Дыхание и обмен веществ у растений – биология

Дыхание и обмен веществ у растений

Растения, как все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения.

Дыхание — непременное условие жизни растений.

Большинство растений получает кислород из воздуха через устьица и чечевички. Водные растения потребляют кислород, растворенный в воде, всей поверхностью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных местах, имеют особые дыхательные корни, с помощью которых они поглощают кислород из воздуха.

Дыхание — сложный процесс, протекающий в клетках живого организма. В ходе этого процесса под действием кислорода происходит распад органических веществ на углекислый газ и воду.

При этом выделяется энергия, которая используется растением для процессов жизнедеятельности. Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы (сахара, особенно глюкоза).

Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углеводов, накопленных побегами на свету.

Весь процесс дыхания протекает в клетках растительного организма. Он состоит из двух этапов, в ходе которых органические вещества расщепляются на углекислый газ и воду.

На первом этапе при участии специальных белков (ферментов) происходит распад молекул глюкозы на более простые органические соединения и выделяется немного энергии.

Этот этап дыхательного процесса происходит в цитоплазме клеток.

На втором этапе простые органические вещества, образовавшиеся на первом этапе, под действием кислорода распадаются на углекислый газ и воду. При этом высвобождается много энергии. Второй этап дыхательного процесса протекает только с участием кислорода в специальных тельцах клетки.

Дыхание — процесс, противоположный фотосинтезу. Сравним процессы дыхания и фотосинтеза в клетках зеленого листа растения.

Газообмен в ходе фотосинтеза и дыхания

Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза

№ФотосинтезДыхание
1 Поглощение углекислого газа Поглощение кислорода
2 Выделение кислорода Выделение углекислого газа
3 Образование сложных органических веществ (преимущественно сахаров) из простых неорганических Разложение сложных органических веществ (преимущественно сахаров) на простые неорганические
4 Поглощение из окружающей среды и расходование воды Образование и выделение в окружающую среду воды
5 Поглощение с помощью хлорофилла солнечной энергии и накопление ее в органических веществах Высвобождение энергии
6 Происходит только на свету Происходит непрерывно на свету и в темноте
7 Протекает в хлоропластах Протекает в цитоплазме и специализированных тельцах клетки
8 Происходит только в зеленых частях растения, преимущественно в листе Происходит в клетках всех органов растения (зеленых и незеленых)

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений. Много кислорода требуется для деления и роста клеток, образования цветков и плодов. По окончании роста, с пожелтением листьев и особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

Обмен веществ

Чтобы жить, растение обязательно должно получать из окружающей среды путем питания и дыхания необходимые ему вещества и энергию. Поглощенные вещества в процессе преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит свое тело.

Все преобразования веществ, происходящие в организме, всегда сопровождаются потреблением энергии. Зеленое растение (как автотрофный организм), поглощая световую энергию Солнца, накапливает ее в органических соединениях.

В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением для процессов жизнедеятельности, которые происходят в клетках.

Оба эти процесса — фотосинтез и дыхание — идут путем последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

Так, в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, полученных растением из окружающей среды, образуются сахара, которые затем превращается в крахмал, клетчатку или белки, жиры и витамины — вещества, необходимые растению для питания и запасания энергии.

В процессе дыхания, наоборот, происходит расщепление созданных в процессе фотосинтеза органических веществ на неорганические соединения — углекислый газ и воду. При этом растение получает высвобождающуюся энергию. Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ.

Обмен веществ — один из важных признаков жизни: с прекращением обмена веществ прекращается жизнь растения.

Обмен веществэто совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Дыхание — процесс, обеспечивающий растительный организм энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.

Оба эти процесса — необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизни организма.

Источник: http://blgy.ru/biology6/breathing

Презентация “Дыхание и обмен веществ у растений”

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация “Дыхание и обмен веществ у растений”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Дыхание и обмен веществ у растений

2 слайд Описание слайда:

Повторение 1. Каково значение фотосинтеза в жизни живых организмов? 2. Почему лист зеленых растений называют органом воздушного питания? 3. Чем по способу питания автотрофы отличаются от гетеротрофов? 4. Почему роль зеленых растений К. А. Тимирязев назвал космической? 5. Почему накопление кислорода в атмосфере важно для жизни?

3 слайд Описание слайда:

Дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа. При фотосинтезе образуются вещества с запасом энергии, а при дыхании эти вещества распадаются с выделением энергии.

4 слайд Описание слайда:

Сравнение:

5 слайд Описание слайда:

Питание Дыхание Почвенное Воздушное (фотосинтез) Обмен веществ

6 слайд Описание слайда:

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма.

7 слайд Описание слайда:

Окружающая среда Фотосинтез Дыхание Органические вещества Углекислый газ, вода Энергия

8 слайд Описание слайда:

Закрепление

9 слайд Описание слайда:

1.       Органоиды клетки зеленого цвета, принимающие основное участие в фотосинтезе. 2.       Газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза. 3.       Газ, поглощаемый растениями в процессе дыхания. 4.       Процесс расщепления органических веществ в клетке для обеспечения ее энергией. 5.

       Органическое вещество – продукт фотосинтеза. 6.       Основной орган растения в котором происходит фотосинтез 7.       Органическое вещество, которое образуется из глюкозы. Способно накапливаться в семенах, клубнях. окрашивается в синий цвет под действием йода. 8.

       Процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды под действием света.

