Движение воздуха – биология

Движение воздуха

Скорость движения атмосферного воздуха колеблется в значительных пределах и может достигать более 30 м/с во время бурь, метелей и ураганов.

Направление ветра определяется точкой горизонта, откуда дует ветер, и обозначается в румбах в соответствии с назва­ниями сторон света: север (С), юг ), восток (В) и запад (З). Кроме главных румбов направление ветра обозначают также дополнительными, или промежуточными, румбами: северо-восток (СВ), юго-восток (ЮВ), юго-запад (ЮЗ) и т. д.

Направление ветра меняется в течение суток и года, при­чем в каждом пункте есть известная повторяемость или час­тота направления ветра по точкам горизонта.

Роза ветров – графическое изображение повторяемости направления ветра в том или ином пункте называют (рис. 1). Составляют ее на основании определения направления ветра за большой промежуток времени (несколько лет), а иногда исходят из месячных и сезонных данных.

Роза ветров строится путем откладывания от центра на линии румбов отрезков в определенном масштабе, соответс­твующих числу ветров за период наблюдений. Концы отрезков соединяются прямыми линиями. Штиль (отсутствие ветра) изображается окружностью в центре розы ветров. Радиус окружности должен соответствовать числу штилей.

Рис.1. Роза ветров

Направление господствующих ветров учитывают при выбо­ре места и планировке животноводческих предприятий, лаге­рей и стойбищ для животных.

Аэрорумбограммой – графическое изображение направлений воздушных пото­ков внутри помещения. Она отражает схему распределения приточного и вытяжного воз­духа по горизонтали и вертикали. При помощи ее определя­ют непродуваемые и закольцованные зоны воздушной среды (аэростазы ).

В помещениях воздух находится в беспрерывном и неравномерном движении. Скорость движения воздуха и его направление зависит от вентиляционных сооружений, ворот и окон.

Ветер как фактор погоды оказывает косвенное и прямое влияние на организм животного. Чем выше скорость дви­жения воздуха, тем быстрее происходит смена его слоев, непосредственно прилегающих к коже. В связи с этим зна­чительная скорость движения воздуха оказывает большое влияние на теплообмен организма.

Это выражается в уве­личении теплопотерь путем конвекции и испарения. Поэтому при высоких температурах перемещение воздуха облегчает процесс терморегуляции. В жаркое время года ветер спо­собствует повышению теплоотдачи.

При низкой температу­ре большая подвижность воздуха является неблагоприятным фактором, вызывающим переохлаждение животных.

Движение воздуха как фактор, оказывающий влияние на общее состояние животного и его реактивность, не имеет самостоятельного значения, а выступает в сочетании с тем­пературой и влажностью воздушной среды, вызывая те или иные изменения в теплообмене организма с внешней сре­дой. Большая подвижность воздуха при низкой температуре и высокой влажности способствует проявлению гипотермии, предрасполагает к респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям, приводит к снижению продуктивности и пере­расходу кормов.

Сочетание низкой температуры, высокой влажности и сильного ветра может привести к значительному переохлаж­дению животных, вплоть до их гибели (рис. 2). В Кустанайской области 22 апреля 1970 г.

утром начался дождь, кото­рый затем перешел в снег, резко понизилась температура, что сопровождалось ураганным ветром.

В результате в этот день от резкого переохлаждения погибло значительное число животных, в частности, овцы (целые отары) и крупный рога­тый скот, которые находились на пастбище.

Рис.2. Влияние температуры, влажности и движения воздуха на продуктивность и резистентность животных (сплошная стрелка обозначает высокий уровень, а пунктирная – низкий уровень)

При скорости менее 0,15 м/с (минимальная величина скорости воздуха для всех видов животных и птицы) воздух хотя и омывает зону размещения животных, но не успевает уносить с собой постоянно выделяемые вредные вещества.

Помимо того создаются локальные застойные воздушные зоны, в которых накапливаются вредные выделения. Наблю­дается зональность температур в горизонтальной плоскости, а также значительный перепад температур по высоте.

Сле­довательно животные находятся в неравноценных условиях, отсюда и неравномерная их продуктивность.

В летнее время умеренно повышенная подвижность воз­духа действует на животных благоприятно, предохраняя от перегревания, и таким образом способствует повышению резистентности и продуктивности животных. В таких случаях движение воздуха является положительным фактором.

Очень сильные ветры при высокой температуре и сухом воздухе (суховеи) способствуют выгоранию растительности, насыщают воздух пылью, вызывают у животных сильное пото­отделение и испарение, жажду, снижение аппетита, запоры и понижение продуктивности.

В зависимости от вида и возраста сельскохозяйствен­ных животных установлена оптимальная скорость движения воздуха в животноводческих помещениях, которая

в зимний период должна составлять 0,1-0,5 м/с,

в переходный период – 0,2-0,5 м/с,

в летний период – 0,3-1,2 м/с.

Источник: https://studlib.info/biologiya/2194966-dvizhenie-vozdukha/

Движение воды в растениях

Основным источником влаги является вода, находящаяся в почве, и основным органом поглощения воды в растение — корневая система. Роль этого органа, прежде всего, заключается в том, что благодаря огромной поверхности обеспечивается поступление воды в растение из большего объема почвы.

