Среды обитания – биология

Среды обитания живых организмов

Существование человека, как и любого другого живого организма, невозможно вне среды его обитания.

Среда обитания живых организмов — это та часть пространства, которая окружает данный организм или группу организмов и воздействует на него определенным образом различными факторами.

Любой организм испытывает воздействие неорганических и органических составляющих природы и приспосабливается к этим воздействиям.

Так, некоторые животные приспособились к низким температурам и могут нормально существовать в районах Крайнего Севера (песцы, белые медведи), а другие способны жить только в тропиках.

На определенной территории, в одинаковых климатических условиях проживают определенные группы организмов, приспособленные к существованию в данной среде обитания.

На планете Земля различают следующие виды сред обитания: наземно-воздушная, водная, наземная, наземно-водная, почвенная (эдафическая), живой организм, которые характеризуются специфическими признаками. Если вас интересует эта тема, стоит почитать статью с примерами приспособления животных к суровым условиям обитания.

Названные выше среды обитания различаются по агрегатному состоянию, плотности, наличию и различному содержанию кислорода и другим параметрам. Рассмотрим краткую характеристику этих сред.

Наземно-воздушная среда характеризуется тем, что она является газообразной (ее воздушная часть) и твердой (наземная часть). На поверхности земли организмы укрепляются (растения, некоторые грибы) или строят убежища (животные). В воздухе организмы находят пищу и кислород.

Это аэробная среда, в которой осуществляется интенсивный обмен газов и воды, а воду, необходимую для жизнедеятельности живых существ, необходимо добывать и сохранять. Поэтому живущие в этой среде организмы приспособлены к добыванию и сохранению влаги, а животные обладают способностью к достаточно быстрому и активному перемещению.

В этой среде живут птицы, многие виды членистоногих (например насекомые), млекопитающие, различные виды покрытосеменных и т. д.

Водная среда характеризуется жидким агрегатным состоянием и в зависимости от глубины может быть как аэробной (поверхностные слои различных водоемов), так и анаэробной (на больших глубинах океана, в водоемах с высокой температурой).

Эта среда плотнее, чем воздушная, но более благоприятная с позиций добычи организмом воды и ее сохранения в нем. Водная среда более богата пищевыми ресурсами.

В ней в далеком геологическом прошлом зародилась жизнь (по образному выражению «океан является колыбелью жизни»), В этой среде формы организмов многообразны, и существуют организмы, которые дышат как растворенным в воде кислородом, так и кислородом, содержащимся в атмосфере; живут в этой среде анаэробные организмы. В водной среде живут различные простейшие, водоросли, рыбы, членистоногие, моллюски, иглокожие и представители других типов и классов животного и растительного мира.

Водно-наземная (наземно-водная) среда является пограничной средой и сочетает в себе свойства наземной и водной среды. Она смешана и по агрегатному состоянию, являясь твердой (наземная) и жидкой (водная).

Эта среда явилась причиной возникновения особой формы организмов (амфибий или земноводных), которые сочетают признаки и водных, и наземных животных. Эти животные способны дышать и атмосферным воздухом, и кислородом, растворенным в воде, цикл их жизни тесно связан с водной средой.

Некоторые организмы, живущие в этой среде, дышат только атмосферным кислородом, но добывают пищу в водной среде. Данная среда является «комфортной» с точки зрения добычи воды организмом. В этой среде живут разнообразные виды и животных, и растений.

К ним относятся растения-гигрофиты, которые принадлежат к разным классам. Среди животных в этой среде обитают различные виды млекопитающих, птиц, членистоногих, амфибий и др.

Наземная среда характеризуется тем, что животные живут на поверхности земли в нижней части воздушного океана, как правило, вдали от водоемов. Эта среда характеризуется твердым агрегатным состоянием субстрата, но газообразным состоянием местообитания, разнообразным водным режимом, т. е.

условия этой среды весьма многообразны, что определяет многообразие приспособлений организмов к этой среде. В ней проживают многочисленные виды простейших, грибов, лишайников, водорослей, высших растений, птиц, зверей и т. д.

Условия жизни в наземной среде часто напоминают таковые для воздушно-наземной среды, но отличаются от последней тем, что организмы всю свою жизнь проводят на поверхности земли, а не в воздухе.

