Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии “Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные”

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. Муравлева Н.Н. МБОУ СОШ № 2

2 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Отряд Грызуны Бобр 2 тыс. видов Нутрия Бурундук Белка Морские свинки

3 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Самый крупный …… ВОДОСВИНКА ДЛИНА 1,5 м 50-60 кг

4 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Самый мелкий …… Тушканчик трехпалый карликовый длина 4-5 см

5 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Места обитания

6 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Всеядные Животная пища Питание Растительная пища

7 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Зубы 2 резца 2 резца Не имеют корней Растут всю жизнь Резцы внутри лишены эмали Зубы сами затачиваются

8 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Высокая плодовитость Быстрый рост Раннее половое созревание 6-8 раз в год 8-15 детенышей на 2-3 мес. жизни Размножение и развитие

9 слайд Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология Описание слайда:

Значение грызунов Бобр Нутрия

10 слайд Описание слайда:

Распространяют инфекционные заболевания Мыши Чума Лихорадка Крысы

11 слайд Описание слайда:

Вред сельскому и лесному хозяйству

12 слайд Описание слайда:

Семейство Бобровые Длина тела ……, масса ….. Тело ……, голова ……, шея ……, хвост ……, нет …… Шерсть ……, волосы в воде ……, смазаны ……. Задние конечности снабжены…… Ушные отверстия под водой …… Питаются …… Размножаются …… Приносят от …… до …… детенышей.

13 слайд Описание слайда:

Семейство Бобровые Длина тела ……, масса ….. Тело ……, голова ……, шея ……, хвост ……, нет …… Шерсть ……, волосы в воде ……, смазаны ……. Задние конечности снабжены …… Ушные отверстия под водой …… Питаются …… Размножаются …… Приносят от …… до …… детенышей. 1,5 м 18-30 кг вытянутое маленькая короткая сплющен волос густая не намокают жиром перепонками закрываются растениями 1 раз в год 1 5

14 слайд
15 слайд
16 слайд Описание слайда:

Семейство Беличьи. Белка. Тело ……, хвост ……, на ушах …… Живет ……, легко ……, …… по стволам деревьев На лапах …… Питается ……, ……, ……. Размножается ……… и ……… Рождается ……… детенышей Питается молоком матери ……….

17 слайд Описание слайда:

Семейство Беличьи. Белка. Тело ……, хвост ……, на ушах …… Живет ……, легко ……, …… по стволам деревьев На лапах …… Питается ……, ……, ……. Размножается ……… и ……… Рождается ……… детенышей Питается молоком матери ………. гибкое пушистый кисточки на деревьях бегает прыгает когти почками побегами семенами весной летом по 6 40 – 50 суток

18 слайд Описание слайда:

Семейство Беличьи. Бурундуки. Вдоль спины тянутся 5 темных полос Кисточек на ушах нет Гнезда под корнями деревьев Питается семенами злаков и бобовых растений Зимой впадает в спячку

19 слайд Описание слайда:

Семейство Мышиные Ондатра Морские свинки Нутрия Крысы

20 слайд Описание слайда:

Морда удлиненная, выступающие уши, длинный голый хвост Питаются растительной и животной пищей Размножаются 4-5 раз в год Приносят 7-9 детенышей Семейство Мышиные

21 слайд Описание слайда:

Обитает… Жилища… Спячка… Запасы… Питается… Размножается… Рождается… Ондатра

22 слайд Описание слайда:

Отряд Зайцеобразные Кролики Зайцы Пищухи

23 слайд Описание слайда:

Общая характеристика 2 пары резцов на верхней челюсти Зубы растут всю жизнь

24 слайд Описание слайда:

Семейство Пищуховые Семейство Заячьи Отряд Зайцеобразные

25 слайд Описание слайда:

Длина тела 30-75 см Уши длинные Хвост короткий Задние ноги длинные Передвигаются прыжками

26 слайд
27 слайд Описание слайда:

Размножение и развитие Период размножения – май, июнь, начало августа 4-5 детенышей Зайчата зрячие, плотный шерстный покров В течение месяца питаются молоком матери

28 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Краткое описание документа:

Общая информация

Грызуны. Зайцеобразные

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Из-за ценного меха шиншиллы оказались на грани уничтожения

Представители этих отрядов внешне похожи, поэтому очень долго всех их объединяли в отряд грызунов, но в 1912 г.

