Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

«Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны» 

М.Твен.

  • Цель урока: изучить строение, значение и многообразие земноводных на примере лягушки.
  • Задачи:
  • образовательные: сформировать знания об особенностях строения земноводных на примере лягушки в связи с наземно-воздушной средой обитания; о многообразии, значении в природе и жизни человека; охране Земноводных; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных;
  • развивающие: развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой; выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор;
  • воспитательные: организовать совместную деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой; формирование единой картины мира; воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.
  • Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
  • Методы обучения: частично – поисковый.
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
  • Оборудование: ноутбук, скелет лягушки, звукозапись “Голоса земноводных”, компьютерная презентация о земноводных, учебник и листки с дополнительной литературой.
  • ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Пусть этот урок принесет радость общения, и наполнить душу прекрасными чувствами. Готовы к уроку? Тогда вперед!

План урока.

  1. мозговой штурм

  2. работа по группам

  3. физкультминутка

  4. работа с текстом

  5. синквейн

2.Этап вызова. Мы с вами сейчас устроим мозговой штурм.Я задаю вам вопрос, а вы быстро генерируете идеи. И в конце мы с вами выберем более рациональную идею.

Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?

Что произойдет, если исчезнут все животные?

3. Этап осмысления.

А. Мотивация. А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных). Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (лягушкам, а они являются яркими представителями касса Земноводные). (1 слайд)

Тема нашего урока «Земноводные» – это значит живущие в воде и на земле. Название Земноводные – русское, а название научное – «Амфибии», что значит двойная жизнь. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке? Что нам предстоит изучить? Какова же цель урока? (Учащиеся самостоятельно определяют цель).

Ответы:

  1. Как они могут жить и в воде и на суше?

  2. Какие представители входят в данный класс?

  3. Особенности строения этих животных?

Сообщение целей урока. (3 слайд)

– Откроем тетради, запишем число и тему урока

Б. Этап получения новых знаний.

Земноводные – первые наземные позвоночные, и приспосабливаться им пришлось ко многому.  Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад.

Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.

Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен. 

Представьте себе, что вы молодые ученые и вам выпала возможность попробовать себя в роли научных работников и участвовать в мини-викторине. Наша викторина посвящена знакомству с классом Земноводные.

И участвуют морфологи, анатомы, экологи, зоологи, физиологи и ученые-систематики. Работаем по группам, на столах у каждой группы задании и дополнительные материалы. Вам надо ответить на вопросы и заполнить опорные конспекты используя текст учебника и дополнительные материалы на листочках. А выступать будет 1 участник с группы.

Задания.(слайд 4) 1. Ученые – систематики.

  1. На какие отряды делятся Земноводные?

  2. Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.

2. Экологи-1.

  1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

  2. В какое время года они наиболее активны?

  3. Морфологи.

  1. Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

  2. Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.

  1. Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

  1. Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.

  1. Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?

  2. Перечислите меры по защите земноводных.

Ребята, на этом выступлении закончились. Все хорошо выступили, молодцы! А теперь давайте обобщим, что мы узнали.

В. Закрепление знаний.

Обратите внимание на слайд. Вставьте пропущенные слова и прочтите предложения.

Земноводные — это … животные, жизнь которых связана как с …, так и с…. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные … . Кожа у лягушки, как у всех земноводных …

, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных …. Земноводные с … температурой тела. Органами дыхания служат … и …. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом.

Одним из приспособлений к плаванию является… между пальцами стопы.

Физкультминутка

Г. Рефлексия.

  1. Синквейн.
  2. Правила составления синквейна:
  3. 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;
  4. 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  5. 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;
  6. 4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
  7. 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

(Жизнь. Морская, Земная. Радует, изменяется, продолжается. Прекрасна, многообразна, красочна, любима. 

  • Свет.- мой пример)
  • Заключение урока.

Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого.

  Экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.

 Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни. Подведение итогов. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. 
  2. 1уровень –  прочитать §34, ответить на вопросы.
  3. 2 уровень – подумать над   вопросом:

Почему Земноводные более совершенны, чем рыбы??

Приложение.

