Обработка пищи в ротовой полости – биология

Условия успешной обработки пищи в ротовой полости

Главная » Питание и пищеварение » Условия успешной обработки пищи в ротовой полости

Внимание: информация не предназначена для самолечения. Мы не гарантируем ее точность, достоверность и уместность в вашем случае (хотя и стремимся к этому). Лечение должно назначаться врачом-специалистом.

Чтобы эффективно заботиться о здоровье, необходимо понимать основные принципы работы человеческого организма.

Прочитав эту статью, вы узнаете кое-что важное о начальном этапе пищеварения. В частности, вам станет ясно, зачем нужно:

  • регулярно чистить зубы;
  • воздерживаться от курения;
  • долго сидеть за столом во время еды;
  • тщательно жевать.

Механическое воздействие на пищу

Пищеварение во рту – это одновременно и механический, и химический процесс.

Губы захватывают еду. Её механическая обработка производится посредством зубов. Резцы и клыки отделяют удобные для пережёвывания кусочки, задние зубы дробят и разминают пищу.

Заботьтесь о ваших зубах и дёснах. Заболевание зубов – кариес, пульпит и др. — создаёт в ротовой полости среду, благоприятную для размножения микробов.

Микробы могут вызвать заболевания желудка и других значимых органов. Зубы следует тщательно чистить после каждого приёма пищи.

Пользуйтесь щёткой и специальной нитью, осознанно выбирайте пасты, помните, что в кабинет стоматолога надо заглядывать никак не реже, чем раз в полгода.

Гладкая и всегда влажная внутренняя поверхность щёк очень удобна для скольжения пищи.

Особые функции есть у языка, чувствительного и подвижного органа, – он определяет характер еды, а также обеспечивает её движение в полости.

Здоровый язык – розовый. Белый или желтоватый налёт – явный признак тревожных нарушений в пищеварительной системе и не только.

Химическая обработка пищи во рту

Целенаправленное воздействие на кусочки пищи оказывает слюна. Слюна содержит значительный процент воды (оттого она и жидкая), а также лейкоциты, эпителиальные клетки, и муцин – вяжущее вещество, помогающее «свалять» комок из пищи. Её выделяют в основном три пары желёз – подчелюстные, подъязычные и околоушные.

Интересно, что объём выработки слюны определяется типом потребляемого продукта. Некоторое её количество может быть выделено при одной только мысли о чём-то вкусном – этим, кстати, обосновано фактически верное фразеологическое выражение «слюнки потекли». Острая еда требует повышенного слюноотделения.

Помимо крупных желёз есть мелкие, но их задача заключается преимущественно в поддержании влажности во рту, а не в расщеплении пищи.

Какая роль отводится содержащимся в слюне ферментам? Они воздействуют на жиры, белки, углеводы, расщепляют крахмал на глюкозу. Во рту у человека постоянно поддерживается температура 37-38 градусов Цельсия – вы, вероятно, замечали, что дыхание тёплое даже в мороз. Тепло необходимо для нормального протекания химических реакций.

Не надо вредить самому себе

На пищеварение в ротовой полости негативно влияет пагубная привычка к курению. Курение понижают активность отдельных компонентов слюны (ферментов), следовательно, пища движется далее по тракту неподготовленной. Кроме того, никотин сильно портит зубы. Неслучайно у курильщиков со стажем они жёлтые.

Во рту расположены многочисленные рецепторы, которые «запускают» действие всего пищеварительного аппарата. Они принимают получающий информацию, находится в продолговатом мозге.

Это важно знать

Глотание осуществляется вследствие рефлекторных сокращений стенок глотки. Сокращения вызываются, когда пища попадает на корень языка. При этом гортань перекрывается. Если человек подавился — значит, он постарался проглотить еду слишком поспешно.

Торопиться во время завтрака, обеда или ужина нельзя ни в коем случае. Жалея лишнюю минуту на жевание, вы даёте дополнительную нагрузку вашему нежному желудку. Рано или поздно он воспротивится такому отношению. Последствия могут быть разные – от хронического гастрита до язвы или рака.

Заметим, что плохо обработанная во рту еда не даёт естественного чувства насыщения. Люди, следящие за фигурой, должны задумываться не столько о диетах, сколько о правильной организации процесса питания.

Важно как долго жевать еду, так и спокойно просиживать за столом не менее 10 минут во время трапезы. Это минимальный срок для того, чтобы организм воспринял кушанье как полноценное блюдо.

Если вы научитесь есть медленно, вы совсем по-другому будете чувствовать настоящий вкус любого блюда.

С общим обзором строения органов ЖКТ можно ознакомиться в этой статье.

профилактика гастрита строение ЖКТ

Источник: http://gastrit-yazva.ru/pischevarenie/v-rotovoy-polosti/

Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Видеоурок. Биология 8 Класс

В ходе этого урока мы узнаем о 2 этапах переваривания пищи – о пищеварении в ротовой полости и в желудке.

Переваривание пищи начинается в ротовой полости. В полость рта впадают протоки крупных слюнных желез: околоушной, поднижнечелюстной и подъязычной (см. Рис. 1), а также протоки более мелких слюнных желез, расположенных на стенках щек.

Рис. 1

Слюнные железы (см. Рис. 2) имеют 2 типа клеток: слизистые (выделяют вязкую слюну) и серозные (выделяют более жидкую белковую слюну). Из серозных клеток состоит околоушная железа, из слизистых – железы мягкого и твердого неба и корня языка. Подъязычная и поднижнечелюстные железы содержат оба типа клеток и называются смешанными.

