Микроскопическое строение кости – биология

Презентация на тему “Макро- и микроскопическое строение кости”

  • Скачать презентацию (1.53 Мб)
  • 19 загрузок
  • 5.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация “Макро- и микроскопическое строение кости” рассказывает о строении костей и суставов человека, а также о самом скелете. Описывается значение скелета для жизнедеятельности людей, на слайдах представлены схемы скелета человека, строения костей, описание химического состава кости.

Краткое содержание

  • Скелет человека;
  • Значение скелета;
  • Виды костей;
  • Внутреннее строение костей;
  • Строение остеона;
  • Химический состав кости.
  • Слайд 2Ученик знает:
    • Строение скелета человека
    • Внешнее и внутреннее строение кости
    • Виды костей

    Ученик понимает:

    • Важность изучения строения костей
    • Значение скелета для организма

    Ученик умеет:

    • Виды костей
    • Характеризовать внешнее и внутреннее строение костей
    • Работать в группе
    • Анализировать информацию, обобщать, делать выводы
  • Слайд 5

    Подумайте, каково значение скелета для человека?

  • Слайд 6

    С помощью фрагмента текста через прожектор доски определите каково значение скелета для человека​

  • Слайд 7
    • Является опорой для тела
    • Осуществляет движение
    • Создает структуру и форму тела
    • Защищает внутренние органы
    • Участвует в обмене веществ
  • Слайд 8
    • Скелет = череп + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей + скелет туловища.
    • СВК= лопатка + ключица + плечевая кость + предплечье (лучевая и локтевая кости)+ кисть.
    • СНК = тазовая кость + бедренная кость + голень(большая берцовая кость и малая берцовая кость)+ кости стопы.
    • СТ= позвоночник + грудная клетка (грудина и ребра)
  • Слайд 10

    Строение трубчатой кости

  • Слайд 14
    • Белок – коллаген, углеводы (полисахариды), лимонная кислота, ферменты
    • Соли кальция (99% всего кальция в организме), соли фосфора, магния, многие микроэлементы
    • Органические вещества 30%
    • Придают костям упругость
    • Неорганические (минеральные) вещества 60%
    • Придают костям прочность
    • Вода 10%
  • Слайд 19

    Схематическое изображение суставов с различной формой суставных поверхностей

    • а – блоковидный сустав;
    • б – эллипсовидный сустав;
    • в – седловидный сустав;
    • г – шаровидный сустав.
  • Слайд 21
    • Зарисовать внутреннее строение кости с обозначениями
    • Работа на сайтах.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/stroenie-kosti

Макроскопическое строение кости

Опорно-двигательная система.

Опорно – двигательная система – скелетно-мышечная система животных и человека, дающая опору и обеспечивающая движение.

Остеология – учение о костях.

Артрология учение о соединениях костей.

Миология учение о мышцах.

Функции ОДС:

  • Опорная – определяет форму тела, кости скелета образуют прочный каркас, не дающий органам смещаться;
  • Рессорная функция – хрящевые прокладки скелета, суставной хрящ между костями смягчают толчки и сотрясения;
  • Защита органов от травм – СМ и ГМ в костных футлярах (черепная коробка и позвоночник), грудная клетка – защита сердца и легких, брюшная полость защищена позвоночником, тазом, мышцами брюшного пресса;
  • Двигательная – локомоторная – скелет служит для прикрепления мышц, при сокращении которых части скелета работают как рычаги, что приводит к различным движениям;
  • Антигравитационная – скелет создает опору для устойчивости тела, приподнимающегося над землей;

2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ:

  • Кости участвуют в минеральном обмене солей кальция, фосфора, железа, меди;
  • Кроветворная и иммунологическая функция – красный костный мозг костей – главный орган кроветворения, содержащий популяцию стволовых кроветворных клеток из которых образуются также клетки иммунной системы – лимфоциты; мышечная ткань способствует обмену белков, жиров, углеводов.

СКЕЛЕТ – совокупность костей, хрящей, связок, составляющих опору тела и выполняющих защитную функцию.

ТИПЫ СКЕЛЕТОВ:

1. Гидростатический скелет– скелет мягкотелых животных. В нем полостная жидкость заключена внутри мышечных стенок тела. У дождевых червей, нематод.

  1. Экзоскелет наружный скелет членистоногих из хитина. Для роста нужна линька. У членистоногих.
  2. Эндоскелет – внутренний скелет в теле под слоем мышц. У радиолярий, головоногих моллюсков, позвоночных.

Скелетные ткани.

(см. лекцию 7-11 – соединительная ткань: хрящевая и костная ткань)

КОСТНАЯ ТКАНЬ – вид соединительной ткани, состоящая из клеток и плотного межклеточного вещества, содержащего соли кальция и белки (гл.обр. коллаген) и обеспечивающего ее твердость и эластичность.

