Задачи современной селекции, Биология

  • Основные задачи современной селекции
  • Рассматривая возможности современной селекции и генетической инженерии, Жученко (2003) определяет принципиально новые приоритеты самой селекции растений, вытекающие из их современного понимания:
  • • роли интегрированности генома у высших эукариот, проявляющейся в формировании блоков коадаптированных генов и сохранении их status quo при передаче наследственной информации от одного поколения другому;
  • • необходимости перехода от управления изменчивостью моногенных признаков к комбинаторике количественных (полигенных) признаков, многие из которых относятся к хозяйственно ценным;
  • • первостепенной роли мейотической рекомбинации (а не мутаций) в формировании потенциальной, свободной и доступной отбору генетической изменчивости у цветковых растений;
  • • роли абиотических и биотических факторов внешней среды, определяющих не только направление и темпы естественного отбора («формирующее») влияние биоценотической среды), но и выступающих в качестве индукторов генетической изменчивости (мутационной, рекомбинационной, репарационной, транспозиционной);
  • • необходимости сочетания в сортах и гибридах высокой потенциальной продуктивности, устойчивости к действию абиотических и биотических стрессоров, а также продукционных и средообразующих (почвоулучшающих, фитомелиоративных, фитосанитарных, ресурсовосстанавливающих, эстетических и др.) функций;

• важности развития новых направлений селекции, включая фито- и биоценотическое, биоэнергетическое, экотипическое, экологическое, симбиотическое, а также апомиктическое, гаметное (гаплоидия позволяет фиксировать последствия мейотической рекомбинации, а апомиксис, связанный с полиплоидией, используется для уменьшения зависимости продуктивности растений от неблагоприятных условий внешней среды.) и др.;

• возможности использования «доместикационного синдрома» с целью введения в культуру новых видов и экотипов растений (экологическая и экотипическая селекция).

Человечеству требуется все больше продуктов питания и промышленного сырья, получаемого из растений. Поэтому усовершенствование растений, предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве, сейчас является наиболее интенсивно развивающейся областью применения ДНК-технологий.

Традиционная селекция имеет существенное ограничение. Ее приемы позволяют получать гибриды только родственных растений. Скрещивать картофель разных сортов можно, но растения разных видов (за редчайшими исключениями) нельзя, например нельзя получить гибрид сливы и яблони.

Ветви древа жизни, пройдя долгий эволюционный путь, разошлись друг от друга очень далеко. Их развитие долго шло независимо. Потому-то разные виды не «переплетаются» меж собой. И нельзя скрестить кошку с собакой, человека с обезьяной.

И хотя есть мул, гибрид осла и лошади, он бесплоден, так же как и гибрид льва с тигрицей.

Природа воздвигла между далекими видами непреодолимый барьер, который мешает селекционной работе. Фактически селекционеры тасуют одни и те же гены.

Селекционерам удалось получить гибрид капусты и редьки, но, к их глубочайшему разочарованию он имел корни капусты, а ботву — редьки! А вот ДНК-технологи — генные инженеры — почти с первой попытки смогли сотворить гибрид свеклы со шпинатом и, если потребуется, смогут вырастить все что угодно и на заказ.

В США и Канаде гибридами ГМ рапса заняты большие площади. Такие сорта важны и для Восточной Европы, где использование рапсового масла могло бы оказаться очень перспективным.

Добавление всего 1% этого масла к дизельному топливу значительно уменьшает загрязнение окружающей среды соединениями серы, которых особенно много в выхлопах дизельных двигателей.

Кроме того, это яркий пример по сути безотходного (индустриального) сельского хозяйства — рапсовое масло используют в промышленности, а жмых идет на корм скоту.

Появилась возможность создавать съедобные сорняки. Биоинженерия меняет не только растения, но и наши представления о них. Возможно, что завтра, вместо того чтобы ломать голову, как избавиться от сорняков, мы будем их есть.

Селекция, ее задачи и практическое значение

Селекция, ее задачи и практическое значение добавить в закладки

Селекция – это наука о методах создания новых сортов или гибридов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов с признаками, необходимыми человеку. В понятие «селекция» входит и с/х отрасль производства, которая на практике занимается изучением новых признаков живых организмов. Человек изменяет флору и фауну, исходя из потребностей. К теоретической базе селекции относится генетика и основы эволюционного учения.