Ученые – систематики.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал на листочках ответить на вопросы и заполнить схему. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

  1. На какие отряды делятся Земноводные?

  2. Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.

Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

Экологи – 1.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

  2. В какое время года они наиболее активны?

Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

  • Земноводные обитают: ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • ___________________________________________
  • Земноводные наиболее активны____________________________________
  • Морфологи.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

  2. Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.

Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

  1. Приспособленность к жизни
  2. Приспособленность к жизни
  3. На суше в воде
  4. ___________________ __________________
  5. ___________________ ___________________
  6. ___________________ _____________________
  7. ____________________ _____________________
  8. ____________________ _____________________
  9. _____________________ _______________________
  10. Анатомы.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. (отделы позвоночника, конечности)

  • Особенности скелета:___________________________________________
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Экологи – 2.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?

  2. Перечислите меры по защите земноводных.

  1. В Красную книгу Республики Татарстан занесены следующие виды земноводных:
  2. Меры по защите земноводных:
  3. Зоологи.
Читайте также:  Дыхание и обмен веществ у растений - биология

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  • Ответы:
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • 6.
  • 7.
  • Физиологи.

Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.

  1. Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.

  1. Кровеносная система _______________ типа.
  2. (замкнутого или незамкнутого).
  3. Сердце ___хкамерное.
  4. Органы дыхания

Гдз по биологии для 7 класса а.и. никишов, и.х. шарова

Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных, Биология

Издательство: Владос

Авторы: А.И. Никишов, И.Х. Шарова

Познание окружающего мира начинается с самого рождения, а в школе продолжается на предмете с соответствующим названием.

В 5 классе он преобразуется в биологию и начинает охватывать строение клеток, многообразие живых организмов, этапы развития, эволюцию и многое другое.

Изучение биологии довольно интересный процесс, если грамотно преподносить детям информацию, и «ГДЗ по биологии 7 класс Никишов, Шарова (Владос)» для этого отлично подходит.

В 7 классе программа рассматривает царство животных, поэтому учебник включает в себя множество тем, связанных с ними. Если выделять главные разделы в нем, то это будет два подцарства: одноклеточные (простейшие) и многоклеточные.

Больше всего рассматриваются именно вторые, поскольку их разнообразие поражает воображение. Семиклассники узнают о таких типах, как кишечнополостные; плоские, круглые и кольчатые черви; моллюски; членистоногие; хордовые.

Также они изучат следующие классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Принцип работы с решебником по биологии за 7 класс от Никишова

После каждого параграфа предполагается выполнение заданий, которые требуют внимательного чтения содержимого учебника и вникания в тему.

В основном школьникам необходимо давать ответы на поставленные вопросы по изученной теме, а также заполнять таблицы, делать доклады и проводить опыты. Многие номера из домашнего задания на самом деле выполняются достаточно просто, и сборник ГДЗ по биологии для 7 класса от Никишова А.

И. и Шаровой И. Х. (Владос) помогает школьникам убедиться в этом на практике. Он включает в себя много полезной информации, в том числе:

  • ответы на все вопросы к 62 параграфам учебного пособия;
  • примеры заполнения таблиц;
  • подробные описания проведения практических занятий;
  • интересные факты по темам.

Важно понимать, что ГДЗ – это не источник для списывания, он позволяет лишь посмотреть на примеры решения, а остальную работу провести самостоятельно, изредка обращаясь к теоретическим материалам для уточнения и сверки.

Почему используют задачники

Учащимся полюбился онлайн-решебник за содержащиеся в нем материалы, ведь он предоставляет максимально полную базу знаний, необходимую для получения хороших оценок. Он имеет большое количество преимуществ перед репетиторами:

  1. Качественные решения и развернутые ответы.
  2. Удобное разделение на параграфы.
  3. Доступ к информации онлайн.
  4. Облегчение проверки заданного на дом.

Справочник всегда придет на помощь школьникам, показав предмет с увлекательной стороны.

Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных

Урок биологии 7 класс учитель Жукова И.Д.

  • Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.
  • Цель урока: научить учащихся давать характеристику класса Земноводных.
  • Задачи урока: выяснить, где обитают представители класса Земноводных, уметь описывать внешнее строение земноводных, знать особенности строения скелета и мускулатуры животных класса земноводных.
  • Ход урока.
  • Организационный момент – 2мин.

I. Повторение домашнего задания.

  1. Тема: Класс Рыбы.
  2. Уровень 1 (задания на “3”)
  3. Выбрать номера правильных суждений:
  1. Развитие рыб происходит только в воде.

  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.

  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.

  4. Кровеносная система рыб замкнутая.

  5. Сердце рыб однокамерное.

  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.

  8. Органами выделения у рыб служат почки.

  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.

  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система № 1 – плавники
II – кровеносная система № 2 – жабры
III – пищеварительная система № 3 – мышцы
IV– дыхательная система № 4 – вены и артерии
V – выделительная система №5 – позвоночник
VI – система опоры и движения №6 – мочевой пузырь
VII – половая система № 7 – череп
№ 8 – печень
№ 9 – ребра
№ 10 – желудок
№ 11 – плечевой пояс
№ 12 – мочеточник
№ 13 – почки
№ 14 – головной мозг
№ 15 – семенники
№ 16 – спинной мозг
№ 17 – нервы
№ 18 – яичник
№ 19 – передний мозг
№ 20 – яйцеклетка
№ 21 – мозжечок
№ 22 – сердце
  • Правильные ответы:
  • I – № 14, 16, 17, 19, 21.
  • II – № 4, 22.

II.Изучение нового материала.

Проблема урока: Ребята! Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!

  1. Учащиеся работают самостоятельно с учебником страница143 и записывают в тетрадях характеристику класса Земноводных. (5 минут)
  2. Обсуждение работы, проверка задания учителем.
  3. Характеристика класса Земноводных.
  4. Класс насчитывает более 3500 видов животных.
  5. А) четвероногие позвоночные животные;
  6. Б) обитают на суше и в воде;
  7. В) дыхание лёгочное и кожное;
  8. Г) имеют парные пятипалые конечности, плавательные перепонки;
  9. Д) имеют более сложное строение органов дыхания, зрения, кровеносной, нервной системы и органов чувств по сравнению с рыбами.
  10. Рассказ учителя.
Среда обитания Пресные водоёмы и ли вблизи них, парки, широколиственные леса.
Активность животных Суточная и сезонная.
  • Вывод: где обитают животные класса Земноводных? (запись в тетради)
  • Животные обитают как в водной среде, так и на суше, активны в тёплое время года.
  • Презентация работы па теме «Земноводные».

Слайд№1. Особенности внешнего строения животных.

Покровы тела.

Кожа голая, влажная, богата железами. Жидкость содержит бактерицидные вещества, предохраняет кожу от высыхания. У жерлянок, жаб, саламандр ядовитые вещества.

  1. Окраска кожи выполняет функцию маскировки или предупреждающая.
  2. Слайд№2.
  3. Органы чувств.
  4. На голове лягушки находятся на возвышениях пара глаз, пара ноздрей, что помогает ей, не вылезая из воды, дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.
  5. У лягушки есть:
  6. – веки, которые защищают глаза от высыхания и загрязнения;
  7. -в органе зрения хрусталик, обеспечивающий более чёткое зрение;
  8. -орган слуха сложнее, чем у рыб, позволяющий ориентироваться в окружающем её пространстве.
  9. У некоторых водных представителей, например, шпорцевые лягушки есть орган – боковая линия.
  10. Слайд№3.
  11. Особенности скелета земноводных.
  12. Отделы скелета:
  13. -шейный – (1позвонок);
  14. -туловищный – (от 7 позвонков у лягушки до 100 позвонков у безногих земноводных);
  15. -крестцовый – (1 позвонок);
  16. -хвостовой отдел – (уростиль).
  17. Слайд№4.
  18. Организация опоры свободных конечностей (плечевой и тазовый).
  19. Общий план строения конечностей земноводных.
Отделы Передняя конечность Задняя конечность
I Плечо: плечевая кость Бедренная кость
II Предплечье: лучевая и локтевая кости у лягушки срослись. Голень: большая и малая берцовые кости срослись.
III Кисть: запястья, пясть, фаланги пальцев (5). Стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.

