Выводы к главе “человек и окружающая среда” – биология

Человек и окружающая среда

Выводы к главе

Биосоциальная природа человека Антропогенное воздействие на среду обитания и здоровье человека Влияние социальноэкологических факторов на здоровье человека Принципиальные основные направления инженерной экологической защиты. Основные пути оздоровления окружающей среды и сохранения здоровья человека. Биосоциальная природа человека Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное преимущество.

2015-01-08

12.87 KB

20 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция 9

Человек и окружающая среда.

  1.  Биосоциальная природа человека
  2.  Антропогенное воздействие на среду обитания и здоровье человека
  3.  Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека
  4.  Принципиальные (основные) направления инженерной экологической защиты. (Основные пути оздоровления окружающей среды и сохранения здоровья человека).

1. Биосоциальная природа человека

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное преимущество. Человек на протяжении веков стремился не только приспособиться к природной среде, а сделать её удобной для своего существования.

В то же время человек – создание природы и остается ее частью. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И.Т.

Фролову (1985), «биосоциальное существо», генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием».

 Движущими силами становления человека как вида (антропогенез) являются биологические факторы и социальные факторы.

Биосоциальная природа человека выражается в том, что в его жизнь входят как биологические, так и социальные элементы.

Биологические факторы – это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

Социальные факторы – трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биосоциальная природа человека вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т.е.

приведение межиндивидуального и группового поведения в соответствии с господствующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе.

Биологическая адаптация человека стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора.

Общие законы взаимоотношения человека и биосферы, влияние на человека природной и социальной сред изучает наука экология человека.

 2. Антропогенное воздействие на среду обитания и здоровье человека

Ежегодно человек извлекает из земных недр около 200 млрд. т горных пород, сжигает более 9 млрд. т условного топлива, рассеивает на полях до 3 млрд. т пестицидов и т.п. Особенно острой стала проблема загрязнения окружающей среды антропогенными токсикантами: мировое поступление ежегодно составляет для оксидов углерода 25,5 млрд. т, для оксидов азота – 65 млрд. т и т.д.

Отрицательное воздействие на окружающую среду оказывают промышленные предприятия,  автотранспорт,  испытания ядерного оружия, чрезмерное применение минеральных удобрений и пестицидов. В результате антропогенной деятельности на земном шаре по данным Института Всемирного наблюдения происходит:

– ежегодное уничтожение влажно – тропических лесов на площади 11 млн. гектаров;

– ежегодное возникновение на земном шаре антропогенных пустынь на площади около 6 млн. гектаров;

– ежегодная потеря 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель;

– повреждение в результате кислотных дождей леса на площади более 31 млн. гектаров.

Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми. Под угрозой исчезновения находится не менее 25 – 30 тыс. видов сосудистых растений и т.д.

Интенсивные темпы деградации окружающей среды создают реальную угрозу существованию самого человека. По линии ООН и ЮНЕСКО создана глобальная система мониторинга, основными задачами которого являются определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, прогноз ее состояния в будущем и др.

Выбросы промышленных предприятий, энергетических систем и транспорта в атмосферу, водоемы и недра достигли таких размеров, что в ряде районов земного шара уровни загрязнения значительно превышают санитарные нормы. Это приводит, особенно среда городского населения, к увеличения количества людей, заболевающих хроническим бронхитом, астмой, аллергией, ишемией, раком.

Неблагоприятное влияние на жизнедеятельность человека оказывает шум, вибрация, инфразвук, а также воздействие электромагнитных полей и различных измерений.

Среда обитания человека – окружающая среда – характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленные воздействие на деятельность и здоровье человека.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения сказано, что здоровье – одно из основных прав человека. Не менее важным правом является право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, т.е. их воздействие может привести к развитию болезни.

Фактор риска – общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения.

К ним относятся условие и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма.

Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека.

Существуют наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями.

Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение.

Экологические факторы риска. Изменение физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно – сосудистых заболеваний.

Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементов – заболеваний, связанных с избытком или недостатком в организме атомов того или иного элемента.

(Недостаток пода может способствовать развитию эндемического зоба).

Социальные факторы риска. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия; вредные привычки, например курение, употребление алкоголя.

Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска.

   3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Человек сам создает сложные урбанистические системы, чтобы улучшить условия жизни, не только просто оградившись от лимитирующих факторов, но и создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни. Это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.

Искусственная среда требует адаптации к себе, которая происходит через болезни. В современном обществе доминирующими стали такие факторы риска, как гиподинамия, переедание, вредные привычки, стрессы, загрязнение окружающей среды.

С медико – биологических позиций наибольшее влияние социально – экологические факторы оказывают на следующие тенденции:  процесс акселерации; нарушение биоритмов; аллергизация населения;  рост онкологической заболеваемости к смертности; отставание физиологического возраста от календарного; возврат инфекционной патологии и др.

Эти тенденции в различной степени характерны практически для всех мест обитаний человека, но наиболее рельефно они выступают в условиях городской среды.

