Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Земноводные. Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».
«Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны»
М.Твен.
- Цель урока: изучить строение, значение и многообразие земноводных на примере лягушки.
- Задачи:
- образовательные: сформировать знания об особенностях строения земноводных на примере лягушки в связи с наземно-воздушной средой обитания; о многообразии, значении в природе и жизни человека; охране Земноводных; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных;
- развивающие: развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой; выделять главное в изучаемом материале, делать выводы; развивать навыки коммуникативного общения, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор;
- воспитательные: организовать совместную деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой; формирование единой картины мира; воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к земноводным, в связи с их важным практическим значением.
- Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
- Методы обучения: частично – поисковый.
- Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
- Оборудование: ноутбук, скелет лягушки, звукозапись “Голоса земноводных”, компьютерная презентация о земноводных, учебник и листки с дополнительной литературой.
- ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Пусть этот урок принесет радость общения, и наполнить душу прекрасными чувствами. Готовы к уроку? Тогда вперед!
План урока.
-
мозговой штурм
-
работа по группам
-
физкультминутка
-
работа с текстом
-
синквейн
2.Этап вызова. Мы с вами сейчас устроим мозговой штурм.Я задаю вам вопрос, а вы быстро генерируете идеи. И в конце мы с вами выберем более рациональную идею.
Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?
Что произойдет, если исчезнут все животные?
3. Этап осмысления.
А. Мотивация. А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных). Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (лягушкам, а они являются яркими представителями касса Земноводные). (1 слайд)
Тема нашего урока «Земноводные» – это значит живущие в воде и на земле. Название Земноводные – русское, а название научное – «Амфибии», что значит двойная жизнь. Как вы думаете, на какие вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке? Что нам предстоит изучить? Какова же цель урока? (Учащиеся самостоятельно определяют цель).
Ответы:
-
Как они могут жить и в воде и на суше?
-
Какие представители входят в данный класс?
-
Особенности строения этих животных?
Сообщение целей урока. (3 слайд)
– Откроем тетради, запишем число и тему урока
Б. Этап получения новых знаний.
Земноводные – первые наземные позвоночные, и приспосабливаться им пришлось ко многому. Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад.
Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.
Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен.
Представьте себе, что вы молодые ученые и вам выпала возможность попробовать себя в роли научных работников и участвовать в мини-викторине. Наша викторина посвящена знакомству с классом Земноводные.
И участвуют морфологи, анатомы, экологи, зоологи, физиологи и ученые-систематики. Работаем по группам, на столах у каждой группы задании и дополнительные материалы. Вам надо ответить на вопросы и заполнить опорные конспекты используя текст учебника и дополнительные материалы на листочках. А выступать будет 1 участник с группы.
Задания.(слайд 4) 1. Ученые – систематики.
-
На какие отряды делятся Земноводные?
-
Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.
2. Экологи-1.
-
В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
-
В какое время года они наиболее активны?
-
Морфологи.
-
Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.
-
Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.
-
Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.
-
Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.
-
Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?
-
Перечислите меры по защите земноводных.
Ребята, на этом выступлении закончились. Все хорошо выступили, молодцы! А теперь давайте обобщим, что мы узнали.
В. Закрепление знаний.
Обратите внимание на слайд. Вставьте пропущенные слова и прочтите предложения.
Земноводные — это … животные, жизнь которых связана как с …, так и с…. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные … . Кожа у лягушки, как у всех земноводных …
, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных …. Земноводные с … температурой тела. Органами дыхания служат … и …. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом.
Одним из приспособлений к плаванию является… между пальцами стопы.
Физкультминутка
Г. Рефлексия.
- Синквейн.
- Правила составления синквейна:
- 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
(Жизнь. Морская, Земная. Радует, изменяется, продолжается. Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
- Свет.- мой пример)
- Заключение урока.
Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого.
Экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.
Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- 1уровень – прочитать §34, ответить на вопросы.
- 2 уровень – подумать над вопросом:
Почему Земноводные более совершенны, чем рыбы??
Приложение.
Ученые – систематики.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал на листочках ответить на вопросы и заполнить схему.
-
На какие отряды делятся Земноводные?
-
Перечислите по 3 представителя с каждого отряда.
