Главные направления эволюции органического мира – биология

Презентация по биологии на тему “Главные направления эволюции органического мира” (9, 11 классы)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему “Главные направления эволюции органического мира” (9, 11 классы).

Выбранный для просмотра документ Главные направления эволюции органического мира 9, 11 классы.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Главные направления эволюции органического мира

2 слайд Описание слайда:

* сформировать знания об основных направлениях и путях эволюции органического мира. Цель урока:

3 слайд Описание слайда:

Биологическая эстафета Эволюция Ч. Дарвин Микроэволюция Макроэволюция Дивергенция Конвергенция Адаптация Изменчивость Наследственность Борьба за существование Естественный отбор

4 слайд Описание слайда:

Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов” Макроэволюция – это эволюция, в результате действия которой образуются систематические группы надвидового ранга (классы, типы и др.). А.Н. Северцов (1866 – 1936) И.И. Шмальгаузен (1884 – 1963)

5 слайд Описание слайда:

Биологический прогресс Биологический регресс Возрастание численности особей; Расширение ареала; Образование новых популяций, подвидов и видов. Уменьшение численности особей; Сужение ареала; Постепенное исчезновение вида. Повышение уровня приспособленности. Понижение уровня приспособленности ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

6 слайд Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К РЕГРЕССУ Абиотические Антропогенные Шерстистый носорог Дронт Странствующий голубь Мамонт Страус моа

7 слайд Описание слайда:

Катагенез – общая дегенерация (морфофизиологически регресс). Ароморфоз – арогенез (морфофизиологический прогресс). Аллогенез – идиоадаптация.

8 слайд Описание слайда:

В настоящее время, в состоянии биологического прогресса находятся покрытосеменные растения, насекомые, птицы и млекопитающие

9 слайд Описание слайда:

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА АРОМОРФОЗ ИДИОАДАПТАЦИЯ ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ крупное преобразование организмов, повышающее общий уровень организации. частные приспособления организмов к конкретным условиям среды. (Общий уровень организации не повышается). упрощение организмов в строении и функциониро вании. (Общий уровень организации понижается).

утрата паразитическими червями пищеварительной системы; утрата растениями- паразитами корней, листьев и другое. образование клетки; появление многоклеточности; появление фотосинтеза; появление легочного дыхания; появление хорды и др. клювы у птиц; окраска у животных; приспособления у растений к опылению; формирование соцветий; видоизменение побегов.

10 слайд Описание слайда:

Исчезающие виды Выхухоль Аполлон Колпица Дрофа Степной орел

11 слайд Описание слайда:

В эволюции скачок, Словно воздуха глоток – Новый способ размножения – Внутреннее оплодотворение. Прогресс будет? Не вопрос, Ведь это же ароморфоз

12 слайд Описание слайда:

Ароморфоз (по А.Н.Северцеву) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

13 слайд 14 слайд Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ИДИОАДАПТАЦИЙ Клювы птиц Полярная куропатка летом Полярная куропатка зимой

15 слайд Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ИДИОАДАПТАЦИЙ: появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных.

16 слайд Описание слайда:

Разнообразие форм идиоадаптации у рукокрылых

17 слайд Описание слайда:

Благодаря формированию различных идиоадаптаций, животные близких видов могут жить в самых различных географических зонах. Приведите примеры подобных идиоадаптаций

18 слайд Описание слайда:

ПРИМЕРЫ ОБЩЕЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ Бычий и свиной цепень Повилика Гиднора африканская

19 слайд Описание слайда:

Раффлезия, обитающая в тропиках, имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные – до 1 м в диаметре – цветки.

ПРИМЕРЫ ОБЩЕЙ ДЕГЕНЕРАЦИИ Раффлезия На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха – бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями. Заразиха

20 слайд Описание слайда:

Соотношение путей биологического прогресса (по А.Н.Северцеву): В природе все процессы эволюции идут непрерывно и одновременно, сочетаясь между собой и сменяя друг друга.

21 слайд Описание слайда:

Определите пути эволюционного процесса:

22 слайд Описание слайда:

Закрепление 1. По картинкам, приведенным на следующих слайдах, определите направления и пути эволюции. 2. Аргументируйте ответ.

