Урок на тему :
« Воздушное питание растений»
Учитель биологии : Мусиева М.М.
- Тема урока : « Воздушное питание растений»
- Цель урока : научить пониманию сущности процесса фотосинтеза в пределах, доступных шестикласснику.
- Задачи:
- Образовательные :
- ученики знакомятся с понятием “фотосинтез”;
- ученики выявляют приспособления растений к фотосинтезу.
- Развивающие:
- ученики формулируют проблему и гипотезы;
- – разграничивают результаты эксперимента и вывод;
- – строят логическую цепь рассуждений;
- – строят речевое высказывание;
- -структурируют знания.
- Воспитательные:
- ученики утверждаются в бережном отношении к растению как к живому существу и как к источнику питания и кислорода.
- Планируемые результаты:
- предметные: ученики знают условия протекания фотосинтеза и его результаты, знают историю его открытия, умеют выявлять приспособления растений к фотосинтезу.
- метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), а также межпредметные понятия, такие как “гипотеза”, “проблема”, “результат”, “вывод”.
- личностные:
- ученики имеют представление о ходе научного познания, приобретают новые знания об уже знакомом предмете – листе растения;
Термины: Фотосинтез, органические вещества, хлорофилл, устьица и т.д.
- Оборудование : Микроскоп, зеленые растения, таблица « строение листа», компьютер.
- Тип урока: урок открытия новых знаний .
- Ход урока
1.Орг.мамент: Здравствуйте ,ребята.
Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы с вами попытаемся проникнуть в эту тайну. Мы будем работать сегодня на уроке по следующим этапам:
1. Питание растения.
2. Лист-лаборатория.
- 3. Значение фотосинтеза
- 4.Закрепление
- 5.Домашнее задание
6.Рефлексия.
1 .Этап Актуализация знаний.
- Фронтальная беседа ( вопросы по домашнему заданию)
- Учитель:
- – Что такое питание?
- Учащиеся:
- (Поглощение питательных веществ)
- Учитель: Зачем нужно питание всем живым организмам?
- Ученики: Для нормальной жизнедеятельности растительного организма)
- Учитель: – Какой тип питания вам известен?
- Ученики:
- (Почвенное питание)
- Учитель:
- – Какая система органов участвует в почвенном питании?
- Ученики: Корневая система
- Учитель:
- – Какие вещества поступают в корень?
- Ученики :
- (Вода с растворенными минеральными веществами)
Учитель: – А теперь порассуждаем. При почвенном питании вещества поступают в виде растворов , а при воздушном? Как растения берут из воздуха вещества?
- Учитель:
- Как вы думаете, какое вещество поступает в листья при воздушном питании?
- Ученики:
- (Углекислый газ)
Учитель: Ребята, давайте проверим ваше предположение. Расскажите об опыте, доказывающем процесс фотосинтеза. (Опыт готовится заранее)
Для опыта мы взяли две банки из светлого стекла. В каждую поместили по 2-3 веточки растения, чтобы растения не завяли, в банки налили немного воды. Свечи, укрепленные на проволоке, зажгли и опустили в банки, закрыв их пробками. Свечи гаснут, что указывает на отсутствие кислорода и наличие углекислого газа, образующегося при горении. Свечи вынимаем.
Банки с растениями ем крышками, одну ставим в темное место, а другую – на свет. На следующий день банки открывают и опять опускают зажженные свечи. В банке, стоящей на свету, свеча горит, а в банке, находившейся в темноте, – гаснет). ).
Вчера мы с вами подготовили банки с растениями и видели,что свеча в них потухает, а сегодня увидели что произошло после эксперимента.
- Учитель :
- Почему в одной банке свеча горит, а в другой нет
- – Какой газ, поддерживающий горение, образовался?
- Ученики : (Кислород)
- – Какое условие потребовалось для течения процесса фотосинтеза?
- Ученики :(Солнечный свет)
- Учитель :
- – Какие вещества для этого потребовались?
- Ученики:
- (Углекислый газ и вода)
Учитель : Вы оказались правы. Но если мы нальем в стакан воды, пропустим углекислый газ, поставим на подоконник, и будем ждать появления крахмала. Дождемся ли мы?
- Ученики
- (Нет, так как фотосинтез происходит в клетках с хлорофиллом).