10 слайд 11 слайд Описание слайда:

Д/з: § 15 (в рабочей тетради и в учебнике)

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-dihanie-i-obmen-veschestv-u-rasteniy-1563066.html

“Дыхание и обмен веществ у растений”

Дыхание и обмен веществ у растений, 6-й класс.Аннотация. При изучении нового материала на уроке в 6 классе по теме «Дыхание и обмен веществ у растений» используются проблемные задачи, эксперименты по биологии.

Совершенствуются навыки учащихся работы с текстом, таблицей, биологическим рисунком. Развивается логическое мышление при объяснении экспериментов, речь. У учащихся формируется научная картина мира о взаимосвязи живых организмов разных царств живой природы и с окружающей средой.

Ключевые слова: биология, 6 класс, проблемная задача, биологический эксперимент.

Целевая аудитория: 6 класс по программе В.В. Пасечника «Биология»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные:

·усвоение учащимися понятий “обмен веществ” и “обмен энергии”, их значения для организма, осознание взаимосвязи процессов жизнедеятельности в организме;

·систематизация знаний по разделам “Питание”, “Дыхание”, “Выделение”.

Развивающие:

·совершенствование учащимися умения анализировать, конкретизировать, перекодировать учебную информацию, обобщать и делать выводы;

·развитие логического и системного мышления;

·развитие мировоззрения: представлений о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций; о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы;

·совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные:

·совершенствование учащимися навыков культуры умственного труда, коммуникативных навыков: умения слушать и слышать товарища, ·участвовать в совместном решении проблем;

совершенствование эстетического восприятия, бережное отношение к окружающей среде.

·совершенствование внимательности при работе с биологическими объектами.

Сценарий урока

Здравствуйте, ребята! За окном морозное солнечное утро, улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, вы в школу пришли с хорошим настроением. Урок начнём с небольшого эксперимента. Глубоко вдохните воздух, задержите дыхание и выдохните. Какой процесс жизнедеятельности мы продемонстрировали? (дыхание).

А дышат ли растения? Чтобы убедится в этом, проведём опыт[1].

Возьмём 3 колбы из бесцветного прозрачного стекла, поместим туда набухшие семена гороха.

Во вторую колбу поместили морковь, которую продержала сутки в воде.

В третью колбу поместили свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закрыли колбы пробками и поставили в тёплое место. Сейчас мы проверим, изменился ли состав воздуха в колбах?

Опустим в каждую из бутылок зажженную лучину. Почему в 1 и 2 колбе лучина потухла? А в 3 нет?

Чтобы ответить на этот вопросы приглашаювас, принять участие в путешествии, где мы с вами раскроем секреты процессов дыхания и обмена веществ у растений.

Ребята, нам сегодня на уроке надо покорить вершину снежной горы, где вас ждёт сюрприз, а достичь этой вершины мы можем только с помощью своих знаний.

На пути нас ждут опасности и приключения, но их бояться не надо.

Мы идём по заснеженной тропе, а в лесу морозно, холодно… И вдруг мы видим огонёк. Ребята, давайте попросимся погреться. А вот и хозяйка- Машенька. Она очень любознательная девочка. Машенька нас в дом не пускает, вопросы задаёт: Что такое фотосинтез?[2] Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород.

Машенька задает Вам второй вопрос:

При ответе пользуйтесь рисунком строения растительной клетки.

Машенька вам задаёт 3 вопрос: Какие органические вещества находятся в этих растениях?

Ребята, у вас на столе лежит схема фотосинтеза, которую надо заполнить, вставить пропущенные слова.

Теперь проверим, все ли правильно справились с заданием? Сравните вашу схему и схему на слайде.

Какие вы молодцы, справились со всеми вопросами. Маша нас приглашает в дом.

Ребята, с Машей в доме живёт кот-учёный, он умеет разговаривать. Он хочет знать?

Кот: Какие газы входят в состав воздуха?[3]

Посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.

Азот – 78% Кислород – 21%

Углекислый газ – 0,03%. и другие газы.

Представляете ребята – планета Земля существует 3 млрд. лет, а % соотношение этих газов в воздухе сохраняется.

Котик задаёт 2 вопрос: Как вы думаете, каким газом дышат растения?

Дети отвечают. Котик внимательно слушает

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся к проведенному опыту.

Мы брали три колбы: 1- с горохом, 2 – с морковью, 3 – с зеленым листом растения. Все они были закрыты и, во всех трёх колбах был воздух. Состав воздуха мы рассмотрели, и вы уже знаете, какие газы входят в его состав.

Давайте вспомним, в 1и 2 колбе лучина потухла, а в 3- продолжала гореть.

Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Для этого, вспомним какой газ, поддерживает горение? – кислород. Правильно Молодцы.

В 1 и 2 колбе лучина потухла, так как в них нет кислорода, много углекислого газа. А в 3 не тухнет, так как в 3 колбе много кислорода, который образовался в процессе фотосинтеза.

Мы узнали, что растения дышат, поглощая кислород, и выделяют углекислый газ.

А как вы считаете, в какое время суток растения дышат?

Дыханиенепрерывное условие жизни, то есть растения дышат всегда.

Ребята, перед вами на доске схема процесса дыхания.

Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества до углекислого газа и воды.

При разложении органических веществ в процессе дыхания выделяется (высвобождается) энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна.

Мы узнали, что дыханиерасщепление органических веществ на более простые: углекислый газ и воду.