зоолог Гидлеи доказал, что сходство кроликов, зайцев и пищух с грызунами возникло в результате приспособления к сходным условиям жизни, но они имеют много характерных особенностей и должны быть выделены в отряд зайцеобразных. Отряд грызунов объединяет около 2500 видов, а отряд зайцеобразных — около 60 видов.

Сходство и различия

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Бурундук живет в норах и дуплах поваленных деревьев

И грызуны, и зайцеобразные относятся к растительноядным животным, хотя среди грызунов есть виды, в рацион которых входят насекомые и другая животная пища.

И те, и другие отгрызают кусочки пищи с помощью очень мощных, похожих на долото резцов (у грызунов на верхней челюсти 1 пара резцов, а у зайцеобразных позади этой пары есть еще 2 резца поменьше).

Резцы растут всю жизнь, их передняя сторона покрыта мощным слоем эмали, а задняя менее твердая, поэтому они стачиваются неравномерно и всегда остаются очень острыми. У грызунов и зайцеобразных есть и другие отличия — например, почти все грызуны могут держать корм передними лапами, а зайцеобразные — нет.

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Белка ловко лазает по деревьям, цепляясь за кору когтями и балансируя хвостом

Отряд грызунов очень обширный, к нему принадлежит около половины всех видов млекопитающих. Это представители семейств шиншилловых, дикобразовых, нутриевых, бобровых, беличьих, тушканчиковых, мышиных и др. К отряду зайцеобразных относятся зайцы, кролики и пищухи.

Крысы

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Крысы осторожны и подозрительны, у них хорошо развито обоняние

Серая крыса (пасюк) — самый крупный представитель грызунов семейства мышиных. Длинный цепкий хвост помогает крысам при лазанье. Серые крысы в природе живут рядом с водой, питаются не только растительными кормами, но и насекомыми, моллюсками, разоряют птичьи гнезда, ловят лягушек. Большая их часть стала нахлебниками человека, заселяя подвалы, склады, фермы.

Путешествуя вместе с грузами, они расселились по всему земному шару. Крысы истребляют запасы продовольствия и кормов, портят коммуникации, переносят опаснейшие болезни, например чуму. Победить засилье крыс человечеству пока не под силу.

Они очень плодовиты (самки приносят в год до 8 пометов из 8—20 детенышей), сообразительны, у них хорошо развито исследовательское поведение.

Зайцы

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Задние ноги зайца длиннее передних, при беге он выносит их вперед

Заяц-русак живет в лесах, степях, на вырубках. Мех у него рыжевато-серый с черной рябью, зимой он становится светлее. Заяц-беляк обитает в лесах и в тундре. Летняя буроватая шерсть зимой у него сменяется белой, на лапах отрастают широкие меховые «лыжи».

Нор не строит, хотя зимой иногда ночует во временных убежищах под снегом. Устраиваясь на лежку, заяц запутывает след, делая петли. Летом зайцы питаются травянистой растительностью, зимой — корой и веточками кустарников. Зайцы — оседлые животные, но иногда кочуют в поисках корма.

Зайчиха приносит детенышей по 2—4 раза в год, зайчата (2—8 в помете) рождаются зрячими и одетыми шерстью.

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

У кроликов нет сезонной смены окраски, а уши короче, чем у зайцев

Пищухи

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Пищуха

Пищухи — небольшие зверьки размером 12—28 см, напоминающие кроликов с короткими ушами и лапами. Разные виды обитают в степях, горах, горных тундрах. Роют норы или устраивают их в россыпях камней. Питаются травой, на зиму собирают запасы в норах, под камнями. Траву для просушки нередко складывают в стожки, за что и получили второе название — сеноставки.

