Царство Бактерии. Царство Вирусы
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофное питание, бактерии, болезнетворные бактерии, вирусы, гетеротрофное питание, нуклеоид, прокариоты, цианобактерии, эукариоты.
Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в XVII веке Антони ван Левенгук. В середине XIX в. Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также связал их со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания).
Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.
Бактерии.
Бактерии – самые древние прокариотические одноклеточные организмы, наиболее широко распространенные в природе. Они играют в ней важнейшую роль редуцентов (разрушителей) органического вещества, фиксаторов азота. Примером могут служить клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Они способны усваивать атмосферный азот и включать его в вещества, легко усваиваемые растениями. Среди различных видов бактерий много возбудителей заболеваний животных и человека. В медицине используются для получения антибиотиков (стрептомицина, тетрациклина, грамицидина), в пищевой промышленности для получения молочнокислых продуктов, спиртов. Бактерии также являются объектами генной инженерии. Их используют для получения нужных человеку ферментов и других важных веществ. Клетка бактерий покрыта плотной оболочкой, образованной полимерным углеводом муреином. Некоторые виды образуют при неблагоприятных условиях споры – слизистую капсулу, препятствующую высыханию клетки. Клеточная стенка может образовывать выросты, способствующие объединению бактерий в группы, а так же их конъюгации. Мембрана складчатая. У фотоавтотрофных бактерий на складках локализуются ферменты или фотосинтезирующие пигменты. Роль мембранных органелл выполняют мезосомы – наиболее крупные впячивания мембран. В цитоплазме находятся рибосомы и включения (крахмал, гликоген, жиры). Многие бактерии имеют жгутики. Ядер у бактерий нет. Наследственный материал содержится в нуклеоиде в виде кольцевой молекулы ДНК.
По форме выделяют следующие бактериальные клетки:
– кокки (сферические): диплококки, стрептококки, стафилококки;
– бациллы (палочковидные): одиночные, объединенные в цепи, бациллы с эндоспорами;
– спириллы (спиралевидные);
– вибрионы (в форме запятой);
– спирохеты.
По способу питания бактерии делятся на:
– гетеротрофов (сапрофиты и паразиты);
– автотрофов (фотоавтотрофы и хемоавтотрофы).
По способу использования кислорода бактерии делятся на: аэробные и анаэробные.
Размножаются бактерии с очень высокой скоростью, делением клетки пополам без образования веретена. Половой процесс у некоторых бактерий связан с обменом генетическим материалом при конъюгации. Распространяются спорами.
Болезнетворные бактерии: холерный вибрион, дифтерийная палочка, дизентерийная палочка и др.
Вирусы. Некоторые ученые относят вирусы к отдельному, пятому царству живой природы.Они были открыты в 1892 г. русским ученым Дмитрием Иосифовичем Ивановским. Вирусы являются неклеточной формой жизни, занимающей промежуточное положение между живой и неживой материей. Они чрезвычайно малы и состоят из белковой оболочки, под которой находится ДНК (или РНК).
Белковая оболочка вируса образует капсид, выполняющий защитную, ферментативную и антигенную функции. Вирусы более сложного строения могут дополнительно включать углеводные и липидные фрагменты. Вирусы не способны к самостоятельному синтезу белка.
Свойства живых организмов они проявляют, только находясь в клетках про– или эукариот и используя их обмен веществ для собственной репродукции.
Встречаются собственно вирусы и бактериофаги – вирусы бактерий. Чтобы попасть в бактериальную клетку, вирус (бактериофаг) должен прикрепиться к стенке хозяина, после чего вирусная нуклеиновая кислота «впрыскивается» в клетку, а белок остается на клеточной оболочке. ДНК, содержащие вирусы (оспа, герпес), используют обмен веществ клетки – хозяина для синтеза вирусных белков.
РНК, содержащие вирусы (СПИД, грипп), инициируют либо синтез РНК вируса и его белка, либо благодаря ферментам синтезируют сначала ДНК, а затем уже РНК и белок вируса. Таким образом, геном вируса, встраиваясь в наследственный аппарат клетки – хозяина, изменяет его и направляет синтез вирусных компонентов.
Вновь синтезированные вирусные частицы выходят из клетки хозяина и внедряются в другие, соседние клетки.
