Рост и развитие ребенка – биология

Рост и развитие ребенка. Критерии развития

Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени.

Главная характеристика роста – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С.

Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов.

В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции.

В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Рост – количественные изменения.

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие “развитие” включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала.

Примеры – эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению).

Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепцияСт. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть.

Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы.

“В развитии ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка”. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.

Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С.

Выготский предложил называть “эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой – идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной – в смысле того, что должно в конце развития у него получиться”. Согласно Л.С.

Выготскому, процесс психического развития ребенка – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Задача детского психолога – проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка – это особый процесс.

Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Источник: https://cyberpedia.su/16xf2af.html

Понятие о росте и развитии детского организма



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под термином ростподразумевается увеличение длины и массы тела, т.е. количественные изменения в организме ребёнка.

Развитие – показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т.е. их функциональное совершенствование за определённый период времени.

Рост и развитие ребёнка, т.е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребёнка новых качественных особенностей.

Например, формирование двигательных функций ребёнка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающие осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребёнка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер, в то время как автоматические движения новорожденного обеспечиваются врожденными, безусловно-рефлекторными нервными механизмами.

Качественное совершенствование двигательных функций ребёнка, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как в следствии увеличения двигательной активности ребёнка более интенсивно идёт формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и и корковых образованиях головного мозга.

Акселерацияразвития (от лат. Acceleration – ускорение) – ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. Немецким учёным Е.Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

Массовые обследования физического развитии детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад. Длина тела новорождённых за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг.

Длина у пятнадцатилетних увеличилось на 6-10 см, а масса на 3-10 кг ( в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходят развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века).

Сократилось продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25-26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировало и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.

Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования.

В этой связи правильнее говорить о двух типах людей психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой – социальным прогрессом.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают, биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто – её решение имеет большое практическое значение.

Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменение форм полового, физического и эстетического воспитания, пересмотра возрастных возможностей человека.

Читайте также:  Науки о человеке и их методы - биология

К сожалению, выявление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у детей акселератов рост и развитие сердца отстаёт от роста тела. В результате нарушатся его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно- сосудистых заболеваний.

Педагогическую и медицинскую общественность также волнует разрыв между биологической и социальной зрелости молодёжи, подвергшейся акселерации: биологическая зрелость наступает раньше социальной.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие:

  1. Урбанизация население и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
  2. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран.
  3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
  4. Увеличение количества смешанных браков, связанное с широкой миграцией населения. При этом потомство первого поколения преобладает преимуществом в физическом развитии.

Для того, что воспитательные воздействия на подрастающее поколение были действительно благотворны, необходимо учитывать акселерацию, изменение, внесённые ею в характеристику каждого возрастного периода.

Источник: https://megapredmet.ru/2-1028.html

Особенности роста и развития детей и подростков

Рост и развитие организма происходит на основе объективных законов, которые можно свести к неравномерности темпов роста и развития: – неравномерность развития различных органов и систем; – зависимость роста и развития от пола; – биологическая надежность различных органов и систем организма; – зависимость процесса роста и развития от генетических факторов и факторов окружающей среды:

– акселерация.

Знание названных закономерностей служит фундаментом научно обоснованных требований к режиму дня, к организации учебно воспитательного процесса, рационального питания и т.п.

Неравномерность темпов роста и развития

Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер. Однако их темп не представляет собой линейную зависимость от возраста. Наиболее интенсивны эти процессы в первые годы жизни; в период между 7-10 годами их темп замедляется, а к 12-14 годам ускоряется.

Рассмотрим это на примере изменения длины тела. Наибольшие темпы прироста длины тела отмечаются в раннем детском возрасте.

К концу первого года жизни этот показатель увеличивается на 47% по отношению к первоначальному росту. На втором году жизни прирост длины тела составляет на 13% больше относительно роста первого года жизни, на третьем – на 9% больше по отношению к предыдущим показателям роста второго года жизни.

В возрасте 5-7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5-7%. В период полового созревания отмечается снова рывок в росте – годовой темп прибавки возрастает. В дальнейшем происходит замедление темпов прироста длины тела, а в 17-19 лет рост практически прекращается.

