Фламинго-НН
Традиционные методы в биологии. Биология — наука, добывающая сведения о живой природе разными методами исследований. Метод (греч. methodos — «путь к чему-либо») — это способ достижения цели. Методы выражают определенным образом упорядоченную деятельность исследователя в раскрытии сути явлений.
Любое биологическое исследование включает наблюдение, сравнение, описание и эксперимент. Наблюдение и описание обеспечивают накопление фактического материала, отражающего предметы и явления природы.
Метод сравнения дает возможность выявлять сходство и различия между организмами, видами, другими биосистемами и их частями.
Эксперимент позволяет активно изучать природные явления жизни с помощью опытов и проверять гипотезы, выдвигаемые в результате наблюдения, сравнения и других методов исследований.
Биологические исследования проводят в полевых (природных) условиях и в лаборатории. Все полученные результаты подвергают количественному и качественному анализу.
В полевых условиях можно не только проводить наблюдения, но и ставить эксперимент. Эксперимент особенно широко используют растениеводы: создают различные условия минерального питания, меняют сроки посева и способы полива, выявляя агротехнику более эффективного выращивания культивируемых растений.
В экологических исследованиях основными выступают методы количественного учета живых организмов, популяций, биогеоценозов.
Лабораторные исследования широко применяются во всех отраслях биологии. Самым распространенным инструментом при этом был и остается микроскоп.
За многолетнюю историю микроскопических исследований накоплен огромный практический опыт, разработана масса методик подготовки препаратов (фиксация различными химикатами — формалином, спиртом, хлороформом и др. ; окрашивание йодом, эозином, гематоксилином и др.
), созданы специальные приборы для приготовления особо тонких срезов (микротомы), для зарисовок (рисовальные аппараты), для определения размеров клеток и органоидов (окуляр-микрометры) и множество других.
Специальные приборы позволяют изучать в лабораториях биохимические процессы в тканях и клетках организмов, электромагнитные свойства органов и тканей, обмен веществ и энергии в живых особях и многие другие процессы.
Этапы проведения биологического эксперимента
Этапы проведения биологического эксперимента
Этап | Описание |
1. Постановка проблемы | Выработка четкой постановки проблемы. |
2. Предполагаемое решение, формулирование гипотезы | Формулирование ожидаемых результатов и их научного значения с опорой на уже известные данные |
3. Планирование эксперимента | Разработка порядка проведения эксперимента: разработка последовательности осуществления отдельных этапов исследования |
4. Проведение эксперимента | Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение различных этапов эксперимента. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов |
5. Подведение итогов | Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов, формулирование выводов |
Метод моделирования в биологии. В настоящее время в различных отраслях биологической науки широко используют метод моделирования (фр. modele — «образец», «прообраз»), когда на специально созданной модели воспроизводят характеристики изучаемого объекта.
При этом между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно быть известное подобие. Моделирование широко используется, если объект исследования очень сложный (многокомпонентный) или труднодоступный для непосредственного наблюдения.
В этих случаях моделирование помогает не только выявить свойства и взаимозависимости изучаемого объекта, но и представить его характеристики в изменяющихся условиях.
Мониторинг в биологических исследованиях. В исследованиях состояния природы применяется мониторинг (лат. monitor — «предостерегающий») — многоцелевое длительное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта.
Мониторинг необходим для выявления загрязнения окружающей среды, установления изменений в видовом разнообразии в биогеоценозах для обнаружения и спасения редких, исчезающих биологических видов на нашей планете.
При проведении мониторинга наряду с биологическими методами используются физические, химические, географические, космические (например, зондирование с искусственных спутников, космических кораблей).
Проведение многих биологических исследований требует особых навыков, а также внимания, терпения и тщательности в работе. Однако известно немало открытий, сделанных в биологии очень молодыми людьми, студентами и даже школьниками. Вы также можете провести настоящее исследование с наблюдением и экспериментом и подготовить отчет о его результатах.
Источник: http://flamingo-nn.ucoz.com/load/obshhaja_biologija/vvedenie/metody_biologii/24-1-0-167
Реферат по биологии. Основные методы Биологии
Вступление
Биология (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος — жизнь + λόγος — учение, наука) — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.
