Образование почвы, Биология

Образование почвы, Биология

Почва — часть биосферы, уникальное природное образование, которое отличается способностью к плодородию. В качестве синонима в этому термину часто употребляется слово «земля». О том, как образуется почва, и какие факторы влияют на этот процесс, мы расскажем в нашей статье.

Почва — природная оболочка земли, верхний слой суши, покрывающей поверхность нашей планеты. Почвообразование происходило на протяжении многих миллионов лет под действием внешних природно-климатических факторов на горные породы.

Земля обладает своим уникальным составом и строением.

Почва является одной из важнейших составляющих биоценоза, именно в ней осуществляется поддержание экологических связей живых существ с жидкой, газообразной и твердой оболочкой Земли.

На процессы почвообразования прямо влияют внешние природные факторы, в которых он протекает, а также их сочетания.

Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология

Остановимся подробнее на каждой составной части схемы почвообразования.

  • Почвообразующие породы. Весь почвенный покров на нашей планете сформировался из горных пород, именно поэтому их химический состав играет определяющую роль в формировании свойств земли и ее качества. На направленность процесса почвообразования влияют такие свойства материнских пород, как их плотность, пористость, теплопроводность и габариты микрочастиц.
  • Климат. Воздействие климата на формирование грунтов многообразно. Ключевыми факторами становятся тепловой режим и уровень влажности, а также перераспределение воздушных масс в пространстве. От климата косвенно зависит и плодородие, поскольку определяет присутствие растительных сообществ особых типов.
  • Флора и фауна. По мере развития корневая система растений пронизывает материнскую породу и доставляет на поверхность грунта минеральные вещества. Соединяясь с продуктами жизнедеятельности животных, они формируют органические соединения и обуславливают плодородие земли.
  • Рельеф. Это косвенный фактор. Он влияет не на сам процесс почвообразования, а на перераспределение тепла и влаги в окружающей материнскую породу среде. Так, в низинах скапливается вода, а на возвышенностях и холмах она не задерживается — уровень влаги влияет на скорость разложения растительных остатков в земле. Южные склоны обычно получают больше тепла, чем северные — в теплой среде почвенные микроорганизмы более активны. На высоких участках более выражены процессы выветривания, а значит, горные породы быстрее растрескиваются и рассыпаются.
  • Возраст почвы. Почвенный покров, как любое другое природное тело, постоянно развивается, изменяет свой состав и структуру. Тот тип грунта, который мы видим сейчас — лишь один из этапов непрерывного процесса почвообразования. Даже если внешние факторы останутся неизменными, то верхний слой земли все равно будет подвергаться преобразованиям. Возраст может быть абсолютным и относительным. Под абсолютным подразумевается время с момента образования почвенного покрова до нынешней ступени развития. Однако далеко не все части суши на протяжении истории своего формирования были ею, многие образованы на месте бывших морей и океанов. Относительный возраст рассчитывают как разницу в развитии плодородного верхнего слоя в рамках одной территории.

В последнее столетие большое влияние на почвообразование влияет человек. Мелиоративные мероприятия, культивация полей, вырубка лесов, выбросы химических отходов — все это вносит свою лепту в изменение структуры и химического состава земли.

Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология

Вопросы о том, как и в какой последовательности происходило образование почвы, занимает не одно поколение ученых-исследователей. Известно, что наша планета имеет плотное ядро, окруженное раскаленной мантией с вязкой структурой.

Выше расположена внешняя кора, она состоит из горных пород. Около 4 миллиардов лет назад планета начала остывать, это сопровождалось выходом магмы на поверхность. В этом месте образовывались базальты, а под ними — граниты.

На протяжении миллионов лет под действием внешних факторов происходил синтез новых веществ и изменял первичную материнскую породу.

После того как в земной атмосфере появился кислород, началось активное формирование осадочного слоя. В результате сильного нагрева горных пород в дневное время и последующего резкого охлаждения ночью происходило интенсивное выветривание.

Оно привело к появлению трещин, со временем они углублялись и расширялись. В них проникала вода и замерзала, приводя к еще большему разрушению породы изнутри. Все эти физические воздействия приводят к тому, что горные породы дробились на обломки разной величины, постепенно они становились рыхлыми.

