Биология как наука – биология

1.1 Биология как наука, её достижения, методы познания живой природы

Видеоурок:  

Лекция:  

Биология как наука

Отдельной наукой биология стала в 19-м веке, когда термин «биология» начали использовать сразу несколько ученых – Жан Батист Ламарк и Готфрид Рейнхольд Тревиранус в 1802 г и Фридрих Бурдах в 1800. До этого изучением некоторых аспектов живого занимались естественная история и медицина.

Объектом изучения биологии является жизнь в любых ее проявлениях – эволюция, распределение живого на планете, его структура, процессы функционирования, классификация, взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

Основой современной биологии являются 5 базовых принципов:

  • клеточная теория;
  • генетика;
  • эволюция;
  • гомеостаз;
  • энергия.

Методы биологии

Методами биологии называются приемы, используемые учеными для приобретения новых знаний о живых организмах. 

Основным правилом для любого ученого является принцип «ничего не принимать на веру» – каждое явление должно быть точно изучено и о нем должно быть получено достоверное знание.

Методами биологии называют приемы, с помощью которых строится система точного научного знания. К ним относятся:

  • Наблюдение. Первое столкновение ученых с чем-то еще не изученным.
  • Описание явления, нового организма, его особенностей;
  • Систематизация. Это процесс соотнесения нового знания с уже имеющимися системами – определение места вновь открытого организма на древе эволюции, его химического строения, особенностей размножения и других свойств с уже имеющимися системами знания;
  • Сравнение. Поиск похожих явлений, изучение уже встречавшихся подобных свидетельств других ученых, описаний и неоконченных исследований;
  • Эксперимент. Проведение серий экспериментов для подтверждения или опровержения новой теории или гипотезы.
  • Аналитический метод. Подразумевает сбор и сравнение всей информации по какому-либо вопросу.
  • Исторический метод. Позволяет изучить закономерности исторического развития организмов, обращаясь к уже имеющемуся знанию.
  • Моделирование. Построение и расчет возможных вариантов строения организма, функционирования его органов, его взаимодействия с другими живыми организмами. Это могут быть компьютерные модели, трехмерные модели строения, математический метод. 

Используются универсальные, общие для всех наук правила построения научных теорий:

  • наблюдение какого-либо явления, свойства живого организма, его особенности;
  • выдвижение гипотезы – как и почему возможен наблюдаемый феномен, его предварительное объяснение на базе ранее известных знаний;
  • эксперимент – постоянно ли явление или имеет случайный характер, одинаково ли проявляется при изменении условий эксперимента, какие конкретно условия оказывают на него влияние;
  • после экспериментального подтверждения гипотеза становится теорией;
  • для проверки теории и поиска точных ответов на вопросы, ученые проводят дополнительные эксперименты.

А также применяются методы, свойственные каждой конкретной науке, для биологии это:

  • генеалогический. Поиск предков, соотнесение вновь открытого организма с возможными родственными на древе эволюции;
  • культура тканей. Для изучения физиологических особенностей организма, влияния на него различных факторов проводятся исследования образцов его тканей;
  • эмбриологический. Изучение процесса развития живого организма до его рождения;
  • цитогенетический. Исследования генома и строения клеток;
  • биохимический. Химические исследования клеточного содержимого, тканей, внутренней среды и выделений организма.

Биологических методов очень много, кроме вышеперечисленных в науке широко используются: гибридизация, палеонтологический, центрифугирование и многие другие.

Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира

Знания о биосфере помогают человечеству делать прогнозы долгосрочных и краткосрочных процессов на Земле и стараться управлять ими. Так, зная о роли зеленых растений в формировании кислородной среды планеты – человек понимает важность сохранения лесов.

Владея знаниями о взаимоотношениях организмов – в настоящее время человечество уже не допускает опасных экспериментов по внесению в устойчивую экосистему новых животных и растений, это даже прописано в международном законодательстве. Таких ошибок, как завоз кроликов в Австралию или енотовидной собаки на Дальний Восток СССР человек уже не допускает.

