Воздух в природе – биология

Проект открытого урока по биологии по теме Движение воздуха в природе

ГОУДПО НИРО

Выпускная квалификационная работа

Проект открытого урока в 6-а классе по биологии.

на тему: «Движение воздуха в природе»

Выполнил: учитель биологии

МКОУ «Чернухинская школа-интернат»

Шаповал Андрей Александрович

г. Нижний Новгород 2016 год.

Проект открытого урока в 6-а классе по биологии.

на тему: «Движение воздуха в природе»

Тип урока – комбинированный

Тема урока: «Движение воздуха в природе»

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о движении воздуха;

Задачи:

выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;

продолжить знакомство обучающихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей;

развивать память, познавательный интерес к предмету, к природе родного края через работу с раздаточным материалом;

коррекция и развитие зрительных восприятий через работу с иллюстрациями;

развитие слухового восприятия через прослушивание звуков моря;

продолжить работу по формированию коммуникативных способностей обучающихся через работу в паре;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Схема движения воздуха.

Рисунок гор, выполненный мелом на доске.

Отрывок из стих. Р. Шмакова.

Отрывок из сказки А.С. Пушкина.

Карточки с новыми терминами: ураган, смерч, торнадо, бриз, флюгер.

План урока

I. Организационный момент

Эмоциональный- психологический настрой

– Добрый день, ребята!

У нас сегодня необычный урок. Необычный, потому что к нам пришли гости, я надеюсь на Вас, ребята, будьте активными и внимательными на уроке.

Ручки подняли вверх,

Глубоко вздохнули и выдохнули

Вам хорошо? (Хорошо)

И мне хорошо!

II. Активизация познавательной деятельности

Начнем наш урок-игру “Восхождение”, восхождение к новым знаниям.

Внимание! Отгадайте загадку, и вы узнаете тему урока.

Неизвестно, где живет,

Налетит, деревья гнет,

Засвистит – по речке дождь,

Озорник, а не уймешь.

(Ветер)

Итак, тема урока: Движение воздуха. Ветер.

– Что такое ветер? Движение воздуха?

Ребята, чтобы нам узнать о силе, скорости, направлении ветра, а также о видах и его значении, мы отправимся в путешествие, и будем покорять вершину горы Оленина.

– Ребята, где находится гора Оленина?

– Гора Оленина находится недалеко от города Лысково. Ее высота 56 м. Вот какой высоты мы должны достичь.

Я знаю – где-то есть заветная гора.

Я верю, что придет прекрасная пора.

И, может быть, не раз придется отступать –

Я должен там когда-то побывать.

Р. Шмаков.

Сегодня на уроке мы с вами туристы, а туристам надо знать очень много.

Настоящему туристу нужны: немалая физическая сила, выносливость, смелость, настойчивость. Живут они в палатках, сотни километров проходят пешком, с тяжелыми рюкзаками карабкаются по кручам и главный закон их жизни: дружба, выручка, верность.

Эти качества пригодятся и Вам.

И так, мы с вами находимся у подножия горы, чтобы начать восхождение необходимо проверить свою готовность.

III. Повторение ранее изученного материала

Фронтальный опрос

1. Перечислите постоянные компоненты воздуха.

(Азот, кислород, углекислый газ, инертные газы, пары воды и примеси.)

2. Какие примеси вы знаете?

(Естественные (природные) –пыль, песок, вулканический пепел. Искусственные (загрязнители) – угарный газ, фреоны, оксиды азота.)

3. Какими свойствами обладает воздух?

(Как и все тела занимает место; воздух сжимаем и упруг; плохо проводит тепло; расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении; горячий воздух поднимается вверх; прозрачный; невидимый).

Молодцы! Все готовы! В путь, ребята!!!

IV. Изучение нового материала

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

– Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

– Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).

Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала Бофорта по этой таблице измеряется сила и скорость ветра.

Шкала Бофорта

Обратите внимание!

В первой колонке показано, что сила ветра измеряется в баллах от 0 до12 б.

Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.

Самый разрушительный ветер – ураган имеет силу 12б.

Итак, ветер дует с различной силой. Сила ветра определяется по 12-ти бальной шкале.

Из второй колонки видно, что скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) или км/ч.

Запомните! Чем больше скорость ветра, тем больше его сила

  • Работа с таблицей “Шкала Бофорта”.

6.Физ. минутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Итак, внимание!

1.Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.

Ураган еще называется тайфуном.

Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнению.

Смерч такой же вихрь, как и ураган.

В США смерчи называют торнадо

Индивидуальная самостоятельная работа для обучающихся 1 уровня (раздаточный материал Кросворд)

1.Дополнить предложения

К характеристике ветра относятся сила, направление и —————? (скорость)

Сила ветра измеряется в баллах, а скорость—————– ? (м/сек; км/ч)

2. Восстановить цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра.

Образование ветра.

Разница в нагревании участков суши.

Разница в давлении.

3. Последнее испытание.

Сегодня утром, когда вы шли в школу, какой дул ветер?

( Ответ: сильный, слабый)

Ура!!! Мы достигли вершины горы Оленина. Похлопаем, ребята! Трудности все позади. Тернистым, трудным был остаток пути, трудно передвигаться было. Но вы, ребята, сегодня были молодцы!

V. Подведение итогов урока

1.Оценки за урок!