Таким образом сформировались пески, гипс, известняк, а также глины.

Согласно данным исследований, в тот период на планете уже существовали простейшие одноклеточные и бактерии. Они питались атмосферным азотом и углеродом, поглощали минеральные компоненты материнской породы и довольно легко приспосабливались к изменяющимся условиям внешней среды.

Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология

В ходе жизнедеятельности они выделяли особые ферменты, способные растворять горные породы. Постепенно на их месте появлялись мхи и лишайники, которые продолжали разрушать горные породы. Отмирая, низшие растения разлагались микроорганизмами — это дало начало формированию первых плодородных горизонтов.

В этом слое содержались микро- и макроэлементы, необходимые для полноценного питания высших древесных и травянистых растений. Отмирающие части растений становились пищей для животных и бактерий. В процессе переработки они выделяли еще больше органических веществ, разрушающих горную породу.

Благодаря этому в верхних слоях земли накапливался перегной. Таким образом, попадание растительных остатков в землю влекло за собой обогащение верхнего слоя биологически важными для растений элементами. Именно так происходила окончательная трансформация горных пород в землю.

Этот процесс продолжается и по сей день.

В процессе биологических, физических и химических процессов формируется структура почвы — ее внутреннее строение из земляных комочков разной величины.

Самые плодородные земли имеют мелкокомковатую или зернистую структуру, комочки в ней не превышают 1 см.

В таких почвах образуется много пустот, они создают условия для поступления влаги и воздуха, что стимулирует усиленный рост числа полезных бактерий. Такой структурой отличаются черноземные грунты и близкие к ним почвы.

Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология

Большую роль в формировании почвы играют животные и растения. Листья, травинки, хвоя и ветки деревьев, попадая на землю, скапливались в верхнем слое.

Они довольно быстро разлагаются и уже спустя 6 месяцев превращаются в удобрение высокого качества.

В таком виде они расходуются растениями, а затем снова возвращаются в почву — происходит так называемый почвенный круговорот, который связывает в единое целое живую и неживую природу.

В процессе почвообразования активно участвуют и животные — полевки, кроты, суслики, а также черви и насекомые. По мере передвижения по грунту они разрыхляют землю и смешивают ее с гниющими растительными остатками.

В результате улучшается химический состав почвы, она становится плодородной.

Исследователи подсчитали, что, к примеру, кроты, прокапывая глубокие ходы, выкидывают на поверхность землю, богатую магнием, кальцием, железом и другими минералами.

За год в березовом лесу кроты поднимают наверх до 10 т гумусной земли на каждый гектар площади. Кроме того, в кротовинах накапливается вода, которая увлажняет землю и ускоряет процесс разложения растительных остатков.

Совокупность животных и растительных сообществ оказывает существенное влияние на почвообразование, улучшая структуру грунта, насыщая полезными веществами и тем самым повышая плодородие земли.

§ 15. Образование почв и их разнообразие

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Природа России

Учебник для 8 класса

ГЕОГРАФИЯ

Образование почвы, Биология   
Образование почвы, Биология   
Образование почвы, Биология

Почвы и почвенные ресурсы России

  • Какие почвы Евразии вам известны?
  • Почему почвы в разных частях Евразии различны?
  • От каких компонентов природы зависит образование почвы?

Образование почв. Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы — удивительного продукта природы, обладающего таким важным свойством, как плодородие.

Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как «особое естественно-историческое тело» замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846— 1903).

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Образование почвы, Биология

Рис. 51. Условия почвообразования

В. В. Докучаев справедливо назвал почвы «зеркалом ландшафта», поскольку почвы являются выразителем самых главных особенностей природы данной территории. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта.

Образование почвы — сложный процесс. Ведущим условием почвообразования является взаимодействие совокупности живых организмов.

Благодаря их воздействию на горную породу вместе с такими факторами, как режим увлажнения, температура воздуха, особенности рельефа, стало возможным возникновение почв.

Живые организмы способствуют накоплению органического вещества, влияют на химический и минеральный состав почв, их физические свойства, тепловой и водный режимы.

Образование почвы, Биология

Рис. 52. Основные типы почв

Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле микроорганизмов — бактерий и грибков. В результате образуется особое вещество — перегной. Ни песок, ни глина не являются почвами до тех пор, пока в них не будет перегноя.