Отряды Грызуны и Зайцеобразные, Биология

Небольшие грызуны лемминги — основная пища тундровых хищников

Поделиться ссылкой

"Отряды Грызуны, Зайцеобразные" по программе В.В. Пасечника

  • Конспект урока в 7 классе  «Отряды Грызуны, Зайцеобразные»
  • Тема: Отряды Грызуны, Зайцеобразные
  • Цель: Сформировать понятия об особенностях и многообразии грызунов и зайцеобразных
  • Задачи:         
  • Образовательные:
  1. познакомить учащихся с биологическими особенностями грызунов;
  2.  изучить их многообразие;
  3.  показать значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
  4. познакомить с животными отряда Зайцеобразные, выделить характерные особенности данного отряда;

Развивающие:

  1. Развить умения и навыки по определению и распознанию животных данных отрядов;
  2. продолжить обучение умению наблюдать делать выводы об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания;
  3. развивать у учащихся познавательный интерес.
Читайте также:  Семейство сложноцветных, или астровых (более 20 тысяч видов) - биология

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, научно-популярной литературой.

Тип урока:

  1. По содержанию – эколого-морфологический;
  2. По дидактической цели – комбинированный;
  3. По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
  1. Методы:
  2.  Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.
  3.  Наглядные: демонстрация рисунков, таблиц.
  4.  Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый.
  5. Средства:
  6. Знаковые: таблицы иллюстрации из книг о животных.
  7. ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска
  8. Структура урока:
  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Мотивация деятельности учащихся
  4. Изучение нового материала
  1. Особенности животных отряда Грызуны
  2. Семейства беличьи, бобровые, мышиные (сообщения учащихся)
  3. Распространение грызунов
  4. Особенности животных отряда Зайцеобразные
  5. Семейство Пищуховые (сообщение учащегося)
  1. Общие выводы, заключение.
  2. Закрепление изученного материала (тест)
  • Ход урока
  • I.        Организационный момент
  • II.        Актуализация опорных знаний
  • Выполнение заданий в парах по определению родства:

(2б за правильный ответ. Рефлексия: Что получилось? Что не удалось?)

  1. 1. Крот Береза (родство на уровне империя жизнь)
  2. 2. Крот Амеба обыкновенная (царство животные)
  3. 3. Крот Майский жук (п/ц Многоклеточные)
  4. 4. Крот Ланцетник (Тип Хордовые)
  5. 5. Крот Ехидна (Класс Млекопитающие)
  6. 6. Крот Собака (Подкласс Плацентарные)
  7. Рассмотрите систематику подкласса Плацентарные. (Слайд)
  8. Фронтальный опрос.
  9. Вопросы для проверки знаний:
  1. Приведите примеры животных отряда рукокрылых.
  2. По какому признаку животных объединяют в отряд Рукокрылые?
  3. Какое приспособление позволяет летучим мышам не натыкаться на предметы в темноте?
  4. Почему летучих мышей нельзя назвать летучими ящерами или птицами?
  5. Какие признаки свойственны насекомоядным? Каких представителей отряда вы знаете?
  6. Почему выхухоль стала редким животным?
  7. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы ни была голодна. Почему? (Кроты  и землеройки выделяют сильный невыносимый запах, который выделяют мускусные железы)

Работа с карточками (4 учащихся)

Выберите правильные утверждения

  1. Насекомоядные населяют в основном Австралию и Южную Америку.
  2. Крылья Рукокрылых – это выросты кожи.
  3. Все пальцы передних и задних конечностей ушана объединены кожистой перепонкой.
  4. Иглы ежа – видоизмененная шерсть.
  5. У крота и других землероев с хорошо развитыми передними конечностями роющего тела на грудине развит киль.
  6. Ехидны ведут наземный образ жизни утконосы – полуводный.
  7. У летучих мышей только палец передних конечностей не принимает участия в образовании крыла.

III. Мотивация деятельности учащихся.

Слова В. Брауна “Накопление знаний подобно росту дерева”…, мы будем надеяться, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний об удивительных животных – Грызунах и Зайцеобразных.

IV. Изучение нового материала

Грызуны — наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов.

  1. Сейчас вам предстоит найти в учебнике рисунки с изображением грызунов, а в тексте учебника (с. 161)— общие признаки.

Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна (слайд). Определите, какие зубы у них отсутствуют.

Главные зубы грызунов — резцы непрерывно стираются, причем задняя сторона стачивается больше, чем передняя, так как передняя покрыта твердой эмалью, поэтому они бывают постоянно острыми.

Резцы грызунов непрерывно растут. Если бобр или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта.

Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны.

Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листьями, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу. А наших домашних грызунов — крыс и мышей — можно считать всеядными животными.

Имеют длинный кишечник, так как пища в основном растительная, трудноперевариваемая.