В настоящее время в Калифорнии проблемой стали заносные виды растений, угнетающие реликтовые ценные виды местной флоры.

Биологические науки позволяют решить многие проблемы с обеспечение продовольственной безопасности. Выведение новых сортов растений и видов животных, позволяют повысить урожайность, защитить посевы от вредителей, увеличить производительность сельского хозяйства.  

Генетика и физиология на настоящий момент играют очень важную роль в получении медицинских знаний, способствуя развитию новых методов лечения, созданию лекарств, позволяя победить считавшиеся неизлечимыми заболевания и патологии, а также заранее предупредить и остановить их развитие.

С помощью микробиологии разрабатываются вакцины и сыворотки, новые сорта пищевых продуктов и напитков. 

Дендрология и экология позволяют обеспечить восполняемым природным ресурсом – древесиной строительную и целлюлозно-бумажную отрасли промышленности.

Энтомология и ботаника – помогают разработать и улучшить уже известные виды тканей.

Любая из биологических наук, включая палеонтологию и прочие, кажущиеся неважными – оказывает сильное влияние на представление знаний об истории развития планеты, месте человека среди живых организмов, помогает повысить качество жизни и защитить от влияния вредных факторов внешней среды.

Источник: https://cknow.ru/knowbase/111-11-biologiya-kak-nauka-ee-dostizheniya-metody-poznaniya-zhivoy-prirody.html

Биология как наука БИОЛОГИЯ это наука

Биология как наука

БИОЛОГИЯ — это наука о жизни во всех её проявлениях. Теодор Руз, немецкий профессор анатомии, в 1779 г. впервые употребил термин «биология» . Ж. -Б. Ламарк и Г. Р. Тревиранус в 1802 году независимо друг от друга предложили название науки «биология» . Аристотель – основоположник биологии.

Развитие биологии как науки …

Аристотель Основоположник зоологии 384 -322 до н. э. Делил окружающий мир на четыре царства: 1. Неодушевленный мир земли, воды и воздуха 2. Мир растений 3. Мир животных 4. Мир человека

Теофраст Основоположник ботаники 372 -287 до н. э. Изучал растения. Описал более 500 видов. Ввел в употребление почти все ботанические термины.

Роберт Гук Усовершенствовал микроскоп для изучения организмов. Дал название клетки. 1635 -1703

Карл Линей Основоположник Предложил систему систематики классификации животных и растений. Применил бинарную номенклатуру и латинские названия (Одуванчик обыкновенный Taracsacum officinale) 1707 -1778

Жан Батист Ламарк Первый эволюционист 1774 -1829 В своем труде «Философия зоологии» излагает первую эволюционную теорию

зоолог ботаник Немецкие ученые – авторы клеточной теории Маттиас Якоб Шлейден Теодор Шванн 1810 -1882 1804 -1881

Чарльз Дарвин Автор теории эволюции – не опровергнутой по сегодняшний день 1809 -1882

Рудольф Вирхов 1821 -1902 «Каждая клетка из клетки» Вальтер Флеминг 1844 -1905 Описал механизм клеточного деления – митоз

Илья Ильич Мечников Открыл явление фагоцитоза 1845 -1916 Получил Нобелевскую премию за труды по иммунитету.

Развитие биологии как науки Роберт Кох Луи Пастер Благодаря их работам в качестве самостоятельной науки оформились Микробиология Паразитология Экология 1822 -1895 1843 -1910 Получили Нобелевскую премию за открытие туберкулезной палочки.

Грегор Мендель, австрийский священник Открыл основные законы генетики. 1822 -1884 Уильям Бетсон , английский биолог Ввел понятие «генетика» 1861 -1926 В начале ХХ века генетика стала развиваться как самостоятельная наука.

