Биология 9 класс (Пасечник). Конспекты по учебнику. Цитаты использованы в учебных целях.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Электронная версия.
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов
Глава 2. Размножение и индивидуальное
развитие (онтогенез) организмов
§ 11. Формы размножения организмов.
Бесполое размножение. Митоз.
§ 12. Половое размножение. Мейоз.
§ 13. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
§ 14. Влияние факторов внешней среды на онтогенез
Выводы к Главе 2
Размножение — это всеобщее свойство живых организмов, заключающееся в воспроизведении себе подобных. Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться один от другого, но в основе любого типа размножения лежит деление клетки.
Митоз — это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот. Биологическое значение митоза заключается в воспроизводстве клеток с количественно и качественно одинаковой генетической информацией, что очень важно при осуществлении бесполого размножения. Митоз необходим для нормального роста и развития многоклеточного организма, процессов заживления повреждений.
Мейоз — это особый вид деления клетки, при котором число хромосом в дочерних клетках сокращается вдвое, что играет важную роль в условиях полового размножения. Восстановление генетического аппарата соматических клеток дочернего организма происходит в результате оплодотворения.
Процесс индивидуального развития особи от начала её существования до конца жизни называют онтогенезом. Различные группы организмов обладают особенностями онтогенеза. В онтогенезе животных и человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Старение и смерть являются биологически необходимыми явлениями, так как без них не происходила бы смена поколений.
Развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Быстрота приспособления организма к ним зависит от выбранной стратегии адаптации. Адаптации позволяют организму поддерживать гомеостаз.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили материал главы, выполните тестовые задания в рабочей тетради. Если вы сомневаетесь в правильности своих ответов, повторите материалы соответствующих параграфов.
ОГЛАВЛЕНИЕ вернуться к списку конспектов
Биология 9 класс (Пасечник). Конспекты по учебнику. Цитаты использованы в учебных целях.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.
- 11. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.
- 12. Половое размножение. Мейоз.
- 13. Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
- 14. Влияние факторов внешней среды на онтогенез
Репродуктивная система человека, строение и функции – Учебник по Биологии. 8 класс. Соболь – Новая программа
Из органов нашего тела, которые одновременно дают наибольшее наслаждение и наиболее полезное для рода человеческого, следует назвать те, которые служат деторождению.
М. Монтель
Основные понятия и ключевые термины: РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА. Женская репродуктивная система. Мужская репродуктивная система.
Вспомните! Что такое размножение?
Интересно
Символы Марса и Венеры являются символами античной астрологии. Женский знак Венеры изображают как круг с крестиком, направленным вниз.
Его называют «зеркалом Венеры», и он символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как круг со стрелкой, направленной вверх и вправо. Этот символ называют «щитом и копьём Марса».
В биологии эти символы ввёл Карл Линней для обозначения пола растений.
СОДЕРЖАНИЕ
Каковы особенности размножения человека?
Размножение является физиологической функцией, обеспечивающей самовоспроизведение вида.
Для человека свойственно половое размножение, в котором участвуют половые клетки, или гаметы, имеющие половинный набор хромосом.
Эти клетки образуются половыми железами двух типов – яичниками и яичками. Они расположены в организме особей разного пола. Человек – раздельнополый с явлением полового диморфизма.
Размножение человека обеспечивает РЕПРОДУКТИВНАЯ (ПОЛОВАЯ) СИСТЕМА (от лат. reproductio – воспроизведение) – совокупность половых органов, обеспечивающих половое размножение. Различают мужскую и женскую репродуктивные системы.
Вся наследственная информация об организме человека закодирована в ДНК, содержащейся в хромосомах. Их у человека 46.
Перед размножением из клеток половых желёз формируются гаметы, в которых по 23 хромосомы и половинный набор наследственной информации.
Вскоре после оплодотворения и слияния ядер половых клеток полный набор наследственной информации восстанавливается. Вот почему дети имеют признаки обоих родителей.
Размножение человека становится возможным с наступлением половой и физической зрелости. Но человек является биосоциальным видом, поэтому большую роль в его размножении играют психическая готовность будущих родителей, социальные условия их жизни и общественные нормы поведения.
У человека может наблюдаться раннее половое созревание, что связано с акселерацией (ускорением темпов индивидуального развития и роста детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями).
