Клеточное строение листа – биология

Клеточное строение листа

Лист, как и все органы растения, имеет клеточное строение и состоит из различных типов тканей. Его строение обусловлено уникальной способностью производить на свету органические вещества.

Строение кожицы и мякоти листа

Снаружи лист имеет кожицу покровную ткань. Кусочек кожицы можно легко снять, зацепив иглой, и рассмотреть на свет. Она прозрачна, благодаря чему свет проникает в мякоть листа.

Кожица состоит из двух видов клеток. Большинство клеток бесцветные, плотно прилегают друг к другу, другие — зеленые, образуют устьица.

У водных растений устьица находятся на верхней кожице, у наземных — па нижней.

Клетки мякоти листа, расположенные под верхней кожицей, похожи на столбики и содержат много хлоропластов. Это столбчатая ткань. Под ней расположены клетки неправильной формы с меньшим количеством хлоропластов. Это губчатая ткань. Между клетками находятся крупные межклетники, заполненные воздухом.

Столбчатая и губчатая ткани являются разновидностями фотосинтезирующей ткани.

Строение жилок листа

Все органы растений имеют проводящие ткани. В листьях они образуют проводящие пучки жилки. По ситовидным трубкам жилок из листьев движутся органические вещества, по сосудам в листья поступает вода и минеральные соли. В состав проводящих пучков входят волокна. Они придают жилкам прочность.

Типы жилкования листьев

Прохождение жилок в листе называют жилкованием.

Различают несколько типов жилкования:

  • параллельное — крупные жилки проходят параллельно друг другу (пшеница, рогоз);
  • сетчатое — посередине листовой пластинки проходит мощная главная жилка, а от нее отходят более тонкие боковые; взаимное расположение жилок напоминает перо птицы (сирень, крапива);
  • дуговое — каждая жилка, кроме центральной, изогнута дугой (ландыш, подорожник);
  • вильчатое — жилки располагаются вдоль листа, одна жилка разветвляется на две, и они не пересекаются (папоротники, гинкго и другие древние растения).

Световые и теневые листья

У растений, обитающих в условиях хорошей освещенности, листья содержат несколько слоев столбчатых клеток. Хорошо развита в них и губчатая ткань. Такие листья называют световыми. У теневыносливых растений листья имеют но одному слою мелких столбчатых клеток, и губчатая ткань у них менее развита. Такие листья называют теневыми.

Таким образом, листовые пластинки у световых листьев толще, чем у теневых, однако в теневых листьях хлоропласты крупнее и содержат больше хлорофилла. Поэтому они и имеют темно-зеленую окраску. Световые листья — светло-зеленые, так как в них содержится меньше хлорофилла. Световые и теневые листья отличаются размерами.

В лесах растения имеют крупные листья, которые улавливают больше света.

Источник: http://ebiology.ru/kletochnoe-stroenie-lista/

Клеточное строение листа (схема) — функции и свойства клеток

1001student.ru > Биология > Клеточное строение листа (схема) — функции и свойства клеток

Человек с трудом может представить, что клеточное строение листа – это сложная система. Любой организм живой природы состоит из мельчайших клеточек.

Каждая их группа имеет свои особенности, выполняет определенные функции и отвечает за определенные процессы.

Какие клетки образуют листовую пластину

В анатомии листовой пластины есть множество клеток, различных по форме и размеру.

Сверху и снизу находится кожица – эпидермис. Внутри размещена мякоть. На нижней поверхности имеются устьица.

Какую функцию выполняют жилки листа

Жилкование – это вид распределения жилок по листу. Жилки – это трубки в листьях. Они выполняют 2 функции – проводящую и опорную. В первом случае их можно сравнить с кровеносными сосудами человека. Они разносят вещества по всему организму.

Жилки бывают 2-х видов: ситовидные трубки и сосуды. По ситовидным трубкам от листьев к другим органам движутся вещества, образованные путем фотосинтеза.

