Определение видов растений и животных, биология

Качественным этапом процесса эволюции является вид. Buд — это совокупность особей|особей, которые сходны по морфофизиологическим признакам, способны скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и формируют систему популяций, образующих общий ареал.

Каждый вид живых организмов можно описать исходя из совокупности характерных|характерных чёрт|черт, свойств, которые называются признаками. Признаки вида, с помощью которых один вид отличают от другого, называются критериями вида. Наиболее часто используют шесть общих критериев вида: морфологический, физиологический, географический, экологический, генетический и биохимический.

Морфологический критерий предполагает описание внешних (морфологических) признаков особей|особей, входящих в состав определённого вида.

По внешнему виду, размерам и окраске оперения можно, например, легко отличить большого пёстрого дятла от зелёного, малого пёстрого дятла от желны, большую|большую синицу от хохлатой, длиннохвостой, голубой и от гаички.

По внешнему виду побегов и соцветий, размерам и расположению листьев легко различают виды клевера|клевера: луговой, ползучий, люпиновый, горный.

Морфологический критерий самый удобный и поэтому широко используется в систематике. Однако этот критерий недостаточен для различения видов, которые имеют значительное морфологическое сходство.

К настоящему времени накоплены факты, свидетельствующие о существовании видов-двойников, не имеющих заметных морфологических различий, но в природе не скрещивающихся из-за наличия разных хромосомных наборов.

Так, под названием «крыса чёрная» различают два вида-двойника: крыс, имеющих в кариотипе 38 хромосом и живущих на всей территории Европы, Африки, Америки, Австралии, Новой Зеландии, Азии к западу|западу от Индии, и крыс, имеющих 42 хромосомы, распространение которых связано с монголоидными оседлыми цивилизациями, населяющими Азию к востоку от Бирмы. Установлено также, что под названием «малярийный комар» существует 15 внешне не различимых видов.

Физиологический критерий заключается в сходстве жизненных процессов, в первую очередь в возможности скрещивания между особями одного вида с образованием плодовитого потомства. Между разными видами существует физиологическая изоляция.

Например, у многих видов дрозофилы сперма особей|особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию в половых путях самки, что приводит к гибели сперматозоидов.

В то же время между некоторыми видами живых организмов скрещивание возможно; при этом могут образовываться плодовитые гибриды (зяблики, канарейки, вороны|вороны, зайцы, тополя|тополя, ивы и др.)

Географический критерий (географическая определённость вида) основан на том, что каждый вид занимает определённую территорию или акваторию. Иными словами, каждый вид характеризуется определённым географическим ареалом. Многие виды занимают разные ареалы.

Но огромное число видов имеет совпадающие (накладывающиеся) или перекрывающиеся ареалы. Кроме того, существуют виды, не имеющие чётких границ распространения, а также виды-космополиты, обитающие на огромных пространствах суши|суши или океана.

Космополитами являются некоторые обитатели внутренних водоёмов — рек и пресноводных озёр (виды рдестов, ряски, тростник).

Обширный набор космополитов имеется среди сорных и мусорных растений, синантропных животных (виды, обитающие рядом с человеком или его жилищем) — постельный клоп, рыжий таракан, комнатная муха, а также одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пастушья сумка и др.

Существуют также виды, которые имеют разорванный ареал. Так, например, липа растёт в Европе, встречается в Кузнецком Алатау и Красноярском крае. Голубая сорока|сорока имеет две части ареала — западноевропейскую и восточносибирскую. В силу этих обстоятельств географический критерий, как и другие, не является абсолютным.

Экологический критерий основан на том, что каждый вид может существовать только в определённых условиях, выполняя соответствующую функцию в определённом биогеоценозе. Иными словами, каждый вид занимает определённую экологическую нишу.

Например, лютик едкий произрастает на пойменных лугах|лугах, лютик ползучий — по берегам рек и канав, лютик жгучий — на заболоченных местах. Существуют, однако, виды, которые не имеют строгой экологичекой приуроченности. Во-первых, это синантропные виды.

