Память и мышление, биология

Слайд 1 Память и мышление, Биология Текст слайда:

ПАМЯТЬ. МЫШЛЕНИЕ.

Слайд 2 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Значение памяти

Процесс запоминания связан со специфической обработкой поступающей в ЦНС сенсорной информации, в результате чего возникает возможность хранить информацию о бывших событиях и в будущем использовать ее для формирования поведенческих реакций. Комплекс структурно-функциональных изменений в ЦНС, который возникает в процессе обучения (запоминания) получил название энграмм.

Слайд 3 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Память

Любой процесс обучения напрямую связан с памятью.Можно выделить четыре основных процесса характеризующих память: а) запечатление; б) сохранение, консолидация памяти; в) извлечение; г) воспроизведение.

Слайд 4 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Виды памяти

В зависимости от условий, при которых происходит накопление информации, можно выделить следующие виды памяти: а) образная, б) эмоциональная, в) словесно-логическая.

Образная память определяется активностью зритель-ного анализатора, а формирование ее связано главным образом с функцией правого полушария.

Эмоциональную память отличают следы о событиях, сопровождавшихся проявлением соответствующих эмоций (как правило, такие следы формируются достаточно быстро и являются прочными). В основе словесно-логической памяти лежит речь, а обусловлен этот вид памяти функцией преимущественно левого полушария.

Слайд 5 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Виды памяти

Когнитивная память – хранит информацию, связанную с навыками и неассоциативного научения.Декларативная память – хранит факты (семантические знания) и опыт (эпизодическую память) и сознательно их представляет.Об этой классификации разновидностей памяти лучше знают психологи.

Слайд 6 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Наиболее важные центры коры левого полушария

В процессах формирования памяти принимают участие наряду с сенсорными структурами ЦНС и другие отделы мозга: особенно значительна роль гиппокампа, миндалины, теменно-височной и лобной долей коры больших полушарий.

Слайд 7 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Виды памяти

По времени сохранения (запоминания) памяти можно выделить два ее вида: кратковременную и долговременную. Но по тем физиологическим процессам, которые происходят в период формирования их можно выделить еще: у кратковременной памяти сенсорную и ближайшую, а у долговременной – промежуточную. Все они в своей основе имеют различные механизмы в нейронных структурах мозга.

Слайд 8 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Сенсорная память

Физиологической основой сенсорной памяти являются те ионные сдвиги и следы их, которые возникают в мембранах цепочки возбуждающихся сенсорных нейронов при действии на рецептор соответствующего раздражителя.

Сенсорная память может сохраняться от нескольких мс до 500 мс (в разных сенсорных системах различное время).

Так, наличие такой памяти у зрительного анализатора является основой кино, когда раздельные на пленке кадры на экране создают эффект непрерывности.

Слайд 9 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Ближайшая и кратковременная память

Хорошим примером ближайшей памяти является способность запомнить на короткое время (секунды) несвязанную информацию в виде семи-, десятизначного числа обозначающего номер телефона.

Ближайшая и более продолжительная (до 10-30 мин) кратковременная память обусловлены повторением прохождения импульсных потоков по нейронным цепям. Информация из ближайшей памяти извлекается очень быстро.

Но если хранящаяся в такой памяти информация не передается дальше, то она быстро “стирается”.

Слайд 10 Память и мышление, Биология Текст слайда:

Кратковременная память

При этом в мозге обнаружены нейроны активирующиеся повторно через определенные временные интервалы (реверберация нейронных потоков). Такие цепи обнаружены в гиппокампе, в теменно-таламических отделах и лобной коре. Большое значение для такой реверберации принадлежит тормозным нейронам – они «не выпускают» ПД к другим нейронам. Возникает своеобразная «ловушка».

Слайд 11 Текст слайда:

Истинная память (долговременная)

Для перехода информации в долговременную память необходима оценка ее значимости для организма. Характерной особенностью долговременной памяти является структурные перестройки, которые обеспечивают и функциональные изменения. В основе их лежит: а) активация в нейронах биосинтеза новых белковых молекул, нейропептидов, б) изменение синапсов и даже образование новых.

Слайд 12 Текст слайда:

Структурные перестройки синапсов

Происходящие структурные перестройки синапсов заключаются в: а) увеличении количества пузырьков с медиаторами, б) увеличении разнообразия медиаторов, г) увеличение площади синаптических мембран, д) увеличении рецепторных структур и каналов на синаптических мембранах, д) формировании новых синапсов.(См. рис. далее)

Слайд 13 Текст слайда:

Молекулярные перестройки синапсов (долговременная память)

Слайд 14 Текст слайда:

Трансформация различных видов памяти

Рис.: Динамикапроцессов, обеспечивающих различные виды памяти и ее использование.

