Вид
Пн | 1 | 8 | 15 | 22 | 29 |
Вт | 2 | 9 | 16 | 23 | 30 |
Ср | 3 | 10 | 17 | 24 | 31 |
Чт | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Пт | 5 | 12 | 19 | 26 | |
Сб | 6 | 13 | 20 | 27 | |
Вс | 7 | 14 | 21 | 28 |
Содержание реферата 1. Введение
2. Формирование понятия вида в истории развития биологической науки
3. Современное представление о виде. Микроэволюция и видообразование
4. Понятие вида у однополых организмов 5. Вид как единица систематики 6. Вид в палеонтологии
Список литературы
1. Введение
Понятие вида в биологии является ключевым. Вид является не только основным структурным подразделением живых существ (животных, растений и микроорганизмов), но и качественным этапом их эволюции.
Определение вида, принятое в биологии звучит, следующим образом: вид – это совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и переходных гибридных форм между местными формами, населяющих определенный ареал, и обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с живой и неживой средой, отделенных от других таких же групп особей практически полной нескрещиваемостью в природных условиях (3).
Данное определение вида является справедливым только для организмов, которые размножаются половым путем. Для бесполых существ понятие «вид» сохраняется, но в качественно измененном состоянии, но об этом несколько позже. Как видно из определения, для вида характерны такие понятия, как, ареал, и в определенном смысле, генетическая изоляция». Ареал – это территория или акватория, занимаемая определенным видом.
Изоляция вида обусловлена нескрещиваемостью особей разных видов или рождением бесплодного потомства, как в случае скрещивания лошади и осла. Потомство от такого скрещивания, мул, хотя и обладает некоторыми полезными для человека качествами, но неспособно к размножению.
2. Формирование понятие вида в истории развития биологической науки
Накопление в конце XVII в. фактических сведений о многообразии форм животных и растений потребовало стандартизации их названий и построения иерархической системы, классифицирующих животных и растений. Основополагающая работа в этом плане была проведена шведским биологом Карлом Линнеем (1707-1778). В 1735 г. в свет вышла работа К.
Линнея «Система природы», которая завершила огромный труд ботаников и зоологов первой половины XVIII в. К. Линней определил понятие «вид», пользуясь как морфологическими, так и физиологическими (например, плодовитость) критериями, и установил четкое соподчинение между систематическими критериями: класс, отряд, род, вид, вариация.
Название вида состоит из двух слов: первое – название рода, второе – название вида. Например, домовый воробей Passer domesticus, где Passer – название рода, domesticus – обозначение вида. Впоследствии такое обозначение вида было названо бинарной номенклатурой и используется по настоящее время. В основу классификации растений К.
Линней положил число, величину и характер расположения тычинок и пестика цветка, а также признак одно-, дву- и многодомности растения, т. к. считал, что органы размножения у растений самые существенные и постоянные части в их строении. Исходя из этого, он выделил 24 класса растений.
Благодаря простоте применяемой им номенклатуры, значительно упростились описательные работы, виды получили четкие характеристики и названия. Сам К. Линней открыл и описал около 1500 видов растений. Всех животных К. Линней разделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, черви и насекомые. В класс амфибий он включил земноводных и пресмыкающихся.
В класс червей он отнес все известные в его время формы беспозвоночных, кроме насекомых. Одним из достоинств классификаций К. Линнея является то, что в класс млекопитающих он отнес и человека. Несмотря на большое прогрессивное влияние классификации К. Линнея, которое она оказала на развитие биологической науки, все же она не лишена некоторых недостатков.
Систематическая структура живого мира К. Линнея основана на небольшом числе произвольно взятых признаков и недостаточно отражает действительное родство между различными формами. Так, по строению клюва Линней отнес страуса, казуара, павлина и курицу к одному виду.
Одним из существенных его заблуждений было то, что он считал количество видов на земле постоянным и со дня «сотворения» неизменным. Несомненно, Линней пытался усовершенствовать свою классификацию, но этой цели он так и не смог достичь. На протяжении многих лет в Линнеевскую классификацию вносились различные изменения и дополнения. В начале XIX в.