По сосудам от корней из земли в другие части растения попадают растворенные в воде минеральные вещества. Иногда сосуды называют древесиной, а ситовидные трубки лубом.

По жилкованию листья разделяют на несколько типов. Ниже представлена таблица с примерами и кратким описанием.

Тип жилкования Пояснение Пример
Перистое В середине находится главная жилка, от которой отходят боковые. Камелия, яблоня, береза
Дуговидное Главные жилки образуют дуги от одного края до другого. Жилки второго порядка являются поперечными. Подорожник, ландыш
Пальчатое Главные жилки отходят от одной точки у основания листа. Кленовый лист, герань
Параллельное Главные жилки идут от основания до конца листа почти параллельно. Тростник, пшеница
Вильчатое или дихотомическое Все жилки выглядят одинаковыми по толщине. Папоротник

Сами трубки покрыты механической тканью, которая выполняет защитную функцию.

Какое строение имеют клетки мякоти листа

Мякоть состоит из 2-х типов клеток. Они образуют столбчатую и губчатую ткани.

Столбчатая расположена в верхней части. Она представляет собой ряды столбиков, плотно прижатых друг к другу.

Губчатая ткань находится ниже. Она имеет рыхлую структуру и содержит много пространства, заполненного воздухом. Эти пространства называют межклетниками. Через губчатую ткань испаряется вода, и происходит газообмен.

Обратите внимание: у листьев, находящихся в хорошей освещенности, больше слоев столбчатой ткани и лучше развита губчатая ткань, чем у листьев теневых растений.

Хлоропласты представляют собой двумембранные пластиды зеленого цвета, слегка расплющенные в длине. Их размер может варьироваться от 2 мкм до 50 мкм.

В этих пластидах содержится хлорофилл. Он играет важную роль в процессе фотосинтеза, в результате которого выделяется кислород. Больше всего хлоропластов содержится в столбчатой ткани, т. к. она находится на поверхности, а значит, лучше всего освещена. На свету и происходит фотосинтез.

У высших растений в составе одной клетки может содержаться от 10 до 30 пластид. Однако, большое количество хлоропластов не входит в состав водорослей. У них бывает один хлоропласт на одну клетку. Но есть удивительные исключения. В клетках палисадной ткани махорки обнаружено около 1000 пластид.

Источник: https://1001student.ru/biologiya/kletochnoe-stroenie-lista.html

Конспект урока по биологии 6 класс по теме: “Клеточное строение листа”

Урок № 6 10.10.17 6-А класс

Тема. Клеточное строение листа.

Цели и задачи: способствовать формированию представления о клеточном строении листа в связи с выполняемыми функциями;

развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать экологическое мировоззрение.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение знаний о клеточном строении листа, особенностях световых и теневых листьев.

Личностные: проявление ответственного отношения к учению, готовность сотрудничать с товарищами в процессе овладения знаниями, развитие устойчивых познавательных интересов.

Метапредметные: формирование навыков познавательной деятельности, познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения поставленных задач.

Основные понятия: лист, клеточное строение, жилка, листорасположение, простые и сложные листья

Тип и вид урока: урок открытия нового знания.

Ход урока:

  1. Организация класса

  2. Мотивирование к учебной деятельности

Прием «Отсроченная отгадка»

В зеленом тереме площади не меряны,

Комнаты не считаны, стены – как стекло,

Все насквозь видно!

А в стенах – окошки, сами открываются,

Сами закрываются! Что это?

– Что это за такой сказочный терем? Хотите узнать?

– Как вы догадались, что речь идет о листе?

– Что из прошлого урока вы узнали о листе?