23 слайд Описание слайда:

Цветковые (покрытосеменные) растения

24 слайд Описание слайда:

Шерстистый носорог Мамонт Саблезубый тигр Моа

25 слайд Описание слайда:

Аскарида

26 слайд 27 слайд Описание слайда:

Клетка Кровеносная система

28 слайд Описание слайда:

Домашнее задание параграф 45, страница 210 – 213, ответить на вопросы после параграфа.

29 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

30 слайд Описание слайда:

Интернет – ресурсы nsportal.ru›…prezentatsiya…glavnye-napravleniya ppt4web.ru›Презентации по Биологии›…-ehvoljucii1.htm prezentacii.com›Биологии›Основные направления эволюции pwpt.

ru›presentation…napravleniya…9_klass mirbiologii.ru›…napravleniya-evolyucii…klass.html uchportal.ru›Методические разработки›Уроки биологии geo-bio.ru›…napravleniya-evolyucii…po…9-klass.html myshared.

ru›slide/444697/

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_glavnye_napravleniya_evolyucii_organicheskogo_mira_9_11_klassy.-404091.htm

Главные направления эволюции органического мира

Ароморфоз – крупные, принципиальные адаптации приводящие группу на путь арогенеза, позволяющие заселять принципиально новые адаптивные зоны.

Ароморфоз характеризуется следующими признаками:

  1. Усложнением организации;
  2. Расширением области обитания;
  3. Повышением общей энергии жизнедеятельности;
  4. Приобретением большей независимости от окружающей среды.

Примером ароморфоза является так называемая гоминидная триада, включающая в себя: 1) становление бипедии; 2) возникновение человеческого типа кисти с противопоставлением большого пальца; 3) развитие маммалийного типа мозга, характеризующееся сильным развитием переднего мозга за счет новой коры и сложных комиссур между полушариями, за счет увеличения объема мозга (разрастание мозга в высоту и увеличение относительных размеров лобных долей) и усложнения его структуры.
Идеоадаптация – развитие группы внутри одной адаптивной зоны приводит к возникновению адаптаций одного итого же уровня.
Примером идеоадаптаций является приспособленность вида хоббит к скрытому образу жизни, выражающиеся в усилении развития органов чувств и координации движений.
Дегенерация – увеличение эффективности приспособления группы к определенному образу жизни.Крайний вариант аллогенеза, связанный с приспособлением группы к очень узким условиям обитания. Экологическая ниша хоббитов достаточно узка, оптимальным местом обитания для них является плодородная всхолмленная равнина. Рост хоббитов является дегенерацией к нормальному образу жизни.

Движущие силы антропогенеза:

Дарвин показал, что основные факторы эволюции органического мира, т. е. наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, приложимы и к эволюции человека.

Морфологические и физиологические преобразования наших обезьяноподобных предков правильнее будет называть антропоморфозом, т. к. вызвавший их основной фактор – труд – был специфичен только для эволюции человека.

Особенно важным было возникновение прямой походки.

Размеры и масса тел обезьян увеличились, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придавший ему гибкость, образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, упрочнился крестец, челюстной аппарат стал более легким и т. д.

Возникновение прямохождения, по мнению Ф. Энгельса и ранее Ч. Дарвина, стало решающим шагом на пути от обезьяны к человеку. В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия.

С самого начала труд был общественным, т. к. обезьяны жили стадами. Труд способствовал сплочению членов общества; они коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, учили приемам охоты и сохранения огня.

Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные мышцы, потерял свое биологическое значение, сделался бесполезным и постепенно исчез в процессе естественного отбора; по этой же причине переход от растительной пищи к смешанной привел к укорочению кишечника.

Применение огня помогало защищаться от холода и зверей.

При жизни обществом имелись большие возможности к общению друг с другом: совместная деятельность членов общества вызвала необходимость сигнализации жестами, звуками.

Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через непосредственное раздражение органов чувств – это первая сигнальная система. Но человек способен воспринимать сигналы словом – он обладает второй сигнальной системой.

Слово – важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.

Естественный отбор постепенно утратил значение в эволюции человеческого общества. Трудовые процессы изготовления орудий труда и предметов быта, членораздельная речь и жесты, мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств. Они же стимулировали совершенствование труда и речи.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь.

Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию.

Итак, движущими силами антропогенеза являлись биологические факторы (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление).

Человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в близком родстве. Это разные ветви общего родословного ствола.

Человеческие расы:

На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд, общественный образ жизни и характер труда. В настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность всех людей к одному виду указывают единство строения их черепа, мозга, стопы, наличие одних и тех же групп крови, легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.