  1. Какие особенности размножения характерны для грызунов? (с. 165)

Многие грызуны живут парами, другие — семействами, некоторые соединяются в многочисленные общества.

Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год. Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

Отряд грызунов включает в себя около 30 семейств. Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями беличьих, мышиных, бобровых.

Заслушиваются сообщения учащихся, подготовившихся к данному занятию.

Подвести итог. Какие биологические особенности позволили грызунам широко распространиться на Земле, заселить разнообразные места обитания?

Область распространения грызунов охватывает почти все климатические зоны земного шара, простираясь от Чукотки и Аляски до Магелланова пролива; некоторые из них поднимаются в горы до высоты 6000 м.

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих.

Причинами биологического процветания грызунов: неприхотливость, высокая интенсивность размножения, быстрая адаптация к новым условиям, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие – вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Отряд Зайцеобразные.

Каких животных относят к этому отряду? (кролики, зайцы, пищухи.)

Раньше зайцеобразных считали грызунами.

  1. Какие особенности строения зайцеобразных позволили выделить их в отдельный отряд? (с.168)

Для них характерно наличие в верхней челюсти 2 пары резцов, а не одна, как у грызунов. Совсем по-другому устроено небо. Характерно сильное развитие зарезцовых отверстий, в результате чего костное нёбо очень короткое. Но самое главное строение кишечника.

В кишечном тракте зайцеобразных бактерии, помогающие им переваривать клетчатку, живут ниже части кишечника, способной к всасыванию питательных веществ.

Поэтому для того чтобы полноценно усваивать пищу зайцеобразные вынуждены два раза пропускать пищу через кишечник, поедая свой кал (копрофагия).

  • Для зайцеобразных характерно явление копрофаги – поедания кала, вторичное переваривание. (Запись в тетрадь)
  • Кролики, в отличие от зайцев, – норные животные, рождают голых и слепых крольчат.
  • Заслушивание сообщения учащегося на тему «Пищухи»

V. Общие выводы, заключение.

  1. 1) Что нового и важного узнали для себя о грызунах и зайцеобразных?
  2. 2) Чему научились?
  3. 3) Какие выводы сделали?

Грызуны — наиболее многочисленная и процветающая группа млекопитающих.

Причинами биологического процветания грызунов: высокая интенсивность размножения, заселение разных сред обитания, устройство нор и убежищ, разнообразие видов пищи.

Значение грызунов разнообразно: ограничивают рост и развитие растений, сами служат кормом хищным животным; некоторые виды грызунов — объекты промысла, другие – вредители сельскохозяйственных растений, переносчики заболеваний.

Зайцеобразные — малочисленная группа млекопитающих, имеющая сходные черты строения с грызунами. Значение в природе: ограничивают рост и развитие растений, являются объектом пушного промысла. Дикий кролик — предок домашних кроликов.

  1. VI. Закрепление изученного материала        
  2. 1.Кто из перечисленных животных не относится к грызунам:        
  3. а) заяц;       б) хомяк;     в) мышь.
  4. 2.        У грызунов резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что:        
  5. а)        они покрыты толстым и прочным слоем эмали;
  6. б)        резцы не имеют корней и растут постоянно;
  7. в)        от растительной пищи они не могут стачиваться.
  8. 3.        Сколько резцов у грызунов:
  9. а) 2;        6)4;        в) 6.
  10. 4.        У грызунов отсутствуют:
  11. а) резцы;     б) клыки;    в) коренные зубы.
  12. 5.        У грызунов очень длинный кишечник, так как они:
  13. а) очень плодовиты;
  14. б) питаются грубой растительной пищей;
  15. в) питаются преимущественно насекомыми;
  16. г) поедают червей.        
  17. 6.        К зайцеобразным относятся:
  18. а) пищуха;   б) еж;    в) хомяк;   г) крыса.