Таблица 50. ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Уровень организации | Особенность |
Молекулярный | Наследственная информация, записанная в ДНК, передаётся следующему поколению носителями наследственности – хромосомами |
Клеточный | Мужские гаметы – сперматозооны и женские гаметы – яйцеклетки содержат по 23 хромосомы |
Тканевый | В образовании половых органов участвуют все 4 типа тканей |
Органный | Половые органы, в отличие от органов других систем, отличаются у мужчин и женщин |
Системный | Женская и мужская половые системы имеют внешние и внутренние половые органы |
Организменный | Мужской и женский организм отличаются первичными (строение половых органов) и вторичными (особенности строения, функций и поведения, отличающие мужской пол от женского) половыми признаками |
- Итак, размножение человека обеспечивается репродуктивной системой и отличается у организмов мужского и женского пола.
- Какое значение имеет женская репродуктивная система?
- Репродуктивную систему женщины образуют наружные половые органы (половые губы и клитор), внутренние половые органы (яичники, маточные трубы, матка, влагалище), молочные железы (парные органы, в которых образуется секрет для вскармливания младенцев).
Главные половые органы у женщин – два яичника. Это парные органы овальной формы, расположенные у воронкообразных концов маточных труб. В них содержатся незрелые яйцеклетки, которые образуются в организме женщины ещё до её появления на свет. Созревание яйцеклеток в яичниках женщины происходит от завершения полового созревания и до конца репродуктивного периода.
Ежемесячно у каждой женщины происходит овуляция – одна из яйцеклеток достигает полной зрелости и выходит из яичника. После выхода яйцеклетка попадает в маточную трубу, по которой продвигается к матке. Если яйцеклетка не оплодотворяется, наступает менструация. Кроме яйцеклеток в яичниках есть секреторные клетки, выделяющие половые гормоны (эстрадиол, прогестерон).
Маточные трубы – это парные органы, связывающие яичники с полостью матки. Общая длина маточной трубы – около 12 см. Захватывая зрелую яйцеклетку из яичника, маточные трубы обеспечивают её питание и перемещение к матке. В маточных трубах происходит и оплодотворение с образованием зиготы.
Ил. 126. Внутренние половые органы женщины: 1 – яичники; 2 – маточная труба; 3 – матка; 4 – шейка матки; 5 – влагалище
Матка – полый непарный мышечный орган, в котором во время беременности из зиготы развивается зародыш и плод. В ней различают тело матки, к которому подходят маточные трубы, и шейку матки, которая является узким концом этого органа. Матка переходит во влагалище, через которое сперматозооны попадают в женский организм.
Итак, женская репродуктивная система – совокупность органов, обеспечивающих образование яйцеклеток, секрецию женских половых гормонов, оплодотворение и внутриутробное развитие.
Какое строение и функции мужской репродуктивной системы?
Репродуктивную систему мужчины образуют наружные половые органы (мошонка и половой член), внутренние половые органы (яички, придатки яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, семяизвергательный проток), предстательная железа. В отличие от женской мужская репродуктивная система почти полностью расположена снаружи. Такое строение связано с тем, что для созревания сперматозоонов необходима температура ниже 36,6 °С.
Главные половые органы мужчин – два яичка. Это парные органы, расположенные в кожном мешочке – мошонке. Яички состоят из извилистых семенных канальцев, в которых образуются сперматозооны.
Кроме этого, в клетках яичек синтезируются мужские половые гормоны андрогены, в частности тестостерон.
Далее сперматозооны попадают в придатки яичек, где достигают зрелости и сохраняются, пока не выводятся.
Ил. 127. Репродуктивная система мужчины: 1 – яичко; 2 – придаток яичка; 3 – семявыносящий проток; 4 – семенной пузырёк; 5 – мочевой пузырь; 6 – мочеточник; 7 – предстательная железа; 8 – семяизвергательный проток; 9 – половой член
От каждого из придатков яичек начинается семявыносящий проток, который соединяется с протоком семенных пузырьков. Эти парные органы секретируют жидкость для обеспечения сперматозоидов питательными веществами. Протоки придатков яичек и протоки семенных пузырьков сливаются в общий семяизвергательный проток, который открывается в канал полового члена.
Под мочевым пузырем вокруг мочеиспускательного канала располагается предстательная железа (простата). Она образует секрет, который защищает мужские гаметы и поддерживает их подвижность.
- Итак, мужская репродуктивная система – совокупность органов, обеспечивающих образование сперматозоонов, секрецию мужских половых гормонов и осеменение.
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Учимся познавать
- Самостоятельная работа с таблицей
- Примените метод сравнения и определите признаки подобия и отличия женской и мужской репродуктивных систем.
