Мир растений, Биология

Нашу жизнь невозможно представить без растений. Их так много, и они такие разные! Представители царства растений смогли приспособиться к жизни в самых разных условиях, начиная с холодного Севера и заканчивая жаркими пустынями.

Роль растений на Земле

Водоросли и папоротники, деревья и кустарники, мхи и травы появились на Земле миллионы лет назад — гораздо раньше человека. С тех пор они живут в самых разных условиях нашей планеты: в тайге и тундре, в лесу и пустыне, в пруду и море.

Что же такого важного делают для нас растения?

  • Меняют качество воздуха. Одна из наиболее важных функций растений — извлекать из атмосферы углекислый газ и выделять кислород, необходимый для дыхания всем живым существам. Более того, растения очищают воздух от болезнетворных микробов и выделяют особые бактерицидные вещества — фитонциды.
  • Очищают почвы. В результате разнообразной деятельности человека происходит постепенное загрязнение почв тяжелыми металлами, радиоактивными элементами и прочими токсинами. Растения способны очищать загрязненные почвы, накапливая различные токсичные вещества.
  • Защищают от эрозий, засухи и ветров. Листья перехватывают дождевые капли, тем самым несколько смягчая эффект от падения воды на поверхность земли. Корни связывают почву, предупреждая ее вымывание во время сильных ливней. Более того, растения ограждают почву от полного высыхания и выветривания.

Из каких частей состоят растения?

Несмотря на большое разнообразие растительного мира, строение его представителей практически одинаково. Все они имеют корни, стебли, листья, цветки, семена, плоды, и у каждой части растения есть своя четко определенная функция.

Мир растений, Биология

Корень

Корень — эта самый нижний фрагмент растения, который, как правило, находится под землей. Благодаря корням растения держатся в почве, поглощают воду и питательные вещества, необходимые для формирования цветков, плодов и семян.

Мир растений, Биология

У некоторых растении, например у орхидей, кроме основных корней развиваются воздушные корни, которые поглощают влагу из воздуха

Стебель

Стебель — это наземная часть растения, на которой развиваются боковые ветки, листья, цветки, семена и плоды. Стебель позволяет растению держаться в вертикальном положении.

По нему происходит доставка воды и питательных веществ из почвы к листьям растений. У молодого растения чаще всего тонкий стебель зеленого цвета, который со временем деревенеет и становится коричневым.

В зависимости от направления роста стебли бывают вьющимися, ползучими, цепляющимися и др.

Почка и листья

Почка — это часть растения, из которой образуются листья или цветы. Разросшиеся почки некоторых растений съедобны, например кочан капусты.

Листья — основной «поставщик» питания растению, так как именно в них происходит процесс фотосинтеза, с которым ты познакомишься в следующем уроке. Листья выделяют кислород, которым мы дышим

Цветки и плоды

Как правило, цветки — самая красивая и заметная часть растений. Это орган, отвечающий за процесс репродукции.

Мир растений, Биология

Семена дурмана обыкновенного

У каждого растения свои плоды, они образуются на месте цветков. Все плоды содержат семена, надежно укрытые от высыхания и повреждений плотной семенной коробочкой.

Фотосинтез: как питаются растения?

Источником энергии всех живых существ является пища. Но ты когда-нибудь видел, чтобы растения жевали пиццу или наслаждались кашей по утрам? Конечно, нет! Ты уже знаешь, что растения питаются иным способом, который называется фотосинтез.

Что такое фотосинтез?

Фотосинтез представляет собой производство зелеными растениями питательных веществ за счет энергии, поступающей от Солнца. Но кроме солнечной энергии растениям нужен и углекислый газ, который они превращают в кислород.

С каждым вздохом человека или животного содержание кислорода в атмосфере уменьшается, но растения постоянно пополняют его запасы благодаря фотосинтезу. Этот цикл повторяется вновь и вновь.

Без фотосинтеза невозможна жизнь растений, а без растений не существовало бы животных.

Мир растений, Биология

Фотосинтез

С другой стороны, углекислого газа в воздухе не так уж много. Однако его запасы постоянно пополняются за счет не только всех живых существ, которые выделяют его во время дыхания, но и промышленных предприятий и автомобилей, ежечасно выбрасывающих огромное количество углекислого газа в атмосферу.

Энергия, излучаемая Солнцем, выполняет две очень важные для всего живого функции. Тепловая энергия согревает Землю, тем самым сохраняя и поддерживая температурный режим необходимый для жизни, а световая энергия обеспечивает фотосинтез.

