Выводы “опора и движение” – биология

Функции и строение опорно-двигательной системы

Раздел 2 ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

Попробуйте выяснить, сколько разных движений вы делаете в течение дня. Окажется, что их сотни. Все они – результат работы вашей опорно-двигательной системы. Какие компоненты отвечают за движения? Каков механизм их осуществления?

На эти вопросы вы найдете ответ в разделе «Опора и движение». Вы также узнаете о строении и функциях скелета и мышц; о строении костной ткани и развитие костей; о механизме сокращения мышц и причины их утомления.

Функции опорно-двигательной системы. Рассмотрим, как действуют кости и мышцы, когда вы, например, сгибаете и розгинаєте руку в локте.

В таком движении скелет и мышцы работают вместе как рычаг. Рычаг — это стержень, который вращается вокруг точки опоры под действием силы, которая приложена к нему. Именно из таких элементов состоит система, что сгибает и разгибает руку в локте (рис. 9.1).

Кости предплечья является стержнем, в локтевом суставе размещается точка опоры, предплечье и кисть являются объектами, которые необходимо переместить.

Силы, что заставляют стержень-предплечья подниматься и опускаться, возникающие вследствие сокращения мышц, прикрепленных по разные стороны от точки опоры. В сгибании руки участвует одна мышца (бицепс), а в разгибании — другой мышца (трицепс).

Бицепс размещается с внутренней стороны руки, а трицепс — с внешней. Такое расположение этих мышц обусловливает различие в эффектах, которые возникают вследствие их сокращения. Бицепс называют мышцей-згиначем, а трицепс — мышцей-розгиначем.

Мышцы, которые обеспечивают противоположные движения, называют антагонистами. Почему участие мышц-антагонистов в противоположных движениях является обязательным? Дело в том, что мышца может перемещать кость лишь во время сокращения: он может подтянуть кости друг к другу, а оттолкнуть не может. Поэтому противоположные движения выполняются с помощью сгибателей и разгибателей.

Однако функция костей и мышц не ограничивается движениями. Скелет служит крепким каркасом, что способствует сохранению формы тела. Он является опорой для всех органов: внутренние органы прикреплены к скелету соединительной тканью, словно подвешены к нему.

Действия опорно-двигательной системы предотвращают нарушения устойчивости тела, удерживают его в вертикальном положении. Опорно-двигательная система защищает внутренние органы.

Череп и позвоночник предохраняют головной и спинной мозг, грудная клетка — сердце и легкие, мышцы живота, органы брюшной полости.

Рис. 9.1. Во время движения мышцы и кости работают как рычаг: 1 — рычаг;

2 — кости предплечья; 3 — локтевой сустав; 4 — бицепс, сокращается; 5 — трицепс, что сокращается

Рис. 9.2. Компоненты опорно-двигательной системы: 1 — кости; 2 — мышцы;

3 — сухожилия; 4 — связи

Компоненты опорно-двигательной системы. Для осуществления движений необходима совместная работа мышц и костей. Чтобы она стала возможной, мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, а связки удерживают кости вместе в суставе (рис. 9.2). Чтобы в результате трения кости в суставе не разрушались, их поверхности покрыты хрящом.

В составе опорно-двигательной системы различают соединительную ткань нескольких видов (рис. 9.3). Костная ткань образует кости, хрящевая — хрящи, а связки и сухожилия — волокнистая соединительная ткань.

В скелете человека насчитывается около 200 костей, и каждая имеет определенные форму, размеры и место расположения.

В зависимости от формы и размеров выделяют несколько типов костей: трубчатые (кости бедра, плеча), плоские (грудина, ребра), короткие губчатые (запястье, предплюсна).

Классифицируют кости и по месту расположения в скелете: различают кости черепа, конечностей, позвоночника, плечевого пояса и тому подобное.

Рис. 9.3. Соединительные ткани опорно-двигательной системы: костная (а); хрящевая (б); волокнистая (в): 1 — клетки; 2 — міжклітинна вещество

Основа мышц — посмугована мышечная ткань, которая способна сокращаться. Благодаря этой ее свойства работают мышцы, обеспечивая движения. В теле взрослого человека насчитывается около 400 скелетных мышц, которые составляют до 40 % его массы.

Мышцы различают по месту их размещения в теле (мышцы головы, туловища, конечностей), а также по форме. Мышцы конечностей удлиненные, веретенообразной формы, а мышцы туловища обычно большие и плоские. Эти различия в форме мышц связаны с особенностями их функции.

Длинные тонкие мышцы, которые прикрепляются к костям тонкими сухожилиями, обеспечивают быстрые точные движения, как, скажем, мышцы пальцев кисти. Короткие широкие мышцы, например, в участках таза и позвоночника, прикреплены к костям толстыми сухожилиями.

Эти мышцы могут выдерживать большие нагрузки, но размах движений, которые осуществляются с их помощью, небольшой.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/9klas/9.html

Презентация “Опора и движение”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

4. Закрепление знаний Работа с заданиями на применение знаний. Третий лишний. Дополни предложение. Задания с тренажером «Отделы скелета позвоночника», «Скелет головы», «Верхние и нижние конечности». Работа в парах. Взаимоконтроль. Учащиеся по очереди выходят к доске, выполняют задания.

5. Итоги урока Обобщает изученное по вопросам. Комментирует домашнее задание: составить тест часть В (на соответствие), составитьсинквейнпо теме«Скелет» Записывают домашнее задание. Задают вопросы по необходимости. Анализируют уровень освоения темы. Оценивают эмоциональное состояние.

