Индивидуальное развитие организмов – онтогенез – биология

Индивидуальное развитие, его этапы. эмбриональное развитие

ТЕМА 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

§ 22. Индивидуальное развитие, его этапы. эмбриональное развитие

Термины и понятия: онтогенез (индивидуальное развитие); биология развития; дифференциальная активность генов; эмбриональное развитие (эмбриогенез); постэмбриональное развитие; бластомери; морула; бластула, гаструла; зародышевые листки.

Понятие онтогенеза. Каждый организм, независимо от того, одноклеточный он или многоклеточный, к какому царству живого принадлежит, в течение всей жизни проходит индивидуальное развитие, или онтогенез (от греч. онтос — существо и генезис). Область биологии, изучающую онтогенез, называют биологией развития.

У многоклеточных организмов онтогенез обычно начинается с момента образования зиготы и заканчивается смертью. При этом организм не только растет, увеличиваясь в размерах, но и проходит ряд различных жизненных фаз, на каждой из которых приобретает особую строения, по-разному функционирует, а в некоторых случаях кардинально отличается образом жизни (вспомните индивидуальное развитие бабочки).

У одноклеточных организмов началом онтогенеза считают момент отделения от материнской или сестринской клетки. Длится он до следующего деления клетки или смерти. При этом внешне онтогенез обычно проявляется лишь как незначительное увеличение клетки в размерах, хотя на самом деле за этим стоят разные периоды жизни клетки (вспомните, что собой представляет интерфаза).

Каждый вид организмов имеет свою программу онтогенеза, что предусматривает не только набор и последовательность стадий развития, но и продолжительность каждой из них. При этом онтогенеза любой особи присущи индивидуальные особенности, которые, однако, не выходят за рамки видовых (вспомните, что такое индивидуальная

Рис. 86. Росток цветочной растения с сім'ядольними листьями: путь от семени- «эмбриона» до малюсенького растеньица.

на изменчивость и что такое норма реакции), а те, в свою очередь, подчиняются закономерностям онтогенеза на уровне рода, семейства, отряда и даже класса (вспомните особенности индивидуального развития представителей каждого из классов позвоночных животных).

Программа онтогенеза — это ничто иное, как реализация записанной в генах наследственной информации. Поэтому специфичность онтогенеза на уровне отдельных особей определяется индивидуальными комбинациями генов, а на уровне видов, родов и семейств — особыми генами, присущими каждой систематической группе организмов.

Механизм реализации наследственной информации заключается прежде всего в дифференциальной активности генов.

Это означает, что в разные периоды развития в различных тканях багатоклітинного организма активны те или иные гены, на нуклеотидных последовательностях которых происходит синтез определенных іРНК.

В результате этого синтезируются конкретные структурные белки и ферменты, которые в конечном итоге и определяют особенности функционирования и поведения клеток на определенных этапах развития, особенности их метаболизма.

У животных и цветковых растений онтогенез разделяют на два периода. Эмбриональное развитие, или эмбриогенез (от греч. эмбрион — зародыш и генезис) длится от образования зиготы до рождения или выхода из яйца. Постэмбриональное (от греч. пост — после и эмбрион) развитие начинается рождением или выходом из яйца и заканчивается смертью организма.

Протекания эмбриогенеза. Общую схему эмбриогенеза можно представить как последовательность следующих фаз:

• последовательные деления зиготы, что завершаются образованием багатоклітинного зародыша, который состоит из сотен и даже тысяч одинаковых клеток;

• дифференциация клеток, что ведет к образованию тканей;

• закладка органов и рост зародыша.

Эмбриогенез цветочных растений — это развитие зародыша в семени. На ранних этапах он протекает одинаково как у двудольных, так и однодольных растений (рис. 86). Процесс развития начинается с того, что расположена в семенном зачатке зигота вытягивается и делится поперек. Одна из клеток образует так называемый подвесок.