в классификации живых существ появился новый высший таксон – тип. Понятие «тип» было сформулировано и разработано французским учёным Ж. Кювье (1769-1832). В 1812 г. Ж. Кювье опубликовал работу, где на основании особенностей строения первой системы сформулировал учение о 4 типах организации животных: позвоночные, членистые, мягкотелые и лучистые.
В пределах типа позвоночных он различал 4 класса: млекопитающие, птицы, земноводные и рыбы. Причем к земноводным Ж. Кювье отнес и пресмыкающихся. Однако он не признавал никаких связей и переходных форм между этими типами и считал их строго обособленными. Огромное влияние на теорию вида и его происхождения оказало эволюционное учение Ч Дарвина (1809-1882).
Первая публикация основного труда Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь» вышла в 1858 г. В этом труде Ч. Дарвин показал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы. Существующие виды растений и животных произошли естественным путем от древних форм, существовавших ранее. Наблюдаемая в живой природе целесообразность, согласно Ч. Дарвину, создавалась и создается естественным отбором полезных для организма изменений.
Конец XIX-начало XX в. характеризовались накоплением обширного материала по описанию видов животных, растений и микроорганизмов и их географической изменчивости. К середине XX в. количество описанных видов живых существ превысило 2 млн. Это привело к описанию любых локальных форм в качестве новых видов, так, например, «мелких видов», или жорданонов (по имени французского ботаника А.
Жордана), и объединению нескольких родственных рас (подвидов) в т. н. большие виды, или линнеонов (по имени Линнея). Завершающей работой этого периода был труд русского натуралиста А. П. Семенова-Тян-Шанского (сына великого географа), в котором он дал определение различных подвидовых категорий: подвид, морфа, аберрация. За основу вида А. П. Семенов-Тян-Шанский принял понятие «линнеон».
3. Современное представление о виде. микроэволюция и видообразование
В начале XX в. в биологии произошел пересмотр некоторых основных определений и концепций в систематике низших таксонов. Это стало возможным только благодаря научному прогрессу в таких областях естествознания, как генетика, эволюционное учение и популяционная биология.
Вид стал рассматриваться не как косная и неизменяемая организация живых существ, а как исторически сложившаяся общность живых растений и микроорганизмов, обладающих морфофизиологическим, генетическим и филогенетическим родством. Именно в этот период складываются понятия о структуре эволюции и происхождении вида, о закономерностях видообразования.
Накопление знаний о происхождении вида дало начало учению о микроэволюции. Главное значение в вопросе видообразования принадлежит гипотезе Хеннига о виде-основателе. Согласно этому учению на каком-то историческом этапе своего развития вымершего или реального вида-основателя произошло его расщепление на два дочерних.
Таким образом, произошло образование качественно новых, доселе неизвестных видов. Изучая пространственные взаимоотношения локальных популяций и популяционных систем, ученые пришли к выводу о существовании нескольких типов видов, отличающихся характером географического распространения. Были введены такие понятия, как «аллопатрия» и «симпатрия».
Под аллопатрическими видами стали понимать популяции, обитающие в разных местах. Уровень скрещивания между такими популяциями зависит от пространственного расстояния между ними. Симпатрические виды. Это виды, обитающие на одной и той же территории, но не способные скрещиваться между собой.
В термине симпатрия необходимо различать такие совершенно различные ситуации, как смежная симпатрия и биотипическая. Очень часто в природе можно встретить два вида, обитающих на примыкающих друг к другу территориях.
Например, в саванне участки редколесья чередуются участками открытых лугов в шахматном порядке; в горной местности разные высотные зоны располагаются в форме концентрических колец. Виды, обитающие на этих примыкающих, но различных участках, находятся в пределах своих нормальных ареалов, так что с пространственной точки зрения скрещивание между ними возможно.
Но на самом деле в силу объективных причин этого не происходит. Такое явление носит название «смежная симпатрия», а виды называются смежно-симпатрическими. Если особи двух различных видов обитают на одной и той же территории, у них неизбежно происходит контакт между собой. Но к скрещиванию двух видов такая ситуация не приводит.