2 слайд Описание слайда:

Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников 1.Оргмомент Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Ученики готовят рабочее место, повторяют пройденный материал, настраиваются на работу. 2.

Актуализация знаний Формулирует вопросы, позволяющие возбудить мыслительную деятельность учащихся по теме: «Опорно – двигательный аппарат животных. Каково значение? Отдела скелета, кости их образующие.» Думают, вспоминают все сведения по данной теме. Используют скелеты позвоночных животных.

Делают выводы о сходстве отделов скелета животных и человека, записывают в тетрадь. Определяют тему урока. 3. Изучение нового материала. Медиа-беседачерез презентацию. 1) Значение опорно-двигательного аппарата. 2) Скелет человека его отделы и строение. Объяснение особенностей строения позвоночника человека.

3) Различия между скелетом человека и млекопитающего. Беседа. Выполняют задания в РТ №90-92. Заполняют таблицу «Скелет человека». Работают раздаточным материалом. «Изучение и строение позвонков».

РТ №103 Самостоятельно-поисковая работа по выявлению особенностей скелета человека, связанных спрямохождениеми трудовой деятельностью, развитием мозга. Выводы в тетрадь.

3 слайд Описание слайда:

Обобщение изученного 1. Назовите отделы скелета человека. 2. Какую роль играют изгибы позвоночника? 3. Из каких отделов состоит скелет верхней и нижней конечностей? 4. Как взаимосвязаны строение и функции скелета? 5. Чем скелет человека отличается от скелета млекопитающих?

4 слайд Описание слайда:

Опора Система Движение

5 слайд Описание слайда:

Выявление особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью Сравните скелет человека и млекопитающего (лошади).

6 слайд Описание слайда:

О Д С активная часть пассивная часть

7 слайд Описание слайда:

Функции пассивной части Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве). Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов). Формообразующая (определяет форму и размеры тела). Опорная (опорный остов организма). Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови). Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ). скелет

8 слайд Описание слайда:

Формообразующая определяет форму и размеры тела. Защитная создаёт полости тела для защиты внутренних органов. Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве. Энергетическая превращает химическую энергию в механическую и тепловую. Функции активной части

9 слайд Описание слайда:

Давайте вспомним: Какие виды скелета у животных вам известны? Назовите отделы внутреннего скелета. Назовите части осевого скелета, конечностей, поясов конечностей. В чем преимущество внутреннего скелета? Каковы основные функции скелета?

10 слайд Описание слайда:

отделы скелета череп Пояс верхней конечности Скелет свободной нижней конечности Скелет свободной верхней конечности позвоночник Пояс нижней конечности Грудная клетка

11 слайд Описание слайда:

Отделы скелета Скелет головы – череп Скелет туловища Скелет свободных конечностей Скелет поясов конечностей лицевой: верхнечелюстная нижнечелюстная носовая скуловая Мозговой: лобная затылочная клиновидная Теменная 2 Височная 2 РТ №100 – позвоночник – грудная клетка: грудина Ребра РТ №101 а) верхних: -плечо – предплечье – кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев. б) нижних: -бедро -голень -стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев РТ №102 а) верхних: – лопатка -ключица. б)нижних – таз РТ №102

12 слайд Описание слайда:

Позвоночник

13 слайд Описание слайда:

Практическая работа. Строение позвонков. Рассмотрите модель позвонка Сравните с рис. 109 учебника Найдите тело позвонка, верхнюю дугу, отростки. По рис. 99 учебника Сравните позвонки: шейный, грудной, поясничный. Чем они отличаются? Как можно определить из какого отдела позвонок? Почему размер тела у них разный?

14 слайд Описание слайда:

В связи с трудовой деятельностью у человека преобладает … В связи с прямохождением грудная клетка человека…

15 слайд Описание слайда:

В связи с прямохождением в позвоночнике человека появились…

16 слайд Описание слайда:

В связи с прямохождением таз человека…

17 слайд Описание слайда:

В связи с прямохождением и трудовой деятельностью верхние конечности человека…

18 слайд Описание слайда:

Вывод Соединение лучевой и локтевой кости обеспечивают поворот кисти. Большой палец противопоставлен остальным. свод стопы; развёрнутая грудная клетка; таз широкий в виде чаши; 4 изгиба позвоночника; Большой объём полости черепа Приспособления к труду Приспособления к прямохождению Приспособления связанные с развитием мозга и речи

19 слайд Описание слайда:

Тест Выбери правильные утверждения (5 мин.) Тест—утверждение. Если суждение верное поставьте знак (+) против данного суждения. 1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединённых с ним двух тазовых костей. 2.

Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов: мозга, лёгких, сердца, кишечника. 3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы. 4. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей. 5.

К грудине прикрепляется десять пар рёбер. 6. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав. 7. Стопа у человека имеет свод. 8. Позвоночник имеет три изгиба. 9. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого. 10.

Скелет верхних конечностей состоит из отделов. Ключ. Правильные суждения: 1, 2, 4, 5, 7, 9.

20 слайд Описание слайда:

Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, тазовая кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная кость, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

21 слайд Описание слайда:

Дополнить предложение В черепе человека лучше развит………..……………отдел. Позвоночник человека имеет ……………. анатомических изгиба. В шейном отделе ……………позвонков мозговой четыре семь

22 слайд Описание слайда:

Спасибо!