По своим функциям он напоминает плаценту млекопитающих. Подвесок выполняет трофическую функцию, обеспечивая связь зародыша с эндоспермом. Вторая клетка многократно делится путем митоза и образует зародыш. В нем уже заложены основные структуры будущего растения, среди которых: точка роста побега; гипокотиль (от греч.

гипо — снизу и котіле — чаша) — нижняя часть стебля зародыша

Рис. 87. Этапы дробления зиготы лягушки: 1 — начало формирования борозды разделения; 2 — образование первых двух бластомеров; 3 — стадия четырех бластомеров; 4 — стадия восьми бластомеров; 5 — стадия 16 бластомеров (бластомери начинают различаться по размерам); 6 — поздняя морула (бластомеров уже несколько десятков, и они четко различаются по размерам).

растения, имеющего признаки корня; семядоли; зародышевый корешок. Все части зародыша состоят из клеток, способных к делению (вспомните, какие ткани есть у растений и клетки которых из них способны к делению). Зародыш к прорастанию находится в состоянии покоя. Во влажной среде начинается процесс роста, одновременно с которым происходит развитие органов.

Процесс эмбрионального развития многоклеточных животных включает три основных этапа: дробление, гаструляцію, и первичный органогенез. Начинается эмбриогенез с момента образования зиготы (обратите внимание: в партеногенетичних животных происходит не оплодотворение, а активация яйцеклетки к делению).

Рассмотрим стадии эмбрионального развития на примере лягушки озерной. Уже через несколько часов (у некоторых видов даже через несколько минут) после проникновения сперматозоида в яйцеклетку начинается первый этап эмбриогенеза — дробление, представляет собой ряд последовательных митотических делений зиготы (рис. 87).

При этом с каждым делением образуются все более мелкие клетки, которые принято называть бластомерами (от греч. бластос — росток, мерос — часть). Мельчанию клеток происходит за счет уменьшения объема цитоплазмы.

Процесс клеточных делений продолжается до тех пор, пока размеры бластомеров не станут такими же, как и других соматических клеток данного вида организмов (вспомните: яйцеклетка — одна из самых крупных клеток организма). В результате в заключительном периоде этого этапа масса зародыша и его объем остаются такими же, как и в начале дробления зиготы.

Потом через полюса зиготы проходит поперечная борозда, делит ь пополам. Далее подобным образом проходит вторая борозда, которая делит зиготу уже на четыре бластомери. В дальнейшем разделение происходит как в поперечном, так и продольном направлениях. На стадии 32 бластомеров, которую принято называть морулою (от лат.

морум — тутовая ягода), зародыш и действительно немного напоминает ягоду шелковицы. Завершается дробление примерно на стадии 128 бластомеров, которые образуют бластулу — пустой шар, состоящий из одного слоя клеток.

После того как бластула лягушки полностью сформировалась, дробление клеток особенно интенсивно продолжается на одном из полюсов, что ведет к втягиванию этой части внутрь. В результате образуется двухслойный зародыш.

Следующий этап онтогенеза называют гаструляцією. Завершается он формированием гаструли (от греч. гастер — желудок, чрево).

Именно на стадии гаструли появляются зародышевые листки — слои тела зародыша многоклеточных животных, которые дают начало определенным органам и тканям (рис. 88).

Читайте также:  Подземные воды - биология

Рис. 88.

Развитие эмбриона лягушки после прохождения процесса дробления: 1 — стадия бластули (первичная полость тела); 2-6 — стадии образования гаструли, что начинаются небольшим вгинанням и заканчиваются образованием вторичной полости тела (схемы 5 и 6 иллюстрируют одну и ту же стадию гаструли в разных проекциях); 7-8 — первичный органогенез (сверху хорошо заметна нервная пластинка). Схемы представлены в разрезе, за исключением схемы 7, где изображен внешний вид эмбриона на стадии нейрули (пп — первичная полость; вп — вторичная полость).