Защищаясь от вирусов, клетки вырабатывают защитный белок – интерферон, который подавляет синтез новых вирусных частиц. Интерферон используется для лечения и профилактики некоторых вирусных заболеваний.
Организм человека сопротивляется действию вирусов, вырабатывая антитела. Однако к некоторым вирусам, таким как онкогенные или вирус СПИДа, специфических антител нет.
Это обстоятельство осложняет создание вакцин.
Цианеи (именуемые не совсем правильно синезелеными водорослями). Возникли свыше 3 млрд лет тому назад. Клетки с многослойными стенками, состоящими из нерастворимых полисахаридов. Встречаются одноклеточные и колониальные формы. Цианеи – фотосинтезирующие организмы.
Хлорофилл у них находится на свободнолежащих в цитоплазме мембранах. Размножаются они делением или распадом колоний. Способны к спорообразованию. Широко распространены в биосфере. Способны очищать воду, разлагая продукты гниения. Вступают в симбиоз с грибами, образуя некоторые виды лишайников.
Являются первопоселенцами на вулканических островах, скалах.
А1. Основным отличием царства Бактерий от других царств организмов заключается в
1) отсутствии ДНК 3) наличие клеточной стенки
2) наличие нуклеотида 4) присутствии хлорофилла
А2. Не имеет оформленного ядра
1) амеба обыкновенная 3) гриб мукор
2) дрожжевая клетка 4) туберкулезная палочка
А3. В цитоплазме бактерий находятся
1) рибосомы, одна хромосома, включения
2) митохондрии, несколько хромосом
3) хлоропласты, аппарат Гольджи
4) ядро, митохондрии, лизосомы
А4. Укажите одно правильное утверждение
1) бактерии – эукариотические организмы
2) кариотип бактерий состоит из нескольких хромосом
3) все бактерии – автотрофные организмы
4) наследственный аппарат бактерий – нуклеоид
А5. При неблагоприятных условиях бактерии образуют
1) цисты 3) споры
2) колонии 4) зооспоры
А6. Бактерии, создающие органические вещества из неорганических путем фотосинтеза, называются
1) автотрофами 3) фототрофами
2) сапротрофами 4) паразитами
А7. Роль клубеньковых бактерий заключается в
1) разрушении органических соединений почвы
2) фиксации атмосферного азота и доставке его растениям
3) разрушении корневой системы растений
4) паразитировании на растениях семейства бобовых
А8. Азотофиксирующие бактерии относятся к
1) паразитам 3) фототрофам
2) симбионтам 4) сапротрофам
А9. Бактерии возникли в
протерозое 3) архее
кайнозое 4) мезозое
А10. Общим свойством для всех прокариотических и эукариотических организмов является способность к
1) фотосинтезу
2) гетеротрофному питанию
3) обмену веществ
4) спорообразованию
В1. Клетка бациллы отличается от клетки амебы
1) отсутствием митохондрий
2) наличием цитоплазмы
3) наличием рибосом
4) отсутствием ядра
5) наличием нуклеоида
6) наличием клеточной мембраны
С1. Почему продукты хранят в холодильнике?
С2. В каких случаях и какие применяются методы борьбы с болезнетворными бактериями?
СЗ. Чем отличаются вирусы от бактерий?
С4. Почему азотобактерии образуют свои скопления – клубеньки именно на корнях?
Ответы Царство Бактерии. Часть А. А1 – 2. А2 – 4. А3 – 1. А4 – 4. А5 – 3. А6 – 3. А7 – 2. А8 – 2. А9 – 3. А10 – 3.
Часть В. В1 – 1, 4, 5. В2 – 4, 5, 6.
Часть С. С1 В тепле ферменты бактерий становятся активнее и вызывают порчу продуктов. Холод снижает активность бактерий.
С2 Для стерилизации операционных их облучают ультрафиолетом. Хирурги тщательно моют руки с мылом и спиртом. Хирургические инструменты стерилизуют при высоких температурах в автоклавах. Пастеризуют и стерилизуют молоко, консервы. Антибиотики помогают вылечить инфекционные заболевания.