Сформировавшаяся корневая система представляет собой сложный орган с хорошо дифференцированной внешней и внутренней структурой. Корневая система имеет поглощающую или всасывающую зону – это зона корневых волосков.

Поступив в клетку корневого волоска, вода становится частью живой системы – клетки растения – и подчиняется закономерностям, действующим в живой клетке.

Передвижение по растению определяется двумя основными двигателями водного потока в растении: нижним двигателем водного потока или корневым давлением, верхним двигателем водного потока или присасывающим действием атмосферы.

Основной силой, вызывающей поступление и передвижение воды в растении, является процесс транспирации, в результате которого возникает градиент водного потенциала. Градиент водного потенциала между клеткой и окружающим пространством создает движущую силу потока воды через мембрану.

Если окружающая клетку среда представляет собой гипертонические, более концентрированные, чем клеточный сок, растворы, то вода станет выходить из клетки наружу. Это приведет к потере тургора клеткой, отделению плазмалеммы от клеточной стенки и обособлению протопласта – явлению плазмолиза.

Механизм, обеспечивающий поднятие воды по растению за счет корневого давления, – носит название нижнего концевого двигателя водного тока.

Корневое давление создается при переходе воды из коры корня в сосудистую систему корня при прохождении воды через пропускные клетки перицикла, из которых вода под давлением как бы впрыскивается в сосуды ксилемы. Доказательством этого служат явления гуттации и «плача растений».

Вода, поглощенная корневыми волосками и другими клетками эпидермиса, из клеток внешней части корня перемещается к ксилеме, занимающей центральную часть корня. Главным путем диффузии воды во внешней части корня служит аполаст — непрерывная совокупность клеточных стенок.

Однако в эндодерме (цилиндрическом слое клеток, окружающем проводящую ткань) свободная диффузия по клеточным стенкам наталкивается на преграду — водонепроницаемый пробковый слой пояска Каспари. Вода должна изменить здесь свой путь и пройти сквозь мембрану и протопласт клеток эндодермы, играющей, таким образом, роль осмотического барьера между корой корня и его центральным цилиндром.

У однодольных пробковеют также и внутренние тангенциальные стенки клеток, но эти стенки пронизаны порами, по которым, как по каналам, может проходить вода. По ксилеме вода поднимается в надземные части растения. Ксилема состоит из нескольких типов клеток. Вода движется в ней главным образом по сосудам и трахеидам.

И те и другие клетки прекрасно приспособлены для этой цели: они вытянуты в длину, лишены живого содержимого и внутри полые, т. е. это как бы трубки для воды. Одревесневшие вторичные клеточные стенки достаточно прочны на разрыв, чтобы выдерживать огромную разность давлений, возникающую при подъеме воды к вершинам высоких деревьев.

Торцевые, а иногда и боковые стенки члеников сосудов перфорированы; сосуды, состоящие из соединенных конец в конец члеников, образуют длинные трубки, по которым легко проходит вода с растворенными в ней минеральными веществами.

В трахеидах нет перфораций, и вода, для того чтобы попасть из одной тра-хеиды в другую, должна пройти через их торцевые стенки; однако трахеиды — очень длинные клетки, а потому и эта конструкция достаточно хорошо приспособлена для проведения воды. У цветковых растений есть и сосуды, и трахеиды; у более примитивных форм сосудов, как правило, нет.

Листовые жилки, состоящие из тяжей ксилемы и флоэмы, образуют в листе настолько густую сеть, что любая его клетка оказывается достаточно близко от источника воды. Из ксилемы вода диффундирует в стенки клеток мезофилла. Таким образом, вода в жидкой фазе заполняет весь путь от почвы — через корень и стебель — до клеток мезофилла в листе.

Суммарный поток воды направлен всегда в сторону меньшего водного потенциала, т. е. максимален в почве, несколько ниже в клетках корня и самый низкий в клетках, примыкающих к эпидермису листа. Малая величина показателя в этих последних клетках объясняется главным образом испарением воды с поверхности листа.

Вода переходит из растения в окружающий воздух главным образом в парообразном состоянии. В мезофилле листа имеются обширные межклеточные пространства, и каждая клетка мезофилла хотя бы одной своей стороной граничит с таким межклетником. Вследствие испарения воды с влажных клеточных стенок воздух в межклетниках насыщен водяными парами, и часть этих паров теряется — выходит наружу. Поскольку у большинства растений клетки эпидермиса покрыты воскообразной водонепроницаемой кутикулой, водяные пары выходят из листа в атмосферу главным образом через устьица.

Гуттация – это выделение капельно-жидкой влаги листьями через гидатоды в условиях затрудненного испарения. Плач растения – это вытекание пасоки (воды с растворенными в ней минеральными веществами, находящейся в ксилеме) из стеблей растений со срезанными побегами.

Гуттация обычно имеет место в условиях высокой влажности воздуха, когда «выключен»верхний концевой двигатель водного токатранспирация – физиологический процесс испарения воды надземными органами растений. Он осуществляется в основном из листьев через устьица и кутикулу.



Источник: http://biofile.ru/bio/4586.html

Движение воздуха. Ветер : Биология

Цели:

1. Обучающая:

  • сформировать учащихся представление о движении воздуха;
  • выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
  • продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.