Благодаря селекции создается порода (сорт, штамм, чистая линия). Искусственно созданная человеком популяция организмов обладает генофондом, в котором наследственно закреплены морфологические и физиологические признаки, отвечающие конкретному уровню продуктивности.

Селекция ставит перед собой задачу по изучению и созданию новых методов искусственного отбора, чтобы выводить эксклюзивные сорта растений и породы животных. Направления селекционной работы:

  1. Рост урожайности культурных растений, увеличение плодовитости и продуктивности домашних животных.
  2. Создание «запрограммированных» по ряду физиологических признаков форм. Например, повышение морозостойкости, засухоустойчивости, скороспелости, устойчивости к вредителям и болезням.
  3. Изменение особенностей метаболизма (процессов обмена веществ) – интенсивное развитие при меньших затратах на кормление и поливы.
  4. Улучшение качества с/х продукции, то есть увеличение продолжительности хранения плодов, улучшение биохимического состава продовольствия и вкусовых качеств продуктов, их товарного вида.

Чтобы получать продукцию высокого качества в массовых количествах, важен переход сельского хозяйства на промышленную основу. Интенсификация растениеводства и животноводства позволит: 

  • собирать урожай растений механизировано: нарастающими темпами и в больших количествах; 
  • содержать животных на с/х предприятиях, где процессы по уходу автоматизированы и поставлены на промышленную основу.  

К сведению: Практические возможности селекции, основанные на современных генетических методах, огромны. Они тесно связаны с уровнем развития зоо- и агротехники и невозможны без повышения технологичности сельского хозяйства.

Смотри также:

Задание и методы селекции

Каждый живой организм в природе обладает большим разнообразием свойств и качеств. Для человека одни качества живых организмов оказались полезными, некоторые – нейтральными. А некоторые качества осложняли жизнь и быт человека.

Поэтому с самого начала своей разумной деятельности человек старался максимально использовать для своей пользы полезные, то есть нужные человеку, свойства живых организмов и, по возможности, избегать или нейтрализовать все прочие, не нужные человеку.

Эта деятельность проявилась при одомашнивании различных видов животных и растений. Сначала это процесс был случайным, но позже приобрел целенаправленный характер.

Совокупность способов деятельности человека, направленных на создание разновидностей живых организмов с необходимыми человеку признаками, поучил название селекции.

Селекционной деятельностью человечество занималось задолго до оформления научной базы этого процесса. Большинство действий и приемов вырабатывались методом проб и ошибок.

Но на протяжении многих веков эти методы давали человеку возможность получать растения и животных с определенными качествами (вкусовыми, физическими).

Генетика позволила обосновать селекционную работу и вооружить селекционеров новыми методами. Поэтому современное определение селекции выглядит так:

Определение 1

«Селекция – это теория и практика создания новых и улучшения существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов».

Определение 2

Сорт растений или порода животных – это совокупность особей одного вида с определенными наследственными особенностями и физиологическими признаками, созданных человеком в результате искусственного отбора.

Определение 3

Штаммом называют чистую культуру микроорганизмов – потомство от одной клетки.

Задачи селекции

Главной задачей селекции является увеличение продуктивности существующих и выведение новых, более продуктивных разновидностей живых организмов, приспособленных к условиям современного сельского хозяйства и промышленности.

Селекция принимает деятельное участие в решении основной задачи сельского хозяйства – обеспечении максимального производства продуктов при минимальных затратах. Над решением этой проблемы работают различные научно-практические центры, такие как селекционные научно-исследовательские институты, сортоиспытательные станции, племенные хозяйства.

Выдающийся ученый-селекционер и генетик Н. И. Вавилов, определяя задачи селекции, указывал, что для улучшения качества существующих и создания новых форм организмов необходимо изучать и учитывать разнообразие исходного материала.

Важно также учитывать наследственную изменчивость организмов и роль среды в формировании фенотипа, закономерности наследования при различных формах селекционной работы.
Особое значение имеет генетическое разнообразие исходного материала. Генофонд существующих культурных растений и домашних животных очень ограничен по сравнению с их исходными формами.

