Многообразие и взаимоотношения животных – биология

Многообразие и взаимоотношения животных

Презентация на тему “Многообразие и взаимоотношения животных” для 7 класса к учебнику Никишова А.И. “Биология. Животные”. Данная презентация предназначена для использования на уроке Биологии. В презентации рассматриваются следующие вопросы:

1) Что такое среда обитания

2) Типы сред обитания

3) Сходства животных с другими организмами

4) Отличия животных от других организмов

5) Взаимосвязи между видами животных

Презентация содержит большое количество рисунков и фотографий, что позволяет наглядно продемонстрировать учащимся многообразие и взаимоотношения животных.

Многообразие и взаимоотношения животных

Зоология, 7 класс

Орлова Ю.Ю.

Урок № 1

Среда обитания

Типы сред обитания

Типы сред обитания

Типы сред обитания

Типы сред обитания

  • Тела организмов как среда обитания

Сходства животных с другими организмами

Отличия животных от других организмов

Отличия животных от других организмов

Органы передвижения

Плавники

Ласты

Крылья

Ноги

Отличия животных от других организмов

  • Передний конец тела отличается от заднего

Отличия животных от других организмов

Отличия животных от других организмов

Отличия животных от других организмов

Перья

Шерсть

Чешуя

Отличия животных от других организмов

Растительная

клетка

Животная

клетка

Отличия животных от других организмов

Взаимосвязи между видами животных

Рыба-клоун живет вблизи актиний, в случае угрозы рыба находит убежище в щупальцах актиний, при этом рыбы-клоуны отгоняют других рыб, которые любят полакомиться актиниями

Взаимосвязи между видами животных

  • Квартиранство – отношения, при которых животные одного вида, извлекая для себя пользу, не приносят вреда другому виду сожителя.

Рыба – прилипала со своим хозяином – акулой.

Взаимосвязи между видами животных

Взаимосвязи между видами животных

клещи

блохи

паразитические черви

Взаимосвязи между видами животных

Домашнее задание

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/presentacii/mnoghoobraziie-i-vzaimootnoshieniia-zhivotnykh

Биология в лицее

Многообразие и взаимоотношения животных

Особенности животных. Животные, как и все другие живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются, обладают раздражимостью.

Однако у животных, как мы знаем, есть весьма значительные отличия от других групп живых организмов, характерные, как правило, только для этой группы. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

Поэтому в природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Большинство животных способно к передвижению. Растения же и грибы ведут прикреплённый образ жизни.

В отличие от растений, которые растут в течение всей жизни, большинство животных растёт лишь на ранних стадиях развития.

У большинства животных имеются сложные системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная и другие, которых нет у растений, грибов и бактерий.

Многообразие животных. Животные – самая разнообразная группа организмов на Земле.

В настоящее время на планете насчитывают около 2 млн. видов животных. Большую часть из них составляют насекомые (бабочки, комары, жуки, мухи…). Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Значительно скромнее разнообразие у рыб – всего 25 тыс. видов, у птиц – 8 600 видов. А млекопитающих – всего около 4 тыс. видов.

Заметим, что речь здесь идёт не об общем количестве животных вообще, а о количестве видов животных. Абсолютное же число животных на нашей планете выражается числом астрономическим!

Животные разнообразны по размерам. Например, у гигантского синего кита масса тела достигает 150 т (масса языка такого кита равна массе небольшого слона), а инфузорию-туфельку можно обнаружить лишь с помощью микроскопа.

Многообразие сред и мест обитания. На Земле для жизни организмов есть самые разнообразные условия.

Животные обитают в различных средах (в воде и на суше, в почве, воздухе, внутри растений, других животных и человека).

Основные среды обитания животных – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Животные в любой среде обитания не живут везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания (или местообитанием) животных. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты, заводи), заросшие у берегов.

Организмы в природе живут не изолированно друг от друга, а видами.

Вид – совокупность сходных особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Вид состоит из множества особей, которые размножаются, расселяются, поддерживают единство в борьбе за существование. Территорию распространения вида называют ареалом.

Например, заяц-беляк встречается по всей таёжной зоне Евразии. Местом обитания этого вида служат таёжные леса. В каждом лесу обитает группа особей зайца-беляка, изолированная от других таких групп. Все особи одного вида, населяющие определённую территорию, образуют популяцию. Сумма всех популяций и составляет вид.

Приспособления животных. Животные хорошо приспособлены к обитанию в определённых условиях. Их строение всегда соответствует месту обитания и образу жизни.

Так, изучая форму тела животных, мы непременно отметим, что у многих плавающих животных форма тела обтекаемая (рыбы). Роющие почвенные животные часто обладают червеобразной формой тела (дождевые черви).

Один из характерных признаков животных – чёткая симметрия тела. По типу симметрии различаются радиально-симметричные и двусторонне-симметричные животные.

Радиальная симметрия свойственна животным, ведущим малоподвижный образ жизни. Через их тело можно провести несколько воображаемых плоскостей, каждая из которых делит животное на зеркально подобные друг другу половины.

Двусторонне-симметричные животные – активно передвигающиеся организмы. Через их тело можно мысленно провести только одну плоскость, которая делит животное на две одинаковые половины.

Эти животные имеют переднюю и заднюю, правую и левую части тела, парные органы (так, у лягушки пара глаз и др.).

Различны у животных покровы тела. Например, у лягушки, голая, покрытая слизью кожа. С такой кожей хорошо жить во влажных местах. У окуня кожа покрыта чешуей. Это не только защитное приспособление.

Строение чешуи рыбы и скользкая плёнка на её поверхности способствуют быстроте скольжения вперед. Кожа голубя покрыта перьями, – шерстью.

Каждая из перечисленных особенностей вырабатывалась в процессе развития вида как приспособление к среде обитания и образу жизни.