Акселерация – это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой. В нашем случае – это увеличение размеров тела и более раннее половое созревание.

Ученые полагают, что это эволюционный период в жизни вида, вызванный улучшающимися условиями жизни: хорошим питанием, снявшим лимитирующее действие пищевых ресурсов, что спровоцировало процессы отбора, ставшие причиной акселерации.

Нарушение биологических ритмов – в условиях городской жизни может быть вызвано появлением новых экологических факторов, например, электроосвещение, продлившее световой день и изменившее общий ритм жизни. Часто ритмы становятся асинхронными, что приводит к развитию заболеваний.

Возросший темп жизни, переизбыток информации, постоянные стрессы стали причинами учащения расстройства сна. Наиболее часто встречающимся расстройством является бессонница. Противоположного характера трудности испытывают больные нарколепсией.

Эти люди часто испытывают сонливость и засыпают неожиданно среди дня.

Аллергизация населения связана с ослаблением иммунной системы человека (снижение сопротивляемости организма) и с воздействием на нее новых искусственных загрязняющих веществ, к действию  которых она не адаптирована. В результате у человека развиваются такие заболевания как бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия, ревматизм и др.

Аллергия – это извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену.  Аллергены по отношению к организму бывают внешние (экзоаллергены) и внутренние (аутоаллергены). Экзоаллергены могут быть инфекционными (болезнетворные и неболезнетворные микробы, вирусы и др.

) и  неинфекционными (домашняя пыль, шерсть животных, пыльца растений, лекарственные препараты, другие химические вещества – бензин, хлорамин и др., а также продукты питания – мясо, овощи, фрукты, ягоды и др.).

Аутоалергенами могут являться кусочки тканей, поврежденные при ожоге, лучевом воздействии, обморожении или ином воздействии.

Онкологическая заболеваемость и смертность – одна из наиболее показательных медицинских тенденций неблагополучия в данном городе или, например, в зараженной радиацией сельской местности. Эти заболевания вызваны опухолями. Опухоли (от греч.

– onkos) – новообразования, избыточные патологические разрастания тканей. Они могут быть доброкачественные (уплотняющие или раздвигающие окружающие ткани) и злокачественные (прорастающие в окружающие ткани и разрушающие их).

Разрушая сосуды, они попадают в кровь и разносятся по организму, образуя метастазы.

Онкологические заболевания возникают в результате воздействия на организм человека  канцерогенных веществ, опухолеродных вирусов или жесткого излучения (ультрафиолетового, рентгеновского, гамма – излучения). Канцерогены (греч.

рождающие рак) – химические соединения, способные вызвать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме при воздействии на него. Их известно несколько сот. По характеру действия они разделяются на три группы: местного действия; органотропные, т.е.

поражающие определенные органы; множественного действия, вызывающие опухоли в разных органах. К канцерогенам относятся многие циклические углеводороды;  азотокрасители; алкалирующие соединения.

Они содержатся в загрязненном промышленными выбросами воздухе, в табачном дыме, каменноугольной смоле и саже. Многие канцерогенные вещества оказывают еще и мутационное воздействие на организм.

В экономически развитых странах смертность от рака стоит на втором месте после смертности от сердечно – сосудистых заболеваний. Ярко выделяется зависимость между раковыми заболеваниями и экологической обстановкой, т.е. качеством окружающей среды.

Вообще, рак надо рассматривать как результат разбалансирования организма, и поэтому вызвать его может любой фактор среды или их комплекс, способные привести организм в разбалансированное состояние.

Например, вследствие превышения верхней  пороговой концентрации загрязнителей воздуха, питьевой воды, токсичных химических элементов в рационе питания и т.п.

Важным фактором роста онкологических заболеваний является разрушение озонового слоя. Считают, что уже в 1973г. фреонами был разрушен 1% озонового слоя, а к 2050 г. будет разрушено 10%. Разрушение озонового слоя может привести к массовым раковым заболеваниям кожи у людей, замедлению фотосинтеза и гибели некоторых видов растений.

Рождение на свет большого количества недоношенных детей, а значит, физически незрелых – показатель крайне неблагоприятного состояния среды обитания человека. Оно связано с нарушением в генетическом аппарате и просто с ростом адаптируемости к изменениям среды.

Читайте также:  Ткани растений: общая характеристика. образовательные и покровные ткани - биология

Рост доли лиц с избыточным весом – также явление, вызванное особенностями городской среды. Переедание, малая физическая активность и прочее имеют здесь место.

Инфекционные болезни тоже не искоренены  в городах.

Количество людей, пораженных малярией, гепатитом и многими другими болезнями, исчисляется огромными цифрами, поэтому скорее следует говорить не о «победе», а лишь о временном успехе в борьбе с этими болезнями.

«Возврат» инфекционных агентов фиксируется среди вирусов, которые отрываются от природной основы и переходят в новую стадию, способную жить в среде обитания человека, становясь возбудителями гриппа, вирусной формы рака и других болезней.