Все живое на Земле питается солнечной энергией, преобразованной растениями в пригодную для употребления форму. Травоядные животные поедают растения, тем самым получая энергию Солнца, а хищники, поедая травоядных, также наполняются его энергией.

Человек тоже присутствует в этой цепочке Мы получаем энергию из пищи, которую едим. Каждое съеденное яблоко, морковь или кусок мяса снабжают нас энергией Солнца.

Где и как происходит фотосинтез?

Фотосинтез растений происходит в хлоропластах, которые содержатся в клетках плодов и стеблей, но самое большое их количество находится в листьях. В хлоропластах содержится особое вещество — хлорофилл Он улавливает потоки солнечного света и перерабатывает воду и углекислый газ в органические вещества, при этом выделяя кислород в атмосферу.

В течение довольно длительного времени ученые не могли объяснить механизм этого процесса. Изначально они полагали, что все необходимые питательные вещества растения получают из почвы. Однако после ряда опытов был сделан вывод о том, что корни не единственный орган, обеспечивающий жизнедеятельность растений.

Заслуга фотосинтеза в том, что благодаря ему на нашей планете существует огромное количество растении, которые не дают Земле превратиться в мертвую пустыню.

Почему осенью листья листопадных деревьев меняют цвет?

Весной и летом листья на деревьях окрашены в зеленый цвет благодаря наличию хлорофилла. В течение лета листья поглощают солнечный свет и используют его энергию для формирования питательных веществ, т.е. активно участвуют в процессе фотосинтеза. С наступлением осени деревья начинают готовиться к зиме.

Мир растений, Биология

Каким образом они это делают?

В основном процесс подготовки заключается в том, что питательные вещества из листьев постепенно перемещаются в ветви, затем в ствол и корень, где и остаются на время зимних холодов.

Таким образом, осенью жизнедеятельность в листе постепенно угасает, и хлорофилл частично разрушается.

При понижении температуры место хлорофилла занимают пигменты других цветов: желтого, красного, оранжевого, темно-вишневого и многих других.

Растения-исключения

Мир растений, Биология

Подъельник

Как и в любом правиле, в процессе фотосинтеза есть исключения. Например, подъельник — растение белого цвета без листьев — обходится без солнечного света и, соответственно, фотосинтеза. Подъельник паразитирует на других растениях за счет микроскопических грибов, т.е. получает питание как от них, так и от растений, в корни которых эти грибы проникли.

Фотосинтез в животном мире

Мир растений, Биология

Морской слизень

Как выяснилось, одним из немногих животных, которые могут осуществлять фотосинтез, является морской слизень. Но делает он это не совсем обычным образом. Слизень питается водорослями, но переваривает их не полностью. Фотосинтез происходит в непереваренных остатках водорослей, но уже в печени морского слизня. Следовательно, этот моллюск живет за счет глюкозы, получаемой из морских водорослей.

Как мы используем растения?

Со времен глубокой древности люди интересовались растениями, изучали их и использовали для своих нужд. Растения дают человеку пищу, сырье для промышленности, их используют для производства лекарственных препаратов, изготовления мебели и музыкальных инструментов, в качестве строительного материала и т.д.

Растения — источник питания

В древние времена плоды, семена, корни и клубни составляли основу рациона первобытных людей.

Мир растений, Биология

Растениями питаются не только люди, но и животные

Изучая растения, человек научился отличать съедобные от ядовитых. А перейдя к оседлому образу жизни, человек стал сознательно и целенаправленно выращивать те растения, которые нужны ему для поддержания жизнедеятельности.

Овощи и фрукты — ради плодов; злаки — ради зерна, которое затем идет на изготовление круп и муки, необходимой для выпекания хлеба и различных кондитерских изделий.

Сахарную свеклу и сахарный тростник человек использует для производства сладостей; семена и плоды масличных растений (подсолнечник, лен, оливки), орехи (кедр, кокос, фундук, миндаль и др.) — для получения растительных масел.

Растения — источник сырья

Мир растений, Биология

Хлопковые сорочки

Растения для человека всегда были источником сырья. Древесина, каучук, хлопок, лен, сизаль, целлюлоза, растительные масла, красители — вот далеко не полный список веществ и материалов, которые человек производит и использует для своих нужд.

Конечно, в связи с постоянные техническим прогрессом и изобретением синтетических волокон меняются многие сферы применения растений в жизни человека, но, тем не менее, спрос на них не уменьшается.