23 слайд 24 слайд 25 слайд 26 слайд 27 слайд 28 слайд 29 слайд 30 слайд 31 слайд 32 слайд 33 слайд 34 слайд 35 слайд 36 слайд 37 слайд 38 слайд

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-opora-i-dvizhenie-3119278.html

Опора и защита тела.. Почему твое тело не расплывается в лепешку, подобно выброшенной на берег медузе? – презентация

1 Опора и защита тела.<\p>

2 Почему твое тело не расплывается в лепешку, подобно выброшенной на берег медузе?<\p>

3 Скелет – это каркас, который придает телу размер, форму, защищает, поддерживает внутренние органы в определенном положении. Скелет служит опорой для мышц.<\p>

4<\p>

5 Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.<\p>

6 В теле взрослого человека около 200 отдельных костей.<\p>

7 Кости Губчатые (не имеют полости) Трубчатые (имеют полость)<\p>

8 Кость – орган, состоящий из костной ткани, хрящевой ткани, кровеносных сосудов и нервов и выполняющий функцию опоры.<\p>

9 Состав костей Органические вещества – придают гибкость и упругость костям. Органические вещества – придают гибкость и упругость костям. Минеральные вещества – обеспечивают костям твердость. Минеральные вещества – обеспечивают костям твердость. Декальцинированная кость<\p>

10 Клетки костной ткани<\p>

11 Соединения костей Неподвижные Полуподвижные Подвижные<\p>

12 Неподвижное соединение За счет швов За счет швов За счет срастания костей За счет срастания костей<\p>

13 Полуподвижное соединение За счет хрящей<\p>

14 Подвижное соединение За счет суставов Связки Суставные хрящи Суставная головка Суставная впадина Суставная жидкость<\p>

15 Состав костей скелета зависит от возраста человека и от качества пищи. Если в костях много минеральных веществ, они становятся хрупкими и легко ломаются. Если в костях много органических веществ, они становятся мягкими и гибкими и легко искривляются.<\p>

16 В подобных случаях врачи рекомендуют увеличить употребление молочных продуктов, т.к. они содержат кальций.<\p>

17 Для роста костей необходим «строительный материал» – минеральные соли.<\p>

18 Правила первой помощи при травме руки или ноги Обеспечить покой и неподвижность травмированной руки или ноги Обеспечить покой и неподвижность травмированной руки или ноги На сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют её положение затвердевающим слоем гипса. Гипс снимают после срастания кости. На сломанную кость накладывают шину из дощечек, а в больнице фиксируют её положение затвердевающим слоем гипса. Гипс снимают после срастания кости. При ушибе надо приложить пузырь со льдом или смоченную в холодной воде ткань. При ушибе надо приложить пузырь со льдом или смоченную в холодной воде ткань.<\p>

19 Травмы<\p>

20 Свойства костей скелета Свойства костей скелета Обеспечивают опору тела Обеспечивают опору тела Поддерживают форму тела Поддерживают форму тела Прочные, упругие, лёгкие (прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества) Прочные, упругие, лёгкие (прочность костям придают содержащиеся в них минеральные вещества) Масса костей скелета взрослого человека около 8 килограммов. Растут кости человека до 18 – 25 лет.<\p>

21<\p>

22 Позвоночник Копчик – хвостик, который остался от древнего предка.<\p>

23 Различия в росте человека утром и вечером объясняется тем, что диски между позвонками за ночь напитываются водой и питательными веществами и становятся толще. За день они теряют воду и становятся тоньше – рост уменьшается.<\p>

24 Позвоночник пожилого человека.<\p>

25 Череп<\p>

26 Глазная впадина<\p>

27 Головной мозг – очень важная и нежная часть организма. Природа позаботилась о нем, запрятав в прочный костяной панцирь.<\p>

28 Кости черепа дольше всех костей сохраняются в земле. По ним археологи сумели восстановить облик древнего человека, проследить, как постепенно человек умнел, увеличивался его мозг.<\p>

29 грудная клетка лопатка грудина рёбра позвоночник<\p>

30 Какие органы защищает грудная клетка? легкие сердце<\p>

31 Благодаря полуподвижному соединению ребер с позвонками объем грудной клетки может увеличиваться и уменьшаться. выдох вдох<\p>

32 Живые рычаги. Сравните строение руки и ноги.<\p>

33 плечо предплечье кисть<\p>

34 Из скольких косточек состоит каждый палец?<\p>

35 бедро голень стопа<\p>

36<\p>

37 Скелет Обезьяны Человека<\p>

38 Великаны и лилипуты Самый высокий человек планеты имел рост 2 м 85 м. Самый маленький лилипут – 48 см.<\p>

39 В Китае считается модным, если женщина имеет маленькую ножку.<\p>

40 Юго-Восточная Азия<\p>

41 Мышцы и движение.<\p>

42 Мышцы прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться по команде мозга. Без мышц все кости были бы неподвижны. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, щуримся и поем. И всё это – работа мышц.<\p>

43 Основные группы мышц Мышцы головы: Мышцы головы: -Жевательные -Мимические Мышцы туловища: Мышцы туловища: -Мышцы груди -Мышцы спины -Мышцы живота -Дыхательные Мышцы конечностей: Мышцы конечностей:<\p>

44 Одна из самых сильных мышц – икроножная.<\p>

45 Короткие, широкие мышцы находятся между ребрами и обеспечивают движение грудной клетки.<\p>

46 Есть мышцы в стенках желудка, кишечника.<\p>

47 Сердце – тоже мышца, только особенная. Этой мышце приходится ритмично работать всю жизнь.<\p>

48 Мышцы делят на: Мышцы- сгибатели Мышцы- разгибатели<\p>

49 Бицепс (мышца – сгибатель) Трицепс (мышца- разгибатель)<\p>

50<\p>

51<\p>

52 Мимические мышцы.<\p>

53<\p>

54 Что приводит в движение тело человека? Почему у людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги?<\p>

55 Сколько у человека мышц? Как они прикреплены? Какие мышцы вы знаете?<\p>

56 Какие мышцы называют мимическими? Почему у человека, который еще не знал огня, были сильно развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа?<\p>

57 Подумайте, почему необходимо тренировать мышцы.<\p>

58 Обобщаем знания: Сделайте вывод: Какое значение имеют мышцы? Сделайте вывод: Какое значение имеют мышцы?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/907812/

Реферат: Опора и движение

Опора и движение

Скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы.

