Видоизменения побегов, биология

 
Видоизменения побегов, Биология
 

Рисунок — один из наиболее часто встречающихся вопросов по органам растений как в ОГЭ, так и в ЕГЭ по биологии, так что вопрос важный, его нужно подробно разобрать

Побег — это вегетативный, надземный орган — стебель с листьями и почками. Он начинает развиваться еще в зародыше семени.

Зачем вообще нужны в природе видоизменения побегов? Обычно, это означает наличие каких-то дополнительных функций

Видоизменение побега Функции Примеры
Колючки Защита растения от  животных и запасание воды Боярышник, облепиха, лимон, гранат, грейпфрут,

Видоизменения побегов, Биология 

Есть еще другие виды колючек, при этом этом они не являются видоизменениями побегов!

  • колючки барбариса, кактуса и чертополоха — видоизменения листа, дополнительная функция — запасание воды
  • колючки розы и шиповника — это видоизменения коры, эпидермиса

 
Видоизменения побегов, Биология
 

Получается, что все это — органы — аналоги

Видоизменение побега Функции Примеры
Усы
(надземные столоны)
дополнительная опора, крепление растения; вегетативное размножение, расширение территории огурец, земляника

 
Усики гороха — видоизменения листьев ( т.е. усы земляники и усики гороха — опять аналоги)
 

Видоизменения побегов, Биология

 

Видоизменение побега Функции Примеры
  • Клубень
  • Луковица
  • (подземные столоны)
запас питательных веществ, расселение и  размножение картофель, морковь, свекла, редис, репа, лук

Довольно часто можно встретить название «корнеплод», и оно довольно сильно вводит в заблуждение — то ли это корень, то ли это плод растения…
Название пошло от людей, выращивающих эти растения для еды, отсюда и часть слова «плод», а т.к. находится клубень под землей, то его приравняли к корню.

Видоизменения побегов, Биология

В формировании клубня корень, действительно, немного участвует, это его верхняя часть, если можно так сказать, но главный признак того, что это все же видоизменение побега — позеленение на свету, т.е. наличие хлоропластов.

  1.  
    Видоизменения побегов, Биология
     
  2. Корневище — еще одно видоизменение побега — было подробно рассмотрено здесь
  3. Еще одно очень интересное видоизменение — кочан капусты

 

Кочан-это  видоизмененная гигантская листовая почка. Кочерыга внутри-это  обычный зачаточный стебель с конусом нарастания и боковыми зачаточными почками на нем

 
Видоизменения побегов, Биология

Обсуждение: “Видоизменения побегов”

(Правила комментирования)

Решу егэ

Сайты, меню, вход, новости

' Всего: 47    1–20 | 21–40 | 41–47

Добавить в вариант

Задания Д11 № 19813

  • Какой орган растения показан на рисунке?
  • 1) спороносный колос
  • 2) собрание видоизменённых побегов
  • 3) плод
  • 4) собрание плодов (соплодие)

Пояснение.

На рисунке изображена шишка голосеменного растения (ели).

У голосеменных растений микро- и мегаспорофиллы (спороносные листья) образуют стробилы (шишки) – собрания спорофиллов на общей оси. У большинства голосеменных стробилы однополые. Стробилы, образованные только из микроспорофиллов, называются микростробилами, а из мегаспорофиллов – мегастробилами. Стробилы могут быть одиночными, как у многих саговников, но чаще образуют собрания.

Ответ: 2

Ответ: 2

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма

Задание 23 № 22971

Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.

Пояснение.

1. А – колючка боярышника; Б – ус винограда — Гомологичные органы — органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их — результат дивергенции.

2. Метод изучения эволюции относят к сравнительно-анатомическим (сравнительно-морфологическим).

3. А – колючка боярышника; Б – ус винограда — это видоизменения побега.

  1. Функция колючек боярышника — защита от поедания животными.
  2. Функция уса винограда — дополнительная опора, крепление растения.
  3. Примечание.
  4. Дивергенция — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции.
  5. Внимание!

В первоисточнике буквой А назван барбарис, но у барбариса – колючка – это видоизмененный лист. И рисунок представлен боярышника – у барбариса на укороченных побегах развиваются нормальные листья (несколько), на удлинённых вместо листьев — колючки.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма, 6.3 Доказательства эволюции живой природы

Задание 9 № 15973

Выберите три правильных ответа из шести. Что из перечисленного является видоизменением корней?