Как и раньше, растения используются в бумажной, пищевой и химической промышленности, а бумага, натуральные ткани, древесина, растительные масла по-прежнему остаются востребованными.

Медицина

Мир растений, Биология

На протяжении многих тысяч лет человек использует растения в традиционной медицине. Первые известные свидетельства датируются 2600 г. до н.э.: уже тогда в Месопотамии, одном из древнейших очагов цивилизации, для лечения различных заболеваний использовали такие растения, как пихта, кипарис, сосна, солодка, мирра, плоды инжира, мак и многие другие.

Растения и музыкальные инструменты

Оказываете, растения очень важны и для мира музыки! Конечно, в данном случае речь идет не обо всех растениях, а о породах деревьев с ярко выраженными акустическими свойствами, т.е.

тех, скорость распространения звука в древесине которых самая высокая. Традиционно для производства музыкальных инструментов используются только такие деревья.

И растут они по всему миру: в тропическом полярном и умеренном климате.

Наиболее подходящими для изготовления струнных инструментов являются хвойные породы деревьев: сибирский кедр, ель, пихта, причем лучшей считается белоснежная ель, выращиваемая в Альпах.

Производство высококачественных музыкальных инструментов — очень долгий процесс. Например, естественная предварительная сушка ели длится минимум 10 лет. Только после этого древесина становится пригодной для изготовления музыкального инструмента

Уникальными акустическими характеристиками обладает индийское черное дерево. В основном из него изготавливают гобои и кларнеты, а также многие детали и узлы различных музыкальных инструментов

Читайте также:  Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы

Поделиться ссылкой

Царство растения

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

Мир растений, Биология

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.

  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем.

    Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др

  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.

  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными.

Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

Мир растений, Биология

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники.

У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые).

Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Мир растений, Биология
Мир растений, Биология

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

Систематика растений

Мир растений, Биология

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные.

Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения.

Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм).

Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина.

Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток.

Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами.

Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

Мир растений, Биология Мир растений, Биология

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Многообразие растительного мира

Растительный мир нашей планеты представляет собой огромное царство живых организмов. Да, именно так, растения являются живыми организмами, неспособными передвигаться. И в нашем мире их порядка 325 тысяч видов.

Хотя посчитать достоверно количество видов не представляется возможным. В различных источниках их численность колеблется от 300 до 350 тысяч, мы лишь взяли среднее значение.

Подсчёт их количества ещё усложняется тем, что каждый день гибнут некоторые виды растений (по несколько десятков в день), и открываются новые виды.

Мир растений, Биология

Общие признаки растений

  • – Растения не могут передвигаться, в большинстве своём ведут прикреплённый образ жизни.
  • – В течение всей своей жизни они растут.
  • – Фитогормоны, вырабатываемые растениями, регулируют их жизнедеятельность.
  • – Растительные клетки имеют плотные оболочки целлюлозы.
  • – Как и многие другие организмы, растения способны накапливать запасные вещества. Откладываются они в виде крахмала.
  • – Растения способны осуществлять фотосинтез. Возможно это благодаря хлорофиллу, содержащемуся в них. По этой причине многие окрашены в зелёный цвет.

Жизненные формы растений

Жизненной формой называют внешний вид растения. Она отражает его способность существовать в окружающем мире.

Так, наиболее приспособленными считаются древесные формы, поскольку деревянистые виды растений являются многолетними, из-за чего способны упрочнять своё “тело”. Деревья, объединённые в группы, способны выдерживать самые опасные природные явления.

Например, они способны останавливать песчаные бури.Ещё известны полудревесные жизненные формы растений, а также наземные травы и водные травы.

Каждая из групп жизненных форм растений имеет свои особенности, и включает в себя другие жизненные формы, имеющие схожие особенности. Что интересно, растения, по мере их роста, способны переходить из одной жизненной формы в другую. Может быть, именно поэтому не существует полной классификации жизненных форм растений. Хотя, скорее всего, из-за их огромного разнообразия.

Классификация растений

Все растения по их свойствам можно разделить на 4 группы: семенные (образуют семена), мохообразные, сосудистые споровые (в основном, папоротники, а также схожие с ними) и зелёные водоросли. Каждая из этих групп включает в себя огромное количество видов.

