Свойства живых организмов
Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).
Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.
Признак | Описание |
Клеточное строение | Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна |
Питание | Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами |
Обмен веществ | Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло |
Дыхание | Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях |
Рост | Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток |
Раздражимость | Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом |
Размножение | Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская |
Смерть | Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам |
Рис. 1. Клеточное строение организмов.
Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.
Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:
- вирусы;
- бактерии;
- растения;
- грибы;
- животные.
Рис. 2. Царства живой природы.
Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.
Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.
Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются наличием листьев и способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, т.к. имеют особое строение и не способны к активному перемещению.
Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.
Рис. 3. Разнообразие животных.
Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.
Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост.
Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными.
Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/svoystva-zhivyh-organizmov-5-klass.html
Биология в лицее
Организмы очень разнообразны по форме, размерам, внешнему и внутреннему строению, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, отличающие их от тел неживой природы.
Живой организм — любое живое существо, обладающее набором свойств, которые отличают его от неживой материи.
Познакомимся с некоторыми признаками (свойствами) живых организмов.
Живые организмы имеют клеточное строение.
Самые малоклеточные. Коловраток, крошечных водных «червячков», можно условно назвать самыми «малоклеточными» из многоклеточных животных.
Дело в том, что их тело состоит их строго постоянного небольшого числа клеток.
Например, у одного вида коловраток тело состоит из 959 клеток, из которых 301 клетка образует покровы тела, 122 — мускулатуру, 247 — нервную систему, 24 — выделительную систему.
Каждый живой организм проходит индивидуальное развитие, в процессе которого он растёт и развивается.
Индивидуальное развитие — совокупность преобразований организма от момента возникновения до конца жизни.
Движение (подвижность) — одно из важнейших свойств живого организма. Обычно у живых организмов есть специальные органы, которые обеспечивают движение.
Все живые организмы растут. Рост — увеличение размеров или массы организма.
Развитие — изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом.
Линька — смена старого покрова на новый — пример развития организма
Всем организмам для поддержания жизни необходимо питаться.
Зелёные растения могут самостоятельно образовывать питательные вещества, используя энергию солнечного света. В отличие от растений животные питаются только органическими веществами.
Выделение — удаление непереваренных остатков пищи и вредных веществ, которые образуются в организме в процессе его жизнедеятельности.
Растения выделяют углекислый газ
Дыхание — процесс, в результате которого в организм поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ.
Растения, как и все организмы, тоже дышат
Обмен веществ и энергии — ряд процессов, идущих в организме, необходимых для поддержания жизни.
Обмен веществ происходит также и между организмом и средой.
Раздражимость — свойство живых организмов отвечать на изменения в окружающей среде.
Важная особенность живых организмов — способность к размножению, т. е. воспроизведению себе подобных. Благодаря этому свойству, на Земле продолжается жизнь.
Мы рассмотрели основные свойства (признаки) живых организмов. Ещё несколько свойств живой материи будут изучены в старших классах.
Теперь, постарайтесь выполнить интерактивное задание (перетащите изображения животных в соответствующие ячейки таблицы, согласно способу их движения).
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/chto_takoe_zhivoj_organizm/0-890
Живые организмы
Все существующие на земле предметы могут быть разделены на два рода тел. К одному роду относятся живые тела или, как их называют иначе, организмы, например лошадь, курица, береза.
К второму роду принадлежат не живые или неорганические тела, например железо, поваренная соль, камень и т.д. Так как к живым организмам относятся и растения, которые не могут ни двигаться, ни чувствовать, например видеть или слышать, то эти две способности, т.е.
способность двигаться и чувствовать нельзя считать общим свойством всех живых организмов.
Не только растения, но и некоторые животные всю жизнь или часть жизни остаются на одном и том же месте, прикрепившись, например к камню. Другие животные, подобно растениям, лишены способности чувствовать; таковы, например, инфузории.
Общим свойством всех живых организмов, будь ли то животные или растения, надо считать способность к так называемому обмену веществ, а обмен веществ заключается в следующем: вещество, из которого состоит тело живого организма, постоянно и медленно разрушается и постоянно возобновляется из того материала, который поступает в организм в виде пищи.
Разрушение вещества живых организмов происходит по следующей причине. В состав тела всех животных и растений входить вещество, называемое углеродом (в составе так называемых органических веществ). Этот углерод отличается стремлением соединяться с кислородом, а кислород находится в воздухе и в воде.