Различны по форме и строению органы передвижения животных – ноги, крылья, ласты, плавники. А некоторые животные совсем не имеют органов передвижения (коралловые полипы и др.).

Происхождение организмов, их приспособленность и многообразие.

Одним из самых интересных и важных вопросов биологии является вопрос: в чём причина такого многообразия живых организмов на нашей планете? Ведь только животных насчитывается около 2 млн. видов.

Чем можно объяснить их удивительную приспособленность к условиям жизни? На Земле трудно найти такое место, где не обитало бы какое-либо существо.

Самую известную теорию, объясняющую многообразие животных на Земле, можно найти в книге великого английского биолога Чарлза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). В ней Дарвин показал, как в процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут.

Суть естественного отбора среди организмов заключается в том, что среди миллионов нарождающихся особей в живых остаются самые приспособленные… Приспособленные естественно к той среде обитания, к тем условиям, в которых живет конкретный вид. В дальнейшем они передадут свои, оказавшиеся полезными, признаки потомкам.

Таким образом, из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды. Дарвин утверждает, что путём естественного отбора и формируется многообразие живой природы.

Учение Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой. Одно из главных мест среди них принадлежит естественному отбору.

Взаимосвязи животных в природе. Животные никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и с другими организмами. Поэтому у животных складываются многообразные связи и взаимоотношения. Среди них есть растительноядные, хищные животные, падалееды и паразиты.

Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищнечеством. 

Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву. Животные, на которых охотятся хищники, – их жертвы. У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутона паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти и клюв сов. У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.

Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают чрезмерное размножение животных, выбраковывают слабых и заболевших.

Многие животные постоянно живут в теле или на теле других животных и питаются их тканями. Таких животных называют паразитами, а животных, в теле которых живут паразиты, называют хозяевами. По величине паразиты всегда меньше хозяев.

Форму отношений, которые складываются между хозяином и паразитом, называют паразитизмом.

К паразитам относится большинство плоских и круглых червей, а также многие членистоногие, например клещи,  блохи, клопы, вши.

Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения.

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками; из птиц –  мухоловки и синицы, конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения –  симбиоз. Это полезно для контактирующих животных.

Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию.

Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством.

К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Животные – самая разнообразная группа организмов на Земле.

У животных есть характерные отличия: они питаются готовыми органическими веществами, большинство могут активно передвигаться, растут только на ранних стадиях развития, у большинства животных наблюдается чёткая симметрия тела, имеются сложные системы органов.

Животные обитают в различных средах и местах обитания. Их строение соответствует месту обитания и образу жизни. В этом и заключается причина такого многообразия живых организмов.

В процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут. Из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/mnogoobrazie_zhivotnykh/0-96

Многообразие мира животных

Многообразие животных. Царство животных включает более 1,5 млн видов (самое многочисленное среди других царств живых организмов).

Животные, как и растения, бактерии, грибы, населили все среды жизни: водную – рыбы, киты, раки, медузы; наземно-воздушную – жуки, бабочки, птицы, звери; почвенную – дождевые черви, медведки, кроты.

Средой жизни для многих животных служат другие животные, человек, растения.

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам (сравните, например, друг с другом медузу, дождевого червя, осьминога, речного рака, майского жука, акулу, голубя, волка).

Сходство животных с другими организмами и их отличия. Животные, как и все другие живые организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, умирают.

В отличие от других организмов они, как правило, питаются твердой пищей, содержащей готовые органические вещества, и у них развиты различные приспособления к ее захвату, удержанию, измельчению и перевариванию. Почти все животные имеют органы передвижения (плавники, ласты, ноги, крылья), способствующие активному поиску пищи, укрытию от врагов и непогоды и пр.

У большинства животных заметно различаются передний и задний концы тела, брюшная и спинная стороны, левая и правая стороны тела. На переднем (поступательном) конце тела находятся рот, основные органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), органы защиты или нападения.

Читайте также:  Воздух в природе - биология

Мысленно через тело таких животных можно провести только одну плоскость, делящую его на две зеркально одинаковые половины. Такая симметрия тела называется двусторонней, или двубоковой. Она позволяет животным двигаться прямолинейно, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево.

Вдоль тела некоторых животных, например медуз, можно провести несколько воображаемых плоскостей, и каждая из них поделит его на две зеркально подобные половины.

Линии плоскостей расходятся от центра пересечения лучами. Такую симметрию тела называют лучевой.

Она присуща животным, ведущим в основном сидячий или малоподвижный образ жизни, и дает возможность ловить добычу и чувствовать приближение опасности с любой стороны.

Зоология – наука о животных

Зоология – наука о животных. Люди издавна использовали животных в своей жизни. Добывая животных, охраняя жилища от хищников и ядовитых змей и т.п.

, они приобретали знания об их внешнем виде, местообитании, образе жизни, повадках и передавали их из поколения в поколение. Со временем появились книги о животных, возникла наука зоология (от греч. “зо-он” – животное и “логос” – слово, учение).

Ее рождение относят к III в. до н.э. и связывают с именем древнегреческого ученого Аристотеля.

Современная зоология – это целая система наук о животных.

Одни из них изучают строение, развитие животных, образ жизни, распространение на Земле; другие – отдельные группы животных, например только рыб (ихтиология) или только насекомых (энтомология).

Знания, добытые зоологическими науками, имеют большое значение для осуществления охраны и восстановления численности ряда животных, борьбы с вредителями растений, переносчиками и возбудителями заболеваний человека и животных и т.п.

Классификация животных. Все животные, как и другие живые организмы, по признакам родства объединены учеными в систематические группы. Самая мелкая из них – вид. Все зайцы-беляки, обитающие в тайге, смешанных лесах или тундре, принадлежат к одному виду – Заяц-беляк.