Так, сердце и легкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки) – нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота; головной мозг расположен в полости черепа, а спинной мозг – в позвоночном канале.

Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей. Скелет человека

Функции опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы – опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы.

Так, сердце и легкие защищены грудной клеткой и мышцами груди и спины; органы брюшной полости (желудок, кишечник, почки) – нижним отделом позвоночника, костями таза, мышцами спины и живота; головной мозг расположен в полости черепа, а спинной мозг – в позвоночном канале.

Костная ткань.

Кости скелета человека образованы костной тканью – разновидностью соединительной ткани. Костная ткань снабжена нервами и кровеносными сосудами. Клетки ее имеют отростки. Межклеточное вещество составляет 2/3 костной ткани. Оно твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень.

Костные клетки и их отростки окружены мельчайшими “канальцами”, заполненными межклеточной жидкостью. Через межклеточную жидкость канальцев происходит питание и дыхание костных клеток.

Строение костей.

Величина и форма костей скелета человека различны. Кости могут быть длинными и коркткими.

Длинные кости называют также трубчатыми. Они полые. Такое строение длинных костейобеспечивает одновременно их прочность и легкость. Известно, что металлическая или пластмассовая трубка почти так же прочна, как равный ей по длине и диаметру сплошной стержень из того же материала. В полостях трубчатых костей находится соединительная ткань, богатая жиром, – желтый костный мозг.

Головки трубчатых костей образованы губчатым веществом. Пластинки костной ткани перекрещиваются в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежутки между костными пластинками заполнены красным костным мозгом, который является кроветворным органом.

Короткие кости образованы в основном губчатым веществом. Такое же строение имеют плоские кости, например лопатки, ребра.

Поверхность костей покрыта надкостницей. Это тонкий, но плотный слой соединительной ткани, сросшийся с костью. В надкостнице проходят кровеносные сосуды и нервы. Концы костей, покрытые хрящом, не имеют надкостницы.

Рост костей.

В детстве и юности кости людей растут в длину и толщину. Формирование скелета заканчивается к 22-25 годам. Рост кости в толщину связан с тем, что клетки внутренней поверхности надкостницы делятся. При этом на поверхности кости образуются новые слои клеток, а вокруг этих клеток – межклеточное вещество.

В длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани, покрывающей концы костей.

Рост костей регулируют биологически активные вещества, например гормон роста, выделяемый гипофизом. При недостаточном количестве этого гормона ребенок растет очень медленно. Такие люди вырастают не выше детей 5-6-летнего возраста. Это карлики.

Если в детстве гипофиз вырабатывает слишком много гормона роста, вырастает великан – человек ростом до 2 м и выше.

При усилении функции гипофиза у взрослого человека непропорционально разрастаются некоторые части тела, например пальцы рук, ног, нос.

У взрослых кости не удлиняются и не утолщаются, но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Костное вещество способно перестраиваться под влиянием нагрузки, действующей на скелет. Например, кости больших пальцев стопы, на которые опирается балерина, утолщены, их масса облегчена благодаря расширению внутренней полости.

Чем больше нагрузка на скелет, тем активнее идут процессы обновления и тем прочнее костное вещество. Правильно организованный физический труд, занятия физкультурой в то время, когда скелет еще только формируется, способствуют его развитию и укреплению.

Состав кости.

Кости образованы органическими и неорганическими веществами. Значение минеральных и органических веществ легко выяснить, проделав простой опыт. Если долгопрокаливать кость, то из нее удаляется вода, а органические соединения сгорают.

Когда это делают осторожно, кость не теряет своей формы, но становится настолько хрупкой, что при прикосновении рассыпается на мелкие, твердые частицы, состоящие из неорганических веществ. Неорганические вещества придают костям твердость.

Можно удалить из кости и неорганические соединения – карбонат и фосфат кальция. Для этого кость выдерживают в течение суток в 10-процентном растворе НС1. Соли кальция постепенно растворяются, и кость становится настолько гибкой, что ее можно завязать в узел. Органические соединения придают кости гибкость и упругость.

Сочетание твердости неорганических соединений с упругостью органических обеспечивает прочность костей. Наиболее прочные кости взрослого, но не старого человека.

Скелет человека

Соединение костей. Скелет взрослого человека состоит примерно из 220 костей, которые соединены между собой. Некоторые соединения костей совершенно неподвижны, например соединения костей черепа (швы), другие – подвижны или полуподвижны.

Подвижные соединения костей называют суставами, например бедренный, коленный, локтевой суставы. На одной из костей, сочленяющихся в суставе, обычно находится ямка – суставная впадина. В нее входит соответствующая ей по форме головка другой из сочленяющихся костей. Впадина и головка покрыты слоем блестящего гладкого хряща. Это облегчает скольжение головки во впадине при движениях в суставе.