СЗ Вирусы не имеют клеточного строения. Они не ведут самостоятельного образа жизни. Свойства живых организмов они проявляют только в организме хозяина.
С4 Органические вещества поступают в растении от листьев к корням. Бактериям необходимы эти вещества для их жизнедеятельности. Питаясь сахарами, бактерии размножаются, ткани растения разрастаются. Образуются клубеньки.
Источник: http://bbiology7.blogspot.com/p/blog-page_10.html
Царство вирусы : разнообразие и значение
Тема урока: Царство вирусы : разнообразие и значение.
Краткое описание .
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства “Вирусы”, раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасности вирусных инфекций (СПИД, грипп, и т.д.) и о профилактике этих заболеваний. Урок с использованием технологии критического мышления включает три стадии:
вызов-осмысление –рефлексия
Цель урока: формирование у учащихся знаний о внеклеточных формах жизни – вирусах. Задачи урока:1.Расширить и углубить знания учащихся о царстве вирусов;2.Охарактеризовать строение вирусов и их жизнедеятельность;3.Раскрыть способность вирусов проникать в живую клетку
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность урока: 40 минут
Использованы ИКТ
Оборудование: таблица «Строение вирусов», «Бактериофаги», мультимедийные презентации, компьютер;учебник Биология 11 классс. Базовый уровень под редакцией И,Н,Пономаревой.Используя прием опережающего домашнего обучения, прошу учащихся подготовить к уроку презентации, сообщения по темам : «Характеристика вирусов»,»Происхождение вирусов»,«Строение и свойства вирусов»; «Процесс проникновения в клетку и его размножение», Обратить особое внимание на тему «Вирусные заболевания».
Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с уникальными организмами невидимого нам мира – вирусами, которые являются неклеточными формами жизни. Мы рассмотрим особенности их строение и этапы жизнедеятельности. Раскроем особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, изучим механизм проникновения вирусов в клетку. Запишем тему урока.
Урок начинаем с написания синквейна «Вирус»Варианты:
ВирусОпасный страшныйПугает, заражает ,уничтожаетНеобъяснимая загадка природы.Гадость | ВирусСмертельный невидимыйУбивает, поражает ,губит.Опасен для любого живого организма.Враг | ВирусКоварный опасныйПриспосабливается, разрушает, неизлечимыйВирус –промежуточная форма жизниУбийца |
1 стадия урока –вызов. Прошу учащихся назвать известные вирусы и рассказать , что они знают.(это помогает актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме , способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации познавательной деятельности)
С помощью учителя формулируют цели и задачи урока.
2 стадия урока- -стадия осмысления. Изучение нового материала.
Постановка проблемы: «Какова роль вирусов в эволюции жизни на Земле?»
Решение проблемы начинаем с предыстории открытия вирусов. Заслушиваем версии истории открытия вирусов. Самостоятельно подготовленные учащимися сообщения способствуют развитию творческого потенциала учащихся.
Ученик- слушатель занят составлением опорного конспекта или резюме по выступлению учащихся. Принимаются дополнения и уточнения.
Эта технология позволяет активизировать мыслительную деятельность всех учащихся , развивает их аналитические способности и повышает уровень обученности по предмету.
Версии конспектов учащихся:
|
|
Предлагаю учащимся обсудить вопрос: вирус- это живая или неживая субстанция?Работа в парах: Используем технологии критического мышления, подготовленные презентации учащихся о строении вируса, учебник 83-84 позволят рассмотреть и обсудить строение и классификацию вирусов.
В ходе работы я задаю проблемные вопросы: вводные, побуждающие, фокусирующие, обобщающие, которые способствуют более осмысленному восприятию и усвоению полученной информации. В ходе работы учащиеся , используя опорные слова , выделяют в содержании главное и продолжают составлять конспект со схемами.Версии конспекта:
1 . Схема строения вируса. |
2. Классификация по химическому составу и типам капсида |
3. Процесс проникновения вируса в клетку. Жизненный цикл вируса. |
4 . Формы вирусов. Вирусные заболевания |
Данный метод позволяет :
- Наглядно , с помощью таблиц, фотографий, схем показать строение вирусов, их классификацию;
- Последовательно показать и закрепить материал о жизненном цикле вируса;
- Акцентировать внимание на вирусных заболеваниях и их профилактике;
- Сэкономить время на оформлении доски;
- Организовать работу в парах, что позволяет создать ситуацию взаимопомощи.