Видом в зоологии называют совокупность животных, сходных между собой по всем существенным признакам строения и жизнедеятельности, обитающих на определенной территории и способных давать плодовитое потомство. Каждое животное, имеющее только ему присущие особенности строения и поведения, называют особью.

Сходные виды объединяют в роды, роды – в семейства, семейства – в отряды. Более крупные систематические группы животных – классы, типы.

Царство животных включает два подцарства: Одноклеточные животные и Многоклеточные животные, в которые объединены более 20 типов и несколько сотен классов.

Подцарство одноклеточные животные, или простейшие

Одноклеточные животные обитают в водоемах, каплях росы на листьях растений, во влажной почве, в органах растений, животных и человека.

Тело простейшего состоит из цитоплазмы, поверх которой имеется тончайшая наружная мембрана, а у большинства и плотная оболочка. В цитоплазме находятся ядро (одно, два или более), пищеварительные и сократительные (одна, две или более) вакуоли. Большинство простейших активно передвигается с помощью особых органоидов.

Подцарство простейших включает 40 тыс. видов, объединенных в несколько типов. Самые крупные из них два: тип Саркодовые и жгутиковые и тип Инфузории.

Тип саркодовые и жгутиковые

Места обитания, строение и образ жизни.

К саркодовым и жгутиковым относятся в основном свободноживущие организмы. Наиболее распространены из них амеба обыкновенная и эвглена зеленая. Амеба обыкновенная живет в придонных местах пресных водоемов.

Она не имеет постоянной формы тела и передвигается перетеканием в образующиеся выпячивания – ложноножки (на греч. “амеба” означает “изменчивая”). Эвглена зеленая живет в верхних слоях пресных водоемов.

Она имеет плотную оболочку, придающую ей постоянную веретеновидную форму тела; передвигается с помощью жгутика. Внутри тела эвглены имеются ядро, хлоропласты, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок.

Амеб и других простейших, не имеющих оболочки и способных образовывать ложноножки, относят к саркодовым (от греч. “саркос” – плазма). Эвглен и других простейших, имеющих жгутики, относят к жгутиковым. Некоторые жгутиковые, например жгутиковая амеба, имеют жгутики и ложноножки, что свидетельствует о близком родстве саркодовых и жгутиковых и служит основанием объединения их в один тип.

Питание. Амеба обыкновенная питается в основном одноклеточными организмами, захватывая их ложноножками. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях под влиянием пищеварительного сока.

При этом сложные органические вещества пищи превращаются в менее сложные и переходят в цитоплазму (они идут на образование собственных органических веществ, которые служат строительным материалом и источником энергии). Непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любой части тела.

Эвглена зеленая, как и одноклеточные водоросли, на свету образует органические вещества. При недостатке света она питается растворенными в воде органическими веществами.

Дыхание. Свободноживущие простейшие дышат растворенным в воде кислородом, поглощая его всей поверхностью тела.

Попав в цитоплазму, кислород окисляет сложные органические вещества, превращая их в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения.

При этом освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности организма. Углекислый газ, образующийся в процессе дыхания, удаляется через поверхность тела.

Раздражимость. Одноклеточные животные реагируют на свет, температуру, различные вещества и другие раздражители.

Амеба обыкновенная, например, движется от света в затененное место (отрицательная реакция на свет), а эвглена зеленая плывет в сторону света (положительная реакция на свет).

Способность организмов реагировать на действие раздражителей называется раздражимостью. Благодаря этому свойству одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий и находят пищу.

Размножение саркодовых и жгутиковых происходит путем деления. Материнская особь дает начало двум дочерним, которые при благоприятных условиях жизни быстро растут, и уже через сутки происходит их деление.

Сохранение при неблагоприятных условиях жизни. При понижении температуры воды или высыхании водоема на поверхности тела амебы из веществ цитоплазмы образуется плотная оболочка. Само тело округляется, и животное переходит в покоящееся состояние, называемое цистой (от греч.

“цистис” – пузырь). В таком состоянии амебы не только сохраняются при неблагоприятных условиях жизни, но и расселяются при помощи ветра и животных. В цисты превращаются многие саркодовые и жгутиковые, в том числе амеба дизентерийная, эвглена зеленая, лямблии и трипаносомы.

Тип инфузории

Места обитания, строение и образ жизни.

К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Эти и большинство других инфузорий живут в пресных водоемах с разлагающимися органическими остатками (их название происходит от греч. “инфузиум” – настой). Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи).

Тело инфузорий покрыто рядами ресничек, при помощи которых они передвигаются. Имеются инфузории, например сувойки, ведущие сидячий образ жизни. К подводным предметам они прикрепляются сократимым стебельком.

Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют более сложное строение. У них имеются большое и малое (или малые) ядра, клеточные рот и глотка, околоротовая впадина, постоянное место удаления остатков непереваренной пищи – порошица. Сократительные вакуоли инфузорий состоят из собственно вакуолей и приводящих канальцев.

Питание. Большинство инфузорий питается различными органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Пища попадает в предротовую впадину благодаря согласованному колебанию окружающих ее ресничек, а затем через рот и глотку в цитоплазму (в образующуюся пищеварительную вакуоль). Не-переварившиеся остатки пищи удаляются через порошицу.

Дыхание и выделение у инфузорий происходят так же, как у саркодовых и жгутиковых, через всю поверхность тела.

Раздражимость. В ответ на действие света, температуры и других раздражителей инфузории движутся к ним или в обратную сторону (положительный и отрицательный таксисы – движения).

Размножение и сохранение при неблагоприятных условиях у инфузорий происходят в основном так же, как у саркодовых и жгутиковых.

Происхождение и значение простейших

Происхождение простейших. Ученые считают, что саркодовые и жгутиковые – самые древние простейшие. Они произошли от древних жгутиковых около 1,5 млрд лет назад.

Инфузории – более высокоорганизованные животные – появились позднее.