Макроскопическое строение кости

Рис. СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ

Губчатое вещество – вещество кости состоящее из перемычек и балок (трабекул), образующих многочисленные ячейки.

Трабекулы пересекаются в разных направлениях, их расположение соответствует направлению сил сжатия и растяжения, действующих на кость. Промежутки между трабекулами заполнены красным костным мозгом.

Губчатое вещество находится в диафизах трубчатых костей, в коротких губчатых и плоских костях.

ЭПИФИЗ – головка трубчатой кости. Заполнен губчатым веществом, в котором красный костный мозг.

ДИАФИЗ – образует тело трубчатой кости из компактного вещества. Внутри костномозговая полость с желтым костным мозгом.

МЕТАФИЗ – участок кости между диафизом и эпифизом.

АПОФИЗ – место прикрепления мышц и сухожилий.

КРАСНЫЙ КОСТЫЙ МОЗГ – его клетки выполняют кроветворную функцию.

ЖЕЛТЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ – из жировой и кроветворной соединительной ткани.

РОСТ КОСТЕЙ

Регулирует соматотропный гормон, паратгормон, тиреокальцитонин.

Недостаток витамина А и D уменьшает прочность кости.

· В толщину кость растет за счет внутреннего слоя клеток надкостницы – остеобластов. Одновременно с нарастанием снаружи костное вещество разрушается остеокластами изнутри кости. Эта же система работает и при переломах.

· Рост кости в длину за счет хрящевых прослоек между диафизом и эпифизом. Полное окостенение к 20-25 годам.

Замена старого костного вещества новым идет всю жизнь. Костное вещество перестраивается под влиянием нагрузки. Чем больше нагрузка, тем прочнее костное вещество.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТЕЙ:

  • ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (30%)

Оссеин и коллагеновые волокна – это органические вещества кости придающие гибкость и упругость.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ИХ НАЛИЧИЕ:

При погружении кости в соляную кислоту удаляются соли кальция и кость становится настолько гибкой, что ее можно завязать в узел;

  • НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА (70%)

Гидроксиапатиты, карбонаты и фосфаты кальция, натрия, магния, калия, хлор, фтор.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ИХ НАЛИЧИЕ:

При прокаливании кости сгорают органические вещества и распадаются на твердые частицы, которые придавали кости твердость.

ТИПЫ КОСТЕЙ

Губчатые кости– из губчатого вещества покрытого компактным (рёбра, грудина, кости запястья, предплюсны).

Плоские кости – из 2х пластинок компактного вещества, между которым губчатое (крыша черепа, пояса конечностей).

Смешанные кости– имеют сложную форму и состоят из нескольких частей разного строения (позвонки, кости основания черепа).

Воздухоносные кости– имеют в своём теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом (лобная, клиновидная, решетчатая, верхняя челюсть).

Трубчатые кости– кости тех отделов скелета, где совершаются движения с наибольшей амплитудой (конечности). Например, длинные ( плечо, предплечье, бедро, голень); короткие (пясти, плюсны, фаланги пальцев).

СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ:

· ПРЕРЫВИСТОЕ

СУСТАВ (подвижное) – прерывистое соединение костей из следующих элементов: суставных поверхностей, суставных хрящей, суставной капсулы (сумки), суставной полости (здесь давление ниже атмосферного), суставной жидкости.

Прочность суставов обеспечивает:

  1. плотная суставная сумка, связки,
  2. отрицательное давление в суставной сумке и ее герметичность.

Подвижность суставов обеспечивает:

  1. форма соединения костей,
  2. малое трение из-за суставных хрящей, суставной жидкости.

ШВЫ (неподвижное) – непрерывное соединение краёв костей крыши черепа прослойками соединительной ткани.

ПОЛУСУСТАВЫ (симфизы) (частично подвижное) – хрящевые соединения между позвонками и лобковыми костями.

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА

1. череп. 2. ключица и лопатка. 3. грудина и ребра. 4. плечо – плечевая кость. 5. лучевая и 6. локтевая кости предплечья. 7.

позвоночник 8. таз. 9. крестец. 10. бедро – бедренная кость. 11. большая и 12. малая берцовые кости голени. 13. стопа. 14. кисть.