Такие виды называются биотически-симпатрическими, а само явление носит название «биотическая симпатрия». Этот перечень пространственных взаимоотношений видов был бы неполным, если бы не упомянули промежуточный тип – парапатрию. Два вида называют парапатрическими, если они занимают смежные, но непрерывающиеся области и не скрещиваются между собой.
Термины «аллопатрия» и «симпатрия» имеют большое значение не только в популяционной биологии, но и в систематике. Так, совокупность аллопатрических полувидов называют надвидом; совокупность симпатрических полувидов называют сингамеон. В свою очередь, полувид – это популяционная система, занимающая промежуточное положение между расами и видами.
При определении того или иного вида имеют в виду не только характерные внешние анатомо-морфологические признаки географического распределения особи, но и степень репродуктивной изоляции, то есть способность особи к скрещиванию и рождению плодовитого потомства только в пределах какой-то общности.
В некоторых случаях степень внешнего различия между двумя популяциями имеет наименьшее значение, чем упомянутая выше репродуктивная изоляция. В природе среди насекомых, цветковых растений и простейших обнаружены формы внешне почти неотличимые, но репродуктивно изолированные. Такие виды получили название видов-двойников. Например, в настоящее время установлено, что обитающий в Европе малярийный комар представляет собой совокупность шести видов двойников, которые различаются по окраске яиц, морфологии хромосом и др. Чем же определяется репродуктивная изоляция видов. Механизм этого явления сложен и до настоящего времени полностью еще не раскрыт. В основе этого феномена лежит анатомическая особенность особей различных видов, генетические и иммунологические барьеры, несовпадение физиологических циклов в репродукции, а также географическая разобщенность.
Изучение видов животных происходит и по настоящее время. Например, несколько десятилетий назад была принята программа «Видовой мониторинг». Цель этой программы состояла «в комплексном исследовании вида на всем протяжении его ареала»(1). Данные, полученные с помощью видового мониторинга, могут быть использованы для более широких экологических исследований.
4. Понятие видов у однополых организмов
Все, что было сказано о виде и его характеристике, справедливо только для двуполых организмов. Для однополых и бесполых организмов такая концепция видов в корне неприемлема. Однополые организмы, несомненно, образуют популяции на различных ограниченных территориях.
Особи этих популяций генотипически идентичны и не способны скрещиваться с представителями генетически чужеродной популяции. Но такие популяции не объеденены в единые биологические виды.
Для однополых организмов также характерна изменчивость, но характер изменчивости резко отличается от наблюдаемой у организмов с половым различием. Вместо этого у таких организмов имеется ряд однородных локальных популяций, возникших при размножении наиболее приспособленных особей.
Генотип таких популяций различен в зависимости от места обитания. Диапазон этих различий вполне сравним с межвидовой изменчивостью у организмов с половым размножением. Поэтому к однополым организмам наиболее подходит понятие микровид.
Микровид – это генотипически однородная популяция или популяционная система, обладающая собственными отличительными внешними признаками, в группе однополых организмов.
5. Вид как единица систематики
Понятие «вид» является главным термином в популяционной биологии и систематике. В большинстве случаев значение этого понятия в обеих областях биологии является сходным.
Но нередко возникают ситуации, когда таксономический вид не совпадает по смыслу с биологическим видом. Наиболее стандартны в этом случае 3 ситуации: I. Некоторые популяции организмов нельзя с большей достоверностью отнести ни к видам, ни к подвидам.
В популяционной биологии существует термин «полувид». В систематике такого не предусмотрено. Здесь четко прослеживается строгая иерархия: тип – класс – род – вид – подвид. II. Виды-двойники морфологически неотличимы друг от друга.
Единственным критерием популяционной биологии, по которому они были выделены в отдельные виды, – нескрещиваемость между собой и отсутствие плодовитого потомства.
III. С точки зрения популяционной биологии у однополых организмов нет и не может быть видов. Напротив, в систематике необходимо все организмы, будь они однополыми или двуполыми, отнести к какому-либо виду.