В наиболее примитивных многоклеточных животных — губок и кишечнополостных — развитие организма завершается на стадии двух зародышевых листков — внутреннего и внешнего. У всех остальных животных образуется еще третий зародышевый листок — промежуточный. Из наружного слоя клеток — эктодермы (от греч.

ектос снаружи и дерма — кожа) образуются нервная пластинка, из которой формируется нервная система; кроме того, из этих клеток формируются покровы тела, органы чувств и часть пищеварительной системы. Из внутреннего слоя клеток — ентодерми (от греч. ентос — внутри и дерма) образуются органы дыхательной и пищеварительной систем.

Производные промежуточного слоя клеток — мезодермы (от греч. мезос — промежуточный и дерма) выполняют двигательную и опорную функции.

Таким образом, процесс первичного органогенеза (его еще называют нейруляцією (от греч. неурон — нерв), а зародыш на этой стадии — нейрулою), ведет к формированию органов, определяющих основу — ось строения тела будущего взрослого организма. У позвоночных в этот период происходит закладка хорды, нервной и кишечной трубок.

Затем начинается бурное деление клеток, которое завершается резким увеличением их численности и соответственно ростом эмбриона. При этом клетки дифференцируются, из них образуются различные органы и ткани.

Развитие зародышей высших позвоночных животных (пресмыкающихся, птиц и млекопитающих) на ранних стадиях очень похож на развитие земноводных. Однако в них, начиная уже со стадии бластули, наблюдается появление специальных зародышевых оболочек, защищающих зародыш, развивающийся от высыхания и других негативных воздействий среды.

Именно наличие яйцевых оболочек позволило позвоночным животным покинуть водную среду жизни и стать суходольными существами.

Онтогенез — период жизни организма от зиготы (первичной клетки) к смерти. За это время организм проходит ряд фаз — состояний, на которых отличается строением, функционированием и образом жизни. Различают два этапа онтогенеза: эмбриогенез — зачаточное развитие и постэмбриональное развитие — период жизни организма от рождения (выхода из яйца) до смерти.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/11klas/22.html

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

На этом уроке все желающие смогут изучить тему «Индивидуальное развитие организмов – онтогенез». В ходе занятия мы будем говорить о том, как происходит индивидуальное развитие одноклеточных и многоклеточных организмов.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Клеточный уровень

Урок 17. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

Шевяхова Юлия Олеговна

учитель биологии высшей категории ЦО №1445,

лауреат премии ПНПО

Москва

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как развиваются организмы. Тема нашего урока – «Индивидуальное развитие организмов — онтогенез».

Жизнь любого живого существа начинается с одной-единственной клетки, которая подвергается длительным и сложным преобразованиям. Преобразования, которые протекают в одноклеточных организмах от начала деления и до следующего деления, называют клеточным циклом.

Развитие многоклеточного организма от рождения и до естественной смерти называют индивидуальным развитием организма (онтогенез).

Одноклеточные организмы, как и все другие организмы, возникают путем деления. В новой клетке не хватает еще клеточных структур и не сформированы все белки для ее нормальной жизнедеятельности. Поэтому клеточный цикл можно разделить на несколько этапов (фаз).

Первый этап — этап созревания. Когда формируются необходимые клеточные структуры, клетка вступает в следующую фазу — зрелость. В этой фазе клетка выполняет все необходимые ей функции. Зрелость заканчивается новым делением или смертью клетки.

С многоклеточными организмами ситуация происходит намного сложнее. В жизни таких организмов можно выделить два важных этапа. Первый период — эмбриональный. Если мы говорим о млекопитающих, у них эмбриональный период происходит внутри материнского организма (внутриутробное развитие). Второй период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек (постэмбриональное развитие).