Джеймс Уотсон, американский биолог родился в 1928 Фрэнсис Крик британский молекулярный биолог 1916 -2004 Открыли структуру нуклеиновых кислот в 1962 году Получили Нобелевскую премию по медицине и физиологии.

• Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. • Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических по своей природе проблем.

КОМПЛЕКСНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ СХЕМА:

Методы исследований в биологии Описательный – сбор фактического материала, его описание на основе наблюдения Сравнительный – выявляются сходства и различия между организмами и их частями (клеточная теория) Исторический – помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами (Ч. Дарвин) Экспериментальный – поваляет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта (Уильям Гарвей) Моделирование как высшая форма эксперимента

Читайте также:  Естественный отбор - биология

Закрепление Назовите ученых Авторы клеточной теории

Закрепление Назовите ученых. В чем их заслуги?

Закрепление Какой из этих ученых русский? Что он открыл? 1 2 3

Закрепление Кто из этих ученых считается основоположником ботаники, кто – основоположником зоологии? 1 2

ЗООЛОГИЯ Зоология (греч. zоо — животное и logos — учение) — наука о животных, изучающая их строение, развитие, видовой состав, происхождение, родственные связи, распространение и значение.

Зоология как наука берет начало в Древней Греции и связана с трудами Аристотеля, который различал около 500 видов животных и сделал первую попытку их классификации.

Дисциплины зоологии: • • • систематика животных; физиология животных; морфология животных; эмбриология животных; генетика животных; экология животных; филогения; этология; зоогеография; палеозоология.

БОТАНИКА Ботаника (греч. botanikos — относящийся к растениям, botane — трава) — комплекс наук о растениях, изучающих их внешнее и внутреннее строение, процессы жизнедеятельности, происхождение и родственные связи. Первые сведения о растениях содержатся в письменных документах Древнего Востока.

Начало ботаники как науки положили древние греки: «отцом ботаники» считается Дисциплины ботаники: Теофраст.

• систематика растений (изучает их классификацию и филогению); • морфология растений (изучает внешнее строение растений); • анатомия растений (изучает внутреннее строение растений); • эмбриология растений (изучает половой процесс и развитие зародыша растительного организма); • палеоботаника (изучает вымершие растительные организмы); • физиология растений (изучает жизнедеятельность растительного организма); • биохимия растений (изучает химический состав растений и биохимические процессы, протекающие в их организме); • экология растений (изучает взаимоотношения растений со средой обитания и другими организмами); • география растений (изучает географическое распространение отдельных систематических групп);

АНАТОМИЯ Анатомия (греч. anatome — рассечение, расчленение) — наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток. Основоположник научной анатомии Андреас Визалий Анатомия – комплексная наука: 1) зоотомия, или анатомию животных, включая анатомию человека, 2) фитотомию, или анатомию растений.

Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на: • описательную, или системную анатомию; • сравнительную, или эволюционную анатомию; • функциональную, или физиологическую анатомию; • экспериментальную анатомию.

В анатомии человека и животных выделяют ещё клиническую анатомию (является основой медицины) и топографическую, или хирургическую анатомию.

ФИЗИОЛОГИЯ Физиология (греч. physis — природа) — наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма в целом, а также составляющих его клеток, органов и их систем. Рождение физиологии как науки связывают с работами Уильяма Гарвея, описавшего работу сердца и циркуляцию крови в организме в 1628 году.

Разделы физиологии: 1) физиология человека и животных 2) физиология растений.

Физиология человека и животных включает подразделы: • общая физиология (исследует природу процессов, общих для организмов разных видов, а также общие закономерности реакции организма и его структур на воздействия внешней среды); • частная, или специальная физиология (физиология отдельных групп живых организмов или отдельных органов, например, печени, а также систем органов, например, физиология нервной системы); • прикладная физиология (изучает особенности жизнедеятельности организма в определенных условиях, например, космическая физиология).