  1. Актуализация опорных знаний

  1. У доски 1 чел. – составить кластер «ЛИСТ»

  1. Самостоятельная работа (задания на карточка)

1 вариант – определить сложные и простые листья

  1. Простые – 1, 2, 3, 5

  2. Сложные – 4, 6, 7, 8, 9

2 вариант – определить листорасположение

3 вариант – соединить части листа и названия

Приём «Жокей Лошадь»

Что представляет собой лист? Лист – боковой орган побега.
Что представляет собой побег? Побег- стебель с расположенными на нём листьями и почками.
Какие по строению бывают листья? Листья в зависимости от количества листовых пластинок делятся на простые и сложные
Какое внешнее строение листа? Лист состоит из листовой пластинки, черешка и основания.
Как могут размещаться листья на побеге? Листорасположение на побеге может быть очередным, супротивным и мутовчатым
Какие могут быть листья при наличии или отсутствии черешка? Листья могут быть черешковые и сидячие.
Как называются выросты у основания листа? Прилистники
Как называется расширенная часть листа? Листовая пластинка
Какие растения не имеют прилистники? Ландыш, сирень, тополь, пастушья сумка.
У каких растений прилистники видоизменились в колючки и защищают растение от поедания? Желтая акация или карагана.
Почему листья не друг над другом? Листья располагаются на растении так, чтобы меньше затенять друг друга.
Читайте также:  Вид и популяция – как экологическая характеристика - биология

Индивидуальная работа у доски с гербарным материалом.

1.Из предложенных растений выберите отдельно с простыми листьями и сложными листьями.

2. Определите типы жилкования листьев у подорожника большого, липы, вишни, пшеницы.

IY. Изучение новой темы

Постановка учебной задачи

– Лист выполняет 2 основные функции. Какие?

– За счет чего это становится возможным?

– Что еще нужно изучить, чтобы выяснить, как лист выполняет свои функции?

1. Внутреннее строение листа

Прием «Двойной дневник»

Работа с учебником страница 78 (работа в парах)

В процессе работы заполняется таблица «Клеточное строение листа»

Название части листа Тип ткани Описание клеточного строения
Кожица Покровная Пропускает свет. В ней устьица, через них проходит воздух и испаряется вода.
Мякоть листа (мезофилл) фотосинтезирующая Столбчатая ткань: клетки похожи на столбики и содержат много хлоропластов.Губчатая ткань: клетки неправильной формы с меньшим числом хлоропластов. Крупные межклетники заполненные воздухом.
Жилки ПроводящаяМеханическая Сосуды флоэмы (ситовидные трубки), сосуды ксилемы.Волокна

Обсуждение с просмотром презентации: «Внутреннее строение листа»

«Работа устьиц»

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Раз, два, три, по тропинке шли,

Белый гриб нашли.

Раз грибок, два грибок, положили в кузовок.

Повернулись мы друг к другу,

Улыбнулись, потянулись…

И уселись мы опять, чтобы знания получать.

3. Световые и теневые листья

Прием «Диаграмма Венна»

Световые листья

Несколько слоев клеток, мало хлорофилла, светло-зеленый

Теневые листья

Один слой мелких клеток, много хлорофилла,

Темно-зеленые

IY. Контроль знаний и обратная связь

Прием «Найди соответствие»

А- лист 1. Столбчатая и губчатая ткань

Б – устьица 2. Жилкование листа

В – мякоть листа 3. Сосуды флоэмы

Г – ситовидные трубки 4. Боковой орган растения

Д – вильчатое 5 находятся в кожице

Прием «Найди лишнее»

А) кожица. устьица, сердцевина.

Б) параллельное, губчатое, сетчатое.

В) ночные, световые, теневые.

Г) столбчатая, дуговая, губчатая.

Y. Рефлексия

Прием «Рюкзак»

YI. Подведение итогов. Оценивание.

VII Д/З: Параграф 30. Мои биологические исследования стр.79

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-uroka-po-biologhii-6-klass-po-tiemie-kli.html

Презентация Клеточное строение листа (биология 6 класс)

Скачать презентацию Клеточное строение листа

Скачать презентацию Клеточное строение листа по биологии

Скачать презентацию Клеточное строение листа для 6 класса

Скачать презентацию Клеточное строение листа по биологии для 6 класса

Клеточное строение листа

Рассмотрите клеточное строение листа. Выясните, чем различаются клетки кожицы, мякоти и жилок.