Описанному выше закону неравномерности подчиняется и масса тела и окружность грудной клетки. Таким образом, процесс роста и развития детей и подростков идет непрерывно, он имеет поступательный, но не равномерный характер.

Эта закономерность является основой для правильного объединения детей и подростков по возрастным периодам в целях создания научных основ возрастной периодизации. Кроме того, с учетом этой закономерности развития выявлена возрастная граница поступления детей в ясли, детский садик, школу, установлена возрастная граница начала трудовой деятельности и т.п.

Международная схема возрастной периодизации, которая еще называется биологической, выделяет на этапе созревания следующие периоды: 1. Новорожденный период (1-28 дней). 2. Грудной возраст (до 1 года).

3. Раннее или первое детство (1-8 лет).

4. Второе детство (мальчики 8-12 лет; девочки 8-11 лет).

5. Подростковый возраст (мальчики 13-16 лет; девочки 12-15 лет).

6. Юношеский возраст (юноши 17-21 лет; девушки 16-20 лет).

Как видно из приведенной схемы смена возрастных периодов чаще совершается в первые годы жизни детей. Кроме названной схемы у нас широко распространена схема возрастной социальной периодизации: – раннее детство (до 3-х лет); – дошкольный возраст (3-6 лет);

– школьный возраст (младший 6-10 лет; средний 11-14 лет; старший подростковый – 15-18 лет).

Календарный (паспортный) возраст детей не всегда соответствует их биологической зрелости. Разница между календарным и биологическим возрастом при патологии может достигать 5 лет.

Причинами отставания, ретардации (лат. retardatio – замедление) индивидуального развития, могут быть: недоношенность ребенка, родовые травмы, интоксикации, рахит, а также влияние неблагоприятных социальных условий (пьянство родителей, безнадзорность детей и т.п.).

В 1935 г. Е. Кох предложил термин акселерация (лат. acseleratio – ускорение) для обозначения изменений в росте и развитии детей XX века.

Какими же критериями биологического созревания можно пользоваться при установлении биологического возраста детей? Наиболее объективно биологический возраст демонстрирует уровень окостенения скелета. Однако этот тест связан с рентгенологическими исследованиями, что делается только по медицинским показаниям.

При установлении биологического возраста широко используют такие данные, как время прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, начало менструации у девочек, и их изменение основных морфологических показателей физического развития (ежегодные прибавки длины тела).

Для оценки пропорциональности развития ребёнка пользуются индексами Эрисмана.

Дли тела является традиционным показателем развития организма Однако его ценность несколько снижена тем, что он генетически обусловлен. Низкий рост у детей может быть не только результатом замедленного созревания организма, но и результатом генетической программы роста.

Научные исследования показывают, что школьники с замедленным темпом биологического созревания менее активны на занятиях, чаще отвлекаются и значительно быстрее утомляются, чем дети, которые развиваются нормально.

Кроме этого на протяжении учебного процесса у них наблюдается значительное напряжение зрительного и двигательного анализаторов, сердечно-сосудистой системы, снижено большинство антропометрических показателей, чаще всего отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Дети с замедленным темпом развития нередко нуждаются в госпитализации, в индивидуальном подходе при обучении, проведении комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые содействуют их гармоничному росту и развитию.

Дети с ускоренным темпом индивидуального развития опережают свой хронологический возраст, такие дети встречаются реже, чем «замедленные», причем девочки – чаще, чем мальчики.

У школьников с ускоренным темпом индивидуального физического развития, несмотря на более высокие антропометрические показатели, более низкая трудоспособность, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному возрасту.

Нередко у них наблюдается лишний вес за счет жироотложений, хронический тонзиллит, гипертония. Вообще у таких детей наблюдаются повышенные показатели заболеваемости, у них часты и наиболее ярко выражены функциональные расстройства.

Таким образом, изменение темпа индивидуального роста и развития ребенка (несоответствие его хронологического и биологического возрастов), требуют своевременного выявления. Медицинское наблюдение должно быть направлено на коррекцию отклонений на протяжении всего этапа созревания организма.