Углерод, находящейся в теле живого организма и входящей в состав белка, углеводов, жира, соединяется с кислородом воздуха или с кислородом, растворенным в воде. В результате такого соединения, или, иначе, медленного окисления, получается газ, называемый углекислым газом; этот газ и выделяется из организма.
Известно, что и горение какого-нибудь органического предмета, например, дерева, в сущности такое же соединение углерода горящего предмета с кислородом воздуха, при чем получается тот же углекислый газ, который уносится с дымом в воздух.
Таким образом в теле живого организма происходит нечто подобное горению с той лишь разницей, что это горение происходит медленно и потому не сопровождается выделением столь большого количества тепла, как это бывает при настоящем горении.
Вместо окисленных частиц, выдыхаемых или выделяемых в воздух в виде углекислого газа, в организм поступают новые частицы, который получаются из пищи. Стало быть, каждый организм, в том числе и каждый человек, в настоящее время состоит не из тех частиц, из которых он состоял несколько лет назад; точно так же и по прошествии нескольких лет организм будет состоять из других, новых частиц.
Доказать существование такого обмена веществ в организмах можно на примере любого животного. Если, к примеру, собаку не кормить, то она станет худеть и терять вес. Очевидно, ее тело теряет какое-то вещество и потому уменьшается вес.
Тело собаки из нашего примера теряет углерод, который соединяется с кислородом воздуха, попадающего в организм через легкие, когда собака дышит. В результате соединения углерода с кислородом получается углекислый газ, который и выделяется в воздух теми же легкими.
Если же собаку кормить, эти отделяющиеся от ее организма частицы углерода возобновляются из пищи, поэтому, несмотря на то, что медленное сгорание частиц организма собаки совершается постоянно, тело ее может и не уменьшаться в весе.
В таком обмене веществ заключается главное свойство всех живых организмов в отличие от предметов неживых. В неживых телах обмена веществ не существует. Каждый камень в настоящее время состоит из тех же частиц, из которых он состоял и во время своего появления на земле.
Если количество веществ, поступающих в организм из пищи, равно тому количеству, какое выделяется из организма вследствие их медленного окисления, то вес и размер организма не изменяются и в организме устанавливается равновесие.
Если же количество веществ, воспринимаемых организмом из пищи, больше того количества, которое выделяется, то организм увеличивается в весе и размере, или, как говорят, организм растет.
Способность расти это вторая особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Камни и вообще все неживые тела не могут расти так, как растут живые организмы. Если ком снега катать по снегу, то ком будет увеличиваться, то есть тоже расти, но этот рост будет только внешним.
На поверхность снежка будут прилипать новые частицы снега, частицы же первоначального кома останутся прежними, сколько бы мы ни катали этот ком по снегу. Между тем, когда растет организм, частицы его отделившихся частей вследствие обмена веществ обновляются, то-есть заменяются новыми.
Поэтому рост организма происходить не оттого, что снаружи на его поверхности налепляются новые частицы, а оттого, что каждая часть его тела соответственным образом увеличивается в размерах. В течение роста ребенка растут и внутренняя части его тела, например, сердце, легкие, мозг и прочее.
В отличие от возможного внешнего роста неживых тел, рост живых организмов мы можем назвать внутренним.
Способность размножаться составляет третью особенность живых организмов в отличие от неживых тел. Нет надобности пояснять, что неживые предметы, например, камни, размножаться не могут.
Таким образом организмы отличаются от неживых тел тем, что они могут питаться, расти и размножаться, при чем способность расти и размножаться является следствием способности к обмену веществ, потому что, если бы не было способности к обмену веществ, то не было бы и роста организмов, а если бы не было роста, то не было бы и размножения.
Клетки живого организма
Каждый организм, возьмем ли мы животное или растение, состоит из одного или гораздо чаще из большого числа мельчайших пузырьков или ячеек, наподобие пузырьков пены. Эти ячейки стали называть клетками.
В организмах, тело которых состоит из большого числа этих ячеек, клетки соединяются друг с другом стенками, вследствие чего получается ячеистая масса, получившая название ткани. Ткань по устройству больше всего похожа на пену.
Подобно тому, как в мыльной пене отдельные ячейки прилепляются друг к другу стенками и образуют массу пены, так и в тканях живых организмов отдельные клетки, скрепляясь друг с другом, образуют ткань, а из разных видов тканей составлено все тело живого организма.
В отличие от ячеек пены, клетки организма, по большей части, бывают крошечной величины, так что увидеть их можно только при большом увеличении, если смотреть на них через микроскоп.