В процессе дыхания выделяется энергия необходимая для процессов жизнедеятельности[2].

А, теперь, ребята, сравним процессы фотосинтеза и дыхания. В чём различие и что общего в них?
Во время фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Кислорода образуется больше, чем расходуется при дыхании. Поглощая световую энергию, в растение образуются органические вещества, и накапливается энергия.

При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Происходит расщепление органических веществ на углекислый газ и воду. При этом растение получает энергию.

Читайте также:  Вегетативное размножение растений в природе - биология

Все вместе мы сделали вывод, что дыхание и фотосинтез – противоположны друг другу, но взаимосвязанные между собой процессы.

Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ.

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой[3].

Маша предлагает нам отдохнуть. Все встали:

Прогуляемся в зимний лес. Мы пришли в зимний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!  (повороты туловища и головы)

Справа берёзка в шубке стоит,  (поворот вправо)

Слева ёлка на нас глядит,  (поворот влево)

Снежинки в небе кружатся,  (дети кружатся)

На землю тихо ложатся.  (приседают).

Итак, ещё раз вспомним, что такое Обмен веществ?

Итак, продолжим наше обучение.

Скажите ребята, с помощью каких органов мы дышим?

Дети отвечают.

А чем дышат растения?

У растений нет специальных органов дыхания, но у них есть приспособления к дыханию устьица, корневые волоски, чечевички.

В кожице листа расположены устьица (№1), через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки, а углекислый газ удаляется из клеток. Смотрим под микроскопом микропрепараты[2].

В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стебле – через чечевички (демонстрация березы).

Итак, ещё раз повторим, какие приспособления для дыхания имеет растение?Загостились мы у вас, пора идти дальше. Вершина уже недалеко. Прибавим шаг, уже стемнело.

По пути к вершине давайте еще раз вспомним, о каких процессах шла речь во время путешествия?

Пока идём на вершину заполним таблицу[1]. (таблица заполняется вместе с детьми).

Какое значение эти процессы имеют для жизни на Земле?

Давайте еще раз посмотрим на схему соотношения газов в воздухе.

Почему % соотношение газов не меняется уже 3 млрд. лет? Благодаря растениям и процессу фотосинтеза. Недаром растения называют легкими нашей планеты. Не случайно в народе сложено много пословиц о растениях. Маша приготовила нам пословицы, давай те их зачитаем. Ой, Маша! Что она опять натворила. Перепутала все пословицы. Ребята поможем Маше их собрать правильно[4].

1. Старые деревья- молодые охраняют.

2. Рощи да леса – всему миру краса.

3. Лес не школа, а всех учит.

4. Растение – земли украшенье.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода- брат и сестра.

Молодцы, хорошо знаете пословицы. А, знаете ли вы, что в прошлом году школьники нашего поселка высадили 1500 саженцев. Эту традицию надо продолжать и тогда мы поможем сохранить нашу землю.

Вот мы и на вершине. Наше путешествие подошло к концу.

Вы хорошо потрудились. Молодцы, в вашу честь салют! Рефлексия: Если вам понравилось наше путешествие, то оставьте свой листочек на ветке дерева, которая нарисована на доске. Домашняя работа: параграф 35, в печатной тетради задание № 25-27, в простой тетради- схемы процессов дыхания и обмена веществ и аннотации к ним.

Литература:

1. Ващенко, О.Л.Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/

О.Л. Ващенко.- М.; Планета, 2012.-576.

2.Пасечник, В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Ратения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений/ Пасечник, В.В.- М.: Просвещение, 2012.

3.Падалко, Н.В. Методическое пособие/ Н.В. Падалко.- М.: Просвещение, 2011.

4.Пименов, А.В. Дидактические материалы к разделу Растения 6 класс/ А.В. Пименов.- М. Издательство НЦ ЭНАС, 2010.

6

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/dykhaniie-i-obmien-vieshchiestv-u-rastienii

Как происходит обмен веществ у растений

Обмен веществ у современных растений, как и у их далеких предков, представляет собой процесс производства питательных веществ и их окисления для получения энергии. Научным языком эти процессы называются фотосинтезом и дыханием.

Вам понадобится

Инструкция

Растения – это уникальные живые существа, которые первые колонизировали землю и сделали ее обитаемой. Главной причиной успешности растений, позволяющей им доминировать на протяжении всей истории Земли, является их способов питания, ведь это единственные живые существа, которые используют энергию солнца для получения питательных веществ.

Именно способ питания растений сделал их столь успешными. Процессы, происходящие в листьях растений, долгое время были загадкой для ученых. Только с появлением сильных микроскопов стало понятно, как происходит обмен веществ в клетках растений. Процесс обмена веществ у растений имеет две составляющие – фотосинтез и дыхание.

Оба эти процесса взаимосвязаны и обеспечивают жизнедеятельность всех тканей организма растения.Фотосинтез – это пластический обмен веществ у растений. Растения уникальны тем, что способны сами вырабатывать себе пищу в процессе фотосинтеза. Этот процесс еще не до конца разгадан наукой, но многое уже известно.

Растение берет из почвы воду и ряд простых элементов, которые содержатся в ней. Для фотосинтеза используется вода, которая по специальным каналам доставляется на верхушку дерева, где листья находятся под палящим солнцем. В листьях располагаются миллионы хлоропластов, содержащих зеленое вещество – хлорофилл.