Человечество делят на три большие расы: австрало-негроидную (экваториальную), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую).

Различия между расамизаключаются в морфологических особенностях: в цвете кожи, волос, глаз, форме носа, губ и т. п. Такие различия появились когда-то у людей в популяциях, живших в разнообразных природных условиях.

Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма против ярких лучей солнца; в курчавых волосах создаются воздушные прослойки, защищающие от жары. Светлая кожа европеоидов пропускает ультрафиолетовые лучи и этим предохраняет от рахита, узкий выступающий нос согревает вдыхаемый воздух.

Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны.

Наука о расах – расоведение- изучает происхождение рас, родственные отношения между ними, характерные признаки и условия среды, к которой исторически приурочена та или иная раса. Некоторые ученые проповедуют реакционное учение – расизм. Сущность егосостоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни – высшие, другие низшие.

Читайте также:  Многообразие и взаимоотношения животных - биология

К расистским теориям примыкает социальный дарвинизм, антинаучная реакционная теория о действии законов борьбы за существование и естественного отбора в человеческом обществе, подобно тому как они действуют во всей живой природе.

Социал-дарвинистысчитают, что современное общество предоставляет все возможности для естественного отбора биологически более ценных людей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/228036/glavnye-napravleniya-evolyutsii-organicheskogo-mira

Презентация 11 класс «Основные направления эволюции»

Слайд 1

Основные направления эволюцииАвтор Богданова О.А. учитель биологии и химии МБОУ «СОШ № 22» Г.Миасс

Слайд 2

Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся. Цели урока:

Слайд 3

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.”Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”.Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936)Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963)

Слайд 4

Направления органической эволюциипрогрессрегресс

Слайд 5

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС (ЛАТ. «ДВИЖЕНИЕ НАЗАД») Эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.Кто находится – специализированные, крупные формы. Динозавры, псилофиты.

Слайд 6

ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К РЕГРЕССУ

Слайд 7

КРИТЕРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РЕГРЕССАВымирание данной группы организмовСнижение численностиСужение ареалаПричина регресса – отставание в темпах эволюции данной группы организмов от скорости изменения внешней среды.Преобладает смертность

Слайд 8

В настоящее время на пути биологического регресса находятся почти все реликтовые формы. Среди растений это гинкго, секвойя, древовидные папоротники; среди животных — кистеперые и двоякодышащие рыбы.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС — эволюционное упрощение уровня организации живых систем, выражающееся в снижении разнообразия. В геологическом прошлом в результате биологического регресса вымерли трилобиты, гигантские ракоскорпионы, среди растений —древние папоротникообразные.

Антропогенное воздействие также может приводить к биологическому регрессу видов, что грозит их вымиранием.

Слайд 10

«Живые ископаемые»Это окаменелые останки гомеозавра – похожего на гаттерию животного, обитавшего 140 млн лет назад в той части нашей планеты, которая сегодня стала Европой

Слайд 15

Истребленные человекомСтранствующий голубьДронт Страус моа

Слайд 16

Исчезающие видыВыхухоль Аполлон Колпица Дрофа Степной орел

Слайд 17

Биологический прогресс (лат. «движение вперед»)Достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование. ( с упрощением или усложнением организации )Кто достигает – мелкие, плодовитые , формы, легко уживающиеся с человеком. Насекомые, цветковые растения, костистые рыбы, грызуны.

Слайд 20

Критерии биологического прогрессаУвеличение численности особей данной систематической группыРасширение ареалаАктивное образование новых видовПреобладает рождаемость

Слайд 21

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС — ЭВОЛЮЦИОННОЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ, РАЗНООБРАЗИЯ.

Слайд 22

ПУТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Слайд 24

АРОМОРФОЗ – это эволюционные изменения, приводящие к качественно новому уровню организации, но не к узкому приспособлению к внешней среде. Ароморфоз даёт возможность к переходу в новую среду обитания, способствует расширению популяции и её местообитания. Благодаря ароморфозу возникают новые крупные таксономические единицы: типы (отделы), классы.

Слайд 29

ИДИОАДАПТАЦИЯ – это представляет собой небольшие эволюционные изменения, выражающиеся в приспособлении к окружающим условиям обитания. Повышения уровня организации при этом не происходит. Благодаря идиоадаптации образуются мелкие таксономические группы: виды, роды, семейства

Слайд 33

ДЕГЕНЕРАЦИЯ – это ведёт к упрощению организации, нередко сопровождающейся потерей ряда органов. Очень часто дегенерация связана с переходом к паразитическому образу жизни (или сидячий, пещерный, почвенный) Благодаря дегенерации также образуются новые таксономические группы.