3 стадия урока – стадия рефлексии.
На этой стадии мы делаем выводы:Вирусыобладают уникальной формой жизни.Вирусы- неклеточная форма жизни, которая поражает все живое на земле.Вне клетки вирусы не проявляют свойств живого организма.Вирусы имеют 2 формы – покоящаяся и репродуцирующая.
Рецепторный эндоцитоз- основной путь проникновения в клетку хозяина.Вирусные заболевания очень опасны для здоровья. Наиболее опасен вирус СПИДа.
Итоговый тест я провожу в группах по 3-4 ученика, с целью смены обстановки, активизации учащихся по принципу «В споре рождается истина»
Вопрос № 1 Вирусы открыл:
Виноградский С.Н. Павлов И.П. Ивановский Д.И. Вернадский В.И.
Вопрос № 2 Заболевание СПИД вызывает:
ВТМ ВИЧ Бактериофаг Вирус герпеса
Вопрос № 3 Клеточного строения не имеют:
Сине-зеленые водоросли Бактерии Дрожжи Вирусы
Вопрос № 4 Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:
Разрушает клеточную мембрану Клетка теряет способность к репродукции Разрушает митохондрии в клетке хозяина ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка
Вопрос № 5 Вирусы состоят из:
Белковой и нуклеиновой кислотыЦеллюлозы и белковДНК и РНКЯдра и цитоплазмы
Вопрос № 6 Обязательными компонентами любого вируса являются:
Липиды Нуклеиновые кислоты Полисахариды Белки
Вопрос № 7 Вирусы размножаются:
Только в клетке хозяина Самостоятельно вне клетки Оба ответа верны
Вопрос № 8 Нарушает работу иммунной системы человека вирус:
Полиомиелита Оспы Гриппа ВИЧ
Вопрос № 9 Вирусы – это:
Доклеточные формы жизни Древнейшие эукариоты Примитивные бактерии
Вопрос №10 Белковая оболочка, в которую заключен геном вируса ,называется
ВирионКапсулаВероидКапсидВ конце урока я благодарю учащихся за хорошую работу на уроке, провожу просмотр тетрадей и в совокупности с активностью на уроке и подготовленности к уроку выставляю оценки.
Домашнее задание: Параграф 17.
Задача на дом: Зимой мы слышим такую информацию, что возникает вспышка гриппа, вирусы быстро поражают людей, прививки, поставленные от гриппа мало помогают.
Почему защититься от сезонного гриппа трудно, почему заболевание быстро распространяется, вам предстоит выяснить.
Поставьте перед собой проблемный вопрос – почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Источник: http://ist.na5bal.ru/doc/15343/index.html
Книга Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс. Содержание – УРОК 65 (1) ТЕМА: «Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение»
ЦЕЛИ УРОКА:
охарактеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, подчеркнуть медицинское значение.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Тема: «Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение».
Изучение нового материала
Заключительная глава учебника посвящена царству Вирусы. Эта группа остается самым непознанным царством живых существ (среди ученых нет единого мнения даже по поводу признания вирусов живыми организмами). Поэтому целесообразно ограничиться кратким изложением материала учебника.
Важно остановиться на роли вирусов как возбудителей весьма патогенных болезней растений, домашних животных и человека, подчеркнуть необходимость их изучения, прежде всего, в целях поиска эффективных средств и методов профилактики и лечения вирусных заболеваний.
Что касается бактериальных инфекций, то использование вирусов-бактериофагов в борьбе с ними считается важнейшим направлением медико-биологических исследований.
Для закрепления нового материала рассмотреть вместе с учениками задания на с. 244–245 учебника.
При изучении нового материала можно остановиться на следующих вопросах:
1. История открытия вирусов.
«Вирус» в переводе с латыни означает яд. В древности вирусами называли любые болезни. Но в 1882 г. русский ученый Д.И. Ивановский описал заболевание растения табака.
Возбудитель заболевания был необычайно мал и имел форму палочки. Он получил название вируса табачной мозаики. Затем были открыты бактериофаги – вирусы, пожирающие бактерии.