Слайд 15 Текст слайда:

МЫШЛЕНИЕ

Мыслительные возможности мозга являются наиболее отличительной чертой человека. Они формируются в процессе развития (тренировки функциями).Если это не происходит, то мозг не разовьется – Маугли не бывает!!!

Рис. Зоны мозга, обеспечивающие процессы мышления.

Слайд 16 Текст слайда:

Память и интеллект

Несомненно, без способности запоминать новое, и вспоминать уже хранящееся в памяти, процесс мышления невозможен.

Однако не следует переоценивать и проводить параллель между способностью запоминать информацию и интеллектуальными способностями человека.

Так, имеются наблюдения о том, что в отдельных случаях гипермнезии (необычайно хорошая память, которая чаще всего механическая) может сочетаться со слабоумием.

Слайд 17 Текст слайда:

Физиология мышления

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (внешнего и внутреннего мира), в результате которого значительно улучшается взаимодействие организма с реальной действительностью. Для мышления характерна эвристичность (новизна)!

Слайд 18 Текст слайда:

Содержание процесса мышления

Процессы мышления включают наиболее сложные формы аналитико-синтетической деятельности мозга. Многие из них человек и не осознает (например – интуиция).

Осознанию поддается в основном та часть происходящих в мозге процессов, которая проявляется благодаря использованию “внутренней” или “озвученной” речи.

Таким образом, язык для человека является одним из основных средств выражения мысли.Но абсолютно идентифицировать мысль и слово не стоит !

Слайд 19 Текст слайда:

Нейронные процессы и мышление

Для осуществления мыслительной деятельности используются все предыдущие более “простые” (врожденные) процессы. Использование всего этого комплекса дает возможность перейти к новому уровню функционирования мозга, обеспечивающему рассудочный тип познавательной деятельности и осознанной организации поведения.

Слайд 20 Текст слайда:

Виды мышления

Элементарное (конкретное) мышление, заключающееся в обеспечение первой сигнальной системой адекватного поведения на удовлетворение биологических потребностей.

Абстрактное мышление развивается у человека главным образом на основе становления второй сигнальной системы. Этот тип мышления у высокоорганизованных животных имеется лишь в зачаточной форме.

Словесно-логическое мышление, основанное на рассуждениях, включающих последовательный ряд логических звеньев. Эта форма мышления присуща только человеку.

Слайд 21 Текст слайда:

Мышление и речь

Основным признаком мышления является способность на основе анализа реальной действительности выводить определенные законы, использовать их не только для организации своего поведения, но и передавать другим людям.

За счет последней особенности можно говорить о мышлении не только как о функции индивидуального мозга, но и как бы об объединенном мозге человечества! Для этого мозг человека имеет два основных центра речи и два вспомогательных – центры чтения и письма.

Слайд 22 Текст слайда:

Центры речи

а – зона Брока, б – зона Вернике, в – центр чтения,г – центр письма.

Слайд 23 Текст слайда:

Слово!

Словесная сигнализация с одной стороны позволила с помощью звука передавать информацию на расстояние причем целенаправленно именно тому субъекту, которому она предназначена. Показательно, что письменность появилась позднее в различных регионах мира и в столь разнообразной форме, поэтому о происхождении ее от одного общего источника говорить едва ли стоит.

Слайд 24 Текст слайда:

Предшественники мышления и речи

При формировании функций мозга, связанных с речью, являются те базовые механизмы, которые определяют способность мозга человека к образованию условных рефлексов высоких уровней, формирующихся на базе хорошо закрепленных предыдущих условных рефлексов. Другой основой является “предшественник” речи в виде звуков, сопровождающих такую функцию ЦНС, как эмоции, одно из функций которых – сигнальная.

Слайд 25 Текст слайда:

Отличия мозга чел., определившие мышление

Относительная масса (к массе тела) конечного мозга у человека самая большая: масса мозга взрослого человека от 750 до 1500 г, что составляет около 1,5% массы тела. Еще большее развитие у человека получило серое вещество коры больших полушарий, которому стало настолько “тесно”, что оно вынуждено глубоко заходить внутрь белого вещества, образуя борозды и извилины.

Слайд 26 Текст слайда:

И, наконец, самое важное то, что у человека наибольшее развитие в конечном мозге получили области, именуемые ассоциативными: лобная и теменная доли с прилежащими к последней отделами височной и затылочной.

У человека эти области (филогенетически новые образования коры больших полушарий) составляют около 50% всей коры и около 70% неокортекса. Именно в них локализуются корковые структуры, связанные с речью а значит и с мышлением. У прародителей человека мозг, указанной выше массы, возник примерно 200.

000 лет назад. Но мышление возникло скорее всего лишь около 50.000-60.0000 лет назад (Библейский АДАМ!).