- 2.Этап « Лист лаборотория»
- Учитель : В чем же кроется тайна зеленого листа? Давайте попробуем разобраться
- Учитель: Исходя из проделанного опытасделайте вывод , ребята какие условия необходимы, для того ,чтобы проходил фотосинтез?
- Ученики: приходят к выводу, что это углекислый газ, вода, хлорофилл, солнечный свет)
- Учитель:
- А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез?
- Ученики:
- (Нет, потому, что в них разрушен хлорофилл).
- Ученики : Рассказывают как они поняли процесс воздушного питания растений:
Фотосинтез является едва ли не самым замечательным процессом на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на нашей планете.
Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. Животные лишь преобразуют вещества, первоначально созданные растениями.
- Учитель :
- Как мы видим, основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.
- Давайте внутреннее строение листа посмотрим на экране, а также можно посмотреть в микроскоп.
Учащиеся смотрят в микроскоп лист растения. На экране можно лучше увидеть внутреннее строение листа.( более крупное изображение)
- Учитель: Вспомним ткани, которые образует этот орган
- Учащиеся : вспоминают ( клетки основной ткани- столбчатые)
- Учитель:
- Среди этих клеток есть совершенно особый органоид- хлоропласт , вещество входящее в его состав ( хлорофилл) не только окрашивает его в зеленый цвет ,но и играет важную роль в процессе фотосинтеза.
- Учитель: У вас на партах есть схема отображающая процесс – фотосинтез.
Рассмотрите эту схему внимательно. Вам станет понятно, что в результате фотосинтеза растение обеспечивает себя органическими веществами, а нас с вами кислородом.
- Учитель: Ребята, а теперь попробуйте составить схему для воздушного питания растений у себя в тетради.
- Схема воздушного питания растений
- Тип питания – воздушное (фотосинтез)
- Орган – Лист.
- Ткань – основная
- Клетки – Столбчатые.
- Структуры- хлоропласты
- Вещества – органические.
- Учитель:
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. Запишем в тетрадь
- “Хлорофилл -поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию органических веществ”.
- Учитель :
- – Как называются организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества? (Автотрофы)
– Животные и человек способны получать энергию в “готовом виде”. Следовательно, они – гетеротрофы.
Запишите ,ребята эти понятия в тетрадь
3.Этап Значение фотосинтеза.
- К окончанию урока ученики делают выводы:
- Фотосинтез – это процесс образования органических веществ (крахмала) из неорганических (углекислого газа и воды) в зелёных листьях с использованием солнечного света и выделением кислорода. ( Записывают в тетрадь)
- – работая на растение, листья через устьица выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания всех живых организмов;
- – растения, благодаря фотосинтезу, запасают питательные вещества в разных органах.
- Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
4.Закрепление.
Сегодня у нас работают группы “знатоки природы”, “ фантазеры ”, “историки”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат своей работы.
Работа в группах.
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания.
1. Группа“Знатоки природы”
1. Представьте, что так случилось, что солнце вдруг исчезло. К чему это может привести?
2. Группа“Математики”
Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. человек? Какое количество углекислого газа при этом выделится? Сколько га леса “работает” на жителей этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200 человек?
3. Группа “Историки”
В 1630 году ученый Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 55 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла ива? Объясните результаты опыта.
Ученики по зачитывают свои ответы. Исправляют ошибки друг у друга ,если они есть.
- Учитель :
- – А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода?
- Ученики: (Посадить дерево).
- Учитель:
- А в комнате?
- Ученики:
- (Посадить растение).
- Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- Сегодня на уроке мы с вами очень хорошо работали.
5.Домашнее задание.
Обязательный уровень:
Изучить раздел «Питание растений» до слов «Животные в процессе питания…».Ответить на вопросы в конце раздела. Выучить новые определения и понятия.
- Дополнительный уровень:
- Составить синквейн на тему : «Фотосинтез»
- Фотосинтез
- Уникальный необходимый
- Поглощает , производит , выделяет
- жизнь
6. Рефлексия.
- Лист самооценивания
- Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания
- Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________
-
Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________
-
Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) ______________
-
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________
-
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
-
Осталось непонятным (что?)_______________________________________
6.Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) Учитель : На этом наш урок подошел к концу . Всем спасибо.