2. Развивающая:

  • развивать умения составлять графики, работать с таблицами, устанавливать
  • причинно – следственные связи;
  • развивать память, познавательный интерес к предмету, к природе родного края .
Читайте также:  Достижения селекции - биология

3. Воспитывающая:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся.

Тип урока:

Урок новых знаний.

Междисциплинарные связи

: география.

Раздаточный материал:

  1. Маршрутный лист “Привалы”.
  2. Шкала Бофорта.
  3. Сигнальная карточка для тренинга.

Наглядность.

  1. Таблица “Бриз”.
  2. Рисунок гор, выполненный мелом на доске.
  3. Плакаты
    1. отрывок из стих. Р. Шмакова.
    2. отрывок из сказки А.С. Пушкина.
    3. схема движения воздуха.

  4. Карточки с новыми терминами:
    • ураган
    • смерч
    • тайфун
    • торнадо
    • муссон
    • бриз
    • флюгер
  5. Схематичные изображения проявления эмоций.
  6. Физическая карта России.

I. Организационный момент

II. Эмоциональный настрой

Добрый день, ребята!

У нас сегодня необычный урок. Необычный, потому что к нам на урок пришли гости, я надеюсь на Вас, ребята, что вы будите активными и внимательными на уроке.

III. Активизация познавательной деятельности

Начнем наш урок. Урок-игру “Восхождение”, восхождение к новым знаниям.

Внимание! Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Итак, тема урока: Движение воздуха. Ветер.

– Что такое ветер? Движение воздуха?

Ребята, чтобы нам узнать о силе, скорости, направлении ветра, а также о видах и его значении, мы отправимся в путешествие, и будем покорять вершину горы Белухи.

– Ребята, где находится гора Белуха?

– Гора Белуха находится в наших Алтайских горах. Ее высота 4506 м.Вот какой высоты мы должны достичь.

Сегодня на уроке мы с вами туристы, а туристам надо знать очень много.

Настоящему туристу нужны:

  • немалая физическая сила,
  • выносливость,
  • смелость,
  • настойчивость.

Живут они в палатках, сотни километров проходят пешком, с тяжелыми рюкзаками карабкаются по кручам и главный закон их жизни:

  • дружба,
  • выручка,
  • верность.

Эти качества пригодятся и Вам.

Перед вами маршрутный лист с указанием привалов, где мы будем делать остановки.

“Привалы”

1. Движение воздуха.

2. Характеристика ветра:

  • сила,
  • скорость,
  • направление.

3. Виды ветров:

  • ураган (тайфун),
  • смерч (торнадо),
  • муссон,
  • бриз.

4. Значение ветра:

  • в природе,
  • в жизни человека.

IV. Актуализация знаний

Мы с вами находимся у подножия горы, чтобы начать восхождение необходимо проверить свою готовность.

Фронтальный опрос.

1. Вспомните внешние оболочки Земли. Как они называются?

(Земная кора – литосфера, водная оболочка – гидросфера, воздушная оболочка – атмосфера, оболочка, заселенная живыми организмами – биосфера)

2. Перечислите постоянные компоненты воздуха.

(Азот, кислород, углекислый газ, инертные газы, пары воды и примеси.)

3. Какие примеси вы знаете?

(Естественные (природные) –пыль, песок, вулканический пепел. Искусственные (загрязнители) – сернистый газ, угарный газ, фреоны, оксиды азота.)

4. Какими свойствами обладает воздух?

(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).

Молодцы! Все готовы! В путь, ребята!!!

V. Изучение нового материала

Мы, ребята, не одни совершаем восхождение, с нами идет старший инструктор по туризму – учитель географии, он поможет нам преодолеть трудности, которые встретятся на нашем пути.

Привал “ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА”

(Знакомство с учителем географии; рассказ учителя о движении воздуха с использованием плаката “Движение воздуха”).

Учитель географии

– Здравствуйте, ребята, мне очень приятно с вами познакомиться и вместе с вами совершить восхождение! На следующий год, на уроках географии мы с вами будем встречаться чаще и познакомимся еще ближе. А сейчас – в путь!

– Представим, ребята, у нас на пути – лесная поляна, а рядом смешанный лес. Ярко светит солнышко, погожий летний день, как вы думаете, какой участок земли прогреется лучше – открытый луг или земная поверхность?

Верно, ребята, открытая поляна прогреется лучше, температура здесь высокая, нагревшийся от земли теплый легкий воздух поднимается вверх, он почти не оказывает давления на земную поверхность, поэтому давление здесь будет низкое.

В лесу же, где земная поверхность слабее, температура ниже, воздух более тяжелый, следовательно, давление воздуха выше.

И вот, воздух, стремясь, уравновесится, начинает перемещаться из области высокого давления в область низкого. Вот такое горизонтальное перемещение воздуха над поверхностью Земли называется – ветром.

Итак, внимание, еще раз проследим последовательность образования ветра (цепочку):

  • Разница в нагревании участков земной поверхности;
  • Разница в давлении;
  • Образование ветра.

Ребята, первый этап пути мы преодолели, привал наш называется – “Движение воздуха” (учитель прикрепляет табличку на рисунке горы). В своих маршрутных листах обведите кружочком первый привал

Учитель биологии

Привал “характеристика ветра

– Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).