Абиологические тенденции, под которыми понимаются такие черты образа жизни человека, как гиподинамия, курение, наркомания и др.

, тоже являются причиной многих заболеваний: ожирение, рак, кардиологические болезни и др.

К этому ряду относится и стерилизация среды – фронтальная борьба с вирусно – микробным окружением, когда вместе с вредными уничтожаются и полезные формы живого окружения человека.

  1.  Принципиальные (основные) направления инженерной экологической защиты. (Основные пути оздоровления окружающей среды и сохранения здоровья человека).

Природные круговороты веществ являются практически замкнутыми. В естественных экосистемах вещество и энергия расходуются экономно и отходы одних организмов служат важным условием существования других. Антропогенный круговорот веществ значительно разомкнут, сопровождается большим расходом природных ресурсов и большим количеством отходов, вызывающих загрязнение окружающей среды.

Основные направления инженерной защиты окружающей среды от загрязнения и других видов антропогенных воздействий – внедрение ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологий,  биотехнология, утилизация и детоксикация отходов и, главное, экологизация всего производства, при котором обеспечивалось бы включение всех видов взаимодействия с окружающей средой в естественные циклы круговорота веществ.

Под экологизацией понимают внедрение технологических и других решений, позволяющих наиболее эффективно использовать природные ресурсы и условия без нарушения качества природной среды.

Технологические процессы, в которых в полной мере учитываются все взаимодействия с окружающей средой и приняты меры к предотвращению отрицательных последствий, называют экологизированными.

В этих процессах должны соблюдаться биосферные законы и в первую очередь закон круговорота веществ.

Под безотходной технологией понимают такой способ производства, который обеспечивает максимально полное использование перерабатываемого сырья и образующихся при этом отходов. Более точным следует считать термин «малоотходная технология», так как в принципе полностью «безотходная» технология невозможна, ибо любая человеческая технология не может не производить отходы, хотя бы в виде энергии.

Малоотходная технология – такой способ производства, который обеспечивает максимально эффективное использование сырья и энергии, с минимумом отходов и потерь энергии.

Огромное значение для снижения уровня загрязнения окружающей среды, экономии сырья и энергии имеет повторное использование материальных ресурсов, т.е. рециркуляция. К числу мероприятий по сокращению вредных отходов относятся также:

– разработка бессточных технологических систем и водоотводных циклов на основе очистки сточных вод;

– внедрение ресурсовозобновляющих технологий, обеспечивающих минимализацию промвыбросов и выхода отхода;

– создание принципиально новых производственных процессов, позволяющих исключить или сократить технологические стадии, на которых происходит образование отходов;

– использование биотехнологических процессов, основанных на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов.

Биотехнология нашла широкое применение в охране природной среды, в частности, при разработке методов биологической очистки природных и сточных вод, утилизации и детоксикации отходов (компостирование – с получением ценного азотного удобрения или биотоплива; ферментация – получение биогаза из животноводческих стоков и др.)  

Источник: http://refleader.ru/qasyfsqasmer.html

Человек и окружающая среда – история взаимодействия

Поиск Лекций

Контрольная работа

По дисциплине: Экология

Тема. Человек и окружающая среда (я говорила, что такой темы нет!!!это илшь только примерная тема!!!!) изменить Влияние антропогенного воздействия на окружающую среду

Выполнил: студент 1 курса Петров И.А.

Уч. шифр 15-ЭТ-4195

Проверил: к.б.н., доцент

Медведева.М.В.

Петрозаводск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Человек и окружающая среда — история взаимодействия  
Глава 2 Глобальные экологические проблемы современности
Глава 3 Экологический кризис — (ЗДЕСЬ ДЕФИС, А НЕ ТИРЕ!!) перспективы развития и решения  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВЕДЕНИЕ

Человек и природа, как близки и как в тоже время далеки эти два слова в понимании друг друга. С одной стороны человек – с другой, его среда обитания. Человек считает себя разумным хозяином всего живого на нашей планете, но при этом как не разумно он поступает с ней, всё чаще и чаще забывая, что сам является её неотъемлемой частью.

Как часто пренебрегает он сложными законами биосферы подчас с минутной выгодой для себя и столь губительным результатом своей “разумной” деятельности для всего живого. Как часто он не понимает или не хочет верить в то, что природе подчас нужно больше времени для восстановления своих сил чем ему, человеку, кажется.

Структура экологических систем, пищевых цепочек и взаимодействие их между собой хотя и складывались многомиллионной историей нашей планеты столь же нежны и хрупки сколь были многие тысячелетия до появления человека.

И несмотря на всё разнообразие живого мира и кажущейся самостоятельностью каждого из её вида, она столь же беззащитна перед всепоглощающим и беспощадным прогрессом человечества, которое отчасти стало её бичом и неблагодарными детьми, матери вскормившей его и взрастивший из глубины эволюционного начала.

Именно данной проблемой от части и занимается такая наука как экология, напоминая каждому человеку лично и человечеству в целом, что прошло время когда только человек влиял на природу и теперь пришло время пожинать плоды своей деятельности.