Рис. 2

Слюна разных желез имеет разную консистенцию – разную вязкость. Вязкость слюны обеспечивается веществом белковой природы – муцином. Это необходимо для того, чтобы пищевой комок легче проглатывался и проталкивался по пищеводу.

Слюна имеет слабощелочную реакцию, в ней содержатся глобулины, аминокислоты и соли.

Количество выделяемой слюны колеблется в зависимости от типа поедаемой пищи. И ее тем больше, чем более сухая пища.

Слюна содержит пищеварительные ферменты птиалин (амилазу) и мальтазу (см. Рис. 3). Птиалин расщепляет крахмал до мальтозы, а мальтаза – расщепляет мальтозу до глюкозы.

Рис. 3

Также слюна содержит лизоцим, который обладает антибактериальным действием и обеззараживает пищу (см. Рис. 4).

Рис. 4

Таким образом, во рту происходит пережевывание пищи с образованием пищевого комка и переваривание углеводов.

При попадании пищевого комка на корень языка происходит возбуждение этого участка, которое передается в глотательный центр продолговатого мозга. В результате этого поднимается мягкое небо, закрывая вход в носоглотку, и надгортанник закрывает дыхательные пути. Мышцы ротовой полости, глотки и гортани сокращаются, и пищевой комок проходит в глотку, а затем в пищевод.

По пищеводу пищевой комок переходит в желудок, где пища пребывает в течение нескольких часов и постепенно переходит в кишечник.

Железы желудка (см. Рис. 5) выделяют желудочный сок, который участвует в переваривании пищи. Они расположены в области его дна, тела и привратника. В желудке расположено около 14 млн желез.

Рис. 5

Различат 3 типа клеток желез желудка: главные (выделяют ферменты желудочного сока), добавочные (выделяют мукоидный секрет (слизь)) и обкладочные (выделяют соляную кислоту).

Чистый желудочный сок – это прозрачная бесцветная жидкость, имеющая кислую реакцию. Кислая реакция зависит от содержания соляной кислоты.

Желудочный сок содержит ферменты:

· Пепсин – выделяется железами в неактивной форме. Переходит в активную под действием соляной кислоты. Расщепляет белки.

· Липаза – расщепляет липиды (жиры).

· Желатиназа – разрушает желатин, содержащийся в соединительной ткани.

Также в пищеварении принимает участие соляная кислота. Ее функции:

· Создание кислой среды

· Превращение пепсиногенов в пепсины

· Денатурация и набухание белков

· Способствование створаживанию молока

Стенки желудка медленно сокращаются, перемешивая пищу с желудочным соком. Образовавшаяся масса называется химус.

После обработки ферментами желудочного сока химус порциями из желудка переходит в 12-перстную кишку.

Список литературы

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология, 8. –  М.: Дрофа.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология, 8. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

Домашнее задание

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология, 8. – М.: Дрофа – с. 169, задания и вопросы 1, 3, 4, 5.
  2. Опишите состав слюны.
  3. Перечислите функции соляной кислоты.
  4. * Подготовьте небольшое сообщение о заболеваниях, связанных с нарушением кислотности в желудке.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bpiwevarenieb/pischevarenie-v-rotovoy-polosti-i-v-zheludke

Пищеварение в ротовой полости

Цель урока: раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости; познакомить со свойствами ферментов, рефлекторной регуляцией пищеварения, строением и типами зубов, профилактикой зубных болезней, гигиеническими правилами ухода за полостью рта, влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Зубы», накрахмаленный бинт, блюдце со слабым раствором йода, палочки с ватой, кинофильм «Гигиена пищеварения».ХОД УРОКАУчитель. На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.(Учащиеся отвечают на вопросы.) Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Чем начинается пищеварительная система? Конечно, ротовой полостью, поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».(Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)Мы рассмотрим строение органов ротовой полости, процесс пищеварения в ротовой полости, гигиенические правила ухода за полостью рта, узнаем, как влияют никотин и алкоголь на пищеварение в ротовой полости. Полость рта делится на два отдела: 1) преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы; 2) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое небо, сзади – мягкое небо, внизу – язык. Вся полость выстлана слизистым эпителием. Между дужками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюстях расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар слюнных желез.Поговорим подробнее о зубах.

Стоматолог. Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета.

Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом.

Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца вообще нет зубов. Очень редко дети рождаются с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на 7-м месяце жизни; к одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трем годам – 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов. После 6 лет начинается смена зубов. У взрослого человека 32 зуба.

Резцы, их 4, имеют долотообразную коронку и одиночный корень.

Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный.
Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, корень одиночный.
Больших коренных зубов на каждой челюсти 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – два. Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

Расположение зубов можно записать следующим образом:

(Учащиеся записывают в тетрадь расположение зубов.) Зубы у человека меняются только один раз, поэтому надо стремиться сохранить их на всю жизнь. Для этого надо есть поменьше сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки – поставщики витаминов и кальция, необходимого зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы.

И, конечно, регулярно (один раз в полгода) посещать врача-стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения. Посмотрите фрагмент кинофильма и ответьте на следующие вопросы.

Зачем человеку зубы? Что еще, кроме механической обработки, происходит с пищей во рту? Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком – переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи. Здесь же пища смачивается слюной, попадающей в ротовую полость через протоки слюнных желез.

Их у человека три пары: околоушные, подъязычные и подчелюстные. Кроме этих крупных желез в слизистой оболочке ротовой полости имеются многочисленные мелкие железы, не имеющие специальных протоков. Смоченная слюной пища легче проглатывается, в ней начинается процесс пищеварения. Изучением процессов пищеварения занимался великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов.