Основные методы Биологии: наблюдение, позволяющее описать биологическое явление; сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент, или опыт, в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Биологии между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Биология на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.
Биология тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процессов Биологию привлекает химию, физику, математику, многие технические науки и науки о Земле — геологию, географию, геохимию.
Так возникают биологические дисциплины, смежные с другими науками, — биохимия, биофизика и пр.
, и науки, в которые Биология входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, протекающих в почве под влиянием почвенных организмов, океанология и лимнология, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком.
Значение практической биологии для современного общества и природы
Значение биологии как науки исключительно велико, так как познание исторического развития органического мира, закономерностей в строении и функционировании живых систем разных рангов, их взаимосвязей, устойчивости и динамичности играет важнейшую роль в формировании материалистического мировоззрения, составлении научной картины мира.
Кроме того, биология способствует решению жизненно важных практических задач. Теоретические достижения биологии широко применяются в медицине. Именно успехи и открытия в биологии определяют современный уровень медицинской науки.
Так данные генетики позволили разрабатывать методы ранней диагностики, лечения и профилактики наследственных болезней человека. Развитие генной инженерии открывает широкие перспективы для производства биологически активных соединений и лекарственных веществ.
Так, например, с помощью методов генной инженерии был получен ген гормона инсулина и затем встроен в ген кишечной палочки. Такой штамм кишечной палочки способен синтезировать человеческий инсулин, используемый для лечения сахарного диабета.
Подобным образом в настоящее время получают соматотропин (гормон роста) и другие гормоны человека, интерферон, иммуногенные препараты и вакцины.
Знание закономерностей размножения и распространения вирусов, болезнетворных бактерий, простейших, червей необходимо для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных.
Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Быстрые темпы роста населения планеты, постоянное уменьшение территорий, занятых сельскохозяйственным производством, привели к глобальной проблеме современности — производству продуктов питания.
Эту задачу способны решать такие науки, как растениеводство и животноводство, базирующиеся на достижениях генетики и селекции.
Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и пород домашних животных, что позволит интенсивно вести сельскохозяйственное производство и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.
Биологические знания помогают в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений, паразитами животных. Они играют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства. Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.
Значение биологии длягуманитарного образования
В последние годы биология стала активно внедряться в гуманитарную сферу образования. Это обусловило появление целого ряда специфических направлений.
Теперь люди изучают биологические причины таких неоднозначных явлений как агрессивность, искусство, жажда власти, альтруизм, лидерство, ксенофобия, любовь и многих других. Совсем скоро уже можно будет заказать кандидатскую диссертацию, основанную на изучении подобных тем.
Ведь это является очень актуальным и, возможно, благодаря биологии люди смогут найти решение проблем, которые ранее для образования были камнем преткновения.
Описанные выше факты заставляют пересмотреть значение биологии для образования. Очевидно, что она важна не только для естественнонаучных специальностей, но и для многих других.
Сейчас во многих ВУЗах постепенно вводится биология с основами экологии, биологические основы культуры, биокибернетика, современное естествознание и т.п.
Например, на психологических факультетах стали применять курс антропологии, но это, конечно же, только начало внедрения этой интереснейшей науки в образование.
В США знаменитый биохимик А. Ленинджер осуществлял активную деятельность по введению курса биохимии в обязательную программу для всех специальностей американских университетов. Сегодня каталог диссертаций РГБ изобилует работами о биологии.
Эта наука рассматривалась Ленинджером как основополагающая дисциплина, эффективно формирующая широкое и правильное мировоззрение любого специалиста. Можно сказать, что данный курс знакомил обучаемых с основами строения жизни.
Однако его старания не нашли отклика у бюрократов, находящихся у “рычагов”
образования.
За последние годы можно было наблюдать небольшое сближение между гуманитарными и естественнонаучными подходами не только в науке, но и в образовании.
Те, кто пользуется доставкой диссертаций, наверняка заметили, что многие работы стали все больше касаться биологии. Говорят даже, что вскоре сформируется “новая парадигма”.