Внутри клеток находится полужидкое слизистое вещество, получившее название протоплазмы. Эта протоплазма имеет все те свойства, которые отличают живые тела от тел неживых. Именно она может питаться, расти и размножаться, и таким образом представляет из себя живую слизь. Некоторые организмы и состоят из одного единственного комочка протоплазмы микроскопической величины.
Протоплазма состоит из так называемых белков, образцом которых может служить белок куриного яйца.
Кроме того, в протоплазме находятся вода и различный минеральные вещества, то есть вещества, относящиеся к неживой природе, например поваренная соль, соли различных металлов и т.д.
Белки же, в свою очередь, состоят из следующих простых веществ, то есть таких веществ, которые разлагаться на составляющие части не могут: из кислорода, углерода, водорода, азота и серы.
Отсюда видно, что протоплазма так же, как и вообще тело любого живого организма, состоит из самых обыкновенных простых веществ, находящихся всюду в природе и встречающихся также и в телах неживых.
Кислород находится в воздухе и воде, углерод в виде углекислого газа в воздухе и в различных камнях или минералах, водород в воде, азот в воздухе, сера в различных минералах.
Стало быть, нет ни одного простого, то есть неразложимого на составляющие, вещества, которое встречалось бы только в живых организмах и не встречалось в телах неживых.
Зная это, мы можем сделать предположение, нельзя ли живую протоплазму приготовить искусственно, или, по крайней мере, не могут ли тела неживые сами собой превращаться в живую протоплазму.
Хотя в настоящее время и удалось синтезировать искусственно многие органические вещества, аналогичные находящимся в живых организмах, например, сахар, жир и другие продукты органической химии, но до сих пор не удалось сделать искусственно не только живую протоплазму, но и ее главную составную часть, то-есть белковые вещества.
Еще недавно думали, что некоторые низшие животные могут рождаться сами собой из веществ неживых. Если, например, в стакан с водой положить измельченное сено или траву, то через несколько дней в этой воде появляется множество крошечных животных, называемых инфузориями. Одно время думали, что эти инфузории заводятся сами собой. Однако впоследствии было доказано, что они появляются в такой воде первоначально в виде зародышей, а зародыши инфузорий переносятся с пылью в воздухе, и попав в благоприятную среду с питательными веществами (сено в воде) начинают быстро расти и размножаться.
Отличия живой и неживой природы
Знаменитый французский физиолог, Клод Бернар первый определил совокупность признаков, резко отличающих жизненные явления от явлений, происходящих в мертвой природе. Основные свойства живых существ — следующие:
1) Организация. Тело живых существ, т. е. животных и растений, построено согласно определенному архитектурному плану, между. тем как в мертвой природе только у кристаллов есть строение, выражающееся в оптических и других свойствах кристаллических тел.
Особую важность мы придаем не внешней, видимой организации живых существ, но тонкому, невидимому для нас строению протоплазмы, — основного живого вещества, которое носит в себе все жизненные свойства как и у больших, высоко организованных животных и растений, так и у мельчайших, простейших живых существ, состоящих из микроскопически малого, по виду однородного комочка слизи.
2) Воспроизведение. Всякое живое существо происходит от других живых существ, своих родителей, и в свою очередь способно давать происхождение новым живым существам, передавая им при этом по наследству свои отличительные признаки. Как священный огонь Весты, жизнь передается преемственно.
3) Развитие. Растения и животные начинают свою жизнь в виде крошечного зародыша и затем проходят определенные ступени развития, приводящего их к состоянию взрослого организма, причем, в большинстве случаев, объем тела организма увеличивается и строение усложняется.
4) Питание — представляет собой необходимое условие развития, как явления, связанного с увеличением объема и веса, а также с развитием новых органов и частей тела. Для построения этих органов необходим приток новых материалов.
Действительно, каждый живой организм обладает способностью потреблять питательные вещества и путем разнообразных химических превращений перерабатывать их соответственно со своими потребностями. На основании этого, ученые нередко сравнивали организм с химической фабрикой.
Как для поддержания работы фабрики необходимо сжигать определенное количество какого-либо топлива, так и для поддержания непрерывной деятельности организма необходимо сжигать часть питательных материалов; это физиологическое сжигание называется дыханием.
Итак, вещества, которые усваиваются организмом при питании, частью перерабатываются для построения различных тканей и органов, частью же сжигаются для поддержания различных работ, совершаемых в организмах живых существ.