В маршрутном листе на втором привале “Характеристика ветра” определите характерный признак слов:

  • могуч – сильный – сила;
  • гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
  • всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.

– Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала Бофорта по этой таблице измеряется сила и скорость ветра.

Обратите внимание!

В первой колонке показано, что сила ветра измеряется в баллах от 0 до12б.

Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.

Самый разрушительный ветер – ураган имеет силу 12б.

Итак, ветер дует с различной силой. Сила ветра определяется по 12-ти бальной шкале.

Из второй колонки видно, что скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) или км/ч.

Запомните! Сем больше скорость ветра, тем больше его сила

Работа с таблицей “Шкала Бофорта”.

– Найдите и прочитайте характеристику сильного ветра.

Ветер может дуть с разной силой, скоростью и иметь определенное направление.

Среди нас есть ребята, которые во внеурочное время под руководством учителя географии занимались исследовательской, поисковой и практической работой, изучая направления ветра (групповая работа). Им – слово!

Учащиеся:

  • показывают вычерченный ими график “Роза ветров”;
  • рассказывают, как они его вычерчивали;
  • делают вывод, какие ветра преобладают в нашей местности;
  • показывают флюгер;
  • рассказывают принцип его работы и назначение.

Физ. минутка.

Привал

виды ветров”.

(Работа с дополнительной справочной литературой)

– В классе у нас есть любознательные ребята, которые самостоятельно изучали материал по данному вопросу.

Рассказы учащихся:

1 ученик – об урагане;

2 ученик – о смерче;

– А кто знает, ребята, что такое – бриз, муссоны?

– Как здорово, что с нами путешествует учитель географии, он нас и выручит!

Учитель географии

– Ребята, бриз и муссоны – это тоже ветра, вернее — виды ветров. Бриз, в переводе с французского языка означает легкий ветер. Этот ветер образуется на берегу морей и больших озер.

– Вы уже знаете, что поверхность суши и воды нагревается по разному. В летний день поверхность суши нагревается сильнее, теплый воздух расширяется и становиться легче.

Следовательно, температура здесь высокая, давление низкое. Над водоемом воздух холоднее, значит тяжелее.

Поэтому воздух начинает перемещаться из области высокого давления в область низкого, подул ветер с моря, такой ветер называется дневной бриз.

Ночной бриз наоборот будет дуть с суши, т.к. вода охлаждается медленнее и воздух над ней будет теплее.

Итак, ребята, бриз – это ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки, днем и ночью.

Но существует еще другой ветер – муссон.

Муссон – это ветер, меняющий свое направление 2 раза в год, зимой и летом

.

Зимой муссон дует с суши на море, летом с моря на сушу.

Летом суша быстро прогревается, и, давление воздуха над ее поверхностью падает. В это время более прохладный морской воздух начинает перемещаться на сушу, зимой – все наоборот.

На территории нашей страны муссоны наблюдаются на Дальнем Востоке, на побережье Тихого океана. (Показ территории на физической карте России)

Привал “значение ветра”.

Выступление экспертной группы учащихся.

1-ое выступление – “Значение ветра в природе”.

2-ое выступление – “Значение в жизни человека”.

VI. Закрепление

– Нам осталось еще немного, еще чуть-чуть, чтобы покорить вершину. Мы должны пройти испытание под названием “ветер”.

1. Испытание “Спящий опрос”

Руки положите на парту, голову на руки, глаза закрыли.

Я буду читать тест-утверждение, если вы согласны с утверждением – поднимаете руку.

(Помощник учителя биологии, учитель географии, он кладет жетоны ученикам, ответившим неправильно. У кого нет жетонов по результатам опроса – получает “5”, чем больше жетонов – тем ниже оценка).

Итак, внимание!

  • Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.
  • Ураган еще называется тайфуном.
  • Чем меньше скорость ветра, тем больше его сила.
  • Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнению.
  • Смерч такой же вихрь, как и ураган.
  • В США смерчи называют торнадо
  • (Результат работы озвучивает учитель географии).

2. Дополнить предложения

  • К характеристике ветра относятся сила, направление и —————? (скорость)
  • Сила ветра измеряется в баллах, а скорость———————–? (м/сек; км/ч)

3. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.

  1. Образование ветра.
  2. Разница в нагревании участков суши.
  3. Разница в давлении.

(Ответ написать на сигнальных карточках цифрами, т.е.цифровая последовательность).

Самопроверка: ( 2 – 3 – 1 )

4. Используя природный материал, бумагу, кубики, носовые платочки изобразить, используя таблицу “Шкала Бофорта”:

  • Крепкий ветер;
  • Умеренный ветер;
  • Сильный шторм;
  • Легкий ветер.

5. Последнее испытание.

Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой дул ветер?

Ура!!! Мы достигли вершины горы Белухи. Похлопаем, ребята! Трудности все позади. Тернистым, трудным был остаток пути, трудно передвигаться было особенно по ледникам. Но вы, ребята, сегодня были молодцы!

Оценки за урок!

VII. Итог. Вывод по уроку

Что вы узнали сегодня на уроке? (Передача “волшебной палочки”). Вам понравился урок? А что именно понравилось?