  • 1) клубень картофеля
  • 2) корнеплод свёклы
  • 3) луковица тюльпана
  • 4) клубенёк фасоли
  • 5) кочан капусты
  • 6) микориза осин

Пояснение.

Клубень картофеля, луковица тюльпана, кочан капусты — это видоизменение побегов. Корнеплод свеклы, клубеньки на корнях бобовых — это видоизменения корней.

Микориза — симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания. Эктотрофная микориза — микориза, при которой мицелий гриба образует внешний чехол вокруг корня. Эндотрофная микориза — микориза, при которой весь мицелий находится внутри клеток корня.

  1. Ответ: 246.
  2. Примечание.
  3. Составители вопроса отнесли микоризу осин к видоизменениям корня.

Ответ: 246

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма

Всего: 47    1–20 | 21–40 | 41–47
Наверх

Многообразие побегов и листьев. Листопад. – Бионичка

виды побегов и их видоизменения.pptПобег является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья. Побег наиболее изменчивый по внешнему виду структурный элемент растения.

Видоизмененный побег представляет собой орган растения, у которого форма и функция стебля, почек и листьев необратимо изменены в процессе эволюционных приспособлений к определенным условиям существования организма. У культурных растений видоизменение побега обусловлено вмешательством человека.

Метаморфозы побега могут быть как незначительными, так и существенными – до сильно измененных форм растений. Метаморфозам подвергаются как главные, так и боковые побеги, а также почки и листья.Основные типы побегов зеленых растений – надземные и подземные. Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья.

Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику. Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения.К видоизменениям надземных побегов относят колючки, усики, кладодии, филлокладии.

В некоторых случаях у растения видоизменяется не весь побег, а только его листья, а метаморфозы внешне похожи на таковые побега в целом (усики, колючки).

Колючка является одревесневшим укороченным побегом без листьев с острой верхушкой. Роль колючек происхождения из побега, в основном, защитная.

Читайте также:  Цитологические основы дигибридного скрещивания, Биология

Такие колючки есть у дикой яблони, крушины слабительной, дикой груши. У гледичии толстые ветвистые колючки появляются на стволах из спящих почек. Колючки боярышника также формируются из пазушных почек листьев и находятся там, где у других растений располагаются боковые побеги.

Усик – это побег метамерной структуры без листьев, имеющий жгутовидную форму с разветвлениями или без них. Благодаря наличию стеблевых усиков, растение получает дополнительную опору.

Выпрямленный участок усика без разветвлений является первым междоузлием пазушного побега, а закрученный более тонкий участок является видоизмененным листом. Усики развиваются у растений, которые не способны самостоятельно находиться в вертикальном положении.

Усики есть у страстоцвета голубого, винограда, у многих представителей семейства Тыквенные (тыква, арбуз, дыня, огурец).

Кладодий представляет собой боковой побег, подвергшийся видоизменению, который способен к продолжительному росту и имеющий зеленые уплощенные длинные стебли, берущие на себя функции листьев.

Кладодий выполняет функцию фотосинтеза, так как под эпидермой расположены отлично развитые хлорофиллоносные клетки.

К группе растений, имеющих кладодий, относят кактус-декабрист, опунцию, мюленбекию плоскоцветочную, кармихелию южную.

Филлокладий является видоизмененным плоским листовидным боковым побегом, который имеет ограниченный рост и выполняет роль листа в жизни растения.

Боковые почки побега дают начало филлокладиям, в связи с чем, филлокладии всегда расположены в пазухах маленьких чешуевидных или пленчатых листьев. Такие видоизмененные побеги выполняют функцию фотосинтеза, поэтому внешне выглядят как листья.

Их рост ограничен, а метамерной структуры строения нет. Филлокладии присущи таким растениям, как филлантус, смела, иглица, некоторым представителям рода Спаржа.

Видоизмененные подземные побеги – это корневище, каудекс, луковица, клубнелуковица, подземные клубень и столон.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды.

Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище (ризом) является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений.

Каудекс представляет собой многолетнюю структуру, происходящую из побега, характерную для многолетних трав и полукустарников со стержневой корневой системой.

Каудекс наряду с корнем является местом накопления запасных питательных веществ и имеет на себе много почек.

Растения, имеющие каудекс, – это люпины и люцерны из Бобовых, бедренец и ферула из Зонтичных, одуванчик, полыни из Сложноцветных.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.

Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев. Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника.

Подземный столон представляет собой однолетний длинный подземный побег. Этот тонкий побег с недоразвитыми чешуевидными листьями имеет на утолщенном конце клубень или луковицу с запасом органических веществ. Подземные столоны формируются у картофеля, адоксы, седмичника.

Подземный клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.

Многообразие побегов и листьев. Листопад

Тема: Видоизменения побегов

  • Класс: 6
  • План-конспект урока
  • Тема: Видоизменения побегов.
  • Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.
  • Задачи:
  • Образовательные (познавательные УУД):
  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование: компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем  наш урок. Урок у нас необычный. Проведем мы его в форме игры

 (Учитель читает сказку)  

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1461180821.ppt (Видоизмененные побеги)  

(слайд 1) В некотором царстве, в растительном государстве  жили разные растения Все они жили дружно, радовались солнцу ,но напал на них царь Слизняк и захватил их в плен.Часть он оставил жить в деревне и работать на него,а непокорных заточил в подземелье. Там оказались братья Корневище и Клубень и их сестра – Луковица.

Собрался цветочный народ и стал думать, как же спасти и доказать , что братья Корневище и Клубень и их сестричка Луковица, такие же как они. Один из жителей предложил: «Надо идти к тетушке Знание, она даст нам ключ от подземелья, но она живет далеко , надо пройти много препятствий .

А готовы ли мы к этому? Давайте выберем самых умных, смелых, находчивых» А мы ребята поможем жителям цветочного государства?. Для этого давайте вспомним (задает вопросы)

Читайте также:  Экологические законы природопользования, Биология

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений

1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?

 2.  Что такое побег? Из каких частей он состоит?

  1. 3.Основной надземный орган растения – это … 
  2. 4.Он состоит из осевой  части, которая называется … 
  3. 5.К боковым частям побега относятся … 
  4. 6.Новый побег развивается из … 
  5. 7.Главный признак, отличающий побег от корня … 
  6.  Я убедилась в том, что вы знаете  строение побега.
  7. 3. Мотивация

На нашем пути препятствие – болото, но на нем кочки с  загадками, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация  слайд 2.3.4))

1. Он от мыши полевой, Скрылся в землю с головой, Сверху лишь тугие стрелы, К солнцу тянутся умело. Лечит от семи недуг,

Всем полезный спелый… (Лук)

2.. На Грядках Кустиком цветёт, А клубнями в земле растёт. Мы копаем понемножку…

Собираем что? …(Картошку)

3.Я — травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету  (Ирис)

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса– корневище.  Клубень, корневище, луковица, как вы считаете,  какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют – видоизмененные побеги.

 Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица –  это побеги?  

4. Целепологание и   формулировка темы урока.  Следовательно, каковы  цели  урока?

– Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?

Запишите тему урока: «Видоизменения побегов».  (слайд 5)

5. Первичное усвоение новых знаний  На нашем пути камень .На нем написано: «Иди на право …,на лево…, прямо… и встречаемся у…». Делимся на группы и выполняем лабораторную работу    Инструктивная карточка 1 Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

  • Лабораторная работа
  • «Изучение строения луковицы»
  • Цель: изучить строение подземного побега-луковицы
  • Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.
  • Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Рассмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.Зарисуйте в тетради внутреннее строение луковицы. Подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице  и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица – это видоизмененный побег, так как__________________________________________

Группа II. Инструктивная карточка 2

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

  1.  Лабораторная работа «Изучение строения клубня»
  2. Цель: изучить строение подземного побега-клубня
  3. Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.
  4. Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2.Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля в тетрадь. Подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

3. Ответьте на вопрос: Что такое  глазки? Какую они выполняют функцию 4.Сформулируйте вывод: Клубень – это видоизмененный побег, так как_______________________________________________

Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника.

Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

  • Группа III. Лабораторная работа «Изучение строения корневища»
  • Цель: изучить строение подземного побега-корневища.
  • Оборудование:  лупа, корневищное растение ириса.
  • Ход работы:

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на корневище  узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище  – это видоизмененный побег, так как_________________________________________

6. Закрепление нового  Мы встретились с вами .Какие у вас были задания? 1. Обсуждение результатов.

1. Корневище.

Вопросы:

        1. Откуда корневище получило свое название

        2. Как отличить корневище от корня?

        3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

2. Клубень.