Во-вторых, это виды, которые находятся под опекой человека: комнатные и культурные растения, домашние животные.

Генетический (цитоморфологический) критерий основан на различии видов по кариотипам, т. е. по числу, форме и размерам хромосом. Для подавляющего большинства видов характерен|характерен строго определённый кариотип. Однако и этот критерий не является универсальным.

Во-первых, у многих разных видов число хромосом одинаково и форма их сходна. Так, многие виды из семейства бобовых имеют 22 хромосомы (2n = 22). Во-вторых, в пределах одного и того же вида могут встречаться особи с разным числом хромосом, что является результатом геномных мутаций.

Например, ива козья имеет диплоидное (38) и тетраплоидное (76) число хромосом. У серебристого карася встречаются популяции с набором хромосом 100, 150,200, тогда как нормальное число их равно 50.

Таким образом, в случае возникновения полиплоидных или анеушюидных (отсутствие одной хромосомы или появление лишней в геноме) форм на основе генетического критерия нельзя достоверно определить принадлежность особей|особей к конкретному виду.

Биохимический критерий позволяет различить виды по биохимическим параметрам (состав и структура определённых белков, нуклеиновых кислот и других веществ). Известно, что синтез определённых высокомолекулярных веществ присущ лишь отдельным группам видов.

Например, по способности образовывать и накапливать алкалоиды различаются виды растений в пределах семейств паслёновых, сложноцветных, лилейных, орхидных.

Или, к примеру, для двух видов бабочек из рода|рода амата диагностическим признаком является наличие двух ферментов — фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. Однако этот критерий не находит широкого применения — он трудоёмкий и далеко не универсальный.

Существует значительная внутривидовая изменчивость практически всех биохимических показателей вплоть до последовательности аминокислот в молекулах белков и нуклеотидов в отдельных участках ДНК.

Таким образом, ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

Видео по теме : Вид и его критерии

Вид и его критерии

Вид, его структура, критерии вида

Виды реально существуют, но развития нет (К. Линней, нач. XVIII в.).

Видов нет, они — плод воображения, но историческое развитие в природе есть (Ламарк, середина XVIII в.).

Виды реально существуют, относительно постоянны и являются результатом исторического развития (Дарвин, 1856г.)

Вид — это совокупность особей|особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни н занимающих в природе определённую область — ареал. (Современное определение вида)

Каждый вид занимает более или менее обширный ареал. Иногда он сравнительно невелик: для видов, обитающих в Байкале, он ограничивается озером. Чёрная и белая вороны|вороны занимают обширные территории.

Особи любого вида распределены внутри видового ареала неравномерно. Поэтому вид рассматривается, как совокупность отдельных групп организмов — популяций.

  • Реально вид существует в виде популяции.
  • Популяция
  • — естественная элементарная структура вида, представляющая совокупность свободно скрещивающихся особей|особей одного вида, занимающих определённую обособленную часть ареала.
  • Подвид

— более крупная внутривидовая группировка, состоящая из популяций,близких по ареалу, или по своим экологи ческим особенностям.подвид более крупная внутривидовая группировка, состоящая из популяций,близких по ареалу, или по своим экологи ческим особенностям.

Популяция — единица эволюции. В ней совершаются всё|все первичные эволюционные процессы: дивергенция (расхождение признаков) и конвергенция (сходство признаков), что приводит к образованию новых группировок особей|особей внутри вида, новых популяций, подвидов, видов.

Урок биологии. 10 класс

Урок биологии 10 класс

  • Тема урока: Определение и морфологическое описание вида.
  • Вид урока: лабораторная работа
  • Задачи: – углубить знания об основах систематики растений и животных
  • – совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)
  • – закрепить умения составлять морфологическое описание растений.
Оборудование: – раздаточный материал (Приложения) – Гербарии растений

План урока:

1. Проверка изученного материала. Пути и методы исследования в биологии.

Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Проверим знание основных методы исследования биологии.   

Работа в группах. Выполните 1-4 задания с листа.

