Память и мышление – биология

Понятие памяти. Память и мышление

Память – основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились.

Если «научение – это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти.

Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания.

С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление.

Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, они должны присутствовать в памяти.

Когда мы предаемся фантазиям (при воспоминаниях или в мечтах, а также при некоторых сновидениях), у нас появляются и основном мысленные образы. При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой организацией мысли.

Иногда при столкновении с суровой действительностью, мы начинаем строить какие – то пожелания или грезить наяву, например, вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не с нами), которые могли бы быть решением проблемы.

Так может сформироваться малореалистичная идея о том, что мы обязательно получим крупный выигрыш, купив лотерейный билет, или предстоящий завтра экзамен будет перенесен по каким-то причинам, существующим лишь в нашем воображении.

Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями.

При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры.

Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.

Характеристика видов памяти.

Строго говоря, память – это запоминание, охранение и дальнейшее воспроизведение человеком его опыта.

С точки зрения физиологии основой памяти являются временные связи в мозге, которые образуются при воздействии извне на органы чувств и при наличии у человека интереса и внимания к этому воздействию. Изучением памяти П занимается очень давно.

Есть несколько теорий памяти: личностная, социальная и др. Так как память пронизывает практически все сферы и области человеческой жизни, ее виды и типы очень многообразны. Также существуют разные классификации.

С точки зрения характера психической деятельности и способа запоминания информации память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память подразумевает запоминание и воспроизведение движений и формирование двигательных навыков.

Образная память – это запоминание и воспроизведение чувственных образов явлений или предметов, а также их свойств.

При преобладании слуховой памяти человек лучше всего запоминает, сохраняет в памяти, а затем воспроизводит именно слуховые образы. например, мелодии.

Тактильная или осязательная память помогает запоминать, что называется, на ощупь. Это может быть как профессиональная черта, так и компенсация отсутствия каких-то возможностей, например, у слепых людей.

Если у чел-ка преобладает зрит.память, то его память можно охарактеризовать известной поговоркой «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вкусовая и обонятельная память – это хорошее запоминание вкуса и запаха. Это также может быть как индивидуальной особенностью, так и проф.чертой.

Словесно-логическая память – это запоминание и воспроизведение мыслей и суждений. Эту память называют еще и вербальной.

Эмоциональная память сохраняет эмоц-но окрашенные события. Пережитые и сохраненные чувства обогащают существование, делают жизнь яркой, дают сигналы к тому, к каким действиям и событиям стремиться, а каких избегать.

Еще один критерий для выделения видов памяти – это время или длительность сохранения информации. С этой точки зрения память бывает сверхкратковременная, кратковременная и долговременная.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на: – двигательную, – эмоциональную, – образную, – словесно-логическую.

Процессы памяти.

Узнавание – опознание, как уже известного, объекта, кот. находится в центре актуального восприятия.

Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета.

Выделяют: – индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета; – родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Запоминание – мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации.

Воспроизведение – мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. Бывает произвольное и непроизвольное воспроизведение.

Забывание – мнемический процесс, кот. заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания.

Представление – наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета.

Воображение – когнитивный процесс, кот. основан на способности индивида к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Идеомоторный акт – форма представлений, когда представление о выполнении действия ведет к изменению тонуса мышц, которые обычно участвуют в реальном совершении этого действия. В структуре этого представления имеются как перцептивные элементы — зрительные и мышечные образы, — так и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче.

Пространственные представления – форма представлений, в которых дано отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение).

Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа.

Когнитивная карта – форма когнитивных образов, которые представляют собой субъективную картину, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеющая, прежде всего пространственные координаты (верх–низ, право–лево, близко–далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s17874t4.html

5.5.2. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова – «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.

Рефлексы, осуществляемые организмом, делятся, по И.П. Павлову, на:

безусловные рефлексы  наследуются и воспроизводятся из поколения в поколение. Они свойственны всем особям определенного вида, т.е. групповые. Например, все особи морского конька строят гнезда для выведения и защиты потомства. У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги. Сложная цепь безусловных рефлексов называется инстинктом. Мать выкармливает и защищает своего ребенка, птицы строят гнезда – это примеры инстинктов

условные рефлексы  приобретаются каждым человеком в течение всей жизни. Каждый условный рефлекс – это результат определенного опыта, привычки. Чтение, езда на автомобиле, выделение слюны при виде и запахе пищи – все это примеры условных рефлексов. Они индивидуальны, и для их формирования необходимы определенные условия. Эти рефлексы могут исчезать. Так без достаточной практики забывается иностранный язык, выученное когда-то стихотворение, умение кататься на коньках и т.д

Этот процесс называется условным торможением.