        1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

2.Какие части вы обозначили у клубня?

        3. А как называются почки у клубня?

3. Луковица.

        1. Что общего у луковицы с побегом?

Ученики заполняют таблицу слайд 7

Видоизмененный побег Части побега Примеры растений
Корневище стебель, листья (чешуйки) и почки   черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш
 Луковица  укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные) почки.  Тульпан, чеснок
Клубень Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля Картофель,батат

7. Релаксация.физкультминутка.

 Мы долго шли по лесу, искали тетушку Знание (смотрим в даль), и нашли ее– вот она(смотрим друг на друга) ,ура (подняли руки вверх и опустили.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. МЫ дошли до тетушки Знание . « Я должна быть уверена , что вы все сделали верно ,и прошли все испытания и последнее вам задание и я дам вам ключ от подземелья» Выполняют тест.

  1.   1.Главная функция видоизменённых побегов:
  2.    А) фотосинтез
  3.     Б) накопление питательных веществ
  4.      В) поглощение воды
  5.      Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

  •      А) стебель
  •      Б) почки и листья
  •      В)стебель и почки
  •      Г) почки
  • 3.На поперечном срезе клубня есть:
  •     А) только кора
  •     Б) древесина , сердцевина
  •     В) только сердцевина
  •     Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

  1.  А) листья
  2.    Б) почки
  3.    В)листья,почки,стебель
  4.    Г) почки и листья
  5. 5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:
  6.    А) не имеют листьев
  7.    В) не имеют почек
  8. Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а  (слайд 8)
  9.                   Критерии оценивания 
  10. “5”- нет  ошибок   “4” -1 ошибка  “3” – 2 ошибки  “2” – 3 и более ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 6. Информация о домашнем задании. (слайд 9)

  • §32
  •  Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.
  • 7. Рефлексия  (слайд 10 )«Напиши мне (просьба тетушки Знание ) »

1. Все ли нам удалось сделать на уроке?

2. Было ли вам интересно на занятии?

Читайте также:  Ботаника - что это такое?

3Смогли ли мы доказать, что братья Корневище, Клубень и сестрица Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________

Видоизменения побегов. Ответы на вопросы

Видоизменения побегов. Ответы на вопросы

Вопрос 1. Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.

Различают следующие видоизмененные подземные побеги: 1) корневища (у крапивы, пырея, ириса, ландыша); 2) клубни (у картофеля, хохлатки, кормового растения топинамбура); 3) луковицы (у лука репчатого, лилии, тюльпана, нарцисса, дикорастущего гусиного лука)

Вопрос 2. Как отличить корневище от корня?

По внешнему виду корневище напоминает корень, но отличается от него наличием чешуевидных листьев, листовых следов (рубцов от опавших листьев), почек, а также отсутствием корневого чех- лика.

Вопрос 3. Как развивается клубень картофеля?

Из листьев картофеля через стебли в подземные побеги (столоны) постоянно оттекают органические вещества и в виде крахмала откладываются в верхушках столонов. Верхушки столонов растут, утолщаются и к осени превращаются в крупные клубни.

Вопрос 4. Почему клубень картофеля следует считать побегом?

Клубень картофеля следует считать побегом потому, что он, как и побег, образован стеблем, выполняющим запасающую функцию, имеет почки (глазки) и чешуевидные листья.

Вопрос 5. Какое строение имеет луковица?

В нижней части луковицы, например репчатого лука, расположен почти плоский стебель — донце. От донца отходят придаточные корни и видоизмененные листья (чешуи). Наружные листья — чешуи — сухие и кожистые, они выполняют защитную функцию; внутренние — мясистые и сочные, в них откладываются питательные вещества. В пазухах чешуи имеются пазушные почки.

Вопрос 6 . Как доказать, что корневище и луковица – это видоизмененные побеги?

Внешне корневище напоминает корень, но у него, как у наземного побега, имеются верхушечная и пазушные почки, а также пленчатые чешуйки — видоизмененные листья.

Таким образом, у корневища есть стебель (осевая часть корневища), почки и листья (пленчатые чешуйки), т. е. то, что характерно для побега.

У луковицы мы тоже можем увидеть все части побега: стебель (донце луковицы), листья (сухие и сочные чешуи) и почки (между чешуями). Это подтверждает, что корневище и луковица — видоизмененные побеги.

Вопрос 7. Какие надземные видоизменения побегов вы знаете?