Биология в лицее
- Фотосинтез. (Воздушное питание растений)
- Виртуальные лабораторные работы и опыты по теме “Фотосинтез”:
- Опыт Джозефа Пристли
- Образование крахмала в листьях растений
- Образование органических веществ
- Необходимость углекислого газа для образования органических веществ
- Выделение зелёными растениями кислорода на свету
Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растение получает в процессе фотосинтеза (от греч. фотос – «свет» и синтезис – «соединение»).
Фотосинтез. (Анимация)
Фотосинтез протекает в хлоропластах.
В ходе этого процесса за счет энергии солнечного света растение с помощью зеленого хлорофилла листьев образует необходимые ему органические вещества из неорганических – углекислого газа и воды.
Так как основным поставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздушным питанием.
Схема процесса фотосинтеза. (Анимация)
Зеленый лист – специализированный орган воздушного питания.
Благодаря плоской форме листовой пластинки лист имеет большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом. Присутствие же в мякоти листа мелких, но многочисленных хлоропластов с зеленым пигментом – хлорофиллом создает огромную фотосинтезирующую поверхность, превращая таким образом лист в могучую фабрику образования органических веществ.
Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение, например примулу или пеларгонию зональную, помещают в темный шкаф.
Через 2-3 дня у этого растения черной бумагой или фольгой затемняют часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него затемняющие пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился.
Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крахмал, посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода.
Это свидетельствует о том, что здесь крахмал не образовался, так как клетки листа не получали световой энергии.
Фотосинтез – процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образует органические вещества – углеводы (преимущественно сахара), а также кислород.
Фотосинтез всегда поддерживается корневым питанием – поглощением из почвы воды и минеральных солей. Без воды фотосинтез не происходит.
В среднем растения поглощают около 55 % энергии солнечных лучей, а на фотосинтез расходуется только 1,5-2 % поглощенной энергии. Это очень мало, но и такое количество обеспечивает жизнь всем организмам на Земле.
Весь сложный поэтапный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах бесперебойно, пока зеленые листья получают солнечную энергию. Образовавшиеся в хлоропластах продукты фотосинтеза поступают в цитоплазму, где с помощью ферментов превращаются в сахара.
Полученные органические вещества (преимущественно сахара) по ситовидным трубкам луба оттекают из листьев ко всем частям растения: к почкам, генеративным органам.
Но большая их часть передвигается по стеблю вниз к корням, где принимает участие вместе с минеральными солями в образовании белков и жиров, которые откладываются про запас.
- Пути передвижения веществ в процессе питания. (Анимация)
- Образующиеся в ходе фотосинтеза органические соединения используются клетками растения в качестве питательных веществ.
- Для фотосинтеза обязательно нужен углекислый газ, поступающий в лист вместе с воздухом через устьица, и вода, приходящая по сосудам из корня.
Таким образом, в процессе воздушного питания растения поглощают неорганические вещества и с помощью энергии света и хлорофилла образуют органические вещества.
Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, называют самопитающимися, или автотрофными (от греч. аутос – «сам», трофе – «питание»).
Автотрофный тип питания – главная особенность растительного организма.
Не все организмы обладают такой способностью. Многие из них не способны синтезировать органические вещества из неорганических, а получают их с пищей в виде готовых органических соединений. Такие организмы называют гетеротрофными (от греч.
гетерос – «другой», трофе – «питание»). Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофами. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными автотрофами – зелеными растениями.
Вот почему процесс фотосинтеза имеет огромное значение не только для растений, но для всей жизни на Земле.
Зеленые растения – автотрофы: создавая органические вещества, запасают в них солнечную энергию и делают ее доступной для других организмов.
Интерактивный урок-тренажёр. (Пройдите все страницы и выполните все задания урока)
Воздушное питание за счет фотосинтеза поддерживается корневым питанием. Фотосинтез – процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа. В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную для всех организмов. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды. Сохранение зеленых растений на планете, обеспечение нормальных условий для их воздушного питания – важная задача, стоящая сейчас перед людьми. |
- Видеофрагмент “Значение фотосинтеза”
Экология СПРАВОЧНИК
Жизнь всякого организма зависит прежде всего от удовлетворительного питания. Высшие растения потребляют питательные вещества как из почвы, так и из атмосферы.[ …]
В процессе воздушного питания листья поглощают через мельчайшие отверстия — устьица (рис. 2) углекислый газ. Сущность корневого питания сводится к усвоению из почвы корневыми волосками (рис. 3) воды-и солей, содержащих катионы аммония, железа, калия, кальция, кобальта, магния, марганца, меди, цинка и анионы азотной, борной, молибденовой, серной и фосфорной кислот.[ …]
Все зеленые растения обладают замечательной способностью создавать в процессе питания и роста из простых минеральных соединений сложнейшие органические вещества. К ним относятся белки, нуклеиновые кислоты, витамины, сахара, крахмал, жиры, клетчатка, каучук, эфирные масла и многие другие.