Отдел скелета Строение отдела
Осевой скелет – скелет головы и туловища: 1. Череп – скелет головы Мозговой череп- вместилище для мозга. Лицевой череп – костная основа лица, вместилище органов чувств. Череп из 23 костей -8 парных, 7- непарных МОЗГОВОЙ ЧЕРЕП. 1. Парные кости – височные и теменные. 2. Непарные кости – лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая. ЛИЦЕВОЙ ЧЕРЕП. 1. Парные кости – слезные, носовые, скуловые, небные, верхняя челюсть. 2. Непарные кости – нижняя челюсть, подъязычная, сошник.    
2.Скелет туловища – грудная клетка и позвоночник. Позвоночник -осевой скелет позвоночных и человека. Состоит из:

  • 7-шейных позвонков (первый – АТЛАНТ, второй – ОСЕВОЙ),
  • 12-грудных,
  • 5-поясничных,
  • 5-крестцовых (срослись),
  • 4-5-копчиковых позвонков (срослись – рудимент хвоста).

Позвоночник делает 4 изгиба: 1. шейный, 2. грудной, 3. поясничный, 4. крестцовый. Лордоз – изгиб позвоночника вперед (шейный, поясничный). Кифоз – изгиб позвоночника назад (грудной, крестцовый). СТРОЕНИЕ ПОЗВОНКА 1. дуга позвонка, 2. поперечный отросток, 3. позвоночное отверстие. 4. верхний суставной отросток. 5. реберные ямки. 6. остистый отросток. 7. тело позвонкаГрудная клетка – совокупность грудных позвонков, ребер и грудины, образующая прочную опору для плечевого пояса. ГРУДИНА= рукоятка + тело + мечевидный отросток. Истинные ребра- через хрящ соединяются с грудиной их 7 пар. Ложные ребра- соединяются хрящами с выше расположенными, это 8, 9, 10 пары рёбер. Колеблющиеся – не соединяются с грудиной, это 11, 12пары.  

Добавочный скелет – скелет конечностей и их поясов. 1. Пояса конечностей – кости крепящие конечность к скелету (плечевой и тазовый).     Плечевой пояс – 2 ключицы+2 лопатки   Тазовый пояс – 2 тазовые кости, каждая из которых состоит из подвздошной, седалищной, лобковой.
2.Скелет конечностей: А) скелет свободной верхней конечности Б) скелет свободной нижний окнечности   А) плечо (плечевая кость), предплечье (лучевая и локтевая кости), кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев). Б) бедро (бедренная кость), голень (большая и малая берцовая кости), стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев), а самые большие кости стопы – пяточная и таранная.

Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 951;

Источник: https://poznayka.org/s104014t1.html

Микроскопическое и макроскопическое строение кости Работу подготовили ученики 9 «В» класса. – презентация

1 Микроскопическое и макроскопическое строение кости Работу подготовили ученики 9 «В» класса<\p>

2 Цель: Цель исследования: изучить микроскопическое и макроскопическое строение кости. Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань». Гипотеза: прочность кости зависит от особенности строения костной ткани.<\p>

3 План выполнения экспериментального задания: «Микроскопическое и макроскопическое строение кости». 1. Рассмотрите микроскопическое строение кости, сравните с рисунком на стр.15, рис Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. 3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Ответьте на вопросы. а) К какому типу ткани относится костная ткань? б) Какие признаки характерны для данного типа ткани? в) Какими свойствами обладает межклеточное вещество костной ткани? 2. Рассмотрите макроскопическое строение кости стр 53, рис.22. Зарисуйте кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.<\p>

4 Микроскопическое строение костной ткани<\p>

5 Микроскопическое строение кости.<\p>

6 Макроскопическое строение кости. Снаружи кость покрыта надкостницей – тонкой, но весьма прочной оболочкой, а места, где кости сочленяются друг с другом – суставным хрящом. Ее толщина у разных костей колеблется от 0,1 до 0,8 мм. В надкостнице можно выделить 2 слоя: внешний – более грубый, волокнистый и внутренний – тонкий, нежный. Внешний слой выполняет функцию связи кости с сухожилиями, связками, мышцами, а внутренний – образует собственно кость. Именно этот слой восстанавливает ее при повреждениях и переломах, участвует в питании и росте кости. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами, по которым идёт снабжение ткани питательными веществами и кислородом. В надкостнице много нервных окончаний, поэтому её повреждение очень болезненны.<\p>

7 Компактное вещество костной ткани. Губчатое вещество костной ткани. Имеет пластинчатое строение, напоминающее систему вставленных друг в друга цилиндров Образовано очень тонкими костными перекладинами, ориентированными параллельно линиям основных напряжений<\p>

8 Рост костей Кости могут расти: а) в длину – за счет деления клеток хряща, расположенных на её концах. б) в толщину – за счет деления клеток надкостницы; таким образом кости зарастают при переломах. Рост костей.<\p>

9 Особенности строения были использованы Эйфелем при создании всемирно известной Эйфелевой башни. Выводы: 1. Костная ткань-разновидность соединительной ткани, для которой характерно хорошо развитое межклеточное вещество. 2. Особое расположение костных пластинок компактного и губчатого вещества придают кости прочность и легкость.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1299546/

Конспект урока. Строение, состав и свойства костей

Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

  • образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.
  • развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование: распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3. 3.2.  Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение  пройденного материала.