VIII. Домашнее

задание

Выполнить творческое задание. Написать стихи, сказку о ветре.

IX. Рефлексия

– На сигнальных карточках напишите, с каким настроением вы уходите с урока?

(Работа со схематичными изображениями проявления эмоций)

1 – радость

2 – отвращение

3 – удивление

4 – печаль

5 – гнев

6 – страх

Я рада, что ваше настроение соответствует изображению под номером один.

Спасибо за урок!

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/508869501.php

Движение воздуха

Движение атмосферного воздуха происходит вследствие неравномерного нагревания земной поверхности солнцем. Благодаря этому возникает разница в величинах температуры и давления на различных участках земной поверхности, чем и обусловливаются перемещения воздушных масс как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (ветры).

Местное нагревание или охлаждение суши в любом участке земного шара сопровождается соответственно понижением или повышением давления, приводит к образованию сравнительно кратковременных, но мощных воздушных течений, так называемых циклонов и антициклонов.

В центре циклона нагретый воздух поднимается в верхние слои атмосферы, где он охлаждается и движется к периферии. В то же время внизу от периферии к центру направляются более холодные слои воздуха, которые движутся против часовой стрелки вихреобразно вследствие вращения земли вокруг своей оси.

В результате такой циркуляции атмосферного воздуха, захватывающей при своем перемещении огромные пространства земной поверхности, сила ветра в циклонах может достигнуть больших величин и привести к катастрофическим последствиям. Погода, как правило, становится пасмурной и сопровождается выпадением атмосферных осадков.

Противоположная картина имеет место при антициклонах, сопровождающихся обычно сухой и ясной погодой.

Помимо циклонов и антициклонов, на земной поверхности встречаются различные местные ветры.

К ним относятся бризы — периодические ветры, образующиеся вследствие разницы температур на суше и воде; они дуют днем с моря на сушу, а ночью в обратном направлении; горные ветры, происхождение которых объясняется неравномерным нагревом склонов гор и долин, вследствие чего образуются восходящие воздушные потоки днем снизу вверх, ночью в обрат ном направлении; фен — очень сухой и теплый ветер, образующийся в горных районах и губящий растительность
Движение воздуха принято характеризовать направлением и скоростью. Направление определяют в румбах и обозначают той точкой горизонта, откуда дует ветер (север юг, запад, северо-восток, юго-запад и т. д.). Скорость измеряется длиной пути, пройденного ветром в единицу времени (метры в секунду). Прибор, с помощью которого устанавливают направление ветра, называется флюгером; для определения скорости движения воздуха служит анемометр.

В гигиенической практике важное значение имеет роза ветров. Так как для каждой местности характерна известная повторяемость направления ветра, то представляется возможным для обозначения этой повторяемости построить специальный график, характеризующий наиболее часто встречающееся, т. е. преобладающее, направление.

Для этой цели на соответствующих линиях румбов откладывают отрезки, длина которых обозначает количество повторений направления ветра в процентах к общему числу всех ветров за период наблюдения (год, сезон, месяц). Концы этих отрезков соединяют прямыми линиями, получая таким образом график, характеризующий господствующие в данной местности ветры (рис. 5).

Гигиеническое значение розы ветров заключается в том, что она дает возможность получить наглядное представление о господствующих в данном районе ветрах и в соответствии с этим планировать строительство жилых кварталов, детских учреждений, больниц, санаториев и др.

Рациональное размещение их по отношению к промышленным предприятиям предохраняет эти объекты от отрицательного влияния ветров, приносящих с собой различные атмосферные загрязнения (пыль, дым, вредные газы и пр.).

Рис. 5. Роза ветров с преобладающим северо-западным направлением ветра.

Движение воздуха в наружной атмосфере имеет существенное значение с гигиенической точки зрения. Роль ветров заключается прежде всего в том, что благодаря перемешиванию воздушных масс происходит перенос тепла, холода и влаги из одних районов в другие, чем обусловливается смена погоды. Ветры усиливают испарение влаги с поверхности водных пространств, увлажненной почвы и т. п.

, а также способствуют проветриванию населенных мест и освобождению атмосферы от вредных примесей (самоочищение воздушной среды). Влияние движения воздуха на организм заключается в том, что оно как при высоких, так и при низких температурах в большинстве случаев усиливает теплоотдачу.

Но при высоких температурах это повышение теплоотдачи улучшает самочувствие, а при низких играет отрицательную роль, способствуя переохлаждению, что может резко понизить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Неблагоприятной представляется также роль больших скоростей движения воздуха в закрытых помещениях (сквозняки).

Однако слабые токи воздуха (допустимыми считаются скорости до 0,4—0,5 м/сек) приносят существенную пользу, так как они способствуют поддержанию теплового комфорта.

Источник: http://www.medical-enc.ru/gigiena/dvizhenie-vozduha.shtml

Презентация, доклад на тему Ветер-движение воздуха – скачать

Слайд 1
Описание слайда:

Ветер-движение воздуха Гонтаренко Елена Анатольевна Учитель биологии ГБОУАО «СКШИ №2 для детей-сирот с ОВЗ VIII вида»г.Астрахани

Слайд 2
Описание слайда:

Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? -Что такое ветер? -Причины образования ветра. -Виды ветров. -Как определить направление и силу ветра? -Значение ветра.