Специфической средой обитания является эдафическая — почва и более глубокие слои заселенной организмами литосферы. Эта среда твердая, трудная для перемещения, характеризуется отсутствием света, насыщена молекулярным кислородом, может содержать капельножидкую воду, способную быть средой обитания простейших, богата минеральными солями и различными органическими веществами.

Эта среда очень благоприятна для жизнедеятельности различных организмов, поэтому является плотно заселенной средой обитания. В ней живут разнообразные представители типа простейших, различные водоросли, грибы, многообразные виды червей, моллюсков, различные представители высших животных.

Почва является субстратом различных видов высших растений, для которых характерна наземная среда.

Живой организм как среда обитания других организмов представляет собой специфическую среду обитания для паразитических организмов. Это, как правило, среда, лишенная молекулярного кислорода, поэтому в ней живут преимущественно анаэробные организмы.

Паразитические организмы могут жить и внутри, и вне организма, условия их жизни могут быть весьма разнообразными, поэтому формы таких организмов также многообразны.

В данной среде нет необходимости добывать и отыскивать питательные вещества, что налагает определенный отпечаток на строение подобных организмов.

В этой среде живут различные болезнетворные организмы, а также некоторые организмы, которые вступают с организмом-хозяином во взаимно-полезное сожительство (примером последних являются клубеньковые бактерии, обитающие в корневых системах бобовых растений).

Факторы среды, их общая характеристика и классификация

Среда обитания живых организмов характеризуется различными параметрами, важнейшим среди которых является фактор среды.

Фактор среды — это движущая сила или условие (существенное обстоятельство), влияющие на жизнедеятельность данного организма в конкретных условиях его обитания.

Важнейшей характеристикой фактора среды является интенсивность его воздействия.

Интенсивность воздействия фактора — это степень его влияния на жизнедеятельность организма.

Она может быть различной. Можно выделить три разновидности воздействия экологического фактора на жизнедеятельность организма: минимум, максимум и оптимум.

Минимум воздействия фактора — это такая величина интенсивности фактора, ниже которой наступает гибель данного организма.

Максимум воздействия фактора — это такая величина наибольшего его воздействия, при которой наступает гибель организма.

Оптимум воздействия фактора — это такая величина интенсивности фактора, при которой организм чувствует себя наиболее комфортно и обладает максимумом биологической продуктивности.  Область между минимумом и максимумом интенсивности воздействия фактора, в пределах которых организм остается живым, называется пределом выносливости организма по данному фактору.

Для данной территории, для определенного времени года средняя величина интенсивности отдельных факторов является более или менее постоянной величиной или колеблется в определенных пределах, что позволяет организмам приспособиться к жизни на данной территории.

Эта средняя величина интенсивности воздействия фактора может меняться в зависимости от широты, от времени года, а в горных районах обладает вертикальной зональностью. Это относится к температуре, освещению, климату.

Например, температура (ее средняя величина) уменьшается от подножья к вершине, а также от экватора к полюсу, что приводит к формированию на различных широтах и вертикалях горных местностей различных сообществ организмов.

Экологические факторы (факторы среды) различны и имеют разную классификацию. Так, по степени воздействия на данный организм различают общие и специфические факторы. К специфическим факторам относят лимитирующие (ограничивающие).

Лимитирующим называется такой экологической фактор, воздействие которого определяет возможность существования организма в данных условиях. Например, наличие влаги, оптимальной температуры и других компонентов, необходимых для произрастания кокосовой пальмы в условиях полярного дня, не обеспечивает возможности плодоношения (размножения), так как это растение «короткого дня».

Кроме лимитирующих, к специфическим факторам относят такие, которые встречаются только в данной среде обитания, например, высокое содержание солей в почве на солончаках, которое формирует определенную растительность, образуемую разными видами растений — солянок.

По происхождению различают абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Абиотическими (абиогенными) факторами называют совокупность условий (отдельное условие) неживой природы, воздействующих на организм. К ним относят температуру, свет, влажность, субстрат и его состав, климат (как совокупный абиотический фактор).