Кроме того, на листьях располагаются множество стомат, втягивающих углекислый газ, необходимый для фотосинтеза.Процесс фотосинтеза проходит в хлоропластах, когда в них скапливается достаточное количество воды и углекислого газа, но лишь при условии попадания на поверхность листа солнечного света.

Солнечный свет несет в себе частички энергии – фотоны, которые используются в зеленых клетках растений для расщепления воды на кислород и водород. Кислород выводится из растения как продукт распада, а оставшийся водород сочетается с углекислотой, образуя сахарозу или глюкозу.Дыхание – это энергетический обмен веществ у растений.

Процесс дыхания с потребление кислорода – это отличительная черта всех живых существ. Кислород нужен растению для окисления сахарозы и получения энергии в чистом виде. Полученная энергия используется для роста и питания всего организма растения.

Именно процесс дыхания позволяет использовать накопившуюся в растении энергию для использования простых элементов, полученных из почвы, при строительстве новых частей растения, в том числе для отращивания новых веток или, к примеру, для активного цветения.

Обратите внимание

Именно дыхание позволяет растениям создавать высококалорийные нектары и пыльцу, необходимые для привлечения насекомых и размножения. Без дыхания растение не сможет использовать питательные вещества, которые получается в процессе фотосинтеза.

Полезный совет

Благодаря фотосинтезу, растения выделяют огромное количество кислорода в процессе своей жизнедеятельности. Для дыхания растение использует меньше кислорода, чем вырабатывает в процесс фотосинтеза.

Источники:

  • Строение и функции клетки

Распечатать<\p>

Как происходит обмен веществ у растений

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение.

Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-860373-kak-proishodit-obmen-veschestv-u-rasteniy

Дыхание и обмен веществ у растений

Урок биологии в 6-м классе по теме: ” Сущность процесса дыхания. Дыхание растений” Ботина Ольга Алексеевна

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: Формирование представления о процессе дыхания, его значении, особенностях дыхания растений.

Задачи:

Определить, что такое дыхание, значение дыхания;

Выявить приспособления растений к дыханию;

Определить роль кислорода для живых организмов;

Сравнить процессы фотосинтеза и дыхания.

2. Развивающая цель: Развитие умения работать с разными источниками информации.

Задачи:

развивать умение делать сравнения, выводы и обобщения;

развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

3. Воспитательная цель: Воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся знают:

Что такое дыхание;

Чем дышат живые организмы;

Значение дыхания;

Органы дыхания растений;

Учащиеся умеют:

раскрывать особенности процесса дыхания;

распознавать на рисунках органы дыхания: легкие, жабры, устьица, чечевички;

сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания;

Учащиеся могут:

доказать зависимость жизненных процессов от дыхания;

применить знания о дыхании для выращивания растений

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • карточки для групповой работы
  • раздаточный материал (значение кислорода в жизни живых организмов)
  • презентация Microsoft Power Point для сопровождения урока
  • тренажер Microsoft Excel «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»
  • компьютеры для учеников, учителя, проектор, экран, колонки

Ход урока

1. Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации

3. Постановка целей и задач урока

4. Изучение нового материала

5. Подведение итогов урока

1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации:

Учитель (У): Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак. Слайд 1. Мышонок жил под колпаком недолго слайд 2

А сейчас, сами проведем эксперимент, сделаем упражнение:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно.

Какие мысли, ощущения возникли у вас по поводу услышанного и сделанного? (обсуждение в группах, выступления по 1 учащемуся от группы)

3. Постановка целей и задач урока.

У: Согласитесь со мной, что дышать вам было невозможно?

У: Какое слово будет главным сегодня на уроке? Слайд 3

Уч-ся: Дыхание (запись учащимися темы урока в тетрадь)

У: Предложите, на какие вопросы хотите найти ответы. Я предлагаю рассмотреть на уроке такие вопросы: Слайд 4

Найдем вместе ответы на заданные вопросы

4. Изучение нового материала

У вас на столах конверты, откройте 1 конверт, в нем вы найдете разные определения, среди них найдите определение понятия дыхание

Определения:

А) поглощение воды и неорганических веществ из почвы

Б) процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода

В) свойство организмов воспроизводить себе подобных

Г) удивительная ткань нашего организма

Д) газообмен между окружающей средой и организмом

Е) взаимосвязь тканей и органов

Ж) образование новой особи из части родительской особи

З) процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ из неорганических за счет энергии света

Сравните с определением, написанным на экране. Слайд 5 (Дыхание – газообмен между организмом и окружающей средой). (учащиеся записывают определение в тетрадь)

Как понимаете слово газообмен

(ответы учащихся)

Газообмен – обмен газами.

  1. Вопрос: Что вдыхают и что выдыхают живые организмы?

Обсуждения в группах, выступления:

Слайд 6: Живые организмы дышат атмосферным воздухом

Вдыхают кислород

Выдыхают углекислый газ.

Запись в тетрадь

  1. Какова роль кислорода в жизни живых организмов Слайд 7

Высказывания ранее полученных знаний, работа с раздаточным материалом в группах.

  1. Какие есть органы дыхания?

  2. Откройте 2 конверт, выберите рисунки с органами дыхания

Рисунки:

(учащиеся выбирают легкие и жабры)

Я знаю, что у вас на столах есть еще органы дыхания – чечевички.

Найдите в учебнике ответ на вопрос: Какие организмы дышат при помощи чечевичек? Слайд 9 Уч-ся: растения.