Климат также является одним из условий почвообразования и географического распространения почв. От него, в частности, зависит процесс выветривания и его интенсивность.

В процессе выветривания твердые горные породы постепенно разрушаются до обломков разной величины — от камней и щебня до тончайшей пыли, — что способствует лучшему проникновению в них почво-образующих микроорганизмов и их жизнедеятельности.

В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, они могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными или песчаными. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие, то есть легко промываемые, почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоляемые почвы.

Читайте также:  Видоизменения побега. Размножение растений и грибов

На известняках образуются темноцветные, черноземовидные почвы, так как известняки обладают свойством удерживать перегной.

Выходит, что и горные породы, на которых образуются почвы (их называют материнскими породами), влияют на свойства почвы и входят в число важных почвоооразователей.

Взаимодействие климата с материнскими породами — одно из основных условий почвообразования. Так, например, сухость климата и большое скопление солей в материнских породах являются главной причиной образования солончаков в Северном Прикаспии.

Образование почвы, Биология

Рис. 53. Соотношение глины и песка в почвах различного механического состава

Своеобразны условия образования почв в поймах крупных рек. Тут каждое новое половодье перекрывает ранее образовавшуюся почву наносами ила или песка, так что в разрезе получается «слоеный пирог» из чередования различных речных наносов.

На многолетней мерзлоте в тайге Восточной Сибири формируются особые таежно-мерзлотные почвы. Питательные вещества этих почв не проникают далеко вглубь, так как мерзлота мешает промыванию грунта.

А в самых южных районах страны — предгорья Западного Кавказа и дальневосточное Приморье — на вулканических горных породах под лесами в условиях повышенных влажности и тепла образуются буро-желтые и красноземные почвы.

Как вы думаете, сколько времени понадобилось людям, чтобы создать слой пахотной земли? Триста, пятьсот, а то и тысячи лет уходили на создание пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур почвы.

Основные свойства почвы. Плодородие почвы, то есть ее способность обеспечить растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом, является одним из самых основных свойств почвы.

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной, в котором накапливаются необходимые для питания растений химические элементы: азот, фосфор, калий и др.

Плодородие почвы зависит не только от содержания в ней питательных веществ, но и от многих других ее свойств.

Важное значение имеют механический состав почвы: песчаная она или глинистая (почему?), а также ее структура. Благодаря рыхлой структуре почва легко впитывает атмосферные осадки и обогащается кислородом. Наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений зернистая или комковатая структура (рис. 53).

Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты. Каждый почвенный горизонт примерно однороден по составу, свойствам, структуре, окраске.

Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль — вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Мощность почвенного профиля меняется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров (рис. 55).

Образование почвы, Биология

Рис. 54. Строение почвенного профиля дерново подзолистой почвы

На плодородие почвы большое влияние оказывает почвенная фауна — микроорганизмы, членистоногие (например, коловратки, дождевые черви, многоножки, клещи), а также млекопитающие — кроты, полевые мыши, сурки и др., заселяющие в основном верхние (до 20—40 см) горизонты почвы. В некоторых районах для улучшения плодородия проводят специальное обогащение почвенной фауной.

Образование почвы, Биология

Рис. 55. Профили зональных почв

Разнообразие почв. Состав, структура, внешний вид, цвет почв зависят от взаимодействия многих компонентов природы: горных пород, рельефа, климата и т. д. Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны.

Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту — пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных почв.

Вопросы и задания

  1. Назовите известные вам условия почвообразования. Попытайтесь выделить главные из них для почв вашего края.
  2. Какие свойства почв вам известны? Вспомните, что вы знаете о свойствах иочв из ботаники.
  3. Зная, от чего зависит плодородие почв, составьте характеристику климата, рельефа и растительности территории, где могли бы образоваться плодородные почвы.
  4. Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

Как образуется почва?

Образование почвы, Биология Образование почвы, Биология

Почва – это важнейший элемент биосферы Земли, связующее звено живой и неживой природы. Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным. Рассмотрим, как образуется почва, и какие факторы влияют на ее формирование.

Почвообразование – процесс очень длительный и непрерывный. В его основе лежит взаимодействие живой и неживой природы.