Торможение может быть и безусловным (внешним). Примером безусловного торможения может быть нападение собаки, у которой отнимают пищу. В пищеварительном центре наступает внешнее безусловное торможение, а в центре «агрессии» – возбуждение.

Условные рефлексы формируются на основе безусловных рефлексов и вырабатываются при непосредственном участии коры головного мозга. Так условный слюноотделительный рефлекс формировался в лаборатории И.П. Павлова при сочетании кормления и зажигания лампочки или звука звонка. В результате через несколько повторений слюна выделялась в ответ на действие безусловного раздражителя. Это означало, что в коре головного мозга образовалась новая, временная связь между центрами слюноотделения и зрительным (слуховым). Новые условные рефлексы формируются на основе старых условных рефлексов

Особенностями высшей нервной деятельности человека являются следующие:

– развитая психическая деятельность;

– речь;

– способность к абстрактно-логическому мышлению

И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.

Первая сигнальная система  обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы

Вторая сигнальная система  появилась у человека в связи с развитием речи. Слово для человека является не сочетанием звуков, а выражением смысла слова, понятия. Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями. Первая и вторая сигнальные системы находятся в тесной взаимосвязи. Сигналы первой сигнальной системы поступают во вторую. Она начинает развиваться у детей к 5—7 месяцам первого года жизни

И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах нервной системы. Он оценивал силу, уравновешенность и динамичность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).

На основе полученных данных были выявлены четыре типа нервной системы или темперамента:

– холерик,

– сангвиник,

– флегматик,

– меланхолик

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них. Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.

Читайте также:  Клеточный цикл - биология

Эмоции  – это субъективные реакции человека и других животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Эмоции бывают положительными  и отрицательными. Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.

Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности. Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.

С помощью эмоций человек изменяет свое поведение в разных ситуациях.

Память  – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени. По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной.

В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.

Различают следующие виды памяти:

– двигательную;

– зрительную;

– слуховую;

– осязательную;

– смешанную

Мышление  – совокупность умственных процессов, связанных с познанием. В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее, глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.

Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.

Сон  – состояние угнетения сознания и ослабление связей человека с окружающей средой. Наступление состояния сна связано с угнетением восходящих влияний ретикулярной формации. В норме продолжительность сна составляет 7—8 часов.

Сон и бодрствование – это проявление суточных ритмов. Сон обеспечивает восстановление работоспособности, переработку и усвоение полученной во время бодрствования информации.

В соответствии с этими функциями сна различают:

глубокий (медленноволновый)

поверхностный (быстроволновый) сны.

Человек видит сны во время быстрого сна. В это время можно наблюдать повышенную активность мозга, движения глазных яблок, иногда спящий начинает говорить. Эта фаза возникает примерно через каждые полтора часа и длится 15—20 мин.

Во время глубокого, медленного сна ритмическая активность мозга понижается. Дыхание и частота сердечных сокращений замедляется. Таким образом, сон представляет собой периодическую смену различных функциональных состояний мозга.

В регуляции сна важная роль принадлежит гормонам – норадреналину и серотонину.

Сновидения – своеобразное отражение полученной информации в виде зрительных образов.

Тематические задания

А1. Инстинкт – это

1) генетически запрограммированное поведение

2) приобретенный в течение жизни опыт

3) поведение, обусловленное целенаправленным обучением

4) совокупность наследственных и приобретенных моделей поведения

А2. Входя в темную комнату, вы тянетесь к выключателю, находящемуся на привычном для вас месте. Это пример

1) безусловного рефлекса            

2) условного рефлекса

3) инстинктивного поведения      

4) видового рефлекса

А3. Если вы пугаетесь внезапного громкого сигнала автомобиля и отпрыгиваете в сторону – это пример

1) условного торможения                           

2) безусловного торможения

3) условного оборонительного рефлекса  

4) осознанного поступка

А4. Благодаря совокупности условных рефлексов у человека приобретается способность

1) кашлять при попадании в горло раздражающего предмета

2) отдергивать руку при уколе или ожоге

3) находить дорогу домой из любой точки города

4) удовлетворять свои физиологические потребности

А5. Безусловные рефлексы в отличие от условных рефлексов

1) наследуются                                

3) временные

2) индивидуальные                         

4) приобретенные

А6. Какой из указанных рефлексов сформировался при определяющем участии коры головного мозга?