Такая научная классификация мало чего полезного может рассказать обычному человеку. Для него более полезным окажется другой подход, позволяющий классифицировать растения по степени их полезности для человека:

  • Культурные растения. Выращиваются человеком и используются в различных целях. В основном, конечно, для получения пищевых продуктов, а также для прокорма животных в сельском хозяйстве, получения лекарств, промышленного сырья и в других целях.
    Мир растений, Биология
  • Декоративные растения также являются культурными, но применяются, в основном, для украшения садов, парков, и даже целых городов. Могут использоваться для украшения комнат, или, например, для создания букетов. Но не стоит считать, что функция этих растений сугубо декоративная. Многие из них весьма полезно иметь на подоконниках своих комнат. Некоторые отгоняют насекомых, другие уничтожают микробов (не всех конечно, но значительную их часть), третьи полезны при проблемах с дыханием, а иные – при других заболеваниях. Некоторые просто очищают воздух, а другие укрепляют иммунитет человека. Кактусы, к примеру, полезно держать возле компьютера, поскольку он поглощает часть вредоносного излучения. А вот аспарагус ускоряет заживление ран и продлевает молодость, что доказано научно. Также существует множество других полезных комнатных растений.
    Мир растений, Биология
  • Лекарственные растения. Некоторые из них относятся к культурным растениям, но далеко не все. Ведь лекарственными считаются не только те, которые выращиваются в промышленным масштабах для использования в медицине. Лекарственные растения встречаются чуть ли не на каждом шагу, если выйти в лес или в поле. Только нужно знать их свойства и уметь правильно их применять.Мир растений, Биология
  • Другие растения. В данной классификации это самая обширная группа, включающая в себя сотни тысяч видов. Ведь далеко не все растения полезны человеку, но всё равно среди них встречаются весьма интересные виды. Входят в этот список и опасные растения.
    Мир растений, Биология

Грибы – царство живых организмов

Грибы, однозначно, растениями не являются. Это отдельное царство живых организмов, обладающее свойствами как растений, так и животных. Именно поэтому относить их к растительному миру не совсем правильно. А с научной точки зрения, совсем не правильно. Но всё же, они ведут себя как растения, а многие люди также и считают их растениями.

Поэтому мы относим их к растительному миру, хотя стоит понимать, что это не научная классификация.
Грибов в мире насчитывается чуть больше 600 тысяч видов, а это почти вдвое больше, чем видов растений! Но хоть по разнообразию грибы и выигрывают у растений, это отнюдь не значит, что их в мире больше. Как раз наоборот, растения преобладают.

Мир растений, Биология

Роль растений в жизни человека

Когда мы выбираемся за пределы города, то всё, что мы видим вокруг, называем живой природой. И большую часть увиденного составляют именно растения. Разумеется, есть они и в городах, а также в наших домах.

Но нетронутая человеком природа выглядит совершенно иначе. Одно её созерцание многим людям дарит радость и счастье, приносит умиротворение и спокойствие.

Тем более странным является тот факт, что человек старается уничтожить природу.

Можно сказать, что всё живое на Земле существует именно благодаря растениям. Это утверждение справедливо благодаря главной их функции – образованию кислорода в результате поглощения углекислого газа.

Кислород нужен не только людям, но и остальным живым организмам, а без растений он очень быстро закончился бы. К слову, хоть лесов в мире с каждым годом становится всё меньше, а самих людей больше, особых проблем с кислородом не предвидится.

Содержание его в воздухе составляет около 20%, и хоть из века в век уменьшается, происходит это крайне медленно.

Значение растений в жизни человека переоценить сложно. И даже если забыть про главную их функцию, растения всё равно остаются крайне востребованными. Так, они являются основным поставщиком витаминов в наш организм.

Происходит это обычно в результате их поедания, но также существует множество лекарственных растений, которые применяются во время заболеваний. Входят они в составы различных микстур, таблеток и мазей.

Если предположить, что человек может успешно прожить без мяса, то без растений это не представляется возможным. Ведь практически весь наш рацион как раз и состоит из растительной пищи.

Также растения очень важны в сельском хозяйстве, поскольку необходимы для прокорма тех животных, на одном мясе которых мы даже теоретически не сможем прожить. Но даже если бы могли, это не имело бы значения. Поскольку если не будет растений, то не будет и мяса.

Помните о том, насколько важен для человека, как и для всего сущего на Земле, растительный мир. Всегда помните об этом, и берегите природу.