Естественно, что общее использование всех вышеуказанных методов дает человечеству возможность овладения знаниями об объектах и явлениях природы. В наше время биология очень связана с такими науками, как химия, физика, математика и кибернетика.

Именно совместные плоды их сотрудничества принесли нам самые огромные открытия.

Мы с Вами сегодня закрепим умения составлять морфологическое описание растений и определения растений и животных Среднего Урала с помощью определителей (на печатной основе)

Работа в группах. Выполните лабораторную работу, результаты оформите в таблице.

Работа в группах. Пользуясь определительной карточкой определите растение.

  1. Сделайте вывод.
  2. Приложение 1.
  3. Лабораторная работа № 1. Морфологическое описание одного вида растений
  4. Группа__________________________________________________________________
Название растения
Жизненная форма дерево Кустарник кустарничек трава
однолетнее многолетнее
Тип побега удлиненный укороченный Вегетативный генеративный
листорасположение очередное мутовчатое супротивное
лист простой сложный
цветок одиночный соцветие
Тип плода сухой сочный односемянный многосемянный
Место обитания лес Город поле огород
распространение редко Занесено в Красную книгу повсеместно
Читайте также:  Тип хордовые, биология

Приложение 2.

Задание 1. Выберите правильный ответ

ЭКСПЕРИМЕНТ ПОЗВОЛЯЕТ ОПИСАТЬ ЯВЛЕНИЯ
НАБЛЮДАТЬ ЯВЛЕНИЯ
ИСПРАВИТЬ ОПИСАНИЕ
ПРОВЕРИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ
ПРОВЕРИТЬ ГИПОТЕЗУ
ПРИДУМАТЬ ГИПОТЕЗУ

Задание 2.Определите, о каком методе биологических исследований идет речь:

ОПИСАНИЕ или НАБЛЮДЕНИЕ (136 и 245)

    1. клеток было 10, а стало 10000.
    2. Количество клеток растет
    3. В 21 час солнечные цапли одна за другой покинули водоем и перелетели к опушке
    4. В меловых отложениях нашли бедро детеныша тираннозавра
    5. После заката голуби отправились на ночлег
    1. Из раскопа с глубины 2 м извлекли продолговатую кость с округлыми утолщениями по краям длинной 107 см
  • Задание 3. Определите последовательность действий при проведении опыта: (В А Д Б Г)
  • А. Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы
  • Б. Проведение опыта
  • В. Постановка проблемы
  • Г. Обсуждение
  • Д. Планирование
Задание 4. Определите соответствие между методом исследования и его описанием.
  1. Все биологические исследования начинаются с наблюдений.
  2. Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробир
Наблюдение
Все наблюдения нуждаются в описании. Описание – это результат интерпретации наблюдений.Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных. Описание
  • Грамотно составленные описания можно сравнивать, даже если их произвели разные люди в разных странах и в разное время.
  • Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила.
Сравнение
  1. Различия, выявленные при сравнении описаний, можно интерпретировать при помощи предположений о причинах различий – гипотез.
  2. Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток.
Гипотеза
  • Гипотезы проверяют, искусственно изменяя условия протекания биологических процессов и проводя повторные наблюдения и описания.
  • Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый.
Эксперимент
Зоолог видит птицу в бинокль, гистолог – зафиксированный и окрашенный срез ткани, молекулярный биолог – изменение концентрации фермента в пробирке. Наблюдение
Например, палеонтолог, описывая древний скелет, называет кости известными ему именами – бедренная, плечевая – потому что он мысленно установил аналогию со скелетом ныне живущих животных. Описание
Например, можно сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре, строение плечевой кости у тираннозавра и современного крокодила. Сравнение
Например, можно предположить, увидев разный темп роста клеток при разных температурах, можно предположить, что температура влияет на скорость роста клеток. Гипотеза
Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый. Эксперимент

Приложение 3.

Лабораторная работа «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Ход работы:

1.Провести эксперимент: в пробирки под номерами: 1 – с песком; 2 – сырым картофелем; 3 – вареным картофелем; 4- с сырым мясом; 5 – с вареным мысом; 6 – с песком и измельченным сырым картофелем – добавить пероксид водорода. Наблюдайте, полученные результаты занесите в таблицу.