Одни из этих веществ служат сырьем при изготовлении пищи для человека, из других — добывают материалы для пошивки одежды и постройки жилища. Из растительной продукции производят немало лекарств, дубильные препараты, красители и прочие необходимые в быту и технике химикаты.
Из остатков растений, когда-то покрывавших Землю, образовались залежи каменного и бурого угля, нефти и газа (метана), торфа и других полезных ископаемых.[ …]
Высшие растения способны непосредственно использовать солнечную энергию.
Она поглощается хлорофиллом и используется для разложения в листьях воды (поступившей из почвы через корни) на кислород и водород.
Кислород выделяется наружу, а водород вступает в восстановленные соединения, которые присоединяют к себе С02, поглощенный из воздуха, с образованием органических веществ типа углеводов.[ …]
Корневое питание также невозможно без воздушного.[ …]
Корни получают из листьев сахара, используемые в корневой системе и как источник энергии, и как полупродукт для образования более сложных органических веществ, в частности аминокислот (рис. 4).[ …]
Совсем недавно считалось, будто органические вещества синтезируются только в надземной части растений. Корням отводили лишь роль органа поглощения тех веществ, которые растительный организм берет из почвы.
Однако благодаря применению более точных методов исследования (меченых атомов, хроматографии и др.
, позволяющих обнаруживать совершенно незначительные количества определенных химических соединений) выяснилось, что корневая система не только усваивает, но и перерабатывает минеральные вещества.[ …]
Например, поступившая из почвы в корень селитра быстро восстанавливается с помощью специальных ферментов в аммоний. А он присоединяется к некоторым органическим кислотам с образованием аминокислот.[ …]
Органические кислоты образуются из сахаров, которые постоянно передвигаются из листьев в корни (см. рис. 3). В свою очередь, аминокислоты поднимаются в надземную часть и дают начало белкам. Но белки могут синтезироваться и в корнях.[ …]
Анионы фосфорной и серной кислот, поглощенные корневыми волосками, в большей части уже в корнях идут на образование органических веществ. Таким образом, у высших растений синхронно работают две синтетические лаборатории: листья и корни.[ …]
Рисунки к данной главе:
Устьица» в листе (при значительном увеличении). |
Воздушное питание растений
Все сельскохозяйственные культуры питаются через корни и листья, так как они обитают одновременно в двух средах: корни — в почве, а стебли — в воздухе. Поэтому условно различают два типа питания — воздушное и почвенное (корневое).
Под воздушным питанием понимают поступление в листья и ассимиляцию ими углекислого газа из атмосферы, а также усвоение некоторых солей.
Под почвенным питанием подразумевают усвоение корнями растений из почвы воды и различных ионов минеральных солей, а также некоторых органических веществ.
Оба типа питания взаимосвязаны и не могут существовать раздельно, так как корни питают листья и стебли, которые, в свою очередь, питают корни. В листьях и корнях протекают многочисленные процессы, продуктами которых непрерывно обмениваются надземные и подземные органы растений.
При воздушном питании растения в первую очередь обогащаются углеродом, кислородом и водородом. В среднем растения содержат 45% углерода, 42% кислорода и 6,5% водорода. Эти три элемента — материальная основа сложнейшего биологического процесса — фотосинтеза.
Фотосинтез — единственный природный процесс связывания солнечной энергии.
Благодаря ему из простых веществ — углекислого газа, воды и небольшого количества минеральных солей, не содержащих энергии и не способных при обычных условиях совершать химическую работу, создаются сложнейшие органические соединения, обладающие высокой потенциальной энергией. Они используются гетеротрофными организмами во всей сложной их жизнедеятельности. В процессе фотосинтеза создается до 90% сухого вещества растений.
В химическом отношении фотосинтез — это процесс взаимодействия углекислого газа и воды при участии хлорофилла. Поглощенная хлорофиллом световая энергия участвует в реакции, при которой водород воды восстанавливает углекислый газ.