2. Вывод по уроку

Что вы узнали сегодня на уроке?

Вам понравился урок?

А что именно понравилось?

9. Домашнее задание: «Движение воздуха в природе» стр.84-87 ответить на вопросы.

Приложение1

Детский кроссворд: ветер.

1. Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

2. Платье носит только летом,

А зимой стоит раздетым.

3. Кручу, урчу, знать никого не хочу.

4. Летит- не птица, воет- не зверь.

5. Воет ветер, гонит пыль,

Гнёт к земле траву ковыль.

Хлещет ливень, гром гремит,

Небо с нами говорит.

Мчится словно хулиган,

Этот страшный…?

В данном кроссворде использованы следующие слова:

1.ВЬЮГА

2.ДЕРЕВО

3.МЕТЕЛЬ

4.СМЕРЧ

5.УРАГАН

Ключевое слово кроссворда: ВЕТЕР

(Детский кроссворд раздаётся каждой паре учащихся)

Приложение2

Загадки про ветер

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

Ответ (Ветер)

Кто зимой в трубе гудит?

Ответ (Ветер)

Без рук, без ног, а дверь отворяет.

Ответ (Ветер)

Никто меня не видит, а всякий слышит.

Ответ (Ветер)

Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

Ответ (Ветер)

Щука хвостом махнула – лес погнула.

Ответ (Ветер)

Рукавом махнул – дерево погнул.

Ответ (Ветер)

Свищет гонит, вслед ему кланяются.

Ответ (Ветер)

(Загадки про ветер раздаются каждому учащемуся)

Приложение3

Шкала Бофорта

Шкала Бофорта-раздаётся каждому учащемуся.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/proiekt_otkrytogho_uroka_po_biologhii_po_tiemie_dvizhieniie_vozdukha_v_prirodie

Воздух — это смесь газов, состоящая на 78 % из азота,  21 % кислорода, сравнительно немного углекислого газа, входят в его состав и пары воды.

Воздух необходим для дыхания всем живым организмам: человеку, животным, растениям.

Воздушный океан окружает нашу планету, заполняет все пустоты на земле, находится я воде в растворённом виде.

Неравномерное нагревание воздуха над поверхностью Земли приводит в движение воздушные массы и вызывает ветер. Тёплый, более лёгкий, воздух поднимается вверх над сушей или морем, холодный, более тяжёлый, с верхних слоёв опускается вниз. Это влияет на климат многих районов.

План

  1. значение воздуха на земле
  2. свойства воздуха
  3. состав воздуха
  4. охрана воздуха
  5. удивительные ветры

Значение воздуха на земле

  • Воздух необходим для дыхания всем живым организмам
  • Движение воздушных масс, связанное с неравномерным нагреванием у поверхности Земли определяет климатические особенности в разных регионах. Именно ветры приносят с океанов все те массы воды, которые питают реки и дают жизнь живой природе.
  • Многие свойства воздуха используются в повседневной жизни людей и животных.
  • Передача звука на расстояние происходит через воздух. Звук – это колебания воздуха, которые улавливает ухо. Самые грандиозные космические катастрофы, например, взрыв звезды, проходят совершенно бесшумно, в идеальной тишине. Удовольствие слышать звук мы может испытывать только на Земле, где есть атмосферный воздух.

Свойства воздуха

Полет самолетов, воздушных шаров, движение парусника и ветряной электростанции, парение птиц, работа пылесоса – все это происходит благодаря свойствам воздуха.

Упругость воздуха, то есть способность воздуха восстанавливать прежний объем после прекращения давления на него – автомобильные шины, мяч, пневматический пистолет. Сжимаемость характеризует свойство воздуха изменять свой объем и плотность при изменении давления и температуры.  

Низкая теплопроводность воздуха используется, например,  в двойных оконных рамах.  Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают воздух, который плохо проводит тепло. И в квартире  сохраняется нужная температура.

Воздух прозрачный и невидимый, без запаха, не имеет определенного объема, имеет массу легче воды, теплый легче чем холодный и поднимается вверх. Многие свойства человек научился использовать в науке, технике.

Состав воздуха

Воздух состоит  на 1/5 из кислорода, на 4/5 из азота, и не более 1 % приходится на остальные газы, в том числе и углекислый газ. Входят  в состав воздуха и водяные пары.

Именно кислород нужен животным и человеку. Углекислый газ СО2 потребляют растения и вырабатывают кислород. Поэтому состав воздуха отличается в лесу или в городе. В городе кислорода меньше, углекислого газа – больше, в лесу – наоборот. Именно леса называют “легкими ” нашей планеты.

Охрана воздуха

Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество сжигает нефть, газ, бензин, уголь и другие виды топлива в топках электростанций, различных заводов, в двигателях автомобилей.

При неполном сгорании топлива в воздух попадают частицы вредных веществ.

Они с воздушными массами переносятся ветрами по всему миру и вместе с осадками возвращаются на землю, загрязняя воду, почву и всю окружающую нас природу.

Загрязнение воздуха ведет к парниковому эффекту. Поверхность земного шара постепенно нагревается. Таят ледники на полюсах, растет уровень мирового океана.

Все больше катаклизмов обрушивается на человечество. Человек, чтобы жить комфортно в будущем, обязан заботиться о защите чистоты воздуха, уменьшая выбросы от промышленных предприятий и автомобилей.