Существование жгутиковых, имеющих хлоропласты, свидетельствует о родстве и общности происхождения простейших и одноклеточных водорослей от древнейших жгутиковых.

Значение простейших. Многие простейшие, особенно инфузории, участвуют в самоочищении водоемов, служат пищей малькам рыб, мелким рачкам, которые поедаются крупными рыбами и другими животными.

Из раковинок таких простейших, как радиолярии и фораминиферы, в течение тысячелетий образовались громадные отложения мела и известняка. Среди простейших много паразитов.

Дизентерийная амеба, внедрившись в оболочку толстого кишечника человека и размножаясь в ней, вызывает образование язв, поглощает красные кровяные тельца крови.

Жгутиконосец лямблия паразитирует в тонком кишечнике и желчных протоках печени человека (преимущественно детей), вызывая воспаление желчного пузыря и кишечные расстройства. Инфузория балантидий в тканях кишечника питается клетками крови.

Наибольшее количество паразитов человека и животных имеется в типе споровиков. Один из них – малярийный паразит – вызывает изнурительную болезнь малярию. Малярийные паразиты внедряются в красные кровяные тельца крови человека и питаются их содержимым. Распространители малярийных паразитов – малярийные комары. Другой представитель типа споровиков – кокцидия – паразитирует в кишечнике кур, кроликов, зайцев и других животных, вызывая нередко массовую гибель молодняка.

Подцарство многоклеточные животные тип кишечнополостные

К кишечнополостным относятся медузы, актинии, коралловые полипы.

Их тело состоит из двух слоев клеток, между которыми находится неклеточная опорная пластинка. Клетки ограничивают полость, сообщающуюся с внешней средой одним отверстием – ртом.

В ней происходит частичное переваривание пищи. Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные с лучевой симметрией тела.

Одни из кишечнополостных ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь к субстрату. Их называют полипами (от греч. “полип” – многоногий). Другие – медузы – свободно плавают в толще воды. Описано около 9 тыс. видов этого типа. Основные классы: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.

Класс гидроидные

К гидроидным относятся пресноводные гидры (бурая, стебельчатая, зеленая и др.) и морские колониальные полипы, например обелия. Пресноводные гидры внешне похожи на стебельки растений длиной 1-3 см.

На одном конце их тела имеется подошва, которой они прикрепляются к опоре, на другом – рот, окруженный щупальцами. Гидры ведут одиночный, преимущественно прикрепленный образ жизни. По способу питания они – хищники. Основная их пища – дафнии и циклопы.

Морские гидроидные ведут сидячий образ жизни и имеют вид небольших кустиков, состоящих из нескольких сотен и даже тысяч особей.

Наружный слой тела гидроидных состоит из покровно-мускульных, стрекательных, промежуточных и некоторых других видов клеток.

Покровно-мускульные клетки, имеющие мускульные волоконца, осуществляют сокращение и расслабление щупалец и всего тела. Стрекательные клетки расположены в основном на щупальцах.

Ядовитая жидкость, имеющаяся в их капсулах, парализует или убивает мелких животных, а у крупных вызывает жжение. Промежуточные клетки дают начало клеткам других видов.

Внутренний слой тела образован железистыми и пищеварительно-мускульными клетками. Железистые клетки выделяют в кишечную полость пищеварительный сок. Под его влиянием пища частично переваривается.

Пищеварительно-мускульные клетки жгутиками перемещают частицы пищи в кишечной полости, а ложноножками захватывают их и переваривают в пищеварительных вакуолях. Таким образом, у кишечнополостных происходит и внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.

Питательные вещества поступают во все клетки тела, а непереваренные остатки пищи удаляются наружу через рот. Дыхание и выделение у кишечнополостных осуществляются через всю поверхность тела.

Нервная сеть. Рефлекс. По обеим сторонам опорной пластинки располагаются нервные клетки, образующие нервную сеть.

Когда к гидре или к особям обелии прикасается какое-либо животное, то в чувствительных клетках возникает возбуждение, которое передается нервным клеткам, распространяется по всей нервной сети и вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при посредстве нервной сети (нервной системы), называют рефлексом.

Размножение. При благоприятных условиях жизни на теле гидр образуются почки. Они увеличиваются в размерах, на их свободном конце образуются щупальца и рот, а затем и подошва. У одиночных полипов дочерние особи отделяются от материнского организма и живут самостоятельно, у колониальных полипов не отделяются и происходит рост колоний. Почкование – бесполый способ размножения.

Читайте также:  Размножение и оплодотворение у растений - биология

Половое размножение гидр связано с образованием особых бугорков. У обоеполых гидр (гермафродитов) в одних бугорках тела развиваются яйцеклетки, в других – сперматозоиды; у разнополых – или яйцеклетки, или сперматозоиды.

Созревшие сперматозоиды выходят в воду, проникают в бугорки других особей и сливаются с яйцеклетками. В оплодотворенных яйцеклетках образуются многоклеточные зародыши. Они зимуют, а взрослые особи погибают.

Весной развитие зародышей возобновляется и появляются молодые гидры.

У морского колониального гидроида обелии имеются особи без щупалец и рта. В определенное время года они отпочковывают маленьких медузок (диаметр колокола 2-3 мм), различающихся по полу. Самки медузок выметывают в воду яйца, а самцы – сперматозоиды. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки с ресничками, которые прикрепляются к подводным предметам и дают начало новым колониям полипов.

Регенерация. Для многих кишечнополостных характерна регенерация – способность восстанавливать поврежденные и утраченные части тела. Целая гидра, например, может развиться из 1/200 части ее тела.



Источник: http://biofile.ru/bio/21663.html

Задачи: показать многообразие животного мира, сходство животных с организмами других царств и их особенности, взаимосвязь между видами животных в природе.