1) слюноотделение в ответ на пищу           

2) коленный рефлекс

3) переворачивание младенца на животик 

4) улыбка ребенка при виде матери

А7. Постоянство внутренней среды организма поддерживается совокупностью

1) условных рефлексов

2) сочетанием условных и безусловных рефлексов

3) безусловно-рефлекторных реакций

4) только биохимических реакций

А8. Условные рефлексы не вырабатываются, если

1) отсутствует безусловный раздражитель

2) слишком часто повторяют процедуру обучения

3) ребенку меньше года

4) после достижения человеком 60-летнего возраста

А9. Укажите пример условного торможения

1) в ответ на удар боксер атакует соперника

2) невольник, проведший 40 лет в заключении, забыл родной язык

3) при виде любимой еды текут слюнки

4) горнолыжник после соревнований идет спать

А10. Важнейшая функция речи – это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обобщение и абстрактное мышление

4) выражение человеком своих потребностей

А11. Сновидения возникают в фазе

1) медленного сна                  

2) быстрого сна

3) постоянно, всю ночь          

4) только после ярких впечатлений

А12. Во время сна головной мозг спящего

1) периодически активен

2) постоянно активен

3) не реагирует на внешние раздражители

4) реагирует на любой раздражитель

А13. У активного футбольного болельщика во время матча происходит

1) полное расслабление организма                            

2) выделение адреналина

3) накопление молочной кислоты в мышцах   

4) выделение норадреналина

В1. Выберите характеристики безусловных рефлексов

1) характерны для конкретной особи

2) одинаково проявляются у всех представителей вида

3) обеспечивают приспособленность к разнообразным условиям среды

4) служат для удовлетворения естественных физиологических потребностей

5) существуют у всех представителей животного мира

6) центры рефлексов находятся в коре головного мозга

В2. Выберите примеры условных рефлексов

1) сосание материнской груди

2) чтение книги

3) кашель в ответ на раздражение

4) убегание от опасности

5) использование темных очков сварщиком

ВЗ. Установите последовательность этапов выработки условного слюноотделительного рефлекса на свет

A) зажигание лампочки

Б) выделение слюны в ответ на световой раздражитель

B) кормление с одновременным зажиганием лампочки

Г) образование временной связи

Д) выделение слюны в ответ на пищу

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/chelovek-i-ego-zdorove/5-5-2-vysshaya-nervnaya-deyatelnost-son-ego-znachenie-soznanie-pamyat-emotsii-rech-myshlenie-osobennosti-psikhiki-cheloveka

Как работает Ваша память (физиологические механизмы)… / Психология осознанной самореализации / Блоги / Личное развитие и самореализация

Человек, как наиболее сложный организм на нашей планете, обладает рядом когнитивных, высших функций. К наиболее важным можно отнести восприятие, мышление, речь, воображение.

Они позволяют нам взаимодействовать друг с другом и с миром, развиваться и достигать успеха, действовать и творить, обмениваться информацией и влиять.

Но одна из функций является связующей и поэтому, на мой взгляд, наиболее значимой – это память.

https://www.youtube.com/watch?v=PFxvn1qyUtg

Ее важность связана с тем, что, во-первых, именно память делает человека из индивида («одно из») в уникальную индивидуальность («единственного»). Ведь только накапливая опыт, сохраняя его в памяти, человек приобретает своеобразные, свойственные только ему черты, характер и поведение.

А во-вторых, память связывает прошлое человека с его будущим. Ведь мы принимаем решения, ставит новые цели, достигаем успеха, во многом с помощью нашего прошлого опыта. Т.е. сохраненная в памяти информация влияет на то, что мы будем делать в будущем, кем можем стать.

И в-третьих, память является промежуточным звеном между перцептивными (ощущениями, восприятием) и интеллектуальными (мышление, воображение, речь) функциями. Она является неким буфером, в который попадает воспринимаемая информация, и из которой берутся знания для обработки, принятия решений, постановки целей и создания изменений, как в самом человеке, так и в его окружении.

Поэтому в данной статье я наиболее подробно рассмотрю память с разных сторон и особенно затрону внутренние, физиологические механизмы ее функционирования для того, чтобы стало более понятно, как она работает и как влияет на нашу жизнь.

Понятие памяти

Итак, для начала разберемся с основными характеристиками памяти.

Память – это свойство нервной системы, позволяющее сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также воспроизводить и забывать эту информацию [1].