За эту работу он был удостоен Нобелевской премии. Чтобы изучить особенности пищеварения в ротовой полости, необходимо было получить чистую слюну. С этой целью ученый проводил опыты на собаках. Под наркозом вырезал у собаки кусочек слизистой оболочки рта вместе с отверстием протока слюнной железы, стараясь не повредить сам проток.

Читайте также:  Сезонные изменения в жизни птиц - биология

Такой кусочек слизистой оболочки через прокол в щеке выводил наружу и пришивал к коже. Чистая слюна через отверстие изливалась наружу, где ее можно было собрать в пробирку, измерить количество, исследовать свойства. Собака после операции быстро поправлялась.

Для изучения работы слюнных желез у человека используют специальную металлическую капсулу-присоску – она присасывается к слизистой оболочке рта так, что в центре ее оказывается проток слюнной железы. Слюна поступает теперь не в рот, а в капсулу и через резиновые трубочки выводится наружу, где ее собирают в пробирку и затем исследуют. В этой пробирке находится слюна. Что она из себя представляет?

Это прозрачная бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию. Состав слюны следующий.

Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание. Лизоцим убивает микробы.
Посмотрим, на что действуют другие ферменты слюны. С этой целью проведем эксперимент.

Возьмем палочку с ваткой, смочим ее слюной и напишем любую букву на накрахмаленном бинте. (Одновременно лаборант делает контрольный опыт с ваткой, смоченной водой.) Бинт зажмем между ладонями (чтобы сохранить тепло) и через 1–2 мин опустим в блюдце с йодной водой. На синем фоне видим белую букву.

Почему буква белая? Крахмал синеет под действием йода, значит – он исчез на участке, смоченном слюной. Под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны – амилаза (птиалин) и мальтаза – в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы.

Точнее, амилаза расщепляет крахмал, декстрин и гликоген до мальтозы и глюкозы, а мальтаза расщепляет мальтозу до глюкозы.

(Учащиеся перерисовывают схему с доски в тетрадь.)

Слюна выделяется, когда в рот попадает пища, а также когда мы голодны и видим еду или думаем о ней. При попадании в ротовую полость различные вещества вызывают выделение различных количеств слюны.

Слюна, выделяемая подъязычной и подчелюстной железами мутная, вязкая, содержит ферменты, слизь.

Слюна околоушной железы прозрачная, невязкая, бедна ферментами, в ней нет слизи. Из околоушной железы выделяется в 2 раза меньше слюны, чем из других желез. Всего же у человека выделяется около 1,2–2 л слюны в сутки.

Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.

Что и как контролирует отделение слюны? Один берет в рот кончик ручки, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный рефлекс.

Схема рефлекторной дуги

А вот другой пример. Я сейчас буду говорить, как хорошо пахнет жареная картошка. У всех во рту сразу скопилась слюна. Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде.

Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других – нет.
Итак, слюна выделяется рефлекторно.

В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи.

Задание на дом: повторить пройденный материал.

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200104102

Химическая обработка пищи в ротовой полости. Слюнные железы

Продукция слюны.Слюна продуцируется тремя парами слюнных желез и множеством мелких железок языка, слизистой оболочки неба и щек. Из желез по выводным протокам слюна поступает в полость рта.

Околоушные железы и малые железы боковых поверхностей языка, имеющие большое ко­личество серозных клеток, секретируют жидкую слюну с высокой концент­рацией хлоридов натрия и калия и высокой активностью амилазы.

Секрет подчелюстной железы (смешанный) богат органическими веществами, в том числе муцином, имеет амилазу, но в меньшей концентрации, чем слюна околоушной железы.

Слюна подъязычной железы (смешанной) еще более богата муцином, имеет выраженную основную реакцию, высокую фосфатазную активность. Слизистые и мелкие смешанные железы расположены в корне языка и неба; их секрет особенно вязок из-за высокой концентрации муцина.

Свойства слюны.Смешанная слюна (полученная сплевыванием слюна называется ротовой жидкостью) представляет собой вязкую, слегка опалесцирующую мутноватую жидкость. рН смешанной слюны 5,8— 7,4; рН слюны околоушных желез ниже (5,81), чем подчелюстных (6,39). С увеличением скорости секреции рН слюны повышается до 7,8.

Вязкость слюны, обусловленная муцином, важна для склеива­ния пищевых частиц в пищевой комок, который будучи ослизненным легче проглатывается. Этому способствует также пенообразование. На употреб­ляемые пищевые вещества выделяется много муцина, на отвергаемые — мало. Слизь слюны выполняет и защитную функцию, обвалакивая нежную слизистую оболочку рта и пищевода.

Состав слюны.Секрет слюнных желез содержит около 99% воды и 1 % сухого остатка, в который входят анионы хлоридов, фосфатов, сульфатов, бикарбонатов, иодитов, бромидов, фторидов.

В слюне содержатся катионы натрия, калия, кальция, магния, а также микроэлементы (железо, медь, никель и др.). Органические вещества представлены в основном белками. В слюне имеются самые различные по происхождению белки в том числе и белковое слизистое вещество муцин.

В слюне содержатся азотсодержащие компоненты: мочевина, аммиак, креатинин и др.

Функции слюны.

1. Пищеварительная функция

2. Защитная функция слюны выражается в следующем:

3. Трофическая функция

4. Выделительная функция

Регуляция слюноотделения.

Слюноотделение осуществляется по рефлекторному механизму. Различают условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное слюноотделение.