Источник: https://psyera.ru/osobennosti-rosta-i-razvitiya-detey-i-podrostkov-1508.htm

Рост и развитие ребёнка

Основной характеристикой детства является развитие человеческого существа от яйца (образовавшегося в результате соединения сперматозоида с яйцеклеткой) до зрелого индивида (18-20 лет), способного к самостоятельной жизни в обществе. Развитие сочетает в себе два четко различающихся, но тесно взаимосвязанных, процесса:

Рост ребёнка

Рост, процесс количественный, выражающийся в изменении размеров тела. Рост соответствует умножению количества клеток и увеличению их объема. Он идет непрерывно, поддается измерению и сравнительно легко меняет свои темпы. Скорость роста неодинакова у разных детей, чем и объясняются различия, наблюдаемые у взрослых субъектов.

Созревание ребёнка

Созревание, процесс качественных перемен, выражающийся в изменениях строения, состава и функций клеток, тканей, органов или тела в целом. И этот процесс также идет непрерывно, причем его скорость сравнительно постоянна, но значительно труднее поддается оценке.

Скорость созревания неодинакова у разных детей, но ее результат – зрелость – одинаков почти у всех субъектов.

Эти два механизма взаимосвязаны: скорость роста и изменений в пропорциях частей тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела находится в зависимости от созревания тканей.

Общие закономерности развития ребёнка

а) Развитие – процесс, протекающий непрерывно от зачатия до зрелости. Для того чтобы достигнуть той или иной «вехи » в своем развитии, ребенок должен пройти ряд стадий. При постановке диагноза следует обращать внимание не на то, что делает ребенок, а на то, как он это делает.

Например, нужно следить не за тем, способен ли самостоятельно сидеть 7-месячный грудной ребенок, а за тем, как он удерживается в сидячем положении и какую степень зрелости проявляет при этом.

Статистические исследования, некоторые школьные пособия и большинство научно-популярных книг отмечают лишь тот факт, что «нормальный» ребенок начинает самостоятельно сидеть или ходить в таком-то возрасте, но не упоминают об индивидуальной зрелости, о корреляции с остальными параметрами развития.

б) Развитие зависит от созревания и миелинизации нервной системы; пока эти процессы не закончатся, никакие упражнения не помогут ребенку приобрести ту или иную способность (двигательную или психическую).

Однако если уже при наличии надлежащей степени зрелости нервной системы ребенку не предоставляют условий для попыток к самостоятельному упражнению, то возможность приобрести новое умение сохраняется в скрытой форме, а приобретение его наступит сразу, как только представится подходящий случай.

в) Последовательность стадий развития одна и та же у всех детей, но быстрота смены стадий у разных детей неодинакова. К примеру, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть, прежде чем начнет ходить, но возраст приобретения способности сидеть или передвигаться сильно варьирует.

г) Некоторые древние рефлексы предшествуют произвольным движениям.

Автоматические «шагающие» движения ног исчезают в 2-3-месячном возрасте, затем следует период, в котором грудной ребенок вовсе не опирается и не «шагает» до 7-месячного возраста, когда начинает «ходить» (произвольное движение). У умственно отсталых детей некоторые древние рефлексы сохраняются длительное время до возраста старше обычного.

д) Развитие следует от головы к ногам. Первая стадия развития моторики состоит в способности контролировать положение головы с помощью мышц шеи.

Затем мышцы спины созревают и начинают координировать свои функции, вследствие чего грудной ребенок может самостоятельно сидеть, причем спина выпрямлена, а не согнута.

Грудной ребенок пользуется руками, прежде чем начать пользоваться голенями; он способен ползать с помощью одних лишь рук, не опираясь на голени и стопы.

е) Общая активность предшествует специфическому реагированию.

Грудной ребенок первых месяцев выражает свою радость генерализованной реакцией: таращит глаза, беспорядочно двигает ручками и голенями, дыхание у него учащается.

Дети старшего возраста и взрослые выражают удовольствие только мимикой или словами. На смену беспорядочным движениям первых 6 месяцев приходят локомоция и все большая ловкость и уверенность движений рук.

Источник: https://sevia.ru/deti/ditia/rost-i-razvitie.shtml

Презентация – Основные закономерности роста и развития детского организма

Слайд 1

Основные закономерности роста и развития детского организма.Автор: Н. А. Пилипенко преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского СоюзаЛ.В.Калараша»

Слайд 3

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Онтогенез (греч.

ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивиду­ального развития организма. В онтогенезе выделяют два этапа развития: Пренатальный – начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней.

Постнатальный – от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.

Читайте также:  Лишайники - биология

Слайд 4

Закономерности онтогенеза.

Слайд 5

— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация). 1. Целостность и фазность онтогенеза

Слайд 6

Общепринятой классификации возрастных периодов нет.

Принципы классификации: созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания костей или степень развития ЦНС отражение системы детских образова­тельных учреждений Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.

) Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим. Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.

Слайд 7

Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/L)х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень полового созревания (формирование вторичных половых признаков в определенной последовательности).Возраст (лет) Средние темпы развития Средние темпы развития Возраст (лет) мальчики девочки 5 49,4-45 48,1-44,5 5,5 47,9-44,3 46,7-43,2 6 46,6-43,1 45,7-42,1 6,5 45,4-41,9 44,9-41,6 7 44,7-41,3 43,9-39,7

Слайд 11

Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.

Слайд 12

В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е.

то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогеографической зоны проживания, экологических факторов среды.

Например, нормальным считается: кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.; частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин; концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.

Слайд 13

рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек)

Слайд 14

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели Грудной период — от 4-ёх недель до 1 года Раннее детство — 1-3 года Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет Юношеский период юноши: 17—21 год девушки: 16—20 лет Зрелый возраст (1 период) мужчины 21—35 лет женщины 20-35 лет Зрелый возраст (2 период) мужчины 35-60 лет женщины 35-55 лет Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет Старческий возраст — 75-90 лет Долгожители — 90 лет и более

Слайд 15

Возраст (лет) Количество постоянных зубов Количество постоянных зубов Возраст (лет) мальчики девочки 5 0-1 0-2 5,5 0-3 0-4 6 1-4 1-5 6,5 2-8 3-9 7 6-10 6-11 Средние темпы прорезывания постоянных зубов

Слайд 17

— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития. 2. Непрерывность и неравномерность роста и развития

Слайд 18

Рост – количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции. Рост и развитие — две составляющие единого процесса.

Слайд 19

— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез). 3. Гетерохронность роста и развития

Слайд 20

Выделяют три периода интенсивного роста: от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела утраивается. с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года, 8-10 лет, 14-20 лет.

Слайд 21

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Гетерохрония может выражаться в аксеперации- усиленном развитии организма — (лат. acceleration — ускорение), ретардация (лат.

– retardation — замедление)- замедленном развитии. Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. 30-50 лет назад.

Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

Слайд 22

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.

Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения: широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков; урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития; увеличение уровня радиации на Земле; улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран. Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания.

Слайд 23

— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. 4. ГетеросенситивностьПереход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом.

Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды – сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.

Слайд 24

Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности к токсическим веществам. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.

Слайд 25

В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром.

интенсивно формируются речь и сознание ребенка повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.

Слайд 26

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет.

в жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр.

приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.

Слайд 27

Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормонального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний.

Слайд 28

— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования. 5. Нарастающая гетерогенность

Слайд 29

— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный уровень. С возрастом увеличивается роль и вклад местных (тканевых и клеточных) процессов в регуляции функционирования организма. 6. Дифференциация

Слайд 30

— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях. 7. Биологическая надежность организма

Слайд 31

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях.

Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.

); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Слайд 32

— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности организма в условиях покоя, за счет чего возрастает объем резервных его возможностей при напряжении функций. 8. Экономизация функций

Слайд 33

— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый организм успешно справляется с задачей адаптации (приспособления) к внешним условиям. 9. Адаптивность

Слайд 34

Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.

Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).

Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.

Слайд 35

Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы. Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Слайд 36

Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).

Слайд 37

Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.

Слайд 38

— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому при любых воздействиях на организм его жизнеспособность выше у взрослых, чем в раннем возрасте. 10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе

Слайд 39

Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС и эндокринной системе.

В организме существуют жесткие и пластичные константы. Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах. Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.