Но все же не все так благоприятно, как может показаться, ведь нередко желаемое пытаются выдать за действительное.
Это обусловлено тем, что между этими дисциплинами имеется принципиальное различие пониманий картины мира. Это очень мешает синтезу двух сторон.
Гуманитарные науки рассматривают человека как носителя души, и они изучают исключительно его психику, сознание и т.п. В каталоге диссертаций РГБ можно найти уйму материалов, которые подтверждают эти слова.
В биологии же, в свою очередь, человек является сложным механизмом, работа которого влияет на окружающую среду.
Необходимость биологии в гуманитарном образовании, безусловно, естественнонаучная подготовка просто обязана занять место среди учебных планов любых специальностей. И этого требует не только необходимость расширения кругозора, но и сегодняшние реалии.
Экологический кризис, который подступает все ближе, следует изучать в мировых масштабах. Только так можно найти эффективные пути его решения. И те, кто заказал кандидатскую диссертацию, смогут получить дополнительное образование, содержащее биологические дисциплины.
Согласитесь, что это принесет огромную пользу человечеству, так как остальные науки просто не смогут справиться с надвигающимися проблемами.
Вывод
Прогресс биологического знания возросла относительная и абсолютная роль биологии среди других наук и для существования человечества в целом определяют ее облик сравнительно с тем, какой она была даже 30—40 лет назад. Накопление знаний и в новых, и в ее классических областях способствует разработка и применение новых методов и приборов.
Так, большой шаг вперёд обусловлен появлением электронной микроскопии, позволившей обнаружить новые ультраструктуры на разных уровнях организации живого. Получили распространение новые методы прижизненных исследований, использование физических и химических приборов, работающих на повышенных скоростях и частично или полностью автоматизированных.
Растет число биологических институтов, биостанций, заповедников и национальных парков; создаются лаборатории, в которых можно изучать действия любых комбинаций климатических и физико-химических факторов, биологические учреждения оснащаются электронно-вычислительными машинами; создаются отрасли промышленности, связанные с биологическим приборостроением; во всё большем числе специальных биологических институтов и на биологических факультетах университетов готовятся кадры высококвалифицированных биологов разных профилей. По уровню биологических исследований можно судить ныне о материально-техническом развитии общества, т.к. биология становится реальной производительной силой. Это залог ее расцвета в будущем, что, несомненно, ознаменуется открытием новых фундаментальных закономерностей живой природы. Само существование человечества в биосфере Земли оказывается тесно связанным с успехами в решении многих биологических проблем. Биология становится научной, рациональной основой отношений между человеком и природой.
Были использованы материалы
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/69404/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1
http://distant-lessons.ru/rol-biologii-v-sovremennom-mire.html
http://www.slideshare.net/zerr0/ss-16393478
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA.D0
«Основы биологии» С.Г. Мамонтов.
Биология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Большой энциклопедический словарь. Биология. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999
Биология // Биологический энциклопедический словарь — М.: Сов. Энциклопедия, 1986
Электронный учебник по биологии
Проект «Вся Биология»
Биология: Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).
Источник: http://kursak.net/referat-po-biologii-osnovnye-metody-biologii/
Мир науки
Живую материю на разных уровнях организации исследуют также различными методами, основные из которых – сравнительно-описательный, экспериментальный, мониторинг и моделирование. Полученные результаты обрабатывают с помощью математико-статистического анализа.
С помощью сравнительно-описательного метода описывающих новые для науки виды организмов, процессы или явления. Его основал древнегреческий ученый Аристотель. Однако часто недостаточно просто описать новый вид организмов, процесс, явление и т.д..
Чтобы установить своеобразие объекта исследований, его необходимо сравнить с другими подобными объектами, процессами или явлениями. Например, открытие новых для науки видов невозможно без анализа их сходства и отличий от близких форм.
То же касается органических соединений, биохимических процессов, строения и функций клеток, тканей, организмов, экосистем и т.д..
Для научного исследования любой биологический объект классифицируется, т.е. определить его принадлежность к той или иной группе (например, органических веществ – до белков, липидов, углеводов или нуклеиновых кислот и т.д.