Это вопрос существования светлого будущего.

Удивительные ветры

Ветер – обычное из обычных явлений приро­ды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.

Что же такое ветер? Там, где воздух нагрелся сильнее, он поднимается вверх, более холодный и тяжёлый воздух опускается вниз. Мы говорим: дует ветер.

Бывает и так: песчаные барханы запевают загадочные песни. Ядовитое дыхание песчаной бури отравляет всё живое.

Читайте также:  Головной мозг - биология

Дует ветер, и над землёй несётся огромный вихрь — торнадо. Тяжёлую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо — так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё.

«Во время урока,— рассказывает учительниц»! одной из американских школ,— я услышала оглушительный грохот. Ветер подул внезапно с чудовищной силой.

Не успела я увести детей в безопасное место, как все стёкла в школе вылетели. Дети бросились ко мне. Но тут словно невидимые крылья подхватили их и разные предметы, бывшие в классе.

Мы все поднялись на воздух. Вокруг меня кружились дети и обломки школы».

Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос — в воронку затягивается всё, что встречается на пути. Когда ветер проходит через водоёмы, нередко обнажается дно.

Бывают такие смерчи и в нашей стране, правда, но такие свирепые, но тоже сильные. Несколько лет тому назад на переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Её бросило на землю в сорока метрах от старого места. Находившийся в ней обходчик остался жив.

И всё это произошло за считанные минуты. Сорванные с домов крыши летали в воздухе, словно они внезапно чудесным образом оказались невесомыми. Там, где смерч пересёк Москву-реку, обнажилось её дно. Около сорока километров прошёл грозный вихрь, уничтожив по пути несколько подмосковных посёлков.

Отчего же образуются смерчи?

Тут ещё много засекреченного природой. Известно, что образуются они в грозовом облаке, там, где сталкиваются и перемещаются мощные потоки влажного тёплого и холодного воздуха. Из облака выпадает сильный ливень, и вихрь захватывает и закручивает всё новые и новые потоки, образуя огромную воронку.

Очень опасен ураган на море. Несколько лет назад американские учёные на крейсере попробовали пробиться в центр урагана, чтобы самим увидеть, что там происходит. Эта попытка окончилась трагиче­ски.

Последнее сообщение исследователей было, что волны в центре тайфуна достигают высоты 40 метров, бурлят с чудовищной силой. В настоящее время много полезных открытий сделали лётчики-охотники за тайфунами.

Главная их задача — оповестить об опасности, где тайфун, какова его сила, куда он движется.

Скачать доклад на тему воздух для 2 – 3 класса по предмету окружающий мир

Источник: https://ucthat-v-skole.ru/entsiklopediya/pro-vozdukh/378-doklad-na-temu-vozdukh

Урок биологии в 6 классе “Воздух”

Тема урока: Повторение по теме: «Воздух».

Тип урока: урок повторения и обобщения

Вид урока: урок-исследование.

Цель урока:закрепить у учащихся представление о воздухе.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Закрепить представление о воздухе, его свойствах.

  2. Обобщить значение воздуха для растений, животных и человека.

Коррекционно-развивающие:

  1. Корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение практических работ.

  2. Корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, обогащать словарный запас.

  3. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к природе.

  2. Воспитывать интерес к экспериментальной работе.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты, пробирка, лак для ногтей, контейнер с чесноком, воздушные шарики, стаканчики с водой, пластиковые трубочки, карточки, компьютер, проектор, интерактивная доска, стакан с водой.

Ход урока

Уважаемые коллеги, сегодня в нашей лаборатории присутствуют гости – эксперты области образования. Поприветствуйте их. Они будут оценивать нашу работу. Попрошу занять свои места.

С каким настроением вы пришли сюда? (Дети отвечают)

Сегодня в ходе исследования для успешной работы попрошу вас четко выполнять все инструкции. И так приступим.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один – самый большой из всех. И вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь в нем». И прохожие на улице, и кошки, и собаки и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются в этом» океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

Как вы думаете, о каком океане идет речь? (ответ запишите на листочках)

  1. Сообщение темы и постановка цели урока

Как вы думаете, какая тема нашего исследования? (Воздух)

Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем)

Сегодня мы еще раз исследуем воздух и обобщим все наши знания о нем.

Опыт 1.

Коллеги, я приготовила для вас сюрприз. (Вношу коробочку, прошу ее открыть)

Что находится в коробке? (В ней ничего нет)

Вы уверены? В ней действительно ничего нет?

А я думаю, что там все – таки что-то есть. Проверим? Там воздух? А как он там оказался? (воздух есть везде)

Докажем это опытным путем. На столе у вас лежат пустые пакеты. Попробуйте набрать в них воздух. Сделайте вывод. (Воздух вокруг нас).

Опыт № 2

(Показываю пустую пробирку)

Что в пробирке?

Давайте проверим. (Опускаю пробирку в стакане с водой). Почему в пробирку не поступает вода? Воздух занимает место. Где человек использует это свойство? (используют водолазы, опускают колокол и подают туда воздух, человек может работать на дне реки или озера, на глубине моря)

Опыт № 3.

Вокруг нас находится воздух. Вы меня видите? Видите друг друга? Почему?