Абсолютно все почвы на нашей планете, независимо от их вида, образованы из горных пород. Благодаря им в грунте концентрируются минеральные соли. В течение многих сотен и тысяч лет происходит разрушение горных пород. На этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

  • вода;
  • воздух;
  • солнечное тепло;
  • живые организмы.

Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в расщелинах скал, скатываются в низины. Постепенно на них начинает прорастать трава, мелкие кустарники. Корни растений продолжают расширять пространство, улучшают воздухообмен в почве.

Образование почвы, БиологияРис. 1. Растения на скалах

Активное участие в образовании почвы принимают и живые существа: микроорганизмы, насекомые, подземные животные. В результате их жизнедеятельности происходит рыхление почвы, смешивание ее с растительными остатками.

Растительные и животные остатки разлагаются и формируют плодородный почвенный слой – гумус, самую важную часть любой почвы. Только благодаря ему создаются условия для роста растений. Чем его больше в почве, тем богаче растительность.

Образование почвы, БиологияРис. 2. Гумус

Над созданием гумуса трудятся все организмы, живущие в земле: различные бактерии, водоросли, микрогрибы, насекомые. Они тщательно измельчают сгнившие растения и подготавливают их для дальнейшей переработки. Большую роль в создании гумуса играют дождевые черви. Они пропускают через себя почву, благодаря чему она существенно обогащается органическими и минеральными веществами.

Гумус – это природное богатство, которое невозможно создать вручную. Даже сейчас в самых современных лабораториях ученым не удается в точности повторить уникальный состав гумуса. Только многолетняя работа матушки-природы способна сотворить такое чудо.

Содержание гумуса в почвах разное. Больше всего гумуса в черноземе – самом плодородном виде почвы на планете. Немного меньше – в подзолистой и дерново-подзолистой почве, которая встречается в лесах. Самыми бедными являются песчаные и супесчаные почвы.

Образование почвы, БиологияРис. 3. Песчаные почвы – самые бедные

Самым важным свойством любого почвенного покрова является его плодородие – способность обеспечить полноценный рост и развитие растений.

К физическим свойствам почвы относят:

  • кислотность;
  • микробный состав;
  • влагоемкость – способность впитывать и удерживать влагу;
  • механический состав – размер и плотность частичек почвы.

Из статьи по программе за 3 класс по окружающему миру мы узнали, как происходит почвообразование, как формируется плодородный слой, как в почве образуются минеральные соли. Почвенный покров очень важен для жизни на планете, а на его создание влияет множество факторов.

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 13/14

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 15/19

Гость завершил

Тест «Фауст»с результатом 12/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Лекция 3. Образование и эволюция почв

Изложенная выше общая схема почвообразовательного процесса представляет абстрактную модель. Конкретные особенности почвообразования и дальнейшей эволюции развития почв зависят от характера проявления известных природных, а в современных условиях — и антропогенных факторов, их изменения во времени и пространстве.

Почвообразовательный процесс начался с появления жизни на поверхности суши. Первичными организмами, кото­рые могли принять участие в почвообразовании, по-види­мому, были бактерии и водоросли. С их воздействием на горную породу начался первичный почвообра­зовательный процесс.

В результате жизнедеятельности растений и животных происходило накопление органических остатков и гумуса. С накоплением органического вещества в минеральных почвах улучшался водный режим, он при­обретал более устойчивый характер.

Так постепенно из бесплодной горной породы развивалась почва.

На основании данных палеоботаники и палеогеографии можно было установить возможный путь развития почво­образовательного процесса.

В четвертичный период в результате материкового оледенения почвообразовательный процесс прерывался на значительной части суши (около 50—60 %).

На территории распространения ледников почвенный покров был полно­стью уничтожен.

На территории нашей страны почти весь дочетвертичный почвенный покров был уничтожен После окончания ледниковой эпохи начался современный почвообразовательный процесс.

В современную геологическую эпоху на горной породе, вышедшей на дневную поверхность, последовательность поселения живых организмов не будет такой, какая про­ходила с начала зарождения жизни на Земле.

В зависимо­сти от конкретных физико-географических условий на рых­лой почвообразующей породе могут сразу поселиться выс­шие травянистые или деревянистые растения в сочетании с микроорганизмами и животными.