Слайд 3
Описание слайда:

Образование ветра

Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:

Бриз — это ветер, который два раза в сутки меня­ет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем. Бриз — это ветер, который два раза в сутки меня­ет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем.

Слайд 7
Описание слайда:

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море.

Слайд 8
Описание слайда:

Начинаем эксперимент Оборудование -2 тарелки. Вода,песок. Покажите бриз и самум

Слайд 9
Описание слайда:

Разбираем стихотворение А.С.Пушкина

Слайд 10
Описание слайда:

Направление ветра — это направление, откуда он дует.

Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:

Другие способы определения направления ветра:

Слайд 13
Описание слайда:

Скорость ветра

Слайд 14
Описание слайда:

Значение ветра в природе и в жизни человека

Слайд 15
Описание слайда:

Участвует в образовании и перемещении облаков

Слайд 16
Описание слайда:

Развеивает загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями

Слайд 17
Описание слайда:

Из ветра получают электроэнергию

Слайд 18
Описание слайда:

Способствует возникновению океанических течений

Слайд 19
Описание слайда:

Переносит семена растений

Слайд 20
Слайд 21
Описание слайда:

Обладает разрушительным действием (наводнения, ураганы ,смерчи,тайфуны,торнадо)

Слайд 22
Слайд 23
Описание слайда:

Теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там на улице, развивается. А все почему?

Слайд 24
Описание слайда:

Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

Слайд 25
Описание слайда:

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Слайд 26
Описание слайда:

Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?

Слайд 27
Описание слайда:

Задание №1. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра Образование ветра. Разница в нагревании участков суши. Разница в давлении. Солнечное излучение.

Слайд 28
Описание слайда:

Задание №2 Вычеркните лишнее слов «Третий лишний» Дождь, бриз, иней, Бриз, дождь, муссон, Роса, иней, дождь, Дождь, снег, ливень

Слайд 29
Описание слайда:

Задание №3 Как понимаете пословицы и выражения. Держать нос по ветру. Ищи ветра в поле. Бросать слова на ветер. В голове ветер гуляет. Ехать с ветерком.  

Слайд 30
Описание слайда:

Немые картинки

Слайд 31
Описание слайда:

Делаем своими руками

Слайд 32
Описание слайда:

Использованные ресурсы http://office.microsoft.com/ru-ru/providers/PN030002480.aspx http://dic.academic.ru/dic.nsf… http://pochemuha.ru/kuda-duet-veter-free-scores.com http://tinysilverkey.com/?page_id=104 http://b.sgahelp.ru/ept2_vopros/ept2_demo_7055.01.01.1/ http://www.pravdinsk.ru/interes/stats/161/ http://www.liveinternet.ru/users/vanteeva/post120064831/ blacmagia.narod.

ru http://vita-vitas.narod.ru/u2.html afisha.altune.ru http://www.aerotema.ru/index.php?productID=710 http://suvenirpodelkaua.ru/detskoe-podelki-muzika-vetra.htm http://images.yandex.ru/yandsearch http://mir-samodelok.narod.ru/plane.htm http://forum.od.ua/showthread.php http://www.leopublishing.net/childrenandyoungadults.htm http://www.yshastiki.ru/rr/r24.htm http://50ds.

ru/detsad/vospitatel/print:page,1,3167-kompleksnoe-zanyatie-veter-po-moryu-gulyaet—.htm chpz.ru   http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/rasprostranenie_plodov_i_semjan/0-48 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q   elektroas.ru     J http://iscience.ru/2012/09/11/energii-vetra-dostatochno-chtoby-udovletvorit-potrebnost-chelovechestva-v-elektrichestve http://go.mail.

ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=воздушные+шары&us=/

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-na-temu-veterdvizhenie-vozduxa

Ветер-движение воздуха

Cлайд 1

Ветер-движение воздуха Гонтаренко Елена Анатольевна Учитель биологии ГБОУАО «СКШИ №2 для детей-сирот с ОВЗ VIII вида»г.Астрахани

Cлайд 2

Целеполагание: На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? -Что такое ветер? -Причины образования ветра. -Виды ветров. -Как определить направление и силу ветра? -Значение ветра.

Cлайд 3

Образование ветра → Шарообразность Земли → Различныйугол падения лучей → Различная высота Солнца → Различное нагревание поверхности Различное атмосферное давление → Различная температура → ВЕТЕР

Cлайд 4

СУША МОРЕ ВЕТЕР Суша нагрелась быстрее и теплый воздух поднимается наверх, его масса стала меньше .давление уменьшилось, а над морем воздух холодный давление выше, чем над сушей. В результате ветер дует на сушу (дневной бриз) НД ВД Дневной бриз

Cлайд 5

СУША МОРЕ ВЕТЕР НД ВД Ночной бриз Суша остыла быстрее и холодный воздух опускается вниз, его масса стала больше, давление увеличилось, а над морем воздух теплый, давление ниже, чем над сушей. В результате ветер дует на море (ночной бриз)

Cлайд 6

Бриз — это ветер, который два раза в сутки меня ет направление на противоположное. Дневной бриз дует с водоема на сушу, а ночной — с суши на водоем.