, живых существ – к соответствующему виду, рода, семьи и т. д.).
Сравнение объектов исследования возможно только в пределах определенного уровня организации (например, сравнение определенной молекулы с другими молекулами, клетки – с другими клетками, вида – с другими видами т.п.).
Экспериментальный метод заключается в том, что исследователи активно вмешиваются в строении объектов исследований, ход тех или иных процессов, явлений и наблюдают за последствиями такого вмешательства. Эксперименты бывают полевые и лабораторные.
Полевые эксперименты осуществляют в естественных условиях: на экспериментальных участках изучают действие определенных веществ на рост растений, испытывают меры борьбы с вредителями, исследуют влияние хозяйственной деятельности человека на природные экосистемы и т.д..
Лабораторные эксперименты проводятся в специально оборудованных помещениях (лабораториях) (рис. 3.1). В таких исследованиях часто используют подопытные организмы, которых исследователи искусственно разводят и содержат.
Некоторые лабораторные культуры дали начало промышленным культурам, которые используют для получения необходимых человеку продуктов. Это одно из направлений исследований в биотехнологии (например, использования дрожжей в хлебопекарной деле, виноделии; бактерий и грибов – для получения антибиотиков и т.д.).
Мониторинг – постоянное наблюдение за ходом определенных процессов в отдельных популяциях, экосистемах, биосфере в целом или по состоянию определенных биологических объектов. Его осуществляют в основном на популяционно-видовом, биогеоце-нотичному или биосферном уровнях.
Он позволяет не только определять состояние определенных объектов, но и прогнозировать возможные изменения, анализировать их последствия. Например, изменения климата на нашей планете возможны в связи с накоплением в атмосфере углекислого газа.
Осуществляя мониторинг его содержания в атмосфере, можно предположить, как это будет влиять на изменение климата нашей планеты.
Таким образом, мониторинг дает возможность своевременно выявлять негативные изменения в структуре и функционировании отдельных популяций, биогео-ценозов или биосфере в целом и своевременно разрабатывать меры их охраны.
Моделирование – метод исследования и демонстрации структур, функций, процессов посредством их упрощенной имитации.
Моделирование является обязательным этапом многих научных исследований, поскольку дает возможность изучать объекты и процессы, которые невозможно непосредственно наблюдать или воспроизводить экспериментально. Любая модель неизбежно упрощена.
Она не может выявить всю сложность объектов, процессов или явлений, которые наблюдают в природе, а отражает лишь их общие черты или вероятный ход.
С помощью моделирования ученые прогнозируют возможные последствия тех или иных процессов или явлений, создают определенные идеальные объекты или явления и сравнивают с ними реальные. Например, для исследования многих опасных болезней человека создают модели этих процессов у подопытных животных.
Модели могут быть статическими и динамическими. Примеры статических моделей вам не раз демонстрировали на уроках биологии, например модели строения цветка, головного мозга или других органов.
Их можно рассматривать, не вмешиваясь в их структуру. А вот с помощью аквариума (рис. 3.2) можно создать динамическую модель водной экосистемы. Изменяя видовой состав организмов, химический состав воды и т.д.
, можно наблюдать по результатам такого вмешательства.
Теоретические основы математических моделей биологических процессов и явлений разрабатывает математическая биология. Математическая модель – это численное выражение парных связей (в виде системы дифференциальных уравнений) в пределах определенного объекта, процесса или явления.
Изменяя числовое значение одного из показателей, введенных в модель, можно наблюдать, как будут изменяться и другие, то есть как вести себя данная система при определенных условиях.
Например, можно создать модель пищевых связей в экосистеме, описывая связи между отдельными видами: растение – растительноядный вид, растительноядный вид – хищник и т. д. (рис. 3.3).
Математическое моделирование в биологии – совокупность математических методов анализа сложных количественных взаимосвязей и закономерностей в биологических системах.
Его осуществляют с помощью компьютерной техники, которая позволяет хранить огромные объемы данных и быстро их обрабатывать с помощью специальных программ. Математическое моделирование дает возможность наблюдать за возможными вариантами развития событий, выделять отдельные связи, комбинировать их и т.д..