VI. Домашнее задание. § 32, заполнить таблицу

Название отряда Представители Место обитания Особенности строения

"Отряды. Грызуны и зайцеобразные". 7-й класс

Класс: 7

Цели урока:

  • создать содержательные и организационные условия для усвоения учебного материала по теме “Отряды Грызуны и Зайцеобразные ” на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания;
  • актуализировать знания учащихся о роли грызунов и зайцеобразных в живой природе и хозяйственной деятельности человека;
  • содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках животных изучаемых отрядов;
  • воспитывать ценностный подход к сохранению биологического разнообразия видов в природе;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
  • способствовать развитию метапредметных умений и навыков учащихся.
  • Оборудование: рабочие листы, фотографии грызунов и зайцеобразных.
  • План урока
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Первичное закрепление.
  6. Первичный контроль.
  7. Рефлексия.
  8. Информация о домашнем задании.
Читайте также:  Растения - что это такое?

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Герои нашего урока являются самыми многочисленными как по численности, так и по разнообразию видов среди Млекопитающих. Живут в разных условиях.

Роль их в живой природе и жизни человека разнообразна, например, некоторые из видов считаются побочным продуктом цивилизации, развиваясь вместе с нами, и чем сложнее и плотнее человеческое поселение, тем вольготнее они себя чувствуют. Кто же они (ответы детей)

Запись в тетрадь темы урока. (Слайд 1) Установление целей урока. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний.

Перед вами фотографии представителей Грызунов и Зайцеобразных. По каким признакам их можно отнести к классу Млекопитающих? (Слайд 3,4)

III. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, почему животные из отряда Грызуны получили такое название? (ответы детей)

А теперь давайте подумаем, с какими проблемами столкнулись Грызуны в процессе эволюции в связи со своими пищевыми пристрастиями – (пища чаще всего твёрдая, грубая, состоящая из трудно перевариваемой целлюлозы).

Предположите, как Грызуны смогли решить возникшие проблемы – (две пары резцов на челюстях, зубы очень острые, не имеют корней, т.е. растут в течение всей жизни; удлинился кишечник, длинная слепая кишка, в которой находятся бактерии-симбионты, переваривающие целлюлозу).

  1. Как вы думаете, почему Грызуны постоянно что-то грызут, с чем это связано, к каким последствиям может привести питание мягкой пищей?
  2. Скажите, как Грызуны решают проблему сохранения своей численности – (ранняя половая зрелость, несколько помётов в год, большое количество детёнышей в помёте) (Слайд5)
  3. Работа с учебником, дополнительными материалами (Приложение) (в рабочих листах заполнить схему “Многообразие Отряда Грызуны”) (Слайд 6,7)

А теперь поговорим о Зайцеобразных. Долгое время учёные объединяли Зайцеобразных с Грызунами в один отряд. Почему? (ответы детей)

В настоящее время существует два отряда. Пользуясь дополнительным материалом, найдите признаки сходства и отличия между Грызунами и Зайцеобразными. (Слайд 8)

  • Все Зайцеобразные делятся на два семейства: Заячьи и Пищуховые.
  • А теперь давайте заполним схему “Значение Грызунов и Зайцеобразных в биоценозах и жизни человека”. Воспользуемся мыслительными шляпами (Слайд 9, 10, 11)
  • IV. Физкультминутка
  • А сейчас давайте немного отдохнём. (Слайд 12)

V. Первичное закрепление.

Аннотация текста (Слайд 13)

План аннотации:

  1. Название текста.
  2. Основные идеи текста
  3. Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
  4. Противоречия
  5. Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо)
  6. Пути решения проблемы

В пустыне Намиб обитает маленький золотистый слепыш, который успешно решил задачу сохранения энергии. Ежедневно после охоты за термитами на поверхности, зверёк зарывается в песок, где и остаётся на 19 и более часов. Под песком температура тела опускается и все процессы в организме замедляются – слепыш впадает в анабиоз. Но чем же он дышит.

VI. Первичный контроль.

Экспертиза текста – найти и исправить ошибки. (Слайд 14,15)

Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи (из отряда Зайцеобразные), Беличьи. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти (две пары на челюстях), не имеющие корней. Для переваривания грубой пищи грызуны имеют сложно устроенный желудок (хорошо развита слепая кишка).

VII. Рефлексия.

Составление синквейна (Слайд 16,17)

  1. Существительное – название синквейна.
  2. Два прилагательных (как описание).
  3. Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон.
  4. Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).
  5. Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.

VIII. Информация о домашнем задании. (Слайд 18)

Читать параграф 32, вопрос 3, устные сообщения о Грызунах и Зайцеобразных

Литература.