Память формируется под влиянием внешних факторов: воздействий, событий, образования, воспитания, культуры. Но вся воспринимаемая информация проходит фильтрацию и обработку через волю и сознание человека. В результате в память попадает только то, что человеку действительно нужно и важно сейчас, и что может надолго в ней остаться.

От памяти зависят способности человека к обучению, формированию знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Если бы не было памяти, то человек каждый раз видя предмет, заново изучал его, т.к. не запомнил результатов своих исследований в прошлый раз.

Также память участвует в прогнозировании будущего и воображении несуществующего. Это можно сравнить с «нарезанием» воспоминаний, перетасовкой фрагментов и их склеиванием.

И еще память необходима для самоидентификации индивидуума. С ее помощью человек может изучить самого себя, своё поведение, обнаружить свои сильные и слабые стороны. Это помогает человеку найти свой жизненный путь, свою профессиональную сферу, в которой он будет наиболее успешен.

По своему содержанию различают следующие виды памяти:

1. Наглядно-образная. Хранит информацию в виде визуальных образов.

2. Эмоциональная. Хранит воспоминания о событиях, вызвавших яркие положительные или отрицательные эмоции.

3. Двигательная. Хранит моторные навыки, отвечающие за ходьбу, мимику, ловкость, точность движений.

4. Словесно-логическая. Хранит языковые структуры, используемые в речи: слова, числа, знаки, предложения, тексты.

Память в разных научных дисциплинах

До сих пор не существует единой теории памяти. Её активно изучают в разных областях науки – психологии, биологии, физиологии, медицине, педагогике, технике. И в каждой из них её трактовка и объяснение отличается.

Так, в биологии и анатомии, память – это сложный физиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта [5]. Биологи изучают анатомические и возрастные особенности памяти, различные расстройства памяти (амнезия, влияние алкоголя, наркотиков и т.п.) и способы ее улучшения (витамины, лекарства).

В психологии, память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации [3]. Эта область считается самой древней, которая изучает память.

Наиболее популярными направлениями считаются ассоциативная психология и гештальт-психология. Психологи активно исследуют психологические факторы, влияющие на память (беспокойство, стресс, депрессия и т.п.

), а также ищут способы лучшего запоминания информации (мнемотехники) в разном возрасте.

В медицине, память – это общебиологическое свойство фиксации, хранения и извлечения информации, являющееся одной из высших функций мозга [2]. Основной упор исследований в этой области делается на различные травмы и болезни, приводящие к нарушению работы памяти (сотрясение мозга, болезнь Альцгеймера…), и поиску способов их лечения, как медикаментозные, так и хирургические.

В педагогике, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта [6]. Педагоги ищут наиболее эффективные методы для обучения человека начиная с 1 года, когда у ребенка начинает развиваться речь. Также в этой области производятся исследования влияния возрастных изменений на процесс обучения и определение наилучших методов для каждой возрастной категории.

В истории – это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов и легенд [4]. М.

Хальбвакс понимает память не как сумму воспоминаний отдельных людей, а как некое коллективное, культурное произведение, развивающееся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневные жизненные практики и общественные институты.

В аналогичной интерпретации можно понимать концепцию К. Юнга о коллективном бессознательном, как памяти группы людей обусловленной общей для них культурой и бытом.

Читайте также:  Обмен веществ - биология

В технических науках, кибернетике и информатике, память – это физическое устройство хранения информации, зависящее или нет от наличия электроэнергии, позволяющее записывать и читать информацию [11]. Главная задача в данной области – это увеличение объема физических носителей и увеличение скорости операций записи и чтения.

Наиболее углубленные исследования проводятся в нейрофизиологии, к которым подключилась биохимия. Рассмотрим подробнее понятие памяти и результаты исследований в этих областях.

Механизмы памяти

Физические основы памяти интересовали ученых очень давно. Но только в 20 веке, в связи с научно-техническим прогрессом, появлением новых инструментов, исследований и теорий, стало формироваться современное, более ясное представление о том, как работает память человека и животных. Хотя, как было сказано ранее, единой теории памяти до сих пор не создано.

Так, в 1950-х года канадский нейрофизиолог У. Пенфилд, изучая эпилепсию, доказал, что высшие мыслительные функции человека, включая память, осуществляются в коре головного мозга, которая имеет толщину всего 3 мм [7].

Далее, эксперименты американца К. Лэшли в начале 1960-х годов показали, что в коре нет определенных областей, где сохраняется информация, а она как бы «дублируется» по всему объему коры головного мозга.