Ткани листа

При рассмотрении под микроскопом поперечного среза листа можно обнаружить, что сверху и снизу он покрыт тонкой кожицей, образованной покровной тканью. Внутренняя часть листа состоит из мякоти. Ее пронизывает сеть жилок, образованных проводящими тканями.

Строение кожицы листа

Кожица листа состоит из одного слоя живых клеток покровной ткани. Ее можно легко снять, зацепив иглой или пинцетом.

Клетки кожицы листа прозрачны и плотно прилегают друг к другу. Их наружные оболочки утолщены несколько сильнее, чем внутренние, и покрыты пленкой из жироподобного вещества.

Кожица защищает внутренние клетки листа от высыхания и повреждений. Через нее осуществляется связь растения с окружающей средой. Большую часть клетки кожицы занимает крупная вакуоль с клеточным соком.

Цитоплазма с ядром и бесцветными пластидами находятся вблизи оболочки.

Некоторые клетки кожицы образуют всевозможные волоски, усиливающие ее защитные функции.

Устьица

Обычно на нижней стороне листа в кожице находятся устьица.

Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток (как уста), содержащих хлоропласты. Оболочки этих клеток могут отходить друг от друга и образовывать устьичную щель. В этом случае говорят, что устьице открыто.

Устьица открываются, когда в растении много воды: замыкающие клетки набухают, отходят друг от друга, а через устьичную щель из листа выходит водяной пар.

При недостатке воды оболочки замыкающих клеток плотно прилегают друг к другу — тогда устьица закрываются, а испарение воды прекращается.

У большинства растений устьица располагаются на нижних сторонах листовых пластинок (капуста, табак, лилия).

У некоторых растений (подсолнечник, картофель) — устьица есть как на верхней, так и на нижней сторонах листа. У ковыля и ряда водных растений (кубышки, кувшинки) устьица находятся только на верхней стороне листа.

Число устьиц очень велико: на одном листе липы их более миллиона, а на листе капусты — несколько миллионов.

Строение мякоти листа

Клетки мякоти листа имеют тонкие оболочки. В них находится много хлоропластов.
Клетки мякоти, находящиеся под верхней кожицей листа, похожи на столбики, — это столбчатая ткань. Под ней расположены клетки неправильной формы — это губчатая ткань. Хлоропластов в них меньше. Между клетками находятся крупные межклетники, заполненные воздухом.

Строение жилок листа

Жилки — проводящие пучки листа состоят из расположенных рядом проводящих тканей — луба и древесины. По ситовидным трубкам луба из клеток основной ткани листа идет отток растворов органических веществ ко всем органам растения. По сосудам древесины в клетки листа поступает вода и растворенные в ней минеральные вещества. В состав жилок также входят волокна. Они придают листу прочность.

Световые и теневые листья

В листьях растений, растущих на освещаемых местах, образуется два и более слоев столбчатой ткани. Хорошо в них развита и губчатая ткань. Такие листья называют световыми.

У растений из слабоосвещаемых мест обитания листья имеют только по одному слою мелких столбчатых клеток. Менее развита у них и губчатая ткань. Такие листья называют теневыми.

Таким образом, листовые пластинки у световых листьев значительно толще, чем у теневых.

Источник: http://shkolnye-prezentacii.ru/biologiya/6-klass-biologiya/prezentaciya-kletochnoe-stroenie-lista-biologiya-6-klass.html

Клеточное строение листа — урок. Биология, 7 класс

Главной функцией листа является осуществление фотосинтеза.

Фотосинтез — процесс, при котором зелёные растения, используя солнечный свет, из неорганических веществ производят органические вещества.

Фотосинтез происходит в хлоропластах (Подробнее об этом процессе мы поговорим в разделе «Фотосинтез и дыхание растений»).

Клеточное строение листа

Знакомство с внутренним строением листовой пластинки поможет лучше понять значение зелёных листьев в жизни растений.