Рабочий лист

“Значение Грызунов и Зайцеобразных в биоценозах и жизни человека”

“Многообразие Отряда Грызуны”

План аннотации:

  1. Название текста.
  2. Основные идеи текста
  3. Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
  4. Противоречия
  5. Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо)
  6. Пути решения проблемы

В пустыне Намиб обитает маленький золотистый слепыш, который успешно решил задачу сохранения энергии. Ежедневно после охоты за термитами на поверхности, зверёк зарывается в песок, где и остаётся на 19 и более часов. Под песком температура тела опускается и все процессы в организме замедляются – слепыш впадает в анабиоз. Но чем же он дышит?

Экспертиза текста

Грызуны самый многочисленный отряд из класса Млекопитающих, в состав которого входят семейства Мышиные, Бобровые, Заячьи, Беличьи. У всех грызунов хорошо развиты резцы – одна пара на верхней челюсти, не имеющие корней. Для переваривания грубой пищи грызуны имеют сложно устроенный желудок.

Составление синквейна

  1. Существительное – название синквейна.
  2. Два прилагательных (как описание).
  3. Три глагола, чтобы охарактеризовать с разных сторон.
  4. Ключевая фраза на тему (1 предложение как вывод).
  5. Существительное или словосочетание – синоним названия синквейна.

9.03.2013

Почему кролики и зайцы больше не грызуны?

Когда-то давным давно нам рассказывали на уроках зоологии, что зайцы и кролики относятся к отряду грызунов. И это не вызывало абсолютно никаких сомнений. Многие либо видели воочию этих зверьков в домашних хозяйствах, зоопарках, либо по телевизору в популярной тогда передаче “В мире животных”. Как не покажут кролика, он обязательно что-то грызёт, усиленно двигая челюстями.

Но каково же было моё удивление, когда по прошествии многих лет я вдруг обнаружил в справочниках совершенно другую классификацию, касаемо ушастой братии. Её выделили в отдельный отряд под названием зайцеобразные. Таким образом, мышки, крыски, бобры и белочки – это одно, а зайчики и кролики – совсем другое.

Главным различием, которое и положено в основу разделения, является даже не конституция тела, а строение зубов. Оказалось, что верхние резцы у грызунов имеют один ряд, а у “зайцевых” – двухрядные. За их внешними передними зубами можно обнаружить второй ряд, который, как бы прирос сзади.

Есть и менее значительные отличия, например, в строении костистой части нёба.

Кто куда попал?

Речной кролик. Фото https://loveanimal.ruРечной кролик. Фото https://loveanimal.ru

Не знаю, как для Вас, но меня такое отличие не очень впечатляет, чтобы разделять животных, ранее принадлежащих к одному отряду. Но факт остаётся фактом. К грызунам относятся семейства свинковых, мышиных, беличьих и тушканчики, а к зайцеобразным – сами зайцы, кролики всех “мастей” и маленький бонус – пищухи. Кстати, тушканчик до сих пор квалифицируется, как земляной заяц. Дроблению единого подразделения наверняка способствовал тот факт, что отряд грызунов до того был (и поныне остаётся) самым многочисленным.

Когда произошли изменения?

На западе уже в начале 20 века начало складываться мнение, что у зайцеобразных, которые и так были выделены в подотряд, есть свои черты организации и истории, что внешнее сходство имеет второстепенную роль.

Окончательно эта идея перевесила остальные к середине прошлого века, а после того, как российские учёные стали больше ориентироваться на западные научные источники, постепенно к началу “славных нулевых” перекочевала и в наши учебники.

Интересный исторический казус

Долгое время считалось, что в средние века монахи по разрешению Папы римского Григория 1 ели крольчатину. Но как же так? Монахам, как Вы знаете, категорически нельзя вкушать продукты животного происхождения. Но, чтобы обосновать разрешение, молодые кролики были приравнены…

к рыбе! Какие уж тут грызуны – не грызуны? В наши дни существует ряд публикаций, в том числе биоархеолога Грегера Ларсона из Оксфордского университета, разоблачающих эти предания старины. Последним так и не был обнаружен первоисточник, то есть соответствующий указ или иной документ в архивах Ватикана.

В таких случаях в голову приходит только одна мысль: “Дыма без огня не бывает”.

