Им благодарны мы за науку • Аристотель Стагирит (384 -322 гг. до н. э. ) • Линней Карл (1707 – 1778 гг. ) • Ламарк Жан Батист Пьер Антуан (1744 -1829 гг. )
Им благодарны мы за науку • Дарвин Чарльз Роберт (1809 -1882 гг. ) • Ковалевский Александр Онуфриевич (1840 -1901 гг. ) • Мечников Илья Ильич (1845 -1916 гг. )
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗООЛОГИЯ Энтомология Герпетология Орнитология Териология
Предмет общей биологии • Общая биология — наука, изучающая основные и общие для всех организмов закономерности жизненных явлений.
Этология Селекция Биофизика Систематика Анатомия БИОЛОГИЯ Генетика Экология Палеонтология Биогеография
Предмет общей биологии Разделы общей биологии Генетика Биохимия Молекулярная биология раздел биологии, изучающий живые клетки, органоиды, их строение и функционирование наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.
наука о химическом составе живых клеток и организмов и о химических процессах, лежащих в основе их жизнедеятельности.
наука, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, Биотехнология Биология развития Эволюционное учение Экология дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов для решения технологических задач раздел биологии, изучающий процессы индивидуального развития (онтогенеза) организма. комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Цитология
Биология – наука о любых проявлениях жизни. Микробиология – наука о проявлениях жизни на микроскопическом уровне. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Биотехнология – процессы получения необходимых человеку веществ с помощью живых клеток.
Методы исследования Элементарные: • • Наблюдение Сравнение Экспериментирование Моделирование как высшее проявление эксперимента Глобальные (обязательно используют элементарные): • • Описательный Сравнительный Исторический Экспериментальный
наблюдение моделирование описание Методы общей биологии сравнение эксперимент историческое сравнение
Научное исследование – совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. Научный факт – результат, полученный в ходе наблюдений и экспериментов, проверенный новыми наблюдениями и экспериментами.
Гипотеза – предположение, которое может объяснить определенные наблюдения и эксперименты. Эксперимент – проведение опытов и наблюдений при определенных, жестких условиях. Наблюдение – фиксирование происходящих явлений.
Теория или закон – проверенная и соответствующая фактам универсальная гипотеза, способная служить основой для верных предсказаний.
Структура научного исследования 1. Наблюдение над объектом или явлением. Сбор фактического материала 2. Выдвижение гипотез (предположений), объясняющие наблюдаемые факты 3. Эксперименты для проверки гипотез (обязателен контрольный образец) 4. Подтвержденная гипотеза – закон или теория
• Итак, последовательность выполняемых действий (алгоритм) при проведении научного исследования: • Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования. • Выдвижение гипотез. • Планирование хода исследования, выбор методики. • 4.
Проведение практической части исследования, регистрация качественных и количественных результатов. • Обработка полученных результатов. • Анализ полученных результатов. • Формулирование выводов. • Определение комплекса нерешенных вопросов.
• Оформление итогов исследования.
Методы общей биологии Световой микроскоп увеличение до 2000 раз Электронный микроскоп увеличение до 106 раз
Методы общей биологии Центрифуга – Устройство служащее для разделения сыпучих тел или жидкостей различного удельного веса и отделения жидкостей от твёрдых тел путем использования центробежной силы.