Читайте также:  Врожденное и приобретенное поведение, биология

Биотические (как биогенные) факторы — это воздействия среды, связанные или непосредственно с воздействием различных организмов (кроме человека), или опосредованным влиянием деятельности организмов на данный организм (биотические факторы в более узком понимании представляют собой опосредованное воздействие данного организма на другой организм, например, действие фитонцидов, выделяемых растениями семейства лилейных на микроорганизмы). В отличие от традиционно используемого термина «биотические факторы» правильнее использовать термин «биогенные факторы», которые включают в себя комплекс факторов, т.е. являются совокупностью биологических, биоценотических и биотических (в узком понимании) факторов.

Биологическими факторами называют воздействия живых организмов на другие организмы, например поедание хищником жертвы.

Биоценотическим называют фактор, связанный с влиянием на другие организмы совокупности других организмов, например, какой-либо популяции, проживающей в данном биогеоценозе.

Биотическим (в узком смысле) фактором называют опосредованное воздействие живого организма на среду, например через выделение разных химических соединений, через отмирание и т. д. Однако, как было указано выше, термин «биотические факторы» часто является синонимом термина «биогенные факторы».

Антропогенные факторы — комплекс воздействий, связанных с деятельностью человека, как непосредственной, так и опосредованной. При создании искусственного биоценоза (например, бахчи) существовавший ранее естественный биоценоз уничтожается и т. д.

Имеются и другие разновидности экологических факторов и их различные классификации.

Так, кроме рассмотренных, существуют классификации по времени (эволюционный, исторический, действующий), по периодичности (периодический, непериодический), по очередности возникновения (первичный, вторичный), по среде возникновения (атмосферный, водный, биосферный, генетический и др.); по характеру (физический, химический, комплексный и др.); по объекту воздействия (индивидуальный, групповой) и др.

Краткая характеристика экологических ниш

Организмы, приспосабливаясь к определенным условиям существования, для повышения возможности выживания в природе занимают определенные экологические ниши. Термин «экологическая ниша» введен Дж.

Гриннелом (1928), но до настоящего времени в достаточной степени не уточнен, что затрудняет его практическое применение.

На современном этапе экологическая ниша — это место вида в природе, включающее его положение в пространстве и во времени существования, его функциональную роль в природе и положение относительно абиотических условий существования.

Экологическая ниша может быть и занята, и не занята видом, так как это функциональное место вида в экосистеме, включая его роль в этом сообществе организмов.

Примером разных экологических ниш является дневной и ночной образ жизни животных.

Так, насекомоядные дневные птицы находятся в разных экологических нишах по отношению к ночным насекомоядным птицам — они не конкурируют ни за источники питания, ни за процессы размножения и т. д.

Общая характеристика продуктивности организмов, круговорота веществ и энергии в пищевых цепях

В пищевых сетях и цепях происходит перенос веществ и энергии от одного звена к другому и через полные пищевые цепи (от продуцента через консументы разных порядков к редуцентам) осуществляется круговорот веществ в природе.

Пищевая цепь не может существовать без поступления энергии извне.

Основным природным источником является энергия Солнца, усваиваемая продуцентами (фотосинтетиками); эта энергия в форме энергии химической связи сложных органических веществ передается от одного звена к другому, постоянно уменьшаясь за счет того, что часть ее затрачивается на реализацию процессов жизнедеятельности и у завершающего звена практически не остается в форме химических связей сложных органических веществ, так как редуценты практически полностью превращают органические вещества в неорганические.

Продуценты, начинающие пищевую цепь, включают в круговорот веществ неорганические вещества, превращая их в органические. Далее органические вещества во все уменьшающемся количестве передаются от звена к звену и у редуцентов (завершают пищевую цепь) их количество становится минимальным.

Образующиеся в процессе обмена веществ неорганические вещества у всех членов пищевой цепи возвращаются в круговорот веществ.

Это делает возможным существование жизни как таковой, ибо если органические вещества только образовывались бы, а не превращались в неорганические, то наступило бы время, когда неорганические вещества, способные превращаться в органические, исчезли.

Важнейшим свойством любых организмов является их продуктивность — биомасса, производимая всеми особями данной популяции на единице площади данной территории.

Продуктивность организмов в пищевой цепи от одного звена к другому закономерно убывает и подчиняется правилу пирамиды. Основание пирамиды составляют продуценты, а завершают пирамиду — редуценты, которые производят наименьшее количество биомассы (в идеале близкое к нулю).