Предпосылкой создания правильной математической модели служат накопления данных наблюдений или экспериментов об определенных явления или процессы.
Математическую модель создают в несколько этапов.
Последовательно выдвигают рабочую гипотезу и формулируют вопросы, ответы на которые должна дать модель; разрабатывают соответствующий математический аппарат, на его основе вычисляют определенные данные; сравнивают их с результатами наблюдений и экспериментов, проверяя правильность модели.
В случае существенных различий результатов моделирования с реальными данными модель коренным перерабатывают или отвергают, поскольку это свидетельствует об ошибочности рабочей гипотезы или неправильно разработан математический аппарат.
Гипотеза – научно обоснованное предположение, выдвинутое для объяснения того или иного факта, процесса или явления. Гипотеза, подтвержденная практикой, становится научной теорией.
Математические модели, например, могут определять, какое количество особей промысловых животных можно изымать из природных популяций, чтобы это не сказалось на их численности; прогнозировать массовые размножения вредителей, последствия антропогенного воздействия на отдельные экосистемы и биосферу (например, как увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере влияет на отдельные группы организмов и климат планеты в целом) и т.д..
Статистический метод. Любой накопленный материал, полученный в результате наблюдений, экспериментов или моделирования, требует статистической (математической) обработки.
Масса собранных фактов, не проанализированных и не обработанных статистически, не дает возможности выявить весь объем информации, установить определенные закономерности.
Перед обработкой результатов исследователи определяют задачи, которые нужно решить, и в зависимости от этого выбирают тот или иной метод математической статистики. Математическая обработка необходима для определения степени достоверности и правильного обобщения полученных результатов.
Статистически достоверную закономерность в биологии можно считать правилом или научным законом.
Биологические законы – это статистически выверенные закономерности, обычно не имеют исключений и могут быть истолкованы только определенным образом (вспомните законы, которые вы изучали по другим предметам).
Со временем вы ознакомитесь с основными биологическими законами, в частности экологическими и законами наследственности.
Источник: http://worldofscience.ru/biologija/6910-osnovnye-metody-biologicheskikh-issledovanij.html
Методы исследования в науке | Дистанционные уроки
Биология — это наука. Что отличает науку от других сфер человеческой деятельности? Подход к изучению явлений. Этот подход — научный метод.
Научный метод предполагает определенный системный подход:
- Наблюдение фактов и их измерение, т.е. описание наблюдения — количественное и или качественное.
- Анализ полученных результатов — систематизация, выявление главного и второстепенного.
- Обобщение — формулирование гипотез и потом уже — теорий.
Обратите внимание на 5-ый пункт. Без него нельзя считать подход научным!
Важно понимать отличие между понятиями гипотеза и теория.
- Гипотеза -это утверждение, предположение, которое еще не доказано.
Когда гипотезу доказывают, она становится теорией, теоремой или фактом. Опровергнутая гипотеза переходит в разряд ложных утверждений. Гипотеза, которая еще не доказана, но и не опровергнута, называется открытой проблемой.
- Теория — система знаний, выстроенная на доказанной научным методом гипотезе.
Почему мы говорим о цитологии как о клеточной теории — потому что этому предшествовал огромный научный процесс наблюдения, сбор статистики — качественные и количественные данные; систематизация полученных результатов, были сформулированы гипотезы и прогнозы, которые затем были экспериментально проверены и подтверждены. Более того, на основе этой теории были сделаны следующие предположения, и они тоже были экспериментально подтверждены.
Методы изучения живых объектов
- Наблюдение (эмпирический метод познания) — описание того или иного биологического объекта или процесса;
- Сравнение — необходимо для того, чтобы найти закономерности — то, что является общим для разных явлений;
- Эксперимент — создаются условия, в точности соответствующие наблюдаемым, при этом выясняются свойства биологических объектов; фиксируются качественные и количественные характеристики.
- Исторический метод — информация, сведения,данные, уже полученные и доказанные в прошлом, раскрывают и объясняют законы развития живой природы в настоящем.
Считается идеальным, когда используются все эти методы в совокупности.