Экологи – 1.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
-
В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
-
В какое время года они наиболее активны?
- Земноводные обитают: ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- ___________________________________________
- Земноводные наиболее активны____________________________________
- Морфологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
-
Определить особенности внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.
-
Перечислить черты приспособления к наземной и водной среде.
- Приспособленность к жизни
- Приспособленность к жизни
- На суше в воде
- ___________________ __________________
- ___________________ ___________________
- ___________________ _____________________
- ____________________ _____________________
- ____________________ _____________________
- _____________________ _______________________
- Анатомы.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
-
Выяснить, какие особенности строения скелета и мускулатуры появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. (отделы позвоночника, конечности)
- Особенности скелета:___________________________________________
- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Экологи – 2.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
-
Какие земноводные нашей республики занесены в Красную книгу?
-
Перечислите меры по защите земноводных.
- В Красную книгу Республики Татарстан занесены следующие виды земноводных:
- Меры по защите земноводных:
- Зоологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
- Ответы:
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
- 7.
- Физиологи.
Задание. Используя материал учебника(§34) и дополнительный материал (на листочках) ответить на вопросы и заполнить схему.
-
Напишите краткую характеристику дыхательной и кровеносной системы земноводных.
- Кровеносная система _______________ типа.
- (замкнутого или незамкнутого).
- Сердце ___хкамерное.
- Органы дыхания
Гдз по биологии для 7 класса а.и. никишов, и.х. шарова
Издательство: Владос
Авторы: А.И. Никишов, И.Х. Шарова
Познание окружающего мира начинается с самого рождения, а в школе продолжается на предмете с соответствующим названием.
В 5 классе он преобразуется в биологию и начинает охватывать строение клеток, многообразие живых организмов, этапы развития, эволюцию и многое другое.
Изучение биологии довольно интересный процесс, если грамотно преподносить детям информацию, и «ГДЗ по биологии 7 класс Никишов, Шарова (Владос)» для этого отлично подходит.
В 7 классе программа рассматривает царство животных, поэтому учебник включает в себя множество тем, связанных с ними. Если выделять главные разделы в нем, то это будет два подцарства: одноклеточные (простейшие) и многоклеточные.
Больше всего рассматриваются именно вторые, поскольку их разнообразие поражает воображение. Семиклассники узнают о таких типах, как кишечнополостные; плоские, круглые и кольчатые черви; моллюски; членистоногие; хордовые.
Также они изучат следующие классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Принцип работы с решебником по биологии за 7 класс от Никишова
После каждого параграфа предполагается выполнение заданий, которые требуют внимательного чтения содержимого учебника и вникания в тему.
В основном школьникам необходимо давать ответы на поставленные вопросы по изученной теме, а также заполнять таблицы, делать доклады и проводить опыты. Многие номера из домашнего задания на самом деле выполняются достаточно просто, и сборник ГДЗ по биологии для 7 класса от Никишова А.
И. и Шаровой И. Х. (Владос) помогает школьникам убедиться в этом на практике. Он включает в себя много полезной информации, в том числе:
- ответы на все вопросы к 62 параграфам учебного пособия;
- примеры заполнения таблиц;
- подробные описания проведения практических занятий;
- интересные факты по темам.
Важно понимать, что ГДЗ – это не источник для списывания, он позволяет лишь посмотреть на примеры решения, а остальную работу провести самостоятельно, изредка обращаясь к теоретическим материалам для уточнения и сверки.
Почему используют задачники
Учащимся полюбился онлайн-решебник за содержащиеся в нем материалы, ведь он предоставляет максимально полную базу знаний, необходимую для получения хороших оценок. Он имеет большое количество преимуществ перед репетиторами:
- Качественные решения и развернутые ответы.
- Удобное разделение на параграфы.
- Доступ к информации онлайн.
- Облегчение проверки заданного на дом.
Справочник всегда придет на помощь школьникам, показав предмет с увлекательной стороны.
Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных
Урок биологии 7 класс учитель Жукова И.Д.
- Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.
- Цель урока: научить учащихся давать характеристику класса Земноводных.
- Задачи урока: выяснить, где обитают представители класса Земноводных, уметь описывать внешнее строение земноводных, знать особенности строения скелета и мускулатуры животных класса земноводных.