Условно-рефлекторное слюноотделение вызывают вид, запах пищи, звуковые раздражители, связанные с приготовлением пищи, а также разговор и воспоминание о пище. При этом возбуждаются зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы.

Нервные импульсы от них поступают в корковый отдел соответствующего анализатора, а затем в корковое представительство центра слюноотделения.

От него возбуждение вдет к бульбарному отделу центра слюноотделения, эфферентные команды которого поступают к слюнным железам.

Безусловно-рефлекторное слюноотделение происходит при поступлении пищи в ротовую полость. Пища раздражает рецепторы слизистой оболочки.

Афферентный путь секреторного и двигательного компонентов акта жевания является общим.

Нервные импульсы по афферентным путям поступают в центр слюноотделения, который находится в ретикулярной формации продолговатого мозга и состоит из верхнего и нижнего слюноотделительных ядер.

Большое значение в регуляции слюноотделения имеют гуморальные факторы, к которым относятся гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез, а также продукты метаболизма.

Пищеварение в желудке.

Пищеварительными функциями желудка являются:

• депонирование химуса (содержимого желудка);

• механическая и химическая переработка поступающей пищи;

• эвакуация химуса в кишечник.

• Кроме того, желудок осуществляет гомеостатическую функцию (например, поддержание рН и др.) и участвует в кроветворении (выработка внутреннего фактора Кастла).

• Экскреторная функция желудка заключается в выделении продуктов метаболизма, лекарственных веществ, солей тяжелых металлов.

• Моторная функция желудка обеспечивает депонирование в желудке принятой пищи, перемешивание ее с желудочным соком, перемещение содержимого желудка к выходу в кишку в, наконец, порционную эвакуацию желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку.

Состав желудочного сока.

Желудочный сок представляет собой бесцветную прозрачную жидкость, содержащую соляную кислоту (0,3—0,5 %) и поэтому имеющую кислую реакцию (рН 1,5—1,8); рН содержимого желудка значительно выше, так как сок фундальных желез частично нейтрализуется принятой пищей.

В состав желудочного сока входят вода (995 г/л), хлориды (5—6 г/л), сульфаты (10 мг/л), фосфаты (10—60 мг/л), гидрокарбонаты (0—1,2 г/л) натрия, калия, кальция, магния, аммиак (20—80 мг/л). Осмотическое давление желудочного сока выше, чем плазмы крови.

Обкладочные клетки продуцируют соляную кислоту одинаковой кон-центрации (160 ммоль/л), но кислотность выделяющегося сока вариабельна.

Фазы желудочной секреции.

Отделение желудочного сока происходит в две фазы: первая – сложно-рефлекторная (“мозговая”) и вторая – нервно-гуморальная.

Сложно-рефлекторная (“мозговая”) фаза желудочной секреции называется так потому, что она состоит из двух компонентов: условно-рефлекторного и безусловно-рефлекторного.

Условно-рефлекторное отделение желудочного сока происходит при раздражении обонятельных, зрительных, слуховых рецепторов запахом, видом пищи, разговором о пище и звуковыми раздражителями, связанными с приготовлением пищи. Желудочный сок, отделяемый в этот период И. П.

Павлов назвал запальным или аппетитным. Он представляет собой ценность, т. к. богат ферментами, его отделение сопровождается ощущением, аппетита и создает условия для дальнейшего нормального пищеварения в желудке и кишечнике.

При поступлении пищи в полость рта начинается безусловно-рефлекторное отделение желудочного сока.

На первую фазу сокоотделения желудка наслаивается вторая, которая состоит из двух компонентов – желудочной и кишечной фазы.

Желудочная фаза наступает при соприкосновении пищевого содержимого со слизистой оболочкой желудка.

Отделение желудочного сока в эту фазу осуществляется за счет раздражения механорецепторов слизистой оболочки желудка, а затем за счет гуморальных факторов – продуктов гидролиза пищи, которые поступают в кровь и возбуждают железы желудка.

Механическое раздражение желудка приводит к высвобождению гормона гастрина, который стимулирует железы желудка. Высвобождение гастрина в желудочную фазу секреции усиливается продуктами гидролиза белка, некоторыми аминокислотами и экстрактивными веществами мяса и овощей.

Кишечная фаза желудочной секреции начинается с момента поступления химуса в двенадцатиперстную кишку.

Химус раздражает механо-, осмо- и хеморецепторы слизистой оболочки кишки и рефлекторно изменяет интенсивность желудочной секреции.

Кроме того, влияние на желудочное сокоотделение в эту фазу оказывают местные гормоны (секретин, холецистокинин-панкреозимин), выработка которых стимулируется поступающим в двенадцатиперстную кишку кислым желудочным химусом.

Роль соляной кислоты для пищеварения.

• участвует в антибактериальном действии желудочного сока;

• вызывает денатурацию и набухание белков, что способствует их последующему расщеплению пепсинами;

• активирует пепсиногены;

• создает кислую среду, которая необходима для действия пепсинов;

• участвует в регуляции деятельности пищеварительного тракта.

Факторы, которые стимулируют секрецию соляной кислоты в желудке: гастрин, гистамин, продукты гидролиза белков.

Источник: https://cyberpedia.su/5xb241.html

Как происходит пищеварение в ротовой полости?

Еда находится в ротовой полости всего 15 секунд и в этот промежуток времени запускается процесс пищеварения. Несмотря на то, что слюна не содержит настолько агрессивных компонентов, как желудочный сок, она расщепляет полисахариды. Пищеварение в ротовой полости является важным этапом на пути к перевариванию пищи. Рассмотрим его значение более подробно.