Cлайд 7

Муссоны – это ветры меняющие свое направление два раза в год, летом муссон дует с моря на сушу, а зимой с суши на море.

Cлайд 8

Начинаем эксперимент Оборудование -2 тарелки. Вода,песок. Покажите бриз и самум

Cлайд 9

Разбираем стихотворение А.С.Пушкина могуч – сильный – сила; гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость; всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.

Cлайд 10

Направление ветра — это направление, откуда он дует.

Cлайд 11

Флюгеры

Cлайд 12

Другие способы определения направления ветра: По дыму; по конусам; по флагу;

Cлайд 13

Скорость ветра

Cлайд 14

Значение ветра в природе и в жизни человека

Cлайд 15

Участвует в образовании и перемещении облаков

Cлайд 16

Развеивает загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями

Cлайд 17

Из ветра получают электроэнергию

Cлайд 18

Способствует возникновению океанических течений

Cлайд 19

Переносит семена растений

Cлайд 20

Cлайд 21

Обладает разрушительным действием (наводнения, ураганы ,смерчи,тайфуны,торнадо)

Cлайд 22

Cлайд 23

Теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там на улице, развивается. А все почему?

Cлайд 24

Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

Cлайд 25

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Cлайд 26

Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?

Cлайд 27

Задание №1. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра Образование ветра. Разница в нагревании участков суши. Разница в давлении. Солнечное излучение.

Cлайд 28

Задание №2 Вычеркните лишнее слов «Третий лишний» Дождь, бриз, иней, Бриз, дождь, муссон, Роса, иней, дождь, Дождь, снег, ливень

Cлайд 29

Задание №3 Как понимаете пословицы и выражения. Держать нос по ветру. Ищи ветра в поле. Бросать слова на ветер. В голове ветер гуляет. Ехать с ветерком.  

Cлайд 30

Немые картинки

Cлайд 31

Делаем своими руками Вертушки из бумаги

Cлайд 32

Использованные ресурсы http://office.microsoft.com/ru-ru/providers/PN030002480.aspx http://dic.academic.ru/dic.nsf… http://pochemuha.ru/kuda-duet-veter-free-scores.com http://tinysilverkey.com/?page_id=104 http://b.sgahelp.ru/ept2_vopros/ept2_demo_7055.01.01.1/ http://www.pravdinsk.ru/interes/stats/161/ http://www.liveinternet.

ru/users/vanteeva/post120064831/ blacmagia.narod.ru http://vita-vitas.narod.ru/u2.html afisha.altune.ru http://www.aerotema.ru/index.php?productID=710 http://suvenirpodelkaua.ru/detskoe-podelki-muzika-vetra.htm http://images.yandex.ru/yandsearch http://mir-samodelok.narod.ru/plane.htm http://forum.od.ua/showthread.php http://www.leopublishing.

net/childrenandyoungadults.htm http://www.yshastiki.ru/rr/r24.htm http://50ds.ru/detsad/vospitatel/print:page,1,3167-kompleksnoe-zanyatie-veter-po-moryu-gulyaet—.htm chpz.ru   http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/rasprostranenie_plodov_i_semjan/0-48 http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q   elektroas.ru     J http://iscience.

ru/2012/09/11/energii-vetra-dostatochno-chtoby-udovletvorit-potrebnost-chelovechestva-v-elektrichestve http://go.mail.ru/search_images?rch=e&type=all&is=0&q=воздушные+шары&us=/30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.

2017 скрыт

504625046350464504655046650467504685046950471504725047350474

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/biologiya/40162-veterdvizhenie-vozduha.html

Движение воздуха

Движение воздуха зависит от неравномерного нагревания земной поверхности солнечными лучами.

Вследствие неодинакового скопления воздушных масс и разности атмосферного давления в различных точках земной поверхности возникают восходящие и нисходящие токи воздуха, которые перемещают воздушные массы как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

Скорость ветра (горизонтальное перемещение воздушных масс) измеряется расстоянием, пройденным массой воздуха в единицу времени, и выражается в метрах в секунду (м/сек). Широко распространено определение скорости движения воздуха в баллах по двенадцатибалльной шкале Бофорта.

Скорость движения воздуха колеблется в значительных пределах, от десятых долей метра до 30 и более метров в секунду во время бурь, метелей, ураганов. Характерная особенность движения воздуха — его неравномерность, или турбулентность, зависящая от наличия на пути движения воздуха различных препятствий и неравномерностей рельефа, лесных массивов, населенных пунктов и т. п.

Направление ветра определяется точкой горизонта, откуда дует ветер, и обозначается в румбах, буквами латинского или русского алфавита соответственно названиям стран света: север через С, или N, юг через Ю, или S, восток через В, или Е, и запад через З, или W. Кроме главных румбов, направление ветра обозначают также дополнительными, или промежуточными румбами: северо-восток через СВ, или NE, юго-восток через ЮВ, или SE, юго-запад через ЮЗ, или SW, и т. д.

Направление ветра меняется как в течение суток, так и в течение года. Причем в каждом пункте наблюдается известная повторяемость или частота направления ветра по точкам горизонта.

Графическое изображение повторяемости направления ветра в том или ином пункте называется розой ветров.