Так начала зарождаться вирусология – наука о неклеточных формах жизни.
2. Основные свойства вирусов. Вирусы не могут питаться и размножаться вне клеток хозяина.
3. Строение вируса. Вирион – зрелая частица вируса окружена белковой оболочкой и содержит одну или несколько молекул нуклеиновой кислоты. Вирусы имеют разные формы: палочковидные, нитевидные, округлые.
4. Вирусы, опасные для человека. СПИД, гепатит, бешенство, оспа. Есть вирусы менее опасные, но также приводящие к болезненному состоянию организм человека: аденовирусы, вирус гриппа, герпес, корь, краснуха, ветрянка.
5. Происхождение вирусов. Вероятно, происхождение их связано с обособлением отдельных элементов, входящих в клетку.
Закрепление изученного материала
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что:
1. Тело вируса неклеточного строения.
2. Вирусы осуществляют процессы жизнедеятельности только в клетке хозяина, следовательно, они внутриклеточные паразиты.
3. Существуют просто и сложно организованные вирусы.
4. Развитие и размножение вируса связано с определенными клетками хозяина.
5. Вирусы могли произойти в результате обособления генетических элементов из клеточных форм.
Домашнее задание
1. Выполнить задания на с. учебника 244–245.
2. Подготовиться к обобщающему уроку по всему курсу «Биология. Многообразие живых организмов».
ЦЕЛИ УРОКА:
проверка и оценка знаний учащихся. Повторить особенности организации прокариот, грибов, растений, животных и вирусов. Выявить черты сходства и различий у представителей данных царств.
ТИП УРОКА: закрепление знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.
ПЛАН УРОКА:
ХОД УРОКА
Организационный момент
НА ДОСКЕ:
Число, месяц.
Итоговый урок по Теме: «Цартва Прокариты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы».
Можно провести урок в виде командных выступлений. Одна команда рассказывает о царстве Прокариот, вторая – о царстве Грибов, третья – о царстве Растений, четвертая – о царстве Животных, пятая – о царстве Вирусов. Выступления обсуждаются учителем и учениками.
Рассказы учеников сопровождаются заранее подготовленными рисунками, схемами, таблицами ботаническими и зоологическими экспонатами и муляжами.
Царство Прокариоты. Учащиеся должны вспомнить, с чем связано название данного царства, какие подцарства входят в него, назвать представителей данных подцарств и рассказать об их роли в природе и жизни человека.
Царство Грибы. Учащимся предлагается охарактеризовать царство Грибов, отметить отличие грибов по типу питания: паразиты, сапрофиты, симбионты. Рассказать о съедобных и ядовитых грибах.
Царство Растения. Учащиеся дают общую характеристику растительным организмам, рассказывают о роли растений в формировании атмосферы, эволюции растений.
Царство Животные. Учащиеся сообщают, в чем принципиальные отличия животных, от других живых организмов. Характеризуют среды обитания животных и приспособления к жизни в разнообразных условиях обитания.
Царство Вирусы. История открытия вирусов, особенности организации, значение в жизни человека, методы борьбы с вирусами.
Оставшуюся часть урока можно провести в виде викторины, где учащиеся могут принести своей команде дополнительные баллы (за каждый правильный ответ команда получает дополнительные баллы).
Примерные вопросы викторины.
1. Почему дерево, на котором поселились лишайники, может погибнуть? (Лишайники не паразитирующие на дереве, не зря их называют «пионерами растительности», в результате своей жизнедеятельности выделяют комплекс кислот, которые разрушают кору. Эти кислоты могут разрушать каменистую поверхность, скальные породы и в результате формируется почва.)
2. Почему в севооборот рекомендуют включать посадку клевера, гороха и других бобовых растений? (На корнях бобовых поселяются азотфиксирующие бактерии. Они поглощают атмосферный азот, недоступный корням растений и переводят его в соединения, легко усваиваемые. Таким образом, и растения получают необходимый азот, и почва обогащается этим необходимым для роста и развития элементом.)