Надземными видоизменениями побегов являются колючки боярышника, колючки дикой яблони, груши, а также усики у винограда.

6 класс. Биология. Видоизменения побега. – Видоизменения побега

Наряду с типичными фотосинтезирующими побегами у многих растений также развиваются другие, видоизмененные.

Многие многолетние травянистые растения имеют подземные запасающие побеги (корневище аира, клубни картофеля, луковицы лилии). Отложенные в них питательные вещества позволяют растению активно расти весной будущего сезона.

Корневища

Корневища имеют крапива, ирис, ландыш и др. Внешне корневище (см. Рис. 1) напоминает корень, но имеет почки и пленчатые чешуйки (видоизмененные листья).

  От корневища могут отрастать придаточные корни, а из верхушечной и пазушной почек развиваться молодые надземные побеги.

Если участок корневища посадить в почву, он даст корни, и постепенно из него разовьется новое самостоятельное растение.

Рис. 1. Корневище

Клубни

Клубни образуются у картофеля (см. Рис. 2), хохлатки, топинамбура.

Рис. 2. Клубень картофеля

Столоны (см. Рис. 3) – длинные тонкие подземные побеги, из которых развиваются клубни. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

Рис. 3. Столоны

Глазки (см. Рис. 4) – углубления на поверхности клубня, его почки. Глазков больше на верхушке клубня.

Рис. 4. Глазки

Клубни основаниями соединены со столонами. В клубнях откладывается крахмал.

Луковицы

Луковицы образованы у тюльпана, лилии, лука, нарцисса.

Донце (см. Рис. 5) – практически плоский стебель, расположенный в нижней части луковицы.

Рис. 5. Донце

Чешуи (см. Рис. 6) – видоизмененные листья. Наружные чешуи сухие и кожистые, а внутренние – мясистые. В них расположены запасы воды с растворенными сахаром и другими веществами.

Рис. 6. Чешуи

В пазухах чешуй расположены почки (см. Рис. 7).

Рис. 7. Почка

При прорастании луковицы формируется мочковатая корневая система.

Детки – дочерние луковицы. Способны к развитию самостоятельного взрослого растения.

Клубнелуковица накапливает питательные вещества в донце, а не в чешуях.

Надземные видоизменения стеблей

У акации и др. существуют защитные приспособления – шипы, которые защищают их от поедания животными. Также колючки служат для уменьшения испарения воды.

У рускуса (см. Рис. 8) видоизмененные стебли выполняют функцию фотосинтеза и внешне сильно похожи на листья.

Рис. 8. Рускус

Усы земляники – сильно уделенные видоизмененные побеги, служащие для вегетативного размножения.

В утолщенных стеблях орхидных запасаются питательные вещества (см Рис. 9).

Рис. 9. Запасающие стебли орхидных

Усики винограда развиваются из пазушных почек, выполняют функцию прикрепления стебля к субстрату.

Стебли суккулентных растений (кактусы) выполняют функцию запаса воды.

Строение клубня

Возьмите клубень картофеля, найдите его основание и верхушку. Рассмотрите глазки и их почки. Каково их расположение? При помощи бритвы сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на срез, сравните с поперечным срезом стебля. Зарисуйте.

Капните на срез клубня йодом. Опишите и объясните наблюдения. Аргументируйте тот факт, что клубень является видоизмененным побегом.

Луковица

Рассмотрите внешнее строение луковицы репчатого лука. Опишите значение наружных сухих чешуй. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Обозначьте чешуи, донце и почку. Аргументируйте тот факт, что луковицы – видоизмененный подземный побег.

Возьмите 2 луковицы репчатого лука, поместите их в банки с узким горлышком, заполненные водой. Одну из банок поставьте на свет, а другую в темное теплое место. Через несколько дней на обеих луковицах появятся листья и придаточные корни. Объясните причину роста луковиц.

Знаете ли вы, что…

Гладиолус имеет клубнелуковицу. Внешне она напоминает луковицу, но ее листовые чешуи сухие. А запасные продукты откладываются в стеблевой части.

Орхидеи (цимбидиум) образуют надземные запасающие стебли – бульбы.

источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/vidoizmeneniya-pobega

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=xHCIh-kdVEc

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=ZCLcSrROlaU

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=DbWhwGxLUkY

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=SPavChkAfhw

источник презентации – http://ppt4web.ru/biologija/vidoizmenenija-pobegov0.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]