Слайд№5.

Особенности скелетной мускулатуры.

Мышечная система сложнее у Земноводных, чем у рыб, в связи с более сложными движениями. Наиболее развиты мышцы конечностей (у бесхвостых) и мышцы хвоста (у хвостатых).

У взрослого животного движения в виде прыжков на суше, плавание в воде. У личинки головастика движения в воде плавание.

Читайте также:  Экологические системы, биология

После просмотра Презентации по теме «Земноводные» учащиеся записывают в тетрадях ответ на вопрос учителя: Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!

III. Закрепление материала урока.

Своя игра (смотри приложение №1).

IV. Выставление оценок за урок.

V.Запись домашнего задания: стр.143-145, доклады на тему: Роль земноводных в природе; кроссворды- класс «Земноводны».

  • .
  • Приложение №1
  • Своя игра.
  • Класс земноводные.
  • Область знаний Категория оценки (баллы)
  • Внешнее строение животных 5 10 15 20
  • Особенности скелета и мускулатуры 5 10 15 20
  • Органы чувств 5 10 15 20
  • Внешнее строение животных
№п/п Вопросы Ответы Категория оценки (баллы)
1 Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного? Строение конечностей, кожи, органов дыхания земноводных позволяет им жить и в воде и на суше. Но всё- таки размножение требует обязательной связи с водоёмами, а климат суши, на которой они обитают, должен быть влажным. Поэтому «водного» у земноводных намного больше. 5
2 Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему? Кожа земноводных препятствуют их обитанию в морской воде, так как в ней они быстро обезвоживаются и гибнут. 10
3 У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой? Влажность кожи лягушки имеет большое значение для её жизни, потому что лягушка больше дышит через кожу, чем лёгкими. Слизистая плёнка на теле лягушки ограничивает испарение воды, поддерживает её влажность. 15
4 В каком водоёме быстрее произойдёт метаморфоз (превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи? Голодание скорее ускоряет последние стадии метаморфоза головастиков. Голодая, организм обращается к собственным запасам и прежде всего к частям подлежащим удалению – хвосту и коже, прикрывающей передние конечности. 20

Особенности скелета и мускулатуры

№п/п Вопросы Ответы Категория оценки (баллы)
1 Как объяснить более сложное движение у земноводных по сравнению с рыбами? Это связано с усложнением мускулатуры тела у названных животных. 5
2 В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавников конечности рычажного типа. В чём биологическое значение такого способа передвижения? Конечности земноводных устроены по принципу рычагов, что облегчает работу мышц при передвижении. Проигрыш в силе у рычагов конечностей лягушки даёт выигрыш в скорости. 10
3 Натуралист заметил закономерность, что лягушки, обитающие у водоёмов, активнее днём, а лягушки, обитающие на лугах, болотах – в сумерки. Как вы можете объяснить это явление? Подвижность земноводных зависит от потребности в воде. 15
4 Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут передвигаться прыжками на суше тритоны? Тритоны относятся к хвостатым земноводным, живущим в воде, у которых эволюция шла другим путём, передние и задние конечности одинаковые, форма тела удлинённая. 20

Органы чувств

№п/п Вопросы Ответы Категория оценки (баллы)
1 Что помогает лягушке дышать атмосферным воздухом прямо в воде? Пара ноздрей животного находится на возвышениях головы. 5
2 Что позволяет лягушке хорошо ориентироваться в окружающем пространстве? Строение органа слуха и зрения. 10
3 В террариум голодной лягушке положили мёртвых насекомых, но лягушка их не тронула. Как вы думаете почему? Лягушки питаются только подвижными животными. 15
4 Одна из сидящих на берегу водоёма лягушек, заметила приближающегося врага, прыгнула в воду. Следом за ней попрыгали в воду и другие лягушки, они видеть не могли. Объясните поведение животных. Между особями в популяции существуют различные связи, в том числе информационные. Шлепок о воду одной из них – это звуковой сигнал об опасности для других. 20

"Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"

Тема урока: “Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных”

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.

Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания.

Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.

Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.

  • Методы:
  • Оборудование: презентация, раздаточный материал «Строение скелета лягушки», трафарет – схема лягушки, инструктивные карточки для выполнения практической работы.
  • ^

1. Практические (работа со справочными материалами, учебником);2. Наглядные (презентация, работа с раздаточным материалом);3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

  1. Характеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).
  2. Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).
  3. Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
  4. Закрепление изученного материла.
  5. Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Изучение новой темы урока.

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

^ Второе название представителей этого класса“амфибии”. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.

  1. ^ .
  2. ^
  3. ^
  4. Какие задачи должны были решить земноводные при выходе на сушу?
  5. ^
  6. Наряд у лягушки удобен и прост.
  7. Зачем под водой ей пушистая шёрстка,
  8. И прыгать мешал – бы искрящийся хвост.
  9. -Кого из представителей этого класса можете назвать?

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные – первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов. Путь на сушу им проложили рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни на суше и в водной среде отличаются очень сильно.Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Какие – вы узнаете сегодня на уроке.Амфибии – это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.2. Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники на средства, собранные студентами. 3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

Читайте также:  Тип круглые черви. Общая характеристика, строение, размножение, разнообразие и значение круглых червей

Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий.

Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры.

Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги.

  • ^
  • П /тип: Черепные.
  • Класс: Земноводные (Амфибии).
  • Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.

Итак, земноводные – животные необычные, их изобретения, которые позволяют им жить и в воде и на суше оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Изучением этих приспособлений займутся несколько исследовательских групп:

1. ^ определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

  1. ^
  2. Морфологи
  3. Анатомы:

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учетом правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)Задания группам:Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.2. Рассмотрите череп, определите его форму. 3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.8. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. Заполните таблицу.

^ Названия костей
Череп Мозговая часть, нижняя челюсть
Позвоночник Позвонки:1+7+1
Плечевой пояс Лопатки, ключицы, вороньи кости, грудина
Скелет передних конечностей Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти
Пояс задних конечностей Сросшиеся тазовые кости (3), соединенные с позвоночником.
Скелет задних конечностей Бедренная кость, кости голени, кости стопы.

ЭкологиПроблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки (ответ в форме рассказа)1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?2. В какое время года они наиболее активны?3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?4. Почему земноводные наиболее распространены в зонах с теплым и влажным климатом. Земноводные Воронежской области.5. Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?

^

Итак, мы познакомились с особенностями внешнего строения земноводных, с особенностями строения скелета земноводных. Наша задача определить черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Это мы сможем сделать, заполнив таблицу «Черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде».

Черты приспособленности земноводных
К наземной среде К водной среде
  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;
  • Ноздри, легкие;
  • Веки;
  • Барабанная перепонка защищает среднее ухо;
  • Свободные конечности для передвижения.
  • Наличие плавательной перепонки между пальцами задней конечности;
  • Размножение возможно только в воде;
  • Кожное дыхание.

Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!Какой вывод можно сделать, прослушав эти строки из стихотворения Бориса Заходера «О чем они поют»?– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Земноводные нуждаются в защите, так как они являются важным компонентом природы.И в заключение урока выполним несколько тестовых заданий:

Тест

  1. На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:

а) короткое тело, лишенное хвоста;б) заостренная клиновидная голова;в) перепонка на задних конечностях.2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:а) широкое туловища;б) наличие конечностей;в) клиновидная голова.3. У земноводных есть подвижные веки. Это является:а) приспособлением к жизни в оде;б) признаком хорошего зрения;в) приспособлением к наземному образу жизни.4. Долго находясь под водой лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами;б) лягушка расходует запас воздуха, находящийся в легких;в) жизненные процессы резко замедляются.

  1. При движении лягушки основную роль играет:

а) передняя пара ног;б) задняя пара ног;в) обе пары ног.6. При движении в воде:а) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;в) задние конечности управляют положением тела в оде.

Д/з: § 36.

Творческое задание: придумайте сказку о жизни любого земноводного животного, используя биологические знания о нём.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]