3. Почему воздух в сосновом лесу считается полезным? (Хвойные деревья выделяют в атмосферу фитонциды, обладающие бактерицидным свойством. Именно по этому воздух в сосновом лесу круглый год практически стерилен и насыщен кислородом. Поэтому нам в лесу дышится легко. Гектар лиственного леса в умеренном поясе вырабатывает 16 т кислорода в год, гектар хвойного – 30 т.)
4. Где обитают растения-хищники? Приведите примеры этих растений. (Обычно растения-хищники обитают на почвах, обедненных минеральными веществами. Поглощая насекомых, они компенсируют недостаток веществ, отсутствующих в почве. Росянка, венерина мухоловка, непентес.)
5. Некоторые грибники говорят, что несъедобные грибы не бывают червивыми. Так ли это? (Практически все грибы поражаются личинками насекомых – как съедобные, так и ядовитые. Ведь ядовитыми они являются для человека, а не для всех живых организмов.)
Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/biologiya/book/tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-biologii-7-klass/content/1011114-urok-65-1-tema-tsarstvo-virusyi-kratkaya-harakteristika-tsarstva-virusyi-i-ih-prakticheskoe-znachenie/
Вирусы — неклеточные формы жизни
Строение вирусов. Наряду с одно- и многоклеточными организмами в природе существуют и другие формы жизни. Таковыми являются вирусы, не имеющие клеточного строения. Они представляют собой переходную форму между неживой и живой материей.
Вирусы (лат. virus — яд) были открыты в 1892 г. русским ученым Д. И. Ивановским при исследовании мозаичной болезни листьев табака.
Каждая вирусная частица состоит из РНК или ДНК, заключенной в белковую оболочку, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов (например, герпеса или гриппа) есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, возникающая из плазматической мембраны клетки хозяина.
Поскольку в составе вирусов присутствует всегда один тип нуклеиновой кислоты — ДНК или РНК, вирусы делят также на ДНК-содержащие и РНК-содержащие. При этом наряду с двухцепочечными ДНК и одноцепочечными РНК встречаются одноцепочечные ДНК и двухцепочечные РНК. ДНК могут иметь линейную и кольцевую структуры, а РНК, как правило, линейную. Подавляющее большинство вирусов относится к РНК-типу.
Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Вне клеток организмов они не проявляют никаких признаков жизни. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Размеры вирусов колеблются в пределах от 20 до 300 нм в диаметре.
Хорошо изучен вирус табачной мозаики, имеющий палочковидную форму и представляющий собой полый цилиндр. Стенка цилиндра образована молекулами белка, а в его полости расположена спираль РНК (рис. 5.2). Белковая оболочка защищает нуклеиновую кислоту от неблагоприятных условий внешней среды, а также препятствует проникновению ферментов клеток к РНК и ее расщеплению.
Рис. 5.2. Схема строения вируса (а) и бактериофага (б); 1— нуклеиновая кислота; 2 — белковая оболочка; 3 — полый стержень; 4 — базальная пластинка; 5 — отростки (нити).
Молекулы вирусной РНК могут самовоспроизводиться. Это означает, что вирусная РНК является источником генетической информации и одновременно иРНК.
Поэтому в пораженной клетке в соответствии с программой нуклеиновой кислоты вируса на рибосомах клетки хозяина синтезируются специфические вирусные белки и осуществляется процесс самосборки этих белков с нуклеиновой кислотой в новые вирусные частицы. Клетка при этом истощается и погибает.
При поражении некоторыми вирусами клетки не разрушаются, а начинают усиленно делиться, часто образуя у животных, в том числе и человека, злокачественные опухоли.
Бактериофаги. Особую группу представляют вирусы бактерий — бактериофаги, или фаги, которые способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее.
Тело фага кишечной палочки состоит из головки, от которой отходит полый стержень, окруженный чехлом из сократительного белка. Стержень заканчивается базальной пластинкой, на которой закреплены шесть нитей (см. рис. 5.2). Внутри головки находится ДНК.
Бактериофаг при помощи отростков прикрепляется к поверхности кишечной палочки и в месте соприкосновения с ней растворяет с помощью фермента клеточную стенку. После этого за счет сокращения головки молекула ДНК фага впрыскивается через канал стержня в клетку.
Примерно через 10—15 мин под действием этой ДНК перестраивается весь метаболизм бактериальной клетки, и она начинает синтезировать ДНК бактериофага, а не собственную. При этом синтезируется и фаговый белок.