Признак | Женская репродуктивная система | Мужская репродуктивная система |
Внешние органы | ||
Внутренние органы | ||
Расположение основных органов | ||
Название клеток, которые образуют | ||
Гормоны, которые образуют | ||
Функции |
Биология + Химия
В организме взрослого человека содержится около 2-3 г цинка, почти 90 % его общего количества сосредоточено в мышцах и костях. Значительное количество этого микроэлемента содержится в предстательной железе и в семенной жидкости, что указывает на его значение для репродуктивного здоровья человека.
Также этот микроэлемент оказывает значительное влияние на состояние иммунной системы. Цинк является активатором деятельности Т-лимфоцитов, синтеза лимфоцитами цитокинов, регулирующих иммунный ответ и действующих как фактор роста для иммунной системы.
А как цинк попадает в организм человека? В каких пищевых продуктах содержится цинк?
Биология + Мифология
В древнеримской мифологии Амур – крылатый мальчик, маленький бог влюблённых, спутник Венеры. Он вооружён золотым луком и стрелами, которыми попадает в человеческие сердца, вызывая у людей чувство любви.
Отсюда выражение «быть раненным стрелой Амура» – влюбиться. Попробуйте найти физиологическую связь между половыми гормонами, работой сердца и любовью.
Какую роль выполняет эндокринная система в регуляции процессов размножения человека?
РЕЗУЛЬТАТ
Оценка | Вопросы для самоконтроля |
1-6 | 1. Что такое репродуктивная система? 2. Какой набор хромосом содержат гаметы? 3. Что такое женская репродуктивная система? 4. Назовите половые органы женщин, образующие яйцеклетки. 5. Что такое мужская репродуктивная система? 6. Назовите половые органы мужчин, образующие сперматозооны. |
7-9 | 7. Назовите особенности размножения человека. 8. Какое значение имеет женская репродуктивная система? 9. Опишите строение и функции мужской репродуктивной системы. |
10-12 | Какую роль выполняет эндокринная система в регуляции процессов размножения человека? |
Размножение и развитие человека
Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Он определяется сперматозоидами, которые бывают двух типов: половина несет женское начало (х-хромосому), а другая половина – мужское начало (у-хромосому).
Яйцеклетки несут только женское начало, в них всегда одинаковые хромосомы (х-хромосомы).
Половые клетки формируются в половых железах. Яйцеклетки образуются в яичниках, а сперматозоиды – в мужских половых железах (семенниках).
Они продуцируют огромное число сперматозоидов, мелких подвижных клеток, состоящих из головки, шейки и хвостика.
Для нормального процесса образования сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела. Поэтому семенники вынесены из полости тела. Протоки семенников, предстательной железы и семенных пузырьков впадают в мочеиспускательный канал, проходящий внутри полового члена. Внутри женского организма они могут находиться в жизнеспособном состоянии 2–4 дня.
Яичники – парные органы, лежащие в брюшной полости. В них происходит образование яйцеклеток. Выход одной зрелой яйцеклетки в полость тела называется овуляцией, происходит в среднем раз в 28 дней. Вышедшая из яичника зрелая яйцеклетка попадает в яйцевод (маточная труба), где она живет всего 1 день и может слиться со сперматозоидом, проникшим туда через влагалище во время полового акта.
Если оплодотворение не происходит, то слизистая оболочка матки отторгается, это сопровождается кровяными выделениями.
Если оплодотворение происходит, образовавшаяся зигота сразу же начинает делиться, в результате чего возникает комочек, состоящий из мелких одинаковых клеток. Такой зародыш спускается по маточной трубе в матку – толстостенный мешковидный орган, где внедряется в слизистую оболочку, богатую кровеносными сосудами.
Через 2 дня после попадания в матку начинается зародышевый период. В это период формируется плацента – через нее происходит связь организма матери и плода. С момента образования плаценты начинается плодный период.
Беременность длится 9 месяцев, затем наступают роды.
У человека периоды ускоренного роста чередуются с его замедлением. Самый активный и быстрый рост происходит в первый год жизни (вес тела увеличивается почти в 3 раза). Грудной возраст (1-ый год жизни)
Первый месяц считается периодом новорожденности. Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует особого внимания. На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе.
В конце 1-го месяца жизни он распрямляет ножки, на 6-ой неделе поднимает и удерживает головку; на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года пытается делать первые шаги.
Не менее интенсивно в этот период развивается психика. На втром месяце ребенок улыбается, в 4 месяца берет в рот игрушки, исследует их, начинает различать взрослых. Хорошее физическое и психическое развитие ребенка определяется рациональным режимом.
Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
Ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоуважению. Ребенок хорошо идет и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляются двигательные навыки. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых.
Дошкольный период (от 3 до 7 лет)
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность, период вопросов – так можно назвать этот период. Растет и формируется головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок активно играет, разговаривает сам с собой (формирование речи). Подвижные игры формируют мышечный аппарат.
Школьный период (от 7 до 17 лет)
Перестраиваются все органы и системы. Сложный период поступления в школу. Ребенок овладевает письмом, узнает много нового об окружающем мире, усваивает опыт, накопленный многими поколениями людей. Обучение ускоряет развитие навыков и способностей.
Коллективное воздействие в общественной работе, трудовом воспитании, спорте – тоже создает условия для развития гармоничной личности. С 11 лет ребенка называют подростком. Перестройка организма связана с половым созреванием. Развитие мускулатуры спины и груди. Увеличение массы тела, развитие вторичных половых признаков.
В последние десятилетия во всех экономически развитых странах ускорились темпы физического и полового развития детей, получившего название акселерация.
Учебник. Размножение
Мужская и женская половые системы имеют различное строение. Половую систему мужчин образуют половые железы (семенники), их протоки и половой член.
Мужские половые клетки (сперматозоиды) и мужские гормоны образуются в семенниках, которые расположены в специальном кожаном мешочке – мошонке.
Через семявыводящие протоки (трубки длиной около 40 см), впадающие в мочеиспускательный канал, сперматозоиды выводятся из организма мужчины.
Мужская половая системаЖенская половая система
У женщин половая система располагается в тазовой области и состоит из половых желёз (яичников), маточных труб, матки и влагалища. Женские половые клетки (яйцеклетки) и половые гормоны, влияющие на увеличение молочных желёз, тембр голоса и т. д., образуются в яичниках.
Через маточные (фаллопиевы) трубы, которые подходят к яичникам, зрелая яйцеклетка передвигается в матку, нижний конец которой открывается во влагалище. В матке, мышечном органе, имеющем форму мешка, развивается плод, который полностью защищён от внешних воздействий.
Во время беременности полость матки может увеличиваться в 500 раз.
Для предотвращения нежелательной беременности иногда применяют стерилизацию
Оплодотворение – слияние сперматозоида с яйцеклеткой – происходит в результате полового акта. Эрекция (отвердевание и увеличение в размерах мужского копулятивного органа) происходит в результате сужения вен и расширения артерий полового члена.
Трение под действием ритмичных движений активирует симпатические нейроны, в свою очередь вызывающие сокращения гладкой мускулатуры уретры. Семенная жидкость выталкивается из организма мужчины (эякуляция) и изливается глубоко во влагалище. Ощущения, испытываемые при этом, называются оргазмом.
Сперматозоид достигает маточных труб за 5 минут благодаря движениям жгутика, а также сокращениям матки и труб. Он сохраняет жизнеспособность в течении нескольких суток. Оплодотворение наступает через несколько часов (под действием ферментов сперматозоида должны разрушиться внешние мембраны яйцеклетки).
Далее оплодотворённая яйцеклетка начинает делиться и попадает в матку по одной из маточных труб, где внедряется в слизистую оболочку и начинает своё развитие. Образуется плацента – орган, обеспечивающий поступление в зародыш питательных веществ из организма матери.
Плод в животе у матери через 4 недели, 7 недель, 3 и 4 месяца
Развитие зародыша происходит быстро – через 7–8 недель уже различается структура его тела, хотя размеры составляют всего 2,5 см. С этого периода он уже называется плодом и продолжает находиться в организме матери до 38–40 недель. Этот период заканчивается рождением ребёнка.
Пол ребёнка определяется на шестой неделе беременности; до этого срока в его организме имеются зачатки и женской, и мужской половых систем. Наличие Y-хромосомы в сперматозоиде приводит впоследствии к выработке в организме плода тестостерона и развитию мужской репродуктивной системы. На 12-й неделе у плода сформированы уже все основные органы.
Сигналом к началу родов служит, возможно, иммунологическое отторжение зрелого плода материнским организмом. Сокращения мышечных стенок матки выталкивают ребёнка наружу. После рождения ребёнка пуповину перерезают. Через несколько десятков минут матка резко сокращается, плацента отделяется от стенок матки и выходит через влагалище.