Биологический эксперимент
- Качественный экспериментт — самый простой вид биологического эксперимента — его цель —установить наличие или отсутствие предполагаемого в теории явления.
- Измерительный эксперимент — выявление какой-то количественной характеристика объекта или процесса.
Наблюдение, описание и измерение биологических объектов
По сути это «перевод» того, что было увидено или услышано на научный язык — понятия и определения, знаки, схемы, рисунки, графики и цифры (статистические данные).
В отличие от эксперимента, при эмпирическом методе познания нельзя вмешиваться в изучаемый процесс, нельзя влиять или изменять условия его протекания.
Для наблюдения используют так же различные технические — опосредованные средства.
Наблюдение |
|
|
|
Эксперимент |
|
|
Трудно переоценить роль микроскопа в биологии. Именно благодаря ему человек открыл для себя микроорганизмы. На сегодняшний момент существуют микроскопы, позволяющие исследовать живые организмы на внутриклеточном уровне.
Статистические измерения — измерения величин, не изменяющихся во времени.
Динамические измерения — измерения величин, меняющих свое значение во времени (давление, температура, плотность популяции и т.д.)
Методы исследования в науке довольно разнообразны, но все они базируются на научных методах познания, которые отличаются определенным подходом.
Знание этой информации помогает отделить действительные научные исследования от различных широкораспространенных околонаучных экспериментов.
Обсуждение: “Методы исследования в науке”
(Правила комментирования)
Источник: https://distant-lessons.ru/metody-issledovaniya-v-nauke.html
Биология
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методов — способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт).
Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге — законов природы.
Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Обзор глоссария по алфавиту
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | Все
Измерение. Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение — это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры — термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени — часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы. |
Наблюдение. Одним из самых первых методов, которыми стал пользоваться ещё первобытный человек, было наблюдение. Знания, полученные при наблюдении за окружающей природой, люди передавали из поколения в поколение в виде преданий, примет, записей. Этот метод и сегодня остаётся важным методом научного познания. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.Так как наблюдение даёт возможность получить ответ на поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть меть определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной ели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные тросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях. |
(от лат. экспериментум — проба, опыт) — более южный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения. Для этого берут три группы одинаковых растений (одного вида, сорта, возраста, размера) и помещают их в одинаковые условия (освещённость, температура воздуха и т. п.). Две группы растений используют для исследования (экспериментальные группы), третью — для сравнения (контрольная группа). Растения экспериментальных групп начинают по-разному поливать: одни часто, а другие редко. Контрольная группа растений получает обычный полив.В течение всего эксперимента наблюдают за ростом и развитием растений всех групп. При этом измеряют высоту, площадь листьев и т. п. Все показатели подробно записывают. Сравнивая полученные данные, делают вывод о том, что недостаток влаги при поливе неблагоприятно сказывается на росте и развитии растений. Чем больше растений в исследуемой группе, тем точнее выводы.Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных. |
◄ Биология-наука о живой природе.
Пропустить Навигация
Источник: https://edusar.soiro.ru/mod/glossary/view.php?g=283
Методы биологических исследований
Когда мы говорим о биологии, мы говорим о науке, которая занимается исследованием всего живого. Все живые существа, включая ареал их обитания, изучаются.
Начиная от строения клеток и заканчивая сложными биологическими процессами, все это является предметом биологии. Рассмотрим методы исследования в биологии, которые на данный момент используются.
Методы биологических исследований включают в себя:
- Эмпирические/экспериментальные методы
- Описательные методы
- Сравнительные методы
- Статистические методы
- Моделирование
- Исторические методы
Эмпирические методы заключаются в том, что объект опыта подвергается изменению условий его существования, а потом, учитываются полученные результаты.
Эксперименты бывают двух видов в зависимости от их места проведения: лабораторные эксперименты и полевые эксперименты.
Для проведения полевых экспериментов используются естественные условия, а для проведения лабораторных экспериментов, используется специальное лабораторное оборудование.
Описательные методы основываются на наблюдение, с последующим анализом и описанием феномена. Этот метод позволяет выделить особенности биологических явлений и систем. Это один из самых древних методов.