Слайд 35

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС, АРОМОРФОЗ, ИДИОАДАПТАЦИЯ, ДЕГЕНЕРАЦИЯ.Объясните термины

Слайд 36

Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции 1. Возникающие многоклеточных 2. Образование позвоночника 3. Образование пятипалых конечностей 4. Образование ластов 5. Образование цепкого хвоста (у обезьяны) 6.

Возникновение теплокровности 7. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня) 8.

Удлинение шеи у жирафа Проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: (Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Слайд 37

Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции 1. Возникающие многоклеточных А 2. Образование позвоночника А 3. Образование пятипалых конечностей И 4. Образование ластов И 5. Образование цепкого хвоста (у обезьяны) И 6. Возникновение теплокровности А 7. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня) Д 8. Удлинение шеи у жирафа И ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Источник: http://topslide.ru/biologija/osnovnyie-napravlieniia-evoliutsii

Главные направления эволюции органического мира

Главные направления эволюции органического мира

1 слайд

Главные направления эволюции органического мира Преподаватель биологии Е.А.Киргизова 2011г. ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно – промышленный техникум».

2 слайд

Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся. Цели

3 слайд

Повторение темы: «Вид. Критерии вида». Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение главных путей органической эволюции. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. План урока

4 слайд

Понятие вид и история его становления в биологии. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида. Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида. Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида. ( вопросы для повторения) Тема «Вид.Критерии вида»

5 слайд

Критерии вида Физиологический (сходство процессов, протекающих в организмах одного вида; не скрещиваемость разных видов) Морфологический ( сходство признаков внешнего строения у особей одного вида) Экологический (обитание особей одного вида в определённых, сходных экологических условиях) Генетический ( определённый набор хромосом у особей одного вида) Этологический (присущие только данному виду животных особенности поведения) Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Биохимический (сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида) Критерии вида

6 слайд

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936) Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963)

7 слайд

Направления эволюции Биологический прогресс. – Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала. Биологический регресс. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала.

9 слайд

Пути биологического прогресса

10 слайд

Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

11 слайд

Ароморфозы Архейской эры

12 слайд

Крупные Ароморфозы

13 слайд

Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

14 слайд

Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных

15 слайд

Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций

16 слайд

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация

17 слайд

С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов

18 слайд

Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни. Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики Ракообразные паразиты рыб. Дегенеративные изменения организмов

19 слайд

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации

20 слайд

Трубчатые черви. Волосатик – паразит насекомых Мшанка ползучая Общая дегенерация

22 слайд

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз – возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация – это приспособления живого мира к окружающей среде. Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций.

Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

23 слайд

Воздействие человека на природу

24 слайд

Влияние антропогенного фактора

25 слайд

Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Уничтожение лесов. Изменение состояния почв. Опустынивание. Потеря биоразнообразия и др. Глобальные экологические проблемы

26 слайд

Биологический прогресс, Биологический регресс, Ароморфоз, Идиоадаптация, Дегенерация. Объясните термины

27 слайд

А) Б) В) Г) Д) Е) Найдите соотношения понятий и рисунков

28 слайд

Характеристика биологического прогресса и биологического регресса

29 слайд

Заполнить таблицу: «Характеристика биологического прогресса и биологического регресса». § 52, стр.176 -180 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Записи в тетради. Домашнее задание

30 слайд

Урок № 24 Тема урока: «Главные направления эволюции органического мира». План урока: Опорные знания по теме: «Вид. Критерии вида». Изучаем новое: Основная мысль темы: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов» 2.1 Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. 2.

2 Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. 2.3 Соотношение главных путей органической эволюции. 2.4 Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. Основные понятия: эволюция, биологический регресс, биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Литература: § 52, стр.

Читайте также:  Скелет человека - биология

176 -180 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Карточка обучающегося

31 слайд

Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии.

Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

Литература

32 слайд

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Источник: http://uslide.ru/biologiya/16386-glavnie-napravleniya-evolyucii-organicheskogo-mira.html

Макроэволюция. Направления и пути эволюции

Основные направления эволюционного процесса. Анализ проблемы прогрессивной эволюции осуществил российский ученый А.Н. Северцов.