Сейчас мы обратимся к схеме периодов эмбрионального развития. Эмбриональный период включает в себя 3 основные стадии:

1​ стадия дробления: происходит деление клетки на дочерние — бластомеры. Всего за 2 часа из одной клетки формируется 64 бластомера. Но рост их при этом не происходит. Заканчивается стадия дробления формированием бластулы (зародышевый пузырек). Она состоит из одного слоя клеток с полостью внутри;

2​ гаструляция — образование зародышевых листков. У более примитивных многоклеточных организмов (например, кишечнополостных) формируется только два зародышевых листка (наружный — эктодерма – и внутренний — энтодерма). У более высокоорганизованных животных формируется третий зародышевый листок — мезодерма (между эктодермой и энтодермой);

3​ органогенез – это период взаимодействия зародышевых листков, из которых формируются все органы и ткани организма. Кстати, у человека первым начинает обособляться головной мозг. Это происходит в течение третьей недели после зачатия. Размер эмбриона на этот момент составляет всего лишь 2 миллиметра.

Эктодерма дает начало кожным покровам, а также эпителиальным тканям (волосы, железы внешней секреции, ногти). Также эктодерма образует нервную систему. Мезодерма дает начало основным внутренним органам (например, выделительной и половой системы). Энтодерма образует органы пищеварительной, дыхательной системы, а также железам внутренней секреции.

Уже с первых дней своего развития зародыш организма чувствителен к воздействию окружающих факторов. К таким факторам прежде всего относятся различные химические вещества: алкоголь, никотин, лекарственные средства и наркотические препараты. Также на организмы оказывает свое влияние радиационное излучение и различные инфекции.

Влияние на организм матери этих факторов может привести к тому, что дальнейшее развитие не произойдет и приведет к смерти. Или же у родившегося ребенка будут проявляться изменения, которые также называют уродством.

После рождения наступает следующий период развития живого организма — постэмбриональный.

Прямое развитие — развитие без превращения с постепенным ростом. Особь похожа на родительский организм. Прямое развитие характерно для рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Непрямое развитие (с метаморфозом) — процесс превращения организма на личиночной стадии во взрослую особь. Оно сопровождается анатомическими и физиологическими перестройками организма. Такой способ развития характерен для земноводных и насекомых.

Различают полный метаморфоз и неполный метаморфоз. При полном метаморфозе организм проходит ряд стадий, резко отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания.

Это стадии яйца, личинки, куколки, взрослой особи (имаго). Такое развитие характерно для бабочек (чешуекрылых) и жуков (жесткокрылых).

Читайте также:  Органы кровообращения. строение и работа сердца - биология

При неполном метаморфозе стадия куколки отсутствует, а личинка мало отличается от взрослой особи. Такое можно наблюдать у кузнечиков и саранчи.

В независимости от типа развития у всех живых организмов выделяют три стадии: молодость, зрелость и старость. Каждая из стадий характеризуется определенными физиологическими изменениями.

Индивидуальное развитие — один из наиболее интересных процессов, которые происходят в живом организме.

Когда из единственной клетки возникает сложный организм и в процессе жизнедеятельности претерпевает ряд изменений. И каждый организм исполняет свою главную функцию — оставлять потомство.

Жизнь организма заканчивается его естественной смертью. На этом наш урок окончен, спасибо за внимание, до свидания!

Источник: http://dp-adilet.kz/individualnoe-razvitie-organizmov-ontogenez/

Индивидуальное развитие организмов | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Индивидуальное развитие организма, или онтогенез, – этосовокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти. В онтогенезе происходит реализация наследственной информации, полученной организмом от родителей.

В онтогенезе выделяют два основных периода — эмбриональный и постэмбриональный. В эмбриональном у животных формируется эмбрион, у которого закладываются основные системы органов. В постэмбриональном периоде завершаются формообразовательные процессы, происходит половое созревание, размножение, старение и смерть.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом из яйцевых или зародышевых оболочек молодой особи. Он состоит из трех стадий: дробления, гаструляции и органогенеза.