Так как изменяя среду обитания других видов живого мира он изменил свою и она безусловно очень далека от того совершенства, которым была до его вторжения, и если он не возьмётся помочь природе залечить нанесённые ей раны, то в скором времени сам исчезнет как вид повторив судьбу многих уничтоженных им же существ нашей планеты.

Несмотря на то, что экология как наука ещё очень молода, она уже имеет некоторый багаж знаний изложенный во многих изданиях, статьях и публикациях. Но не смотря на это, тематика возникшей перед человечеством проблемы изучаемая ею столь велика, что пророй не всегда можно найти тот или иной материал для её изложения в полном объёме.

В своём реферате я (КАКОЕ Я!!!)бы хотел показать как взаимосвязано развитие человеческого общества с экологическим кризисом сегодняшнего дня и предложить лишь некоторые из способов его разрешения.

Глава 1

Человек и окружающая среда – история взаимодействия

С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время существования планеты, – дело рук человека, было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны.

Так за последние десятки тысячелетий одним из главных факторов подобных «фоновых» перестроек ландшафтов был климат: существование гигантских ледников на пространствах Северной Евразии и Северной Америки влекло за собой серьезные климатические изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие определенных циклов для этих самых перестроек.

Например, для Европы или даже, как считают некоторые ученые, для всего северного полушария отмечено общее потепление и увлажнение климата, начавшееся примерно 11-12 тысячелетий назад, после таяния ледникового покрова (с волной общего похолодания – около 9 тысячелетий назад).

Это продолжалось до времени атлантического потепления между 8-м и 5-м тысячелетием тому назад, когда широко распространилась теплолюбивая растительность. В последующий период из-за общего похолодания ландшафтные зоны сместились к югу. Наконец, около 2,5 тыс. лет назад началось некоторое потепление климата.

Выделяется нередко и так называемый малый ледниковый период – волна общего похолодания, прокатившаяся сравнительно недавно, несколько столетий назад

Хотя никто не станет спорить и с тем, что в последние десятки тысячелетий с антропогенным воздействием на природу планете приходится считаться. Интересно, что многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности.

Так известно, что формирование и становление кроманьонского человека завершилось в течение считанных тысячелетий. Сравнительно быстро это событие вызвало экологические последствия.

И, прежде всего – небывалое в геологической истории распространение одного биологического вида практически на всей обитаемой суше.

Никогда – за миллионы, миллиарды лет – ни один вид не имел такого распространения.

Именно тогда и зародилось неразрешимое до сих пор противоречие между катастрофически быстро развивающимся биологическим видом-потребителем природных ресурсов и самой природной средой – между человеком и породившей его природой.

Всё (если и не абсолютно всё, то многое) начиналось, как и водится, с огня. Нет, не с мифического огня Прометея, озарившего человеческое сознание, а с самого, что ни на есть реального пламени.

Доказательства варварского истребления лесов первобытными племенами поступают даже не из такого уж давнего прошлого – что особо ценно. Голландский мореплаватель А. Я.

Тасман и его команда, первыми из европейцев увидевшие берега Тасмании, аборигенов не обнаружили, хотя обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом.

Последующие исследователи острова постоянно сталкивались с лесными пожарами или с обилием костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством и собирательством, главным «рычагом», с помощью которого они «переворачивали» свою землю перестраивая ландшафты радикально, – был огонь.

В результате подобной «природопреобразующей деятельности» на обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности; произошли изменения в характере почвы, изменился климат. В других регионах к подобным же результатам привела система первобытного земледелия, предполагавшего выжигание огромных лесных пространств регулярно – раз в несколько земледельческих сезонов.

Как ни странно воспринимать это нам, привыкшим видеть главную проблему природы в развитии техногенной цивилизации, в числе первых экологических катастроф, привнесенных в жизнь планеты молодым человечеством, называют и последствия такого чистого и безобидного занятия, как самая обыкновенная охота.

Именно результатом хищнического истребления целых видов животных (археологи, действительно, находят гигантские скопления костей животных на местах былых охотничьих побед), а также воздействия человека на природные комплексы в целом стало то, что во многих регионах мира создались предпосылки для кризиса охотничьего хозяйства, присваивающего природные биологические ресурсы практически без сознательного их возобновления.

Один из крупнейших знатоков ледникового периода американский географ и геолог Р. Флинт, писал об исчезновении групп животных : «Вымирание в основном происходило 5000-10000 лет назад.

Читайте также:  Человеческие расы. критика расизма и социального дарвинизма - биология

К вымершим животным принадлежат все верблюды, лошади, ленивцы, два рода мускусных быков, винторогие антилопы, все виды бизонов (кроме одного) и отдельные виды кошек – некоторые из них достигали размеров льва.

Исчезли также два вида мамонтов, которые были крупнее современных слонов и были распространены на территории США почти повсеместно».