Расправление лёгких ребёнка снижает сопротивление току крови через них. Клапаны между предсердиями, позволявшие течь крови по короткому пути (в обход лёгких), закрываются, а через некоторое время срастаются. Кровоснабжение отныне происходит по двум кругам кровообращения.
Положение плода в животе у матери
После родов ребёнок начинает существовать уже как отдельный организм. Некоторое время мать всё ещё вскармливает ребёнка своим грудным молоком (это свойство сближает человека с животными класса млекопитающих), однако примерно через год ребёнок обычно полностью переходит на другую пищу.
В первый год масса ребёнка увеличивается втрое, длина – наполовину, ёмкость желудка – в десять раз. Усиленно развиваются все внутренние органы, появляются первые молочные зубы.
Половое созревание, по окончанию которого человек достигает способности к размножению, происходит в 8–17 лет у девочек и в 10–20 лет у мальчиков.
Оно сопровождается не только появлением под действием гормонов вторичных половых признаков (развитие грудных желез, форма таза, высота голоса, распределение волосяного покрова, объём мускулатуры и другие), но и осознанием себя носителем определённого пола.
5.2.4. Размножение и развитие организма человека
Половая система осуществляет репродуктивную функцию. Главной частью половой системы являются половые железы: семенники или яички (у мужчин) и яичники (у женщин).
- внутренние мужские половые органы:
- • половые железы — яички;
- • придатки яичка, где накапливаются зрелые сперматозоиды;
- • семенные пузырьки, семявыносящие протоки;
- • предстательная и куперова железы, образующие секреты, создающие определенную химическую среду для сперматозоидов.
Яичко представляет собой парную половую железу, располагающуюся в мошонке. Яички имеют овальную форму и достигают веса 20—30 г, покрыты плотной соединительнотканной оболочкой и содержат канальцы общей длиной до 300—400 м, в которых в течение всей жизни образуются сперматозоиды. Яичко крепится посредством семенного канатика, образованного мышцами, фасциями, нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами, семявыносящими протоками. На заднем крае каждого яичка — придаток.
- Сперма — сперматозоиды вместе с секретом придаточных желез.
- наружные мужские половые органы:
- • мошонка, в которой находятся яички и их придатки, представляет собой выпячивание стенки тела, куда спускаются яички накануне или вскоре после рождения;
- • половой член, или пенис, служащий для введения спермы в половые пути женщины.
Внутренние половые органы выполняют эндокринные функции. В канальцах семенников помимо сперматогенного эпителия находятся поддерживающие и интерстициальные клетки, одна из функций которых — образование мужского полового гормона тестостерона. Предстательная железа секретирует также гормоны, регулирующие обмен веществ в клетках — простагландины.
Женская половая система делится на:
внутренние женские половые органы, расположенные в малом тазу, включают:
половые железы — яичники. Яичник — парный орган, располагающийся по обеим сторонам от матки. Масса яичника составляет 5—8 г, длина колеблется от 2,5 до 5 см. В яичнике происходят образование и созревание женских половых клеток.
В своем положении яичник удерживается собственной и подвешивающей связками яичника. Кроме того, орган прикрепляется к широкой связке матки при помощи брыжейки яичника, образуемой у его заднего края брюшиной. Выпуклый свободный край яичника обращен назад, к тазовой поверхности крестца.
Яичники, подобно семенникам у мужчин, выполняют две функции:
• образование половых клеток (яйцеклеток);
• выработка половых гормонов (женских), поступающих в кровь.
Яичники содержат ооциты I порядка, окруженные слоем эпителиальных клеток, — фолликулы (граафовы пузырьки). У новорожденной девочки к моменту рождения в обоих яичниках содержится 800 тыс. — 1 млн фолликулов.
Большая часть их погибает, и ко времени наступления половой зрелости сохраняются только 400—500 первичных фолликулов.
По мере созревания ооцит претерпевает два мейотических деления, стенка фолликула лопается, и зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость — происходит овуляция. Оттуда она с током жидкости попадает в маточную трубу.
Отверстие маточной трубы окружено бахромой, отростки которой, а также слизистая оболочка трубы покрыты ресничным эпителием. Благодаря движению ресничек эпителия и перистальтическим движениям стенок трубы яйцеклетка засасывается в трубу и продвигается в сторону матки.
На месте бывшего фолликула в яичнике образуется желтое тело, выполняющее эндокринные функции (секретирует гормон прогестерон, вызывающий изменения в матке по подготовке к беременности).