5. Домашнее задание.

1. СОСТАВ  И  ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», – заметил Вольтер.  Мы совершаем множество  различных  движений, перемещаемся в пространстве, бегаем,  шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний,  поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон»  – «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.

?Учитель. Ребята,  что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы  составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель. Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система  осуществляет опору для тела в целом, а также  для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» – головной мозг защищен черепом, – спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод  и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ  КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности.

Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный.

Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал Прочность на сжатие Прочность на растяжение
Сталь 552 827
Фарфор 250 55
КОСТЬ 170 120
Гранит 145 5
Дуб 59 117
Бетон 21 2

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель. Вспомните,какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно,  состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила  куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю  кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность.

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О.Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

?Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.<\p>

? Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О.У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду.

Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой.

Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

3. СТРОЕНИЕ КОСТИ

3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед  вами  препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем  рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Давайте пропутешествуем еще дальше.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах

За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости.

Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови.

Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья.  Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель. К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью — разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1.  Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3.  Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.<\p>

Ответьте на вопросы:

1.  Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо­вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции.  Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

Источник: http://biology-online.ru/metodichka/konspekty-i-lekcii/biologija-cheloveka/konspekt-uroka-stroenie-sostav-i-svoistva-kostei.html

Костная ткань и как она устроена

Скелет представляет основу, которая помогает телу держать форму, защищать органы, перемещаться в пространстве и многое другое.

В общем, строение клеток костной, как и любой ткани, весьма специализированно, за счет чего есть прочность к механическому воздействию, а вместе с ней пластичность, параллельно с этим происходят процессы регенерации.

К тому же клетки находятся в строго определенном взаиморасположении, благодаря чему костная, а не другая ткань, намного прочнее соединительной. Основными составляющими костной ткани являются остеобласты, остеокласты, а также остеоциты.

Именно эти клетки поддерживают свойства ткани, обеспечивая ее гистологическое строение. Какой же секрет этих трех клеток, которые имеет в своем составе кость, определяя многие функции.

Ведь прочнее кости только зубы, которые содержат в себе альвеолы челюсти. Через кости проходят сосуды, нервы, как в черепе, они содержат в себе мозг, являющийся источником кроветворения, и защищают внутренние органы.

Покрытые сверху хрящевой прослойкой, они обеспечивают нормальное передвижение.

Остеобласт, что он собой представляет

Строение этой клетки специфическое, она представляет собой видимое под микроскопом овальное или кубическое образование. Лабораторная техника показала, что внутри цитоплазмы ядро у остеобласта крупное, светлого цвета, расположено не центрально, а несколько в сторону периферии.

Рядом есть парочка ядрышек, это свидетельствует о том, что клетка способна синтезировать многие вещества. Также она имеет много рибосом, органелл, за счет которых и происходит синтез веществ.

Также в этом процессе участвует гранулярная эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, который выводит продукты синтеза наружу.

За то, какое будет энергетическое обеспечение, отвечают многочисленные митохондрии. На них лежит большая работа, много их содержится в мышечной ткани. А вот в хрящевой, грубоволокнистой соединительной ткани, в отличие от мышечной, митохондрий намного меньше.

Функции клетки

Основная работа клетки состоит в том, чтобы производить межклеточное вещество. Также они обеспечивают минерализацию костной ткани, за счет этого она имеет особую прочность.

Дополнительно клетки участвуют в синтезе многих важных ферментов костной ткани, основным из которых является щелочная фосфатаза, коллагеновые особой прочности волокна и многое другое.

Ферменты, покидая пределы клетки, обеспечивают минерализацию кости.

Разновидности остеобластов

Помимо того, что строение клеток специфично, они функционально активны в различной степени. Активные имеют высокую синтетическую способность, а вот неактивные находятся в периферической части кости. Последние расположены возле канала кости, являются частью надкостницы, оболочки, покрывающей кость. Строение их сводится к небольшому количеству органелл.

Остеоцит, его строение

Эта клетка костной ткани является более дифференцированной, чем предыдущая.

Есть у остеоцита отростки, которые находятся в канальцах, проходящих сквозь минерализованный матрикс кости, направление их различное.

Плоское тело расположено в углублении – лакунах, со всех сторон окружено минерализованной составляющей. В цитоплазме имеется ядро овальной формы, занимающее практически весь ее объем.

Слабое развитие имеют органеллы, небольшое количество рибосом, каналы эндоплазматической сети короткие, митохондрии, в отличие от мышечной, хрящевой ткани, немногочисленны.