В высокогорных и пустынных районах (жарких или холодных) и в современную геоло­гическую эпоху можно наблюдать на горных породах, особенно скальных, развитие только пионеров литофильной

растительности: микроорганизмов, лишайников и мхов. Высшие растения из-за неблагоприятных условий здесь на развиваются, и почвообразовательный процесс находится на стадии первичного.

Совокупность всех изменений в почве от начала ее обра­зования (ноль-момент) до сегодняшнего дня называют эво­люцией почвы.

Причина изменения почвы — несоответствие свойств почвы и протекающих в ней процессов, связанных с функ­ционированием экосистемы, факторам почвообразования.

В общей эволюции почв выделяют иногда фазу само­развития (созревания) почвы, при которой почва развивается в условиях относительно стабильного климата, геологических и геоморфологических факторов.

Фаза саморазви­тия соответствует трем стадиям, рассмотренным в общей схеме почвообразовательного процесса. Теоретически можно представить изменение почвы в процессе ее саморазвития в чистом виде в условиях стабиль­ных климатических, геологических и геоморфологических факторов.

Однако реально на любой стадии развития почвы происходят более или менее существенные изменения при­родных факторов, а также характера антропогенного воз­действия на почву, что приводит к изменению направленно­сти почвообразовательного процесса.

В данном случае про­исходит изменение почвы под влиянием внешних условий в отличие от изменений в процессе саморазвития.

Под влиянием внешних факторов плодородие почвы может как увеличиться, в результате чего возрастает продуктивность биоценозов, так и снизиться, вплоть до полного или почти полного его уничтожения. В последнем случае происходит деградация почвы.

При деградации не обязательно должно происходить ис­чезновение почвы как природного тела, например, в ре­зультате чрезмерного развития эрозионных процессов, погребения почвы селевыми отложениями, лавой и т. п. Почва может оставаться на поверхности без видимых нарушений, но перестав функционировать как почва, например, вследствие сильного загрязнения веществами, уничтожающими биоту.

В результате почвообразовательного процесса из материн­ской породы формируется почва. Она приобретает ряд важ­ных свойств и признаков, в ней возникают новые вещества, которых не было в почвообразующей породе. Почва расчле­няется на генетические горизонты и приобретает только ей присущие внешние, или морфологические, признаки.

Та­ким образом, почва отличается от почвообразующей породы не только плодородием, но иморфологическими признака­ми. По ним можно отличить почву от породы, одну почву от другой, а также приблизительно судить о направлении истепени выраженности почвообразовательного процесса. Основные представления о морфологии почв были даны В. В.

Докучаевым и подробно разработаны С. А. Захаро­вым.

Образование почвы, Биология

К главным морфологическим признакам почвы относят­ся: строение почвенного профиля, мощность почвы и от­дельных ее горизонтов; окраска;' механический состав; структура; сложение; новообразования и включения.

Строение почвенного профиля— это его внешний облик, обусловленный определенной сменой горизонтов в верти­кальном направлении.

Горизонты отличаются один от другого цветом, струк­турой, сложением и другими морфологическими призна­ками. Они имеют различный химический, а нередко и ме­ханический состав( в них по-разному протекают биологиче­ские процессы. То или иное строение почва приобретает под влиянием природных процессов почвообразования и производственного использования.

Обычно выделяют следующие генетические горизонты;

Ао — органогенный горизонт, состоящий из органических остатков опада растений (лесная подстилка, степной вой­лок); Т — органогенный торфяной горизонт; G — глеевый; С — материнская порода; Д — подстилающая порода;

Горизонт аккумуляции органичес­ких веществ (А) формируется в верхней части профиля за cчет отмирающей биомассы зеленых растений, В зависимости от его характера выделяют: А — гумусово-аккумулятивный, образующийся в верхней части мине­ральной толщи почвы, в котором не выражены морфо­логически процессы разрушения и выщелачивания мине­ральных веществ; А1 — гумусово-элювиальный— верхний горизонт профиля с морфологически или аналитически выраженными процессами разрушения и выщелачивания минеральных веществ. Горизонты А и А1 наиболее темной окраски по сравнению с другими горизонтами, в них на­капливается наибольшее количество органического вещест­ва (гумуса) и элементов питания.