Поэтому ученые ищут нужные признаки среди диких видов. Эти дикие виды организмов являются своеобразным резервом для проведения селекционной работы.

Методы селекции

Основными методами селекционной работы являются искусственный отбор и гибридизация.
Методы искусственного отбора применялись человеком давно. Но теоретическое обоснование штучного отбора было создано выдающимся ученым-эволюционистом – Ч. Дарвиным.

Он показал, что в основе большого разнообразия сортов и пород лежит небольшое количество видов диких предков.

Читайте также:  Гаметогенез. Строение половых клеток и оплодотворение

А сами породы и сорта являются не самостоятельными видами, а только отдельными группами одного вида, отличающиеся от других рядом определенных наследственных признаков.

Механизм искусственного отбора состоит в том, что человек подмечает отдельные качества особи, которые его интересуют. И отбирает носителей этого качества для последующего размножения. При систематическом отборе на протяжении многих поколений желаемое качество (признак) все больше закрепляется и развивается.

Гибридизация – сравнительно молодая отрасль селекции. Но и она развивалась задолго до того, как ученые нашли цитологическое объяснение этого явления. Генетика вооружила эту методику теоретическим обоснованием и позволила перейти от метода проб и ошибок к целенаправленной систематической работе.

Определение 4

Гибридизация – это процесс получения гибридов, который основан на объединении генетического материала разных клеток или организмов.

Различают гибридизацию:

  • межвидовую (отдаленную);
  • внутривидовую.

Внутривидовая гибридизация, в свою очередь, может быть близкородственной и неродственной.

Урок-беседа в 9 классе "Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции"

Урок-беседа в 9 классе «Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции»

Тема: Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции. Искусственный отбор и его формы.

  • Цель: дать понятие о селекции, ее методах, целях и результатах, показать, что теоретической основой селекции является генетика.
  • Оборудование и материал: таблицы с изображением пород животных и сортов растений.
  • Базовые понятия и термины: селекция, искусственный отбор, порода, сорт, штамм, районирование, гибридизация, бессознательный отбор, методический отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор.
  • Структура и содержание урока
  • 1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Вопросы к учащимся.1)Какие сорта растений и породы животных вы знаете?2)Каким образом селекционеры получали эти сорта и породы?3)благодаря чему селекционеры получают такое многообразие сортов?

4)Могут ли знания о генетических особенностях организмов способствовать процессам селекции?

  1. 2. Изучение нового материала

Рассказ учителя.Задачи и методы современной селекции.     Селекция – наука о методах создания сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Наиболее значительных успехов она достигла при активном использовании достижений генетики, которая явилась теоретической основой селекции. В селекционном процессе, как правило, выделяют, несколько этапов:Обоснование цели и задач селекции;Создание и подбор исходного материала;Разработка схемы селекции, селекционный процесс (включая разнообразные методы селекции);Сортоиспытание.     Возникновение научной селекции связано с эволюционным учением Ч. Дарвина, экспериментальными исследованиями Г. Менделя, В. Иогансена, селекционеров И. В. Мичурина, Л. Бербанка, работы которых послужили основой для разработки теории селекции. В свою очередь, открытие в генетике способствовали разработке методов селекционного процесса и повышению эффективности искусственного отбора. Так, например, открытия законов Менделя позволило целенаправленно вести подбор пар для скрещивания, а установление Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений и обоснование закона гомологических рядов наследственной изменчивости дали возможность селекционерам разрабатывать методы эффективного поиска исходного материала. Изучение характера наследования хозяйственно ценных признаков способствовало созданию целой системы скрещиваний и позволили комбинировать различные свойства растений.     Н. И. Вавилов много сделал для разработки теоретических основ селекции и уточнения определения селекции как самостоятельной науки. Давая общее определение  селекции как науки, Н. И. Вавилов писал: «Селекция по существу есть вмешательство человека в формообразование животных и растений; другими словами, селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека» Н. И. Вавилов подчеркивал высокую степень  комплексности селекции как научной дисциплины и считал, что она слагается из:Учения об исходном материале;Учения о наследственной изменчивости;Учения о роли среды в выявлении сортовых признаков;Теории гибридизации;Теории селекционного процесса;Учение об основных направлениях в селекционной работе (например, селекция – не иммунитет);Частной селекции.     Использование различных методов в селекционном процессе привело к созданию нового направления –  синтетической селекции. Она основана на применении исходного материала, создаваемого путём гибридизации различных сортов и форм. Основа синтетической селекции – перекомбинация и трансгрессия. При комбинационной синтетической селекции в одном гибридном растении сочетаются признаки и свойства двух или более родительских форм. Задача селекционера – отобрать и генетически стабилизировать гибридные растения, сочетающие эти признаки и свойства наиболее удачно. Трансгрессивная синтетическая селекция основана на отборе в расщепляющихся после гибридизации поколения особей с трансгрессиями, т. Е. с положительными признаками, выраженными в большей степени, чем у родителей. Успех трансгрессивной синтетической селекции зависит от правильного определения родительских пар, способных при скрещивании давать трансгрессии.     Изложение материала о сортах растений, породах животных, штаммах микроорганизмов.