СИСТЕМАТИКА Систематика (греч. systematikos — упорядоченный, относящийся к системе) — наука, занимающаяся описанием и обозначением все существующих и вымерших организмов, а также их классификацией. Основы систематики как науки заложены в работах Дж. Рея ( в 1686 — 1704 годах) и особенно Карла Линнея (1735 год и позже).

СИСТЕМАТИКА Разделы систематики: 1. таксономия (теория классификации живых организмов) 2.

собственно систематика Собственно систематика имеет несколько направлений: • эволюционное (стремится наиболее точно и полно отразить генеалогические отношения, существующие в природе); • кладистическое (определяет таксоны в зависимости от последовательности обособления отдельных ветвей, или кладонов, на филогенетическом древе, не придавая значение эволюционным изменениям. С точки зрения кладистов, млекопитающие — не самостоятельный класс, а таксон, соподчинённый пресмыкающимся); • численное, или фенетическое (использует математическую обработку данных по множеству произвольно выбранных признаков организмов, придавая каждому признаку одинаковое значение). Основным методом исследования – сравнительно-анатомический, с середины XX века используют биохимические методы (хемосистематика, или хемотаксономия), электронномикроскопические методы изучения хромосом (кариосистематика) и другие.

ГЕНЕТИКА Генетика (греч. génesis — происхождение) — наука о законах наследственности и изменчивости организмов и о методах управления этими процессами. В основу генетики легли закономерности наследственности, обнаруженные Грегором Менделем при скрещивании различных сортов гороха (1865 год), а также мутационная теория Гуго де Фриза (1901 — 1903 годы).

Рождение генетики как науки принято относить к 1900 году, когда де Фриз, К. Корренс и Э. Чермак вторично открыли законы Менделя. Термин «генетика» предложил в 1906 году Уильям Бэтсон. Цитогенетика (греч.

cytos — пузырьковидное образование, клетка; génesis — происхождение) — раздел генетики, исследующий явления наследственности и изменчивости организмов в связи с их клеточными структурами и, прежде всего, хромосомами.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Эволюционное учение (лат. evolutio — развертывание) представляет собой комплекс знаний о закономерностях и движущих силах развития живой природы. Его основой служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и другие), высказывавших идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобразованиях организмов. Создателем первой концепции эволюции был Жан Батист Ламарк (1809 год).

Первое эволюционное учение создал Чарлз Дарвин (1859 год).

ЭКОЛОГИЯ

БИОТХНОЛОГИЯ Биотехнология — это комплексная наука, основанная на достижениях генной и клеточной инженерии, микробиологии, молекулярной биологии, генетики и других наук.

Благодаря развитию этой интересной и очень важной в современных условиях науки стало возможным промышленное получение неободимых для человека веществ, таких как антибиотики, инсулин, гормон роста и многих других.

Появились методы создания организмов с заранее заданными свойствами, теперь это можно сделать гораздо быстрее, чем с помощью традиционных методов селекции.

Были разработаны специальные биотехнологические процессы по очистке сточных вод, переработке отходов, удалению нефтяных разливов в водоемах, получению топлива, основанные на особенностях жизнедеятельности некоторых микроорганизмов. Разработанные технологии открывают множество новых возможностей, но одновременно создают определенные социальные и этические проблемы.

ИХТИОЛОГИЯ

ЭНТОМОЛОГИЯ

АРАХНОЛОГИЯ

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ Палеонтология (греч. palaios — древний, ontos — существо) — наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов и следов их жизнедеятельности.

Современную палеонтологию можно также определить как науку о всех доступных изучению проявлениях жизни в геологическом прошлом на организменном, популяционном и экосистемном (биогеоценотическом) уровнях. Впервые на вопросы изучения ископаемых обратил свое внимание Жорж Кювье в начале XIX века. Он свел в единую систему все накопленные к тому времени знания.

В России развитием палеонтологии активно занимался Московский университет. К настоящему времени насчитывается более 300 тысяч видов ископаемых организмов, известных науке.