Состав и функции слюны

Во рту происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи. И все это благодаря такой биологической жидкости, как слюна. Она содержит ферменты, которые начинают измельчать и переваривать пищу.

Во рту находится подчелюстная, околоушная и подъязычная слюнная железа. Это три самые большие железы. Кроме них есть и другие, более мелкие. Они располагаются поверх языка, неба и щек.

За сутки у человека всеми железами вырабатывается до двух литров слюны, наибольшее количество выделяется именно в процессе употребления пищи.

Слюна на 99% состоит из воды и имеет рН на уровне 6,8-7,4, в состав входят:

  • анионы (хлоридов, бикарбонатов, сульфатов и фосфатов);
  • катионы (натрия, калия и кальция);
  • микроэлементы (железо, медь и никель);
  • белки, в частности муцин – вещество, которое склеивает частицы пищи;
  • ферменты (амилаза, мальтаза, трансфераза, протеаза и другие).

Именно такие ферменты, как амилаза и мальтаза участвуют в расщеплении еды во рту. Амилаза расщепляет полисахариды, а мальтаза – мальтозу, преобразовывая ее в глюкозу.

Пищеварение в ротовой полости является первым этапом на пути к перевариванию пищи, даже полного расщепления углеводов во рту не происходит. Но несмотря на это, без него желудочно-кишечный тракт не функционировал бы нормально и не происходило бы расщепление пищи.

Читайте также:  Генотип – целостная система - биология

Слюна является неотъемлемой частью пищеварения в ротовой полости. Она выполняет следующие функции:

  1. Пищеварительная. Участвует в расщеплении пищи.
  2. Экскреторная. В составе слюны кроме вышеперечисленных компонентов, могут находиться соль, свинец, мочевина, лекарственные препараты и другие вещества, которые поступили в организм.
  3. Защитная. Благодаря содержанию лизоцима производит бактерицидный эффект. Также высокое содержание иммуноглобулинов обеспечивает защиту от болезнетворных микроорганизмов, которые могут повлиять на состояние микрофлоры. Слюна защищает слизистую полости рта от пересыхания.
  4. Трофическая. Благодаря содержанию микроэлементов в составе, способствует формированию зубной эмали.

Источник: https://medic-online.net/61641/kak-proiskhodit-pishhevarenie-v-rotovoy/

Конспект урока по теме Пищеварение в ротовой полости, 8 класс.docx – Конспект урока по биологии на тему “Пищеварение в ротовой полости” (8 класс)

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Конспект урока по биологии 8 классТема: “Пищеварение в ротовой полости”Цель урока: Сформировать у учащихся знания: о процессах механической и химической обработки пищи в ротовой полости, о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости, о рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости; о строении и типах зубов, уходе и гигиене ротовой полостиЗадачи образовательные: раскрыть роль органов ротовой полости в процессе пищеваренияобеспечить усвоение знаний о:  механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости; строении и типах зубов. развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся: осмысления учебного фактического и дополнительного материала; умение применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе. воспитательные:  формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга; познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовойполости. Оборудование: Презентация «Пищеварение в ротовой полости»”, компьютер,мультимедийный проектор, компьютер,мультимедиапроектор. скелет черепа, зубная щетка,Форма урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы обучения:

1

проблемно­поисковый;словесные: рассказ, беседа, объяснение;наглядные: метод иллюстраций, демонстраций;практические: использование инструктивных карточек, наблюдение, эксперимент в ходе практической работы.Методы работы учителя: рассказ, объяснение, беседа.Методы работы учащихся: упражнения, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: комбинированный урокПонятийный аппарат: Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка; зубная эмаль, дентин, зубная пульпа; резцы, клыки, малые и большие коренные зубы, кариес, пульпит. Используемые учебники и учебные пособия: Учебник: ­ Колесов Д.В.

, Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для ОУ /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа, 2010. – 332 с. План урока.1. Организационный момент.2. Проверка домашнего задания.3. Мотивация учебной деятельности.4. Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала)5. Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов урока. Оценивание.

2

6. Домашнее задание.ХОД УРОКА 1.Организационный моментУчитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного. Полученные знания обязательно пригодятся вам в жизни. Но, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы повторим с вами пройденное на прошлом уроке.2.

Проверка домашнего задания и целеполагание – работа в парах. (Слайд 3)1 группа Задание1. Собрать слова в определение: перфокартаПищеварение ­ это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части 2 группа Задание 2.

Распределить по группам питательные вещества и продукты питания: 1 группа питательные вещества, 2 группа – продукты питания.1.Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16.

Колбаса. 17. Жиры. ­ Задание 3. Установить последовательность органов пищеварительной системы: 3 группа а) желудок; б) толстая кишка; в) ротовая полость; г) тонкая кишка; д) пищевод; е) глотка. Взаимопроверка ­ выявление ошибок друг у друга.

Обменяйтесь карточками, какие были допущены ошибки? Давайте сравним полученные результаты с правильными ответами (Задание 1 ­слайд № 4, задание 2 – слайд№5, задание 3 – слайд№6) и оценим (слайд№7).

3

Вы уже знаете строение пищеварительного тракта, Сегодня мы с вами будем говорить оначальном отделе пищеварительного канала. Как он называется? Как поступает пища ворганизм человека? Что мы должны узнать сегодня на уроке? Ученики: Ротовая полость.