Прежде всего, А.Н. Северцов предложил различать биологический прогресс и морфофизиологический прогресс.

Биологический прогресс – это просто определенный успех той или иной группы живых организмов в жизни: высокая численность, большое видовое разнообразие, широкая область распространение.

Морфофизиологический прогресс – это появление качественно новых, более сложных форм жизни в присутствии уже существующих, вполне сформировавшихся групп. Так, например, многоклеточные организмы появились в мире, населенном одноклеточными, а млекопитающие и птицы в мире, населенном рептилиями.

По мнению А.Н. Северцева биологический прогресс может быть достигнут тремя путями:

Ароморфозы.

 Приобретение прогрессивных особенностей строения, выводящих ту или иную группу организмов на качественно новый уровень Именно путем ароморфозов возникают крупные таксономические группы – роды, семейства, отряды и т.д. Примерами ароморфозов могут служить возникновение фотосинтеза, возникновение полости тела, многоклеточности, кровеносной и других систем органов, и т.д.

Идиоадаптации, частные приспособления, не носящие принципиального характера, но позволяющие преуспеть в определенной, более или менее узкой среде. Примеры идиоадаптаций: форма и окраска тела, приспособленность конечностей насекомых и млекопитающих к жизни в определенной среде обитания и т.д.

Дегенерация, упрощение строения, переход в более простую среду обитания, потеря уже существующих приспособлений.

Примерами дегенераций могут служить: потеря кишечника ленточными червями, потеря стебля у ряски.

Наряду с биологическим прогрессом используется понятие биологический регресс. Биологическим регрессом называют сокращение численности, видового разнообразия, области распространения той или иной группы организмов.

Предельным случаем биологического регресса является вымирание той или иной группы организмов.

Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Эволюция растений. Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами.

Высокая скорость размножения привела к возникновению конкуренции за пищу, а следовательно к дивергенции. Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию – сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу.

Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные растения (зеленые, бурые и красные водоросли), а так же грибы.

Основные условия и этапы эволюции растений. В связи с образованием почвенного субстрата на суше растения стали выходить на сушу. Первыми были псилофиты.

От них возникла целая группа наземных растений – мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами. От семенных папоротников произошли голосеменные растения. Размножение семенами освободило половой процесс у растений от зависимости от водной среды.

Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита.

В каменноугольном периоде палеозойской эры древовидные папоротникообразные образовали каменноугольные леса.

После общего похолодания климата господствующей группой растений стали голосеменные растения. Затем начинается расцвет покрытосеменных цветковых растений продолжающийся до сего дня.

Основные особенности эволюции растительного мира.

– Переход к преобладанию спорофита над гаметофитом.

– Развитие женского заростка на материнском растении.

– Переход от оплодотворения в воде к независимомому от водной среды опылению и оплодотворению.

– Расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей.

– Совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых.

– Развитие зародышевого мешка для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды.

– Возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.

Эволюция животных. Предполагается, что животные произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.

Наиболее древними животными были губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты. Затем появляются моллюски. Позже начинается расцвет рыб, сначала их бесчелюстных предков, а затем и рыб, обладавших челюстями.

От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных.

Из этой группы рыб возникли амфибии, а затем и другие классы позвоночных.

Наиболее древние амфибии, жившие в девоне, – ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.

От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появлению покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий, предположительно, выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.

Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основными прогрессивными биологическими особенностями млекопитающих стали вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.

Основные особенности эволюции животного мира. Эволюция животных характеризуется дифференциацией клеток и тканей по строению и функциям, специализацией органов и систем органов.

Свобода перемещения и способы добывания пищи (заглатывание кусков) определили выработку сложных механизмов поведения. Внешняя среда, колебания ее факторов оказывали меньшее влияние на животных, чем на растения, т.к. у животных развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма.

Важным этапом эволюционного развития животных стало возникновение твердого скелета. У беспозвоночных сформировался наружный скелет, – иглокожие, членистоногие, моллюски; у позвоночных появился внутренний скелет. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что, в отличии от наружнего скелета он не ограничивает увеличения размеров тела.

Прогрессивное развитие нервной системы, стало основой для возникновения системы условных рефлексов.

Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.

А1. Крупные генетические перестройки, приводящие к повышению уровня организации, называются

1) идиоадаптациями 3) ароморфозами

2) дегенерацией 4) дивергенцией

А2. Предки какого типа современных животных имели внутренний скелет?