Организмы каждого звена цепи образуют трофический уровень, который из-за больших энергетических потерь, необходимых для реализации физиологических и других процессов жизнедеятельности, не может быть больше пяти.

Различают пирамиды по биомассе и по энергии, которую накапливают организмы за счет наращивания массы своего тела.

Правило пирамиды косвенно показывает механизм регуляции численности видов в биогеоценозе — число особей данного вида не может превышать такого количества, которое соответствует массе (энергии), накапливаемой на основе количества усваиваемой энергии продуцентов в соответствии с правилом пирамиды.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/sredy-obitaniya-zhivyh-organizmov.html

Урок по биологии “Организменная среда обитания” (5-6 классы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 № слайда 2 Описание слайда:

Давайте повторим!

№ слайда 3 № слайда 4 № слайда 5 Описание слайда:

Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности

№ слайда 6 Описание слайда:

Водная среда Мало света Мало кислорода Перепады температуры Наличие минеральных солей

№ слайда 7 Описание слайда:

Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток

№ слайда 8 Описание слайда:

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? вши глисты блохи

№ слайда 9 Описание слайда:

Тема урока: Организменная среда обитания

№ слайда 10 Описание слайда:

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которой обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма.

№ слайда 11 Описание слайда:

Особенности организменной среды обитания

№ слайда 12 Описание слайда:

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4. Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

№ слайда 13 Описание слайда:

Обитатели Организмы-паразиты Симбионты Кто? Кто?

№ слайда 14 Описание слайда:

Организмы-паразиты внешние паразиты внутренние паразиты животные

№ слайда 15 № слайда 16 Описание слайда:

Паразитические круглые черви Аскарида Острицы

№ слайда 17 Описание слайда:

Приспособления к паразитическому образу жизни: – Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки – Изменяется и упрощается форма тела Высокая плодовитость Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

№ слайда 18 Описание слайда:

Паразитические ленточные черви

№ слайда 19 Описание слайда:

Паразитические ленточные черви

№ слайда 20 Описание слайда:

Как уберечь себя от паразитов?

№ слайда 21 Описание слайда:

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

№ слайда 22 Описание слайда:

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть фрукты и овощи Не пользоваться чужим расческами Ходить в лес только в специальной одежде. После посещения леса внимательно осмотреть себя.

№ слайда 23 Описание слайда:

Организмы-паразиты растения животные повилика заразиха раффлезия

№ слайда 24 Описание слайда:

Приспособления к паразитическому образу жизни: Присоски Образуют огромное количество семян

№ слайда 25 Описание слайда:

Повилика Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

№ слайда 26 Описание слайда:

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика

№ слайда 27 Описание слайда:

Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина. Заразиха

№ слайда 28 Описание слайда:

Читайте также:  Экологические группы млекопитающих, биология

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы). Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют. Раффлезия – растение паразит

№ слайда 29 Описание слайда:

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

№ слайда 30 Описание слайда:

Организмы-паразиты растения внешние паразиты внутренние паразиты животные вши блохи клещи клопы чесоточный зудень паразитические черви (острицы, аскариды…) повилика заразиха раффлезия внешние паразиты

№ слайда 31 Описание:

Важнейшее свойство любого организма — это способность поддерживать в течение всей жизни постоянство условий внутренней среды, отличающихся от условий внешней среды. Например, у птиц и млекопитающих температура тела, состав крови остаются относительно постоянными, несмотря на действие внешних факторов.

Поэтому организмы, использующие другие виды организмов в качестве среды обитания, попадают в относительно постоянные условия температуры, влажности, содержания минеральных и органических веществ.

Таким образом, цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_po_biologii_quotorganizmennaya_sreda_obitaniyaquot_5-6_klassy-50898.htm

Биология 5 класс: как заполнить таблицу «среды обитания организмов»?

В рабочей тетради нарисована таблица, состоящая из 4-х столбцов. Названия столбцов в таблице следующие:

  1. среда обитания;
  2. особенности среды;
  3. 2-3 примера обитателей среды;
  4. черты приспособленности организмов к среде.

Всего выделяют три среды обитания, соответственно в теле таблицы будет три строки.