Процесс фотосинтеза состоит из реакций двух типов — фотолиза воды (разложение ее под действием света) и восстановления углекислого газа. Свет необходим лишь для первой реакции, а реакции восстановления СО2 — «темновые», т. е. идут без доступа света.
В настоящее время считается, что первым продуктом фотосинтеза является фосфоглицериновая кислота, которая затем превращается в результате многих реакций в крахмал и другие углеводы.
Наряду с углеводами в процессе фотосинтеза образуются и другие соединения, в том числе аминокислоты. Результат первичной фотохимической реакции фотосинтеза — фосфорилирование аденизиндифосфорной кислоты с образованием адезинтрифосфорной кислоты (АТФ).
Эта кислота — основное соединение, в котором запасается и переносится энергия, необходимая для осуществления синтетических процессов в обмене веществ, а также для выполнения работы живыми организмами.
Энергия, высвобождаемая АТФ, может переноситься почти без потерь на другие соединения или использоваться для синтеза белков нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, витаминов и многих других соединений.
В процессе фотосинтеза растения одновременно выделяют в атмосферу свобоодный кислород, незначительная часть которого используется на дыхание растений.
В результате дыхательных процессов в растительном организме возникает энергия, необходимая для поддержания жизненных процессов. Часть энергии запасается в АТФ и используется для последующих превращений веществ в «темновой» фазе фотосинтеза.
Углерод, кислород и водород — основные элементы при фотосинтезе углеводов и других более сложных органических продуктов для всех последующих биохимических и синтетических процессов.
С участием кислорода и водорода осуществляются важнейшие окислительно-восстановительные энергетические процессы.
Наряду с образованием органических веществ в растениях происходят процессы их распада, связанные с дыханием.
Дыхание — это совокупность реакций, приводящих к распаду органических веществ до более простых соединений. Эти реакции непосредственно связаны с процессом обмена веществ, происходящего в клетке. Дыхание осуществляется благодаря сахарам, а также белкам, органическим и жирным кислотам.
воздушное питание растений
- Слайд 1
- Слайд 3
- Питание растений
- Слайд 4
- Греческие слова: “фотос” – свет, “синтез” – соединение. фото синтез
- Слайд 5
- Уравнение фотосинтеза Вода + углекислый газ Сахар а + кислород Энергия света
- Слайд 6
- Где же в клетках листа образуется крахмал? Неокрашенный препарат Окрашенный препарат
- Слайд 8
- Фотосинтез Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету , при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. свет хлорофилл вода углекислый газ органические вещества кислород
- Слайд 10
- Питание растений
- Слайд 11
Воздушное питание растений. Фотосинтез Выполнил учитель биологии ЛУЖБИН С. В.
Дыхание обеспечивает потребность всех клеток и тканей растений в кислороде. Растения, как все живые организмы, при дыхании потребляют кислород. Большинство растений получают кислород из воздуха через устьица и чечевички. Водные растения потребляют кислород, растворенный в воде, всей поверхностью тела.
- Слайд 12
- ЭНЕРГИЯ Дыхание – процесс поглощения растением кислорода и выделения углекислого газа.
- Слайд 13
- Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода, происходящим днем и ночью, фотосинтез протекает только на свету.
- Слайд 14
Активно идет процесс дыхания в молодых тканях растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растения. Много кислорода требуется для деления и роста клеток. По окончании роста, с пожелтением листьев, особенно в зимнее время, интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.
- Слайд 15
- Обмен веществ у растений Необходимые для жизнедеятельности вещества и энергию растения получают путем питания и дыхания.
- Слайд 16
Обмен веществ ФОТОСИНТЕЗ ДЫХАНИЕ В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, полученным растением из окружающей среды, образуются сахара , которые затем превращаются в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины-вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии . В процессе дыхания происходит расщепление органических веществ на неорганические соединения – углекислый газ и воду . При этом растение получает высвобождающуюся энергию
Слайд 17
Дыхание и фотосинтез- необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизнедеятельности растительного организма. Дыхание- процесс, обеспечивающий растительный организм энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.
Фотосинтез, или воздушное питание растений
Растения — одни из самых замечательных существ на Земле. Лишь они, а также цианобактерии и хемосинтезирующие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических, основу жизни для всех остальных живых существ.