- Ход урока.
- Организационный момент – 2мин.
I. Повторение домашнего задания.
- Тема: Класс Рыбы.
- Уровень 1 (задания на “3”)
- Выбрать номера правильных суждений:
-
Развитие рыб происходит только в воде.
-
Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.
-
Жаберные крышки есть у всех рыб.
-
Кровеносная система рыб замкнутая.
-
Сердце рыб однокамерное.
-
Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
-
Рыбы способны к образованию условных рефлексов.
-
Органами выделения у рыб служат почки.
-
Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.
-
Температура тела рыб постоянная.
Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.
Уровень 2 (задания на “4-5”)
Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.
I – нервная система | № 1 – плавники |
II – кровеносная система | № 2 – жабры |
III – пищеварительная система | № 3 – мышцы |
IV– дыхательная система | № 4 – вены и артерии |
V – выделительная система | №5 – позвоночник |
VI – система опоры и движения | №6 – мочевой пузырь |
VII – половая система | № 7 – череп |
№ 8 – печень | |
№ 9 – ребра | |
№ 10 – желудок | |
№ 11 – плечевой пояс | |
№ 12 – мочеточник | |
№ 13 – почки | |
№ 14 – головной мозг | |
№ 15 – семенники | |
№ 16 – спинной мозг | |
№ 17 – нервы | |
№ 18 – яичник | |
№ 19 – передний мозг | |
№ 20 – яйцеклетка | |
№ 21 – мозжечок | |
№ 22 – сердце |
- Правильные ответы:
- I – № 14, 16, 17, 19, 21.
- II – № 4, 22.
II.Изучение нового материала.
Проблема урока: Ребята! Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!
- Учащиеся работают самостоятельно с учебником страница143 и записывают в тетрадях характеристику класса Земноводных. (5 минут)
- Обсуждение работы, проверка задания учителем.
- Характеристика класса Земноводных.
- Класс насчитывает более 3500 видов животных.
- А) четвероногие позвоночные животные;
- Б) обитают на суше и в воде;
- В) дыхание лёгочное и кожное;
- Г) имеют парные пятипалые конечности, плавательные перепонки;
- Д) имеют более сложное строение органов дыхания, зрения, кровеносной, нервной системы и органов чувств по сравнению с рыбами.
- Рассказ учителя.
Среда обитания | Пресные водоёмы и ли вблизи них, парки, широколиственные леса. |
Активность животных | Суточная и сезонная. |
- Вывод: где обитают животные класса Земноводных? (запись в тетради)
- Животные обитают как в водной среде, так и на суше, активны в тёплое время года.
- Презентация работы па теме «Земноводные».
Слайд№1. Особенности внешнего строения животных.
Покровы тела.
Кожа голая, влажная, богата железами. Жидкость содержит бактерицидные вещества, предохраняет кожу от высыхания. У жерлянок, жаб, саламандр ядовитые вещества.
- Окраска кожи выполняет функцию маскировки или предупреждающая.
- Слайд№2.
- Органы чувств.
- На голове лягушки находятся на возвышениях пара глаз, пара ноздрей, что помогает ей, не вылезая из воды, дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.
- У лягушки есть:
- – веки, которые защищают глаза от высыхания и загрязнения;
- -в органе зрения хрусталик, обеспечивающий более чёткое зрение;
- -орган слуха сложнее, чем у рыб, позволяющий ориентироваться в окружающем её пространстве.
- У некоторых водных представителей, например, шпорцевые лягушки есть орган – боковая линия.
- Слайд№3.
- Особенности скелета земноводных.
- Отделы скелета:
- -шейный – (1позвонок);
- -туловищный – (от 7 позвонков у лягушки до 100 позвонков у безногих земноводных);
- -крестцовый – (1 позвонок);
- -хвостовой отдел – (уростиль).
- Слайд№4.
- Организация опоры свободных конечностей (плечевой и тазовый).
- Общий план строения конечностей земноводных.
Отделы | Передняя конечность | Задняя конечность |
I | Плечо: плечевая кость | Бедренная кость |
II | Предплечье: лучевая и локтевая кости у лягушки срослись. | Голень: большая и малая берцовые кости срослись. |
III | Кисть: запястья, пясть, фаланги пальцев (5). | Стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев. |
Слайд№5.