На отдельных изолированных территориях (Австралия, Тасмания и др.), где отсутствовали пригодные для ведения сельского хозяйства виды животных и растений, первобытное общество настолько подорвало ресурсы существующих природных комплексов, что вступило в полосу застоя и даже некоторого технического и социального регресса.

И хотя сохранился прежний уровень хозяйственного развития, хищническая эксплуатация природных биологических ресурсов вызывала последовательную деградацию окружающих ландшафтов, уменьшение или качественное ухудшение используемых биологических ресурсов.

Человеческое общество как часть природы не могло оставаться вне этого процесса.

Интересен тот факт, что учеными доказана большая продуктивность нетронутых человеком естественных природных комплексов чем экосистем, искусственно им созданных. И это актуально даже для сегодняшнего уровня развития сельского хозяйства. А, следовательно, и собирательство и охота на начальном этапе должны были быть более эффективны, чем земледелие и скотоводство.

Но только в том, случае, если окружавшая человека природа не переживала очередную экологическую катастрофу. Именно разрушающее воздействие человека на окружающую среду стимулировало, как ни странно это звучит, развитие цивилизации – в поисках новых ресурсов человечество постепенно переходило от присваивающего хозяйства к производящему.

Однако вслед за одной бедой спешила другая. Созданная примитивными способами новая природная среда чрезвычайно хрупка, быстро истощает почву и нежизнеспособна в обычных условиях будучи оставленной человеком после истощения. Выжигание растительности, рыхление поверхности земли в сочетании с уничтожением деревьев и кустов наносит значительный ущерб почве приводя к её эрозии.

Поэтому осваиваемые первобытным человеком участки земли вскоре приходили в полную непригодность и люди вынуждены были искать новые территории. Следами тех экологических катастроф древности, выглядящими сегодня в наших глазах, как извечные степи и пустыни, планета покрыта до сих пор.

Именно поэтому экологические проблемы древности не были и не могли быть стимулом только прогресса человечества. Необходимость доступа к получению ресурсов природы, осложнявшаяся, в том числе и природоразрушающей деятельностью человека, толкала племена к конфликтам с более обеспеченными соседями.

Хотя необходимость оборонять от соседей богатства, полученные от природы, с другой стороны, заставляла первобытные племена укреплять свои поселения, учиться возводить крепостные валы и т. п., но это тема уже совсем другого разговора.

Именно так человечество прошло с окружающей его природной средой бок о бок сквозь десятки, сотни тысячелетий – борясь с окружающим миром за существование и создавая себе победами в этой борьбе только всё новые и новые проблемы.

Если свести все данные таких “побед” в одну произвольную таблицу, то получим следующий прогноз экологических кризисов и последующих за ними эволюционных революций, продвигающих род человеческий по пути эволюционного развития от начала зарождения человеческого общества до не столь уж и далёкого будущего (Табл.1).

Таблица 1

Этапы революционных преобразований человечества (кто автор!!!Вы??) ссылка!!!

Время Результат вмешательства в экосистему Земли Эволюционные революции
3 млн. лет назад Кризис обеднения ресурсов промысла и собирательства Биотехническая революция    
10 – 30 тыс. лет назад Первый антропогенный экологический кризис Сельскохозяйственная революция, переход к производящему хозяйству
30 – 50 тыс. лет назад Кризис примитивного земледелия Вторая сельскохозяйственная революция, переход к широкому освоению неполивных земель  

Таким образом, человек продвигался по ступеням эволюционного развития по “костям” уничтоженных и истреблённых им видов животных, растений и целых экосистем приведя планету, как среду своего обитания, к глобальному экологическому кризису, который всё чаще и чаще напоминает о себе в угрожающей уже самому человеку форме. И если человеческое общество не перейдёт к наиболее разумному подходу разрешения данной ситуации, то никто не может дать полной гарантии того, что оно не последует за жертвами своей халатности в небытие. А, следовательно, не пора ли сесть за круглый стол переговоров с матерью природой.

Глава 2

Источник: https://poisk-ru.ru/s11634t2.html

Урок № 52. «Человек и среда его обитания»

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями – важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно – практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

– установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока – традиционная

Технология – проблемного обучения

Изучение нового материала

Человек и среда его обитания

Человек обитает в определенной среде, из которой получает все необходимые средства существования и с которой находится в слож­ных взаимосвязях.

В настоящее время эти взаимосвязи настолько усложнились, что породили глобальную проблему, получившую на­звание экологической проблемы, которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека природной сре­ды.

Это происходит в результате развития научно-технического про­гресса, истощения природных ресурсов, нарушения естественных механизмов, которые обеспечивают стабильность биосферы.

В настоящее время научные исследования, связанные с анали­зом перехода биосферы в ноосферу, породили ряд комплексных наук, важнейшая из которых — экология человека.

Она объединя­ет достижения многих общественных и естественных научных дис­циплин, среди которых важнейшее значение имеют проблемы развития народонаселения, совершенствование физических и пси­хических возможностей человека, сохранение здоровья людей.