Оборудование: коллекции крупных членистоногих, раковин моллюсков; рисунки с изображениями лягушки в воде и на берегу водоема, крота как обитателя почвенной среды, взаимоотношений между видами животных.

Методы и методические приемы обучения: рассказ учителя с элементами беседы, с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения за живыми объектами.

Ход урока

На первом уроке по разделу «Животные» учитель выясняет, каких животных знают учащиеся и что им известно о них. В процессе такой беседы обычно выясняется, что многие школьники относят к животным только позвоночных, а некоторые – только зверей.

Мелких, обычно хорошо знакомых животных, вроде комара, пчелы, мухи, дождевого червя, они не причисляют к животным: мухи для них – насекомые, дождевые черви – черви.

Поэтому, обобщая ответы учащихся, учитель демонстрирует обитателей уголка живой природы, чучела, коллекции крупных членистоногих и указывает, что к животным относят не только различных зверей и птиц, но и насекомых, пауков, раков, червей и других животных. Далее учитель отмечает, что царство животных самое крупное по числу видов по сравнению с другими царствами организмов.

После учитель предлагает учащимся вспомнить, в каких средах обитания распространены растения, бактерии, грибы и лишайники, и указывает, что во всех этих средах живут самые разнообразные животные (и при этом демонстрирует таблицы с изображением представителей, ведущих наземно-воздушный, водный и почвенный образ жизни).

При этом учащиеся знакомятся и с некоторыми животными, средой обитания которых служат животные и человек. Учитель также отмечает, что некоторые животные живут не в одной, а в двух средах жизни, и показывает иллюстрации, где изображены лягушки в воде и на берегу водоема, полевые мыши или суслики, находящиеся вблизи норок.

Обратив внимание на то, что у животных развились различные приспособления к средам обитания и их конкретным участкам – местообитаниям, учитель предлагает учащимся привести примеры животных, имеющих окраску, делающую их незаметными среди зеленых растений или на фоне коры деревьев и кустарников, снежного покрова, песка.

В продолжение этой беседы учитель демонстрирует изображения крота, летучей мыши, кита, отмечает, что приспособленность животных к средам жизни и конкретным местам обитания наблюдается не только в окраске, но и в строении, и образе жизни, предлагает учащимся перечислить, что свидетельствует о том, что крот ведет подземный образ жизни, летучая мышь способна к длительному полету, а кит – житель морей и океанов. В конце беседы обобщаются ответы учащихся.

Затем учащиеся выявляют сходства животных с другими организмами и называют их отличительные признаки.

Отметив, что животные, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, умирают, учитель предлагает учащимся вспомнить, чем питаются уже изученные ими растения, бактерии, грибы, и подводит их к выводу о питании животных готовыми органическими веществами, входящими в состав пищи, развитию у них различных способов ее захвата, удержания, измельчения и переваривания.

Другие признаки отличия животных от организмов уже изученных царств выявляются в процессе беседы с использованием изображений представителей ракообразных, насекомых, рыб и млекопитающих (кит, тюлень, лисица или другой зверь).

Учитель задает вопрос, чем тело животного отличается от тела любого из организмов других царств? Комментируя ответы школьников, учитель отмечает, что для животных характерны различные покровы тела, органы активного передвижения, органы чувств, которые находятся на передней части тела и т. д.

Затем рассказывает о присущей животным лучевой или двусторонней симметрии тела. Также указывается, что только животным свойственны пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная и другие системы органов.

Перейдя к ознакомлению с взаимосвязями между видами животных, учитель сообщает о том, что любая среда обитания и отдельные местообитания населены животными разных видов и между ними сложились различные взаимоотношения.

При этом он демонстрирует муравьев, поедающих выделения тлей, птиц, выклевывающих из кожи носорога насекомых-паразитов, и предлагает учащимся ответить на вопрос: почему можно сказать, что отношения муравьев и тлей, носорогов и воловьих птиц взаимно полезны? Обобщая полученные ответы, учитель объясняет, что подобные взаимовыгодные отношения между видами животных называют мутуализмом (от лат. мутус – взаимный).

Далее учащимся предлагается рассмотреть рисунки рыбы-прилипало и акулы, божьей коровки и тлей, жука-плавунца и малька рыб, волка и зайца, аскариды и свиньи и ответить на вопросы: какое из демонстрируемых животных извлекает для себя пользу от организма-сожителя и не причиняет ему вреда? Какие животные уничтожают своих жертв, а какие – сильно истощают их и отравляют своими выделениями? В процессе беседы учитель уточняет и дополняет ответы учащихся, поясняет, что у каждого организма-сожителя развились различные приспособления другу к другу (для волков, например, характерны приспособления для ловли, удержания и поедания добычи, а у жертв – к защите от них), называет все рассмотренные виды взаимоотношений.

Отметив, что существуют и другие взаимоотношения между животными, учитель рассказывает, что волк и лисицы, например, охотятся на зайцев, куропаток и другую дичь, в дуплах деревьев гнездятся различные птицы-дуплогнездники и что отношения между животными, использующими одну и ту же пищу или занимающими одни и те же места обитания, называют конкуренцией.

В заключение урока учитель подчеркивает, что различные взаимоотношения между видами животных складывались в процессе их исторического развития как приспособления к выживанию в природе, и дает задание на дом: закрепить изученный материал по учебнику и ответить на вопросы в конце параграфа; в тетради раскрыть содержание понятий: «животные», «двусторонняя симметрия тела», «лучевая симметрия тела», «мутуализм», «нахлебничество», «квартирантство», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»; составить таблицу «Формы взаимоотношений животных» (формы взаимоотношений, названия взаимосвязанных животных, значение взаимосвязей для животных каждого вида).

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/5134-urok-biologii-mnogoobrazie-i-vzaimootnosheniya-zhivotnykh

Разнообразие животного мира – Удивительный Мир Животных

Животные населяют все среды жизни: в воде обитают рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают насекомые, бабочки, звери и птицы, а в почве – дождевые черви, кроты и медведки. Местом обитания для некоторых животных выступают другие живые организмы и растения.