Рассказ о формах искусственного отбора.

  • 3. Обобщение, систематизация и контроль знания и умений учащихся

Беседа.1) Назовите отрасли практического применения генетики.2) Перечислите основные задачи современной селекции.3) Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала?

4) Дайте определение: что такое сорт?

  1. 4. Самостоятельная работа учащихся

Дать ответы на вопросы.1) Каков механизм искусственного отбора?2) Что называют штаммами?3) Как называется комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия свойств тех или иных пород или сортов условиям определенной природной зоны?

5) Почему сорта и породы нельзя назвать видами?

5. Домашнее задание

Что такое селекция

Обновлено 22 июля 2021 Просмотров: 295365 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Благодаря селекции каждый год выводятся все новые и новые сорта растений и виды животных. Но зачем это нужно?

Для того, чтобы миллиарды людей могли прокормиться на весьма ограниченных ресурсах планеты земля и не исчерпать их до конца за жизнь одного поколения.

Но что же такое селекция? Каким образом осуществляется процесс выведения новых видов и сортов? Какие методы используются? Обо всем об этом мы и поговорим сегодня. Не переключайтесь, будет интересно…

Селекция — это..

Селекция (лат. selection – выбор, отбор) – это наука, которая изучает процесс и способы создания новых или улучшения существующих пород животных, сортов растений или штаммов (чистых культур) микроорганизмов.

Как процесс селекция началась в древние времена, когда люди научились приручать диких животных и высаживать культурные растения. Как наука селекция сформировалась относительно недавно (примерно в середине XIX века) на базе генетики и по мере развития эволюционной теории.

По определению выдающегося генетика, ботаника и селекционера Н.И.Вавилова,

«селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека».

Зачем же человеку понадобилось «исправлять» созданные природой живые организмы? И как ему это удаётся? Об этом пойдёт речь ниже.

Задачи селекции

Статистика свидетельствует, что примерно четвёртая часть населения Земли недоедает, то есть не получает питательных веществ в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей организма человека. В этой связи первоочередной задачей селекционеров стало выведение высокопродуктивных пород животных и сортов растений.

Конечно, можно было бы пойти по пути экстенсивного развития животноводства и растениеводства (наращивать поголовье скота, расширять посевные площади), однако этот путь чреват истощением природных ресурсов и, в конечном счёте, нарушением экологического баланса.

Ведь и без этого нагрузка на экосистему непрерывно растёт: расширяются города, строятся промышленные предприятия и агрокомплексы, прокладываются дороги и т.д.

В обобщённом виде задачи селекции сводятся к следующему:

  1. повышение продуктивности (молочной, мясной, яичной, рабочей) сельскохозяйственных животных;
  2. повышение урожайности сельхозкультур;
  3. улучшение качества (потребительских свойств) продукции;
  4. усиление устойчивости к различного рода заболеваниям;
  5. пригодность для промышленного выращивания или механизированной обработки;
  6. достижение экологической пластичности (способности организма адаптироваться к изменениям внешних факторов).

Итогом решения вышеупомянутых задач стало получение устойчивых популяций живых организмов (пород, сортов и штаммов), искусственно созданных человеком.

Особи внутри этих популяций имеют характерные наследственные признаки и одинаково реагируют на факторы окружающей среды.

Методы селекции

К основным методам селекции относятся:

  1. отбор (естественный или искусственный);
  2. гибридизация (скрещивание).