Строение кожицы

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей (эпидермой, или эпидермисом), её клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания. Кожица — один из видов покровной ткани растения.

Клетки кожицы бесцветные, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь листа.

Сверху кожицу покрывает восковой слой (восковой налёт), который предотвращает потерю воды — кутикула (растения с толстой кутикулой испаряют меньше воды, чем растения с тонкой кутикулой).

Среди клеток кожицы встречаются устьица, через которые в лист проникает воздух и происходит испарение воды.

Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани.

В клетках основной ткани имеются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.

Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлинённой формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.

Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу, образуя межклетники. Межклетники заполнены воздухом. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.

Читайте также:  Сезонные изменения в жизни птиц - биология

Строение жилок листа

Если рассматривать под микроскопом поперечный разрез листовой пластинки, в ней можно увидеть проводящие пучки листа — жилки, состоящие из сосудов, ситовидных трубок и волокон.

Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками — волокна — придают листу прочность.

По сосудам передвигаются вода и растворённые в ней минеральные вещества.

По ситовидным трубкам передвигаются растворы органических веществ.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

ttp://schoolbio.my1.ru/publ/botanika/zhizn_rastenij/list/99-1-0-3359

http://3sotki.ucoz.ru/index/kak_ustroeny_rastenija/0-8

Источник: http://www.yaklass.by/p/biologiya/7-klass/vegetativnye-organy-rastenii-5946/pobeg-stebel-list-i-pochki-5871/re-d8092069-ad8d-4910-870d-c897f9986cdb

Образовательный портал

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

            2.1. Фронтальный опрос

Каждый урок, ребята, вы раскрываете для себя часть тайны строения растительного организма. Вами уже открыто строение корня, а на прошлом уроке вы познакомились со строением побега, почки и листа. Хотелось бы выяснить степень усвоения вами этой темы.

  1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?
  2. Какие виды листорасположения вы знаете?
  3. Что такое почка?
  4. Как различают почки?
  5. Как почки располагаются на побегах?
  6. Какое строение имеет вегетативная почка?
  7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?
  8. Как происходит рост побега в длину?
  9. Какие листья называются сложными, а какие простыми?
  10. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?
  11. Какую функцию выполняют жилки листа?

Ответы на вопросы показывают ваше усвоение темы, а теперь для получения каждым из вас оценки выполните тест.

а) участок стебля без почек и листьев,

б) стебель с почками и листьями,

в) ствол дерева,

г) подземная часть побега.

             2. Вегетативные почки растений состоят из

а) зачаточных листьев,

б) зачаточного стебля,

в) зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек,

г) зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков.

             3. Листья растений обеспечивают в основном

а) воздушное питание и газообмен,

б) размножение и запасание веществ,

в) транспорт веществ и размножение,

г) испарение воды и транспорт веществ,

             4. Простой лист состоит из

а) одной листовой пластины,

б) одной листовой пластины и черешка,

в) нескольких листовых пластинок и черешка,

г) одной или нескольких листовых пластинок.

             5. Какие из перечисленных растений имеют сложные листья

а) клен, акация, дуб,

б) дуб, шиповник, липа,

в) липа, земляника, акация,

г) акация, шиповник, земляника.

            6. Сидячий лист

а) не имеет черешка,

б) имеет черешок,

в) имеет одну листовую пластинку,

г) имеет несколько листовых пластинок,

            7. Черешковый лист

а) имеет одну листовую пластинку,

б) не имеет черешка,

в) имеет черешок,

г) имеет несколько листовых пластинок.

            8. Сложный лист

а) имеет черешок,

б) имеет одну листовую пластинку,

в) не имеет черешка,

г) имеет несколько листовых пластинок.

           9. Простые листья имеет

а) горох,

б) рябина,

в) клевер,

г) береза.

         10. Большинство двудольных растений имеют жилкование

а) сетчатое,

б) параллельное,

в) дуговое,

г) параллельное и дуговое.