фото:Bill Gracey

Животный мир нашей планеты представлен уникальными организмами: от одноклеточных крох, которые можно рассмотреть только при помощи микроскопа, до гигантов-китов, масса которых достигает 150 тонн. Благодаря постоянной эволюции животные организмы наделены уникальными свойствами: они перемещаются, питаются, защищаются от врагов, размножаются и выращивают потомство в различных условиях.

Классификация животных

В царстве животных выделяют следующие таксоны:

Вид;

Род;

Семейство;

Ряд;

Класс;

Тип.

Виды объединяются в род, семейства в ряд, классы в тип. Кроме этих таксонов используются промежуточные понятия: подтипы, подклассы и другие. Все живые организмы делятся на:

Простейших;

Насекомых;

Земноводных;

Пресмыкающихся;

Птиц;

Рыб;

Млекопитающих.

фото:David Shannon

Значение животных

Представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и семян. Хищники выступают естественными санитарами, кроме того они регулируют численность растительноядных организмов.

Огромное значение имеют животные для людей: животных разводят и добывают промысловым методом для получения мяса, шкур, меха, молока и яиц, животных используют в исследовательских, медицинских и научных целях.

На лабораторных мышах, хомяках, крысах и морских свинках исследуют действие некоторых лекарственных препаратов, обезьян привлекают при опытах со столовыми клетками. Пчелиный и змеиный яд используют в медицинских целях.

фото:Rob Escott

Особенности расселения животных

На плотность расселения представителей животного мира влияют различные факторы. К ним можно отнести климат, рельеф местности, деятельность человека и взаимоотношения между разными видами. Приспособленность к условиям среды обитания выражается в особенностях живых организмов.

Так, для того, чтобы отыскать благоприятные условия для проживания, питания и размножения многие организмы преодолевают огромные расстояния. Эти передвижения называются миграциями. В качестве примера можно привести следующий пример: рыбы отряда лососевых подрастают в море, а размножается в верховьях рек.

Вылупившихся из икры мальков этих рыб речное течение уносит обратно в море, где происходит их дальнейший рост.

фото:Jiya Aggarwal

Если передвигаться от полюсов к экватору, становится заметно, что число видов живых организмов возрастает. Самым большим является видовое разнообразие животных во влажных тропических регионах. Например, одних попугаев здесь насчитывается более 40 видов, а бабочек – тысячи видов.

Эволюция биоразнообразия

В истории животного мира всегда наблюдались периоды спада и нарастания биоразнообразия. Они характеризуются появлением новых видов, которые появлялись на смену других. Ученые узнают об этих этапах по археологическим раскопкам: окаменелостям и отпечаткам. Так, в докембрии, 670 миллионов лет до н.э.

, доминировали мягкотелые беспозвоночные животные, кольчатые и кишечнополостные черви. Для кембрия и силура, 590-438 миллионов лет до н.э.

, характерны морские беспозвоночные с панцирем, насекомые царили в период позднего карбона и кайнозоя, амфибии господствовали в карбоне и триасе, рептилии были наиболее многочисленны в пермский и меловой период, а млекопитающие достигли расцвета в кайнозое.

Расцвет и угасание видов – естественный процесс, который происходит под влиянием изменений климата в отдельных регионах и на всей планете в целом. Ученые предполагают, что большинство видов живых организмов рано или поздно вымрут. Некоторые преобразуются в более совершенные в эволюционном отношении виды, но другие не смогут приспособиться к новым условиям среды. Последним грозит вымирание.

Источник: https://www.myplanet-ua.com/raznoobrazie-zhivotnogo-mira/

Гбоу сош 1020 взаимосвязи животных в природе биология. 7 класс учитель: трушина и.а. – презентация

1 ГБОУ СОШ 1020 Взаимосвязи животных в природе Биология. 7 класс Учитель: Трушина И.А.<\p>

2 ГБОУ СОШ 1020 Вспомните, какие виды взаимосвязей организмов в природе вам известны Клубеньковые бактерии на корнях бобовых Лишайник – симбиотический организм Гриб-трутовик Росянка обыкновенная<\p>

3 ГБОУ СОШ 1020 Взаимовыгодные отношения между животными (симбиоз) Акулоносый гоби чистит грейсби Актиния и рыба-клоун Рак-отшельник и актиния<\p>

4 ГБОУ СОШ 1020 Комменсализм комменсализм квартиранствонахлебничество Комменсализм – вид взаимоотношений между животными, которые полезны для одной из сторон и безвредны для другой.<\p>

5 ГБОУ СОШ 1020 Примеры комменсализма Акула и рыбы-лоцманы Гиена питается остатками «со стола» льва<\p>

6 ГБОУ СОШ 1020 Хищничество Хищничество – такой тип взаимоотношений, при которых особи одного видов животных питаются особями других видов. Гепард и газель<\p>

7 ГБОУ СОШ 1020 Сарыч обыкновенный и змея Хищничество Клоп-белостоматида поедает молодую черепаху<\p>

8 ГБОУ СОШ 1020 Паразитизм Паразитизм – взаимоотношения между животными, при которых одни из них питаются за счет органических веществ другого живого организма. Аскарида человеческая паразитирует в кишечнике человека и других млекопитающих<\p>

9 ГБОУ СОШ 1020 Конкуренция Конкуренция – отношения между животными, которые близки в своих потребностях, но имеют ограниченные возможности к их удовлетворению. Волк и лиса Малый и большой пестрый дятел<\p>

10 ГБОУ СОШ 1020 Нейтрализм Нейтрализм – отношения между животными, живущими в одном биогеоценозе, но не оказывающих практически никакого влияния друг на друга. Белка и лось Дятел и крот<\p>