Естественный отбор протекает под воздействием факторов окружающей среды, таких как климат, химический состав почвы, присутствие живых организмов.

Наиболее значимыми климатическими факторами являются температура и количество осадков. Из почвенных факторов ключевая роль принадлежит количеству и составу питательных веществ (присутствие микроорганизмов, наличие кислорода, кислотность и др.).

Читайте также:  Кризис дарвинизма

На природный отбор также оказывают влияние вредители и паразиты как животного, так и растительного происхождения. Чем устойчивей организм к поражению, тем выше его шансы на выживание.

При искусственном отборе используется уже отобранный природой материал. Искусственный отбор позволяет в относительно короткое время и при ограниченном материале получить нужный сорт, породу или штамм.

Методами искусственного отбора являются:

  1. массовый отбор, применяется для получения сортов перекрёстно опыляемых растений (кукуруза, рожь, подсолнечник);
  2. индивидуальный отбор, применяется для получения сортов самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох).

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

В процессе массового отбора выделяют растения, которые наилучшим образом отвечают задачам селекции, и совместно их размножают.

Массовый отбор может быть однократным или многократным. В первом случае с лучших растений собирают семена и в дальнейшем используют их для посева.

При перекрёстном опылении семена наследуют как материнские, так и отцовские качества, поэтому получить строго выраженное потомство с нужными характеристиками весьма проблематично. Зато этот способ прост и доступен, что делает его целесообразным для нужд лесного хозяйства.

Многократный массовый отбор более эффективен, так как повторяется в ряде потомств. Он требует значительного времени, однако позволяет вывести сельскохозяйственную культуру с желаемыми качественными показателями.

При индивидуальном отборе выделяется одна особь с нужными признаками с целью получения генетически однородных организмов (так называемых «чистых линий»).

Этим методом создаются новые сорта самоопыляющихся растений (т.е. когда в размножении участвует только одна особь).

Гибридизация

Гибридизация ставит своей целью получение гибридов, обладающих новыми наследственными свойствами. Их получают путём скрещивания генетически неоднородных организмов половым путём.

Гибридизация может происходить как внутри вида, так и между видами или родами. Типы гибридизации показаны на нижеприведённой схеме.

В аутбридинге проявляется эффект гетерозиса, то есть когда гибриды превосходят родителей по ряду значимых качеств. Классический пример гетерозиса в животноводстве – мул, гибрид осла и лошади. Это сильное и выносливое животное способно работать в гораздо более трудных условиях, чем родительские формы.

Что касается растениеводства, то там примеров ещё больше. В частности, всем хорошо известный грейпфрут является гибридом помело и апельсина, а скрещивание степной вишни с черёмухой привело к созданию церападуса.

От матери (вишни) этот гибрид унаследовал крупные сладкие плоды, а от отца (черёмухи) – мощную корневую систему и морозоустойчивость.

Селекция и генетика

Успехи, достигнутые в области селекции, были бы невозможны без использования передовых методов генетики, изучающей законы наследственности и изменчивости живых организмов. Именно генетика лежит в основе массового и индивидуального отбора и теории скрещивания.

Благодаря ей разработаны принципиально новые методы отбора исходного материала и выведены практически все сорта культурных растений.

Особенно перспективными направлениями следует признать создание гетерозисных гибридов, искусственный мутагенез (инициирование наследственных изменений под влиянием физических и химических факторов), полиплоидию (кратное увеличение числа хромосом в клетках растений), клеточную и генную инженерию.

Применение современных методов генетики в селекционном процессе позволило получить гетерозисные гибриды подсолнечника, кукурузы, многих овощных культур. Проводятся опыты по получению полиплоидных гибридов сахарной свеклы, гречихи и других растений.

Изучается воздействие радиации и химических препаратов на зерновые и бобовые с целью получения мутантных сортов, обладающих ценными биологическими свойствами.

Таким образом, будучи отдельно взятыми науками, селекция и генетика взаимно обогащают друг друга. Генетика положила основу селекционной работе, а селекция дала генетике фактический материал, полученный в результате выведения новых сортов.