Урок 9. мир растений – Окружающий мир – 3 класс – Российская электронная школа

Окружающий мир, 3 класс

Урок 9. Мир растений.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Мир растений и его разнообразие.
  2. Развитие и размножение растений.
  • Глоссарий по теме:
  • Пыльца – мельчайшие зёрнышки в цветках.
  • Ботаника – наука о растениях.
  • Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой.
  • Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.
  • Нектар – сладкий цветочный сок.
  • Основная и дополнительная литература по теме урока:
  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. – с. 39 – 49.
  1. Ключевые слова:
  2. Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.
  3. Теоретический материал для самостоятельного изучения
  4. Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.
  5. Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Мир растений.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа – это водоросли. Они обитатели воды.

Мир растений, Биология

Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Мир растений, Биология

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.

Мир растений, Биология

Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.

Мир растений, Биология Мир растений, Биология

К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.

Мир растений, Биология

Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения – это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ они поглощают из воздуха. Для работы этой чудесной кухни нужен солнечный свет.

Он несёт с собой энергию, ведь для работы любой машины и жизни любого существа нужна энергия. Люди и животные не смогли бы жить без растений, потому что употребляют их в пищу, используют в лечебных целях.

Растения образуют кислород необходимый для дыхания живых организмов.

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

крючков и зубчиков плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов.

Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать.

Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

  • А. мхи
  • Б. водоросли
  • В. грибы
  • Правильный вариант ответа: мхи.
  • Разбор типового тренировочного задания
  • Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

Растительный мир – это… Что такое Растительный мир?

Расте́ния (лат. Plantae или лат. Vegetabilia) — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе деревья, кустарники, травы, лианы, папоротники, мхи и водные растения.

Вопрос, сколько в мире видов растений, в настоящее время не имеет точного или даже приблизительного ответа — учёные уже в течение 250 лет пытаются систематизировать все живые организмы, однако масса мелких и микроскопических форм живых существ до сих пор остаётся не открытой.

Как выразился сотрудник Музея естественной истории в Нью-Йорке Джоэл Кракрафт (англ. Joel Cracraft), «мы выполнили великолепную работу по классификации организмов размером с муху и крупнее, однако более мелкие формы до сих пор остаются малоизученными»[1].

Известно, что на момент 2004 года учёными было зарегистрировано около 287  655 различных видов растений, среди них около 258  650 цветковых, 16  000 мхов, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей (см. таблицу ниже).

Растения являются объектом исследования ботаники.

Определение

История

Вопрос о том, что же называть растением, выглядит не столь однозначным, как это кажется на первый взгляд. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными.

Он определил растения как живые организмы, неспособные самостоятельно передвигаться (в противоположность животным)[2]. Позднее были открыты бактерии и археи, которые никак не подпадали под общепринятое понятие растений.

Уже во второй половине XX века грибы и некоторые типы водорослей были выделены в отдельные категории, поскольку не имеют сосудистой и корневой системы, которая присутствует у других растений[3].

Современность

Определяющие признаки

Появление и эволюция

Разнообразие

Предполагают, что в целом на Земле распространено более 350 тыс. видов растений. К 2004 году учёным удалось классифицировать 287 655 видов, среди них 258 650 цветковых, 16 000 мохообразных, 11 000 папоротников и 8000 зелёных водорослей.

Строение растений

Жизненный цикл растений

Размножение

Для растений характерны два вида размножения: половое и бесполое. Для высших сосудистых растений единственной формой полового процесса является оогамия. Из форм бесполого размножении широко распространено вегетативное размножение.

Происхождение

Трудами многих поколений ботаников выявлены основные вехи становления и развития отдельных структур, органов и растений в целом, начиная от одноклеточных микроскопических водорослей и кончая высокоразвитыми цветковыми растениями, у которых физиолого-биохимические процессы и морфологические образования достигли высокого уровня развития. В основе понимания развития мира растений в целом, как во времени, так и в пространстве, лежит современное эволюционное учение. Его данными, в частности, твёрдо установлена сопряжённая эволюция мира растений и животных (особенно насекомых, птиц и млекопитающих).

Значение

Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.

Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца, создавая при её посредстве органические вещества из веществ неорганических; при этом растения извлекают из атмосферы CO2 и выделяют O2.

Именно деятельностью растений была создана атмосфера, содержащая O2, и их существованием она поддерживается в состоянии, пригодном для дыхания. Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека.

Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов всех царств. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Пищевая промышленность

Одомашнивание растений

Человеком одомашнено свыше 200 видов растений, относящихся к более чем 100 ботаническим родам. Их широкий таксономический спектр отражает разнообразие мест, где они были одомашнены. Основные продовольственные растения, используемые в культуре в настоящее время были одомашнены в странах юго-западной Азии.