Однако, цианобактерии уже сыграли свою роль на заре эволюции, а хемосинтезирующие бактерии живут себе тихонько где-то на дне океана, у черных курильщиков.
И только растения трудятся каждый световой день, преобразуя энергию солнечного света в органику — субстрат, с помощью которого животные и человек получают строительный материал для клеток и энергию для жизни. Процесс этот называется фотосинтезом, или воздушным питанием растений.
Происходит он в хлоропластах — пластидах, которые присутствуют в зеленых частях растения — листьях, стеблях, иногда в цветах. Пожалуй, только в корнях нет хлоропластов.
Как происходит процесс фотосинтеза
В хлоропластах содержится зеленый пигмент — хлорофилл. Он активируется фотонами солнечного света, и разлагает молекулу воды. В результате данной реакции (фотолиза) выделяется водород и кислород, который частично уходит в атмосферу.
В это же время внутри хлоропласта образуются два активных вещества — АТФ, высокоэнергетическая молекула аденозинтрифосфорной кислоты, и НАДФ — переносчик атома водорода.
Эта фаза называется световой, так как требует обязательного присутствия света.
В следующую фазу — темновую, происходит химическая реакция восстановления , в результате которой из углекислого газа образуется глюкоза, процесс этот идет при участии АТФ и НАДФ.
Таким образом, процесс фотосинтеза — это образование органических веществ (глюкозы) из воды и углекислого газа, происходящий на свету в хлоропластах. При этом выделяется кислород.
Из глюкозы в дальнейшем синтезируются другие, более сложные органические вещества, которые поступают в цитоплазму и транспортируются во все части растения, используясь для строительства новых клеток и целлюлозных клеточных оболочек, участвуя в работе различных органелл, синтезе белков и жиров, откладываются про запас и являются топливом для получения энергии в клетке.
Благодаря тому, что растения могут сами создавать себе пищу — органические вещества,они являются автотрофами, то есть самопитающимися (аутос — сам, трофе — питание в переводе с греческого), тогда как другие организмы — животные, в том числе и человек, грибы и большинство бактерий не способны на это, и являются гетеротрофами (гетерос-другой, трофе — питание). Они питаются органическими веществами, синтезированными растениями, и, следовательно, зависят от них.
Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.
Урок биологии в 6 классе «Воздушное питание растений» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» учитель. – презентация
1 Урок биологии в 6 классе «Воздушное питание растений» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» учитель биологии Оруджева Н.В. г. Набережные Челны
2 Основные признаки живого: Обмен веществ Питание Дыхание Выделение Раздражимость Подвижность Размножение Рост и развитие 2
3 Живые организмы (по способу питания) Автотрофы Сами создают органические вещества из неорганических. Примеры: -растения; -некоторые бактерии. Автотрофы Сами создают органические вещества из неорганических. Примеры: -растения; -некоторые бактерии. Гетеротрофы Питаются готовыми органическими веществами. Примеры: – животные; – грибы; -многие бактерии. 3
4 Питание растений Питание Воздушное Почвенное Питание Воздушное Почвенное 4
5 «П ри почвенном питании растения с помощью ……… поглощают ……… и …………………………………… …, которые по ………………….. тканям поступают в листья ». Выполните тест подстановки: корня воду минеральные вещества проводящим 5
6 Воздушное питание растений. что такое воздушное питание? какое значение имеет процесс воздушного питания в жизни растений? какие органы растения принимают участие в воздушном питании? какие особенности строения растения позволяют ему выполнять функцию воздушного питания? 6
7 Строение листа 7
8 Основная ткань. Столбчатые, или полисадные клетки. Хлоропласт. Хлорофилл. Запишите понятия 8
- 9 Тип питания Орган Ткань Клетки Структуры Вещества Воздушное Лист Основная Хлорофиллоносные Хлоропласты Органические 9
- 10 Углекислый газ Кислород Вода Сахар 10 Условия необходимые для образования углеводов в листе
- 11 Условия необходимые для образования углеводов в листе: Солнечный свет Углекислый газ Вода и минеральные соли Хлорофилл 11
12 Фотосинтез (от греч. слов «фотос» – свет, «синтез» – образование) – это процесс образования органических веществ из неорганических при использовании солнечной энергии. 12
- 13 Климент Тимирязев ( ) 13 Джозеф Пристли ( ) Ян Ингенхауз ( )
- 14 14 Фотосинтез
- 15 Сахар Белки Крахмал Жиры 15
- 16 16 Зеленые растения, «запасая» солнечную энергию, делают ее доступной для других живых организмов Выделяемый в процессе фотосинтеза кислород используется живыми организмами для дыхания
17 Выполните тест. Выберите один правильный ответ. 1. Может ли сахар образовываться в клетках растений в темноте? а) да; б) нет. 2. Как называется зеленый пигмент, содержащийся в растительных клетках? а) хлорофилл; б) меланин; в) ксантофилл. 3.