ЭТОЛОГИЯ

ЭМБРИОЛОГИЯ 1. Гиппократ, Аристотель (подробно описал формирование органов в эмбриогенезе) – основоположники эмбриологии 2. В XII веке Фабриций подробно изучил развитие куриного зародыша, а Гарвей обобщил известные на тот момент знания об яйце как источнике жизни 3. Основатель современной эмбриологии Карл Максимович Бэр. Закон зародышевого сходства 4. Большой вклад в развитие

БИОХИМИЯ

Читайте также:  Мир растений - биология

БИОФИЗИКА 1. Начало биофизики – работа Эрвина Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики» , 1945 г. 2. Задачи биофизики – применение основных законов физики к биологическим объектам. 3. Области исследований: космогеофизические факторы, фотобиологические процессы, математическое моделирование, физика белковых и мембранных

БИОГЕОГРАФИЯ 1. Жорж Кювье, его «теория катастроф» и палеонтологические находки сыграли роль в возникновении отдельной науки 2. Александр Гумбольлдт – география фитоценозов 3. Эрнест Циммерман – зоогеография 4. Большой вклад внесли Илья Григорьевич Борщов, Андреас Шимпер, Владимир Николаевич Сукачев и др.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ 1. Отправная точка – 1953 год Дж Уотсон, Ф. Крик создали пространственную модель ДНК 2. Задачи: разработка методов, позволяющих расшифровать структуру высокомолекулярных соединений, решить проблемы молекулярных основ злокачественного роста, исследовать процессы биологического катализа

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ

БИОМЕТРИЯ 1. В 1889 году употребил термин «биометрия» Ф. Гальтон, изучая природную наследственность. Разработал основы корреляционного анализа 2. Биометрические методы впервые использованы Ф. Велдоном и К. Лирсоном в 1893 году при анализе

Источник: http://present5.com/biologiya-kak-nauka-biologiya-eto-nauka/

Основные задачи биологии как науки :

В этой статье мы поговорим о задачах биологии, которая является очень комплексной и многогранной и включает в себя ряд отдельных наук. Делят их в зависимости от объекта изучения.

Таким образом, выделяют зоологию, орнитологию, микробиологию, альгологию, ботанику. Ещё науку биологию делят согласно свойствам живой материи и уровням её организации.

Здесь выделяют биохимию, молекулярную биологию, генетику, эмбриологию, цитологию, физиологию, анатомию, экологию и так далее.

Разбираемся в теме

Все мы прекрасно понимаем, что наш мир очень разнообразен. Чего стоит только тот факт, что наша земля населена примерно 2 миллионами различных видов животных, некоторые из которых ещё даже не описаны.

Также учёные говорят о том, что произрастает около 500 тысяч разнообразных видов растений, около 1000 видов грибов и бактерий. И самое невероятное состоит в том, что каждый из этих организмов имеет свою структуру, тип питания, жизненный цикл и даже исторический возраст. Причём последний колеблется очень сильно.

Взять, например, таракана или микробы с вирусами, которые существуют на планете практически с момента её создания. А вот комнатные растения и некоторые выведенные животные, к примеру, появились совсем недавно. Но при этом все организмы имеют нечто общее, что отличает их от неживой природы.

Ученые пришли к выводу, что этим общим элементом является обмен энергии и веществ, а также способность к размножению и развитию. Также речь идет о таких немаловажных факторах, как адаптация и изменчивость, которые являются естественными свойствами живого организма.

Общая биология занимается выявлением и характеристикой разных общих элементов живой и неживой природы. Если смотреть глубже и более философски, то можно понять, что задачи биологии кроются в том, чтобы ответить на вопрос о том, что же такое жизнь.

Основная задача

Основная задача биологи – это открытие, исследование и характеристика различных законов, согласно которым происходит эволюция во всём мире. Надо сказать, что таких законов достаточно много, и самое интересное, что они очень изменчивы.