6. Вид в палеонтологии
В палеонтологии на первое место выступают смена форм и изменение популяций живых существ во времени в последовательных отложениях. Сравнение же всех существовавших раннее форм в пространстве затруднительно.
Поэтому в палеонтологии применимы термины, эквивалентные понятию вида. Например, советский зоолог В. Г. Гептнер предложил для этого использовать понятие «фратрия».
Альтернативным виду понятием может служить термин «последовательные виды».
Последовательные виды являются как бы узловыми точками в эволюции какой-то группы живых существ. Естественно, представители этих последовательных видов должны иметь четкие внешние различия. Однако последовательные виды и фратрии никогда не будут равноценны биологическим видам.
Список литературы
1. Вольский Р. С. О необходимости создания «банка» научных данных по пресноводным видам рыб СССР// Вид и его продуктивность в ареале. М.: Наука, 1983. С. 171-178. 2. Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980. С.162-183.
3. Тимофеев-Ресовский Н. В., Глотов Н. В., Иванов В. И. Вид // Большая советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1971. Т.Б. С. 28-29. 4. Шаталкин А. И. Биологическая систематика. М.: Издательство МГУ, 1988. С. 44-46.
5. Шилов И. А. Экология. М.: Высшая школа, 2001. С. 238-241.
© Реферат плюс
Источник: http://referatplus.ru/biolog/1_bio_11_0013.php
Многообразие видов растений и животных – PDF
Составила ученица 5 класса Магизянова А.И. Аист черный – перелетный гнездящийся вид. Распространен широко, но спорадически в лесной зоне и горных районах. Встречается с конца апреля до начала октября.
Подробнее
Номинация: Разработка занятия Хоменко Людмила Ивановна воспитатель МБДОУ 59 «Цыплята» Г.Северодвинск Архангельской области Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: Как
Подробнее
Животные лесных ярусов Мир. С чем мы только не ассоциируем данное слово. С покоем, с бесконечностью, Вселенной. Каждый человек задумывается о многообразии мира, потому что помимо нашего людского мира существует
Подробнее
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Калининской. «Дикие животные» 2015год Цели урока: познакомить учащихся с подготовкой
Подробнее
Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Весна в степи Хороша
Подробнее
Контрольные работы в 3 классе Контрольная работа 1 по теме «Земля наш общий дом» 1. Допиши предложения. Я живу на планете, на материке, в стране, в городе. 2. Перечисли планеты Солнечной системы. 3. Заполни
Подробнее
Познавательный проект «Птицы весной» Участники проекта: Дети Воспитатели Помощник воспитателя Родители воспитанников Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц
Подробнее
Бабочка На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Как по цвету,
Подробнее
Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему
Подробнее
Интегрированный урок по математике и природоведению О.Н.Кравченко Математика: Решение задач на движение. Определение размеров геометрических фигур. Природоведение: Растения и животные леса, луга, водоема.
Подробнее
Управление биоразнообразием Задание по практической работе 3 по дисциплине «Биоразнообразие»: Разработка проектов управления видами Методические указания к разработке проекта по управлению видами Практическая
Подробнее
Тему урока «Красная книга России. Правила поведения в природе». Почему книгу назвали именно «Красная книга»? Красный цвет сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает:
Подробнее
Конспект внеурочного занятия «Я исследователь». МБОУ СОШ 1, 1 «Б» класс. Учитель: Мотолова Оксана Владимировна. Тема «Кто такие насекомые?» Обобщение занятия: насекомые маленькие представители живого мира,
Подробнее
Редкие животные Алтайского края Лиса хищное животное средних размеров с изящным туловищем на невысоких лапах, с узкой вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Зимний мех густой и пышный,
Подробнее
ПЛАН УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1КЛАССЕ. Кл. рук.люлькина В.Н. Тема:«Как живут животные?» Цель:знакомство и первичное закрепление признаков живого и условий, необходимых для жизни животных. Тип урока-
Подробнее
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово По страницам Красной книги занятие по экологии
Подробнее
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» города Тамбова Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Растительноядные и хищные
Подробнее
Тема: «Жуки и бабочки». 2 класс Цели: закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить представления
Подробнее
Возвращение синичек в наш город. Проект ученика 4В класса ГБУСОШ 1251у.к.1 города Москвы Сергиева Владимира. Руководитель: Волкова Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов. Консультант работы: Сергиев
Подробнее
Пояснительная записка. Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности
Подробнее
Теоретическое исследование Для чего ёжику яблоки? Авторы работы: Семья Морякиных МБДОУ «Детский сад 80» Воспитатель: Полянина Светлана Владимировна Тема исследования На картинках в книгах, на открытках,
Подробнее
Конспект занятия в средней группе «Звери леса Камчатки». Провела: Ескина Т.В. Цель: познакомить с животными Камчатки. Задачи: 1. Воспитание интереса к животным Камчатки. 2. Учить отгадывать загадки о животных.