1) наземно-воздушная среда

Ее особенностями будет являться большое разнообразие организмов, ведь она находится на стыке всех сред, также низкая плотность, резкие перепады температуры, а также перепады давления, достаточно высокое содержание кислорода.

Примеров обитателей среды множество, это и птицы, и насекомые, назовите любых млекопитающих, которые придут вам в голову: жираф, лиса, заяц)), растения; также человек тоже является обитателем именно этой среды.

Особенностей приспособления также много. Например, для птиц — это крылья, облегченный скелет.

Для многих обитателей подойдут такие особенности, как приспособление к перепадам температур: например, мех и жир у животных, сбрасывание листвы у деревьев. Развиваются органы зрения, необходимые для выживания.

В отличие от водных организмов развиты органы дыхания — легкие, которые пришли на смену жабр. У многих животных развиты органы для активного передвижения по среде.

2) водная среда обитания

Именно в этой среде первоначально зародилась жизнь. Здесь мало кислорода, высокая плотность, перепады температуры крайне несущественны, давление на определенной глубине также постоянно. Прозрачность среды пониженная. Здесь обитают рыбы, водные млекопитающие (дельфины, например), медузы, кораллы, планктон, а также водоросли и др.

Рыбы имеют жабры для дыхания под водой, у них обтекаемая форма тела, есть плавники, плавательный пузырь. У живущих на большой глубине плоская форма тела.

3) почвенная среда обитания

Эта среда будет характеризоваться большой плотностью (самая плотная среда), низким колебанием температур и давления. Отсутствие света, что делает среду непрозрачной. Пониженное содержание кислорода.

Обитателей почвы мы можем встретить только в верхних слоях.

Здесь обитают черви, клещи, некоторые грызуны: кроты, землеройки.

Органы зрения у них не развиты, для передвижения в почве — роющие конечности, форма тела — обтекаемая, для облегчения передвижения, также у некоторых выделяется слизь (черви) для скольжения.

Источник: сайт Большой вопрос

Источник: https://varvarainfo.ru/2018/04/18/biologiya-5-klass-kak-zapolnit-tablicu/

Среды жизни и места обитания организмов

Конспект интегрированного урока в 7 классе

Среды жизни и места обитания организмов.

Взаимосвязи животных в природе

Козлов Александр Алексеевич,

учитель биологииГОУ лицей №344,

Невского района Санкт-Петербурга

  1. Программа УМК, используемая для подготовки и проведения урока

Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф.В.М. Константинова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Биология: 7 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко; под ред. проф. В.М. Константинова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды и видеофильм), карточки с изображениями различных мест обитания и животных для проверки знаний учащихся, длительность урока 45 минут.

Универсальная взаимосвязь всех живых организмов на Земле вследствие единства сред обитания.

  1. Планируемые образовательные результаты

Ø Личностные: осмысление места себя в мире живых существ, понимание единства существования человека и животных в природе.

Ø Метапредметные: умение соотносить животных и различные места обитания, основываясь на совокупности признаков; умение определять возможные взаимодействия между различными животными на основании их природных характеристик и свойств среды обитания; умение охарактеризовать ту или иную среду обитания, используя знания, полученные из различных источников информации (уроки биологии, географии, химии, физики, справочная информация, учебные фильмы о живой природе и др.).

Ø Предметные: знания о видах сред обитания живых организмов, их характеристиках и влиянии на свойства животных; понятие о взаимосвязях животных в природе и формах их взаимоотношений.

  1. Интегратор урока: объект изучения – живые организмы и их среды обитания.

Ø Мотивационный этап

Ход урока

  1. Фаза вызова (определение темы урока)

Учитель: условия обитания живых организмов удивительно разнообразны: например некоторые мелкие насекомые всю жизнь проводят внутри листа растения, который для них – целый мир, другие осваивают огромные и разнообразные пространства, как, например, северные олени, киты в океане, перелетные птицы. Живые организмы заселяют четыре среды жизни.

Учитель: Ребята, какие среды жизни живых существ Вы знаете? (ответы учащихся).

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с многообразием сред жизни на Земле и их обитателей.

Ø Содержательно-технологический этап

  1. Осмысление (работа по теме урока)

а) Определение понятия «среда обитания»

Слайд № 1. Определение среды обитания.