Сущность жизни и свойства живого По Энгельсу: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»
Сущность жизни и свойства живого Волькенштейн В. М. : «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
Сущность жизни и свойства живого Современное представление Жизнь (в общем смысле) – активное, идущее с затратой энергии, полученной извне, поддержание и самовоспроизведение специфических структур, состоящих из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
Свойства живого Заполните таблицу Свойства живого Краткая характеристика
Свойства живого Краткая характеристика Элементный химический состав Все химические элементы, причем 98% – С, Н, О, N Единство биохимического состава Белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды Единство структурной организации Клетка – единица строения, жизнедеятельности, размножения, онтогенеза Дискретность и целостность Биосистема состоит из взаимодействующих структур, образующих единое целое Метаболизм Состоит из взаимосвязанных ассимиляции и диссимиляции
Свойства живого Краткая характеристика Саморегуляция Сохранение относительного постоянства внутренней среды – гомеостаза Открытость Поддержание постоянного обмена веществами и энергией между внутренней и внешней средой Размножение Обеспечивает непрерывность жизни и преемственность поколений Наследственность и изменчивость Поддержание относительного постоянства ДНК, появление новых видов и форм жизни Рост и развитие Изменение организмов в процессе онтогенеза и филогенеза Раздражимость и движение Избирательное реагирование на какие либо изменения в виде рефлексов, таксисов и тропизмов Ритмичность Многолетние, годичные, сезонные, месячные, суточные ритмы – как приспособление к меняющимся условиям среды
Жизнь – это способ существования белковых тел, главным критерием которого является обмен веществ, причем с прекращением это го обмена прекращается жизнь, что приводит к разложению белка (Ф.
Энгельс) Обмен веществ – поступление в клетку од них веществ, их преобразование и выведение во внешнюю среду других веществ.
Открытая система – система, устойчивая лишь при условии непрерывного поступления в неё веществ и энергии их окружающей
Отличительные признаки живых организмов 1. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы. • Наличие в составе живых организмов органических веществ (белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот) • и неорганических веществ (воды и минеральных солей).
Отличительные признаки живых организмов 2. Обмен веществами и энергией с окружающей средой. питание Преобразование веществ и создание из них веществ и структур собственного организма дыхание транспорт веществ Обмен веществ — главный признак живого освобождение энергии в одних процессах и использование в других выделение конечных продуктов жизнедеятельности
Отличительные признаки живых организмов 2. Обмен веществами и энергией с окружающей средой. Все живые организмы являются открытыми системами, т. к. в них непрерывно поступает энергия и вещества из окружающей среды.
Отличительные признаки живых организмов 3. Прерывистость (дискретность). • Живые организмы построены из обособленных, но взаимосвязанных частей • Вид состоит из особей, клетка состоит из органоидов, органоиды – из молекул, организм – из органов • Это свойство связано с уровнями организации живой материи
Отличительные признаки живых организмов 4. Раздражимость. • • • избирательная реакция на внешнее воздействие. заключается в передаче информации от внешней среды к организму; на основе раздражимости осуществляется саморегуляция и гомеостаз
Отличительные признаки живых организмов 5. • • Саморегуляция (Гомеостаз) – способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния поддерживать динамическое равновесие постоянство структурной организации и химического состава внутренней среды, а также интенсивности протекания реакций.
Отличительные признаки живых организмов 6. Ритмичность • Биологические ритмы — (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. • Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации — от молекулярных и субклеточных до биосферы.
Отличительные признаки живых организмов 7. Размножение и самооспроизведение.
• Свойства воспроизведения себе подобных, обеспечивающие непрерывность и преемственность жизни • Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений. Виноградные улитки in copula Деление клетки Репликация ДНК
• Размножение – увеличение количества особей; свойство организмов воспроизводить себе подобных. • Наследственность – свойство всех организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение. • Изменчивость – свойство организмов приобретать новые признаки в процессе онтогенеза. • Развитие – качественные изменения организма в течение жизни.
Отличительные признаки живых организмов 8. Наследственность и изменчивость. • • Наследственность — свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Изменчивость — возникновение у потомства новых признаков.
Отличительные признаки живых организмов 1. Рост и развитие • Развитие – приобретение новых индивидуальных свойств организма. • Рост – увеличение размеров и массы организма. • Онтогенез – индивидуальное развитие организма. • Филогенез – историческое развитие организмов.