Через каналы, имеющие лакуны, клетки могут взаимодействовать друг с другом. Микроскопическое пространство вокруг клетки имеет скудное количество тканевой жидкости.

В ней есть ионы кальция, остатка, фосфора, коллагеновые волокна (минерализированные или нет).

Функция

Задача клетки состоит в том, чтобы регулировать целостность костной ткани, участвовать в минерализации. Также функции клетки состоят в том, чтобы отвечать на возникающую нагрузку.

В последнее время все более популярным становится тот факт, что клетки участвуют в процессах метаболизма костной ткани, в том числе и челюсти.

Есть предположение о том, что работа клетки состоит дополнительно в том, чтобы регулировать ионный баланс организма.

Во многом функции остеоцитов зависят от стадии цикла жизни, как хрящевой, мышечной ткани, а также воздействия гормонов на них.

Остеокласт, его секрет

Эти клетки значительных размеров, содержат много ядер, по своей сути, это производные кровяных моноцитов. По периферии клетка имеет гофрированную щеточную каемку. В цитоплазме клетки есть много рибосом, митохондрий, развиты канальцы эндоплазматической сети, а также комплекс Гольджи. Также клетка содержит большое число лизосом, фагоцитирующих органелл, всевозможных вакуолей, пузырьков.

Задачи

Эта клетка имеет свои задачи, она может создавать вокруг себя кислую среду в результате биохимических реакций в ткани кости. В результате растворяются минеральные соли, после чего ферментами и лизосомами старые или отмершие клетки растворяются и перевариваются.

Таким образом, работа клетки состоит в том, чтобы постепенно разрушать устаревшую ткань, но при этом обновляется строение костной ткани. В результате на ее месте появляется новая, за счет чего обновляется костная структура.

Другие компоненты

Несмотря на свою прочность (как у бедра или нижней челюсти), в кости присутствуют органические вещества, которые дополняются неорганическими. Органическая составляющая представлена на 95% коллагеновыми белками, остальное количество занимают неколлагеновые, а также гликозминогликаны, протеогликаны.

Неорганическая составляющая костной ткани представляет собой кристаллы вещества, называемого гидроксиапатитом, содержащем в большом количестве ионы кальция, а также фосфора. Меньше в пластинчатой структуре кости содержится солей магния, калия, фторидов, бикарбонатов. Постоянно происходит обновление пластинчатой структуры, межклеточного вещества вокруг клетки.

Разновидности

Всего костная ткань имеет два типа, все зависит от микроскопического ее строения. Первая называется ретикулофиброзной или грубоволокнистой, вторая — пластинчатой. Рассмотрим каждую в отдельности.

У эмбриона, новорожденного

Ретикулофиброзная широко представлена у эмбриона, ребенка после появления на свет. У взрослого же человека много соединительной ткани, а эта разновидность встречается только в месте, где сухожилие прикреплено к кости, в месте соединения швов на черепе, в линии перелома. Постепенно ретикулофиброзная ткань заменяется пластинчатой.

Имеет эта костная ткань особое строение, ее клетки расположены неупорядоченно в межклеточном веществе. Коллагеновые волокна, являющиеся разновидностью соединительной ткани, мощные, плохо минерализованы, направление имеют различное. Ретикулофиброзная кость имеет большую плотность, но клетки не имеют ориентации по соединительной ткани коллагеновых волокон.

У взрослого

Когда младенец вырос, его кость содержит в основном пластинчатую костную ткань.

Эта разновидность интересна тем, что минерализованным межклеточным веществом образованы костные пластинки, имеющие толщину от 5 до 7 мкм.

Любая пластина состоит из коллагеновых волокон соединительной ткани, расположенных параллельно, максимально близко, а также пропитанных кристаллами специального минерала – гидроксиаппатита.

В соседних пластинах волокна соединительной ткани проходят под разным углом, это обеспечивает прочность, к примеру в бедре или челюсти. Лакуны или альвеолы между пластинами в упорядоченном порядке содержат клетки кости – остеоциты. Их отростки по канальцам проникают в рядом расположенные пластины, за счет чего образуются межклеточные контакты соседних клеток.

Есть некоторые системы пластинок:

  • окружающие (наружные или расположенные изнутри);
  • концентрические (входящие в структуру остеона);
  • вставочные (остаток разрушающегося остеона).

Строение кортикального, губчатого слоя

В основе этого слоя находятся минеральные соли, в челюсти именно сюда через альвеолы вживляются импланты. Базальный слой расположен наиболее глубоко, является наиболее прочным, есть в челюсти много перегородок, пронизанных капиллярами, их же немного.

В центральном отделе находится губчатое вещество, в его строении есть некоторые тонкости. Построено оно из перегородок, капилляров. За счет перегородок кость имеет плотность, а по капиллярам она получает кровь. Их функции в челюсти заключаются в питании зубов, насыщении кислородом.