Мы узнали, что дышат животные и растения. Сейчас мы поподробнее поговорим о дыхании растений.

Прослушайте рассказ диктора Слайд 10 – 11, ответьте на вопросы из 3 конверта:

  1. Какие органы дыхания есть у растений?

  2. Как работают устьица?

  3. Какую роль выполняют устьица?

  4. Что такое фотосинтез?

Обсуждения в группах, выступления (пояснение учителя в сопровождении слайдов 12 – 14)

(После ответов на вопрос о работе устьиц, проводятся упражнения.

После ответов на 4 вопрос – работа в парах за компьютером с таблицей – тренажером)

Тренажер: «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»

Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия накапливается или выделяется?

У: Кто раньше закончит работу, поднимите руку, я вам дам интересное задание.

Задания: А, Б, В, Г.

А: После того, как задохнулся под колпаком мышонок, Пристли решил испробовать растение.

Под колпак, в сосуд с водою, посадил ветку мяты.

Через восемь-девять дней я нашел, писал Пристли, что мышь прекрасно живет под колпаком с мятой. В течение 9 дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых”.

Читайте также:  Пластический и энергетический обмен - биология

Почему побег мяты так быстро вырос?

Б: После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило об очищающем воздух действии растений. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. На утро дама проснулась с сильной головной болью.

Почему у богатой дамы разболелась голова?

В: Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, – раздались голоса.

Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

Какую ошибку допустил Пристли?

Г: Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.

Почему у хозяйки погибла рассада томатов?

5. Подведение итогов урока

У: Урок заканчивается, давайте сделаем выводы, подведем итоги.

Расскажите, как вам работалось, какие вопросы у вас возникли, или которые мы не решили?

Что нового вы, ребята, сегодня узнали на уроке?

Оцените свою работу, выбрав высказывание:

1. Я все понял, на все вопросы знаю ответы

2. Понял не все, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы

3. Ничего не понял

Какую бы отметку себе поставили?

Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать.

В приложении – презентация Microsoft Power Point для сопровождения урока и тренажер Microsoft Excel «Cравнение процессов фотосинтеза и дыхания»

Источник: https://multiurok.ru/files/dykhaniie-i-obmien-vieshchiestv-u-rastienii.html

Биология в лицее

Дыхание и обмен веществ у растений

Растения, как все живые организмы, постоянно дышат. Для этого им необходим кислород. Он нужен и одноклеточным, и многоклеточным растениям. Кислород участвует в процессах жизнедеятельности клеток, тканей и органов растения.

Большинство растений получает кислород из воздуха через устьица и чечевички. Водные растения потребляют его из воды всей поверхностью тела. Некоторые растения, произрастающие на заболоченных местах, имеют особые дыхательные корни, поглощающие кислород из воздуха.

Дыхание – сложный процесс, протекающий в клетках живого организма, в ходе которого при распаде органических веществ высвобождается энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности организма.

Основным органическим веществом, участвующим в дыхательном процессе, являются углеводы, главным образом сахара (особенно глюкоза).

Интенсивность дыхания у растений зависит от количества углеводов, накопленных побегами на свету.

Дыхание – это протекающий с участием кислорода процесс распада органических питательных веществ до неорганических (углекислого газа и воды), сопровождающийся выделением энергии, которая используется растением для процессов жизнедеятельности.

Дыхание – процесс, противоположный фотосинтезу. Сравним процессы дыхания и фотосинтеза в клетках зеленого листа растения.

Процесс дыхания связан с непрерывным потреблением кислорода днем и ночью. Особенно интенсивно идет процесс дыхания в молодых тканях и органах растения. Интенсивность дыхания обусловлена потребностями роста и развития растений.

Много кислорода требуется в зонах деления и роста клеток. Образование цветков и плодов, а также повреждение и особенно отрывание органов сопровождается усилением дыхания у растений.

По окончании роста, с пожелтением листьев и особенно в зимнее время интенсивность дыхания заметно снижается, но не прекращается.

Дыхание – непременное условие жизни растений.

Чтобы жить, растение обязательно должно получать путем питания и дыхания необходимые ему вещества и энергию.

Поглощенные вещества в процессе преобразований в клетках и тканях становятся веществами, из которых растение строит свое тело. Все преобразования веществ, происходящие в организме, всегда сопровождаются потреблением энергии.

Зеленое растение (как автотрофный организм), поглощая световую энергию, преобразует ее в химическую и накапливает в сложных органических соединениях.

В процессе дыхания при расщеплении органических веществ эта энергия высвобождается и используется растением на преобразование веществ и процессы жизнедеятельности, которые происходят в клетках.

Оба эти процесса – фотосинтез и дыхание – идут путем последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие.

Таким образом, в процессе дыхания происходит расщепление более сложных органических веществ на простые неорганические соединения  – углекислый газ и воду. При этом растение обеспечивается высвобождающейся энергией.

Одновременно идет передача различных химических элементов из одних соединений в другие. Эти превращения веществ в организме называют обменом веществ. Обмен веществ – один из важных признаков жизни.