Какой газ поглощается клетками растений в процессе фотосинтеза? а) кислород; б) углекислый газ; в) водород. 4. Какой газ клетками растений выделяется в атмосферу в процессе фотосинтеза? а) кислород; б) углекислый газ; в) азот. 5.
В какое время суток происходит выделение кислорода растениями? а) днем; б) ночью. 17
18 Что мы сегодня узнали? Питание – это процесс приобретения организмом необходимых ему веществ и энергии Для растений характерен автотрофный тип питания Фотосинтез – это процесс воздушного питания растений В процессе фотосинтеза в хлоропластах из воды и углекислого газа на свету образуются органические вещества Фотосинтез – это процесс, от которого зависят все проявления жизни на нашей планете 18
19 Домашнее задание. Изучить текст и рисунки учебника на с Выучить новые определения и понятия. Вопросы на засыпку: Какая земляника слаще – выросшая в тени или на солнце? Зачем бороться с колорадским жуком, если он и его личинки питаются листьями картофеля, а мы едим клубни? 19
20 Спасибо за урок! 20
Воздушное и корневое питание растений
Воздушное питание
На световой стадии процесса фотосинтеза происходит реакция разложения воды с выделением кислорода и образованием богатого энергией соединения (АТФ) и восстановленных продуктов. Эти соединения участвуют на следующей темновой стадии в синтезе углеводов и других органических соединений из СО2.
При образовании в качестве продукта простых углеводов (гексоз) суммарное уравнение фотосинтеза выглядит следующим образом:
6 СО2+6Н2О+ 2874 кДж ®С6 Н12 O6 +6 O2
Из простых углеводов в растениях образуются более сложные органические соединения.
Синтез аминокислот, белка и других органических азотсодержащих соединений в растениях осуществляется за счет минеральных соединений азота (а также фосфора и серы) и промежуточных продуктов обмена — синтеза и разложения — углеводов.
На образование органических веществ затрачивается энергия, аккумулированная в виде макроэргических фосфатных связей АТФ (и других макроэргических соединений) при фотосинтезе и выделяемая при окислении — в процессе дыхания.
Интенсивность фотосинтеза и накопление сухого вещества зависят от освещения, содержания углекислого газа в воздухе, обеспеченности растений водой и элементами минерального питания.
При фотосинтезе растения усваивают углекислоту, поступившую через листья из атмосферы. Лишь небольшая часть СО2. (до 5% общего потребления) может поглощаться растениями через корни. Через листья растения могут усваивать серу в виде SО2. из атмосферы, а также азот и зольные элементы из водных растворов при некорневых подкормках растений.
Корневое питание
Азот и зольные элементы поглощаются из почвы деятельной поверхностью корневой системы растений в виде ионов (анионов и катионов).
Азот может поглощаться в виде аниона NO3- и катиона NH4+ (только бобовые растения способны в симбиозе с клубеньковыми бактериями усваивать молекулярный азот атмосферы), фосфор и сера — в виде анионов фосфорной и серной кислот — Н2РО4- и SO42-, калий, кальций, магний, натрий, железо — в виде катионов К+, Са2+, Mg2+, Fe2+, а микроэлементы — в виде соответствующих анионов или катионов.
Растения усваивают ионы не только из почвенного раствора, но и ионы, поглощенные коллоидами. Растения активно (благодаря растворяющей способности корневых выделений, включающих угольную кислоту, органические кислоты и аминокислоты) воздействуют на твердую фазу почвы, переводя необходимые питательные вещества в доступную форму.
Воздушное питание растений
Интенсивность фотосинтеза и продуктивность посевов в значительной мере зависят от уровня обеспеченности растений СО2.