(Воздух прозрачен)

Почему небо голубое? (Большой слой воздуха, толщина атмосферы – 1000 км, дает голубой оттенок)

Опыт № 4

Закройте глаза, вдохните воздух. Какой вы почувствовали запах? Почему?

(Воздух не имеет запаха)

Закройте глаза и вдохните. (Открываю лака для ногтей и машу рукой, чтобы запах распространился, открываю контейнер с чесноком.) А сейчас? Вы что – то чувствуете? Сделайте вывод. (Без запаха.)

Опыт № 5.

Надуйте шарик. Закрутите его. Итак, внутри шарика находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нем воздуха. Попробуйте сжать его. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)

Как человек использует это свойство воздуха: упругость и сжатие?

(Воздухом наполняют камеры колес автомобилей, велосипедов, надувные матрасы, резиновые подушки, детские игрушки, понтоны для плавучих мостов) (слайд № 1)

А что это за синий ящик? (Понтон – ящик внутри которого сжатый воздух. Используют для временных мостов, сооружения быстрой переправы) (слайд № 2)

Опыт № 6.

У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

Как человек использует это свойство? (спасательные круги, надувные матрасы и лодки)

Ну что ж коллеги. А сейчас я предлагаю вам исследовать листки бумаги на ваших столах. (слайд № 3)

Пламя свечи в верхней части приоткрытой двери отклоняется в сторону коридора. В верхней части находится теплый воздух.

Пламя свечи, поставленной на полу, отклонится в сторону класса или комнаты. В нижней части приоткрытой двери холодный воздух из коридора занимает место теплого воздуха.

Пламя свечи в средней части приоткрытой двери не отклоняется ни в одну сторону.

Что доказывает этот опыт? (Воздух находится в движении)

Движение воздуха происходит только в кабинете и коридоре? (Нет. И в природе)

Как это происходит? (Поверхность земли от солнечных лучей нагревается неодинаково. Там где поверхность нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается вверх)

А что такое ветер? (Быстрое перемещение холодного и теплого воздуха над поверхностью. Ветер бывает разной силы)

Как человек использует ветер? (Ветряные мельницы, ветряные электростанции, на лодки ставят паруса, парусники используют в соревнованиях) (слайд №4)

Возможно вы знаете физминутку про ветер?

Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо,Закачалось деревцо,Ветерок всё выше, выше,

Деревцо всё ниже, ниже.

Опыт 6.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов.

Каких газов? (Кислород, углекислый газ, азот и водяного пара).

Все газы, которые входят в состав воздуха прозрачны, невидимы. Различить их можно по свойствам.

Опыт

Проведем следующий эксперимент. Сравним свойства кислорода и углекислого газа. (слайд № 5,6)

Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный + +
Не имеет запаха + +
Поддерживает горение +
Тяжелее воздуха +

Посмотрите на экран. (слайд № 7)

Что объединяет эти картинки? (Везде используют кислород. Водолазы, дайверы используют баллоны с кислородом. Высоко в горах мало кислорода, поэтому альпинисты берут с собой баллоны с кислородом. Летчики, которые летают на большой высоте тоже имеют баллоны с кислородом. Жидкий кислород используют в двигателях ракет )

– 183 градуса кислород становится жидким.

Где еще используют кислород? (в медицине – кислородные подушки, его используют для ускорения выплавки металлов, при сварке или резке металла)

А что объединяет следующие картинки? (слайд № 8)

Применение углекислого газа.

В газированных напитках растворен углекислый газ. Он хорошо утоляет жажду. Не поддерживает горение, поэтому в огнетушителях находятся вещества, которые при соединении друг с другом образуют углекислый газ.

При сильном сжатии и очень низкой температуре может переходить в жидкое и твердое состояние. «Сухой лед» – твердый углекислый газ. Его применяют в больших холодильных камерах.

Углекислый газ используют при получении искусственного льда для катков в закрытых помещениях.

Коллеги, а какое же значение воздуха?

Воздух необходим всем организмам. Кислородом дышит человек, животные, углекислым газом растения. В воздухе большую часть проводят многие насекомые, птицы.

Посмотрите на слайд. Что здесь изображено?

Загрязнение воздуха. Фабрики, заводы, транспорт загрязняют воздух. Они выделяют много вредных газов. Сильное загрязнение происходит во время извержения вулканов, и во время лесных пожаров. Загрязненный воздух затрудняет дыхание людей и животных.

Для того чтобы воздух был чистым, на заводских и фабричных трубах устанавливают уловители дыма. Каменный уголь, который при сгорании выделяет много дыма, заменяют природным газом. Заменяют транспорт. Вместо дымящихся паровозов использую тепловозы. Автобусы заменяют троллейбусами. Пыль с деревьев и кустарников вдоль улиц смывают дождевальными машинами.

Коллеги, скажите а мы с вами можем очистить воздух, который находится вокруг нас? Что для этого надо сделать?

(Проветривание, влажная уборка, вытирать обувь приходя с улицы, снимать верхнюю одежду)

Читайте также:  Среды обитания - биология

Ну что ж коллеги, наше исследование подошло к концу. Мы все отлично потрудились и заслуживаем премии в 5 баллов.

С каким настроением мы закончили работу?