Здоровье людей определяется рядом факторов: величиной конкретного труда (психофизиологическими затратами), исполь­зуемого человеком в различных видах деятельности, социально-демографическими и естественно-природными явлениями: Нельзя рассматривать и исследовать человека вне взаимо­связи социальных и природных факторов.

Например, природное существует в человеке как биофизическое, биохимическое, фи­зиологическое (вообще биологическое), а социальное – как об­щественное и личное, классовое и групповое, общечеловеческое, коллективное и т. д.

Отношение между природным и социальным можно выразить следующим образом: природа человека — про­дукт эволюции, а изменяя внешнюю природу, человек тем са­мым изменяет свою собственную природу.

Каждый член общества обязан обладать определенными эко­логическими знаниями и владеть экологической культурой, кото­рая поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия природы и общества, но и избежать экологической катастрофы на нашей планете.

Поэтому в интересах человечества необходимо согласовывать нарастание темпов отрицательного и положитель­ного воздействия на природу, чтобы обеспечить: оптимум усло­вий: жизни, труда и отдыха людей; максимум использования ресурсов природы для создания материальных ценностей и ми­нимум.

отрицательных изменений в природных ресурсах.

При соблюдении определенных законов взаимодействия челове­ческого общества и окружающей среды имеются неограниченные перспективы его развития не только за счет ресурсов: нашей плане­ты, но и за счет использования в дальнейшем ресурсов Космоса.

Подумайте и ответьте. 1. Что такое среда обитания человека и поче­му экологические проблемы в настоящее время считаются первоочеред­ными? 2. Что такое экология человека? Обоснуйте это понятие. 3.

Какие факторы определяют здоровье человека? 4. Какое воздействие на здоро­вье человека оказывает загрязнение окружающей среды? 5. Докажите, что человек является частью биосферы Земли. 6.

Взаимосвязь каких фак­торов определяет существование человека?

Объясните значение терминов: экология, биосфера, человеческая де­ятельность, взаимосвязь природы и общества, экология человека, здоро­вье человека.

Человек и среда обитания – 1

 

Человекиокружающаясреда

 

Окружающаясредаичеловек

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: /

Хостинг презентаций

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_52_chelovek_i_sreda_ego_obitaniya_tema_xv_062500.html

Персональный сайт – Человек и окружающая среда

Полная версия разработки уроков с видеоматериалами по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П.

и др, (69час), для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Осознания и понимания того, что здоровье – это величайшее благо, его надо уметь сохранять.

Содержание

  РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Тема I. Организм человека как открытая биологическая система
    1      Окружающая среда и организм человека
Тема II. Краткие сведения о системах органов человека
2 Опорно-двигательная система
3  Кожа. Органы грудной и брюшной полостей тела человека
4  Регуляция функций организма. Нервная система и железы внутренней секреции
Тема III. Строение, свойства и жизнь клетки
5 Строение клетки
6 Химический состав клетки
7 Жизнедеятельность клетки
8 Повреждение и восстановление клеток и тканей
9 Клетки на страже здоровья организма
Тема IV. Свойства и функции клеточных тканей
10  Эпителиальные ткани
11 Соединительные ткани
12 Мышечные ткани
13 Нервная ткань
Тема V. Организм как живая система
14 Свойства организма
15 Постоянство внутренней среды организма
16 Неблагоприятные факторы окружающей среды и их воздействие на организм
Тема VI. Защитные механизмы организма
17  Внешние биологические- барьеры
18 Иммунная защита организма
19 Зависимость защитных свойств от состояния организма
РАЗДЕЛ II. ЭКОЛОГИЯ Й ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
Тема VII. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность нервной и гуморальной системы человека
20 3ависимость функциональной деятельности нервных клеток
21 Головной мозг — инструмент познания окружающей среды
22 Спинной мозг—главный нервный кабель организма и регулятор его жизненных процессов
23 Гигиена вегетативной нервной системы и ее роль в регуляции физиологических процессов организма
Тема VIII. Окружающая среда и гигиена опорно-двигательной системы
24 Функциональные особенности опорно-двигательной системы человека
25 Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика
26 Функциональные особенности мышечной системы человека
27 Значение двигательной активности для опорно=двигательной системы человека
Тема IX. Окружающая среда и гигиена кровеносной, сердечно-сосудистой системы
28  Физиологические особенности и гигиена-сердечно-сосудистой. системы человека
29 Функциональные нарушения кровеносной системы и их профилактика
30 Функциональные нарушения сердца и их профилактика
31  Функциональные нарушения иммунитета и их профилактика
Тема X. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека
32 Функциональные нарушения й гигиена пищеварения в ротовой полости
33  Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в желудка
34 Функциональные нарушения желез пищеварительной системы. Гигиена пищеварения
35  Функциональные особенности и гигиена пищеварения в кишечнике
Тема XI. Влияние окружающей среды на функциональную деятельность деятельных системорганизма человека
36 Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний кожи,как выделительной системы. Гигиена дыхания
37  Функциональные особенности органов дыхания, как выделительной системы. Гигиена дыхания
38 Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики
39 Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний мочевыделительной системы
Тема XII. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека
40 Сбалансированность питания и водообмена — важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека
41  Функции витаминов в обмене веществ организма
42  Функция гормонов желез внутренней секреций в обмене веществ
43 Патология и профилактика обменных процессов в организме
Тема XIII. Воздействие окружающей среды на органы чувств и высшую нервную деятельность человека
44  Физиологические особенности органа зрения, его патология, гигиена и профилактика заболеваний
45 Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний
46 1.Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний
2. Физиологические особенности органов осязания ,или тактильной чувствительности организма 
47 Высшая нервная деятельность человека, функции мозга его гигиена и профилактика заболеваний
48 1.Природа памяти и эмоций. Их роль во взаимосвязи человека с окружающей средой. Влияние стресса на жизнедеятельность организма
Тема XIV. Функциональные особенности развития человеческого организма
49  Развитие человеческого организма
50 Как наследуется ребенком группа крови и резус-фактор?
51 Развитие плода и рождение ребёнка
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-ПРИРОДНЫЕ АСПЕКТЫЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Тема XV. Экология и человек
   52 Человек и среда его обитания
   53 Космос и здоровье человека
   54 Биоэнергетическое поле человека. Гипотезы, открытия, факты
   55 Биологические часы нашего организма
   56 Зависимость постоянства внутренней среды организма от гигиенических условий среды его обитания
Тема XVI. Естественно-природные аспекты жизнедеятельности человека
57 Биологическое, социальное и нравственное в природе человека
58 Влияние социальной и природной среды на формирование высшей нервной деятельности человека
59  Возрастные периоды жизни человека
60  Медицинские знания как единство природного и социального в жизнедеятельности человека
Тема XVII.Социально- исторические аспекты жизнедеятельности человека
61 Влияние социальных факторов на природу человека
62 Вредные привычки
63 Вредное пристрастие к курению
64 О слепой и страшной силе — алкоголя
65 Наркомания и токсикомания
66 СПИД — чума 21 века
67 Какое воздействие на организм оказывают звуки музыки?
68 Здоровый образ жизни и его влияние на природу человека
69 Значение культуры в формировании личности человека
Читайте также:  Клеточное строение листа - биология