Почему? Дело в том, что органический мир постоянно и непрерывно эволюционирует, он постоянно развивается и меняется. Таким образом получается, что у биологии нет конечной цели, так как природа будет и дальше видоизменяться.

Ученые-биологи концентрируются как раз на том, чтобы собрать максимальное количество информации о современном состоянии флоры и фауны, так как понимают, что уже через несколько сотен лет природа может быть совсем иной.

Таким образом, мы понимаем важность сохранения биологического наследия для последующих поколений. Именно в этом и кроется основная задача биологии.

Второстепенные задачи

При этом надо понимать, что есть и другие задачи, которые ставит перед собой биология. Во-первых, это изучение механизмов управления живой природы.

Это очень важная задача, которая позволяет уравновешивать и корректировать взаимодействие живых существ и природы. Также перед биологией стоит цель изучения структуры и функций клеток, биоценоза, наследственной изменчивости, обмена веществ.

Надо сказать, что полный список задач биологии довольно весомый и вместительный, что неудивительно.

Предмет

Как мы уже поняли, биология – это комплекс наук о живой природе. Предметом биология является жизнь во всех ее формах и проявлениях. Наука занимается исследованием закономерностей роста и развития всех живых организмов в мире. Также можно сказать, что предметом биологии является изучение всего многообразия живых и вымерших организмов.

Если быть конкретнее, задачи современной биологии фокусируются вокруг происхождения, эволюции, функций, распространения, индивидуального развития и строения живых организмов. При этом понимается полное строение, начиная от молекулярного до анатомо-морфологического.

Очень большое внимание исследователи выделяют взаимодействию организмов друг с другом и с окружающей средой. При этом перед учеными стоит цель изучать не только общие закономерности, но и частные, которые свойственны отдельным организмам.

Задачи биологии как науки включают в себя изучение процесса размножения, дискретности, движения, раздражимости и изменчивости. Другими словами, можно сказать, что биологи желают знать всё, что только можно, о живых существах.

Методы

Вот мы и рассмотрели основные задачи биологии и ее предмет. Да, но всё это является лишь теоретическим материалом. А теперь мы сосредоточимся на практике и рассмотрим методы биологии.

При этом надо отдельно отметить, что мы будем говорить не о конкретных приёмах или методиках, а о методологических принципах и подходах, которые применяются во время исследования и изучения различных объектов, объявлений или их взаимодействия.

Начнем с того, что изучение живой природы может быть эмпирическим и теоретическим, но надо понимать, что первая стадия базируется на второй. Теоретическая статья подразумевает выдвигание новых гипотез, а эмпирическая – их проверку на практике. Методы используются именно во время прохождения эмпирической стадии.

Первый из методов, которые мы рассмотрим, – это наблюдение. Оно подразумевает изучение живых организмов в природных условиях их существования. Однако понимается наблюдение не в буквальном смысле, а наблюдение за размножением, расселением, поведением растений и животных в природе.

Ученые нарочно каким-то образом влияют на температуру, влажность, освещенность, токсичность и так далее среды тех живых организмов, за которыми они наблюдают. Это позволяет делать определенные выводы, о том, как живые организмы реагируют на экстремальные условия.

Кроме того, это позволяет выявлять потенциал и скрытые свойства живых систем, а также пределы их адаптации, гибкости и изменчивости.

Исследование цели и задач общей биологии без использования сравнительного метода практически невозможно. Этот метод ещё называют историческим. Он подразумевает сопоставление организмов по их анатомическому строению, химическому составу, генному набору и так далее.

Но при этом учитываются не только ныне живущие организмы, но и те, которые вымерли давно. Все три метода требуют математического описания и определённого учета.

Из этого следует понимание того, что биология со временем становится точной наукой, несмотря на то что многие закономерности носят вероятностный характер. Таким образом, мы понимаем, что среди живых организмов нет строго детерминированных событий.