Похвалите своего коллегу-соседа

Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный
Не имеет запаха
Поддерживает горение
Тяжелее воздуха
Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный
Не имеет запаха
Поддерживает горение
Тяжелее воздуха
Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный
Не имеет запаха
Поддерживает горение
Тяжелее воздуха
Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный
Не имеет запаха
Поддерживает горение
Тяжелее воздуха
Свойства Кислород Углекислый газ
Бесцветный
Не имеет запаха
Поддерживает горение
Тяжелее воздуха

Источник: https://intolimp.org/publication/urok-biologhii-v-6-klassie-vozdukh.html

Кислород в жизни животных

Кислород (О2) — бесцветный газ, без которого жизнь животных невозможна. Кислород поддерживает в организме дыхание, обмен веществ и непосредственно участвует в окислительных процессах. Вдыхаемый легкими кислород соединяется с гемоглобином эритроцитов крови, которые разносят его по организму, ко всем тканям и клеткам, где протекают окислительные процессы.

Количество потребляемого кислорода зависит от возраста, пола и физиологического состояния организма животных. К недостатку кислорода организм очень чувствителен, и всевозможные нарушения кислородного баланса быстро сказываются на нем. При недостатке кислорода у животных систематически недоокисляются белки, углеводы и жиры.

В результате этого в организме накапливаются кислоты и токсические продукты, что может привести к нарушению обмена веществ и заболеваниям. Переход кислорода из альвеолярного воздуха в кровь и из крови в ткани зависит от разницы в его парциальном давлении.

Поэтому биологическое значение имеет парциальное давление кислорода, а не процентное содержание его в воздухе. При недостатке кислорода наблюдаются сначала явления компенсаторного характера: учащение дыхания, увеличение его глубины, ускорение тока крови, мобилизация эритроцитов из депо, снижение окислительных процессов и беспокойство животных.

Эти явления отмечаются уже при парциальном давлении кислорода около 140 мм, а при физической нагрузке они появляются раньше. Когда парциальное давление кислорода падает до 110 мм, наступают симптомы гипоксии, дыхание становится перемежающимся, отмечается мышечная утомляемость, теряется чувство боли.

При уменьшении парциального давления кислорода до 50—60 мм у опытных животных снижается температура тела, наступает коматозное состояние и смерть от асфиксии.

Однако таких значительных снижений кислорода в воздухе практически почти не бывает.

Как показывают многочисленные исследования, в помещениях для животных в зимний период снижение кислорода не превышает 0,4—1%. Такое снижение не имеет физиологического значения, так как гемоглобин крови насыщается кислородом при сравнительно низком парциальном его давлении.

Таким образом, в обычных условиях существования животные не испытывают недостатка в кислороде.

Недостаток его наблюдается в исключительных случаях, например, вследствие длительного пребывания животных в невентилируемых закрытых помещениях, особенно при скученном содержании, а также на высокогорных пастбищах.

Небольшой избыток кислорода во вдыхаемом воздухе переносится животными без заметного вреда. Только при высоком парциальном давлении кислорода (около одной атмосферы) и длительном вдыхании его у животных развиваются отек и воспаление легких.

Источник: http://www.activestudy.info/kislorod-v-zhizni-zhivotnyx/

Распространение бактерий в природе

Бактерии широко распространены в природе: населяют воздух, воду и почву, находятся в живых организмах.

Бактерии были обнаружены даже на дне океана на глубине нескольких километров, в термальных источниках, температура воды в которых достигает $90^circ$, в нефтеносных шарах.

Бактерии способны существовать в таких условиях, где другие живые организмы не встречаются вообще.

Если брать во внимание среду обитания микроорганизмов, то их можно поделить на три группы:

  • сапрофиты (обитатели почвы);
  • эпифиты (среда обитания — поверхность живых растений);
  • паразиты (населяют организмы других живых существ).

Микрофлора почвы

Основным источником распространения бактерий является почва. Этому способствуют:

  • наличие большого количества питательных веществ (минеральных, органических);
  • достаточная влажность субстрата,
  • защита их от действия прямого солнечного излучения и резких колебаний температуры.

Пример 1

Наибольшее количество бактерий содержится на глубине до $30$ см. Песчаная почва содержит их меньшее количество, чем чернозём. Один грамм чернозёма содержит около $10$ миллиардов бактерий.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Огромная роль бактерий в процессах обогащения и образования грунтов, в повышении их плодородия.

Происходит разложение органических веществ — остатков мёртвых животных и отмерших растений, которые попадают в почву. Благодаря этому образуются неорганические вещества, которые позже могут служить пищевой базой для других организмов, в основном растений, а так же одновременно выделяется углекислый газ, необходимый для фотосинтеза растений.

Большое количество перегноя бактерии образуют после дополнительного удобрения почвы навозом, выращивания многолетних и однолетних травянистых растений, у которых отмирают многочисленные корни.

При наличии кислорода в почве бактерии за короткий период времени превращают перегной в минеральные вещества, необходимые для питания растений, в том числе и культурных.

Больше всего бактерий можно встретить в почвах, которые содержат много органических остатков (культивированных, удобряемых, достаточно увлажнённых)

Встречаются в почве и патогенные (болезнетворные) бактерии. Они попадают в грунт вместе с трупами животных, бытовыми и промышленными отбросами. Они могут быть возбудителями тяжёлых заболеваний — столбняка, ботулизма, газовой гангрены и др.

Почва является основным первоисточником попадания бактерий в воздух и в воду.

Микрофлора воды

Вода — благоприятная среда для жизнедеятельности бактерий.