Встретив странное на вид существо неизвестного происхождения, не лишённый юмора человек с большой долей вероятности назовёт его смесью бульдога с носорогом. Действительно, такой гибрид трудно себе представить: слишком велико родовое различие.

Да и целесообразность подобного скрещивания более чем сомнительна. А вот селекция универсального солдата с выдающимися боевыми качествами (сильного, выносливого, бесстрашного и т.п.) будоражит многие умы.

Не исключено, что работа в этом направлении ведётся в секретных лабораториях некоторых стран…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Селекция растений и животных. Открытый урок в 11-х классах

Цель:  продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

Задачи:

  • Обучающие: 
    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
    • познакомить учащихся с методами селекции  животных и растений.
    • продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
    • создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
    • создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
    • способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
  • Воспитывающие:
    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
    • способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
    • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.
  • Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор,презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.
  • План урока:

I. Организационный момент II. Этап проверки домашнего задания III. Объяснение нового материала IV. Закрепление полученных знаний V. Домашнее задание

  1. VI. Подведение итогов урока
  2. ХОД УРОКА
  3. I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята, сегодня на уроке нам нужно изучить очень объемный материал. Поэтому давайте максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать быстро.

Итак, давайте вспомним к изучению какой темы мы приступили на прошлом уроке? (Селекция) – Сегодня на уроке мы с вами должны: – повторить основные понятия темы «Селекция»; ­– углубить материал по данной теме; – а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.

  • – Вы готовы это сделать? (Да)
  • II. Этап проверки домашнего задания

– Итак, скажите пожалуйста, какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых  и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.) – Хорошо.

А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика) – А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала.

В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.) – Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся генетик и селекционер.

Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах.  Ваша задача записать на карточках  центры их происхождения. (Слайд 3, Приложение 2)

Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.

– Время вышло. Поменяйтесь карточками. На след. Слайде красным цветом обозначены  правильные ответы. Отметьте знаком «+» правильные ответы, знаком «–» – неверные.  (Слайд 4) – Кто сколько ошибок допустил?

Учащиеся называют количество ошибок.

– Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки.  (Слайды 5-12)

Вопросы:

По вертикали:

  • Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
  • Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)

По горизонтали:

  • В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
  • Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
  • Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?

– Таким образом, какие 2 основных метода выделяют в селекции? (Отбор и гибридизация) – Какие объекты изучают с помощью отбора и гибридизации? (Животных, растений, микроорганизмы) – А вам известны методы селекции этих живых организмов? (Нет) – Именно сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями селекции животных и растений, методами, применяемыми в их селекции, а о селекции микроорганизмов поговорим  на следующем уроке. (Слайд 13)

  1. – Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока – «Селекция животных и растений» (Слайд 14)
  2. III. Объяснение нового материала
Читайте также:  Отдел голосеменные, биология

– Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Начав возделывать растения, человек стал отбирать, сохранять и размножать лучшие из них. Многие культурные растения возделывались примерно за 10 тысяч лет до нашей эры. Селекционеры создали прекрасные сорта культурных  растений. А какими методами они пользовались мы узнаем прочитав текст параграфа 65.

У вас на столах распечатки со схемой такой же как на слайде. В схеме пропущено несколько методов селекции растений.  Ваша задача, используя текст параграфа 65 на страницах 246-252 заполнить недостающие графы в таблице и кроме того привести пример на каждый вид скрещивания растений. (Слайд 15, Приложение 3) – Теперь проверим, что вы написали.

Алена Иванова, прочитай пожалуйста, что получилось у тебя. (Алена читает). Правильно, вот что у вас должно получиться… (слайд  16) – Итак, мы познакомились с основными методами селекции растений.

Как вы думаете отличаются ли методы селекции растений от методов селекции животных? (Нет… ) – Методы селекции животных те же,что и методы селекции растений, но при их применении селекционерам приходится учитывать ряд особенностей, характерных для животных.

– Скажите пожалуйста какие это особенности?

  • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
  • Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
  • Высока селекционная ценность каждой особи

(Слайд 17) – Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем, в связи с этим при подборе селекционеру важно определить наследственные признаки, которые у производителей могут проявляться. Потомство, полученное от одной пары производителей невелико, поэтому возникает проблема максимально сохранить его. Следовательно, селекционная ценность каждой особи высока.