Учитель: Да, действительно основным вопросом сегодня будет пищеварение в ротовой полости Откройте тетрадь. Запишите дату и тему полости ». Что вы уже знаете по этой теме, а что бы вы хотели узнать? урока: «Пищеварение в ротовой Заслушиваем 2­3 ответа.Учитель: Давайте с вами сформулируем цель нашего урока.

Учитель помогает формулировать учащимся цель, задавая наводящие вопросы.Учитель: Итак, цель урока: познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости, строением зубов и их функциями. (Слайд №8)Какова личная значимость этой темы? (Мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.) 3.

Мотивация учебной деятельности(Слайд № 9). Проблемный вопрос ??????Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопросао виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? 4.

Активно познавательная деятельность (восприятие нового материала)Учитель: Ребята, как устроена ротовая полость?

4

Ученики: Губы, щеки, язык, зубы, слюнные железы. Учитель: Каким двум типам обработки подвергается пища в ротовой полости?Ученики: Механической и химической.Учитель: Что понимают под механической обработкой?Ученики: Измельчение, дробление пищи.

Учитель: Под химической обработкой? Ученики: Обработка пищи ферментами слюныУчитель: Слайд №10.

Полость рта делится на два отдела:1) преддверие рта – щелевидное пространство между щеками и зубами, губы;2) собственно рот – от зубов до глотки: в верхней части – твердое небо, сзади – мягкое небо, внизу – язык.

Ротовая полость образована челюстями ­ неподвижной верхней и подвижной нижней, верхним и нижним мягким небом. Между дужками неба находятся миндалины, на верхнейи нижней челюстях расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трех пар слюнных желез.

В ротовой полости находится язык, выстлана ротовая полость многослойным плоским эпителием. Язык является мышечным органом, образованный поперечно ­ полосатой мышечной тканью. (Слайд №12)Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнятьсамые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкиваниипищевого комка в глотку при глотании.

5

Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является иорганом вкуса. Поверхность языка покрыта вкусовыми луковицами, чувствительными к сладким,соленым, кислым и горьким веществам, что помогает определять характер пищи. У Жевание составляетчеловека язык выполняет также функцию органа речи.

механическую стадию пищеварения, благодаря которой увеличивается поверхность пищи,доступная действию ферментов. Во время жевания он переворачивает пищу во рту,благодаря чему она перемешивается со слюной и смачивается. Зубы представляют собойочень твердые образования, идеально приспособленные для выполнения ими своейфункции.

Учитель: Какие органы ротовой полости участвуют в измельчение пищи?Ученики: зубыИтак, ребята изучим строение зубов. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Откройте учебник, найдите в п.31, рисунок «Зубы» и ответьте на вопросы: Сколько зубов у человека?(32). Как дифференцируются зубы? (по выполняемым ими функциям ­ резцы, клыки, малыеи большие коренные) Каково строение зуба? (Слайд №13). Строение зубов.

Зубы человека имеют различную форму и размеры и обладают разной жевательной поверхностью в отличие от рыб и рептилий, все зубы у них одинаковые. Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. «Кто долго жует – тот долго живет» ­ согласный вы с эти мнением?Запишите в тетрадь: всего 32 зуба: 4 плоских резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов.

Тип зуба Резцы КлыкиФункция Используются для срезания и откусывания пищи. У хищников предназначены для захватывания и умерщвления жертвы и разрывания ее на куски.

6

Малые коренные зубы Предназначены для раздавливания и перетирания пищи, у Коренные зубы человека могут служить также для разрывания пищи. Предназначены для дробления и перемалывания пищи.Строение и функции зубов. (Слайд 14)Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень.

Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато­белого цвета. По твердости эмаль можно сравнить с кварцем. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, ихгибель означает смерть зуба, дентин, по прочности близок к чугуну. Прочность дентина зависит от минеральных солей. Шейка зуба охватывается десной.

Далее идет корень, покрытый цементом, он похож на обыкновенную кость. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.Учитель: Посмотрите вот сюда. Что это? (Учитель показывает лимон). Что вы чувствуете? Что появляется у вас в ротовой полости ?Ученик: Слюна.

Учитель: Процесс выделения слюны у человека рефлекторный. Попав в рот, пища раздражает рецепторы . Что же такое слюна, каков ее химический состав и функции? Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок.

Ежедневно у человека выделяется около 1,5 ­ 2 литров слюны, которая секретируется тремя парами слюнных желез и множеством щечных желез, расположенных в слизистой полости рта. (Слайд №15)Как вы думаете, какие вещества входят в состав слюны? (Слайд №16).

Слюна состоит на 99,5% состоит из воды, имеет слабощелочную реакцию, содержащий ферменты  Муцины – сложные белки, содержащие полисахариды, они придают слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание и легкое продвижение по пищеводу.

7

 Лизоцим убивает микробы. Амилаза является гидролитическим ферментом и расщепляет молекулы крахмала игликогена с образованием мальтозы и сахарозы (записать в тетрадь в виде задания 3).

А теперь посмотрите, я беру лимон и отрезаю кусочек, с которого капает сок, я даю каждому по кусочку (слайд №17) Проведите следующее наблюдение:а) Положите кусочек лимона в рот. Происходит ли отделение слюны в ротовой полости прираздражении лимоном?б) Сделайте несколько глотательных движений подряд.

Что вы ощущаете?Почему после того как не остается слюны, сделать глотательные движения невозможно?Учитель: Слюноотделение ­ это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны привиде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая­то пища,выделение слюны происходить не будет.

При виде одной и той же пищи у одних людейслюна может выделяться, а у других – нет. Попав в рот, пища раздражает рецепторы вротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называетсябезусловный. : Спасибо. Запишите в тетрадь: Слюнные железы – 3 пары: околоушные,Учитель подъязычные, подчелюстные.