Благодаря возможности предполагать учёные занимаются моделированием биологических процессов и создают прогнозы возможного развития.

Системность

Далее следует отметить системный метод, который характерен для многих наук. Он подразумевает рассмотрение живых организмов как целостной системы, внутри которой действуют определенные элементы.

Задача современной биологии состоит в том, чтобы от анализа переходить к синтезу, таким образом развивая системный подход к науке.

В то время как анализ – это подробное изучение структуры и функций элементов системы, то синтез – это целостный подход, который исследует все характеристики системы. При этом в биологии исследования всегда ведутся от общего к частному.

Однако перейти к синтезу можно только тогда, когда есть необходимая аналитическая база. Именно поэтому эти процессы очень между собой связаны, как и цели и задачи биологии, которые мы рассмотрели выше. Суть в том, что необходимо создать комплексную биологическую картину мира.

Читайте также:  Прорастание семян и формирование проростков - биология

Концепции

Для начала отметим, что концепция – это определенная группа понятий, теорий или гипотез, которые объясняют определенное явление, носящее фундаментальный характер. Основные концепции в биологии позволяют разбирать и исследовать жизнь «по кусочкам».

Несмотря на обширность задач общей биологии, до сих пор нет конкретной системы концепций в этой науке. Это вытекает из того, что разные ученые по-разному формулируют и комбинируют многие понятия. Конечно, суть при этом остается той же, но люди, далекие от биологии, оказываются введенными в заблуждение.

Ниже мы рассмотрим пять основных концепций, которые актуальны в современном мире.

База

Первая концепция говорит о том, что жизнь имеет многоуровневую организацию. Это означает, что любой живой организм является составной частью какой-то системы. При этом сами биологические системы представляют иерархию различных уровней. Вторая концепция говорит о материальной сути жизни.

Здесь смысл в том, что тайна жизни кроется в энергии и обмене веществ, то есть основа жизни – это физика и химия. Если посмотреть на этот вопрос философски, то можно понять, что речь идет о первичности материи, то есть о материализме. Третья концепция основывается на законе самовоспроизведения.

Это означает, что все живые организмы могут размножаться на основе заложенной в них природой генетической программе. В результате взаимодействия организмы проходят стадию онтогенеза. Четвертая концепция заключается в саморегуляции живых организмов. Понимается, что в природе поддерживается относительная стабильность, то есть гомеостаз.

Пятая концепция заключается в биологической эволюции и самоорганизации живых организмов. Речь идет о том, что весь мир возник благодаря тому, что неживые химические системы смогли самоорганизоваться. Также мы говорим о естественном отборе и эволюции.

Надо сказать, что учат биологию совсем не в таком порядке, как мы сейчас назвали. Считается, что нужно начинать с биохимии, цитологии, молекулярной биологии, генетики и так далее. Однако формулировки концепций, представленных выше, позволяют понять саму суть базовых основ и задач биологии.

Значение

Теоретическое значение науки заключается в формировании определенного мировоззрения. Тема о первичности материи и сознания на самом деле является вопросом биологическим. Конечно, всё зависит от выбора позиции отдельного человека, от того, какие подходы он использует при познании мира, а также от того, какие социальные явления наблюдает.

Важная задача общей биологии состоит в том, чтобы формировать у человека экологическое мировоззрение. Это означает, что каждый ребёнок с детства должен понимать, что он является частью природы и должен принимать непосредственное участие в её защите и охране.

Немаловажным является умение рационально использовать ресурсы. Актуальность этой проблемы очень велика, однако до сих пор в школах до детей не доносят все сложности и многогранности этой ситуации.

Если бы этому уделялось достаточно внимания, уже спустя несколько лет мир бы увидел новое поколение сознательных людей, которые бы считали своим долгом беречь природу.

Экологи бьют тревогу, так как они считают, что примерно через 100 лет многие изменения, которые происходят уже сегодня, будут просто необратимы.