– Запишите пожалуйста в тетрадь основные особенности селекции животных, представленные  на слайде 18

  • Одомашнивание
  • Гибридизация
  • Отбор

– Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений.

Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных. Гибридизация и  индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных.

Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.

В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

(Слайд 19)

Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости.  Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.

  Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных. Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса.

Особенно широко явление гетерозиса применяется например в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят.

  • О новых видах животных  мы узнаем б этом из доклада Красовской Анны.
  • Материал для виртуальной экскурсии
  • Сегодня мы попробуем провести «виртуальную» экскурсию среди  некотрых пород домашних животных, а  заодно и вспомним основные методы селекции животных.
  • 1. Аутбридингом получены например, собаковолк

Собаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведение и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо. Для того, чтобы  приручить животное, обязательно нужна дрессировка

2. Инбридингом получены:

Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности.

Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла.

Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.

  1. IV. Закрепление полученных знаний
  2. Тестовые задания по теме «Селекция» (Приложение 1)
  3. V.  Домашнее задание (Слайд 22)
  4. 1) Параграфы 65-66 2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66
Ученые селекционеры и их достижения Методы используемые при получение необходимых признаков Сорта или породы полученные ученым 

– Таким образом, сегодня на уроке, повторили основные понятия темы «Селекция»,  познакомились с методами селекции растений и методами селекции животных – Спасибо за урок, до свиданья. 

8.03.2011

Селекция. Задачи и основные направления современной селекции

Селекция (от лат. selectio — выбор, отбор) — это наука о путях и методах создания новых и улучшения уже существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов с ценными для практики признаками и свойствами.

Задачи селекции вытекают из ее определения — это выведение новых и совершенствование уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Сортом, породой и штаммом называют устойчивую группу (популяцию) живых организмов, искусственно созданную человеком и имеющую определенные наследственные особенности.

Все особи внутри породы, сорта и штамма имеют сходные наследственно закрепленные морфологические, физиолого-биохимические и хозяйственные признаки и свойства, а также однотипную реакцию на факторы внешней среды.

Основными направлениями селекции являются:

  1. Высокая урожайность сортов растений, плодовитость и продуктивность пород животных;
  2. Качество продукции (например, вкус, внешний вид, лежкость плодов и овощей, химический состав зерна — содержание белка, клейковины, незаменимых аминокислот и т. д.);
  3. Физиологические свойства (скороспелость, засухоустойчивость, зимостойкость, устойчивость к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям);
  4. Интенсивный путь развития (у растений — отзывчивость на удобрения, полив, а у животных — «оплата» корма и т. п.).

Цели и задачи селекции как науки обусловлены уровнем агротехники и зоотехники, уровнем индустриализации растениеводства и животноводства.

Например, в условиях дефицита пресной воды уже выведены сорта ячменя, которые дают удовлетворительные урожаи при орошении морской водой. Выведены породы кур, не снижающие продуктивности в условиях большой скученности животных на птицефабриках.

Для России и Беларуси очень важно создание сортов, продуктивных в условиях мороза без снега при ясной погоде, поздних заморозков и т. д.

В последние годы особое значение приобретает селекция ряда насекомых и микроорганизмов, используемых с целью биологической борьбы с вредителями и возбудителями болезней культурных растений.

Селекция должна учитывать также и потребности рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, удовлетворения конкретных отраслей промышленного производства.

Например, для выпечки высококачественного хлеба с эластичным мякишем и хрустящей корочкой необходимы сильные (стекловидные) сорта мягкой пшеницы, с большим содержанием белка и упругой клейковины.

Для изготовления высших сортов печенья нужны хорошие мучнистые сорта мягкой пшеницы, а макаронные изделия, рожки, вермишель, лапша, вырабатываются из твердой пшеницы.

Ярким примером селекции с учетом потребностей рынка служит пушное звероводство. При выращивании таких ценных зверьков, как норка, выдра, лиса, отбираются животные с генотипом, соответствующим постоянно меняющейся моде в отношении окраски и оттенков меха.

В целом развитие селекции должно быть основано на законах генетики как науки о наследственности и изменчивости, поскольку свойства живых организмов определяются их генотипом и подвержены наследственной и модификационной изменчивости.

Ссылка на основную публикацию