Слайд 27 Текст слайда:

Развитие мозга

Рост и анатомическое развитие мозга заканчивается после периода полового созревания. У женщин наибольшей массы мозг достигает к 18-20 годам, а у мужчин рост его может продолжаться до 25-28 лет.

Особенно медленно у мальчиков развивается левое (речевое) полушарие, что объясняют начальной задержкой его развития во внутриутробном периоде под влиянием появляющегося тестостерона.

Происходит и возрастное развитие центров коры больших полушарий, которые связаны с рассудочным мышлением, речью. Дело в том, что те отделы правого полушария, которые в левом ведают речью, специализируются на более качественной переработке неречевой информации.

В частности в них происходит четкое осознание пространственного местоположения отдельных частей тела. Нужно учитывать, что такое формирование данной системы правого и левого полушарий завершается к 10-ти летнему возрасту.

Слайд 28 Текст слайда:

Ассоциативные зоны

Ассоциативные области коры, как бы «освобождены» от анализа конкретной сенсорной информации и регуляции как бы «примитивных» функций и поэтому могут выполнять интеграционную функцию, имея возможность обеспечить высшие функции мозга, которые можно объединить под общим понятием рассудочная деятельность.

Слайд 29 Текст слайда:

Позит- ронно – эмисси- онное иссле- дование мозга человека

Картирование областей мозга, которые активны в процессах выполнения различных речевых функций: А – при восприятии речи на слух, Б – при чтении, В – при произношении слов, Г – при словообразовании.

Читайте также:  Сперматогенез - биология

Слайд 30 Текст слайда:

Левое полушарие и речь

Все указанные отделы центра речи у большинства людей располагаются в левом полушарии. Левополушарное расположение центров речи наблюдается у 95% правшей и 70% левшей.

В отличие от этого у 15% левшей центр речи находится в правом полушарии. У остальных правшей и левшей речь контролируется из обоих полушарий мозга. Лево- и праворукость являются генетически обусловленными признаками.

У 15% левшей центры речи в правом полушарии.ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШЕЙ ОПАСНО!

Слайд 31 Текст слайда:

Взаимосвязь центров речи

Центр Вернике – центр Брока – прецентральная извилина.Так как для произношения звуков необходимо согласование движений многих мышц глотки и ротовой полости со скоростью и продолжительностью движения выдыхаемого воздуха, поэтому импульсы из прецентральной извилины передаются в оба полушария к мотонейронам, иннервирующим указанные мышцы.

Слайд 32 Текст слайда:

Вокализация

Тема 7. Понятие и виды памяти. Мышление. Внимание

Память — это сложный психический процесс воссоздания прошлого опыта человека посредством его запо­минания, хранения и повторения.

Запоминание предмета или явления происходит бла­годаря ассоциации, т.е. человек, для того чтобы что-то запомнить, связывает запоминаемое с уже извес­тным, образуя ассоциацию. Выделяют два вида ассоциаций: сложные и простые.

Ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству — это простые ассоциации.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные между собой во времени и пространстве. Дан­ная ассоциация возникает тогда, когда при упоминании од­ного явления вспоминается другое, следующее за ним.

Ассоциации по контрасту объединяют два противо­положных явления.

Ассоциации по сходству объединяют два явления, ко­торые имеют схожие свойства. При воспроизведении од­ного явления вспоминается другое.

Основу знаний человека составляют сложные ассоциа­ции — смысловые. В них объединяются два явления, кото­рые в действительности неизменно связаны между собой: часть и целое и т.д.

Выделяют четыре вида памяти в зависимости от со­держания запоминаемого: двигательная, словесная, эмоциональная, образная.

Двигательная память — воспроизведение человеком движений. Такая память лежит в основе выработанных дви­гательных навыков.

  • Словесная память — запоминание, хранение, а впос­ледствии повторение услышанного или же прочитанного материала в словесной форме.
  • Эмоциональная память хранит чувства, пережитые человеком.
  • Образная память позволяет запоминать, а впослед­ствии воспроизводить обстановку, лица, запахи, картины природы и др.
  • По продолжительности сохранения материала выделя­ют кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память используется, когда мате­риал запоминается человеком на непродолжительный от­резок времени с целью его вспомнить, а дальнейшее его сохранение считается лишним. Например, перед экзаменом или уроком учащиеся выучивают материал, а после его вос­произведения моментально забывают.

Долговременная память используется тогда, когда но­вый материал нужно запомнить на продолжительное время. Как правило, такой материал является для человека значи­мым.

Кратковременная память может трансформироваться в долговременную. Это происходит тогда, когда человек пользуется одним и тем же материалом постоянно.

Напри­мер, незначимый для человека номер телефона запомнится в памяти на долгое время, если им постоянно пользоваться.