В костях организма, в том числе челюсти, которая содержит альвеолы, есть компактное, а потом следующее за ним губчатое вещество. Обе эти составляющие имеют несколько разное строение, но образованы тканью пластинчатого типа.

Компактное вещество расположено снаружи, к нему идет прикрепление мышечной, хрящевой или соединительной ткани.

Его функции сводятся к тому, чтобы придать кости плотность, как, к примеру, на челюсти, альвеолы которой несут нагрузку от пережевывания пищи.

Губчатое вещество расположено внутри любой кости, в том числе челюсти, в нижней части его содержат альвеолы. Его функции  сводятся к дополнительному укреплению кости, в придании ей пластичности, эта часть является вместилищем костного мозга, который продуцирует клетки крови.

Немного фактов

Всего у человека содержится от 208 до 214 костей, которые состоят наполовину из неорганической составляющей, четверть приходится на органические вещества, а еще четверть — на воду. Все это связано между собой соединительной тканью, коллагеновыми волокнами и протеогликанами.

В составе кости есть органическая составляющая, как в мышечной, соединительной или хрящевой ткани, всего от 20 до 40%. Доля неорганических минералов занимает от 50 до 70%, клеточные элементы содержатся от 5 до 10%, а жиры – 3%.

Вес скелета человека составляет в среднем 5 кг, много зависит от возраста, половой принадлежности, количества соединительной ткани, строения тела и показателей роста. Количество кортикальной кости составляет в среднем 4 кг, это составляет 80%. Губчатое вещество трубчатых костей, челюсти и других весит где-то килограмм, что составляет 20%. Объем скелета равняется 1,4 литра.

Кость в скелете человека представляет собой отдельный орган, который может иметь свои определенные проблемы. Именно в костях часто всего случаются травмы, которые в зависимости от типа имеют различные сроки заживления.

Если смотреть на кость невооруженным взглядом, то становится понятно, что каждая из них отличается по своей форме.

Это связано с тем, какие функции она выполняет, какая нагрузка на нее воздействует, сколько мышц прикрепляется.

Кости позволяют человеку перемещаться в пространстве, они являются защитой для внутренних органов. И чем более важен орган, тем сильнее он окружен костями.

С возрастом способность к восстановлению снижается и перелом срастется медленнее, клетки теряют способность к быстрому делению. Это доказывают микроскопические исследования, а также свойства костной ткани.

Снижается степень минерализации коллагеновых волокон, поэтому травмы протекают длительнее.

Источник: http://drpozvonkov.ru/ossa-musculi-ligamentorum/os-morbus/stroenie-kostnoy-tkani.html

Задачи: Образовательные задачи: 1 раскрыть функции опорно-двигательной системы; 2 сформировать понятие о макро- и микроскопическом строении костей; 3 продолжить формирование навыков лабораторных исследований

3. Изучение нового материала

Подведение к определению темы урока

Беседа

Постановка цели и задач урока

Беседа

Рассказ учителя

Проверка

Рассказ учителя

Работа в парах

Проверка

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Разгрузочная минута

Беседа

Работа в парах

Проверка

Рассказ учителя

Молодцы! Я думаю, теперь мы смело можем приступить к изучению материала новой главы. Название главы «Опорно-двигательная система».

Из этой главы нам предстоит узнать о строении и функциях скелета и мышц, о приспособлении организма к труду и прямохождению, о нервной регуляции работы мышц.

Кроме того, вы научитесь выявлять нарушение осанки и плоскостопие, оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах.

Итак, опорно-двигательная система.

Чтобы начать её изучение нужно определиться с темой урока. Что конкретно сегодня на уроке мы будем изучать.

Давайте выясним, что мы уже знаем об опорно-двигательной системе?

Много? (Нет).

Вы можете прямо сейчас чётко определить значение опорно-двигательной системы в организме человека, т.е. для чего она необходима и какие функции выполняет? (Пробуют вспомнить, выясняют, что все-таки – нет).

Из чего состоит опорно-двигательная система органов человека? (Из костей, мышц).

А вы можете, прямо сейчас рассказать: каково строение костей? (Нет).

Я думаю, что теперь вы можете самостоятельно сформулировать тему урока.

Тема: Значение опорно-двигательной системы. Строение костей

Молодцы! Движемся дальше.

Давайте определимся с целью и задачами нашего урока.

Итак, первое, о чём вы хотели бы найти информацию, это … (О значении (функциях) опорно-двигательной системы). То есть, нам нужно раскрыть функции опорно-двигательной системы.

Это все задачи? (Нет). Определяем следующую задачу. (Изучить строение костей). А что значит изучить строение костей? Давайте, конкретизируем задачу. Что вы хотели бы знать о костях? Химический состав костей человека вы знаете? (Нет). С макроскопическим строением кости вы знакомы? (Нет). А с микроскопическим? (Нет). А вам интересно об этом узнать?