№ пробирки 1 2 3 4 5 6
Ткань
результат

2. Объясните полученные результаты, ответив на вопросы:

а В каких пробирках проявилась активность ферментов? Объясните почему.

б Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.

  1. в Как влияет измельчение ткани на активность фермента?
  2. г Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?
  3. д Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?

ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ И СТРУКТУРА

Общая биология

Морфологический критерий, Популяция

Ч. Дарвин считал вид определенным звеном в эволюции живой природы, хорошо обособленным от других видов благодаря механизмам, выработанным у него в процессе эволюции. В настоящее время знания о виде расширены и стали более конкретными.

Вид — это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни, занимающих в природе определенный ареал.

Критерии вида

В природе виды отличаются совокупностью признаков, называемых критериями вида. Сущность каждого из них заключается в следующем.

Морфологический критерий определяет сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида; генетический критерий — одинаковый, типичный для вида, набор хромосом и возможность особей скрещиваться и давать плодовитое потомство; физиологический критерий — сходство жизненных процессов; биохимический критерий — способность образовывать специфические белки и другие органические вещества; экологический критерий — приспособленность к определенным условиям среды; географический критерий — распространение в природе в определенном ареале. Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно, только учитывая совокупность всех критериев.

Структура вида. В природе виды хорошо изолированы друг от друга. Однако особи каждого вида внутри ареала распространены неравномерно. В его пределах места, благоприятные для их обитания, чередуются с участками, непригодными для их жизни. Поэтому внутри ареала вид распадается на более мелкие единицы — популяции.

Популяцией называют естественную совокупность свободно-скрещивающихся особей одного вида, занимающих определенную часть ареала. Популяция состоит из особей разного возраста и пола. Она характеризуется наибольшим числом связей между ними.

Особи одной популяции имеют больше сходства, чем особи разных популяций одного вида, в ней надежнее встречи самцов и самок. Численность особей в ней резко колеблется в связи с численностью других видов (58), стихийными бедствиями и другими причинами.

Известны годы массового размножения вредных насекомых, болезнетворных бактерий и др. Территория, занимаемая популяцией, может составлять от 0,1 до 10 га и более. Границы популяций часто совпадают с границами биогеоценозов (озеро, лес, болото) (см. раздел «Экология»).

Смешиванию популяций мешает географическая изоляция (горы, реки, пустыни) и биологическая изоляция (различие в строении полового аппарата, сроках и повадках спаривания у животных, несовместимость пыльцы и рыльца, разные сроки цветения растений и др.).

Популяция является основной единицей эволюции, так как в ней совершаются все первичные эволюционные процессы (см. «Образование видов»). Сорта культурных растений, породы домашних животных и штаммы микроорганизмов — это искусственные, созданные человеком популяции (см. раздел «Селекция»).

Несколько близких популяций образуют более крупную внутривидовую группировку — подвид, имеющую определенные морфологические признаки, конкретную область обитания в пределах ареала вида и способную свободно скрещиваться с другими подвидами своего вида.

На подвиды распадаются виды, имеющие широкие ареалы. Так, обыкновенная белка на территории СССР представлена 22 подвидами, отличающимися по окраске меха.

Влияние человека на сохранение вида

Деятельность человека привела к исчезновению многих десятков видов животных и растений. Под угрозой исчезновения находятся еще сотни видов: из животных — снежный барс, выхухоль, тигр, белый и черный журавли; из растений — наперстянка, красавка, кувшинка, тис, самшит и др.

В последние годы во многих государствах мира ведется целенаправленная работа по сохранению природы. Объединяет ее Международный союз охраны природы (МСОП). Он издает Красную книгу, в которой учитываются и берутся под охрану исчезающие и редкие виды.

В СССР взяты под охрану из животных — соболь, куница, бобр, джейран, сайгак, белая цапля, фламинго, лебеди и многие другие; из растений в Красную книгу внесены большинство первоцветов, многие лекарственные растения (всего 444 редких и исчезающих вида).