    2.2. Подведение итогов 1 части урока(заполнение таблицы результативности).

Проверку правильности выполнения задания проверти в парах.

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока.

4. Изучение нового материала.

Ребята, вы познакомились на прошлом уроке с особенностями внешнего строения.  Наверное, у вас возник интерес к внутреннему его строению. Ведь листья растений выполняют очень важную функцию, давайте вспомним, какую?

– Главная функция листа – фотосинтез, газообмен и испарение воды.

Чтобы выполнить эти функции, лист должен иметь особое строение?

– Да.

Так определите тему урока.

– Я думаю, мы изучим внутренне строение листа.

– Познакомимся с клеточным строением листа.

Да, правильно вы сказали. Тема урока: «Клеточное строение листа» (слайд № 1).

 Определите, какие учебные задачи можно выделить исходя из темы?

– Наверное,  мы познакомимся с тканями листа, которые его образуют;

Правильно.

– На мой взгляд, выясним, какая часть листа участвует в процессе  образования органических веществ.

– Также познакомимся с тканью листа, которая участвует в испарении воды и газообмене.

Вы совершенно правы, ребята. Учебные задачи определены правильно, посмотрите на них, это план сегодняшнего урока.

           Строение кожицы листа.

            Строение мякоти листа.

            Строение жилок листа.

         (слайд  № 2)

 Итак, лист – это важный вегетативный орган растения, который является главным компонентом в преобразовании солнечной энергии в органические вещества. Поэтому строение его сложное и практически универсальное. Сверху и снизу лист покрыт плотной оболочкой. Выясним, какую функцию она выполняет. Для этого посмотрим на экран.

                                   Предохраняет от повреждений

                                                                 и высыхания.

Кожица листа                        

    Через клетки устьица происходит                            газообмен и испарение воды.

(слайд № 3)

Количество устьиц для каждой группы растений индивидуально. Это зависит от среды обитания, количество влаги в почве. В основном устьица находятся на нижней части листа, кроме водных растений (слайд № 4).

 Это связано с особенностями существования наземных и водных растений(слайд № 5).

Посмотрите на таблицу на странице 111 и сделайте по ней вывод.

– Растения водные имеют наибольшее количество устьиц, потому что они обитают в избыточном количестве воды и устьица у них расположены на верхней части листа для максимального испарения воды.

– Растения, обитающие на суше, меньше испаряют воды, поэтому и меньше количества устьиц имеют.

Правильно. А теперь посмотрим на внутренне строение листа (слайд № 6).

Рассмотрим слайд. Скажите, а какими тканями образована мякоть листа?

– Исходя из внешнего строения клеток, столбчатой и губчатой тканями.

Молодцы. Это хорошо заметно под  верхней кожицей листа. В  эту часть проникает максимальное количество солнечных лучей, поэтому здесь сосредоточено большое количество зерен хлорофилла в клетках (слайд № 7).

На рисунке вы можете также увидеть сосуды, ситовидные трубки и волокна. Они являются внутренним каркасом листа, за счет него лист имеет постоянную форму.

Чтобы в действительности убедиться в особенностях внутреннего листа, выполним лабораторную работу на странице 110 учебника.

5. Выполнение лабораторной работы № 14. Изучение строения листа.

Подведем итоги урока.

6. Закрепление.

  1. Какие клетки образуют листовую пластинку?
  2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?
  3. Что такое устьица и где они расположены?
  4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу ткани они относятся?
  5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?
  6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

(слайд № 8)

– С какой темой вы познакомились на уроке?

– Вам было интересно на уроке?

–  Что вы узнали нового на уроке?

– Как вы считаете, вам пригодятся знания о внутреннем строении листа?

– Вам была известна информация, которую вы получили на уроке?

– Как бы вы оценили свое участие на уроке?

(слайд № 9)

 (слайд № 10)

8. Домашнее задание.

На «3» параграф 24.

На «4» и «5» параграф 24, заполнить таблицу:

Ткань листа Особенности строения клеток Функции

Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.