Уровни организации живой материи l l l l Молекулярно генетический Клеточный Тканевый Органный Организменный Популяционно-видовой Экосистемный Биосферный
Уровни организации живой материи Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно-видовой уровень Биогеоценотический уровень Биосферный уровень
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Молекулярный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Объединение молекул в особые комплексы • Молекулы неорганических и органических • Осуществление физикосоединений Представлен разнообразным • Молекулярные и молекулами, комплексы находящимися в химических живой клетке. соединений (мембрана и др. ) химических реакций в упорядоченном виде • Копирование ДНК, кодирование и передача генетической информации • Биохимия • Биофизика • Молекулярная биология • Молекулярная генетика
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Клеточный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Биосинтез, • Фотосинтез • Представлен свободно живущими клетками • и клетками, входящими в многоклеточные организмы. Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки • Регуляция химических реакций • Деление клеток • Генная инженерия • Цитогенетика • Цитология • Вовлечение химических • Эмбриология элементов Земли и энергии Солнца в биосистемы
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна Компоненты я единица Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Обмен веществ (метаболизм) Организменный • Клетка — основной структурный компонент организма.
Представлен одноклеточными и многоклеточными организмами растений, • Из клеток животных, грибов и образованы бактерий ткани и органы многоклеточн ого организма • Раздражимость • Анатомия • Размножение • Биометрия • Онтогенез • Биоэнергетика • Нервногуморальная регуляция процессов жизнедеятельн ости • Гигиена • Гомеостаз • Морфология • Физиология
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональ ная единица Компоненты Популяционновидовой Основные процессы Науки изучающи е этот уровень • Генетическое своеобразие • Взаимодействие между особями и популяциями Представлен в природе огромным разнообразием видов и их популяций Группы родственных особей, объединённых определённым генофондом и специфическим взаимодействием с окружающей средой • Накопление элементарных эволюционных преобразований • Осуществление микроэволюции и выработка адаптаций к изменяющейся среде • Видообразование • Увеличение биоразнообразия • Генетика популяций • Эволюция • Экология
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна я единица Компоненты Основные процессы Науки изучающие этот уровень Биогеоценотический Представлен разнообразием естественных и культурных биогеоценозов во всех средах жизни • Популяции различных видов • Факторы среды • Пищевые сети, потоки веществ и энергии • Биохимический круговорот веществ и поток энергии • Подвижное равновесие между живыми организмами и средой • Обеспечение живых организмов условиями обитания и ресурсами • Биогеография • Биогеоценология • Экология
Уровни организации живой материи Уровень Структурнофункциональна я единица Компоненты Биосферный Основные процессы Науки изучающие этот уровень • Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты Представлен высшей, • Биогеоценозы глобальной формой организации • Антропогенное биосистем — воздействие биосферой • Биологический глобальный круговорот веществ и энергии • Активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы, его хозяйственная и этнокультурная деятельность • Экология
Сущность жизни и свойства живого Самостоятельно: вспомнить определение Ф. Энгельса о «Жизни» и современное определение (стр. 12)
Домашнее задание: Учебник Теремова – Введение, § 1 -2 П. 1. 1, 1. 2, учить записи в тетради, терминология 9 класса темы Введения, подготовка к вводному контролю
Урок 1. введение
- Методические разработки уроков 10-11класс
- Тип урока – комбинированный
- Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.
- Цель:
- – формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
- -умения давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- -воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
- Задачи:
- Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
- УУД
- Личностные результаты обучения биологии:
- 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Метапредметные результаты обучения биологии:
- 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- 2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- 3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
- оценивать информацию;
- Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
- Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
- Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
- Ход урока
- Задачи
- Дать определение понятий «биология», «общая биология».
- Рассмотреть проблемы общей биологии и проблемы человечества, связанные с решением биологических проблем.
- Показать многообразие живых организмов на Земле и познакомить с науками, изучающими это многообразие.
- Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
Биология — наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: (жизнь) и (слово, учение). Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека.
Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс.
видов растений, более 2,5 млн видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету.
Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.
Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии.
Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле — эволюционное учение.
Понимание этих законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.
- Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения.
- микробиология изучает мир бактерий;
- ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений;
зоология — царства животных и т. д.
- Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов:
- генетика — закономерности наследования признаков,
- биохимия — пути превращения органических молекул,
- экология — взаимоотношения популяций с окружающей средой.
- Функции живых организмов изучает физиология.
В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология — учение о клетке, гистология — учение о тканях и т. д.
- Биология использует самые различные методы.
- Один из важнейших — исторический, служащий основой осмысления получаемых фактов.
- К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.
В самых различных областях биологии все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками — физикой, химией, математикой, кибернетикой и др. Так возникли биофизика, биохимия, бионика.
Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.
Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в науке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.
С помощью ее методов создают организмы с новыми, в том числе и с не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящее время позволяет получать промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.
На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирования эффективных искусственных сооружений и механизмов.
В то же время незнание или игнорирование законов биологии приводит к тяжелым последствиям как для природы, так и для человека. Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира.
Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, предусмотреть в проекте гидроэлектростанции обводные каналы для рыбы, удержаться от желания собрать букет полевых цветов — все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни.
Исключительная способность живой природы к восстановлению создала иллюзию ее неуязвимости к разрушительным воздействиям человека, безграничности ее ресурсов. Теперь мы знаем, что это не так. Поэтому вся хозяйственная деятельность человека сейчас должна строиться с учетом принципов организации биосферы.
Значение биологии для человека огромно.
Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений.
Ученые вывели сотни сортов зерновых, бобовых, масличных и других культур, отличающихся от предшественников высокой продуктивностью и другими полезными качествами. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.
Большое значение в биологии придается решению проблем, связанных с выяснением тонких механизмов биосинтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь синтезу органических пищевых веществ вне растительных и животных организмов. Кроме того, использование в промышленности (в строительстве, при создании новых машин и механизмов) принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.
В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численностью городского населения, непосредственно не участвующего в сельскохозяйственном производстве.
В такой ситуации основой увеличения количества пищевых ресурсов может быть лишь интенсификация сельского хозяйства.
Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, а также рациональное, научно обоснованное использование природных богатств.
Результат поисковой или частично-поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь
1 Этап работы | Методические рекомендации |
1. Биология — комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое *) Возможны другие направления в систематике биологических дисциплин: по уровням организации жизни, по систематическим категориям, по способу поведения и передачи информации и т.д. | Используем ранее полученные знания для расширения понятия «биология» Система биологических дисциплин |
по систематическим структуре и объектам — анатомия
|
— агробиология
|
2. Общая биология — область знания, рассматривающая наиболее универсальные для всего живого закономерности | Предложите учащимся самостоятельно составить схему, пользуясь учебным пособием |
|
Молекулярная биология |
Система биологических дисциплин по методам исследования
Биохи́мия (биологи́ческая, или физиологи́ческая хи́мия) — наука о химическом составе живых клеток и организмов и о лежащих в основе их жизнедеятельности химических процессах. Термин «биохимия» эпизодически употреблялся с середины XIX века, в классическом смысле он был предложен и введён в научную среду в 1903 году немецким химиком Карлом Нейбергом.
Биофи́зика: раздел биологии, изучающий физические аспекты существования живой природы на всех её уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом; раздел современной математической физики…
Биометрия предполагает систему распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам. В области информационных технологий биометрические данные используются в качестве формы управления…
- Биология. ЗачемНужнаэтанаука
- Чтотакоебиология
ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЯ? И ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ?
Ресурсы
В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .
А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».
Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности .
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Биология – наука о жизни Введение в курс общебиологических явлений. – презентация
- 1 Биология – наука о жизни Введение в курс общебиологических явлений
- 2
- 3 Биология – наука о жизни, изучающая строение, жизнедеятельность, многообразие живых организмов и их взаимосвязь со средой обитания с греческого: «биос» – жизнь «логос» – наука, учение
4 Термин «биология» был предложен в 1802 г. независимо друг от друга Г.Р. Тревиранусом и Ж.Б. Ламарком
- 5 Система биологических наук По предмету изучения По структуре и свойствам По приложению в практике Ботаника Зоология Микробиология Энтомология Вирусология Микология Анатомия Физиология Морфология Биология охраны природы Инженерная биология Медицинская биология Агробиология
- 6 Общая биология Учение о клетке Экология Биология развития Генетика Молекулярная биология Эволюционное учение
- 7 Методы биологии Научные: Наблюдение и описание Эксперимент Анализ результатов Формулирование гипотез Моделирование Выведение общих закономерностей Сравнение Инструментальные Микроскопия (световая и электронная) Электрография Радиолокация Дифференцированное центрифугирование Исторический Мониторинг
8 Этапы исследования В результате наблюдений собираются данные – факты. На их основе выдвигается гипотеза – проблематичное, недолговечное знание; научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.) Проверка гипотезы через серию экспериментов и анализ полученных результатов. Если гипотеза верна, она может стать теорией, включающей определенные правила и законы.
9 Достижения современной биологии Расшифрован геном человека и других организмов. Управление рядом генов бактерий и более высокоорганизованных организмов. Изменение генома сельскохозяйственных растений (ГМО и ТГ-организмы). Клонирование животных.
10 Проблемы, стоящие перед биологами Сохранение жизни на Земле; Искусственный биосинтез белка; Искусственный фотосинтез; Использование принципов организации живых организмов для промышленности (бионика); Обеспечение населения продовольствием; Лечение тяжелых болезней; Регенерация тканей; Космическая биология
11 Что такое жизнь? «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Ф. Энгельс, 1878 г. «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». М.В. Волькенштейн, 1965 г.
12 Система – целостное образование, созданное множеством закономерно связанных друг с другом элементов, выполняющих особые функции.
Жизнь – способ существования биосистем, обладающих свойствами саморегуляции, самовозобновления и самовоспроизведения. Субстратом жизни является комплекс биополимеров белков и нуклеиновых кислот, а жизнь есть их совместная функция.
Жизнь существует в виде открытых систем, через которые непрерывно идут потоки вещества, энергии и информации.
- 13 Биологическая система – биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации. Представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, обладает свойствами целого Живая система (биосистема) – форма жизни, обусловленная взаимодействием живых компонентов
- 14 Основные свойства (критерии) живого Особенности химического состава Метаболизм (обмен веществ) Клеточное строение Самовоспроизведение (репродукция) Наследственность Изменчивость Рост и развитие Раздражимость Движение Саморегуляция Дискретность и целостность Энергозависимость Ритмичность Приспособляемость
- 15
- 16 Молекулярный
- 17 Клеточный
- 18 Тканевой
- 19 Органный
- 20 Организменный
- 21 Популяционно-видовой
- 22 Биогеоценотический
- 23 Биосферный
- 24
- 25 Домашнее задание § 1 – 5
26 Используемые ресурсы Фон «Физикон», планета Земля. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Тигр, механическая ткань. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Организация жизни. ЗАО «Новый Диск», Портрет Тревирануса. D1%81,_%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%B4_%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%B D%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4 Портрет Ламарка.
D_%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82 Ученый в лаборатории, уровни организации жизни, растительная клетка. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Наблюдение за слонами, многообразие животных, молекула гемоглобина. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс.
ООО «Кирилл и Мефодий», Уровни организации жизни. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО “Дрофа”, Пищеварительная система. Электронное учебное издание. Биология. Живой организм. 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина. ООО «Дрофа», Сапсан.
Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Березы. Электронное учебное издание. 1С: Школа. Образовательный комплекс «Основы общей биологии» 9 класс. Издательский центр «Вентана-Граф» Цветущий луг. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Апоптоз. Электронные уроки и тесты.
Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.
Введение в биологию
Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.
Термин «биология» предложил Г. Тревиранус в 1802г.
Предметом изучения является многообразие вымерших (палеонтология) и ныне населяющих Землю живых существ (неонтология), их строение, функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюцию, распространение, взаимоотношения друг с другом и окружающей средой.