Основные процессы памяти — запоминание, со­хранение и последующее воспроизведение инфор­мации.

Запоминание — процесс, направленный на хранение полученной информации, этот процесс служит предпосыл­кой сохранения.

  1. Сохранение — процесс усвоения, переработки получен­ной информации, а также овладение ею.
  2. Воспроизведение — процесс последующего воссозда­ния полученного материала.
  3. В зависимости от наличия или отсутствия цели у субъек­та запоминание может быть непроизвольным и произволь­ным.

Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, который происходит непосредственно. Человек не ставит перед собой цель запомнить материал. Запоминание про­исходит само по себе. Продуктивно запоминаются собы­тия личной жизни, которые произвели на человека сильное впечатление. Особенно непроизвольно запоминается то, что имеет непрерывную связь с целью деятельности.

Произвольное запоминание характеризуется сознатель­ной целью — усвоить, запомнить полученную информацию.

Человек прибегает к специальным приемам, обеспечиваю­щим запоминание: заучивает материал, прикладывает воле­вые усилия.

Сохранение полученного материала зависит от того, понял, осмыслил ли его субъект. Осмысленная инфор­мация, а также значимая для субъекта информация не забы­ваются.

  • Мышление — это процесс мыслительной деятельности человека, благодаря которому происходит углубление четких знаний человека о предмете и явлении и обоб­щенное отражение их в действительности.
  • Выделяют следующие операции мышления:
  • – анализ — это деление целого объекта на части;

– синтез — это соединение частей объекта, его эле­ментов, свойств и т.д.;

Память и мышление, Биология

  1. – сравнение — это нахождение тождества или разли­чия при сопоставлении предметов, явлений, их свойств;
  2. – систематизация — это классификация предметов или явлений по малозначительным признакам;
  3. – конкретизация — это познание и воссоздание целос­тного объекта в совокупности его существенных признаков;
  4. – абстрагирование — это выделение отдельных суще­ственных свойств, признаков предмета от несуще­ственных;
  5. – обобщение — это сравнение предметов и нахожде­ние в них сходных элементов.
  6. Формы мышления:
  7. – понятие — это знание группы предметов, явлений, которые объединены по существенным признакам;
  8. – суждение — это отражение связи между предмета­ми и явлениями или между их признаками и свойства­ми;
  9. – умозаключение — это определенные выводы, кото­рые делает человек при наличии у него конкретных данных.
  10. Виды мышления:
  11. – наглядно-действенное осуществляется путем реаль­ного действия с предметами;
  12. – наглядно-образное характеризуется тем, что для ре­шения поставленной задачи человек оперирует не самими предметами, а их образами;
  13. – абстрактно-логическое осуществляется на основе логических рассуждений.
  14. Внимание — это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, который имеет для него значе­ние в данный момент.
  15. Виды внимания:
  16. – непроизвольное характеризуется отсутствием стой­кого интереса для выполнения какой-либо деятель­ности;
  17. – произвольное характеризуется наличием стойкого интереса к выполнению какой-либо деятельности, а также и к процессу его выполнения;
  18. – послепроизвольное — это вид внимания, при кото­ром происходит сосредоточение на определенном объекте, имеющем значение для личности.
  19. Свойства внимания:
  20. – объем — измеряется количеством объектов, кото­рые человек способен охватить вниманием в опре­деленный период времени;
  21. – распределение — это способность человека охва­тить и удержать в центре внимания разнородные объекты одновременно;
  22. – концентрация — сосредоточение внимания на опре­деленном объекте;
  23. – устойчивость — акцентирование внимания на одном объекте продолжительное время;
  24. – переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  25. – рассеянность — неспособность человека акценти­ровать свое внимание на каком-либо объекте или действии длительное время.

Как работает Ваша память (физиологические механизмы)… / Психология осознанной самореализации / Блоги / Личное развитие и самореализация

Память и мышление, Биология

Человек, как наиболее сложный организм на нашей планете, обладает рядом когнитивных, высших функций. К наиболее важным можно отнести восприятие, мышление, речь, воображение. Они позволяют нам взаимодействовать друг с другом и с миром, развиваться и достигать успеха, действовать и творить, обмениваться информацией и влиять. Но одна из функций является связующей и поэтому, на мой взгляд, наиболее значимой – это память.

Ее важность связана с тем, что, во-первых, именно память делает человека из индивида («одно из») в уникальную индивидуальность («единственного»). Ведь только накапливая опыт, сохраняя его в памяти, человек приобретает своеобразные, свойственные только ему черты, характер и поведение.