Особенности скелетной мускулатуры.
Мышечная система сложнее у Земноводных, чем у рыб, в связи с более сложными движениями. Наиболее развиты мышцы конечностей (у бесхвостых) и мышцы хвоста (у хвостатых).
У взрослого животного движения в виде прыжков на суше, плавание в воде. У личинки головастика движения в воде плавание.
После просмотра Презентации по теме «Земноводные» учащиеся записывают в тетрадях ответ на вопрос учителя: Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!
III. Закрепление материала урока.
Своя игра (смотри приложение №1).
IV. Выставление оценок за урок.
V.Запись домашнего задания: стр.143-145, доклады на тему: Роль земноводных в природе; кроссворды- класс «Земноводны».
- .
- Приложение №1
- Своя игра.
- Класс земноводные.
- Область знаний Категория оценки (баллы)
- Внешнее строение животных 5 10 15 20
- Особенности скелета и мускулатуры 5 10 15 20
- Органы чувств 5 10 15 20
- Внешнее строение животных
№п/п | Вопросы | Ответы | Категория оценки (баллы) |
1 | Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного? | Строение конечностей, кожи, органов дыхания земноводных позволяет им жить и в воде и на суше. Но всё- таки размножение требует обязательной связи с водоёмами, а климат суши, на которой они обитают, должен быть влажным. Поэтому «водного» у земноводных намного больше. | 5 |
2 | Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему? | Кожа земноводных препятствуют их обитанию в морской воде, так как в ней они быстро обезвоживаются и гибнут. | 10 |
3 | У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой? | Влажность кожи лягушки имеет большое значение для её жизни, потому что лягушка больше дышит через кожу, чем лёгкими. Слизистая плёнка на теле лягушки ограничивает испарение воды, поддерживает её влажность. | 15 |
4 | В каком водоёме быстрее произойдёт метаморфоз (превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи? | Голодание скорее ускоряет последние стадии метаморфоза головастиков. Голодая, организм обращается к собственным запасам и прежде всего к частям подлежащим удалению – хвосту и коже, прикрывающей передние конечности. | 20 |
Особенности скелета и мускулатуры
№п/п | Вопросы | Ответы | Категория оценки (баллы) |
1 | Как объяснить более сложное движение у земноводных по сравнению с рыбами? | Это связано с усложнением мускулатуры тела у названных животных. | 5 |
2 | В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавников конечности рычажного типа. В чём биологическое значение такого способа передвижения? | Конечности земноводных устроены по принципу рычагов, что облегчает работу мышц при передвижении. Проигрыш в силе у рычагов конечностей лягушки даёт выигрыш в скорости. | 10 |
3 | Натуралист заметил закономерность, что лягушки, обитающие у водоёмов, активнее днём, а лягушки, обитающие на лугах, болотах – в сумерки. Как вы можете объяснить это явление? | Подвижность земноводных зависит от потребности в воде. | 15 |
4 | Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут передвигаться прыжками на суше тритоны? | Тритоны относятся к хвостатым земноводным, живущим в воде, у которых эволюция шла другим путём, передние и задние конечности одинаковые, форма тела удлинённая. | 20 |
Органы чувств
№п/п | Вопросы | Ответы | Категория оценки (баллы) |
1 | Что помогает лягушке дышать атмосферным воздухом прямо в воде? | Пара ноздрей животного находится на возвышениях головы. | 5 |
2 | Что позволяет лягушке хорошо ориентироваться в окружающем пространстве? | Строение органа слуха и зрения. | 10 |
3 | В террариум голодной лягушке положили мёртвых насекомых, но лягушка их не тронула. Как вы думаете почему? | Лягушки питаются только подвижными животными. | 15 |
4 | Одна из сидящих на берегу водоёма лягушек, заметила приближающегося врага, прыгнула в воду. Следом за ней попрыгали в воду и другие лягушки, они видеть не могли. Объясните поведение животных. | Между особями в популяции существуют различные связи, в том числе информационные. Шлепок о воду одной из них – это звуковой сигнал об опасности для других. | 20 |
"Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных"
Тема урока: “Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных”
Цели урока:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.
Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.
Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания.
Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.