Загрязнение воды может составлять до миллиона бактерий в $1$ мл.

Бактерии попадают в водоёмы со сточными почвенными водами, из воздуха и др.

Количество бактерий в воде зависит от её природы. Воды открытых водоёмов содержат наибольшее количество бактерий, а артезианские воды — значительно меньше, потому что проходят сквозь слои почвы и частично очищаются.

Вода является источником распространения патогенных бактерий, особенно во время эпидемий дизентерии, брюшного тифа, холеры и других инфекций. Они могут сохранятся в воде несколько месяцев.

Промышленные сточные воды и бытовые сточные воды, а так же дождевые воды, в которые из воздуха и с поверхности почвы попадает большое количество бактерий являются основным источником бактериального загрязнения естественных водоёмов.

В таких стоках содержится большое количество химических соединений — хлоридов, аммиака, сероводорода, соли азотной и фосфорной кислот.

Очищенные сточные воды и питьевую воду обеззараживают путём облучения ультрафиолетовыми лучами, озонирования.

Микрофлора воздуха

Воздух считается наименее благоприятной средой для существования бактерий, потому что его влажность ниже необходимой для их развития и не содержит необходимых питательных веществ.

В воздух бактерии попадают с пылью. В воздушной среде они или гибнут, или их споры сохраняются на поверхности почвы и предметов.

Содержание бактерий в воздухе зависит от различных факторов:

  • С высотой количество бактерий в воздухе уменьшается.Более заселены бактериями нижние слои атмосферы.

Пример 2

Над поверхностью океанов, лесов, над снежными равнинами и горными вершинами бактерии почти отсутствуют, а над поверхностью суши их намного больше.

  • Количество бактерий в воздухе зависит от близости к населённым пунктам.

Пример 3

В воздухе больших городов бактерий содержится больше, чем в воздухе посёлков и деревень.

  • Летом бактерий больше, чем в холодное время года.

Пример 4

1 метр кубический воздуха находятся десятки тысяч различных бактерий.

В составе микрофлоры воздуха содержатся так же разнообразные болезнетворные бактерии: возбудители туберкулёза, менингита, инфекций дыхательных путей и др.

Микрофлора организма человека

На коже человека и внутри организма так же постоянно проживают бактерии. В результате общения с природой и с другими людьми происходит взаимообмен микрофлорой. В организм человека бактерии попадаю с водой, пищей, из воздуха.

Очень разнообразна микрофлора полости рта. Влажность, температура, щёлочная реакция слюны, остатки еды — это всё способствует развитию бактерий.

В роте много микрококков, стафилококков, стрептококков, спирохет, вибрионов, бацилл. Щедро засеяны микробами зубы, повреждённые кариесом, зубной налёт, миндалины.

Органы дыхания постоянной микрофлоры не имеют и полностью зависят от содержания бактерий в воздухе, что вдыхается.

Микрофлора желудочно — кишечного тракта щедра и разнообразна. В кишечнике постоянно проживают кишечная палочка, некоторые кокки.

Руки человека загрязняются микробами из окружающей среды (воздух, предметы). На руках можно обнаружить множество разнообразных бактерий, опасных для здоровья человека, которые вызывают дизентерию, сальмонеллёз, брюшной тиф, гепатит и др.

Замечание 1

Жизнь на Земле невозможна без жизнедеятельности бактерий, так ка они берут участие в кругообороте веществ в природе, осуществляя химические превращения, недоступные ни животным, ни растениям.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/rasprostranenie_bakteriy_v_prirode/

Кислород в природе

Легкий газ кислород — самый распространенный на Земле элемент. В земной коре его по весу в 12 раз больше, чем железа, в 140 раз больше, чем углерода, почти в 500 раз больше, чем серы; он составляет 49,13 процента от веса всей земной коры.

Такое распространение кислорода на Земле полностью отвечает его значению в жизни живой и мертвой природы.

Ведь вода — это соединение водорода с кислородом (содержит 89 процентов кислорода), песок — соединение кремния с кислородом (53 процента кислорода), железная руда — соединение железа с кислородом. Кислород входит в состав многих руд и минералов.

Но наибольшее значение имеет кислород для жизни живой природы, для жизни животных и человека. Без кислорода жизнь на Земле невозможна.

Вся жизнедеятельность человеческого организма, начиная с рождения и кончая смертью, связана с окислительными процессами, в которых главную роль играет кислород.

Эти процессы начинаются с дыхания человека. Вдыхаемый человеком воздух поступает в легкие. Здесь через стенки тончайших кровеносных сосудов, через которые не проходит жидкость, но проходит газ, кислород проникает в кровь. В крови происходит важнейший для жизни процесс газообмена.

Кровь, поглощая кислород, выделяет содержащийся в ней углекислый газ. Обычно воздух содержит 0,03 процента углекислого газа, выдыхаемый же человеком воздух имеет в своем составе 4,38 процента углекислого газа.

Таким образом, содержание углекислого газа в выдыхаемом человеком воздухе увеличивается в 140 раз по сравнению с его содержанием в воздухе. Содержание же кислорода, наоборот, падает до 16,04 процента, то есть на 1/5 по сравнению с его содержанием в воздухе.

Полученный кровью кислород разносится по всему телу и окисляет растворенные в ней питательные вещества.