А во-вторых, память связывает прошлое человека с его будущим. Ведь мы принимаем решения, ставит новые цели, достигаем успеха, во многом с помощью нашего прошлого опыта. Т.е. сохраненная в памяти информация влияет на то, что мы будем делать в будущем, кем можем стать.

И в-третьих, память является промежуточным звеном между перцептивными (ощущениями, восприятием) и интеллектуальными (мышление, воображение, речь) функциями. Она является неким буфером, в который попадает воспринимаемая информация, и из которой берутся знания для обработки, принятия решений, постановки целей и создания изменений, как в самом человеке, так и в его окружении.

Поэтому в данной статье я наиболее подробно рассмотрю память с разных сторон и особенно затрону внутренние, физиологические механизмы ее функционирования для того, чтобы стало более понятно, как она работает и как влияет на нашу жизнь.

Понятие памяти

Итак, для начала разберемся с основными характеристиками памяти.

Память – это свойство нервной системы, позволяющее сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также воспроизводить и забывать эту информацию [1].

Память формируется под влиянием внешних факторов: воздействий, событий, образования, воспитания, культуры. Но вся воспринимаемая информация проходит фильтрацию и обработку через волю и сознание человека. В результате в память попадает только то, что человеку действительно нужно и важно сейчас, и что может надолго в ней остаться.

От памяти зависят способности человека к обучению, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Если бы не было памяти, то человек каждый раз видя предмет, заново изучал его, т.к. не запомнил результатов своих исследований в прошлый раз.

Также память участвует в прогнозировании будущего и воображении несуществующего. Это можно сравнить с «нарезанием» воспоминаний, перетасовкой фрагментов и их склеиванием.

И еще память необходима для самоидентификации индивидуума. С ее помощью человек может изучить самого себя, своё поведение, обнаружить свои сильные и слабые стороны. Это помогает человеку найти свой жизненный путь, свою профессиональную сферу, в которой он будет наиболее успешен.

По своему содержанию различают следующие виды памяти:

1. Наглядно-образная. Хранит информацию в виде визуальных образов.

2. Эмоциональная. Хранит воспоминания о событиях, вызвавших яркие положительные или отрицательные эмоции.

3. Двигательная. Хранит моторные навыки, отвечающие за ходьбу, мимику, ловкость, точность движений.

4. Словесно-логическая. Хранит языковые структуры, используемые в речи: слова, числа, знаки, предложения, тексты.

Память в разных научных дисциплинах

До сих пор не существует единой теории памяти. Её активно изучают в разных областях науки – психологии, биологии, физиологии, медицине, педагогике, технике. И в каждой из них её трактовка и объяснение отличается.

Так, в биологии и анатомии, память – это сложный физиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта [5]. Биологи изучают анатомические и возрастные особенности памяти, различные расстройства памяти (амнезия, влияние алкоголя, наркотиков и т.п.) и способы ее улучшения (витамины, лекарства).

Читайте также:  Живые тела, или организмы, в природе - биология

В психологии, память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации [3]. Эта область считается самой древней, которая изучает память.

Наиболее популярными направлениями считаются ассоциативная психология и гештальт-психология. Психологи активно исследуют психологические факторы, влияющие на память (беспокойство, стресс, депрессия и т.п.

), а также ищут способы лучшего запоминания информации (мнемотехники) в разном возрасте.

В медицине, память – это общебиологическое свойство фиксации, хранения и извлечения информации, являющееся одной из высших функций мозга [2]. Основной упор исследований в этой области делается на различные травмы и болезни, приводящие к нарушению работы памяти (сотрясение мозга, болезнь Альцгеймера…), и поиску способов их лечения, как медикаментозные, так и хирургические.

В педагогике, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта [6]. Педагоги ищут наиболее эффективные методы для обучения человека начиная с 1 года, когда у ребенка начинает развиваться речь. Также в этой области производятся исследования влияния возрастных изменений на процесс обучения и определение наилучших методов для каждой возрастной категории.

В истории – это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов и легенд [4]. М.

Хальбвакс понимает память не как сумму воспоминаний отдельных людей, а как некое коллективное, культурное произведение, развивающееся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневные жизненные практики и общественные институты.

В аналогичной интерпретации можно понимать концепцию К. Юнга о коллективном бессознательном, как памяти группы людей обусловленной общей для них культурой и бытом.

В технических науках, кибернетике и информатике, память – это физическое устройство хранения информации, зависящее или нет от наличия электроэнергии, позволяющее записывать и читать информацию [11]. Главная задача в данной области – это увеличение объема физических носителей и увеличение скорости операций записи и чтения.

Наиболее углубленные исследования проводятся в нейрофизиологии, к которым подключилась биохимия. Рассмотрим подробнее понятие памяти и результаты исследований в этих областях.