Предлагаю вам определить положение слюнных желез. 5. Этап закрепления знаний и способов действияПроводим демонстративную практическую работу ”Определение положения слюнных желез”. (Слайд №18)Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.

Особенно важно знать, где расположена околоушная железа, так как ее воспаление частобывает связано с эпидемическим паротитом (свинкой). Инфекция паротитараспространяется воздушно­капельным путем. Болезнь часто поражает детей в возрасте от5 до 15 лет и опасна тяжелыми осложнениями.

8

Ход работы. Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щекивпереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.Определение места положения подчелюстной слюнной железы.

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2 – 3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы.

Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.Какой вывод вы можете сделать? Вывод: в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.Учитель. Уход за зубами.

(слайд 19, 20) (2 минуты)Для того чтобы зубы дольше выполняли свои функции в процессе пищеварения необходимо знать как за ними правильно ухаживать.Какие правила ухода за зубами вы знаете? Как чистить зубы вы знаете? Покажите, пожалуйста. Учитель: (слайд №21).

Читайте также:  Микроскопическое строение кости - биология

Какие бывают болезни десен и зубов у человека, как проявляются их симптомы, какое необходимо лечение? Ученики: Процесс разрушения тканей зуба называется кариесом. Вызывают развитие патологических процессов патогенные микроорганизмы (стрептококки), живущие в ротовой полости.

В результате своей жизнедеятельности бактерии вырабатывают органические кислоты, которые приводят к деструкции эмали и дентина.Запущенный кариес приводит к развитию пульпита. Это воспаление нервных тканей, расположенных глубоко в коронке и корневых каналах.Повышенная чувствительность зубной эмали на воздействие механических раздражителей, холодных, горячих или кислых продуктов называется гиперестезией.Полезные советы: (слайд №22)  Употребляй в пищу больше сырых фруктов и овощей (грызи морковку, репку)

9

 полезен витамин D, а он есть в рыбе, яйце, молоке.  Каждый день выпивай стакан молока Для зубов полезен чёрный хлеб Два раза в год посещай стоматологаФизминутка. (слайд №23) 5. Обобщение и систематизация знаний.

Проблемный вопрос … А теперь вернемся к вопросу, (слайд 9) который был рассмотренв начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен?(ответы учащихся)Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”.

На суде для решения вопроса овиновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. Почему? Учитель: При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить не возможно.

Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его. Если учащиеся не могут ответить, ответ сообщает учитель.

(Слайд 24) Учитель: После того, как пища обрабатывается в ротовой полости, формируется пищевой комок, происходит рефлекторный акт глотания и продвижение его дальше по пищеварительному каналу. 6. Закрепление

10

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке ? Чему научились? Ученик:  Пища начинает перевариваться в ротовой полости , подвергаясь двум видам обработки: механической и химической. Механическая обработка осуществляется зубами, а химическая – слюной. Ферменты слюны начинают переваривать углеводы до глюкозы, проявляя активность в слабощелочной среде и при температуре тела.

 Выделение слюны – это рефлекс. Пищу необходимо долго и тщательно жевать. Ежедневно ухаживать за ротовой полостью .

­ Какую роль играют слюнные железы? (смачивают пищу слюной)­ Какую функцию выполняют зубы? (механическая обработка пищи)­ Какова роль языка? (апробация пищи) Назовите этапы расщепления веществ в ротовой полости:  механическое измельчение пищи (язык, зубы); образование пищевого комка (слюна, язык); частичное расщепление углеводов (ферменты слюны); Основная функция слюны – смачивание пищи для облегчения жевания и прохождения ее через пищеварительный канал, поэтому сухие продукты и вещества вызывают выделение большего количества слюны.Именно ферменты слюны действуют на расщепление веществ.Учитель: Для подведения итогов урока выполните тест (слайд №25) Итоги урока. Оценивание. Тест.

11

1. В каком порядке расположены органы пищеварения ?а) ротовая полость – желудок – пищевод ­ толстая кишка ­ тонкая кишка ­ толстая кишка;б) ротовая полость – пищевод ­ желудок ­ тонкая кишка ­ толстая кишка – прямая кишка; в ) ротовая полость – пищевод ­ желудок – толстая кишка ­ тонкая кишка – прямая кишка.

2. В ротовой полости происходит:а) завершение переваривания пищи;б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;в) переваривание жиров.3. Каким веществом покрыта коронка зуба: а) прочным цементом; б) дентином; в) эмалью.4. Всего у взрослого человека: а) 32 зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов.

12

5. Язык участвует:а) в механической обработке пищи;б) в химической обработке пищи;в) в механической обработке и апробировании пищи. Ответ: 1б, 2б, 3в, 4а, 5в.

Учитель: Ребята попробуйте ответить на вопросы:­Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали им зубы?­ Почему пищу надо тщательно пережевывать? Какое важное правило мы должны помнить, когда начитаем жевать пищу?Ученик: Жевать ее нужно долго и тщательно.Берегите здоровье, берегите зубы, ведь здоровые зубы – это здоровый организм! 6. Домашнее задание: Параграф 31. Стр.

165 выполнить задания 1­3. Нарисовать и подписать в рабочей тетради части зуба. Учитель: Берегите свое здоровье. И чтобы вам врачи не прописывали глазные капли, смотрите, что вы кладете в рот. Улыбайтесь так, что бы вы ни боялись показать свои

ухоженные красивые зубы! (Слайд №27)

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_biologii_na_temu_pischevarenie_v_rotovoj_polosti_8_klass-31825/38552

Урок биологии ” Пищеварение в ротовой полости”

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи.