Использование теста в проверке домашнего задания, позволяет сократить время и оценить каждого учащегося

Используя беседу с учащимися, учитель подводит их к самостоятельному определению тему и учебных задач урока

Фотографии растений и схемы внутреннего строения листа помогают увидеть связь новой темы с реальной действительностью

Выполнение практической работы является этапом предварительного закрепления

Читайте также:  Отряд перепончатокрылые. медоносная пчела - биология

Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока

Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/97-biology/1336-2012-06-11-15-25-10

Разработка по биологии на тему “Клеточное строение листьев”

Разработка урока по биологии в 6 классе

 «Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

Автор:

учитель биологии 

Мощанец Наталья Львовна,учитель биологии,

учитель-методист,специалист высшей квалификационной категории.

Тема урока:  «Клеточное строение листьев».

Цели урока: Образовательные: 

познакомить с клеточным строением и тканями листа, научить различать ткани листа под микроскопом,

и определять их функции.

Развивающие: • развивать понятия о клеточном строении и тканях, образующих живые организмы, различать ткани;

• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные:  воспитывать любовь к природе; развивать умения слушать и слышать других.

 Задачи урока: создать условия для развития:

1.     предметных компетенций:  посредством раскрытия связи между особенностями строения клеток, тканей и выполняемые ими функции.

2.     общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3.     ключевых компетенций:

– ценностно-смысловых: посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

– учебно-познавательных: через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

– информационных: посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

– коммуникативных: посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

– социально-трудовых: посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

– личностного самосовершенствования: через проведение личностной рефлексии в рамках индивидуальной работы.

Тип урока: 

изучение нового материала.

лабораторная работа.

Ведущая педагогическая идея:

 реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  цифровой микроскоп, световые микроскопы, готовые микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», инструктивные карточки.

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: лабораторный практикум; метод исследования, умение использовать цифровой и световой микроскопы.

 Используемый УМК:

·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Учеб. для общеобразовательных учебных учреждений.

·И.Н.Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 кл. Методическое пособие.

· Примерная программа основного общего образования по биологии.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Постановка темы и цели урока.

Организация рабочих мест, приветствие,

Личностные: настрой на урок

Актуализация знаний

Повторение темы о строении и значении клеток растений.

Ученики совместно с учителем вспоминают особенности строения и функцию растительной клетки; виды пластид, хлоропласты; фотосинтез; автотрофное питание.  

Вместе с учителем вспоминают строение и функций растительной клетки.

Познавательные: Логические: анализ классификация объектов

Целеполагание

Учитель: Тема нашего урока

„ Клеточное строение листьев ”.

Объявление цели урока: при выполнении лабораторной работы, мы с вами узнаем особенности клеточного строения и ткани, образующие лист, и выполняемые ими функции..

Учащиеся записывают тему урокаформулируют цель урока

Личностные:

настрой на урок Регулятивные: целеполагание

Изучение новой темы

Объяснение темы: Клеточное строение листьев.

Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:

«Эпидермис листа герани»

На препарате видно, что верхняя и нижняя поверхность листа покрыты бесцветной кожицей.

Вопросы:

1) Как соединены клетки(плотно или рыхло )?

2) Какую функцию выполняет кожица листа?

Изображения с цифрового микроскопа ,выведено на экран:

«Лист камелии».

В мякоти листа различают плотно расположенные столбчатые клетки вытянутой формы – столбчатая ткань и более округлые рыхло расположенные клетки губчатой ткани. Клетки мякоти содержат хлоропласты. Число хлоропластов различно. Их больше в столбчатой ткани и в клетках, окружающих жилки листа.

Вопросы:

3) Какую функцию выполняют столбчатая и губчатая ткани?

Межклетники листа имеют непосредственную связь с устьицами в нижнем эпидермисе. Напротив устьичной щели расположены воздушные полости. Устьица-замыкающие клетки со щелью.

Вопросы:

4) Какую функцию выполняют устьица?