Механизмы памяти

Физические основы памяти интересовали ученых очень давно. Но только в 20 веке, в связи с научно-техническим прогрессом, появлением новых инструментов, исследований и теорий, стало формироваться современное, более ясное представление о том, как работает память человека и животных. Хотя, как было сказано ранее, единой теории памяти до сих пор не создано.

Так, в 1950-х года канадский нейрофизиолог У. Пенфилд, изучая эпилепсию, доказал, что высшие мыслительные функции человека, включая память, осуществляются в коре головного мозга, которая имеет толщину всего 3 мм [7].

Далее, эксперименты американца К. Лэшли в начале 1960-х годов показали, что в коре нет определенных областей, где сохраняется информация, а она как бы «дублируется» по всему объему коры головного мозга.

Позднее было установлено, что анатомически память находится не только в коре головного мозга, но еще в лимбической системе и мозжечке [3].

А основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе – парной извилине в основании височной доли.

Он служит неким “фильтром”, пропускающим действительно важную информацию из кратковременной памяти в долговременную [7].

В гиппокампе содержится большое количество ацетилхолина – основного нейромедиатора, участвующего в переносе импульсов при запоминании. Его роль можно сравнить с бензином для автомобиля. Недостаток ацетилхолина (например, при болезни Альцгеймера) приводит к существенному ухудшению памяти, особенно кратковременной.

Далее было установлено, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя электро-химический след [10]. Он облегчают вторичное прохождение импульса по «знакомому» пути (как протоптанная тропинка в лесу).

Исследования этих процессов привели к выводу, что память возникает вследствие возникновения физических, химических и морфологических изменений в нервной системе, названных энграммами [2].

Они оказывают влияние на рефлекторную деятельность, позволяют организму адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и ко всему разнообразию действующих раздражителей. Т.е.

формируют индивидуальность организма.

Еще в 1950-х годах, шведский биохимик Г. Хиден установил, что долгосрочная память формируется при повышении содержания РНК в ядре нейронов [10]. Так, при обучении определенным навыкам повышается содержание РНК в нейронах соответствующих нервных центров. Т.е.

главными нейрохимическими субстратами памяти являются молекулы РНК, в которых кодируется информация, после чего они становятся более чувствительны к определенным импульсам (резонирует, узнает его). Это, в свою очередь, приводит к изменению протекающих в нейронах процессов возбуждения и торможения.

Поэтому РНК считается основой онтогенетической, индивидуальной памяти, в отличие от ДНК – филогенетической, наследственной памяти.

В 1980-х годах физиологи Р. Галамбос и А. И. Ройтбак также установили участие глиальных клеток (олигодендроцитов) в формировании долгосрочной памяти. При обучении в них усиливается синтез миелина, окутывающий отростки нейронов, тем самым увеличивая их проводимость, что повышает скорость передачи импульсов между нейронами.

В 2000 году американские биохимики Джерри Йину и Тиму Талли установили, что за образование долговременной памяти ответственен белок под названием CREB.

И в том же году американцы Пол Грингард и Эрик Кендел и швед Арвид Карлссон получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования механизмов медленной синаптической передачи нервных импульсов.

Им удалось окончательно подтвердить, что память большинства живых существ работает благодаря действию так называемых нейротрансмиттеров – особых веществ, изменение концентрации которых в синапсах приводит к образованию несущего информацию импульса.

В отличие от быстрых эффектов нейромедиаторов, действие нейротрансмиттеров – дофамина, норадреналина и серотонина, развивается за секунды и даже часы. Данные вещества часто вовлечены не в передачу быстрых сигналов для движения или речи, а в “оркестровку” сложных состояний нервной системы – воспоминаний, эмоций, настроений.

Было выделено несколько этапов формирования памяти: мгновенная память, кратковременная и долговременная [2].

Мгновенная (иконическая) память заключается в изменении чувствительности рецепторов сенсорных систем. Такие изменения имеют высокую информативность, полноту признаков и свойств действующего раздражителя. Но они быстро угасают, если не подкрепляются повторным или продолжающимся воздействием.

Механизм работы мгновенной памяти заключается в следующем. При воздействии на рецепторы в них возникает электрический потенциал, приводящий к изменению их чувствительности.

А после прекращения воздействия этот потенциал угасает не мгновенно, а в течение 100-150 мс – последействие.

При этом до полного угасания он оказывает влияние на восприятие последующих воздействий, а следовательно и на возникающую реакцию.

При дальнейшем действии раздражителя возникает кратковременная память. За ее работу отвечают лобные доли головного мозга. Она обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций.

В основе кратковременной памяти лежит повторная многократная циркуляция нервных импульсов по круговым замкнутым цепям нейронов либо по нейрону, аксон которого замыкается на его же соме или дендрите – реверберацией возбуждения [8].