Среда обитания – это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно влияет на его состояние, рост и развитие, выживаемость, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

Слайд № 2. Среды жизни.

На нашей планете можно выделить несколько основных сред обитания (сред жизни), сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие.

Окружающая среда, или среда обитания есть часть природы, в которой живут организмы. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой называется экологией (от греческих слов «ойкос» – дом, «логос» – изучение или наука).

Несмотря на разнообразие условий сред обитания, их заселяет огромное множество различных живых организмов.

б) Определение характеристик различных сред жизни

Учитель: Дайте характеристику каждой из сред жизни. Чем они отличаются друг от друга (географическое расположение, содержание кислорода, состав питательных веществ и др.)? (ответы учащихся).

Начало заполнения таблицы по средам обитания живых существ.

Учитель: давайте будем по ходу урока вместе заполнять таблицу «Приспособленность животных к условиям среды жизни» (учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь и вписывают данные по ходу урока).

Приспособленность животных к условиям среды жизни

Среда жизни

Физические особенности среды

Географическое расположение

Особенности химического состава

Обитатели среды

Приспособления к условиям среды

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

Организм

в) Обитатели различных сред жизни

А теперь поговорим о живых организмах, населяющих различные среды обитания.

Слайд № 3 – 6. Представители обитателей различных жизненных сред (на экране показаны различные животные, учащиеся называют их и вписывают примеры животных из различных сред обитания в таблицу).

Учитель: обратите внимание на особенности строения организмов, населяющих различные среды обитания. Какие примеры приспособлений вы видите у животных на экране? (учащиеся называют приспособления и заканчивают заполнять таблицу).

г) Экологические факторы

Читайте также:  Смена экосистем - биология

На все живые организмы в природе, независимо от того, в какой из сред они обитают, оказывают влияние компоненты среды, которые называют факторы среды, или экологические факторы.

Слайд № 7. Определение экологических факторов.

Экологические факторы – это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм.

Известно, что не все факторы одинаково важны для организма: так без одних он просто не может жить, другие для него вредны, а есть такие, которых он просто «не замечает». Различают три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

Слайд № 8. Группы экологических факторов.

Абиотические факторы – это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.).

Слайд № 9. Абиотические факторы среды.

Воздействие на живые организмы факторов неживой природы определяет их распространение на нашей планете. Таким важным фактором для большинства растений и животных является, прежде всего, свет. Растения только на свету образуют органические вещества, именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных.

Например, в середине лета тепло и много осадков, а рост растений вдруг замедляется, начинается созревание плодов и семян. У животных тоже происходят подобные изменения: так, у птиц и млекопитающих начинается линька, некоторые животные делают запасы на зиму, другие откладывают запасные вещества в теле в виде жирового слоя, перелетные птицы собираются в стаи.

Что же послужило причиной таких изменений? Сигналом к этим изменениям послужило уменьшение светового дня.<\p>

Вода также играет исключительно важную роль в жизни живых организмов.

Ее недостаток приводит к гибели организмов, поэтому животные и растения имеют самые различные приспособления к добыванию воды и ее экономии, таковыми являются: длинные корни у растений пустыни (верблюжья колючка – около 16 м), чешуевидные листья у саксаула или листья-иголки у кактуса для уменьшения испарения влаги.

Животные могут довольствоваться водой, содержащейся в пище, другие ее получают из запасов жира, например верблюд, а треть могут впадать даже в спячку – грызуны и черепахи. Важным фактором для большинства наземных животных является температура: они не переносят низкой температуры и погибают при температуре +40 – 45 оС .

Больше от изменения температуры зависят холоднокровные животные, с похолоданием температура их тела соответственно понижается и они впадают в спячку. Весной, с наступлением тепла, ящерицы, змеи любят погреться на солнце – принять «солнечную ванну». Лучше переносят изменения температуры теплокровные животные (птицы и млекопитающие).

Они активны круглый год, но у них есть и специальные приспособления для переживания суровых условий зимы: пух, густая шерсть, подкожный жир. Звери, которые не могут прокормиться зимой (медведи, бурундуки) впадают в спячку, а птицы улетают в более теплые края, богатые пищей.<\p>

Слайд № 10. Биотические факторы среды.