Биология исследует общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ и энергии, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляцию, движение и др.
В зависимости от объектов изучения биологию подразделяют на отдельные науки.
Зоология – наука о животных; протозоология – наука об одноклеточных организмах; гельминтология изучает паразитических червей; арахнология –паукообразных; этномология –насекомых; териология –млекопитающих; орнитология –птиц; ихтиологию –рыб; ботаника – наука о растениях, микология – о грибах; альгология – о водорослях, и др.
- В многообразие организмов и распределение их по группам вносит порядок систематика животных и растений.
- По структуре, свойствам и проявлениям индивидуальной жизни в биологии выделяют:
- · морфологию – изучает формы и строение организма;
- · физиологию – анализирует функции живых организмов, их взаимосвязь и зависимость от внешних и внутренних условий;
- · генетику – изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов;
- · биологию развития – изучает закономерности индивидуального развития организмов;
- · эволюционное учение – исследует закономерности исторического развития органического мира;
· экологию – изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды, и др.
В частных разделах биологии (микробиология, приматология и др.) исследуются особенности строения и жизнедеятельности каждого отдельного вида. В общих разделах изучают свойства, присущие всем организмам данной формы живого.
Молекулярная биология изучает жизненные явления на молекулярном уровне; цитология – структуру и функции клеток; гистология структуру и функции тканей; анатомияструктуру и функции органов.
Популяционная генетика и экология – изучает популяцию и биологические особенности всех организмов, входящие в их состав;
Биогеоценология – изучает закономерности формирования, функции, взаимосвязь и развитие высших структурных уровней организации жизни на Земле до биосферы в целом.
Химические реакции и физико-химические процессы в живых организмах, а также химическое состояние и физическую структуру биологических систем, на всех уровнях их организации, изучают биохимия и биофизика.
Установить закономерность, незаметные при описании единичных процессов и явлений, позволяет биометрия, т.е. совокупность приемов планирования и обработка результатов биологических исследований методами математической статистики.
Астробиология – исследование жизни вне земли.
Генная инженерия – комплекс приемов, с помощью которых можно создавать организмы с новыми, в т.ч. и с не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.
- Методы биологии:
- – наблюдение – позволяет описать биологические явления;
- – сравнение – дает возможность найти общие закономерности в строение и жизнедеятельности различных организмов;
- – эксперимент (опыт) – помогает изучить свойства биологических объектов;
- – моделирование – имитируются процессы, недоступные для непосредственного наблюдения экспериментального воспроизведения;
- – исторический метод – позволяет на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познать процессы развития живой природы.
- Значение биологии:
- ü благодаря генетике и селекции можно создавать высокопродуктивные сорта культурных растений и породы домашних животных, что позволяет интенсивно вести с/х и удовлетворить потребности населения планеты в пищевых ресурсах.
- ü в промышленности достижения современной биологии нашли применение в биологическом синтезе аминокислот, кормовых белков, ферментов, витаминов, стимуляторов роста и средств защиты растений и др.
- ü с помощью генной инженерии создаются организмы с новыми комбинациями наследственных признаков и свойств, с повышенной устойчивостью к заболеваниям, засолению почв;
- ü биотехнология – производство биологически-активных веществ (инсулин, а/б, интерферон, вакцины для профилактики инфекционных заболеваний человека и животных).
- Формы существования живой материи.
- Все живые организмы, обитающие на Земле, разделены на 2 группы:
- 1. Неклеточные формы
- ü вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне, функционально распространяется повсеместно.
- ü бактериофаги – группа вирусов, поражающих бактерии.
- 2. Клеточные формы
- ü прокариоты – примитивные, просто устроенные клетки, с неоформленным ядром, представленные бактериями и сине-зелеными водорослями (цианобактерии).
- ü эукариоты – клетки от простейших до клеток высших растений и млекопитающих, отличаются и сложностью, и разнообразием структуры.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3726; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