Большая работа по сохранению и воспроизводству редких видов животных и растений ведется в заповедниках, заказниках, ботанических садах, зоопарках и т. д.

В СССР принят Закон об охране природы; вырубка леса, отстрел животных и ловля рыбы проводятся с учетом возможностей их воспроизводства; ведется борьба с загрязнением окружающей среды отходами промышленности, ядохимикатами и другими вредными веществами. Приняты законы об охране атмосферного воздуха, охране и использовании животного мира. Эти и другие меры способствуют сохранению видов животных и растений в интересах настоящего и будущих поколений.

Биологический вид и его критерии

Биологический вид — совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого потомства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом морфологических и физиологических признаков и сходством их взаимоотношений с биотической и абиотической средой.

Виды обособлены друг от друга, благодаря чему не происходит скрещивания разных видов при размножении. Самым ярким примером такой обособленности является население разными видами разных ареалов обитания. Так, занимая свою часть территории, возможно, даже на разных континентах или по разные стороны от гор и рек, виды не скрещиваются между собой.

Читайте также:  Тип Круглые, или Первичнополостные, черви, Биология

Несмотря на обособленность, видам присуща и целостность, которая проявляется в том, что для жизни вида особям необходимо взаимодействовать друг с другом.

Это нужно, как минимум для принесения потомства, и просто для существования. Преобладающее большинство организмов предпочитает жить в сообществе с другими особями их вида.

Это облегчает защиту от врагов, поиск и добычу пищи, выращивание потомства, и многое другое.

Критерии вида

  1. Морфологический критерий (морфология – строение). Следовательно, особи одного вида имеют сходные черты внутреннего и внешнего строения. Возьмем, например, людей разных родов. Несмотря на то, что они отличаются: кто-то выше, полнее, имеет другой цвет волос, разрез глаз, другие черты лица, все равно мы наблюдаем внешнее сходство.

    Если мы посмотрим на внутреннее строение, то в норме, у всех будет одно и то же расположение костей скелета, одни и те же мышца, которые будут крепиться сухожилиями к костям в строго определенных местах. Естественно, кости у кого-то будут длиннее, у кого-то короче, а мышцы у разных людей развиты в разной степени, но это не отменяет схожести в строении.

  2. Физиологический критерий (физиология – работа организма). Если мы заглянем под мышцы и кости, то обнаружим внутренние органы, которые, опять же, без патологий, располагаются на своих местах. Это отсылает нас к морфологическому критерию. Что же касается работы этих внутренних органов, то в общем и целом, принципы одни и те же.

    Конечно, известных факт, что у каждого организма есть свои индивидуальные особенности, но это не отменяет того, как работает сам орган.

  3. Генетический критерий. У каждого вида есть своё закрепленное количество хромосом. В случае человека – 46 хромосом. Сам такой набор называется кариотипом.

    Кроме количества, есть так же и другие закрепленные параметры, такие как форма и размер. Разное количество генетического материала ограничивает скрещивание между видами. В мейозе, как известно, половина хромосом переходит от одного родительского организма, половина – от другого. Так дочерняя особь приобретает то же самое количество хромосом, что было у ее предков.

    Если же у родительских особей количество хромосом разное, то здоровое потомство не произвести, так как в самом процессе мейоза будут сбои. Однако не стоит путать это с мутациями, которые приводят к тому, что появляется организм с другим количеством хромосом. Таким примером является трисомия по 21-й хромосоме, или синдром Дауна.

    Здесь происходит мутация в самом процессе мейоза, в результате чего потомство приобретает кариотип не 46, а 47 хромосом.

  4. Экологический критерий. Определяет то, какие роли в биоценозе играет организм: его положение в пищевой цепи, его взаимоотношения с особями других видов, его потребности в биотических и абиотических ресурсах.
  5. Географический критерий.

    Ограничивает ареал, на котором вид может обитать.

  6. Исторический критерий. Гласит, что у потомков вида есть общие предки, одна история возникновения рода, от которого они произошли.