5) Ограниченность существования во времени. Из предшествующего видно, что живой организм во многом напоминает сложный механизм. Всякий механизм в конце концов изнашивается и перестает выполнять свои функции.
В живом организме, с течением времени, также начинает обнаруживаться ухудшение работы отдельных частей и органов, происходит нарушение взаимосвязей органов и, вследствие этого, наступает ослабление жизнедеятельности, которое мы называем дряхлостью.
В дальнейшем дряхлость все усиливается; наконец, расстройство внутренних связей достигает уже такой степени, при которой никакая жизненная деятельность невозможна. Наступает то, что мы называем естественной смертью организма.
Возникновение живых организмов
Как видно из только что сказанного, живые существа обладают такими своеобразными особенностями, что вполне естественна и понятна преемственность жизни, отмеченная в признаке «воспроизведение».
Как ни удивительно для нас явление наследственности, было бы все-таки еще гораздо удивительнее, если бы все отличительные признаки живого организма могли сами собой устанавливаться при каждом новом рождении.
В связи с этими соображениями, во все эпохи культурного существования человечества умы мыслителей и естествоиспытателей постоянно интересовал вопрос: как же появилась жизнь на земле впервые? Ведь было такое время, когда наша планета носилась в мировом пространстве, лишенная любого проявления жизни.
Это мы можем уверенно утверждать на следующем основании. Материалом для построения тела животных и растений служат так называемые органические вещества, обладающие свойством, при наступлении достаточно высокой температуры, гореть и при горении распадаться на простые минеральные вещества.
Между тем, в начале своего существования земля находилась в огненно-жидком состоянии; на ее поверхности царила такая высокая температура, с которой не могут сравниться никакие современные плавильные печи.
Очевидно, при таких условиях не было возможно не только существование живых организмов, но даже и материалов, из которых строится их тело. Жизнь на земле могла появиться только после ее охлаждения.
Не было ли связано это появление жизни с созданием живого из мертвого? Некоторые ученые считали возможным не только признавать такое положение, но даже идти дальше и допускать, что зарождение жизни среди неодушевленной природы постоянно происходит и в настоящее время. Эта гипотеза носит название «гипотезы самозарождения».
В древние и средние века вера в самозарождение была весьма распространена. Предполагалось, что такие животные, как мыши и лягушки, поражающие своим быстрым размножением, могут происходить путем самозарождения. Относительно возможности подобного способа происхождения многих насекомых и особенно червей в разлагающемся мясе никто не сомневался.
Однако, уже в XVII столетии все эти предположения были опровергнуты. Изучение истории развития животных обнаружило, чем вызывается их размножение. Особенно убедительны были опыты Реди.
Он показал, что мясо, плотно покрытое тканью, никогда не содержит в себе червей.
Эти черви представляют собой не что иное, как личинки мух, и если преградить мухам доступ к мясу, то оно, правда, все-таки загнивает, но черви в нем не развиваются.
Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/zhivye-organizmy.html
Живое и неживе
Помните, в детстве была такая игра: «Живое—неживое«?
Биология — это наука о живых организмах «науку о живых организмах», поэтому прежде всего надо определить такие понятия, как «живое» и «неживое».
Вообще, граница между живым и неживым достаточно условна..на эту тему есть много теорий и мнений…
Для начала определимся, что такое “организм”.
Это просто. Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!
А “неживой”? Это скалы, камни, вода…
А вирусы? Вирусы могут быть в активной — живой форме, а могут в виде кристаллов находиться под землей или в ледниках сотни лет…
Уже надо определить, что такое “жизнь”.
Отличие живого от неживого
Каковы признаки живых организмов, каковы основные признаки живого? В каком случае мы четко можем определить, к какому типу отнести систему?
Одна моя знакомая писательница считает, что признак живого — душа. Красиво, конечно, но не научно, а биология — это наука.
Основные признаки живого
1. Клеточное строение.
Почти все организмы состоят из клеток. Каждая клетка — “кирпичик” живого организма, и то как организм живет — скоординированные функции всех его клеток.
Организмы могут быть одноклеточные — некоторые водоросли или бактерии, или многоклеточные — человек, например.
А вот вирусы не считаются клеточной формой жизни. Они легко встраиваются в чужие клетки, а могут вообще кристаллизоваться и веками в таком состоянии находиться.
2. Обмен веществ
По-научному — метаболизм
Во всех живых организмах происходит обмен веществ.
