалидность

Можно выделить пять типов популяционного здоровья: 1. примитивный — простое выживание популяции под постоянной угрозой насильственной смерти; 2.

постпримитивный — сравнительно короткая жизнь большинства населения с высокой вероятностью преждевременной смерти от периодически возникающих эпидемий острозаразных болезней и неблагоприятного течения соматических заболеваний; 3. квазимодерный (близкий к современному типу здоровья населения экономически развитых стран); 4.

модерный (современный тип здоровья населения экономически развитых стран); 5. постмодерный (тип общественного здоровья, который сформируется в недалеком будущем, если не возникнет форсмажорных обстоятельств) — полноценная радостная жизнь всей популяции.

Примитивный тип общественного здоровья Ранний период человеческой истории простое выживание популяции под постоянной угрозой насильственной смерти.

• Средняя продолжительность жизни – 20 -22 года • Младенческая смертность – 500 из 1000 новорожденных • Основные причины смертности- травматизм и голод • Болезни: деформирующие и воспалительные заболевания костной системы (артриты, рахит, периоститы, кариес) • Паразитарные болезни Главный регулирующий фактор – наличие питания

Примитивный тип общественного здоровья Главный регулирующий фактор – наличие питания

Неолитическая революция • Переход от присваивающей экономике к производящей • Смена примитивного здоровья на постпримитивное • Появление эндемических болезней • Главный регулирующий фактор – болезни – авитаминозы у растениеводов, инфекционные и паразитарные болезни у животноводов

Постпримитивный тип общественного здоровья • Названный тип популяционного здоровья доминировал в общностях людей докапиталистических периодов истории, хозяйственную основу которых составляет аграрная экономика. • Средняя продолжительность жизни 20 -35 лет • Детская смертность – 200 младенцев из 1000 новорожденных • Причины смертности- вспышки эпидемий, авитаминозы, неблагоприятное течение соматических болезней

Постпримитивный тип общественного здоровья сравнительно короткая жизнь большинства населения с высокой вероятностью преждевременной смерти от периодически возникающих эпидемий

Квазимодерный тип общественного здоровья Появился в результате технической революции • средняя продолжительность жизни до 6068 лет • Младенческая смертность – 85 из 1000 новорожденных • Увеличилось число заболеваний и смерти в молодом возрасте в результате травм, болезней ССС, онкологических заболеваний

Квазимодерный тип общественного здоровья характерен для индустриально-аграрного этапа мировой цивилизации.

Модерный тип общественного здоровья В странах с развитой экономикой сформировалось в середине 20 века продолжительная жизнь большинства населения с надежной и эффективной работоспособностью и здоровой старостью. • Продолжительность жизни дольше 70 лет • Младенческая смертность 8 -10 случаев на 1000 новорожденных • Причины смерти – онкологические заболевания, ССС, травмы

Модерный тип общественного здоровья населения экономически развитых стран наблюдается в странах, вступающих в период компьютерно-индустриальной цивилизации.

Экологические проблемы здоровья горожан.

Особенности антропогенного загрязнения экологических сред в городах, понятие информационного загр Постмодерный тип общественного здоровья Предполагается в странах, перешедших на путь постиндустриального развития • Продолжительность жизни старше 80 лет • Младенческая смертность не выше 5 случаев на 1000 новорожденных • Снижение числа неизлечимых болезней

• На здоровье населения влияют многие другие элементы. В первую очередь в этой связи необходимо назвать природные факторы, поэтому помимо основных типов популяционного здоровья следует выделить макрогеографические (зональные) подтипы здоровья

Выделяют географические подтипы популяционного здоровья: Арктический Субаридный Субарктический Аридный Северотаежный Экстрааридный Средне- и южнотаежный Субтропический Подтаежный Тропический Высокогорный бореальный Высокогорный тропический

Действие природных факторов на условия труда, отдыха и здоровье человека оценивается по уровню комфортности • 1. Комфортные – благоприятные для проживания • 2. прекомфортные – условно благоприятные • 3. Гипокомфортные – малоблагоприятные • 4. Дискомфортные – неблагоприятные • 5. Экстремальные – крайне неблагоприятные

Весьма существенно здоровье зависит от техногенных воздействий — загрязненных выбросами промышленности и автотранспорта атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, сельскохозяйственной продукции с высоким содержанием соединений азота, пестицидов, тяжелых металлов и т. д. Такие воздействия чаще всего носят пространственно ограниченный характер Популяционное здоровье, нарушаемое влиянием на него побочных эффектов хозяйственной деятельности, получило название локального варианта популяционного здоровья.

Адаптация -— способность живого организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, выработанная в процессе эволюционного развития Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно кратко охарактеризовать как совокупность социальнобиологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде обитания (Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин, 1994 г. ).

Адаптация и здоровье • В адаптационном процессе могут быть задействованы поведенческие, физиологические и биохимические механизмы

Генотипическая и фенотипическая адаптация • Успешность адаптации зависит от индивидуальных возможностей, определенных генотипом- индивидуальной нормой реакции. • НОРМА РЕАКЦИИ- это пределы в которых может изменяться фенотип без изменения генотипа • Наиболее эффективно протекает адаптация у людей с широким диапазоном колебаний фоновых показателей.