Подробнее
Конспект урока окружающего мира для 3 класса Тема урока: «Разнообразие растений» Цель урока: познакомить с основной квалификацией растений. Задачи: 1. Выделить характерные особенности царства растений.
Подробнее
Наблюдения за живой природой Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Цель таких наблюдений: – познакомить детей с разнообразием растительного мира, животного мира, мира птиц и мира насекомых;
Подробнее
Животный мир Прибайкалья Территория Иркутской области находится в лесном природном комплексе, который разрежен островами степей и лесостепей. Значительная ее часть занята горнотаежными и горно-тундровыми
Подробнее
МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.» Игра «Звѐздный час» Подготовила и провела библиотекарь Суслина Е.В. Задачи: пополнение экологических знаний учащихся в процессе игры; развитие
Подробнее
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗЕМЛИ – 2013 ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Как красиво в нашем зале, Что за праздник у ребят? Солнце радостно играет И глаза у всех горят. Почему в
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/30464568-Mnogoobrazie-vidov-rasteniy-i-zhivotnyh.html
Сравнение растений и животных
Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора биологии по Скайпу biorepet-ufa.ru.
Представленная статья посвящена главным различиям, характеризующим растительные и животные организмы — этим основным двум царствам живой природы.
Тема совсем не заслуживала бы специального рассмотрения на этом блоге репетитора по биологии (всё же очень просто, отличительные признаки контрастные и легко запоминаются). Но и в раскрытии этой темы случаются некоторые казусы.
Что значит относиться к автотрофным или гетеротрофным живым организмам не только по способам питания, но и по способам получения энергии, мы рассматривали ранее.
Из представленных в таблице признаков хочу обратить ваше внимание на следующие: нервная деятельность и ткани.
Считается, что нервная система у растений отсутствует. Но как же тогда у них осуществляется регуляция их роста, гармонизация их развития в целом?
У растений в отличие от животных существует только одна система регуляции — гормональная. Всего три основных типа гормонов: ауксины, гибберелины, цитокинины — ответственные за рост побегов, корней и цветение, соответственно.
А у животных, как мы помним, и нервная и гормональная. Причем гормональная система подчиняется нервной регуляции.
Теперь, что касается видов тканей у животных и растений. Обычно на вопрос, у кого больше разных тканей у растений или животных? Большинство отвечает, что, конечно, у животных — они ведь более сложно организованные живые существа. Но, как сами видите, все наоборот.
___________________________________________________________________
Кстати, всех с праздником, с днем космонавтики! И что это я все о земном в такой день: о растениях, о животных.
Понимаю, что человек так устроен, что хочет вырваться и вырвется насовсем за пределы Земли. А по мне, так лучше бы пускай все силы человечества направлялись на благоустройство, на сохранение жизни, а не разорение нашей планеты!
Ведь все живое, что существует на Земле: бактерии, грибы, растения и животные — природа создавала миллионы лет. Нам бы жить и радоваться красоте, гармонии окружающего мира…
Да просто староват я уже, наверное, лететь на Марс?
По «просьбе трудящихся» помещаю эту таблицу, где описаны все возможные способы размножения организмов всех царств живой природы.