Кости, образующие суставы, соединяются очень прочными связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой. В ней находится суставная жидкость. Она уменьшает трение и способствует скольжению головки кости в суставной впадине. Хрящи, связки, суставная сумка относятся к соединительной ткани. Полуподвижные соединения костей с хрящевыми прокладками называют полусуставами.

Скелет головы.

Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.

Мозговой отдел черепа образован прочно и неподвижно соединенными между собой костями. Это парные теменные и височные, непарные лобная и затылочная кости. В височной кости имеется отверстие наружного слухового прохода.

На нижней поверхности затылочной кости есть большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется с позвоночным каналом. Кости основания черепа пронизаны мелкими отверстиями.

Через них проходят черепно-мозговые нервы и кровеносные сосуды.

В лицевом отделе черепа 15 костей. Самые крупные из них челюстные. Нижнечелюстная кость – единственная подвижная кость черепа. На обеих челюстях имеются ячейки, в которых расположены корни зубов.

Скелет туловища.

Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33-34 коротких костей – позвонков. Каждый позвонок имеет тело и несколько отростков. Позвонки расположены друг над другом. Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, обеспечивающие гибкость позвоночника. Внутри позвоночника в позвоночном канале расположен спинной мозг.

В позвоночнике человека различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.

Грудная клетка, образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер.

Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.

Скелет верхних конечностей.

Ключицы и лопатки образуют скелет плечевого пояса. К нему подвижно прикрепляется скелет свободной верхней конечности. Он состоит из костей плеча, предплечья и кисти.

Кости конечностей соединены подвижно. Конечности обеспечивают передвижение человека в пространстве и действуют как сложные системы рычагов.

Скелет нижних конечностей.

Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно сращены с крестцом, а спереди соединены между собой. Они составляют пояс нижней конечности. В впадину каждой из тазовых костей входит шаровидная головка бедренной кости. Скелет свободной нижней конечности состоит из массивной бедренной кости, костей голени и стопы.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.

Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков.

Одна из самых характерных черт скелета человека – это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы – от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев.

В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека.

Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.

В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.

Мышцы и их функция. Работа мышц

Мышцы и их функция

Мышечная ткань. Для осуществления различных движений в организме человека, как и у всех позвоночных животных, имеются 3 вида мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая. Каждому виду ткани свойствен свой тип видоизмененных клеток – мышечных волокон.

Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться – сокращаться.

Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых мышечных волокон. Эти волокна в определенных участках как бы сливаются (переплетаются). Благодаря этой особенности сердечная мышца способна быстро сокращаться.

Стенки внутренних органов (сосудов, кишечника, мочевого пузыря) образованы гладкой мышечной тканью. Сокращение волокон этой ткани происходит медленно.

Строение мышцы.

Скелетные мышцы состоят из пучков по перечнополосатых мышечных волокон. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды и нервы. Мышцы покрыты соединительнотканной оболочкой и прикрепляются к кости при помощи сухожилий.

Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему.

По двигательным нейронам проводятся импульсы от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Таким образом, сокращения мышц в организме совершаются рефлекторно.

В то же время на двигательные нейроны спинного мозга влияют импульсы из головного мозга, в частности из коры больших полушарий. Это делает движения произвольными.

Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обусловливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

Работа мышц

Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. В выполнении человеком любого движения принимают участие две группы противоположно действующих мышц: сгибатели и разгибатели суставов.

Сгибание в суставе осуществляется при сокращении мышц-сгибателей и одновременном расслаблении мышц-разгибателей.

Согласованная деятельность мышц-сгибателей и мышц-разгибателей возможна благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения в спинном мозге. Например, сокращение мышц-сгибателей руки вызвано возбуждением двигательных нейронов спинного мозга. Одновременно расслабляются мышцы-разгибатели. Это связано с торможением двигательных нейронов.

Мышцы-сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находиться в расслабленном состоянии. Так, мышцы свободно висящей вдоль тела руки находятся в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей сустава.

Работа мышц.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии.

Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическим превращениям, в которых участвует кислород.

В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

Утомление при мышечной работе. При длительной физической работе без отдыха постепенно уменьшается работоспособность мышц. Временное снижение работоспособности, наступающее по мере выполнения работы, называют утомлением. После отдыха работоспособность мышц восстанавливается.

При выполнении ритмических физических упражнений утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично восстанавливается.

В то же время при большом ритме сокращений скорее развивается утомление. Работоспособность мышц зависит и от величины нагрузки: чем больше нагрузка, тем скорее развивается утомление.

Утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М. Сеченов. Он выяснил, что при выполнении физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. При этом производительность будет высокой, а утомление наступает позже.

Распространено мнение, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. И.М. Сеченов доказал ошибочность такого представления.

Он сравнивал, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, т.е. в условиях активного отдыха.

Оказалось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе.

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/55/referatmix_54374.htm

8 класс Тема: Опора и движение – PDF

1 8 класс Тема: Опора и движение Опорно-двигатель аппарат. Скелет человека. Отделы позвоночника. Отделы черепа. Скелет конечностей. Строение и классификация костей. Типы их соединения. Суставы. Мышцы. Классификация. Работа мышц. Осанка, ее виды.

Опорно-двигатель аппарат это функциональ система костей их соединений и скелетных поперечно-полосатых мышц. Скелет, являясь пассивным органом движения, выполняет такие основные функции как опор и защит. Мышцы актив часть опорно-двигательного аппарата. С помощью мышц усиливается роль скелета, и осуществляются двигательные акты.

Кост система у новорожденных состоит в основном из хрящевой ткани. У детей в костной ткани преобладают органические вещества и поэтому скелет более гибкий, эластич. Поэтому при длительной, тяжелой нагрузке и неправильных положениях тела скелет может легко деформироваться и искривляться.