Позднее было установлено, что анатомически память находится не только в коре головного мозга, но еще в лимбической системе и мозжечке [3].

А основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе – парной извилине в основании височной доли.

Он служит неким “фильтром”, пропускающим действительно важную информацию из кратковременной памяти в долговременную [7].

В гиппокампе содержится большое количество ацетилхолина – основного нейромедиатора, участвующего в переносе импульсов при запоминании. Его роль можно сравнить с бензином для автомобиля. Недостаток ацетилхолина (например, при болезни Альцгеймера) приводит к существенному ухудшению памяти, особенно кратковременной.

Далее было установлено, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя электро-химический след [10]. Он облегчают вторичное прохождение импульса по «знакомому» пути (как протоптанная тропинка в лесу).

Исследования этих процессов привели к выводу, что память возникает вследствие возникновения физических, химических и морфологических изменений в нервной системе, названных энграммами [2].

Они оказывают влияние на рефлекторную деятельность, позволяют организму адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и ко всему разнообразию действующих раздражителей. Т.е.

формируют индивидуальность организма.

Еще в 1950-х годах, шведский биохимик Г. Хиден установил, что долгосрочная память формируется при повышении содержания РНК в ядре нейронов [10]. Так, при обучении определенным навыкам повышается содержание РНК в нейронах соответствующих нервных центров. Т.е.

главными нейрохимическими субстратами памяти являются молекулы РНК, в которых кодируется информация, после чего они становятся более чувствительны к определенным импульсам (резонирует, узнает его). Это, в свою очередь, приводит к изменению протекающих в нейронах процессов возбуждения и торможения.

Поэтому РНК считается основой онтогенетической, индивидуальной памяти, в отличие от ДНК – филогенетической, наследственной памяти.

В 1980-х годах физиологи Р. Галамбос и А. И. Ройтбак также установили участие глиальных клеток (олигодендроцитов) в формировании долгосрочной памяти. При обучении в них усиливается синтез миелина, окутывающий отростки нейронов, тем самым увеличивая их проводимость, что повышает скорость передачи импульсов между нейронами.

В 2000 году американские биохимики Джерри Йину и Тиму Талли установили, что за образование долговременной памяти ответственен белок под названием CREB.

И в том же году американцы Пол Грингард и Эрик Кендел и швед Арвид Карлссон получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования механизмов медленной синаптической передачи нервных импульсов.

Им удалось окончательно подтвердить, что память большинства живых существ работает благодаря действию так называемых нейротрансмиттеров – особых веществ, изменение концентрации которых в синапсах приводит к образованию несущего информацию импульса.

В отличие от быстрых эффектов нейромедиаторов, действие нейротрансмиттеров – дофамина, норадреналина и серотонина, развивается за секунды и даже часы. Данные вещества часто вовлечены не в передачу быстрых сигналов для движения или речи, а в “оркестровку” сложных состояний нервной системы – воспоминаний, эмоций, настроений.

Было выделено несколько этапов формирования памяти: мгновенная память, кратковременная и долговременная [2].

Мгновенная (иконическая) память заключается в изменении чувствительности рецепторов сенсорных систем. Такие изменения имеют высокую информативность, полноту признаков и свойств действующего раздражителя. Но они быстро угасают, если не подкрепляются повторным или продолжающимся воздействием.

Механизм работы мгновенной памяти заключается в следующем. При воздействии на рецепторы в них возникает электрический потенциал, приводящий к изменению их чувствительности.

А после прекращения воздействия этот потенциал угасает не мгновенно, а в течение 100-150 мс – последействие.

При этом до полного угасания он оказывает влияние на восприятие последующих воздействий, а следовательно и на возникающую реакцию.

При дальнейшем действии раздражителя возникает кратковременная память. За ее работу отвечают лобные доли головного мозга. Она обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций.

В основе кратковременной памяти лежит повторная многократная циркуляция нервных импульсов по круговым замкнутым цепям нейронов либо по нейрону, аксон которого замыкается на его же соме или дендрите – реверберацией возбуждения [8].

В результате многократного прохождения импульсов по этим кольцевым структурам нейроны самозаряжаются и постепенно образуются временные (обратимые) энграммы, являющиеся основой для последующего формирования долговременной памяти.

Причем в этих кольцевых структурах могут участвовать как возбуждающие, так и тормозящие нейроны.

Реверберация может возникать как внутри коры головного мозга, так и между корой и подкорковыми образованиями (например, таламокортикальные нервные круги), содержащими как сенсорные, так и гностические (обучаемые, распознающие) нервные клетки.