1) кишечнополостных 3) моллюсков

2) хордовых 4) членистоногих

А3. Папоротники эволюционно прогрессивнее мохообразных потому, что у них появились

1) стебли и листья 3) органы

2) споры 4) проводящие системы

А4. К ароморфозам растений можно отнести возникновение

1) окраски цветка

2) семени

3) соцветий

4) вегетативного размножения

А5. Какие факторы обеспечили пресмыкающимся расцвет на суше?

1) полное разделение артериальной и венозной крови

2) яйцеживорождение, способность жить в двух средах

3) развитие яйца на суше, пятипалые конечности, легкие

4) развитая кора головного мозга

А6. Идея биологической эволюции органического мира согласуется с представлениями о

1) мутационном процессе

2) наследовании приобретенных признаков

3) божественном творении мира

4) стремлении организмов к прогрессу

А7. Теорию стабилизирующего отбора разработал

1) В.И. Сукачев

2) А.Н. Северцов

3) И.И. Шмальгаузен

4) Е.Н. Павловский

А8. Примером идиоадаптации можно считать возникновение:

1) шерсти у млекопитающих

2) второй сигнальной системы у человека

3) длинных ног у гепарда

4) челюстей у рыб

А9. Примером ароморфоза можно считать возникновение

перьев у птиц

красивого хвоста у павлина

крепкого клюва у дятла

длинных ног у цапли

А10. Укажите пример идиоадаптации у млекопитающих.

1) возникновение плаценты

2) развитие шерсти и волос

3) теплокровность

4) мимикрия

В1. К ароморфозам растений относится появление

1) семени

2) корнеклубней

3) ветвистых побегов

4) проводящих тканей

5) двойного оплодотворения

6) сложных листьев

В2. Установите последовательность возникновения эволюционных идей

A) идея изменяемости видов

Б) идея божественного творения видов

B) признание факта эволюционного развития

Г) появление синтетической теории эволюции

Д) выяснение механизмов эволюционного процесса Е) эмбриологические доказательства эволюции

С1. Что устанавливает закон Мюллера-Геккеля?

С2. Почему малочисленные виды подлежат охране, а многочисленные нет?

 Часть А. А1 – 3. А2 – 2. А3 – 4. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 4.

Часть В. В1 – 1, 4, 5. В2 – Б, А, В, Д, Е, Г. В3 А – 1; Б – 1; В – 2; Г – 2; Д – 3; Е – 1; Ж – 1; 3 – 2; И – 3; К – 2.

Часть С. С1 Закон устанавливает взаимосвязь индивидуального и исторического развития организмов. Закон утверждает, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Так как закон иллюстрируется на примере развития эмбрионов хордовых, то он показывает, что в период эмбрионального развития зародыши животных хордовых повторяют на определенных стадиях историю развития своего класса, типа. Филогенез, т.е.

историческое развитие представляет собой ряд различных систематических групп организмов.

С2 Чем многочисленнее вид, тем разнообразнее его генофонд. Разнообразие генофонда при свободном скрещивании особей выявляет больше полезных признаков, которые подвергаются отбору и закрепляются.

Многочисленные виды занимают большие ареалы и шире распространены.

Генофонд малочисленных видов менее разнообразен, их ареалы ограничены, в их популяциях высока доля гомозиготных генотипов, в том числе и летальных.

Источник: http://bbiology7.blogspot.com/p/blog-page_70.html

Конспект урока по теме: «Главные направления органической эволюции»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901

учитель биологии Алексеева Зинаида Ивановна

План – конспект урока по теме:

«Главные направления органической эволюции».

Биологический прогресс и регресс в эволюции.

Читайте также:  Обмен веществ - биология

Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. 11 класс

адачи:

  • Сформировать знания о макроэволюции;

  • Раскрыть основные направления эволюции;

  • Дать понятия главных направлений эволюции, способов осуществления макроэволюции

Методы: репродуктивные

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Вид урока: лекция

Ход урока

Организационный момент

  • Приветствие

  • Подготовка к работе

  • Проверка наличия учащихся

  1. Изучение нового материала.

Лекция на тему: Макроэволюция. Главные направления прогрессивной эволюции

  1. Подведение итогов урока.

  2. Задание на дом.