При окислении кислородом, то есть при медленном сгорании питательных веществ, поступающих в организм, образуется углекислый газ, который поглощается циркулирующей кровью.

Углекислый газ кровью приносится к легким и здесь, при новом газообмене с поступившим свежим кислородом воздуха, при выдыхании выбрасывается в окружающую атмосферу.

Взрослый человек ежедневно поглощает в процессе дыхания примерно 850 литров кислорода. Окислительные процессы, идущие в нашем организме, сопровождаются выделением тепла. Это тепло, связанное с процессом дыхания, и поддерживает температуру нашего тела на уровне примерно 37 градусов.

При дыхании, при горении, при любых других окислительных процессах (ржавление металлов, гниение и т. д.) идет поглощение кислорода воздуха. Могут возникнуть законные вопросы: не беднеет ли воздух кислородом, надолго ли его хватит для жизни на Земле? Для беспокойств в этом отношении нет повода.

Читайте также:  Обитатели наземно-воздушной среды, Биология

В атмосфере содержится 1 300 000 000 000 000 тонн кислорода, и хотя эта величина составляет лишь одну десятитысячную общего содержания кислорода в земной коре, это число достаточно велико. Но самое главное заключается в том, что оно практически не изменяется благодаря идущим в природе обратным процессам выделения кислорода.

Эти процессы выделения кислорода происходят в результате жизнедеятельности растений. Поглощая из воздуха углекислый газ для своего питания, растения под действием солнечных лучей разлагают его на углерод и кислород.

Углерод остается в растении и идет на построение его организма, кислород же выделяется обратно в атмосферу.

И хотя растения также дышат, и им для дыхания необходим кислород, но в общем то количество кислорода, которое растения выделяют при своем питании, в 20 раз больше того, которое им необходимо для дыхания. Таким образом, растения — это живые фабрики кислорода.

Вот почему посадки растений в городах имеют большое оздоровительное значение. Они не только поглощают избыточные количества углекислого газа, накопляющегося здесь в результате действия фабрик и заводов, но, содействуя очистке воздуха от вредных примесей, они обогащают его живительным для организма человека и животных кислородом.

Зеленое кольцо вокруг городов—это источник кислорода, источник здоровья.

Источник: http://de-ussr.ru/atmosf/bogatstvo-nedr/kislorod-v-prirode.html

Тема: Воздух и его свойства. Значение воздуха для живой природы

Цель:  формировать у учащихся представление о воздухе, ветре, его свойствах; раскрыть значение воздуха для всего живого;  учить проводить опыты и анализировать результаты; учить заботиться о чистоте воздуха, воспитывать познавательный интерес.

Оборудование:пакетики ,  игрушка – дудочка, чаша с водой, стаканчик, насос, воздушный шарик, плакат «Свойства воздуха»

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинаем мы урок!

Слушаем внимательно,

Работаем самостоятельно!

II. Повторение изученного

Беседа.

-Что такое солнце?

-К какой природе оно принадлежит?

-От чего зависит температура воздуха?

Кроссворд.

1. Украшал ночную синь                                                     

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только —

От него осталась корка.

(месяц)

2. На небе стукнет,

А на земле слышно. (Гром)

3.  У меня ходули –

 Не страшит болото,

 Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля)

4. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. (Снег)

5. Холода их так пугают,

Что к югу стайкой улетают,

Петь не могут, веселиться.

6. Что входит в окно 

И не раскрывает его?

(свет)

Кто зимы боится? (Птицы)

— Назовите, что относится к живой природе, а что – к  неживой.

Упражнение «Синоптик»

— Какое сейчас время года?

— Какое число, месяц?

— Какой день недели?

— Что вы можете сказать о температуре воздуха?

— Расскажите о состоянии неба?

— Был ли сегодня ветер, а осадки?

III. Мотивация учебной деятельности

— На прошлом уроке, мы говорили о том, что всему живому необходимы солнечный свет и тепло, которые дает Солнце.

— А без чего еще не могут обойтись все живые организмы?

— Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый, и все же

 Без него мы жить не можем. (Воздух)

— Как догадались, что это воздух?

— Где находится воздух? Видели ли вы его?

— Если вы его не видели, почему утверждаете, что он есть? Как это доказать?

— Может, вам поможет еще одна загадка:

По полю рыщет,

 Поет да свищет,

 Деревья ломает,

 К земле приклоняет. (Ветер)

— Если мы не видели воздух, то можем ли мы слышать воздух?

— Так что же такое ветер? Попробуйте дать определение.

 IV. Сообщение темы, задач урока

— Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

— Что бы вы хотели узнать о воздухе?

V. Изучение нового материала

 1. Рассказ учителя

Много бед приносят ветры. Но представьте на минуту, что на Земле нет ветра. Нет ветра в нашем   городе, где есть заводы,  шахты, разрезы, взрывы. Что произойдет?

— Чем для нас является ветер? Другом или врагом? Почему?

— Трубы от заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры.

Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов. Высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей.

Но ведь ядовитые газы все равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах.

2.Весёлая минутка  (Домик с настроением)

-Ребята, про воздух говорят ещё такое:

 Такой большой, что занимает весь мир,

 Такой маленький, что в любую щель пролезет.

— Ребята, а что окружает наc в классе?

— А ещё нас окружает воздух, он находится везде. Только он невидимый. Посмотрите, на столе стоит стакан. Что в нем?