Завершается процесс появлением 200— 1 000 новых фаговых частиц, в результате чего клетка бактерии погибает.
Бактериофаги, образующие в зараженных клетках новое поколение фаговых частиц, что приводит к лизису (распаду) бактериальной клетки, называются вирулентными фагами.
Некоторые бактериофаги внутри клетки хозяина не реплицируются. Вместо этого их нуклеиновая кислота включается в ДНК хозяина, образуя с ней единую молекулу, способную к репликации. Такие фаги получили название умеренных фагов или профагов.
Вирусные болезни. Поселяясь в клетках живых организмов, вирусы вызывают опасные заболевания многих сельскохозяйственных растений (мозаичную болезнь табака, томатов, огурцов; скручивание листьев, карликовость, желтуху и др.
) и домашних животных (ящур, чуму у свиней и птиц, инфекционную анемию у лошадей, рак и др.). Указанные болезни резко снижают урожайность культур, приводят к массовой гибели животных.
Вирусы вызывают также многие опасные заболевания человека: грипп, корь, оспу, полиомиелит, свинку, бешенство, желтую лихорадку и др. В последние годы к ним прибавилось еще одно страшное заболевание — СПИД.
СПИД— синдром приобретенного иммунодефицита— эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов.
Поражение системы клеточного иммунитета приводит к инфекционным заболеваниям и злокачественным опухолям. Организм становится беззащитным к микробам, которые в обычных условиях не вызывают болезни.
Возбудитель болезни— вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Геном ВИЧ представлен двумя идентичными молекулами РНК, состоящими примерно из 10 тыс. пар оснований. При этом ВИЧ, выделенные от различных больных СПИДом, отличаются друг от друга по количеству оснований (от 80 до 1 000).
ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в пять раз превышает изменчивость вируса гриппа и в сто раз больше, чем у вируса гепатита В.
Беспрерывная генетическая и антигенная изменчивость вируса в человеческой популяции приводит к появлению новых вирионов ВИЧ, что резко усложняет проблему получения вакцины и затрудняет проведение специальной профилактики СПИДа.
Более того, это свойство ВИЧ, по мнению ряда специалистов, ставит под сомнение саму принципиальную возможность создания эффективной вакцины для защиты от СПИДа.
Одно из проявлений заражения человека вирусом СПИДа — поражение центральной нервной системы. Типичных симптомов, характерных именно для СПИДа, не выявлено.
Для СПИДа характерен очень длительный инкубационный период (исчисляется с момента поражения до появления первых признаков болезни). У взрослых он составляет в среднем 5 лет. Предполагается, что ВИЧ может сохраняться в организме человека пожизненно. Это значит, что до конца своей жизни инфицированные люди могут заражать других, э при соответствующих условиях могут сами заболеть СПИДом.
Один из главных путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа — половые контакты, поскольку возбудитель болезни наиболее часто находится в крови, сперме и влагалищных выделениях инфицированных людей.
Другой путь инфицирования — использование нестерильных медицинских инструментов, которыми зачастую пользуются наркоманы.
Возможна также передача инфекции через кровь и некоторые лекарственные препараты, при пересадке органов и тканей, использовании донорской спермы и др.
Заражение может происходить и при вынашивании плода, во время рождения ребенка или в период его грудного вскармливания матерью, инфицированной ВИЧ или больной СПИДом.
Ведущими факторами риска в распространении этого заболевания являются также проституция и частая смена половых партнеров как при гомо-и бисексуальной, так и при гетеросексуальной передаче инфекции.
По различным оценкам, в супружеских парах передача инфекции от одного из зараженных происходит с частотой от 35 до 60%. Последствия распространения инфекции и ее влияние на здоровье непредсказуемы.
Гарантией безопасности от СПИДа является здоровый образ жизни, прочность брачных уз и семьи, негативное отношение к половым извращениям и распущенности, случайным половым связям. В качестве особой меры профилактики следует выделить использование физических контрацептивов — презервативов.
Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно. Их зависимость от других организмов, в клетках которых они растут и размножаются, дает основание считать, что они появились не раньше клеточных организмов.
Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, утратившие в процессе приспособления к паразитизму все, без чего можно обойтись (клеточную стенку, цитоплазму с органеллами), за исключением своего наследственного аппарата в виде нуклеиновой кислоты (РНК или ДНК) и защитного аппарата в форме белковой капсулы.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов “Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы”
Источник: http://sbio.info/materials/orgbiol/orgprokariot/72
Конспект урока по биологии на тему “Царство Вирусы”
Предмет, класс
Биология, 7класс
Тема урока,
№ урока по теме
Царство ВИРУСЫ.
Актуальность использования средств ИКТ
Обеспечение наглядности, освоение материала урока
Цель урока
Сформировать представление о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, о роли в жизни человека.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Раскрыть особенности
Строения вирусов, познакомить с историей открытия вирусов.
Развивать умение узнавать изученные организмы, обосновывать их принадлежность к определенной систематической группе.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point, экран.
Образовательные ресурсы Интернет
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
КМ Школы.
Цель
Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих.
Домашнее задание.
Длительность этапа
3 мин.
Основные виды деятельности преподавателя
Объяснение домашнего задания
Вступительное слово учителя
Настрой учащихся на работу, постановка целей урока
Стихийным злом эволюции назвали учёные сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения. Значение их огромно и многое ещё не известно об этих загадочных существах нашей планеты.
Тема урока.
Тема: «Царство ВИРУСЫ». (Слайд №1)
Изучение нового материала, проверка домашнего задания.
Цель
Длительность этапа
17 мин.
Вашим домашним заданием было подготовка сообщений на тему «История открытия вирусов», и «Известные болезни XX и XXI в.в. вызванные вирусами». Сообщение мы заслушаем в течении урока, а сейчас давайте посмотрим как богат и разнообразен мир вирусов.(Слайд№2)
Участие в беседе, сообщение учащихся «История открытия вирусов»,
Организация, обобщение, контроль усвоения
Из этого сообщения мы можем сделать вывод :
1)Вирусы, мельчайшие возбудители инфекционных болезней.
2)Зараженный сок растений, пропущенный через специальный фильтры, задерживающие бактерии, сохраняет способность вызывать то же заболевание у здоровых растений.
3)Практически все вирусы по своему размеру меньше, чем бактерии, величина вирусов варьируется от 20 до 300нм. (Слайд №3-4)
Все вирусы делятся на две большие группы ДНК-содержащие и РНК – содержащие. Они не имеют клеточного строения, представляют собой автономные генетические структуры , не способные , однако развиваться вне клетки.
Давайте рассмотрим химический состав вирусов.(Слайд №5).
Вирусы состоят из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК) и белковой оболочки. Белковая оболочка носит название капсид (от. лат. –вместилище). Сложноорганизованные вирусы имеют дополнительную оболочку – белковую или липопротеиновую. Их наружная оболочка является фрагментом ядерной или цитоплазматической мембраны клетки хозяина, из которой вирусы выходят во внеклеточную среду.
Взаимодействие вирусов и клетки. (Слайд №6).
По типу паразитирования вирусы делятся на 3 большие группы:
1)вирусы паразитирующие на бактериях(бактериофаги);
2)вирусы паразитирующие на растениях (вироиды)
состоят из одной, замкнутой в кольцо РНК;
3) вирусы паразитирующие на животных.(Слайд №7)
Механизм проникновения вируса в клетку делает инфекционный процесс специфичным. (так, вирус А или В проникает и размножается только в клетках печени.
А теперь давайте послушаем сообщения о таких вирусах. (сообщение учащихся «Вирус СПИДа», «Вирус Гепатита А и В», «Вирус Гриппа») слайд № 8-9.
Закрепление изученного материала
Цель
Длительность этапа
15 мин.
Форма организации деятельности учащихся
Слушатели
Репродуктивный: восприятие и фиксация материала
Промежуточный контроль
Вопросы модуля.
Устный контроль
Цель
Длительность этапа
5 мин.
Функции преподавателя на данном этапе
Контролирующие, оценочные
Основные виды деятельности преподавателя
Анализ результатов
Завершающий контроль
Выставление оценок в журнал и дневник
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_biologii_na_temu_quotcarstvo_virusyquot-28915.htm