Начальный этап развития оплодотворенного яйца носит название дробления. Через несколько минут или несколько часов (у разных видов по-разному) после внедрения сперматозоида в яйцеклетку образовавшаяся зигота начинает делиться митозом на клетки, называемые бластомерами.

 Этот процесс получил название дробления, так как в ходе его число бластомеров увеличивается в геометрической прогрессии, но они не вырастают до размеров исходной клетки, а с каждым делением становятся мельче. Бластомеры, образующиеся при дроблении, представляют собой ранние зародышевые клетки.

Во время дробления митозы следуют один за другим, и к концу периода весь зародыш ненамного крупнее зиготы.

Тип дробления яйца зависит от количества желтка и характера его распределения. Различают полное и неполное дробление. В бедных желтком яйцах наблюдается равномерное дробление. Полному дроблению подвергаются зиготы ланцетника и млекопитающих, так как они содержат мало желтка и он распределен относительно равномерно.

В яйцах, богатых желтком, дробление может быть полным (равномерным и неравномерным) и неполным. Бластомеры одного полюса из-за обилия желтка всегда отстают в темпе дробления от бластомеров другого полюса.

Полное, но неравномерное дробление характерно для амфибий. У рыб и птиц дробится лишь часть яйца расположенная на одном из полюсов; происходит неполное. дробление.

Часть желтка остается вне бластомеров, которые располагаются на желтке в виде диска.

Рассмотрим более подробно дробление зиготы ланцетника. Дробление охватывает всю зиготу. Борозды первого и второго дробления проходят через полюса зиготы во взаимно перпендикулярных направлениях, в результате чего образуется зародыш, состоящий из четырех бластомеров (рис. 2.4).

Последующие дробления проходят попеременно в продольном и поперечном направлениях. На стадии 32 бластомеров зародыш напоминает ягоду шелковицы или малины. Он называется мору-лой.

 При дальнейшем дроблении (примерно на стадии 128 бластомеров) зародыш расширяется и клетки, располагаясь однослойно, образуют полый шар. Эта стадия называется бластулой.

Стенка однослойного зародыша называется бластодермой, а находящаяся внутри полость — бластоцелью (первичной полостью тела).

Рис. 2.4. Начальные стадии развития ланцетника: а — дробление (стадия двух, четырех, восьми, шестнадцати бластомеров); б — бластула; в — гастру.

чяция; г — схематический поперечный разрез через зародыш ланцетника; ! — эктодерма; 2 — вегетативный полюс бластулы; 3 — энтодерма; 4 — бластогель; 5 — рот гаструлы (бластопор); 6,7 — спинная и брюшная губы бластопора; 8 — образование нервной трубки; 9 — образование хорды; 10 — образование мезодермы.

Следующий этап эмбрионального развития — образование двуслойного зародыша —гаструляция. После того как бластула ланцетника полностью сформировалась, дальнейшее дробление клеток особенно интенсивно происходит на одном из полюсов. Вследствие этого они как бы втягиваются (впячиваются) внутрь. В результате образуется двуслойный зародыш.

На этой стадии зародыш похож на чашу и называется гаструлой. Наружный слой клеток гаструлы называется эктодермой или наружным зародышевым листком, а внутренний слой, выстилающий полость гаструлы — гастральную полость (полость первичного кишечника), носит название энтодермы или внутреннего зародышевого листка.

 Полость гаструлы, или первичный кишечник, превращается у большинства животных на дальнейших этапах развития в пищеварительный тракт, открывается наружу первичным ртом, или бла-стопором. У червей, моллюсков и членистоногих бластонор превращается в рот взрослого организма. Поэтому их называют пер-вичноротыми.

 У иглокожих и хордовых рот прорывается на противоположной стороне, а бластонор превращается в заднепроходное отверстие. Их называют вторичноротыми.

На стадии двух зародышевых листков заканчивается развитие губок и кишечнополостных. У всех остальных животных образуется третий — средний зародышевый листок, расположенный между эктодермой и энтодермой. Он называется мезодермой.