11 ГБОУ СОШ 1020 Проверь себя 1. Перечислите, какие формы взаимоотношений сложились между видами животных в природе. 2. Приведите примеры животных, находящихся во взаимоотношении хищник – жертва. Какова положительная роль хищников в природе? 3. Почему животные, находящиеся в состоянии конкуренции, отрицательно влияют друг на друга?<\p>

12 ГБОУ СОШ Назовите предложенные виды животных и укажите в каких формах взаимоотношений они состоят. 1 2<\p>

13 ГБОУ СОШ Назовите предложенные виды животных и укажите в каких формах взаимоотношений они состоят. 3 45<\p>

14 ГБОУ СОШ Из предложенных видов животных составьте пары организмов, находящихся в каких-либо типах взаимоотношений. Назовите животных и тип взаимоотношений<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/395214/

Взаимосвязь животных в природе

2014-05-29

Существует взаимосвязь между самими животными. Например, есть отношения, которые полезны и для одних, и для других. В местах обитания носорогов, например, водятся воловьи птицы.

Они питаются мелкими животными, живущих на коже носорога и беспокоят его. Таким образом, носорог обеспечивает птицы едой, а он в свою очередь освобождает его от паразитов и предупреждает криком о приближении опасности.

Эта птица особенно помогает носорогу в то время, когда он спит.

Взаимовыгодные отношения существуют у некоторых видов муравьев с тлями — мелкими насекомыми, живущими на молодых побегах растений. Муравьи питаются сладкими выделениями тлей и одновременно защищают их от птиц. Рак- отшельник поселяет на раковине, в которой разместился, актиния. АКТИНИЯ питается остатками пищи рака и стрекательными щупальцами защищает его от различных врагов.

Между некоторыми животными существуют и такие отношения, которые полезны для одной из сторон и безвредны для другой. Рыба -прилипала, например, с помощью присосок прикрепляется к телу акулы и таким образом передвигается вместе с ней и питается остатками ее добычи.

Есть отношения, при которых особи одних видов питаются особями других видов. Такие взаимоотношения характерны, например, для жука плавунца и малька рыбы, волка и зайца, щуки и карася, солнышка и фоне.

Хищники имеют большое значение в природе: они сдерживают чрезмерное размножение травоядных животных и одновременно уменьшают распространение среди них различных болезней.

Но есть много примеров взаимосвязей животных и с другими компонентами экосистем. Да, жизнь любого животного прямо или косвенно связано с растениями. Растения — источник кислорода и необходима пища травоядных животных.

Зайцы и лоси, например, питаются сочной травой, корой и побегами деревьев и кустарников, дрозды — плодами рябины и других растений. Некоторые животные употребляют в пищу даже древесину. Травоядные животные в свою очередь служат добычей хищников.

Итак, с растениями связано не только жизнь зайца или лося (непосредственный пищевой связь), но и волка (косвенная связь).

На растениях птицы и некоторые звери строят гнезда и выводят в них потомство. Заросли растений скрывают животных от врагов и от жары. Значение растений в жизни животных настолько важное, что существование их без растений было бы невозможным.

С другой стороны, животные играют заметную роль в жизни растений. Одни из них (пчелы, многие виды бабочек, жуков, мух) осуществляют перекрестное опыление растений, другие (птицы, звери, насекомые) способствуют распространению в природе семена и споров.

Немало животных влияют на растительный мир. Некоторые из них уничтожают семена растений и тем самым сильно влияют на возобновление растительности. Так, размножению дуба в большинстве мест мешает поедание желудей лесными мышами и другими зверушками.

Есть животные, которые ломают, вытаптывают растения. Некоторые из них, особенно при большой численности, большое влияние на растительность. Саранча, например, поедает все растения на больших площадях.

Известны случаи, когда козы, уничтожая растения, превращали немалые территории в пустыне.

Зависимые друг от друга животные и растения образуют биологические сообщества, или биоценозы. Растения и животные ставка, например, образуют один биоценоз, жители болота — другой, жители хвойного леса — третий.

Связь миме жителями биоценозов осуществляется в основном через питания. Заяц- беляк, например, питается растениями, а зайцем — лиса и волк. Пищевые связи, которые устанавливаются в биоценозах, называют цепями питания.

категория: Биология

Источник: http://moykonspekt.ru/biologiya/vzaimosvyaz-zhivotnyx-v-prirode/

Какие взаимоотношения существуют между животными в сообществах? — Науколандия

Все живые организмы, живущие на одной территории, вступают друг с другом в те или иные отношения, оказывают прямо или косвенно влияние друг на друга, зависят друг от друга.

Таким образом на каждой территории существует свой биоценоз, или сообщество живых организмов. Кроме того, живые организмы зависят от неживой природы местности, а также влияют на нее.

Поэтому, когда хотят подчеркнуть не только взаимосвязь живых организмов, но и их взаимосвязь с неживой природой данной территории, то говорят о биогеоценозе, или экосистеме.

Отношения между животными разнообразны, но обычно все они сводятся к пищевым связям. То есть, если одно животное даже не является пищей другому, то помогает ему так или иначе питаться. Все отношения между животными складывались в процессе исторического развития животного мира и являются приспособлениями к среде обитания, обеспечивающими выживание организмов.

Хищничество — это отношения, когда животные одного вида поедают животных другого вида. Например, волки едят зайцев, птицы насекомых и т. д. Хищники и жертвы имеют различные приспособления к таким отношениям. У хищников это различные приспособления к ловле и поглощению добычи, а у жертвы — к убеганию и защите от хищников.

Паразитизм — взаимоотношения, когда один организм получает выгоду, нанося другому вред, но не убивает его. Так на теле животных обитают различные паразитирующие насекомые (блохи, клещи), в пищеварительной системе различные черви (аскарида, цепни) и т. д.