В животных и растениях — само собой; у вирусов, когда они в активной форме, обмен веществ тоже есть; а вот у воды и камней — нет. (Есть теория, что у камней тоже есть обмен веществ, но оооочень медленный)
3. Гомогенность (однородность)
Живые организмы не гомогенны, они состоят из различных частей, выполняющих различные функции; т.е. сложно организованны
Неживые системы гомогенны — у воды, например, состав не меняется.
Давайте подведем итог:
Основные признаки живых организмов
|
Организм можно считать живой системой, если у него присутствуют все три характеристики. В противном случае он считается неживым:
Живые организмы | Неживые системы |
|
Обсуждение: “Живое и неживое”
(Правила комментирования)
Источник: https://distant-lessons.ru/zhivoe-i-nezhivoe.html
Живая и неживая природа, каковы особенности и чем отличаются объекты живой природы от неживой
Главная > Наука > Биология > Чем отличаются живые виды природы от неживых
В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.
Виды объектов в окружающем мире
В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик — к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?
И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.
Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.
Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать — чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.
Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия
На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.
Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.
Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними — представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.
Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.
- Дыхание. Этот процесс газообмена между окружающей средой и организмом присущ лишь таким организмам.
- Питание — способность организмов брать из окружающей среды питательные вещества, поглощать их и усваивать.
- Выделение — процесс вывода из организма вредных или ненужных продуктов жизнедеятельности, которые остаются после поглощения пищи или питательных веществ.
- Рост — способность увеличения массы и размеров за счёт питания или биосинтеза.
- Движение — возможность изменения своего местоположения в пространстве.
- Развитие — способность усовершенствования организма и его отдельных частей в период всей жизни. При этом за весь жизненный цикл некоторые организмы потерпевают существенные изменения, как, например, бабочки.
- Размножение — возможность воспроизведения себе подобных особей. Именно эта способность обеспечивает беспрерывное существование вида особей в целом. При этом способы размножения у разных классов живых организмов различен. Если размножение одноклеточных организмов осуществляется путём деления, то такой класс организмов, как грибы размножаются спорами.
- Раздражимость — организм способен реагировать на определённые воздействия окружающей среды. Именно эта особенность позволяет объектам этой среды приспосабливаться при изменении условий внешнего мира.
- Наследственность — возможность передачи потомкам, своих основных признаков и особенностей.
Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.
Особенности неживых видов природы
Учитывая вышеперечисленную совокупность признаков, которыми могут обладать лишь живые организмы, отсутствие хотя бы одного из них может указывать на то, что объект относится к неживой природе.
Вот основные признаки неживых организмов:
- их тела не имеют клеточного строения;
- химический состав неживых объектов природы состоит из различных химических соединений, при этом в составе одного объекта может быть как одно, так и несколько соединений различных веществ;
- неживые объекты в подавляющем большинстве не обладают возможностью обмена веществ с окружающей средой, а также не поглощают и не выделяют вещества и продукты жизнедеятельности;
- отсутствие раздражимости — реакции на воздействия внешней среды — ещё один основной признак;
- неживые объекты в основном не обладают способностью увеличения своей массы и роста и на протяжении всего существования их размеры остаются неизменными;
- Они также отличаются тем, что не обладают способностью к размножению и воспроизведению себе подобных.
Отзывы и комментарии
Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/chem-otlichayutsya-zhivye-vidy-prirody-ot-nezhivyh.html
Признаки живых организмов. Разделите данные тела на живые и неживые. Тела природы Тела природы. – презентация
1 Признаки живых организмов<\p>
2 Разделите данные тела на живые и неживые. Тела природы Тела природы<\p>
3 ТЕЛА ПРИРОДЫ ЖИВЫЕ ЖИВЫЕ ВЕРБЛЮД ВЕРБЛЮД БЕЛКА БЕЛКА ЗЕБРА ЗЕБРА ШМЕЛЬ ШМЕЛЬ ЛЕБЕДИ ЛЕБЕДИ Сравните и выделите отличительные признаки (свойства) тел живой природы. НЕЖИВЫЕ НЕЖИВЫЕ КАРАНДАШИ КАРАНДАШИ СНЕГОВИК СНЕГОВИК ЛАМПА ЛАМПА ШКАТУЛКА ШКАТУЛКА СНЕЖИНКА СНЕЖИНКА ГНЕЗДО ГНЕЗДО<\p>
4 ЖИВЫЕ ТЕЛА<\p>
5 ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ ДЫШАТ ОСТАВЛЯЮТ ПОТОМСТВО ПИТАЮТСЯ РАСТУТ УМИРАЮТ СТАРЕЮТ ИМЕЮТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОБМЕН ВЕЩЕСТВАМИ МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ<\p>
6<\p>