Источник: http://panagushina.ucoz.ru/index/chelovek_i_okruzhajushhaja_sreda/0-152

Книга Шагреневая кожа Земли: Биосфера-почва-человек. Серия

Глава VIII. Здоровье Земли — здоровье и благополучие человека

Вот мы и подошли к заключительной главе «Шагреневой кожи Земли».

Все, что было сказано ранее, все приведенные факты и суждения в унисон говорят об одном и том же: благополучие цивилизации невозможно без сохранения биосферы, почвенной оболочки и всех других ее составляющих, а потому отношения с ними человеку надо строить на равноправных началах. В этой связи возникает необходимость разобраться в существе проблемы взаимоотношений человека и среды обитания.

Незаменимость естественноисторической биосферы, целинных почв и ландшафтов

Концепция незаменимости для человека естественноисторической биосферы, целинных почв и ландшафтов признается отнюдь не всеми. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы сборника «Философия техники в ФРГ» (1989). Так, автор статьи «Техника как противоположность природы» Г.

Рополь, совершенно справедливо ратуя за взлет экологического изобретательства, тем не менее прямо заявляет, что «идеологическая надстройка экологического движения в существенной своей части несостоятельна и вводит в заблуждение… люди останутся и должны остаться… повелителями природы» (с.

203). Автор убежден, что на пути к процветанию человек «может сделать Землю пригодной для жизни, лишь если сумеет всесторонне одомашнить природу» (с. 221). Правда, Г.

Рополь вполне разумно оговаривается, что для этого требуется большая полнота наших знаний и особенно выработка системности знания.

С утверждениями допустимости полного преобразования биосферы во благо человечества выступают и некоторые отечественные философы, отмечая, правда, что такое преобразование должно осуществляться на основе глубокого всестороннего знания биосферы и последствий ее изменения. Но вот беда: такого знания пока нет и в ближайшее время, к сожалению, не предвидится, ибо слишком сложным и малоизученным оказался уникальный космический феномен — биосфера Земли.

О недостаточной изученности сложных природных систем, и в первую очередь биосферы, говорят наши экологи и философы.

Обращается внимание на то, что решение социальных проблем теперь на каждом шагу натыкается на недостаточное знание природных процессов.

Более того, в условиях современной социально-экологической ситуации при всех достижениях естественных наук слишком мало пока известно о законах функционирования сложных природных систем, вплоть до биосферы в целом (Гирусов, Ширкова, 1989).

Ну а коли подлинное целостное знание отсутствует, то предложения о полном преобразовании биосферы звучат, как минимум, необоснованно.

Это, вероятно, осознают и многие из увлеченных коренной переделкой природы, поэтому свои призывы приобщить биосферу к прогрессу нередко подкрепляют ссылками на высказывания В.И.