- Методы:
- Оборудование: презентация, раздаточный материал «Строение скелета лягушки», трафарет – схема лягушки, инструктивные карточки для выполнения практической работы.
- ^
1. Практические (работа со справочными материалами, учебником);2. Наглядные (презентация, работа с раздаточным материалом);3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
- Характеристика класса Земноводные (объяснение с элементами беседы).
- Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни (работа с учебником, у доски, заполнение опорной схемы).
- Строение скелета лягушки (практическая работа). Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
- Закрепление изученного материла.
- Подведение итогов урока.
Организационный момент.
Изучение новой темы урока.
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.
Подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.
Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
^ Второе название представителей этого класса – “амфибии”. Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.
- ^ .
- ^
- ^
- Какие задачи должны были решить земноводные при выходе на сушу?
- ^
- Наряд у лягушки удобен и прост.
- Зачем под водой ей пушистая шёрстка,
- И прыгать мешал – бы искрящийся хвост.
- -Кого из представителей этого класса можете назвать?
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные – первая группа позвоночных животных, вышедшая на сушу, это произошло более 300 млн. л.н., но они сохранили тесную связь с водой. Всего насчитывается земноводных около 3000 видов. Путь на сушу им проложили рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни на суше и в водной среде отличаются очень сильно.Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. Какие – вы узнаете сегодня на уроке.Амфибии – это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.2. Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах. За эти заслуги лягушкам в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио воздвигнуты памятники на средства, собранные студентами. 3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.
Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки, квакши) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий.
Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост, это тритоны и саламандры.
Земноводные с червеобразным телом не имеющие ног так и называются безногие амфибии, к ним относятся червяги.
- ^
- П /тип: Черепные.
- Класс: Земноводные (Амфибии).
- Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.
Итак, земноводные – животные необычные, их изобретения, которые позволяют им жить и в воде и на суше оказались настолько совершенными, что сохранились в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Изучением этих приспособлений займутся несколько исследовательских групп:
1. ^ определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.
2. Морфологам необходимо определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.
3. Анатомы определяют, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.
- ^
- Морфологи
- Анатомы:
На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учетом правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)Задания группам:Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.2. Рассмотрите череп, определите его форму. 3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.8. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни. Заполните таблицу.
^ | Названия костей |
Череп | Мозговая часть, нижняя челюсть |
Позвоночник | Позвонки:1+7+1 |
Плечевой пояс | Лопатки, ключицы, вороньи кости, грудина |
Скелет передних конечностей | Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти |
Пояс задних конечностей | Сросшиеся тазовые кости (3), соединенные с позвоночником. |
Скелет задних конечностей | Бедренная кость, кости голени, кости стопы. |
ЭкологиПроблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки (ответ в форме рассказа)1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?2. В какое время года они наиболее активны?3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?4. Почему земноводные наиболее распространены в зонах с теплым и влажным климатом. Земноводные Воронежской области.5. Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?
^
Итак, мы познакомились с особенностями внешнего строения земноводных, с особенностями строения скелета земноводных. Наша задача определить черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Это мы сможем сделать, заполнив таблицу «Черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде».
Черты приспособленности земноводных | |
К наземной среде | К водной среде |
|
|
Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!Какой вывод можно сделать, прослушав эти строки из стихотворения Бориса Заходера «О чем они поют»?– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Земноводные нуждаются в защите, так как они являются важным компонентом природы.И в заключение урока выполним несколько тестовых заданий:
Тест
- На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:
а) короткое тело, лишенное хвоста;б) заостренная клиновидная голова;в) перепонка на задних конечностях.2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:а) широкое туловища;б) наличие конечностей;в) клиновидная голова.3. У земноводных есть подвижные веки. Это является:а) приспособлением к жизни в оде;б) признаком хорошего зрения;в) приспособлением к наземному образу жизни.4. Долго находясь под водой лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами;б) лягушка расходует запас воздуха, находящийся в легких;в) жизненные процессы резко замедляются.
- При движении лягушки основную роль играет:
а) передняя пара ног;б) задняя пара ног;в) обе пары ног.6. При движении в воде:а) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;в) задние конечности управляют положением тела в оде.
Д/з: § 36.
Творческое задание: придумайте сказку о жизни любого земноводного животного, используя биологические знания о нём.