Если оплодотворения не происходит — яйцеклетка разрушается, желтое тело погибает, на его месте образуется соединительнотканный рубец. Происходит менструация — выведение остатков неоплодотворенной яйцеклетки вместе с кровью (отслоение внутреннего слизистого слоя матки).
В ячнике начинается подготовка к оплодотворению новой яйцеклетки, цикл повторяется с периодом 28 дней.
- маточные трубы;
- матку;
- влагалище.
- наружные женские половые органы располагаются в переднем отделе промежности, в области мочеполового треугольника и состоят из:
- • больших и малых половых губ;
- • клитора — небольшого по размерам органа, по строению сходного с пенисом;
- • луковиц преддверия влагалища и больших желез преддверия.
Молочная железа, или грудь, является парным органом, располагающимся на поверхности большой грудной мышцы на уровне III—IV ребер и функционально тесно связанным с органами половой системы.
Форма желез зависит от количества содержащейся в них жировой ткани.
На поверхности среднего отдела железы хорошо заметен пигментированный околососковый кружок, в центре которого располагается сосок молочной железы.
Тело молочной железы половозрелой женщины образовано отдельными дольками в количестве 15—20. Дольки отделяются друг от друга прослойками, образованными рыхлой соединительной и жировой тканью. На вершине соска открываются выводные млечные протоки желез. Перед устьем млечные протоки расширяются, образуя млечные синусы. В синусах скапливается вырабатываемое железами молоко.
Эмбриональное развитие человека.
Если происходит оплодотворение яйцеклетки в маточной трубе, то здесь же начинает развиваться зародыш, и осуществляются первые деления дробления зиготы.
Спустя несколько дней зародыш спускается в полость матки, где и прикрепляется к ее стенке, происходит имплантация.
Матка представляет собой полый мышечный орган с эластичными стенками. Ее функция состоит в обеспечении развития зародыша с последующим выталкиванием его наружу во время родов.
Полость матки выстлана эпителием, который, разрастаясь, вместе с внезародышевой частью эмбриона образует детское место, или плаценту.
Через плаценту зародыш снабжается необходимыми питательными веществами и кислородом, поскольку кровеносные сосуды матки и эмбриона здесь объединяются.
К концу третьей недели развития зародыш вступает в стадию органогенеза, во время которой формируются основные системы органов: нервная, пищеварительная, кровеносная.
В этот период зародыш крайне чувствителен к разного рода неблагоприятным воздействиям — лекарственным препаратам, алкоголю, никотину, инфекциям.
Например, заболевание краснухой между 4—12-й неделями беременности может привести к нарушению формирования сердца у зародыша, органов зрения, слуха и др. В последующие сроки беременности происходят рост и дальнейшая дифференцировка органов и тканей.
Зародыш окружен оболочками и соединен с телом матери пуповиной, в которой проходят кровеносные сосуды. Зародышевые оболочки являются провизорными органами — временными органами зародыша, выполняющими функции питания, дыхания, кроветворения, выделения и защиты.
Роды происходят примерно через 270 дней после оплодотворения яйцеклетки. Этот сложный процесс регулируется рядом гормонов. Главную роль играет усиление секреции гормонов корой надпочечников плода, что повышает чувствительность матки к другим гормонам, вызывающим ее сокращение.
Развитие организма человека.
В развитии зародыша человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем 280 сут.) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
Начальный период – 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и ее прикрепление к слизистой матки.
Зародышевый период – 2-я – 8-я недели. Кровь матери и плода не смешивается. Органы начинают закладываться к концу 3-й недели. На 5-й неделе образуются зачатки конечностей, на 6—8-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться. К концу 8-й недели закладка органов заканчивается и начинается формирование органов и систем органов.
Плодный период – с 9-й недели до рождения. Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца. На 3-м месяце формируются конечности. На 5-м месяце начинаются шевеления плода, к концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов. На 7—8-м месяцах плод жизнеспособен. На 40-й неделе наступают роды.
Постэмбриональный период развития ребенка включает следующие периоды: новорожденности – первые 4 недели после рождения; грудной – с 4-й недели до 1 года;
ясельный – от 1 до 3 лет; дошкольный – с 3 до 6 лет; школьный – с 6—7 до 16—17 лет.
Тематические задания
- В1. Установите правильную последовательность периодов развития человека
- A) ясельный
- Б) дошкольный
- B) новорожденности
- Г) грудной
- Д) школьный
- В2. Определите последовательность процессов, происходящих при образовании плода человека
- A) бластуляция
- Б) оплодотворение
- B) гаструляция
- Г) дифференциация тканей и органов