Школьники 7 11 лет обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Развитие силы разных мышечных групп происходит неравномерно. Осанка это привычное, непринужденное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, отражающая особенности конфигурации тела.

Изгибы позвоночника имеют важное физиологическое значение и связаны с опорной, рессорной функциями позвонков. Чрезмер или недостаточ выраженность любого из физиологических изгибов позвоночника приводит к формированию неправильной осанки.

Правиль характеризуется свободным, без мышечного напряжения, удерживанием головы и туловища в прямом положении; голова немного приподнята; грудь выдается вперед; живот подтянут; плечи отведены слегка кзади и находятся на одном уровне; ноги прямые; сзади голова и позвоночник составляют прямую вертикальную линию; сбоку позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу в шейном и поясничном (лордозы) и небольшая выпуклость в грудном отделе (кифоз). Выпрямлен (плоская спина) характеризуется очень ровной спиной, за счет сглаженности всех физиологических изгибов позвоночника; угол наклона таза уменьшен; груд клетка уплощен. При такой плоской спине снижается амортизацион способность позвоночника. Сутуловатая (круглая спина) характеризуется увеличением глубины шейного изгиба, голова наклонена вперед, плечи, опущенные и сведенные кпереди, пояснич изгиб сглажен, углы наклона лопаток «крыловидные», ягодицы уплощенные. Развитию круглой спины способствует слабость мышц спины, продолжительное сидение в согнутом положении, а также стояние с опущенной грудной клеткой.

2 Лордотическая туловище откинуто кзади; голова приподнята; живот выпячен, слегка отвисший; отмечается выражен пояснич лордоз; шей изгиб сглажен. Кифотическая.

(кругло-вогнутая спина) голова наклонена вперед; плечи опущены; груд клетка уплощен; живот выпячен; угол наклона таза увеличен; в позвоночнике увеличение глубины шейного, поясничного лордозов и грудного кифоза.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости (сзади наперед) у детей обычно сопровождаются снижением функций дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной систем, ретардацией физического развития. Сколиоз это боковое искривление позвоночника. Он может быть врожденным и приобретенным.

Обычно 95% сколиозов среди детей являются приобретенными, вследствие перенесенного рахита, разной длины ног, неправильной привычной позы за столом во время занятий (растягиваются мышцы с одной стороны). Сколиоз сопровождается значительными морфофункциональными изменениями опорнодвигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов. Рассмотреть рисунок и ответить на вопросы

3 1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 10? 2. За счет чего кость растет в длину? 3. За счет чего кость растет в толщину? Лаборатор работа 2. «Определение местоположения костей и мышц при внешнем осмотре» Цель: определить местоположение костей и мышц.

Оборудование: таблицы костной и мышечной систем. ХОД РАБОТЫ Рассматривая таблицу костной системы и таблицу мышечной системы человека и читая текст учебника, найдите известные вам кости и мышцы.

Заполните таблицу: Голова Туловище Нижние конечности Верхние конечности Отделы скелета мышцы

4

5

6 Лаборатор работа 3. «Определение вида осанки» Цель работы: освоить метод изучения видов осанки по методу З.П. Ковальковой. Оборудование: ростомер или антропометр. Ход выполнения работы. Определение изменений осанки в сагиттальной плоскости проводят в положении ребенка в профиль.

При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и находятся в пределах 3 4 см в младшем школьном возрасте и 4 5,5 см в среднем и старшем школьном возрасте. Изгибы шейного и поясничного отделов позвоночника в норме у детей представлены в таблице 1.

Таблица 1 Изгибы позвоночника (по Анисимову-Терентьеву) Изгиб позвоночника, в см Возраст, шей пояснич в годах мальчики девочки мальчики девочки 3 6 2,5 2,7 2,5 2,7 2,9 3,5 2,9 3, ,8 3,0 2,9 3,3 3,8 4,0 3,7 4, ,0 5,7 3,3 5,6 4,3 5,6 4,1 5,5 > 13 5,8 5,9 6,0 6,1 5,9 6,3 6,3 6,4 При измерении глубины шейного изгиба антропометр устанавливают по задней срединной линии так, чтобы он соприкасался с выступающими остистыми отростками позвонков грудного отдела позвоночного столба. Чтобы измерить глубину поясничного лордоза, следует измерить расстояние от наиболее удаленной точки в поясничном отделе позвоночника до переднего края антропометра. Согласно измеренным величинам определить вид осанки (Таблицы 1-3). Таблица 2 Определение видов осанок мальчиков школьного возраста по показателям измерения глубины изгибов позвоночника (см) Длина позвоночника Правиль Осанка Лордотическая Сутуловатая Выпрямлен Кифотическая 43,8 46,2 3,21 3,49 2,02 5,27 4,46 1,71 2,02 1,71 4,44 5,27 46,8 48,7 3,25 3,51 2,12 5,05 4,84 1,97 2,20 1,93 4,84 5,05 48,8 51,2 3,48 3,73 2,31 5,27 4,83 2,19 2,31 2,19 4,83 5,27 51,3 53,7 3,57 3,85 2,25 5,50 4,98 2,20 2,25 2,20 4,95 5,50