В результате многократного прохождения импульсов по этим кольцевым структурам нейроны самозаряжаются и постепенно образуются временные (обратимые) энграммы, являющиеся основой для последующего формирования долговременной памяти.

Причем в этих кольцевых структурах могут участвовать как возбуждающие, так и тормозящие нейроны.

Реверберация может возникать как внутри коры головного мозга, так и между корой и подкорковыми образованиями (например, таламокортикальные нервные круги), содержащими как сенсорные, так и гностические (обучаемые, распознающие) нервные клетки.

При продолжающемся или повторяющемся воздействии раздражителя (обучении) информация о нём переходит из краткосрочной памяти в долгосрочную – консолидируется [2].

Долгосрочной память становится в результате возникновения стойких изменений синаптической проводимости, а также химических и структурных изменений нейронов.

Стойкость этих изменений обусловлена сложными химическими процессами синтеза белковых молекул в нейронах, предназначенных для необратимой фиксации структуры нейросетей, сформированных на этапе кратковременной памяти (фиксации реверберирующих кругов) [9].

Подобные процессы приводят к облегчению передачи импульсов по синаптическим структурам, повышению чувствительности постсинаптических мембран (долговременная потенциация), изменению белкового субстрата нейронов и другим изменениям, которые сохраняются в организме очень долго.

Можно сказать, что в долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а стратегическое значение для достижения жизненно важных целей. Запоминание любого материала – это продукт предшествующего действия и условие, средство осуществления последующего.

Также было обнаружено, что в процессе воспроизведения информации (вспоминании), в мозге (памяти) происходят аналогичные процессы, что и при первичном запоминании [7]. Такой процесс называется реконсолидацией. Он позволяет укрепить в долговременной памяти важную информацию, к которой человек часто обращается. Как говорится: «Повторение – мать учения».

Несмотря на различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе много общего. Их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

  • Таким образом, к общим нейрофизиологическим и биохимическим механизмам работы памяти можно отнести:
  • – формирование новых синоптических связей (нейросетей);
  • – образование замкнутых колец нейронов (реверберирующих кругов);
  • – миелинизацию нервных отростков (повышение их проводимости);
  • – изменение белкового состава и метаболизма нейронов.

Важно добавить, что память действует по принципу индукции – от общего к частному. Она создает изменения по цепочке: организм – орган – клетка. Это говорит о том, что память определяется деятельностью человека и влияет на весь организм.

Так, доказано, что насыщенная событиями окружающая среда приводит к увеличению объема и вес коры головного мозга за счет увеличения содержания РНК, образования нейросетей и повышения количества ацетилхолина, т.е. память имеет массу [10].

Заключение

Таким образом, можно сказать, что память – это один из главнейших компонентов личности, определяющий ее индивидуальность и уникальность.

Без памяти не существовало бы других высших функций: мышления, речи, воображения, для которых она является базовым носителем, хранящим используемый ими материал (информацию, знания, опыт).

Читайте также:  Класс Насекомые. Общая характеристика, строение, размножение, разнообразие и значение Насекомых

Лично я считаю, что ученым нужно максимально сконцентрироваться на исследовании памяти и построить завершенную, доказанную, наглядную теорию всех механизмов её работы. А также нужно разработать технологии для управления всеми процессами памяти.

Это позволит перейти человечеству на новый уровень развития, ведь тогда человек сможет существенно развить свой интеллектуальный потенциал мозга, который сейчас используется относительно мало.

И тогда каждый человек стал бы более успешен, быстрее достигал личных целей и приносил больше пользы другим людям и нашему миру, что, на мой взгляд является смыслом жизни, тем, ради чего мы и появились.

Список литературы

1. Каменская М.А, Каменский А.А. Основы нейробиологии. – М.: Дрофа, 2014. – 365 с.

2. Покровский В.М., Коротько Г.Ф.  Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

3. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учебное пособие. – М.: Флинт, 2012. – 221 с.

4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.

5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Учебник — М.: Просвещение, 2010. — 255 с.

6. Дуткевич Т.В. Детская психология. Учебное пособие – Киев: Центр учебной литературы, 2012. – 424 с.

7. Анохин К.В. Как в мозгу “укладывается” память // «Эксперт». – №22, 11.06.2001.

8. Беритов И.С. Структура и функции коры большого мозга – М.: Наука, 1969. – 536 с.

9. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187.

10. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

11. Кушниренко А.Г. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.

Сергей Марченко

Память, её виды. Биологическое значение памяти

Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Память как единый процесс складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранение опыта и воспроизведение опыта.

Память – собирательный термин, обозначающий совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления опыта (воспринятого, пережитого или сделанного). 

Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева о происхождении психики, именно память, понятая как способность к элементарному науче­нию, является критерием возникновения психики в филогенезе.