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).

Активно влияют живые организмы друг на друга. Известно, что все животные, грибы живут за счет зеленых растений, создающих органические вещества, которыми они питаются. Животных, питающихся растительной пищей, называют – травоядными или растительноядными. Но и растения, в свою очередь, не могут жить без животных.

Например, без насекомых-опылителей у многих цветковых растений не образовывались бы семена.

Без птиц многие бы растения не смогли бы распространять семена, а без грибов такие деревья в наших лесах, как береза, дуб, ель, сосна и многие другие, не были бы такими сильными: с помощью мощной грибницы грибы снабжают их дополнительной влагой и минеральными солями (такой характер взаимоотношений получил название симбиоз).

<\p>

Связи между животными тоже могут быть самыми разнообразными. Они могут быть взаимовыгодными, как у муравьев и тли: питаясь выделениями тлей, муравьи защищают их и распространяют, а многие муравьи «разводят» тлей в своих гнездах.

В других случаях отношения между живыми организмами могут носить хищнический характер, когда животные одного вида ловят и поедают животных другого вида (волк – зайца, лиса – мышей и т.д.). Хищники играют важную роль в регуляции численности животных, сдерживают их чрезмерное размножение.

Кроме того, хищники служат «санитарами», в первую очередь они убивают ослабленных животных и больных, таким образом, они препятствуют распространению болезней и выживанию более сильных особей.

Существует в природе и такие типы взаимоотношений между организмами, как конкуренция и паразитизм, они являются менее жесткими, чем хищничество, так как это не обязательно приводит к гибели хозяина. Конкуренция возникает, когда разные организмы существуют за счет общего ресурса, количество которого ограничено.

Так, например конкурентные отношения могут возникнуть в отношении пищевых ресурсов или даже мест для гнездования. Паразитизм – широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Они обнаруживаются даже у бактерий. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток, они живут целиком за счет тела своего хозяина, принося ему только вред. Сложный организм хозяина для них – целый мир. Среди паразитов встречаются как животные, так и растительные организмы (клещи, блохи, глисты; раффлезия, заразиха и пр.)

Слайд № 11. Антропогенные факторы среды.

Антропогенные факторы – это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.).

В последнее время резко усилилось влияние на живые организмы деятельности человека.

Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех или иных животных или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать уже не могут.

Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Все это часто ведет к гибели животных и растений, а, в конечном счете – к сокращению многообразия их видов.

д) Показ видеофильма, посвященного различным типам взаимодействия между живыми организмами.

Ø Рефлексивный этап (подведение итогов)

а) Учитель: сегодня на уроке мы узнали, что все живые организмы существуют в неразрывной взаимосвязи друг с другом и со внешней средой.

Важно отметить, что приспособления животных к определенному месту обитания зависят, главным образом, не от географического расположения, а от физико-химических характеристик среды (плотность, температурный режим, влажность, содержание кислорода и других веществ).

Также мы узнали, что существует множество экологических факторов, влияющих на существование живых организмов в той или иной среде обитания, среди которых особо стоит отметить биотические факторы – влияние животных друг на друга.

Давайте сопоставим карточки с изображениями различных животных и сред обитания. По каким признакам вы относите животного к той или иной среде?

А теперь давайте сопоставим карточки с изображениями различных животных между собой в зависимости от типа их взаимодействия. Кто из них может существовать в симбиозе? Кто паразитирует? Кто является хищником?

б) Домашнее задание

Слайд № 12. Домашнее задание

  • § 2.
  • С.6-8 в рабочей тетради №1 (задания 4 –7).

В процессе урока у учащихся формируется целостное представление о средах обитания различных организмов; появляются знания об экологических факторах как свойствах среды обитания, а также многообразии взаимоотношений между животными в природе.

Благодаря объединению данных из различных областей (физики, географии, химии, биологии) учащиеся получают систематизированное знание о такой интегративной категории, как среда жизни, что дает им возможность осознать единство всего живого и неживого на Земле.

Козлов Александр Алексеевич, учитель биологии ГОУ лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга, стаж 4 года.

Источник: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-biologii/sredy-zhizni-i-mesta-obitaniia-organizmov.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]