• Краткосрочная адаптация происходит за счет напряжения резервных возможностей организма при непродолжительном воздействии фактора • Долгосрочная адаптация протекает в 3 -4 периода при действии фактора на протяжении нескольких лет или десятилетий.

Развитие болезней адаптации • Дезадаптация и развитие патологических процессов происходит поэтапно: 1. Состояние удовлетворительной адаптации 2. Состояние функционального напряжения механизмов адаптации 3. Состояние неудовлетворительной адаптации 4. Срыв адаптации 5. Предболезнь →болезнь

Адаптивный тип • Адаптивный тип – это норма биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, обеспечивающей состояние равновесия популяции с этой средой и находящей внешнее выражение в морфофункциональных особенностях популяции

Арктический тип • 1. Арктический тип сформировался на влажный и холодный климат – усиленный газообмен, высокое содержание холестерина и иммунных белков в крови, усиленная минерализация костей, мощная подкожная жировая клетчатка

Предгорный тип • Сформировался на недостаток кислорода. Пониженный газообмен, уменьшение холестерина, дефицит жировой ткани, высокое содержание иммуноглобулинов, сильно минерализованный скелет

Высокогорный тип Адаптация к условиям гипоксии высокогорья: Крупные эритроциты Высокое содержание гемоглобина Низкий газообмен Сильно минерализованный скелет Слабо выраженная мышечная и жировая ткань

Континентальный тип Адаптация к условиям континентального климата. • Короткие нижние конечности • Выраженная жировая ткань • Относительно низкая мышечная масса • Слабая минерализация скелета • Высокое содержание альбуминов в крови

Экваториальный тип • Адаптация к избытку солнечной радиации и влажности • Увеличение поверхности испарения • Высокое содержание всех белковых фракций крови

Адаптивные реакции аборигенов • Адаптивные черты аборигенов необратимы. Установлена наследственная природа комплекса адаптивных изменений, который выработался путем приспособительной изменчивости в результате действия биологически обусловленного и социального естественного отбора

Акклиматизация Привыкание живых организмов к новым климатическим условиям, в которые они попадают в результате переселения, называют акклиматизацией.

• При длительном напряжении механизмов адаптации происходит истощение и потеря наиболее важных резервов организма ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЧЕРЕЗ БОЛЕЗНЬ

Экологические аспекты заболеваний • Болезнь – это следствие нарушения исторически выработанных форм связи организма с окружающей средой.

Роль факторов окружающей среды в возникновении заболеваний 1. Играют роль этиологического фактора (болезнь Минамата, эндемический зоб) 2. Являются фактором риска развития и прогрессирования заболевания Здоровье человека определяется его динамическим равновесием с окружающей средой – биосферой

К абиотическим факторам относятся геофизические, геохимические и климато-георафические

Геофизические факторы оказывают энергетические воздействие на организм человека, связанное с волновой природой энергии: солнечное излучение, лунное свечение, геомагнитное излучение, космические излучение, радиоизотопное излучение.

Геохимические факторы определяются химическим составом почвы и воды

Миграция химических элементов из почвы и воды в организм животных и растений, а затем в организм человека имеет свои особенности для каждого биогеохимического района. . Недостаток или избыток химических элементов в почвах влияет на все звенья пищевых цепей, приводит к недостатку или избытку их в растительных и животных организмах.

Климато-географические факторы определяются среднегодовой температурой воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, преобладающим направлением ветра, рельефом.

Геофизические факторы оказывают энергетические воздействие на организм человека, связанное с волновой природой энергии: солнечное излучение, лунное свечение, геомагнитное излучение, космические излучение, радиоизотопное излучение.

Тест № 1 • В ранний период человеческой истории главным регулирующим фактором антропоэкосистем являлось • А. климат • Б. нападение хищников • В. наличие жилища • Г. наличие питания

Тест № 2 Популяционное здоровье не зависит от • А. генетической предрасположенности к болезням • Б. возрастно-полового состава популяции • В. образа жизни и социальноэкономических условий • Г. социальной принадлежности людей

Тест № 3 Локальные варианты здоровья определяются • А. генетической структурой популяции • Б. антропогенным воздействием • В. Культурно-этническими факторами • Г. длительным воздействием определенных климатических условий

Тест № 4 • Основной причиной первой эпидемической революции явилось • А. экологический кризис • Б. нападение на человека диких животных • В. переход к земледелию и скотоводству • Г. изменение климата Земли

Тест № 5 Адаптивные реакции у аборигенов • А. результат биологического и социального естественного отбора • Б. носят обратимый характер • В. Отражают взаимодействие популяции с абиотическими факторами • Отражают социально-культурные исторические связи

Источник: http://present5.com/chelovek-i-okruzhayushhaya-sreda-organizm-bez-vneshnej/

Ссылка на основную публикацию