Значит, вторая задача – изучить строение костей, а именно – химический состав костей, макро- и микроскопическое строение.

Тема определена, задачи ясны. Можно приступить к исследованию уважаемые коллеги? (Да).

Тогда мы начинаем работу!

Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним,

каковы функции опорно-двигательной системы.

Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы.

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. И это неспроста. Скелет и мышцы функционируют всегда вместе, ведь мышцы прикреплены к костям. Кости скелета и мышцы вместе образуют как бы каркас, внутри которого располагаются внутренние органы.

Я предлагаю вам, объединиться в группы и выяснить, используя текст учебника на стр. 46 – 47, основные функции опорно-двигательной системы. По ходу исследования заполните таблицу, которая предложена на карточке с буквой А.

Работа в группах

Таблица

Функции опорно-двигательной системы

В чем проявляются данные функции

1.Опорная

Не дает смещаться внутренним органам

2. Защитная

Головной мозг защищен костями черепа, спин- ной–позвоночником. Грудная клетка защищает сердце, легкие, дых. пути, крупные сосуды. Позвоночник, мышцы брюшного пресса, тазовые кости защищают органы пищеварения, мочевыделения, половые органы.

3. Двигательная

Большинство костей скелета соединено подвижно друг с другом с помощью суставов. Именно мышцы, сокращаясь, приводят в движение костные рычаги.

4. Обменная

Принимает участие в обмене веществ (обмен фосфора и кальция).

Давайте, посмотрим, какие функции вы определили.

Всё верно. Вы молодцы, исследование провели с пользой.

Я немного хочу дать вам пояснение по обменной функции опорно-двигательной системы.

Кости и мышцы принимают участие в обмене некоторых элементов, в частности фосфора и кальция. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этого количества

1, 4 кг приходится на кости, 130 г – на мышцы и 12 г – на нервы и мозг. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме связаны с превращениями фосфорорганических веществ. Что касается кальция, то его называют «самым живым металлом». И недаром.

Ионы кальция присутствуют во всех тканях организма, но больше всего их в костях. Так скелет человека на 80% состоит из фосфата кальция и на 13% – из карбоната кальция.

Недостаток кальция в организме приводит к рахиту, то есть к недоразвитию костно-мышечной системы.

Сделайте записи в тетради в виде схемы:

Функции опорно-двигательной системы

Опорная Обменная

Защитная Двигательная

Ну что же с первой задачей мы справились.

Переходим к изучению строения костей.

Для начала выясним химический состав кости.

Работа в парах

Инструктивная карточка№1

  1. Рассмотрите лежащие перед вами кости.

  2. Потрогайте их, попробуйте сломать каждую из них

  3. Используя материал учебника на стр. 47, выясните, почему одна из костей почернела

  4. Используя материал учебника на стр. 47, выясните, почему одна из костей стала очень гибкой

  5. Используя материал учебника на стр. 47, раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения

Органические вещества придают кости______________________________

Неорганические вещества придают кости_______________________________

Сочетание этих веществ обеспечивает________________________

6. В каком возрасте наиболее прочны кости человека

Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.

(Проверяем выполнение работы)

Молодцы! Мне понравилось, как вы работали.

Я хочу внести небольшое дополнение: кость содержит 30% органических веществ (белки, углеводы), 60% минеральных веществ (кальций, магний, фосфаты) и 10 % воды.

Сделайте следующую запись в тетради:

Органические вещества придают кости___гибкость, эластичность_____

Неорганические вещества придают кости______твердость_____________

Сочетание этих веществ обеспечивает___прочность и упругость___

Если по данному вопросу у вас больше нет затруднений, мы можем двигаться дальше.

Какая задача перед нами стоит дальше? (Изучить макроскопическое строение кости)

Перед вами лежат распилы костей. Рассмотрите внимательно каждый из них.

Как вы думаете, какой тип соединительной ткани может покрывать кость снаружи? (Ответы учащихся). А сама кость образована каким типом соединительной ткани? (Опорная соединительная ткань – костная)

Обратите внимание на доску. (Работа с таблицей «Макроскопическое строение кости»)

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. Надкостница плотно примыкает к компактному веществу кости.

Найдите на раздаточных пособиях «Распилы костей» компактное вещество кости. Компактное вещество образовано костной тканью.

Компактное вещество переходит в губчатое. Найдите на раздаточных пособиях «Распилы костей» губчатое вещество кости.

Губчатое вещество состоит из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки.

*А для чего же в губчатом веществе кости столько много ячеек? (Найдите ответ в учебнике на стр. 47.) Молодцы! Действительно, в них находится красный костный мозг. Его клетки выполняют кроветворную функцию – формируют клетки крови.