Обмен веществ – это совокупность протекающих в организме различных химических превращений, обеспечивающих рост и развитие организма, его воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Обмен веществ связывает все органы организма в единое целое. Вместе с этим благодаря обмену веществ организм объединяется с окружающей средой. Из нее растение поглощает вещества через корни и листья и выделяет в среду продукты своей жизнедеятельности. Дыхание, как и питание, – необходимое условие обмена веществ, а значит, и жизни организма.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/dykhanie_rastenij/0-52

Дыхание растений

Дыхание является условием жизни. Именно в процессе дыхания освобождается энергия, используемая организмами для жизнедеятельности. Кратко и понятно о дыхании растений расскажем в данной статье.

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением.

В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая в сложных молекулах путём фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

Рис. 1. Схема дыхания растений.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса – фотосинтеза.

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

Это же справедливо и для растения в целом.

Таким образом, дыхание включает два процесса:

  • клеточное дыхание;
  • газообмен растения с внешней средой.

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества – органические кислоты.

В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:

Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Рис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях.

Рис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные, и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание – это способ освобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Не рекомендуется ставить срезанные цветы в спальной комнате, поскольку они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

  • температура;
  • влажность;
  • содержание кислорода в воздухе.

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений – процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород так же необходим растениям, как углекислый газ. Процессы дыхания и фотосинтеза включают одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами. При фотосинтезе – наоборот.

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/dyhanie-rasteniy-kratko-6-klass.html

Тема урока “Дыхание и обмен веществ у растений”, 6-й класс : Биология

Задачи:

  • Обучающие: изучить дыхание растений, показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, продолжить развитие представлений об обмене веществ.
  • Развивающие: продолжить развитие логического мышления, экспериментально-наблюдательских навыков, умения обобщать делать выводы, систематизировать материал, работать с учебником.
  • Воспитательные: продолжить воспитание коммуникативности, правильной взаимооценки, формирование представлений о жизни как высшей ценности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, демонстрация опыта, рассказ, беседа, работа с текстом учебника, таблицами, схемами.

Оборудование: ТСО (видеофильм “От семени до урожая”), таблицы, лабораторное оборудование.

Предварительная подготовка: за 3–4 дня до урока заложить опыты, демонстрирующие дыхание прорастающих семян, корней, побегов.

Опыт 1.

Для этого взять колбу, поместить туда набухшие семена, плотно закрыть резиновой пробкой, поставить в теплое место; взять 5–6 корневых систем двух- трехнедельных растений фасоли или гороха и поместить в широкогорлую колбу объемом 200 см3, закрыть резиновой пробкой, поставить в тепле место; в колбу налить 1,5–2 см воды и поместить 10 свежесрезанных листьев или побег, плотно закрыть резиновой пробкой и поместить в темное место.

Опыт 2. За 2 недели заложить опыт по выяснению влияния воздуха на образование и рост корней. В 2 колбы налить равное количество воды, только в одну – остуженную кипяченую, а в другую – некипяченую.

В обе колбы опускают срезанные побеги традесканции с частично удаленными внизу листьями.

Затем в банку с кипяченой водой, не вынимая растения, наливают на поверхность воды слой растительного масла, который препятствует поступления в нее воздуха.

Опыт 3. Взять две колбы. Поместить равное количество набухших семян пшеницы или гороха. Одну из колб плотно закрыть пробкой, другую оставить открытой. Следить, чтобы семена в открытой колбе были влажными. Обе колбы поставить в теплое место

Опыт 4. Если нет возможности продемонстрировать фильм “От семени до урожая”, то можно за 2-3 дня до урока заложить опыт, доказывающий, что прорастающие семена выделяют тепло.

Насыпать в банку 150-200 г увлажненных проросших семян гороха или пшеницы, закрыть пробкой, в отверстие которой вставить термометр, нижний конец термометра погрузить в семена.

Чтобы сохранить выделяющееся тепло при дыхании семян, банку обернуть снаружи ватой, а затем газетной бумагой.

План урока

  1. Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений.
  2. Актуализация знаний учащихся о составе воздуха, свойствах кислорода и углекислого газа.
  3. Объяснение нового материала о дыхании растений.
  4. Сравнение дыхания и фотосинтеза.
  5. Обмен веществ.
  6. Закрепление знаний учащихся.

Ход урока

1. Проверка знаний

1) Индивидуальная работа.

Заполнить у доски схему “Фотосинтез”.

2) Блиц-опрос

а) К.А.Тимирязев писал: “Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца 19 века … лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда…”

Защитите лист. Расскажите о его значении.

б) Что такое фотосинтез? в) Каковы особенности строения листа в связи с фотосинтезом? г) К.А.Тимирязев писал: “ Пища – консерв солнечных лучей”. Как вы это понимаете? д) Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Как это отразится на урожае клубней? Почему?

Читайте также:  Дигибридное и полигибридное скрещивание - биология

е) Что такое космическая роль зеленых растений? Нужно ли растениям лететь в космос для выполнения космической роли?

– Какие газы входят в состав воздуха?

Схема на доске:

– Дышат ли живые организмы? – Какие газы при этом обмениваются между организмом и окружающей средой?

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами.

Схема на доске:

Кислород Немного тяжелее воздуха Поддерживает горение
Углекислый газ Значительно тяжелее воздуха Не поддерживает горение

– Пронаблюдайте опыты “Дыхание корней, прорастающих семян, листьев” и ответьте на вопросы:

  1. Почему горит лучинка в пустом сосуде?
  2. Почему погасла лучинка в сосудах, где находятся корни, проросшие семена, побеги?
  3. Какой процесс иллюстрируют эти опыты?
  4. Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Вывод: растения дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.