7 Тела живой природы называют – организмами. Задание: Приведите примеры живых организмов. Задание: Приведите примеры живых организмов. Как вы думаете, почему перечисленные тела – организмы? Как вы думаете, почему перечисленные тела – организмы? По каким признакам – свойствам можно определить, что данные тела природы – это организмы? По каким признакам – свойствам можно определить, что данные тела природы – это организмы?<\p>
8 Все они: дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают<\p>
9 Одуванчик лекарственный ДышитПитается Растет Размножается Стареет Умирает<\p>
10 Выводы: Все рассматриваемые организмы отличаются по внешнему виду, местом обитания, у них разное питание, по – разному происходит размножение, но между ними есть большое сходство: все они являются телами живой природы. Все рассматриваемые организмы отличаются по внешнему виду, местом обитания, у них разное питание, по – разному происходит размножение, но между ними есть большое сходство: все они являются телами живой природы. Это организмы, имеющие одинаковые свойства. Это организмы, имеющие одинаковые свойства. И этими свойствами живые организмы отличаются от тел неживой природы. И этими свойствами живые организмы отличаются от тел неживой природы.<\p>
11 Характеристика признаков живых организмов:<\p>
12 Дыхание<\p>
13 Питание хищники растительноядные Разнообразное<\p>
14 Рост и развитие живых организмов<\p>
15 Любой живой организм состоит клеток.<\p>
16 Клетка – структурная единица всех организмов ( т.е. является кирпичиком любого живого организма) Клетка – структурная единица всех организмов ( т.е. является кирпичиком любого живого организма)<\p>
17 Обмен веществами организма с окружающей средой<\p>
18 РАЗМНОЖЕНИЕ – это свойство живых организмов, оставлять после себя потомство<\p>
19 Все организмы в конечном итоге стареют и умирают<\p>
20 Выводы: Итак, живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, умирают, у них происходит обмен веществами, которые связывают организм с окружающей средой. Итак, живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, умирают, у них происходит обмен веществами, которые связывают организм с окружающей средой. Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы. Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы. После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы. После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы.<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/659451
Биология — наука о живой природе
С детства мы знакомимся с животным и растительным миром. И часто задаём себе много вопросов, как всё устроено. А для того чтобы понять все моменты, нам необходимы дополнительные знания. Наука биология даёт ответы на все эти вопросы, и на многие другие.
Биология ─ откуда пошло это название? От греческих слов: βίος означает «жизнь», а λόγος ─ «учение». Значит, биология — это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Биология изучает, как устроены организмы, как работают те или иные органы, как все растёт, развивается, размножается, откуда происходят организмы и почему они обитают в тех или иных местах на Земле. И многое, многое другое.
Изучить все области биологии сразу трудно. Поэтому выделяют ряд самостоятельных наук и направлений.
Например, наука вирусология изучает вирусы, микробиология занимается изучением микроорганизмов, микология — это наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.
Каждая из этих дисциплин ещё делится на ряд наук. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.
Биологические науки тесно связаны с физикой, химией, математикой, географией. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для нахождения ответов на все поставленные вопросы.
Наиболее общими методами исследования биологии являются: наблюдение (позволяет описать биологические явления), ещё один метод ─ сравнение (оно даёт возможность найти что-то в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях), моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать), исторический метод (позволяет познать процессы развития живой природы).
Итак, вы поняли, что биология — предмет не простой, но очень интересный, так как он приоткрывает завесы многих тайн, которыми интересовался человек с давних времён.
Ответы на сложнейшие вопросы человек находил не сразу. Биология развивалась постепенно. В разных уголках планеты в разные века учёные делали величайшие открытия. Их накопленный опыт дошёл и до нас. И теперь мы с вами изучив биологию, сможем ответить на многие вопросы.
А с открытием микроскопа в науке произошли кардинальные изменения. Человеку открылся тайный, неведомый мир.
С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Микроскоп, как нередко говорят учёные, «сделал доступным наблюдению новый мир». Микроскопические наблюдения, после открытия живой клетки заставили резко изменить взгляд на природу материи.
История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.
Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.
В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущихся живых организмов.
Давайте и мы познакомимся с микроскопическим миром.
Заглянем внутрь арбуза, лимона, лука и томата. Вот спелый арбуз — излюбленная многими ягода. Почему ягода?