Еще в середине прошлого века было доказано, что содержание СО2 в воздухе — 0,03 % по объему (0,47 % от массы воздуха), явно недостаточно для удовлетворения потребности сельскохозяйственных культур в углеродном питании.
Лучшее развитие растений по краям, нежели в середине поля («краевой эффект») обусловлено в основном с более высоким содержанием в воздухе углекислоты.
Равновесное содержание СО2 в воздухе (0,03%) является следствием двух противоположно направленных процессов — минерализации различных органических веществ многочисленными организмами, проживающими на суше и в водной среде, включая дыхание животных, и ассимиляции углекислоты высшими и низшими фотосинтезирующими растениями.
Однако такое равновесное содержание СО2 не соответствует реальной потребности большинства сельскохозяйственных растений. В период их интенсивного роста, за редким исключением, они пребывают на «голодном углекислотном пайке».
При уменьшении содержания СО2 в атмосферном воздухе до 0,01 % фотосинтез значительно снижается и приостанавливается, при этом многолетние растения менее чувствительны к дефициту углекислоты, чем однолетние. Обеспеченность растений углеродом воздуха в обозримом будущем представляется достаточной, особенно, если иметь в виду единодушно прогнозируемое повышение его содержания в атмосфере.
При благоприятных агротехнических и экологических условиях урожайность полевых и овощных культур часто лимитируется не столько недостатком элементов минерального питания, сколько дефицитом СО2 в приземном слое воздуха. Интенсивность фотосинтеза растений в загущенных посевах всегда значительно ниже, чем разреженных. Стелющие растения (огурец, тыква, бахчевые и др.
) страдают от дефицита СО2 значительно сильнее, чем прямостоячие и лучше отзываются на внесение органических удобрений, продуцирующих углекислоту. Растения практически не способны усваивать СО2 при содержании его в воздухе менее 0,01%.
В безветренные дни, когда газообмен приземного воздуха с атмосферой в посевах крайне затруднен, интенсивность фотосинтеза сельскохозяйственных культур значительно снижается из-за острого углекислотного голодания. Умеренный ветер значительно повышает газообмен в приземном слое и фотосинтез растений.
Более того, колебание листьев в воздушном потоке вызывает усиленный газообмен (принудительное всасывание и выталкивание воздуха из паренхимы листа) через устица в результате изменения межклеточного пространства губчатой паренхимы.
Особенно остро вопросы углеродного питания стоят перед тепличными хозяйствами, перешедшими на малообъёмные и минеральные грунты (керамзит, перлит, минеральную вату, цеолиты и др.), которые в отличие от прежних органических грунтов, приготавливаемых на основе органических субстратов: торфа, соломы, опилок и почвы, не продуцируют СО2.
Различные растения обладают весьма неодинаковой чувствительностью к увеличению содержания СО2 . К настоящему времени установлено, что практически все растения положительно отзываются на повышение концентрации СО2 в 10-15 раз по сравнению с его содержанием в воздухе.
В зависимости от биологических особенностей возделываемых культур, освещенности и уровня минерального питания растений, повышение концентрации СО2 в воздухе с 0,03% до 0,3-0,6% увеличивает урожайность на 30-60%.
При низкой освещенности оптимальная концентрация СО2 по объему составляет 0,2-0,3%, средней — 0,4-0,5 и высокой — 0,5-0,6%. Аналогичная зависимость наблюдается также при повышении уровня минерального и, прежде всего, азотного питания растений.
В то же время, при слабой обеспеченности растений питательными веществами увеличение концентрации СО2 в воздухе не оказывает заметного влияния на урожайность растений.
Повышенная концентрация СО2 в воздухе также негативно сказывается на растениях. Большая часть овощных культур начинают страдать, когда содержание СО2 в атмосфере теплицы превышает 1,4%. Выращивание их в атмосфере, содержащей боле 2% СО2 вызывает угнетение растений.
Таким образом, продуктивность сельскохозяйственных культур обусловливается оптимальным сочетанием комплекса незаменимых и равнозначных факторов жизни растений, действие которых необходимо учитывать при обосновании приемов оптимизации минерального питания растений и системы удобрения.
В этой связи высокая продуктивность сельскохозяйственных культур может быть достигнута в том случае, когда многочисленные факторы, определяющие в той или иной мере рост и развитие растений гармонично удовлетворяют физиологические потребности сельскохозяйственных культур в течение всего периода вегетации.