При продолжающемся или повторяющемся воздействии раздражителя (обучении) информация о нём переходит из краткосрочной памяти в долгосрочную – консолидируется [2].

Долгосрочной память становится в результате возникновения стойких изменений синаптической проводимости, а также химических и структурных изменений нейронов.

Стойкость этих изменений обусловлена сложными химическими процессами синтеза белковых молекул в нейронах, предназначенных для необратимой фиксации структуры нейросетей, сформированных на этапе кратковременной памяти (фиксации реверберирующих кругов) [9].

Подобные процессы приводят к облегчению передачи импульсов по синаптическим структурам, повышению чувствительности постсинаптических мембран (долговременная потенциация), изменению белкового субстрата нейронов и другим изменениям, которые сохраняются в организме очень долго.

Можно сказать, что в долговременную память поступает информация, приобретающая не тактическое, а стратегическое значение для достижения жизненно важных целей. Запоминание любого материала – это продукт предшествующего действия и условие, средство осуществления последующего.

Также было обнаружено, что в процессе воспроизведения информации (вспоминании), в мозге (памяти) происходят аналогичные процессы, что и при первичном запоминании [7]. Такой процесс называется реконсолидацией. Он позволяет укрепить в долговременной памяти важную информацию, к которой человек часто обращается. Как говорится: «Повторение – мать учения».

Несмотря на различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе много общего. Их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

Таким образом, к общим нейрофизиологическим и биохимическим механизмам работы памяти можно отнести:

– формирование новых синоптических связей (нейросетей);

– образование замкнутых колец нейронов (реверберирующих кругов);

– миелинизацию нервных отростков (повышение их проводимости);

– изменение белкового состава и метаболизма нейронов.

Важно добавить, что память действует по принципу индукции – от общего к частному. Она создает изменения по цепочке: организм – орган – клетка. Это говорит о том, что память определяется деятельностью человека и влияет на весь организм.

Так, доказано, что насыщенная событиями окружающая среда приводит к увеличению объема и вес коры головного мозга за счет увеличения содержания РНК, образования нейросетей и повышения количества ацетилхолина, т.е. память имеет массу [10].

Заключение

Таким образом, можно сказать, что память – это один из главнейших компонентов личности, определяющий ее индивидуальность и уникальность.

Без памяти не существовало бы других высших функций: мышления, речи, воображения, для которых она является базовым носителем, хранящим используемый ими материал (информацию, знания, опыт).

Лично я считаю, что ученым нужно максимально сконцентрироваться на исследовании памяти и построить завершенную, доказанную, наглядную теорию всех механизмов её работы. А также нужно разработать технологии для управления всеми процессами памяти.

Это позволит перейти человечеству на новый уровень развития, ведь тогда человек сможет существенно развить свой интеллектуальный потенциал мозга, который сейчас используется относительно мало.

И тогда каждый человек стал бы более успешен, быстрее достигал личных целей и приносил больше пользы другим людям и нашему миру, что, на мой взгляд является смыслом жизни, тем, ради чего мы и появились.

Список литературы

1. Каменская М.А, Каменский А.А. Основы нейробиологии. – М.: Дрофа, 2014. – 365 с.

2. Покровский В.М., Коротько Г.Ф.  Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

3. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учебное пособие. – М.: Флинт, 2012. – 221 с.

4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.

5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Учебник — М.: Просвещение, 2010. — 255 с.

6. Дуткевич Т.В. Детская психология. Учебное пособие – Киев: Центр учебной литературы, 2012. – 424 с.

7. Анохин К.В. Как в мозгу “укладывается” память // «Эксперт». – №22, 11.06.2001.

8. Беритов И.С. Структура и функции коры большого мозга – М.: Наука, 1969. – 536 с.

9. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187.

10. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

11. Кушниренко А.Г. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.

С уважением и верой в вашу успешную самореализацию,

Сергей Марченко

Источник: https://ManProgress.com/ru/blogs/46/posts/261.html

Сознание и мышление. Речь

208 Запишите определения.

  • Ответ:Сознание – это то,  что нас выделяет,  то, что заставляет себя не предметами, а личностями.Мышление – совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания.
Читайте также:  Подземные воды - биология

209 В чём особенность высшей нервной деятельности человека?

  • Ответ:Особенность высшей нервной деятельности человека – это отличие его от животного – мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.