*************************************************************************
Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.
У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).
Источник: https://www.biorepet-ufa.ru/biology/sravnenie-rastenij-i-zhivotnyx.html
Вид и его критерии
Качественным этапом процесса эволюции является вид. Buд — это совокупность особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал.
Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных черт, свойств, которые называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Наиболее часто используют шесть общих критериев вида: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический и биохимический.
Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей, входящих в состав определенного вида.
По внешнему виду, размерам и окраске оперения можно, например, легко отличить большого пестрого дятла от зеленого, малого пестрого дятла от желны, большую синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой и от гаички.
По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера: луговой, ползучий, люпиновый, горный.
Морфологический критерий самый удобный и поэтому широко используется в систематике. Однако этот критерий недостаточен для различения видов, которые имеют значительное морфологическое сходство.
К настоящему времени накоплены факты, свидетельствующие о существовании видов-двойников, не имеющих заметных морфологических различий, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов.
Так, под названием «крыса черная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 хромосом и живущих на всей территории Европы, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Азии к западу от Индии, и крыс, имеющих 42 хромосомы, распространение которых связано с монголоидными оседлыми цивилизациями, населяющими Азию к востоку от Бирмы. Установлено также, что под названием «малярийный комар» существует 15 внешне не различимых видов.
Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства. Между разными видами существует физиологическая изоляция.
Например, у многих видов дрозофилы сперма особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.
В то же время между некоторыми видами живых организмов скрещивание возможно; при этом могут образовываться плодовитые гибриды (зяблики, канарейки, вороны, зайцы, тополя, ивы и др.)
Географический критерий (географическая определенность вида) основан на том, что каждый вид занимает определенную территорию или акваторию. Иными словами, каждый вид характеризуется определенным географическим ареалом. Многие виды занимают разные ареалы.
Но огромное число видов имеет совпадающие (накладывающиеся) или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие четких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши или океана.
Космополитами являются некоторые обитатели внутренних водоемов — рек и пресноводных озер (виды рдестов, ряски, тростник).
Обширный набор космополитов имеется среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды, обитающие рядом с человеком или его жилищем) — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха, а также одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пастушья сумка и др.
Существуют также виды, которые имеют разорванный ареал. Так, например, липа растет в Европе, встречается в Кузнецком Алатау и Красноярском крае. Голубая сорока имеет две части ареала — западноевропейскую и восточносибирскую. В силу этих обстоятельств географический критерий, как и другие, не является абсолютным.
Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определенных условиях, выполняя соответствующую функцию в определенном биогеоценозе. Иными словами, каждый вид занимает определенную экологическую нишу.
Например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологичекой приуроченности. Во-первых, это синантропные виды.
Во-вторых, это виды, которые находятся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.
Генетический (цитоморфологический) критерий основан на различии видов по кариотипам, т. е. по числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен строго определенный кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным.
Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Так, многие виды из семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2n = 22). Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций.
Например, ива козья имеет диплоидное (38) и тетраплоидное (76) число хромосом. У серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150,200, тогда как нормальное число их равно 50.
Таким образом, в случае возникновения полиплоидных или анеушюидных (отсутствие одной хромосомы или появление лишней в геноме) форм на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей к конкретному виду.
Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определенных белков, нуклеиновых кислот и других веществ). Известно, что синтез определенных высокомолекулярных веществ присущ лишь отдельным группам видов.
Например, по способности образовывать и накапливать алкалоиды различаются виды растений в пределах семейств пасленовых, сложноцветных, лилейных, орхидных.
Или, к примеру, для двух видов бабочек из рода амата диагностическим признаком является наличие двух ферментов — фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. Однако этот критерий не находит широкого применения — он трудоемкий и далеко не универсальный.
Существует значительная внутривидовая изменчивость практически всех биохимических показателей вплоть до последовательности аминокислот в молекулах белков и нуклеотидов в отдельных участках ДНК.
Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов “Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы”
Источник: http://sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/obbvidevol/56