План лекции:

  1. Сущность макроэволюции;

  2. Способы осуществления макроэволюции:

– дивергенция;

– конвергенция

– параллелизм

3) Роль прогресса и регресса в эволюции

4) Пути достижения биологического прогресса

5) Правила эволюции

  1. Макроэволюция – надвидовая эволюция, в ходе которой виды ещё больше обособляются друг от друга, образуя более крупные систематические группы. Так, виды пшеница твёрдая, мягкая, однозернянка и другие образуют род пшеница, а пшеница, рожь и ячмень составляют семейство злаковых.

    Все представители семейства произошли от какого-то одного общего предка в результате микроэволюции, осуществлённой в популяциях этого предка.

    Для воссоздания макроэволюции одновременно используются данные сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии, благодаря чему было выявлено происхождение пшеницы, кукурузы и др; в животном мире – современной лошади и слона.

    Между микро – и макроэволюцией нет резкой грани, так как процесс микроэволюции, вызывающий дивергенцию популяций, продолжается без перерыва и на микроэволюционном уровне внутри вновь возникающих форм.

  2. Способы осуществления макроэволюции. Основной способ – дивергенция – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающие под действием изменчивости, закреплённое наследственно и сохранённое естественным отбором. Общая закономерность эволюции, приводящая к образованию новых видов, родов, классов и т. д.

    Примером дивергенции является возникновение разнообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предков видов на Галапагосских островах. Механизм дивергенции основан на эволюционных факторах.

    В результате мутации, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора, в какой-то момент эволюции накопившиеся различия окажутся настолько значительными, что приведут к распаду исходного вида на два и более дочерних. Второй способ осуществления макроэволюции – параллелизм.

    Это процесс эволюционного развития в сходном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп. Пример – развитие саблезубости у представителей разных подсемейств кошачьих.

    Третий способ – конвергенция – сближение признаков в пределах разных систематических групп живых организмов, возникающее при действии относительно одинаковых условий существования в ходе естественного отбора. Так, рыба акула, ископаемое пресмыкающееся ихтиозавр и млекопитающее дельфин имеют одинаковую форму тела, поскольку одинакова среда их обитания – водная. При конвергентном развитии сходство между неродственными организмами бывает только внешним. При конвергентном способе эволюции возникают аналогичные органы.

  3. Прогресс и его роль в эволюции. Этой проблемой занимался А.Н.Северцов. учение о прогрессе в эволюции было в дальнейшем развито его учеником И.И.Шмальгаузеном.

    Процесс эволюции идёт непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Такое возрастание приспособляемости организмов к окружающей среде А.Н.

    Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологического прогресса являются:

а) увеличение численности;

б) расширение ареала;

в) повышение темпов внутривидовой изменчивости.

Биологический прогресс – результат успеха вида в борьбе за существование.

Биологический регресс – явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками:

а) снижением численности особей;

б) сужением ареала;

в) уменьшением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели и в конечном счёте свидетельствует об угасании вида.

В настоящее время виды, подвергшиеся биологическому регрессу, находятся под охраной человека. К числу исчезающих видов можно отнести уссурийского тигра и пятнистого оленя, ехидну и утконоса.

Вымирание вида означает, что навсегда утратятся гены, которыми человек мог бы воспользоваться для восстановления его или для селекции, а в конечном счёте беднеет генофонд Земли.

— Предлагаю учащимся проанализировать данный материал и заполнить таблицу

Биологический прогресс и биологический регресс

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Высокая

Низкая

Количество популяций вида

Большое, образуются новые популяции

Небольшое, происходит сокращение числа популяций

Соотношение рождаемости и смертности в популяциях

Преобладает рождаемость

Преобладает смертность

Ареал вида

Расширяется

Сужается

Состояние надвидовых таксонов

Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т. д.

Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один, два рода и т. д.

Биологический прогресс достигается различными путями.

Арогенез– путь развития групп организмов с выходом в другую адаптивную зону, под влиянием приобретённых новых приспособлений.

Такой путь достижения биологического прогресса А.Н.Северцов определил как ароморфоз, или морфофизиологический прогресс. Примером может служить половая дифференцировка, переход на лёгочное дыхание и другое.

Ароморфоз означает усложнение организации, которое сохраняется при дальнейшей эволюции и приводит к возникновению новых крупных систематических групп.

Крупные ароморфозы дали возможность освоить животным новые среды обитания и источники питания. Это привело к перестройке общего уровня организации.