В настоящее время это территории Ирака, Ирана, Иордании, Израиля и Палестины. Вероятно, древним земледельцам было известны преимущества вегетативного размножения (клонирования) и близкородственного скрещивания (инбридинга). Примеры растений, репродуцируемых клонированием: картофель, фруктовые деревья.

Почти все питательные вещества получаемые людьми с пищей в этих странах поступали от высоко углеводных злаков с довольно высоким содержанием белка (пшеница, ячмень). Тем не менее, белки злаков не полностью сбалансированы по аминокислотному составу (низкое содержание лизина и метионина).

Эти злаки древние земледельцы дополнили бобовыми растениями — горох, чечевица, вика. Единственный культурный злак — рожь возник гораздо позже, чем пшеница и другие культурные растения. Самоопылитель лён имеет семена богатые жиром, что дополнило пищевую триаду ранних земледельцев (жиры, белки, углеводы).

Ранние земледельцы составили набор одомашненных растений, которые удовлетворяют основным потребностям человека в пище и сегодня. В дальнейшем имело место постепенное распространение культурных растений из очага их возникновения в новые районы. В итоге, одни и те же растения стали пищевыми для населения всего мира.

Часть культурных растений прошли одомашнивание в странах юго-восточной Азии. Сюда относятся такие самоопылители как хлопок, рис, сорго, арахис.

Современные культуры растений

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные и главным образом цветковые (покрытосеменные) растения. Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру.

Первое место в жизни человека принадлежит хлебным растениям (пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам.

Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, ока, таро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.

), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Современное общество трудно представить без тонизирующих растений — чая, кофе, какао, равно как без винограда — основы виноделия, или без табака.

Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

Лёгкая промышленность

Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Деревообрабатывающая промышленность

Ежегодно потребляется огромное количество леса — в качестве строительного материала, источника получения целлюлозы и др.

Энергетика

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

Медицина и химия

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук.

Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека.

Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Экология

Основная статья: Экология растений

Растительный покров обогащает атмосферу кислородом и является основным источником энергии и органического материала почти для всех экосистем.

Фотосинтез радикально изменил состав ранней земной атмосферы, которая содержит в настоящее время около 21 % кислорода. Животные и многие другие аэробные организмы нуждаются в кислороде, анаэробные формы относительно редки.

Во многих экосистемах растения являются основой пищевых цепей.

Наземные растения являются ключевыми компонентами водного и других биохимических циклов. Некоторые растения эволюционировали совместно с азотфиксирующими бактериями и включены в кругооборот азота. Корни растений играют существенную роль в развитии почвы и предотвращении её эрозии.

Распределение

Наземные растения дают приют многочисленным насекомым и животным и создают обстановку, благоприятную для жизни всех

Экологические взаимосвязи

Многие животные эволюционировали совместно с растениями. Многие насекомые опыляют цветки в обмен на пищу в форме пыльцы или нектара. Животные едят фрукты и распространяют семена с фекалиями.

Большинство видов растений выработали симбиоз с различными видами грибов (микориза). Грибы помогают растению извлекать воду и минеральные вещества из почвы, а растение снабжает грибы углеводородами, произведёнными в результате фотосинтеза.

Существуют также симбиотические грибы — эндофиты, которые живут внутри растений и способствуют росту организма-хозяина.

Паразитизм

Хищные растения

Мир растений, Биология
Венерина мухоловка — хищное растение из Северной Америки.

Существует более 500 видов хищных растений. Произрастают хищные растения обычно на почвах, бедных питательными веществами и минеральными солями. «Хищность» растений обусловлена недостатком азота в почвах, именно поэтому растения-хищники приспособились получать азот из насекомых, которых они ловят с помощью разнообразных хитроумных ловушек.

Самым известным хищным растением лесов России является Росянка круглолистная (Drosera rotundifolia). Это растение выделяет по краям листьев липкую жидкость, похожую на росу, — кислый пищеварительный сок. Насекомое садится на капельку «росы», приклеивается и становится жертвой росянки.

Другие известные растения-хищники — венерина мухоловка, дарлингтония, жирянка, росолист.

Классификация

Эволюция систем классификации

См. также

  • Биология
  • Классификатор растений
  • Флора
  • Возникновение жизни

Примечания

В Викисловаре есть статья «растение»

Ссылка на основную публикацию