210 Заполните таблицу “Уровни ВДН человека”

  • Ответ:
    Уровень ВНД Характеристики уровня
    Уровень безусловных рефлексов и инстинктов Вызываются относительно немногими раздражителями; анатомической основой такой деятельности, являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга
    Уровень условных рефлексов Вырабатываются в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или иного подкрепления
    Уровень словесной сигнализации Её анатомическим субстратом являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также её высшие сенсорные и двигательные центры

211 Используя материал учебника, опишите участие полушарий мозга в процессах мышления.

  • Ответ:Правое полушарие – даёт возможность мечтать  и фантазировать, сочинять истории, отвечает за способность к музыке и изобразительному искусству.Левое полушарие – отвечает за языковые способности; контролирует речь; за логику и анализ; распознаёт числа и математические символы; запоминает факты, имена, даты.

212 Перечислите известные вам познавательные процессы.

  • Ответ:Память, мышление, внимание, речь, воображение, ощущение, восприятие.

213 Запишите определение.

  • Ответ:Интеллект – это своего рода высший ум,  его различающая  способность и орган принятия решения.

214 Перечислите основные черты интеллекта.

  • Ответ:

215 Запишите определение.

  • Ответ:Память – это запоминание, сохранение и последующие воспроизведения человеком ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметом и явлений.

216 Заполните схему «Виды Памяти»

  • Ответ:Механическая и логическая.

217 Из каких этапов складывается процесс памяти?

  • Ответ:Запоминание, сохранение, воспроизведение

218 Запишите определение.

  • Ответ:Потребность – необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, индивида и личности

219 Приведите примеры разных потребностей человека.

  • Ответ:Биологические потребности – спать, есть, пить, воздух, солнце; потребность к гигиене, опорожнение; продолжение рода, видеть, слышать, тепло.Социальные потребности – необходимость общения;  наличие социальных связей; совместная деятельность.Идеальные потребности – потребность в новизне; в компетентности; потребность преодоления.

220 Что является материальным субстратом эмоций?

  • Ответ:Особая форма отношения к предметам, по всему окружающему.

221 Заполните схему «Типы нервной деятельности»

  • Ответ:

222 Опишите свой темперамент и определите, к какому из четырёх основных типов ваш темперамент ближе всего.

  • Ответ:Легко завязываю знакомства с другими людьми; не могу работать в неблагоприятных условиях; умею терпеливо объяснять.Я сангвиник – меланхолик.

Источник: http://tetrab.ru/8-klass/biologiya2/rabochaya-tetrad-po-biologii-8-klass-sonina-n.-i.-sapina-m.-r/soznanie-i-myshlenie.-rech.html

Память, её виды. Биологическое значение памяти

Память — одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Память как единый процесс складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранение опыта и воспроизведение опыта.

Память — собирательный термин, обозначающий совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления опыта (воспринятого, пережитого или сделанного). 

Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева о происхождении психики, именно память, понятая как способность к элементарному науче­нию, является критерием возникновения психики в филогенезе.

Эта способность делает возможным приобретение тех способов поведения, которые не были запрограммированы генетически. Важнейшая особенность психики человека состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем.

Психическое развитие  человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий человек использует в будущем. Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация, полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.

Функции памяти.

  1. Функция приобретения, сохранения и использования личного опыта (развитие и научение);
  2. Присвоение, сохранение, использование и передачи общественно-исторического опыта;
  3. Память, как условие единства личного сознания или тождества личности.

Научение.Память позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.

Развитие.Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения —  это приобретённый или запечатленный в процессе индивидуальной жизни опыт, передаваемый по наследству.

  Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни.

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Виды памяти. Различают память наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную).

Кроме того, выделяют и такие виды памяти, как образная (которая воспроизводит образ жизненно важного объекта, эмоциональную (когда аналогичная ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее в этой ситуации событий), словесно-логическую (она обусловлена развитием речи и свойственна только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.

Биологическая память – это способность живых существ воспринимая воздействие из вне закреплять, сохранять, а в последствии и воспроизводить, вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры.