С точки зрения ботаники (науки о растениях), ягода — это сочный многосемянный плод. Если у плода есть сочная мякоть и внутри него много семян — можете не сомневаться, это — ягода (смородина, крыжовник, виноград, например).
Если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков — это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.
Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры. Это клеточная стенка, ядро в котором заключена большая часть наследственного материала. Цитоплазма ─ полужидкое содержимое клетки.
Также мы наблюдаем вакуоль. Сок, который содержится в плодах, сосредоточен именно в вакуолях растительной клетки. Мы откусываем кусок арбуза, повреждая при этом вакуоль, и его содержимое — клеточный сок ─ вытекает наружу.
Рассмотрим под микроскопом кожицу лука. Для этого приготовим микропрепарат. Для начала возьмём чистое предметное стекло. Протрём его чистой салфеткой, чтобы на неё не было разводов и отпечатков пальцев. Теперь нанесём на предметное стекло 1−2 капли воды. Возьмём луковицу и разрежем её вдоль, снимем наружные чешуи.
При помощи пинцета осторожно снимем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положим кусочек кожицы в каплю воды. С помощью пинцета поверх поместим покровное стекло. Рассмотрим микропрепарат под микроскопом.
Для того чтобы клеточные структуры были хорошо видны, окрасим микропрепарат раствором йода. Добавим 1 каплю йода на край покровного стекла. Теперь рассмотрим окрашенный препарат сначала при малом увеличении. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой. Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.
Мы видим плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное полужидкое содержимое — цитоплазма (окрашенная йодом). В цитоплазме находится небольшое плотное ядро.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.
А каковы клетки лимона? Посмотрим на них в микроскоп. Для этого сделаем тонкий срез мякоти и положим его в каплю воды на предметное стекло.
Клетки лимона жёлтые благодаря пигментам. Именно пигменты окрашивают организмов в различные цвета. Клеточный сок лимона богат лимонной, аскорбиновой и яблочной кислотами, оттого он такой кислый.
А вот микропрепарат мякоти томата. Он имеет красный цвет ─ также за счёт пигментов.
Клетки томата имеют те же клеточные структуры, что и предыдущие рассмотренные нами клетки.
Вам интересно, каковы клетки зелёного растения под микроскопом?
Посмотрим на лист элодеи. Элодея — это водное растение. Оно пускает длинные, сильно разветвлённые стебли, растущие чрезвычайно быстро и достигающие нередко длины более двух метров.
При малом увеличении мы наблюдаем зелёные округлые структуры. Это хлоропласты. Именно благодаря этим небольшим тельцам растения в присутствии света способны вырабатывать кислород, который необходим для нашего с вами существования.
При большом увеличении мы видим, что хлоропласты движутся. На самом деле это движется цитоплазма. Благодаря этому происходит распределение важных веществ внутри клетки.
Посмотрим на кожицу листа примулы. Что мы видим? Какие-то округлые поры. Действительно, это поры листа, в ботанике их называют «устьица», они находятся на нижнем или верхнем слое кожицы листа растения, через них происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Попробуем рассмотреть под микроскопом не только растительный мир, но и животный. Это проба, взятая в озере. Возьмём каплю воды с её дна и нанесём на предметное стело.
Вот амёба обыкновенная. Это маленький (0,2−0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.
Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.
Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу. Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.
А сейчас мы ответим на вопросы, которые были заданы нами в начале урока.
Почему цветы цветные, а листья зелёные?
Дело в том, что у листьев и цветов разные задачи. Листья зелёные за счёт хлорофилла. Мы видели его в микроскоп, на микропрепарате элодеи.
Цветы растений служат для продолжения рода. Они имеют яркую окраску для привлечения к себе насекомых и других животных, которые способствуют размножению, перенося пыльцу от одного растения к другому.
Сладкий аромат цветов также привлекает насекомых и животных. Этот запах исходит от нектара — богатого сахарами сока. Он является основным продуктом питания для многих насекомых.
Существуют также растения, которые может опылять только один-два вида насекомых. Например, клевер «дружит» лишь с пчёлами и шмелями — строение его цветка специально приспособлено под их хоботки.
Следующий вопрос: почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску?
На фоне ярких цветов пчёлы могут быть замечены насекомоядными животными. Поэтому их окрас предостерегающий, яркий, резко контрастирующий с окружающим фоном. Их яркая гамма приобретает, таким образом, общепонятное условное значение: «Не трогать — ядовито!»