Эта способность делает возможным приобретение тех способов поведения, которые не были запрограммированы генетически. Важнейшая особенность психики человека состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем.

Психическое развитие  человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем. Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация, полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.

Функции памяти.

  1. Функция приобретения, сохранения и использования личного опыта (развитие и научение);
  2. Присвоение, сохранение, использование и передачи общественно-исторического опыта;
  3. Память, как условие единства личного сознания или тождества личности.

Научение.Память позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Развитие.Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения –  это приобретённый или запечатленный в процессе индивидуальной жизни опыт, передаваемый по наследству.

  Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Виды памяти. Различают память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную).

Кроме того, выделяют и такие виды памяти, как образная (которая воспроизводит образ жизненно важного объекта, эмоциональную (когда аналогичная ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее в этой ситуации событий), словесно-логическую (она обусловлена развитием речи и свойственна только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.

Биологическая память – это способность живых существ воспринимая воздействие из вне закреплять, сохранять, а в последствии и воспроизводить, вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.

Различают три формы биологической памяти:

  1. Генетическая память. Представляет собой память биологического вида, носителем которой являются нуклеиновые кислоты, то есть ДНК и РНК, которые способны обеспечить стабильность хранения информации. Это та форма памяти, в которой локализована наследственная память клетки. Появляется первой в эволюционном развитии.
  2. Иммунологическая память. Она связана с генетической и состоит в способности иммунной системы после первой встречи с генетически чужеродными телами (антигенами), узнавать их при повторной встрече.
  3. Нейрологическая память. Или нервная память. Она возникает в процессе эволюции в связи с дифференцировкой нервной системы и оказывается наиболее сложно организованной. Нейрологическая память – это совокупность следов пройденного, определяющее поведение в наступающем настоящем. Эта память заключается в изменениях нервной системы, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на протекание будущих рефлекторных реакций. Комплекс таких структурно-функциональных изменений, включающих запечатление не только определенной внешней ситуации, но и субъективное отношение организма к ней, называется энграммой. Энграмма оказывается избыточной, поскольку используется весь приобретенный опыт и энграмма опирается на факторы, которые уже отсутствуют в настоящем времени, благодаря этому энграмма служит основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих ситуаций.

Память организована во времени и пространстве. Формирование и воспроизведение энграмм возможно при их временном свертывании на основе существования собственного времени мозга, в результате создается внутренний хронотип, то есть внутренний пространственно временной образ внешнего мира. В зависимости от механизмов, длительности хранения информации различают разные виды памяти.

Временная организация памяти:

Стимул Сенсорная память
(менее секунды)
Первичная память
(несколько сек)
Вторичная память
(минуты- годы)
Третичная память
Забывание Забывание  при замене старой информации    на новую (интерференция)
  • Забывание
  • использовании
  • при длительном
Забывание  не
происходит
Мгновенная Краткосрочная Долгосрочная

Сенсорная память – это первичные следовые процессы, которые длятся менее секунды, затем происходит забывание. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.

Этот вид памяти зависит от функционального состояния организма и обладает индивидуальными особенностями. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств. Наиболее длительно сохраняются зрительные образы.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации не воспроизводим.

Разновидностью сенсорной памяти является эйдетическая память – это такой вид памяти, при котором период сохранения зрительного образа составляет десятки минут.

Краткосрочная память забывание происходит при замене старой информации на новую, а если этого не происходит она переходит в долгосрочную память, то есть информация будет храниться в нервной системе уже длительное время.

Кратковременная память формируется на базе непосредственного отпечатка сенсорной информации. Обеспечивает удержание ограниченной части поступающих сигналов из внешней среды, позволяет воспроизводить какую-то часть предъявляемого материала и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации.

Долговременная память обеспечивает сохранение информации неограниченное время. В системе долговременной памяти, объем которой практически не ограничен, сохраняется огромное количество информации без ее искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться.

При переходе от краткосрочной к долгосрочной памяти происходит консолидация (упрочнение) энграммы и краткосрочная и долгосрочная память представляют собой единые звенья одного процесса.

Механизмы памяти:

Реверберационная теория  базировалась на существовании в структурах мозга замкнутых нейронных цепей. Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки.

Благодаря такой структуре нервных контактов, появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение.

Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной в долговременную память. Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов.

В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.

Биохимические исследования памяти опирались на предположение, что все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграмм можно представить в виде последовательности биохимических процессов. Опыты Г.

Хидена  показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти.

Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода.

Высказывалось даже предположение, что неспособность зрелых нейронов делиться имеет своей целью предотвратить разрушение приобретенной информации, хранящейся в ДНК нейрона.

Ссылка на основную публикацию