Розу ветров составляют на основании определения направлений ветра за большой промежуток времени (два года), а иногда исходят из месячных и сезонных данных.

Из центра (точки) по восьми направлениям проводят линии (румбы) и на каждой из них откладывают отрезки, пропорциональные повторяемости ветров. Безветренные дни обозначаются кругом, радиус которого должен соответствовать числу дней безветрии. Концы отрезков соединяют линиями и в результате получают фигуру (замкнутую), которая и будет розой ветров.

Роза ветров дает наглядное представление о преобладании того или иного направления ветров в данном пункте за месяц, сезон, год.

Определение розы ветров или повторяемости их имеет важное гигиеническое значение, в особенности при планировке животноводческих ферм, взаимном расположении и направлении фасада помещений, выборе мест под лагеря и стойбища для животных с целью защиты от вредного влияния преобладающих в данной местности ветров.

До 30° северной широты преобладают северо-восточные ветры, от 30 до 60° — юго-западные и от 60 до 903 — вновь северо-восточные. В приморских и горных местностях наблюдаются местные ветры: днем с воды на сушу, ночью с суши на море; днем с равнин на горы, ночью с гор на равнины.

В помещениях для животных воздух находится в беспрерывном и неравномерном движении. Скорость движения воздуха и его направление обусловливаются наличием вентиляционных сооружений, открыванием ворот и окон, щелистостью стен, потолков, выделением тепла животными и пр.

В зимний период скорость движения воздуха в закрытых помещениях для животных при отсутствии дефектов в стенах и потолках на высоте 0,5 м от пола колеблется чаще в пределах 0,05—0,25 м/сек и редко достигает величины 0,3 м/сек. Осенью и весной движение воздуха в помещениях несколько уменьшается, а летом при открытых окнах и дверях достигает 7 м/сек.

Скорость движения воздуха в помещениях более резко колеблется в торцовых частях здания и в зоне лежания животных (в коровниках).

Ветер, как фактор погоды, оказывает косвенное и прямое влияние на организм животного. Движение воздуха вместе с температурой и влажностью его существенно влияет на теплообмен животного организма.

Чем выше скорость движения воздуха, тем быстрое происходит смена слоев его, непосредственно прилегающих к коже.

Если температура воздуха ниже температуры кожи и буферного воздуха в волосяном покрове, то движение воздуха разрывает воздушную оболочку, холодная масса воздуха соприкасается с кожей и способствует усиленной отдаче тепла путем конвекции и испарения с поверхности кожи.

Если температура воздуха выше температуры кожи, то теплоотдача конвекцией ослабляется или прекращается; в этих случаях, если влажность воздуха невысокая, усиливается отдача тепла испарением.

Движение воздуха в помещениях летом от 0,3 до 1,6 м/сек способствует лучшему состоянию животных.

Опытами, проведенными в течение двух летних сезонов в Калифорнийском университете (США), установлено, что при наружной температуре 31—32 в загоне с вентилятором, где скорость движения воздуха достигала 1,6 м/сек, привес животных составил 1075—1088 г в сутки на голову, а в загоне, где естественная скорость движения воздуха была в среднем 0,2 м/сек, привес был всего лишь 585—848 г при равных условиях кормления и поения.

При низких температурах и высокой влажности подвижность воздуха способствует усиленной теплоотдаче путем конвекции, теплопроведения и теплоизлучения.

Таким образом, при высоких температурах подвижный воздух (ветер) предохраняет животных от перегревания, а при низких усиливает возможность переохлаждения.

Умеренные ветры благоприятно действуют на животных, особенно во время жары. Холодные и сырые ветры вызывают сильное охлаждение и даже обмораживание животных.

Сильные ветры при высокой температуре и сухом воздухе способствуют выгоранию растительности, насыщают воздух пылью, вызывают у животных сильное потоотделение и испарение, жажду, снижение аппетита, запоры, понижение продуктивности и т. д.

Холодные и сырые ветры представляют большую опасность для животных и при содержании их в помещениях, когда открываются с обеих сторон двери, окна или при наличии щелей в стенах (сквозняки).

Чтобы предохранить животных от охлаждения в холодное время года, в помещениях нельзя допускать сильного движения воздуха. Максимальный обмен воздуха в помещениях животных, если воздух предварительно не обогревается, не должен превышать 5-кратного объема внутренней кубатуры помещения.

Скорость движения воздуха в помещениях животных зимой желательно поддерживать в пределах от 0,05 до 0,25 м/сек.

Однако вопрос оптимальных скоростей движения воздуха в помещениях для животных недостаточно разработан и подлежит более глубокому изучению с учетом различных микроклиматических условий.

Источник: http://www.activestudy.info/dvizhenie-vozduxa-2/

Движение живых организмов

Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

Движение одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные водоросли и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч.

 Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. Амеба обыкновенная движется с помощью временных выростов — ложноножек.

Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.

Движение растений и грибов

Растения и грибы, в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста.

Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке побега, очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды.

Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света — вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.

Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.

Движение животных

В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы — скелет.

 У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям.

 Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.

Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей.

У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности.

 Крылья бабочек и других насекомых — это выросты покровов.

Источник: http://ebiology.ru/dvizhenie-zhivyx-organizmov/

Ссылка на основную публикацию