Сравнительные методы подразумевают сравнение полученных фактов и явлений с другими фактами и явлениями. Сведения получаются путем наблюдения. В последнее время стало популярно применять мониторинг. Мониторинг это постоянное наблюдение, которое позволяет собрать данные, на основе которых будет проводиться анализ, а потом прогнозирование.
Статистические методы также известны под названием математические методы, и используются для того, чтобы обработать данные числового характера, которые были получены в ходе эксперимента. Кроме этого, данный метод применяется для того, чтобы убедиться в достоверности определенных данных.
Моделирование это метод, который в последнее время принимает большие обороты и подразумевает работать с объектами путем представления их в моделях. То, что нельзя анализировать и изучать впоследствии эксперимента, то можно узнать путем моделирования. Частично используется не только обычное моделирование, а также математическое моделирование.
Исторические методы основываются на изучение предыдущих фактов, и позволяют определить существующие закономерности. Но так как не всегда один метод оказывается достаточно эффективным, принято эти методы совмещать для получения лучших результатов.
Вот мы и рассмотрели основные методы исследований в биологии. Очень надеемся, что данная статья была для вас интересной и познавательный. Свои вопросы и замечания обязательно пишите в комментариях.
Биология заботится обо всех живых существах и, особенно о человеке, а Урсосан (http://www.ursosan.ru/)заботится о его печени. Урсосан поможет в лечении
Источник: http://reshit.ru/metody-biologicheskix-issledovanij
Какие бывают методы биологических исследований | Биология
Методы биологических исследований
Методы биологических исследований в биологии разделяют на эмпирические (от греч. эмпириа — опыт) — описательный, сравнительный, экспериментальный, исторический, и теоретические — статистический и моделирования. Описательный и сравнительный методы основаны на наблюдении.
Описательный метод биологических исследований
Описательный метод — древнейший, связанный с наблюдением и описанием объектов или явлений, определением их свойств.
Сравнительный метод биологических исследований
Сравнительный метод основан, чтобы сравнить полученные наблюдения, описания с другими.
В последнее время часто применяют мониторинг (от лат. mоnitor -предупреждающий, напоминающий).
Это постоянное наблюдение за ходом определенных процессов в отдельных экосистемах, биосфере в целом или за состоянием конкретных биологических объектов. Осуществляют его на высших уровнях организации живой материи.
Мониторинг позволяет прогнозировать и анализировать возможные изменения, их следствия. Например, изменения растительности в связи с кислотными дождями и т. п.
Экспериментальный метод биологических исследований
Экспериментальный (от лат. ехреrimentum — опыт, практика) метод состоит в изменении исследователем условий существования объекта опыта, его строения и наблюдение по результатам изменений. Эксперименты бывают полевые и лабораторные.
В естественных условиях проводят полевые эксперименты. Лабораторные эксперименты проводят в специально оборудованных лабораториях. В лабораторных условиях используют микроскопы, ядерно-магнитный резонанс, рентгенологический метод и т. п.
Исторический метод биологических исследований
Исторический метод позволяет обнаружить закономерности возникновения и развития живых существ.
Моделирование и статистический метод невозможны без применения электронно-вычислительной техники.
Моделирование биологических исследований
Моделирование (от лат. modulus — устройство, образец) — метод, который позволяет работать не с самими объектами, а изучает представления о них или их модели. Моделирование позволяет изучать объекты и процессы, которые невозможно непосредственно наблюдать или воссоздать экспериментально.
Разновидностью этого метода является математическое моделирование. Это численное выражение в виде уравнений четных связей. При изменениях числовых значений можно увидеть, как работает система при определенных условиях.
Примером математической модели могут быть соотношения численности в системе «хищник-жертва».
Статистический метод биологических исследований
Статистический (математический) метод применяется для обработки числовых данных, полученных с помощью других методов (эмпирических). Используют также для проверки степени достоверности полученных результатов.
Источник: https://xn—-9sbecybtxb6o.xn--p1ai/obshchaya-biologiya/metody-biologicheskih-issledovanij/