Слайд 41

Ответьте на предложенные вопросы: сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… у меня получилось … я смогла… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Читайте также:  Обмен веществ - биология

Источник: http://topslide.ru/raznoe/osnovnyie-zakonomiernosti-rosta-i-razvitiia-dietskogho-orghanizma

Лекция 2. Рост и развитие организма

Курс, 1 семестр

Тема 1. Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену

Лекция 1.

Категориальный аппарат возрастной анатомии, физиологии, гигиены

Определения

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов.

Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии –рассечение (препаровка).

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Возрастная анатомия и физиология – самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.

2.Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

· изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

· ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

· научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.


История развития и становления

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма.

В бывшем СССР особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др.

В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве.

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, П.М.

Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.

Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов.

Методы исследования

Физиология имеет свои специфические методы исследования.

а) главным является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. и лабораторным экспериментом.

б) метод наблюдения, которым обязательно хорошо должен владеть и логопед.

в) метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).

Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

· индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

· генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе.

Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста. пола, национальности и региона проживания.

Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Тема 2. Общие закономерности роста и развития организма

Лекция 2. Рост и развитие организма

Физическое развитие, как один из основных критериев здоровья, характеризуется интенсификацией ростовых процессов и их замедлением, наступлением половой зрелости и формирования дефинитивных размеров тела, тесно связано с адаптационным резервом детского организма, расходуемым на достаточно длительном отрезке онтогенеза.

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма.

В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде.

Причем, в понятие окружающей среды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума. Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие», последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

На сегодняшний день общепринятым определением физического развития следует считать следующее. Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени.

Данным определением охватываются оба значения понятия «Физическое развитие». С одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо- функциональное состояние.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и определяет общие закономерности роста и развития организма:

¨ чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

¨ процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

¨ в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Основными закономерностями роста и развития является:

эндогенность – рост и развитие организма не обусловлены внешними воздействиями, а совершаются по внутренним, присущим самому организма и запечатленным в наследственной программе законам. Рост – реализация естественной потребности организма в достижении взрослого состояния, когда делается возможным продолжение рода;

¨ необратимость – человек не может вернуться к тем особенностям строения, которые были у него в детстве;

¨ цикличность – существуют периоды активизации и торможения роста. Первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни, затем интенсификация роста происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

¨ постепенность – человек в своем развитии проходит ряд этапов, совершающихся последовательно один за другим;

¨ синхронность – процессы роста и старения совершаются относительно одновременно в разных органах и системах организма. В процессе возрастного развития происходит видоизменения пропорций тела за счет разной скорости роста отдельных его частей. Основной характеристикой процесса роста является его скорость.

Поскольку рост различных размеров тела протекает не равномерно, то на отдельных этапах возрастного развития говорят о продинамии (сходстве ростовых процессов) и гетеродинамии (их несоответствии).

Тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки), характеризующие процессы роста и физического развития человека, позволяют получить суммарную характеристику ростовых закономерностей.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольный и поперечный.

Продольный (индивидуализирующий) и генерализирующий метод (поперечный), когда за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов.

В отличии от продольного генерализирующий метод не вскрывает индивидуальных различий в динамике роста, но позволяет выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, понять роль эндо- и экзогенных факторов в регуляции роста.

Преимущество генерализирующего метода состоит в том, что он отражает признаки, характеризующие детей определенного поколения. Физическое развитие при этом рассматривается как очень сложное явление, связанное с многообразием социальных, экономических и географических факторов. Динамическое наблюдение над одними и теми же людьми носит название “лонгитудинального”.

При изучении закономерностей роста таким методом можно ограничиться значительно меньшей группой детей, но при этом требуется затратить гораздо больше времени. Метод “продольного наблюдения” перспективен для усовершенствования организации медицинской помощи детям и конкретизации мероприятий по оздоровлению детей, находящихся под наблюдением детской поликлиники.

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под терминов «рост» в настоящее время понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е.

в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения до естественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез. В онтогенезе выделяют два относительных этапа развития:

¨ Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка.

¨ Постнатальный – от момента рождения до смерти человека.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных атомо – физиологических преобразований.

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Источник: https://stydopedia.ru/3x32c6.html

Ссылка на основную публикацию