Сейчас практически никто не обращает на это внимания, потому что мало задумывается о том, какие могут быть последствия. В результате может случиться обычное вымирание вида, как было, например, с динозаврами.

Не исключено, что некоторые люди сумеют приспособиться в новых экологических условиях, однако при этом львиная доля населения земли вымрет.

Практическое значение науки заключается в том, что она является основой продовольствия. Уже давно ученые говорят, что экстенсивное воспроизводство продуктов себя исчерпало, но, несмотря на это, люди продолжают истощать землю.

Каждый год сжигаются огромные лесные территории, происходит засоление и опустынивание грунтов и так далее. Именно поэтому исследователи говорят о том, что современным людям нужно переходить на интенсивные технологии, которые более дорогие и менее эффективны.

Однако это практически единственный и реальный шанс еще много столетий использовать ресурсы земли.

В прошлом веке большую популярность приобрели генетические модификации и селекция. Это был настоящий бум, который опьянил всех экологически сознательных людей. Однако только потом стало известно, какую опасность несут в себе такие продукты.

Более того, надо понимать, что генетическими модификациями пробуют заниматься не профессионалы, которые могут своими продуктами не просто навредить здоровью, а лишить человека жизни. Но нельзя забывать и о положительной стороне селекционно-генетический работы.

В развитых странах она процветает, генетики являются очень востребованными специалистами.

Уровни

Мы рассмотрели основные задачи биологии как науки, но не уделили внимание уровням. Всего их пять, и мы кратко рассмотрим каждый из них. Любые задачи и методы биологии начинаются с изучения молекулярного уровня.

Он подразумевает исследования роли молекул как биологически важных частиц, которые принимают непосредственное участие в росте и развитии живых организмов.

Кроме того, они выполняют функцию передачи и сохранения наследственной информации.

Задачи и значение биологии широко рассматриваются на клеточном уровне, когда происходит исследование строения и функций каждой клетки. Этот раздел знаний называется цитологией, но при этом он включает в себя физиологию, цитогенетику, цитохимию. На этом уровне можно устанавливать физиологические, биохимические, структурные взаимосвязи организмов.

Какие задачи решает биология на организменном уровне? В этом аспекте исследуются явления и процессы, благодаря которым происходит функционирование всей системы организма. Сюда можно отнести взаимодействие всех органов в теле человека и их адаптационные изменения, которые происходят при изменении внешней среды.

Популяционный уровень позволяет рассматривать жизненный цикл организмов среди их видов. Вопросами популяции также занимаются такие науки, как фенология, морфология, экология и генетика.

На этом уровне можно отследить рост и развитие живого организма от момента его рождения до момента смерти, экспериментируя с условиями окружающей среды.

Какие же основные задачи биологии на экосистемном уровне? Они состоят в изучении взаимосвязей между живыми организмами и средой. Также изучается миграция, законы и пути движения энергии.

Таким образом мы заканчиваем рассмотрение предмета и задач общей биологии. Становится понятно, что базируется наука на концепциях, из которых проистекают задачи и цели.

При этом надо понимать, что мы рассмотрели данную тему исключительно с теоретической точки зрения, так как на практике всё выглядит несколько иначе.

Те же предмет и задачи биологии являют собой не сложные термины, а конкретные проблемы, требующие немедленного решения.

Хочется сказать, что науку о жизни должны изучать все. Естествознание позволяет лучше понять себя и окружающую среду, что, несомненно, отражается на взаимодействии человека с внешним миром.

Школьного курса биологии недостаточно для того, чтобы понять глубинные принципы и концепции этой науки.

Каждый день узнавайте что-то новое, замечайте изменения в природе, исследуйте её, и тогда вы заметите, как необычен и прекрасен наш мир.

Источник: https://www.syl.ru/article/351094/osnovnyie-zadachi-biologii-kak-nauki

Ссылка на основную публикацию