Обратите внимание на распил трубчатой кости. Здесь вы видите полость – это костномозговая полость. Такая полость есть у всех длинных костей. Она заполнена желтым костным мозгом. Желтый костный мозг состоит из клеток соединительной ткани.

Но какой тип соединительной ткани здесь может присутствовать, как вы считаете? (Ответы учащихся) Поищите, ответ в учебнике на стр. 47 – 48. Верно, это клетки жировой и кроветворной соединительной ткани.

Желтый костный мозг играет роль резерва на случай, когда красный мозг не справляется с работой.

Итак, подведем, итоги.

Блиц – опрос

Какой тканью кость покрыта снаружи? (Плотной соединительной тканью – надкостницей)

К надкостнице примыкает…? (Компактное вещество)

Компактное вещество образовано…? (Костной тканью)

Компактное вещество переходит…? ( В губчатое).

Ячейки губчатого вещества заполнены….? (Красным костным мозгом)

Молодцы! Сколько много важного и интересного мы уже узнали. А теперь вы немного отдохните и послушайте полезную информацию.

Оказывается, процесс окостенения скелета человека протекает в течение всего периода развития организма. Окостенение позвоночника у мужчин заканчивается к 20 – 21 году, у женщин – к 18 – 20 годам.

А вы знаете, какова масса скелета у новорожденного? (Нет). Масса скелета у новорожденного составляет 11% от массы тела, по мере роста масса скелета постепенно увеличивается и у взрослого человека достигает 20% массы тела. В скелете человека насчитывают 206 костей.

Ну, что движемся дальше. Что мы сегодня на уроке исследуем? (Опорно-двигательную систему). Что мы уже выяснили с вами? (Изучили функции, химический состав костей, макроскопическое строение кости). Все ли задачи урока мы выполнили? (Нет). Какие задачи остались нерешенными?

(Изучить микроскопическое строение кости)

Для проведения этого исследования нам понадобятся микроскопы. Настройте, пожалуйста, микроскопы для работы с микропрепаратом.

Найдите инструктивные карточки №2. Следуя указаниям карточки, выполните лабораторную работу по исследованию микроскопического строения кости.

Инструктивная карточка №2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Микроскопическое строение кости

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань»

Ход работы

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

  4. Зарисуйте в тетради костную ткань

  5. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

Сверим результаты исследования, коллеги.

Удовлетворены ли вы результатами поиска? (Ответ учащихся).

А теперь обратите внимание на доску. У вас у всех был микропрепарат костной ткани в поперечном разрезе, где видели следующую картину. (Работа с таблицей «Микроскопическое строение компактного вещества кости»). Рядом на таблице дано объемное изображение продольного среза кости.

Здесь можно увидеть, что снаружи кость покрыта надкостницей. Она богата кровеносными сосудами и нервами. За счёт кровеносных сосудов происходит питание клеток кости. Внутренний слой надкостницы состоит из клеток, которые растут, размножаются, что обеспечивает рост кости в толщину и ее регенерацию при переломах.

* Внимание, хитрый вопрос! Почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее? (Затруднение).

Масса длинных трубчатых костей человека увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.

Далее мы видим компактное вещество кости. Кости взрослого человека в большинстве построены из пластинчатой костной ткани, которая образует остеоны, или гаверсовы системы. Это межклеточное вещество. Оно твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Остеон состоит из концентрически расположенных пластинок костной ткани.

В центре его проходит канал, который содержит кровеносные сосуды и нервы. Остеоны располагаются не хаотично, а в соответствии с действующими на кость физическими нагрузками: в трубчатых костях – параллельно продольной оси кости, в губчатых – перпендикулярно силам сжатия и растяжения. Клетки кости – остеоциты и остеобласты – участвуют в построении костной ткани.

Они располагаются по наружному периметру концентрически расположенных пластинок костной ткани.

Вот мы с вами и выяснили всё, что нам было необходимо сегодня узнать.

Ну, что же, молодцы вы провели большую исследовательскую работу.

Как вы считаете, мы достигли результата, выполнили все задачи сегодня на уроке?

(Да).

Участвуют в беседе

Записывают тему урока в тетради

Определяют задачи урока

Участвуют в беседе

Слушают рассказ учителя

Работают в группах, заполняют таблицу

Проверяют выполнение работы

Слушают рассказ учителя

Делают запись в тетради

Запись в тетради

Выполняют работу в парах

Проверяют выполнение работы

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Запись в тетради

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Настраивают микроскопы

Выполняют лабораторную работу

Проверяют

Слушают рассказ учителя

Подводят итоги работы

Источник: https://gigabaza.ru/doc/101568.html

Ссылка на основную публикацию