Лабораторная работа № 13 «Действие слюны на крахмал».

Цель урока: охарактеризовать пищеварительные процессы, протекающие в ротовой полости.

Задачи урока:

Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.

Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

План урока:

I. Организационный момент.

Эпиграф (написан на доске): Кто долго жует, тот долго живет

II. Актуализация

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

Пищеварение – это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые части, хорошо усвояемые организмом.

Работа в группах. (Элементы 3-язычия)

Конкурс «Логическая цепочка»

Учащимся 3 групп раздаются одинаковые карточки с названиями органов пищеварения: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, прямая кишка; и предлагается сопоставить со схемой и выстроить в логическую цепочку по типу “Что за чем?”. 1 группа- на русском 2- на английском, 3 – на казахском должны назвать все органы.

казахский

русский

английский

ауыз қуысы

Ротовая полость

oral cavity

жұтқыншақ

глотка

pharynx

өңеш

пищевод

esophagus

асқазан

желудок

stomach

аш ішек

Тонкая кишка

small intestine

тоқ ішек

Толстая кишка

colon

тік ішек

Прямая кишка

rectum

Переход к изучению нового материала.

«Горячий стул». Работа в группе

Один ученик из группы на садится на стул. На доске записано слово, связанное с темой урока. Группа должна объяснить с помощью ассоциации данное слово, но не называть его вслух

«Слюна», «Зубы», «Язык», «Зубная щетка», «Пища».

Как вы думаете, какова тема урока?

«Пищеварение в ротовой полости»

А что бы Вы хотели узнать по данной теме? (Учащиеся предлагают свои варианты: как устроена ротовая полость, какие бывают зубы, слюнные железы, их функция, строение, и т.д.). Пригодится ли это нам в нашей жизни? Исходя из этого, целью нашего урока будет …

Ученики. …изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.

III Мотивация.

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.

Объясните почему?

А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать?

IV.Изучение новой темы ( групповая работа)

Реализовывать поставленные перед нами цели мы будем через работу в группах. Для этого мы с Вами разделились на три команды: Каждая команда получает свое задание. На работу вам отводится 7 минут. После этого отчитываемся о проделанной работе.

1 группа – Зубы, их дифференция

2. группа – Уход за зубами.

( Прежде чем мы послушаем что нам расскажут о слюне, ученикам предлагается, взять по кусочку печенья, и проанализировать свои действия. Можно ли проглотить кусочек сразу? Что происходит когда печенье во рту?)

3 группа – Слюнные железы. Химический состав слюны

Ответы на проблемные вопросы.

Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал»

Цель работы:  убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал Просмотр видеофрагмента. Оформление работы

Физминутка.( на английском языке)

Закрепление.

Стратегия : «true or false»

Учитель задает вопросы, уч-ся поднимают соответствующие таблички и отмечают в тетради сколько правильных ответов они дали

  1. Ферменты ротовой полости лизоцим и амилаза и малтаза? (Т)

  2. У взрослого человека 34 постоянных зуба. (F)

  3. В ротовой полости кислая среда (F)

  4. Наружный слой зуба это эмаль. (Т)

  5. Самая крепкая часть зуба это пульпа. (F)

  6. Передние зубы с режущим краем это клыки(F)

7. Пищеварение в ротовой полости происходит измельчение пищи при t 36-37С (Т)

8. Центры регуляции деятельности слюнных желёз расположены в продолговатом мозге. (Т)

9. Для чистки зубов достаточно совершать движения «вперед-назад» (F)

10. В ротовой полости расщепляются белки. (F)

Рефлексия.

Рефлексивная мишень. Учащиеся высказывают свое мнение к теме урока. Если урок понравился, «выстрел» в центр. Если урок понравился , но не все усвоено – поле следующее от центра . Если не понравился – в « молочко»

4)Подведение итогов урока. Обсуждение в группах и выставление оценок.

5)Оценки за урок.

6)Д/з: № 41.

з

а

м

и

н

с

с

в

о

у

б

ы

л

э

м

л

р

ц

п

ю

р

а

л

а

ю

д

у

у

к

с

з

ь

н

н

ж

к

л

а

е

а

е

ь

а

ы

ц

ь

р

и

д

ш

ч

р

е

з

п

а

я

з

ы

к

ы

т

д

з

а

м

и

н

с

с

в

о

у

б

ы

л

э

м

л

р

ц

п

ю

р

а

л

а

ю

д

у

у

к

с

з

ь

н

н

ж

к

л

а

е

а

е

ь

а

ы

ц

ь

р

и

д

ш

ч

р

е

з

п

а

я

з

ы

к

ы

т

д

з

а

м

и

н

с

с

в

о

у

б

ы

л

э

м

л

р

ц

п

ю

р

а

л

а

ю

д

у

у

к

с

з

ь

н

н

ж

к

л

а

е

а

е

ь

а

ы

ц

ь

р

и

д

ш

ч

р

е

з

п

а

я

з

ы

к

ы

т

д

з

а

м

и

н

с

с

в

о

у

б

ы

л

э

м

л

р

ц

п

ю

р

а

л

а

ю

д

у

у

к

с

з

ь

н

н

ж

к

л

а

е

а

е

ь

а

ы

ц

ь

р

и

д

ш

ч

р

е

з

п

а

я

з

ы

к

ы

т

д

7

Источник: https://compedu.ru/publication/urok-biologii-pishchevarenie-v-rotovoi-polosti.html

Ссылка на основную публикацию