 Дети: Он пустой.

— А давайте проверим.

3.Опыты.

vУ меня в миске  вода. Я переворачиваю стакан и ровно опускаю его в воду. Что происходит? Вода вошла в стакан? (нет). А что ей мешает? Ведь стакан-то пустой! Или нет?

 Может быть, там притаился наш воздух- «невидимка». Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

 Я прижимаю горло стакана ко дну миски, а потом аккуратно наклоняю стакан, слышите: «Бульк! Бульк!» — это наш воздух- «невидимка» подаёт голос. Большие пузырьки выскакивают из стакана, устремляются к поверхности воды и бульк! Исчезают.

— Ребята, так можно увидеть воздух- невидимку? (да)  

vОпыт с  пакетиком.

  — Воздух окружает нас со всех сторон. Вы можете коснуться  воздуха? Проведем опыт, и вы почувствуете его. Возьмите полиэтиленовый пакет и «поймайте» воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, нажмите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете  прикосновение воздуха к вашей коже.

vОпыт с тетрадью

–  Возьмите в руки тетрадь и помашите ею перед собой. Что вы почувствовали?

— Почему он образовался? (Ветер – это движение воздуха. Воздух постоянно двигается. Ветер, который мы  чувствуем,  это и есть воздух).

— Что вы видите вокруг себя?

— Воздух мешает вам видеть предметы? Значит, воздух прозрачный

vОпыт с дудочкой. (Учитель играет на дудочке)

— Что произошло внутри дудочки?

Вывод: воздух внутри дудочки перемещается, ударяется о стенки дудочки. В результате мы слышим свист.

— Какого цвета воздух?

— Но толстый слой воздуха имеет цвет. Голубое  небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.

— Мы слышим, как льется вода, как ходят люди. Можем ли мы услышать воздух? Проведем опыт. Возьмем велосипедный насос. Начинаем накачивать воздух. Вы не видите воздух, но слышите как он выходит.

— Вы были в лесу? Вдыхали лесной воздух? Чем он пахнет? Гуляли на берегу моря. Что вы чувствовали? А если мама печет пироги, вы это почувствуете? То есть сам воздух не имеет запаха, но он может переносить различные запахи.

— Но иногда невидимый воздух становится видимым, когда в нем слишком много дыма, он  имеет тогда неприятный запах, ним тогда становится трудно дышать.

— Что следует сделать, если в квартире запахло дымом?

4.Метод «Пресс»

— Для чего в окнах устанавливают двойные рамы?

— Почему зимой мы надеваем меховую шапку и шубу?

— Почему очень важно, чтобы на полях лежал снег?

Физминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

VI. Обобщение и систематизация знаний

1.Прием «Микрофон»

– Представьте, что вы – воздух. Расскажите о себе, т.е. о своих свойствах

2.Работа по учебнику  (с. 38 – 39)

— Расскажите, какое свойство воздуха демонстрирует каждый рисунок.

3.Какое значение имеет воздух. ( учебник  с.40-41 )

Беседа по рисункам учебника

4. Обсуждение и решение экологической проблемы

— Фермеры выращивают коров, чтобы было больше молока. Коровы едят траву на лугах. Люди ждут дождя. Прошел дождь. Но вдруг трава пожелтела и даже почернела, все цветы завяли.

— Почему так случилось?

     Оказалось, что прошел кислотный дождь. Туча проплывала над заводом. Из труб шел дым. Туча загрязнилась сажей, копотью, химическими отходами, которые шли из трубы. Загрязненный дождь прошел над лугами. Травы нет, значит,  нет корма для коров. Дети остались без молока.

— Как решить эту проблему?

    Если мы закроем завод, то снова вырастет трава, будет корм для коров и снова будет много молока. Но его некуда будет наливать, так как мы закрыли завод, на котором изготовляли  посуду для молока.

— Как найти выход из этой ситуации?

— Как защитить воздух планеты? (Посадить новые деревья, строить очистные  сооружения, устанавливать фильтры на машины…)

— Взрослые тоже обеспокоены этой проблемой. Этим занимается наука экология. Во многих государствах изданы законы, запрещающие загрязнять природу. На все трубы, которые дымят,  устанавливают специальные фильтры.  Но этого мало, поэтому работа продолжается и сейчас.

— Как вы думаете, воздух в помещении чище уличного или грязнее?(грязнее в 10 раз)

— Что такое пыль?

— Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?

5.Работа в тетради  с.14 – 15

6. Игра «Незаконченное предложение»

·        Воздух есть …

·        Без воздуха не могут жить…

·        Ветер выполняет такую полезную работу: …

·        Ветер – это движение…

7. Работа над поговорками: послушайте внимательно поговорки и объясните их.

·        Нужен как воздух.

·        Бросать слова на ветер.

·        Идет, куда ветер дует.

·        Ветер в голове.

·        Ищи ветра в поле.

VII.Итог урока. Рефлексия

— Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете? Можно ли считать, что наш урок не пропал даром?

 Метод «Сенкан»:

Воздух

Невидимый

Движется

Воздух необходим всему живому.

Ветер

–  На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?

На доске показаны все 3 вида выражения лиц.

Источник: http://larisapetrovna.mypage.ru/tema_vozduh_i_ego_svoystva_znachenie_vozduha_dlya_jivoy_pri.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]