  1. Каково значение дыхания для прорастающих семян, корней? Демонстрация опыта по выяснению влияния воздуха на рост корней, прорастание семян.

    На основе обсуждения результатов опыта учащиеся делают вывод, что дыхание необходимо для протекания жизненных процессов в органах растения: их роста, развития, питания.

  2. Почему на тротуарах оставляют незаасфальтированные приствольные круги?
  3. Почему необходимо рыхлить почву?
  4. Рассмотрите таблицу “Строение листа” Какие особенности строения листа способствуют осуществлению газообмена при дыхании? Почему растения с пыльными листьями плохо растут?

– Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества (сахара) до углекислого газа и воды.

– Каким образом сахара оказались в растительной клетке?

– Какая энергия была затрачена на образование сахаров?

– Демонстрация фрагмента видеофильма “От семени до урожая” (или опыта по выделению тепла семенами).

Ответьте на вопрос: В зернохранилище намокло зерно. Через два дня просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему?

– При разложении сахаров в процессе дыхания высвобождается энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна.

– Процесс дыхания можно изобразить следующей схемой. Заполните ее.

Один ученик заполняет схему у доски, остальные – в тетрадях, проверка.

Вывод: Дыхание – расщепление сложных органических веществ на более простые неорганические.

– В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли (вспомните опыты Пристли, в чем суть опытов). Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли?

Для этого ответьте на вопросы таблицы и сравните дыхание и фотосинтез.

При заполнении таблицы ученики работают с учебником.

Вопросы Фотосинтез Дыхание
В какое время суток происходит?
Какой газ поглощается?
В каких клетка происходит?
Образуется или разрушается органическое вещество?
Поглощается или выделяется энергия?

Устная проверка таблицы.

Вывод: Дыхание и фотосинтез – противоположные, но взаимосвязанные между собой процессы.

– В двух аквариумах много растений и рыб. Один из них находится в затененном помещении, другой – в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах? Дайте обоснованный ответ.

– Рассмотрите рисунок 1 и ответьте на вопросы.

  • Какие вещества растения поглощают из окружающей среды? Какие вещества выделяют?
  • Что обозначено на рисунке под каждой из цифр?
  • Как вы думаете, что такое обмен веществ? Найдите определение в учебнике.
  • Что произойдет с организмом, если прекратится обмен веществ?
  • Как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма со средой?

Работа с тестами с последующей взаимопроверкой.

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Корневая система растения из почвы поглощает………, которая через…….. доставляется в………….листа.
  2. Из ………листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим………..
  3. Через устьица к клеткам основной ткани поступает………..
  4. В хлоропластах из…….. и ……….. при участии……… образуется органическое вещество………..
  5. Происходит процесс ……., при этом образуется …………

Задание 2.

Выбрать признаки, характерные для дыхания.

  1. Происходит только в зеленых органах растения
  2. Протекает в клетках, имеющих хлоропласты
  3. Происходит в течение всего времени суток – постоянно
  4. Происходит во всех живых клетках растения
  5. Для осуществления этого процесса необходим свет
  6. Поглощается углекислый газ
  7. Поглощается кислород
  8. Образуются органические вещества
  9. Выделяется кислород
  10. Органические вещества расходуются
  11. Уменьшается масса растения
  12. Расходуется энергия
  13. Масса растения увеличивается
  14. Выделяется углекислый газ
  15. Поглощается энергия

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова.

  1. Растения при дыхании поглощают……….
  2. Растения при дыхании выделяют……….
  3. Органические вещества при дыхании…………
  4. Растения дышат в …… время суток
  5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

Задание 2.

Выбрать признаки, характерные для фотосинтеза.

  1. Происходит только в зеленых органах растения
  2. Протекает в клетках, имеющих хлоропласты
  3. Происходит в течение всего времени суток – постоянно
  4. Происходит во всех живых клетках растения
  5. Для осуществления этого процесса необходим свет
  6. Поглощается углекислый газ
  7. Поглощается кислород
  8. Образуются органические вещества
  9. Выделяется кислород
  10. Органические вещества расходуются
  11. Уменьшается масса растения
  12. Расходуется энергия
  13. Масса растения увеличивается
  14. Выделяется углекислый газ
  15. Поглощается энергия

Выставление оценок за урок.
Домашнее задание § 30.

Литература

  1. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах. М. Просвещение 1974.
  2. Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. М. Просвещение 1977.
  3. Пименов А.В., Пименова Н.И. Дидактические материалы к разделу “Растения” 6 класс. М. “Издательство НЦ ЭНАС” 2004.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/550661552.php

Разработка урока по биологии на тему “Дыхание и обмен веществ у растений” (6 класс)

Автор презентации: Шабалин Анатолий Федорович

Данные об авторе

Автор(ы): 

Шабалин Анатолий Федорович

Место работы, должность: 

МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа»

Регион: 

Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Биология

Цель урока: 

Создать условия для освоения учащимися понятия “обмен веществ”, раскрыть особенности процессов обмена веществ у растений

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Биология. 6 кл. Пасечник В.В. – М. :Дрофа, 2013. – 207.