Разные виды могут иметь одни и те же признаки по какому-либо критерию, поэтому при оценке необходимо сопоставлять каждый из вышеперечисленных критериев.

  Задание EB1518D Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна.

(3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений.

(5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.

Экологический критерий описывает условия среды обитания, которые пригодны для вида (наличие пищи, климат, укрытия и тд, взаимодействие с другими видами)

Разберем каждое предложение по критериям:

  1. Внешний вид – морфологический критерий.
  2. Внешний вид – морфологический критерий.
  3. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий.
  4. Взаимодействие бабочки с крестоцветными – экологический критерий (+ описание гусеницы – морфологический критерий)
  5. Внешний вид – морфологический критерий.
  6. Взаимодействие бабочки с деревьями – экологический критерий.

Ответ: 346

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB1519D Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Свинья дикая (Кабан). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. (2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли.

(3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. (4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля.

(5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. (6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см.

  • Экологический критерий вида – каждый вид может существовать только в определенных условиях, занимать свою экологическую нишу.
  • То есть, нам нужно найти утверждения про места обитания вида (но не с точки зрения географии, а с точки зрения описания ареала), про взаимодействия с другими видами, про пищевые цепи, что, по сути, тоже взаимодействие с другими видами.
  • Помимо экологического, есть и другие критерии вида: генетический, географический, морфологический, биохимический, этологический, физиологический, исторический.
  • Разберем все варианты:

(1) Дикие свиньи живут в Европе, Азии и Африке. – географический.

(2) Дикие свиньи населяют смешанные и широколиственные леса, густые кустарники и болотистые заросли. – описание ареала, экологический.

(3) Питаются они разнообразной пищей: личинками насекомых, корнями и клубнями растений, мелкими животными. – пищевые цепи, экологический.

(4) Осенью при неурожае естественных растительных кормов кабаны, совершая кочёвки, посещают агроэкосистемы поля. – описана смена ареала, сказано про питание, экологический.

(5) Окраска взрослых особей бывает от светло-бурой или серой до чёрной. – морфологический.

(6) К зиме толщина подкожного жира у свиней достигает 5–10 см. – морфологический.

Ответ: 234

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB11301 Прочитайте текст.

Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  1. морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата;
  2. экологический критерий – особенности питания, место обитания;
  3. физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB20994 Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА КРИТЕРИЙ ВИДА
  1. А) органы чувств — одна пара щупалец
  2. Б) коричневый цвет раковины
  3. В) населяет пресные водоемы
  4. Г) питается мягкими тканями растений
  5. Д) раковина спирально закрученная
1) морфологический 2) экологический
  •  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
  • Органы чувств — пара щупалец — морфологический критерий. 1)
  • Цвет раковины — морфологический. 1)
  • Населяет пресные водоемы — экологический. 2)
  • Питается мягкими тканями растений — экологический. 2)
  • Раковина закручена — морфологический. 1)

Ответ: 11221

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB22401 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2) Выращивают виноград обычно на шпалере. (3) Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида—Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия. (4) Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5) Плоды—шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6) Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.

Морфологический критерий вида отражает внешнее строение организмов, принадлежащих данному виду.

Ответ: 456

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Классификация животного мира

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок.

Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением.

Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками.

Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией. В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды.

Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения.

Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими.

Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Живую природу Земли делят на пять царств: бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы.

Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных.

Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком.

Класс млекопитающих делится на подклассы: яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные.

Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся.

У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих.

В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Задачи:

  • углубить знания об основах систематики растений и животных;
  • совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей;
  • закрепить умение составлять морфологическое описание растений;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  • Оборудование: компьютеры, презентация учителя (Приложение 1), интерактивные определители растений и животных (ассоциация “Экосистема”: Московский полевой учебный Центр), гербарные экземпляры и фотографии растений Урала, коллекции и фотографии насекомых Среднего Урала, раздаточный материал (Приложение 2).
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Актуализация знаний
  • Презентация
  • Тема нашего урока-практикума – “Определение различных видов растений и животных” (Слайд 1).

Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! (Я. Аким)

III. Введение в тему

В настоящее время на нашей планете существуют не менее 5 млн. видов живых организмов, и, по-видимому, не менее 500 млн. видов вымерло в предыдущие геологические эпохи. Познанием этого бескрайнего многообразия проявлений жизни и занимается систематика.

Сегодня мы с Вами должны углубить знания об основах систематики растений и животных; совершенствовать навыки определения растений и животных Среднего Урала с помощью интерактивных атласов-определителей; закрепить умения составлять морфологическое описание растений. (Слайд 3)

Итак, систематикаэто наука, которая занимается описанием и классификацией организмов – как живых, так и вымерших. (Слайд 4).

Создание первой научной классификации принадлежит шведскому естествоиспытателю Карлу Линнею (1735 г.). (Слайд 5).

Заслуги Карла Линнея:

  1. упростил биологическую терминологию;
  2. создал систему распределения растений и животных по группам;
  3. ввел бинарную номенклатуру;
  4. ввел латинские названия.

Важнейшим понятием систематики является “таксон”.

Согласно правилам ботанической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. (Слайд 6).

Приводится конкретный пример –

систематическое положение Чины весенней (Слайд 6) [1].

Согласно правилам зоологической номенклатуры основными таксономическими категориями являются: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. (Слайд 7).

Приводится конкретный пример –

систематическое положение Махаона алексанора (Слайд 7) [2].

Вопрос классу: В чем отличие ботанической и зоологической номенклатуры? (Ответ – см. Слайд 8)

Для установления научных названий растений и животных используются атласы-определители. Они содержат изображения растений или животных, таблицы-ключи и краткую характеристику изображений (Слайд 9).

  1. Инструкция по определению растений и животных (Слайд 10) [3]
  2. В определительной таблице за каждой цифрой и знаком “0” перечислены различные признаки.
  3. Признаки, перечисленные за цифрой, составляют “ТЕ3У” – положение.
  4. Признаки, перечисленные за знаком “0”, составляют “АНТИТЕЗУ” – противоположение.
  5. Каждая теза и антитеза составляют ступень.
1. ТЕЗА ……………………… 1. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА
2. ТЕЗА …………………….. 2. СТУПЕНЬ
0. АНТИТЕЗА.
  • Порядок определения растения (животного)
  • (выдается на каждую парту)
  • Прочитайте тезу и антитезу 1-й ступени и решите, что больше соответствует признакам растения (животного), которое Вы определяете.
  • B конце выбранной тезы или антитезы стоит цифра новой ступени, на которую и нужно перейти.
  • На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезы и антитезы с признаками определяемого растения (животного).
  • На какой-то ступени выбранная Вами теза или антитеза закончится не цифрой, а названием определяемого растения (животного).

Название растения (животного) состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, вместе со вторым оно составляет название данного вида.

IV. Практикум (работа в группах) (Слайд 11)

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при проведении практикума и работе с компьютером, дает комментарии по выполнению практикума.

Каждая группа работает со своими объектами, используя атласы-определители (интерактивные и на печатной основе) по следующему

плану (Слайд 12, Приложение 2):

  1. Определить систематическое положение предложенного растения.
  2. Составить морфологическое описание данного растения.

План морфологического описания растения [4]

(выдается на каждую парту)

  1. Название растения.
  2. Жизненная форма (дерево, кустарник, кустарничек, трава).
  3. Однолетнее или многолетнее растение.
  4. Характеристика надземной и подземной частей
    • Тип побега
    • Листорасположение
    • Лист простой или сложный
    • Строение цветка
    • Тип плода
  5. Местообитание растения.
  6. Распространение вида в регионе и на территории России.

3. Определить систематическое положение предложенного животного. 4. Сделать вывод.

5. Оформить отчет о выполненной работе.

  1. Домашнее задание
  2. § 7.
  3. Список литературы.
  1. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. – Мн.: Харвест, 2003.
  3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.

21.03.2007

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]