Комменсализм (нахлебничество) — это отношения между животными, когда одно из них получает пользу от сожительства с другим, а другое не получает не пользы не вреда.

Например, пресноводная рыба горчак откладывает икру в мантийную полость моллюска беззубки. Это не наносит вреда беззубке, а икра получает защиту, находясь под створками моллюска.

Рыбы-прилипалы прикрепляются присосками к акуле и питаются остатками ее пищи, а также акула служит им для перемещения.

Мутуализм — это взаимовыгодное сожительство двух организмов. Часто один организм дает другому пищу, а другой — защищает первый от вредителей.

Примером мутуализма исключительно в животном мире (а не между растениями или растением и животным) может служить ситуация, когда некоторые птицы едят паразитирующих на теле копытных насекомых. Здесь птица получает пищу, а животное защиту от паразитов.

Другим примером могут быть отношения муравьев и тлей. Муравьи питаются выделениями тлей, поэтому разбрызгивают на них муравьиную кислоту, защищая тлю от поедания птицами.

Источник: https://scienceland.info/biology7/animal-relationships

Многообразие и классификация животных

Животные населяют все среды обитания нашей планеты: вода, почва, воздух. Паразитические организмы встречаются в теле животных и человека. В настоящее время насчитывается около 2 млн видов животных. Большое количество видов животных уже исчезло, многие остаются на грани исчезновения.

Наибольшее количество видов относится к беспозвоночным — 1,5 млн.

Видовое разнообразие животных превосходит по численности растения. Для того чтобы разобраться в таком многообразии человеку необходимо было распределить их на группы, классифицировать и привести к одной общей системе.

Систематика — это наука, занимающаяся описанием ныне существующих и вымерших живых организмов, с последующей их классификацией.

Классификация — это распределение живых организмов по группам (таксонам/категориям), на основе их строе­ния, местообитания, жизнедеятельности и других признаков.

Классификация объединяет в царство животных как ныне существующих, так и вымерших.

Царство животных подразделяется на два подцарства: простейшие (одноклеточные) и многоклеточные. У одноклеточных представителей животного мира тело состоит всего из одной клетки, которая выполняет функции целого организма, поэтому их назвали простейшими.

Тело многоклеточных животных состоит из большого количества клеток, они образуют ткани, органы и системы органов, которые в совокупности формируют целый организм. Одни из клеток способны воспринимать раздражения внешней и внутренней среды, выполняют защитные функции и т. д. Несмотря на это клетки многоклеточного организма не смогут существовать отдельно от организма.

По особенностям строения животных разделяют на две группы: беспозвоночные и позвоночные (рис.1).

Рис.1 Классификация животных и их видовое многообразие

Группа беспозвоночных животных включает в себя как одноклеточных, так и многоклеточных. Внутренний скелет и позвоночник у них отсутствует.

У представителей группы позвоночных в ходе зародышевого развития между головой и хвостом формируется хорда, упругий эластичный тяж, напоминающий натянутую струну. Все животные, имеющие внутренний скелет относятся к типу хордовые.

Хорда сохраняется на протяжении всей жизни только у низших хордовых животных (напр. ланцетник). У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — высшие хордовые, хорда превращается в позвоночник.

Классификация животных. Приведение в систему.

Первые попытки систематизации живых организмов были предприняты до нашей эры. Классификацию животных по средам обитания осуществил древнегреческий ученый Гиппократ (ок. 460-370 гг. до н. э.). Аристотель (384-322 гг. до н. э.) и его ученик Теофраст (372—287 до н. э.) разделили животных на две группы:  c «горячей» (звери, птицы, киты) и «холодной» кровью (рыбы, насекомые).

Однако основоположником («отцом») систематики считают шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707-1778). Используя родственное сходство, ученый применил двойное название вида.

Примером может служить род «синицы», включающий в себя несколько видов: синица серая, синица большая, синица восточная и др. Видовой признак определен прилагательными «серая», «большая», «восточная». Т.е.

«синица» — это название рода, а «серая» — название вида.

Двойное название вида представляет собой бинарную («би» — два) номенклатуру, по условиям которой, вид должен сначала иметь родовое название, а уже затем видовое.

«Система природы»(1735), «Философия ботаники»(1751) — являются основными трудами Карла Линнея, которые сыграли решающую роль в распространении ряда практик, характерных для научной систематики.

Наименьшей (элементарной) систематической единицей в системе Карла Линнея является — вид. Именно К.Линней впервые ввел в науку данный термин.

Согласно современной системе животного мира: виды объединяются в роды, роды в семейства, семейства в класс, классы в тип, а типы в царство (рис.2,3):

Рис.2 Систематические группы животных

Рис.3 Пример классификации животного

Кроме основных систематических групп применяются: подтипы, подцарства, надцарства, подотряды, и др. Животные объединяются в группы согласно особенностей строения, жизнедеятельности и истории развития.

На нашей планете насчитывается около 2 млн видов животных. По сходству строения их разделяют на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Беспозвоночные животные могут быть одноклеточными и многоклеточными. У них нет внутреннего скелета и позвоночника.

У позвоночных животных в период зародышевого развития внутри тела появляется хорда, похожая на натянутую струну. Таких животных объединяют в тип хордовых. У высших хордовых животных хорда имеется только у зародышей, в процессе развития она сменяется позвоночником.

У низших хордовых животных (ланцетник) сохраняется в течение всей жизни.
Основоположником систематизации животных считают шведского ученого Карла Линнея. При систематизации животных он взял за основу вид.

Самой крупной систематической группой животных является царство, а вид — самая элементарная единица:
вид —> род —> семейство —> отряд —> класс —> тип —> царство.

максимум из 20 баллов

МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
Таблица загружается
Нет данных

Источник: http://bio-lessons.ru/2017/08/10/mnogoobrazie-vidov-zhivotnyh-klassif/

Ссылка на основную публикацию