После гаструляции начинается следующий этап в развитии зародыша — дифференцировка зародышевых листков и закладка органов (органогенез). Вначале происходит формирование осевых органов — нервной системы, хорды и пищеварительной трубки. Стадия, на которой осуществляется закладка осевых органов, называется неирулой.

Нервная система у позвоночных формируется из эктодермы в виде нервной трубки. У хордовых первоначально она имеет вид нервной пластинки. Эта пластинка растет интенсивнее всех остальных участков эктодермы и затем прогибается, образуя желобок.

Края желобка смыкаются, возникает нервная трубка, которая тянется от переднего конца к заднему. На переднем конце трубки затем формируется головной мозг. Одновременно с образованием нервной трубки происходит формирование хорды.

Хордаль-ный материал энтодермы выгибается, так что хорда выделяется из общей пластинки и превращается в обособленный тяж в виде сплошного цилиндра (см. рис. 2.4). Нервная трубка, кишечник и хорда образуют комплекс осевых органов зародыша, который определяет двустороннюю симметрию тела.

Впоследствии хорда у позвоночных животных замещается позвоночником, и только у некоторых низших позвоночных ее остатки сохраняются между позвонками даже во взрослом состоянии.

Одновременно с образованием хорды происходит обособление третьего зародышевого листка — мезодермы. Способов образования мезодермы несколько. У ланцетника, например, мезодерма, как и все основные органы, образуется вследствие усиленного деления клеток с двух сторон первичной кишки. В результате образуются два энтодермальных кармана (см.

рис. 2.4). Эти карманы увеличиваются, заполняя собой первичную полость тела, края их отрываются от энтодермы и смыкаются между собой, образуя две трубки, состоящие из отдельных сегментов, или сомитов. Это и есть третий зародышевый листок —мезодерма. В середине трубок находится вторичная полость тела, или целом.

Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей (гистогенез) и формированию органов (органогенез).

Кроме нервной системы из эктодермы развивается наружный покров кожи — эпидермис, и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т. д.

Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

Производными мезодермы являются соединительнотканная основа кожи (дерма), вся собственно соединительная ткань, кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые железы, мускулатура.

Зародыш животных развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. При этом один зачаток оказывает влияние на другой, в значительной мере определяя путь его развития. Кроме того, на темпы роста и развития зародыша оказывают влияние внешние и внутренние условия.

Эмбриональное развитие организмов протекает по-разному у разных типов животных, но во всех случаях необходимая связь зародыша со средой обеспечивается специальными внезароды-шевыми органами, функционирующими временно и называемымипровизорными. Примерами таких временных органов являются желточный мешок у личинок рыб, плацента у млекопитающих.

Развитие зародышей высших позвоночных животных, в том числе и человека, на ранних стадиях развития весьма похоже на развитие ланцетника, но у них, уже начиная со стадии бластулы, наблюдается появление специальных зародышевых органов — дополнительных зародышевых оболочек (хориона, амниона и ал-лантоиса), обеспечивающих защиту развивающегося зародыша от высыхания и различного рода воздействий среды.

Наружная часть сферического образования, развивающегося вокруг бластулы, называется хорионом (рис. 2.5). Эта оболочка покрыта ворсинками. У плацентарных млекопитающих хорион вместе со слизистой оболочкой матки образует детское место, илиплаценту, обеспечивающую связь плода с материнским организмом.

Рис. 2.5. Схема зародышевых оболочек: 1 — зародыш; 2 — амнион и его полость (3), заполненная амниотической жидкостью; 4— хорион с ворсинками, образующими детское место (5); 6 — пупочный или желточный пузырь; 7 — аллантоис; 8 — пуповина.

Второй зародышевой оболочкой является амнион (лат. amnion — околозародышевый пузырь). Так в древности называли чашу, в которую сливали кровь животных, приносимых в жертву богам. Амнион зародыша заполнен жидкостью.