Различают три формы биологической памяти:

  1. Генетическая память. Представляет собой память биологического вида, носителем которой являются нуклеиновые кислоты, то есть ДНК и РНК, которые способны обеспечить стабильность хранения информации. Это та форма памяти, в которой локализована наследственная память клетки. Появляется первой в эволюционном развитии.
  2. Иммунологическая память. Она связана с генетической и состоит в способности иммунной системы после первой встречи с генетически чужеродными телами (антигенами), узнавать их при повторной встрече.
  3. Нейрологическая память. Или нервная память. Она возникает в процессе эволюции в связи с дифференцировкой нервной системы и оказывается наиболее сложно организованной. Нейрологическая память – это совокупность следов пройденного, определяющее поведение в наступающем настоящем. Эта память заключается в изменениях нервной системы, которые сохраняются в течение некоторого времени и влияют на протекание будущих рефлекторных реакций. Комплекс таких структурно-функциональных изменений, включающих запечатление не только определенной внешней ситуации, но и субъективное отношение организма к ней, называется энграммой. Энграмма оказывается избыточной, поскольку используется весь приобретенный опыт и энграмма опирается на факторы, которые уже отсутствуют в настоящем времени, благодаря этому энграмма служит основой активности организма и реалистического прогнозирования им будущих ситуаций.

Память организована во времени и пространстве. Формирование и воспроизведение энграмм возможно при их временном свертывании на основе существования собственного времени мозга, в результате создается внутренний хронотип, то есть внутренний пространственно временной образ внешнего мира. В зависимости от механизмов, длительности хранения информации различают разные виды памяти.

Временная организация памяти:

Стимул

Сенсорная память

(менее секунды)

Первичная память

(несколько сек)

Вторичная память

(минуты- годы)

Третичная память

Забывание

Забывание  при замене старой информации    на новую (интерференция)

Забывание

использовании

при длительном

Забывание  не

происходит

Мгновенная

Краткосрочная

Долгосрочная

Сенсорная память – это первичные следовые процессы, которые длятся менее секунды, затем происходит забывание. Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.

Этот вид памяти зависит от функционального состояния организма и обладает индивидуальными особенностями. Время сохранения образа внешнего мира неодинаково для различных органов чувств. Наиболее длительно сохраняются зрительные образы.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации не воспроизводим.

Разновидностью сенсорной памяти является эйдетическая память – это такой вид памяти, при котором период сохранения зрительного образа составляет десятки минут.

Краткосрочная память забывание происходит при замене старой информации на новую, а если этого не происходит она переходит в долгосрочную память, то есть информация будет храниться в нервной системе уже длительное время.

Кратковременная память формируется на базе непосредственного отпечатка сенсорной информации. Обеспечивает удержание ограниченной части поступающих сигналов из внешней среды, позволяет воспроизводить какую-то часть предъявляемого материала и тем самым некоторое время использовать определенное количество информации.

Долговременная память обеспечивает сохранение информации неограниченное время. В системе долговременной памяти, объем которой практически не ограничен, сохраняется огромное количество информации без ее искажения. Информация при необходимости может легко воспроизводиться.

При переходе от краткосрочной к долгосрочной памяти происходит консолидация (упрочнение) энграммы и краткосрочная и долгосрочная память представляют собой единые звенья одного процесса.

Механизмы памяти:

Реверберационная теория  базировалась на существовании в структурах мозга замкнутых нейронных цепей. Известно, что аксоны нервных клеток соприкасаются не только с дендритами других клеток, но могут и возвращаться обратно к телу своей же клетки.

Благодаря такой структуре нервных контактов, появляется возможность циркуляции нервного импульса по реверберирующим (постепенно затухающим) кругам возбуждения разной сложности. В результате возникающий в клетке разряд возвращается к ней либо сразу, либо через промежуточную цепь нейронов и поддерживает в ней возбуждение.

Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения не выходят за пределы определенной совокупности нервных клеток и рассматриваются как физиологический субстрат сохранения энграмм. Именно в реверберационном круге возбуждения происходит переход из кратковременной в долговременную память. Однако реверберационная теория не дает ответа на ряд вопросов.

В частности, она не объясняет причину возврата памяти после электрошоковых воздействий, когда, согласно этой теории, в подобных случаях возврата памяти не должно быть.

Биохимические исследования памяти опирались на предположение, что все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграмм можно представить в виде последовательности биохимических процессов. Опыты Г.

Хидена  показали, что образование следов памяти сопровождается изменениями свойств РНК и белка в нейронах. Было установлено, что РНК играет важную роль в механизмах формирования и сохранения следов памяти.

Однако в более поздних работах было показано, что в консолидации энграмм памяти ведущую роль играет ДНК, которая может служить хранилищем не только генетической, но и приобретенной информации, а РНК обеспечивает передачу специфического информационного кода.

Высказывалось даже предположение, что неспособность зрелых нейронов делиться имеет своей целью предотвратить разрушение приобретенной информации, хранящейся в ДНК нейрона.

Источник: http://www.BrainTools.ru/article/9488

Ссылка на основную публикацию