Предостерегающая окраска свойственна и другим насекомым. Например, божьи коровки также яркие, красные, с чёрными пятнами. Если вы брали их в руки, то наверняка замечали, что они выделяют оранжевый секрет, он ядовит. Поэтому птицы их не склёвывают.
Чем питается ёжик и почему он такой колючий?
Все из вас видели картинки, где ёжики тащат на своих иголках яблоки. Яблоки ежи едят, но не так часто, как принято это считать.
Обыкновенный ёж поедает жуков, червей, личинок, слизней и улиток, и других организмов.
Глубокой осенью ёжики прячутся в норы, зарываются в листья и впадают в зимнюю спячку. На спине, боках и голове ёжика имеются иглы. У обыкновенного ежа они короткие, не более 3 см. И если бы не острые иголки, покрывающие спину и бока ежа, он быстро бы стал лакомой добычей какого-нибудь хищника.
В случае опасности ёж сворачивается плотным клубком, прикрывая бронёй из острых игл ноги, морду и живот. Единственным животным, представляющим для ежа реальную опасность, является барсук: своими длинными когтями он может развернуть колючий шар и добраться до не защищённого иглами брюха.
Источник: https://videouroki.net/blog/biologhiia-nauka-o-zhivoi-prirodie.html
Биология и медицина
Живые организмы и тела неживой природы состоят из одних и тех же химических элементов. В клетках живых организмов обнаружено свыше 60 элементов периодической системы.
Сходство органического и неорганического мира на атомном уровне указывает на связь и единство живой и неживой природы.
И вместе с тем в силу качественного своеобразия живого мы без труда одни тела относим к живым, другие – к неживым.
К свойствам живого обычно относят: обмен веществ, способность к росту, индивидуальному развитию, воспроизведению себе подобных, способность к эволюционному развитию, раздражимость, подвижность. Наличие лишь некоторых из этих свойств не является, однако, достаточным для определения жизни.
Ледник или река характеризуются ростом, подвижностью, обменом веществ, развитием, но они не способны к воспроизведению себе подобных. В насыщенных растворах при внесении туда кристалла идет образование новых кристаллов, подобных внесенному.
Однако кристаллы нельзя отнести к живым телам, так как, несмотря на способность к воспроизведению, они не могут эволюционировать – форма кристаллов определяется строением из атомов и не может изменяться. Звезды, планеты, звездные системы (галактики) рождаются, стареют и умирают, т.е.
эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды, но эти новые образования не будут подобны исходным. С другой стороны, мы, не задумываясь, к живому относим растения, хотя подвижность многим из них не свойственна.
Таким образом, лишь комплекс свойств: раздражимость, обмен веществ, способность к росту, индивидуальному и историческому развитию, воспроизведению себе подобных – может считаться необходимым и достаточным для определения жизни.
Основываясь на важнейших признаках живого, известных науке конца XIX в., Ф. Энгельс дал определение жизни, ставшее классическим: “Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка”.
Только в 50-х годах нашего столетия стало ясно, что жизнь связана не только с белками, но и с нуклеиновыми кислотами – носителями наследственной информации.
Исходя из определения жизни Ф. Энгельсом, некоторые ученые были склонны считать живыми уже единичные молекулы белка. Но нельзя согласиться с этой точкой зрения, так как белки не обладают способностью к самовоспроизведению и обмену веществ. Следовательно, образование белка в результате химического процесса не равносильно возникновению жизни.
Свойством воспроизведения себе подобных обладают нуклеиновые кислоты и даже отдельные фрагменты молекулы ДНК.
Можно ли их считать носителями жизни? Экспериментально доказано, что самокопирование ДНК и реализация заключенной в ней информации происходит только при наличии ферментов, источников энергии – молекул АТФ, воды и других соединений, а также при условии изоляции реакций от среды и связи с окружающим миром. Очевидно, отдельные молекулы нуклеиновых кислот тоже не являются живыми.
Ссылки:
- ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
- КРИТЕРИИ ЖИВОГО
Источник: http://medbiol.ru/medbiol/evol/0003ccf3.htm
Движение живых организмов
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.
Движение одноклеточных организмов
Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные водоросли и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч.
Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. Амеба обыкновенная движется с помощью временных выростов — ложноножек.
Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.
Движение растений и грибов
Растения и грибы, в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста.
Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке побега, очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды.
Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света — вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.
Движение животных
В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы — скелет.
У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям.
Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.
Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей.
У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности.
Крылья бабочек и других насекомых — это выросты покровов.
Источник: http://ebiology.ru/dvizhenie-zhivyx-organizmov/