Читайте также:  Растительные сообщества: луга, болота, тундры, степи, пустыни

Зайцы и кролики бывают разные

Полосатый заяц. Фото http://lifecatalog.ruПолосатый заяц. Фото http://lifecatalog.ru

Только при поверхностном взгляде может показаться, что зайцеобразные не столь богаты на разнообразие, как другие отряды млекопитающих. Если пищухи и правда представлены двумя родами: одноимённым, а так же пищухами Сардинскими, то кроликов и зайцев разных очень много. Имеется в виду не разнообразие пород. Все наши домашние кролики, это один вид – кролик Европейский. Существуют не расселённые у нас рода: Южноафриканский, Бесхвостый, Американский. Зайцы бывают: Бушменовы, Щетинистые, Полосатые, Лазающие, Африканские. А ведь они ещё делятся на многочисленные виды и подвиды.

Практическое применение

Нутрия – настоящий грызун. И клетку вмиг прогрызёт. Фото https://coastlinesurfsystem.comНутрия – настоящий грызун. И клетку вмиг прогрызёт. Фото https://coastlinesurfsystem.com

Однажды, проходя вдоль прилавка с тушками кроликов, мне в глаза бросилась одна, очень отличная от других. И тут меня осенило – это не представитель зайцеобразных. Первое впечатление, что это – огромных размеров крыса. Предположив обман, я переспросил, откуда эта “экзотика”? Оказалось, что продавец торговал нутриями. Пришлось извиняться. В дальнейшем узнал, что мясо этих животных обладает великолепными вкусовыми качествами, многие даже напрямую заказывают у фермера, не рассчитывая увидеть на рынке. А вообще для того, чтобы не ошибиться и не купить тушку другого животного, проверяйте заднюю лапку. Её оставляют опушенной и не удаляют для пущего доказательства.

Грызуны. Зайцеобразные.. Царство ЖИВОТНЫЕ Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Тип ХОРДОВЫЕ Подтип ПОЗВОНОЧНЫЕ Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Подкласс ПЛАЦЕНТАРНЫЕ Отряд Грызуны. – презентация

1 Грызуны. Зайцеобразные.

2 Царство ЖИВОТНЫЕ Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ Тип ХОРДОВЫЕ Подтип ПОЗВОНОЧНЫЕ Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ Подкласс ПЛАЦЕНТАРНЫЕ Отряд Грызуны. Отряд Зайцеобразные

3 Грызуны наиболее многочисленный по числу видов и особей отряд млекопитающих. По данным разных авторов, известно от 2,5 до 3 тысяч видов. Итак, в отряд грызунов объединяются животные, имеющие своеобразную зубную систему. Рассмотрите череп грызуна. Определите, какие зубы у них отсутствуют.череп грызуна. Главные зубы грызунов резцы непрерывно стираются, но и непрерывно растут.

Если заяц или белка почему-то станут питаться только мягкой пищей, грызущие зубы вырастут настолько, что вылезут изо рта. Губы у грызунов раздвоены спереди и очень подвижны. Питаются грызуны главным образом растительными кореньями, листья­ми, цветами, плодами, овощами и др. Некоторые грызуны едят не только растительную, но и животную пищу.

А наших домашних грызунов крыс и мышей можно считать всеядными животными. Многие грызуны живут парами, другие семействами, некоторые соеди­няются в многочисленные общества. Грызуны очень плодовиты. У некоторых из них детеныши рождаются по нескольку раз в год.

Точными наблюдениями установлено, что от одной пары полевок в течение года может вывестись несколько поколений, а общее число потомков в первый год может достигнуть 400 штук.

4

5

6 Главным характеризующим отличием зубов у грызунов являются увеличенные передние зубы, как в верхнем ряду, так и в нижнем. Резцы грызунов постоянно растут и самозатачиваются. У грызунов отсутствуют клыки. У грызунов различных видов бывает от 18 до 22 зубов.

  • 7 семейство беличьи, в том числе белка и сурок семейство бобровые
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13

14 В водоёмах с изменяющимся уровнем воды, а также на мелких ручьях и речках, семьи бобров строят свои знаменитые плотины (запруды).

Плотины устраиваются ниже бобрового городка из стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом, кусками сплавины и другими материалами, которые бобры приносят в зубах или передних лапах. Обычная длина плотины 2030 м, ширина в основании 4 6 м; высота может достигать 4,8 м, хотя обычно 2 м.