Амниотичес-кая жидкость — водный раствор белков, Сахаров, минеральных солей, содержащий также гормоны. Количество этой жидкости у шестимесячного зародыша человека достигает 2 л, а к моменту родов — 1 л.

Стенка амниотической оболочки — производное экто- и мезодермы.

Аллантоис (лат. alios — колбаса, oidos — вид) — третья зародышевая оболочка. Это зачаток мочевого мешка.

Появляясь в виде небольшого мешковидного выроста на брюшной стенке задней кишки, он выходит через пупочное отверстие и очень быстро разрастается и охватывает амнион и желточный мешок. У различных позвоночных животных его функции различны.

У пресмыкающихся и птиц в нем накапливаются продукты жизнедеятельности зародыша до вылупливания из яйца. У зародыша человека он не достигает больших размеров и исчезает на третьем месяце эмбрионального развития.

Органогенез завершается в основном к концу эмбрионального периода развития. Однако дифференцировка и усложнение органов продолжается и в постэмбриональном периоде.

После рождения или выхода из яйцевых оболочек наступает постэмбриональный, или послезародышевый, период онтогенеза, который может происходить двумя различными путями. Различают прямое и непрямое развитие.

При прямом развитиирождающийся организм имеет все органы, свойственные взрослому животному. Прямое (неличиночное) развитие характерно для рыб, пресмыкающихся и птиц, а также беспозвоночных, яйца которых богаты желтком, т. е.

питательным материалом, достаточным для завершения онтогенеза. Прямое развитие осуществляется у высших млекопитающих (внутриутробный тип развития) и происходит не за счет питательных веществ яйцеклетки, а благодаря поступлению их из материнского организма.

В связи с этим из тканей матери и зародыша образуются сложные провизорные органы, в первую очередь плацента.

Многим видам животных присуще непрямое развитие (развитие с превращением — метаморфозом). В этом случае эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, которая значительно отличается по внешнему и внутреннему строению от взрослого организма, а затем куколки. Куколка, как правило, неподвижна, она не питается.

Из нее развивается полностью сформировавшееся взрослое насекомое. В этом случае говорят о полном превращении (бабочки, мухи, комары, стрекозы).

У насекомых с неполным превращением происходит постепенное изменение личинки, сходной со взрослым организмом, сопровождающееся линьками и увеличением размеров; стадия куколки отсутствует (кузнечик, саранча, клопы, вши, стрекозы).

В подтипе позвоночных животных развитие с метаморфозом свойственно рыбам и амфибиям. Например, у лягушки из икринки развивается личинка (головастик), которая по строению, образу жизни и среде обитания резко отличается от взрослых животных.

Так, у головастика имеются жабры, орган боковой линии, хвост, двухкамерное сердце, один, как у рыб, круг кровообращения. По достижении личинкой определенного уровня развития происходит ее метаморфоз, в процессе которого вырабатываются признаки взрослого организма.

Так головастик превращается в лягушку.

Наличие личиночной стадии в развитии земноводных обеспечивает им возможность жить в разной среде я использовать разные источники пищи: головастик живет в воде и питается растительной пищей, а лягушка ведет в основном наземный образ жизни и питается животной пищей. Такое явление наблюдается у многих насекомых. Смена среды обитания и, как следствие,

смена образа жизни животного при переходе его от личиночной стадии к взрослому организму снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида. Кроме того, у некоторых прикрепленных, малоподвижных или паразитических животных свободноплавающая личинка способствует расселению вида, расширению его ареала.

Индивидуальное развитие живых организмов завершается старением и смертью.

Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов “Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы”

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/9_klass/razmnojenie_i_individualnoe_razvitie_organizmov/individualnoe_razvitie_organizmov_ontogenez/lecture_lec_individualnoe_razvitie_organizmov.html

Ссылка на основную публикацию