Вернадского о переходе биосферы в ноосферу — область разумной деятельности человека. В связи с этим мы считаем необходимым отметить следующее.

В.И. Вернадский приступил к разработке понятия ноосферы в конце своей жизни, так и не успев дать ему однозначное определение и развернутую трактовку. Действительно, в некоторых случаях им употреблялось словосочетание «переход биосферы в ноосферу».

Но значительно чаще, а самое главное, гораздо более аргументированно им развивается тезис не о переходе биосферы в ноосферу, а о том, что ноосфера есть современное состояние биосферы, причем пока еще слабо изученное и недостаточно осмысленное: «Ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней.

Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах» (Вернадский, 1987, с. 304).

«Мы живем в исключительное время в истории нашей биосферы, в психозойскую эру, когда создается новое ее состояние — ноо… и когда геологическая роль человека начинает господствовать в биосфере и открываются широкие горизонты его будущего развития» (Там же, с. 250). Таким образом, ноосфера, по В.И. Вернадскому, — это биосфера, измененная разумной деятельностью людей.

Вернадский с оптимизмом смотрел на будущее ноосферной стадии развития биосферы.

Но при этом он строго оговаривал условия позитивных изменений биосферы человеком, включая устранение войн и бездумное уничтожение дикой природы.

«В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» (Там же, с. 302).

Итак, научно обоснованных теорий целесообразности и возможности замены биосферы на другую природную среду нет.

Напротив, в подавляющем большинстве публикаций ученых-природоведов доказывается, что сохранение исторически сложившихся круговоротов вещества и энергии в биосфере, ее эволюционно возникшей качественной определенности и специфичности является условием благополучного развития цивилизации в будущем.

Поэтому разрабатываются концепции равноправного существования природы и общества, что находит отражение в таких понятийных конструкциях, как «общество-природа», «биосфера-ноосфера» и др.

В.Г. Горшков (1987) выделяет три области биосферы в ее взаимодействиях с человеком: I — стационарная, II — разрушающаяся (экологически запрещенная), III — климатически запрещенная.

Им показано, например, что осуществляемое до сих пор сжигание ископаемого топлива приходится на II область — экологически запрещенного взаимодействия человека и природы. «Биосфера в этой области разрушается, теряет способность поддерживать замкнутость круговоротов, что приводит к изменению состояния окружающей среды.

При длительном пребывании в области II человечеству придется взять на себя функцию по сохранению замкнутости круговоротов вещества и предотвращению ухудшения состояния окружающей среды» (Там же, с. 299). Как уже говорилось выше, сама возможность осуществления обществом этой функции остается проблематичной.

Но если даже такая возможность и окажется достижимой, то ее реализация будет исключительно дорогостоящей, так как, по расчетам В.Г. Горшкова, «99 % общего энергопотребления и всех трудовых затрат должно расходоваться на поддержание замкнутости биогеохимических круговоротов» (с. 289).

В биосфере же стабилизация окружающей среды осуществляется автоматически и бесплатно. Так что сохранение биосферы, созданной в результате эволюции планеты в течение долгих миллионов лет, является основной задачей современного рационального природопользования.

Жизненная потребность землян в естественноисторической биосфере с неизбежностью предполагает не только сохранение всех ее компонентов (целинных почв, естественных биоценозов и т. д.

) в виде отдельных точек, пятен и лоскутков, но и сбережение, и восстановление ее на представительных, доминирующих площадях нашей планеты.

Однако реальное решение данной задачи требует принципиального пересмотра традиционного потребительского отношения к природе со стороны всех обитателей Земли, и особенно со стороны лиц, принимающих решения. На последнее обстоятельство справедливо обращает внимание М.

Я. Лемешев в книге «Пока не поздно… Размышления экономиста-эколога» (1991). Он призывает обеспечить полноценными экологическими знаниями не только молодежь, но и высшие эшелоны управления и законодательства.

В связи с необходимостью массового экологического образования как обязательного этапа на пути к сохранению и восстановлению здоровья Земли и человека особое значение приобретает знание истории отчуждения людей от природы.

Отрыв от природы и его преодоление

Что значит для каждого из нас мир природы? Всегда ли мы глубоко осознает свою неразрывность с ней, невозможность жизни без нее? Понимаем ли животворящую силу Земли для развития человечества и формирования личности? Наверное, понимаем, но не всегда и далеко не все.

Обычно доминирует довод: естественную среду нужно сохранять, потому что она обеспечивает необходимые условия нашего существования.

И к этому, как правило, добавляется: разрушать и загрязнять среду нельзя еще и потому, что дары Земли в этом случае оскудеют и станут плохого качества, что вредно для организма.

То есть отчетливо выражен материально-медицинский аспект — весьма важный, но недостаточный.

Источник: https://www.booklot.ru/series/7666-chelovek-i-okrujayuschaya-sreda/book/shagrenevaya-koja-zemli-biosferapochvachelovek/content/3760614-glava-viii-zdorove-zemli-zdorove-i-blagopoluchie-cheloveka/

Ссылка на основную публикацию