В среднем на постройку 10 м плотины, у бобровой семьи уходит примерно неделя. Бобры тщательно следят за сохранностью плотины и латают её в случае течи.

15

16

17 Влияние бобров на экологию Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяется многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц.

Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы.

Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил. В то же время бобровые запруды способны причинять вред человеческим постройкам.

Известны случаи, когда устроенные бобрами разливы затапливали и размывали улицы и железнодорожное полотно и даже служили причиной крушений

  1. 18
  2. 19
  3. 20
  4. 21
  5. 22
  6. 23
  7. 24 Отряд:Грызуны Подотряд:Дикобраз ообразные Семейство:Нутриев ые Род:Нутрии Вид:Нутрия
  8. 25
  9. 26
  10. 27
  11. 28 В отряде зайцеобразных два семейства – пищуховые и зайцевые, к которому относятся и кролики. Зайцеобразные распространены в почти всех частях света

29 Зайцеобразные звери небольшого размера, с коротким хвостом, либо он отсутствует вовсе. Их зубы имеют некоторое сходство с зубами грызунов. Питание зайцеобразных растительное, в том числе травы, корешки, ветки и кора. Многие виды отличаются чрезвычайно высокой плодовитостью.

30 От грызунов зайцеобразные принципиально отличаются тем, что в верхней челюсти у них не одна, а две пары резцов. Вторая пара резцов у зайцеобразных развита слабее и располагается позади основной пары; вершины их далеко не доходят до вершин основных (передних) резцов. Кроме того, костное нёбо у зайцеобразных устроено очень своеобразно.

Оно имеет вид узкого поперечного мостика между левым и правым рядом коренных зубов. В отличие от зайцеобразных, у грызунов костное нёбо представляет сплошную площадку, доходящую впереди до резцов. Есть существенные отличия в организации желудка.

У зайцеобразных он состоит из двух отделов, в одном из которых происходит бактериальное брожение пищи, в другом, ближнем к выходу кишки, пища переваривается пепсином. Основное сходство зайцеобразных и грызунов состоит в том, что у них отсутствуют клыки, а резцы и коренные зубы отделены широким, лишенным зубов пространством диастемой.

Зубы у зайцеобразных лишены закрытых корней и постоянно растут, что связано с быстрым снашиванием их коронок.

  • 31
  • 32
  • 33
  • 34 Признакирусакбеляк Шерстяной покров (зимой) Окраска шерсти светлая, но не белоснежная Белый кончики ушей черные размеры Длина до 75 см, вес 5-6 кг, крупнее беляка Мельче зайца- русака Строение лап Лапы более узкие, чем у беляка Лапы широкие с густым опушением Места обитания Предпочитает открытые пространства Лесные ландшафты Питание в зимних условиях Предпочитает выкапывать засохшую траву Предпочитают обгладывать молодые веточки и кору деревьев Количество зайчат в одном помете Рождается 1-2 зайчонка Рождается от 2 до 5 зайчат
  • 35
  • 36

37 1. Кто из перечисленных животных не относится к грызунам: а) заяц;б) хомяк;в) мышь.

38 2. У зайцеобразных резцы при питании грубой растительной пищей не уменьшаются в размерах потому что: а) они покрыты толстым и прочным слоем эмали; б) резцы не имеют корней, и они растут постоянно; в) от растительной пищи они не могут стачиваться.

39 3. Сколько резцов у грызунов и зайцеобразных: а) 2;б) 4;в) 6.

40 4. У зайцеобразных отсутствуют: а) резцы; б) клыки; в) коренные зубы.

41 5. У грызунов очень длинный кишечник т.к. они: а) очень плодовиты; б) питаются грубой растительной пищей; в) питаются преимущественно насекомыми; г) поедают червей.

42 6. За короткое время численность кроликов может быстро возрасти т.к. они: а) очень плодовитыв) всеядны; б) живут в норах; г) имеют ценный мех.

43 7. К зайцеобразным относятся: а) пищуха; б) ежик; в) хомяк; г) крыса.

44 1-а, 2-б, 3-б, 4-б, 5-б, 6-а, 7-а

45 продолжить заполнение таблицы «Отряды млекопитающих», подготовить сообщения.

Ссылка на основную публикацию