На срезе видно строение проводящих пучков. Ближе к верхней стороне расположены проводящие сосуды, ниже ситовидные трубки.

Вопросы:

5) Какую функцию выполняют проводящие сосуды и ситовидные трубочки?

Механические ткани проводящего пучка представлены волокнами. Сосудисто-волокнистый пучок окрашен в коричневый цвет.

Вопросы:

6) Какую функцию выполняют механические волокна?

Просмотр на экране (мп) микропрепарат«Эпидермис листа герани»,

Высказывают предположе-ния, вместе с учителем определяют правильные ответы:

1) Клетки соединены плотно

2) Кожица листавыполняет функциюзащиты, пропускает солнечный свет.

Просмотр на экране (мп)

«Лист камелии»,

3) Функция столбчатой и губчатой ткани -фотосинтез.

4)Через устьица происходит газообмен и испарение воды.

5) Проводящие сосуды проводят вещества и воду к листьям, а ситовидные трубочки проводят продукты фотосинтеза и воду из листьев.

6) Механические волокна предохраняют лист от разрыва, придают ему эластичность и прочность.

  Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: мотивация и интерес к уроку.

Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.

Лабораторная работа

Самостоятельная работа учащихся с микроскопами по инструктивным карточкам, при этом изображение с большого экрана убрано.

Инструктивная карточка для учащихся.

(приложение№1)

Используя инструктивные карточки, учащиеся самостоятельно выполняют лабораторную работу.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно

Закрепление изученного материала и подведение итогов

Закрепление знаний о клеточном строении листа: проверочный тест

(приложение№2)

Выполняют тест

Оценивают себя

Выполняют индивидуальные задания.

Проверяют работы друг друга,  выставляют оценки за тест

Познавательные: логические: анализ и синтез информации Регулятивные: оценка – выделение и осозна-ние учащимися того, что уже усвоено, что еще нужно; элементы волевой саморегуляции.

Домашнее задание

1.      Учебник §18, стр. 66-68, задание №3 в тетради

Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию.

Познавательные: общеучебные: самос-тоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение струк-турировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Приложение №1

Инструктивная карточка для учащихся

1) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Эпидермис листа герани»

при увеличении в 56 раз (окуляр 7х, объектив 8х), а затем

при увеличении в 300 раз (окуляр 15х объектив 20х).

2) Рассмотрите бесцветные клетки покровной ткани.

3) Найдите и рассмотрите устьица.

4) Из предложенных терминов на рисунке (1) определите и подпишите типы клеток эпидермиса листа герани:

волоскизамыкающие клетки устьицаустьичная щельбесцветные клетки покровной ткани№

Соответствующие термины

5) Рассмотрите микропрепарат «Поперечный срез листа камелии»: найдите между верхней и нижней кожицей клетки мякоти или основной ткани. В основной ткани листа можно различать два вида клеток. Одни расположены под верхней кожицей листа, другие ближе к нижней кожице листа.

6) Рассмотрите под верхней кожицей плотно прилегающие друг к другу клетки цилиндрической формы — это столбчатая ткань.

7) Рассмотрите клетки, которые расположены ближе к нижней кожице листа – клетки неправильной формы губчатой ткани

8) Рассмотрите крупный проводящий пучок в центре листа.

В его верхней части располагаются проводящие сосуды, по которым проходит вода с минеральными веществами.

Ниже находятся ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ.

Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолщенную оболочку и узкий просвет

в центре.

9) Из предложенных терминов на рисунке (2) определите и подпишите ткани мякоти листа:

столбчатая тканьгубчатая тканьситовидные трубкиустьицепроводящие сосудыосновная тканьмежклетникиустьичная щельверхняя кожицанижняя кожицаК каждой надписи укажите соответствующие цифры.

Соответствующие термины

Приложение №2

Вариант 1

Выберите правильные утверждения.

Источник: https://www.InfoUroki.net/razrabotka-po-biologii-na-temu-kletochnoe-stroenie-listev.html

Ссылка на основную публикацию