Используемое оборудование: 

мультимедийная презентация урока

Краткое описание: 

В ходе урока отражены основные требования ФГОС ООО к организации учебного занятия на основе деятельностного подхода

Технологическая карта

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Дыхание и обмен веществ у растений

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Создать условия для освоения учащимися понятия “обмен веществ”, раскрыть особенности процессов обмена веществ у растений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

– формирование первоначальных понятий о сущности процесса дыхания у растений, о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза, о космической          роли зеленых растений, об обмене веществ как важном признаке жизни для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

– объяснение значения процесса дыхания в жизни растения, космической роли растения в природе и жизни человека;

– развитие умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника;

– формирование умения сравнивать различные явления природы, находить итх общие закономерности, различия, формулировать выводы;

– формирование мировоззренческих позиций, способствующих пониманию основных закономерностей в живой природе;

– формирование личностных представлений о ценности растений, осознания значимости охраны растительного мира

Основные понятия, изучаемые на уроке

Фотосинтез, дыхание, обмен веществ

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Мотивация

Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция;  развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

Озвучивание эпиграфа к уроку

Обсуждение смысла эпиграфа

Мультимедийная презентация

3 м

Постановка проблемного вопроса

Обсуждение проблемы, выдвижение гипотез ее решения

2

Актуализация субъективного опыта

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

Постановка учебной задачи: вспомнить и назвать свойства живых организмов

Называют свойства живого, объединяют процессы питания и дыхания в понятие “обмен веществ”, формулируют тему урока

Мультимедийная презентация

7 м

Актуализирует опорные знания учащихся

Заполнение таблицы “Знал. Хочу узнать. Узнал”

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные УУД:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

Организует работу в группах на основании материала учебника и таблицы 1 на странице 83

Осуществляют работу в группах, заслушивают отчет групп, заполняют таблицу по итогам работы других групп

Мультимедийная презентация

7 м

4

Первичная проверка понимания

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности.

Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.

Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации.

Выявляет  место и причины затруднения. Организует работу по построению проекта выхода из затруднения

Участвуют в проектной работе “Органы дыхания у растений”

Цель: выяснить, есть ли у растения специальные органы дыхания.

Действия:

-Вспомнить строение стебля и листьев и их функции

-Прочитать текст учебника на стр 82

-Сделать выводы.

Результат: газообмен в стебле осуществляется через чечевички; газообмен в листьях осуществляется через устьица.

Вывод: специальных органов дыхания у растений нет. В газообмене участвуют чечевички и устьица.

Мультимедийная презентация;

Таблицы “Строение листа”, побеги древесных растений с чечевичками

10 м

Организует игровую ситуацию с целью проверки пониманию терминологии

Работая в паре, учащиеся бросают друг другу мяч,  задают вопрос и отвечают на него.                  Затем роли в паре меняются

Примерные вопросы:

Какой газ поглощается при дыхании, фотосинтезе?

Какой газ выделяется при дыхании, фотосинтезе?

Для какого процесса необходима солнечная энергия?

В результате какого процесса освобождается энергия для организма?

В каких органах растения происходит дыхание, фотосинтез?

В каких структурах клетки происходит фотосинтез, дыхание?

5

Первичное закрепление

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять задание;  развитие способности самоконтроля. 

Личностные УУД: осознание значимости умения решать учебную задачу; внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные УУД:способность к познанию; готовности осуществлять направленный поиск и отбор информации по отношению к натуральным биологическим объектам; выбор оснований для сравнения объектов, установления причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; согласованность при работе в паре; принятие позиции собеседника.

Организует изучение схемы обмена веществ; предлагает выполнение задания с комментарием во внешней речи

Изучают схему обмена веществ; выполняют задание, сопровождая его комментарием

(приложение)

Мультимедийная презентация

7 м

6

Анализ

Регулятивные УУД:  оценка собственной учебной деятельности на уроке;  развитие способности самоконтроля. 

Личностные УУД: формирование личной ответственности за результат учебной деятельности.

Познавательные УУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение объяснять и аргументировать свою точку зрения.

Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке

Заполнение таблицы “Знал. Хочу узнать. Узнал”

Участвуют в применении методики “Лесенка успеха”, “Стрекоза и муравей”

Мультимедийная презентация

7

Рефлексия

Личностные УУД: самоанализ своей деятельности.

Организация проведения рефлексии

Методика “Незаконченное предложение”

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Я узнал…

Я хотел бы узнать…

Мне удалось…

У меня вызвало затруднение…

Мое настроение…

Мультимедийная презентация

Приложение. Схема обмена веществ у растения.

Выполнение обучающимися заданий по  выбору. Самоконтроль (взаимопроверка) выполнения заданий.

типы питания живых организмов

1. Заполните схему

2. Выберите три верных ответа: какие условия необходимы для фотосинтеза?

а) кислород и вода                б) хлорофилл             в) углекислый газ и вода

г) корни растения                  д) солнечная энергия

Ответ: _____________

3. Установите последовательность прохождения воды с минеральными солями по растению:

а) корневые волоски             б) жилки листа                      в) древесина

г) клетки листа                      д) клетки корня

Ответ: ______________

4. Вставьте в текст пропущенные слова: “________________ – это процесс создания в хлоропластах листа __________________ веществ из ____________________ веществ (углекислого газа и воды)  с использованием _________________ солнечного света”

5. Почему лист зеленого растения называют органом воздушного питания? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»  Тэги к этому документу: 

»

  • Войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии

Источник: https://EduDocs.info/razrabotka-uroka-po-biologii-na-temu-dyhanie-i-obmen-veshchestv-u-rasteniy-6-klass.html

Ссылка на основную публикацию