В результате ароморфозов в процессе эволюции возникли новые типы животных, отделы растений, их классы.

— Аллогенез – направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остаётся прежними. Такие частные приспособления называются идиоадаптациями.

Идиоадаптации возникают после ароморфоза, когда группа организмов заняла новую среду обитания и начались приспособительные изменения у отдельных популяций. Поэтому все популяционные, видовые, родовые особенности растений и животных относятся к идиоадаптациям. Примером могут служить различные формы тела рыб, цвета оперения у птиц, приспособления к опылениям у цветковых растений.

— Катагенез – особый путь развития эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и резким упрощением строения и образа жизни.

Этот путь достижения биологического прогресса А.Н.Северцов назвал «общей дегенерацией». Примером служат паразитические ленточные черви, утратившие пищеварительную систему.

— Предлагаю учащимся заполнить таблицу совместно по результатам лекции:

Пути достижения биологического прогресса

Признак

Ароморфоз

Идиоадаптация

Общая дегенерация

Какими преобразованиями сопровождаются

Усложнения строения и функций, не являющееся приспособлением к условиям среды, но носящее самый общий характер. Даёт возможность расширять использование условий внешней среды.

Частные приспособления к специфическим условиям среды.

Приспособления к долее простым условиям существования: упрощение организации, возникновение приспособлений.

Изменение общего уровня организации

Повышается

Сохраняется

Понижается

Уровень осуществления эволюции

Выход в другую адаптивную зону

В пределах одной адаптивной зоны

Как в пределах, так и с выходом в другую зону

Уровень возникающих таксономических различий

Как правило, не ниже класса

Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид. Приводит к увеличению видового разнообраз

Таксоны невысокого ранга – семейство, род, вид.

Возникновение эукариотической клетки, многоклеточности, автотрофности. Появление пучков поперечнополосатых мышц у членистионогих; появление челюстей у позвоночных, теплокровности, совершенствование отделов головного мозга.

Покровительственная окраска животных, возникновение ластов у морских млекопитающих, видоизменения вегетативных органов растений, соответствие строения цветков размерам тела насекомых – опылителей.

Утрата корней и листьев растениями – паразитами, развитие приспособлений к паразитированию. Исчезновение органов чувств и пищеварительной системы у паразитических червей, появление у них присосок и крючков, огромная плодовитость паразитов.

В эволюции происходит закономерная смена одних направлений другими.

Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)

  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)

  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.

  4. Происхождение от неспециализированных предков

  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)

  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.

  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)

Закрепление:

Ответить на вопросы:

  • Что такое биологический прогресс?

  • Какие существуют основные направления эволюции организмов?

  • Что является следствием биологического прогресса?

  • Что такое биологический регресс?

  • Чем характеризуется биологический регресс?

  • Что является следствием биологического регресса?

Подведение итогов урока,

выставление оценок за работу на уроке.

Задание на дом:

Изучить конспект лекции; Читать с. 416 – 421; ответить на вопросы.

  1. Урок

    … – конспект урока по изобразительному искусству … информационных технологий. Тема урока: «Плакат … в результате эволюции от шрифтовых … представителям этого направления относятся такие … изображению, а органически входить в … и убедительно. Главное в композиции – …

  2. Конспект

    … область Конспект урока по биологии … эволюция идет по трем направлениям Метисация Как повлияет, по … знаний по теме Индивидуальная … эволюции органического мира 2. Биологические факторы антропогенеза 3. Социальные факторы антропогенеза. 4. Главная

  3. Рабочая учебная программа

    … -ка» 3. Составление конспекта урока 4. Работа в группах 42, 43 Итоговый урок по теме «Биосфера, ее структура … ) ; в) раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. Оборудование: пинцеты, лупы, тетради для …

  4. Конспект лекций

    … аспектов человеческой эволюции и исследованиями в области медицинской эпидемиоло¬гии и иммунологии. Первое направление исследований … звене главная роль в эко¬логическом образовании отводится теме «Естествознание» с при¬влечением задач по

  5. Урок

    … первичное органическое вещество, главным образом, … усложнения в ходе эволюции. ТИП УРОКА: комбинированный. … урока по конспекту в тетради. С. 144–148. УРОК 39 (14) ТЕМА: «Класс Паукообразные» ЦЕЛИ УРОКА … а в обратном направлении выводятся продукты обмена …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/89872.html

Ссылка на основную публикацию