7 53,5 56,2 3,60 3,87 2,34 5,38 5,18 2,33 2,34 2,33 5,18 5,33 56,3 58,7 3,76 3,86 4,49 5,46 5,45 2,26 2,49 2,86 5,45 5,46 58,8 61,2 3,97 3,75 2,34 6,17 6,00 2,32 2,34 2,33 6,00 5,17 Таблица 3 Определение видов осанок девочек школьного возраста по показателям измерения глубины изгибов позвоночника (см) Длина позвоночника Правиль Осанка Лордотическая Сутуловатая Выпрямлен Кифотическая Пояснич Шей ,8 46,2 3,36 3,59 1,84 5,04 4,66 2,14 1,84 2,14 4,66 5,04 46,8 48,7 3,35 3,55 2,13 4,97 4,79 2,13 2,13 2,13 4,97 4,97 Продолжение таблицы ОО ,8 51,2 3,46 3,70 2,27 5,27 4,63 2,13 2,27 2,15 4,63 5,27 51,3 53,7 3,45 3,82 2,39 5,59 4,79 2,05 2,39 2,05 4,79 5,59 53,5 56,2 3,59 4,03 2,31 5,62 5,07 2,44 2,31 2,44 5,07 5,62 56,3 58,7 3,69 4,17 2,34 5,73 5,28 2,61 2,34 2,61 5,26 5,73 58,8 61,2 3,81 4,46 2,53 5,99 5,50 2,67 2,53 2,57 5,53 5,99 Лаборатор работа 4. «Определение формы стопы» Стопа выполняет опорную и рессорную функцию. При ослаблении мышц и сухожилий свод стопы опускается и развивается плоскостопие. При длительной ходьбе у детей отмечаются болевые ощущения в таких стопах. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы. Цель работы: овладеть методикой оценки свода стоп. Оборудование: лист белой бумаги, раствор красителя (бриллиантовый зеле). Ход выполнения работы. Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы). Красителем смазывают поверхность подошвы испытуемого. Затем испытуемый обеими ногами плотно встает на белый лист бумаги (30:40 см). После этого проводят оценку плантограммы (отпечаток подошв стоп) по методу В.А. Яралова-Яраленда (рисунок 3). На каждом отпечатке наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Стопа нормаль внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линии АС Стопа уплощен (плоскостопие первой степени) изгиб находится между линиями АВ и АС.

8 Стопа плоская (плоскостопие второй и третьей степени) изгиб не доходит до линии АВ. B C B C B C А А А Рисунок 3.

Оценка плантограммы 1 нормаль форма стопы; 2 плоскостопие первой степени; 3 плоскостопие второй, третьей степени; АВ линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Лаборатор работа 5.

«Сила мышц» Одним из показателей физического развития организма служит сила мышц. Мышеч сила рук зависит от роста, окружности грудной клетки, веса тела и др. Силу мышц кисти определяют динамометром. Цель работы: измерить силу мышц с помощью кистевого динамометра. Оборудование: динамометр. Ход выполнения работы.

Обследуемый стоит прямо, отведя руку от туловища под прямым углом, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах не допускается. Обследуемый производит трижды измерения, записывается наибольший показатель.

Относитель величина сила мышц рук для мужчин составляет в среднем 60 70% веса тела, у женщин 45 50%. Долж величина силы мышц кисти вычисляется по формуле: СМ=СК/ М *100, где СМ сила мышц; СК сила кисти, в килограммах; М масса тела, в килограммах. Сравнить силу мышц кисти с должной величиной и сделать соответствующие выводы. Лаборатор работа 6. «Утомление при статической работе» Оборудование: секундомер, груз массой 4-5 кг.

9 Ход работы 1. Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. Включите секундомер. 2. Наблюдайте, за какое время произойдет утомление мышц. 3. Результаты оформите в таблице.

Статистическая работа Признаки утомления Время Отсутствие утомления Рука с грузом неподвижна Первая фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место Вторая фаза утомления Дрожание рук, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение Предельное утомление Рука с грузом опускается; опыт прекращается Часть А Задание: выберите один вер ответ А1.

Минеральные вещества придают кости: 1. упругость 2. растяжимость 3. гибкость 4. твёрдость. А2. Рост кости в толщину происходит за счёт деления клеток: 1. жёлтого костного мозга 2. губчатого вещества 3. красного костного мозга 4. надкостницы. А3. Кроветворным органом является: 1. кост ткань 2. крас кост мозг 3. надкостница 4. хрящ. А4. Губчатой костью является: 1. локтевая 2. лучевая 3.

позвонок 4. фаланга пальцев. А5. Трение при движении костей в суставе снижается за счёт: 1. суставной сумки 2. суставных связок 3. суставной жидкости

10 4. отрицательного давления внутри сустава. А6. Неподвижно соединены между собой: 1. плечевая и локтевая кости 2. темен и височ кости 3. бедрен и большая берцовая кости 4. бедрен кость и кости таза. А7. Непарной костью является: 1. верхнечелюст 2. затылоч 3. темен 4. височ. А8. В шейном отделе позвоночника число позвонков равно: А9. Скелет плечевого пояса человека образуют: 1.

ключица и лопатка 2. локтевая и лучевая кости 3. плечо и предплечье 4. грудина и рёбра. А10. Быстрее всего утомляются мышцы: 1. скелетные 2. сердечные 3. гладкие 4. мимические. А11. Наложение шины на сломанную конечность: 1. препятствует проникновению микробов в рану 2. уменьшает кровотечение 3. уменьшает отёк 4. предупреждает смещение обломков кости. В1.

Подпишите кости черепа

11 В2. К каким нарушениям в организме человека может привести неправиль? 1. искривлению позвоночника 2. нарушению строения суставов верхних конечностей 3. смещению внутренних органов 4. нарушению функций костного мозга 5.

изменению химического состава костей 6. нарушению кровоснабжения органов. Часть С С1. Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную помощь пострадавшему, при вывихе плечевого сустава? С2. Запишите недостающее слово.

Суставом называется… соединение костей.

Источник: https://docplayer.ru/61910448-8-klass-tema-opora-i-dvizhenie.html

Урок биологии на тему “Опора и движение. Кости скелета”

Тема урока «Опора и движение. Кости скелета».

8 класс

Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: модель «Скелет человека», таблицы «Скелет человека», «Строение костей», «Типы соединения костей», презентация Power Point.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Изучение нового материала.

1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

2. Форма костей.

3. Химический состав кости.

4. Микроскопическое строение кости.

5. Макроскопическое строение кости.

6. Рост кости.

7. Соединение костей.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

V. Домашнее задание.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.

Формулировка цели урока. (слайд 1). Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).

Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 2)

III. Изучение нового материала.

1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

Учитель. «Движение – это жизнь», – заметил Вольтер.  Мы совершаем множество  различных  движений, перемещаемся в пространстве, бегаем,  шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний,  поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Ученики. Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон»  – «высохший»).

Учитель. Сколько у человека костей?

Ученики. (из дополнительных источников) Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 – 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 – 210.

Учитель. Ребята, что такое опора?

Ученики. Поддержка.

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

Ученики. Тело человека.

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система  осуществляет опору для тела в целом, а также  для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги. Защитная функция.Кости скелета защищают органы от травм.

Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» – головной мозг защищен черепом, – спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод  и крупные кровеносные сосуды.

Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.Костная система выполняет ряд других функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора.

Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене.

Сформулируйте вывод о значении костно-мышечной системы.

Ученики. Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ. (слайд 3)

2. Форма костей.

Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайды 4, 5, 6).

Найдите в тексте учебника эту информацию.

Ученики. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеется полость.

Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина). Их ширина значительно преобладает над толщиной.

Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.

3. Химический состав кости.

Учитель. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок – Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Задание. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека (слайд 7).

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

552

827

Фарфор

250

55

КОСТЬ

170

120

Гранит

145

5

Дуб

59

117

Бетон

21

2

Ученики формулируют вывод.

Вывод: кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Учитель. Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

Вспомните,какие минеральные элементы входят в состав кости?

Ученик. Кальций, фосфор, магний.

Учитель. Правильно,  состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

Ученик. Белки, жиры, углеводы. (слайд 8)

Учитель. Подумайте, какие свойства придают костям неорганические и органические вещества?

Ученик. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Учитель. Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

Прочитайте в тексте учебника, как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 103, второй абзац.

Ученик. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

Учитель. Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы?  Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

Ученик.У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание органических веществ сокращается.

4. Микроскопическое строение кости.

Учитель. Ребята, какие группы тканей вы знаете?

Ученик. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель. К какой группе относится костная ткань?

Ученик. К соединительной.

Учитель. Каковы характерные особенности соединительной ткани?

Ученик. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Учитель. Кости скелета человека образованы костной тканью – разновидностью соединительной ткани. Костная ткань построена из костных клеток и межклеточного вещества и имеет у человека пластинчатое строение (слайды 9, 10).

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество (слайд 11). Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. В плотном веществе костные пластинки имеют цилиндрическую форму, они как бы вставлены одна в другую.

Какое значение имеет такое расположение костных пластинок?

Ученик. Обеспечивает костям большую прочность и легкость.

Учитель. Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки.

5. Макроскопическое строение кости.(слайд 12)

Учитель. Узнайте из текста, как устроена кость?

Ученик. Тело длинных трубчатых костей построено из компактного вещества. В эпифизах костей между пластинками губчатого вещества находится красный костный мозг. В нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

Снаружи каждая кость покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

6. Рост кости. (слайд 13)

Учитель. Кости могут расти в длину и толщину. (Рассказ об эксперименте: у молодого петуха удалили всю бедренную кость, но сохранили ее надкостницу. Через некоторое время кость восстановилась). Какие можно сделать выводы из этого опыта?

Ученик. Кость растет за счет деления клеток надкостницы.

Учитель. Правильно. За счет деления клеток внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах. В длину кости растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах.

7. Типы соединения костей. (слайд 14)

Учитель. Отдельные кости скелета человека соединены между собой. Способ соединения костей зависит от их функций. Найдите по тексту , какие различают соединения костей.

Ученики. Неподвижные соединения костей имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Движения отсутствуют или крайне ограничены. (слайд 15)

Полуподвижные соединения имеются между телами позвонков позвоночного столба, между берцовыми костями голени. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок. (слайд 16)

Подвижные соединения костей – суставы. Суставы позволяют человеку производить различные движения. (слайд 17)

Сустав образуется концами соединяющихся костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение.

Уменьшению трения способствует и выделяемая внутренней поверхностью суставной сумки специальная суставная жидкость, которая действует как смазка. Форма соединяющихся костей позволяет выполнять определенные виды движений.

Снаружи сумки, а иногда и внутри сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами. (слайд 18)

IV. Закрепление изученного материала.

Ответьте на поставленные вопросы (слайд 19)

  1. Какие функции выполняет скелет?

  2. Как вы докажете, что кость – живой орган?

  3. Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости?

  4. Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций».

V. Домашнее задание: стр. 100-105, ответить на вопросы. (слайд 20)

Творческое задание (по желанию): Составить синквейн по изученной теме, создать презентацию по разделам темы.

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/urok-biologii-na-temu-opora-i-dvizhenie-kosti-skeleta.html

Ссылка на основную публикацию