Элювиальный горизонт (А2) образуется в процессе интенсивного разрушения минеральной части почвы и вымывания продуктов разрушения в нижележащие горизонты. Он окрашен в наиболее светлые тона и в различ­ных почвах получает различные названия (подзолистый — в подзолистых и дерново-подзолистых почвах).

Иллювиальный, или переходный, го­ризонт (В) формируется под элювиальным или гумусо­вым горизонтом и служит переходом к материнской породе.

Глеевый горизонт (С) образуется в гидроморфных почвах. Вследствие длительного или постоянного избыточного увлажнения и недостатка свободного кислоро­да в почве идут анаэробно-восстановительные процессы, что приводит к возникновению закисных соединений железа и марганца, подвижных форм алюминия и формированию глеевого горизонта.

Материнская порода (С) представляет со­бой породу, слабозатронутую почвообразовательными про­цессами.

Подстилающую породу (Д) выделяют в том случае, когда почвенные горизонты образовались на одной породе, а ниже лежит порода с другими свойствами.

Каждому почвенному типу свойственно свое сочетание горизонтов. Поэтому некоторые из них могут в том или ином профиле отсутствовать.

Мощность почвы и отдельных ее горизонтов. Мощностью почвы называется толщина от ее поверхности вглубь до слабо затронутой почвообразовательными процессами ма­теринской породы. У различных почв мощность различна, с колебаниями от 40—50 до 100—150 см.

Окраска почвы — наиболее доступный и прежде всего бросающийся в глаза морфологический признак. Это суще­ственный показатель процессов, происходящих в почве, и принадлежности ее к тому или иному типу. Недаром многие почвы получили название в соответствии со своей окраской— подзол, краснозем, чернозем и т. д.

Механический состав. Вполевых условиях и при ка­меральной обработке его определяют визуально и органолептически, т. е. по внешним признакам и на ощупь. Для точного установления механического состава применяют лабораторные методы.

Структура.Структурой называют отдельности (агрега­ты), на которые способна распадаться почва. Они состоят из соединенных между собой механических элементов.

Форма, размери качественный состав структурных отдельностей в разных почвах, а также в одной почве, но в разных ее горизонтах неодинаковы.

Почва может быть структурной и бесструк­турной. При структурном состоянии масса почвы или породы разделена на отдельности той или иной формы и размеров.

Бесструктурное, или раздельночастичное, со­стояние бывает тогда, когда механические элементы, сла­гающие почву, не соединены между собой в более крупные агрегаты, а существуют раздельно или залегают сплошной сцементированной массой.

Типичный пример бесструктур­ного состояния — рыхлый песок. Между структурными и бесструктурными почвами встречаются переходные, у которых структура выражена слабо.

  • Сложение — это внешнее выражение плотности и порис­тости почвы. По плотности различают почвы:
  • 1) очень плотные — копать яму лопатой почти невоз­можно, приходится применять лом или кирку;
  • 2) плотные чтобы выкопать яму, требуется значи­тельное усилие, но можно обойтись и без лома. Характерно для иллювиальных горизонтов суглинистых и глинистых почв;

3) рыхлые — яму копать легко, а почва, сброшенная с лопаты, легко рассыпается на мелкие отдельности. Такое сложение наблюдается в суглинистых и глинистых почвах а хорошо выраженной комковато-зернистой структурой и в верхних горизонтах песчаных и супесчаных почв. Отме­чается также в пахотных горизонтах почв после их: обра­ботки, если .почву обрабатывали в спелом состоянии;

4) рассыпчатые — это сложение характерно для пахот­ных; горизонтов песчаных и супесчаных почв, поскольку у них механические элементы обычно не сцементированы и в сухом состоянии представляют сыпучую массу.

Образование почв и их разнообразие. 8-й класс

Класс: 8

Тип урока

: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Сформировать знания о почвах;
  • Показать вклад В.В. Докучаева в создании почвоведения;
  • Познакомить с новыми терминами “почва”, “почвенный профиль”, “механический состав”, “структура почвы”;
  • Продолжить учить работать с картой, таблицами, схемами.
  • Оборудование:

    учебник Бариновой И. И., чашечки с 3 образцами почв, схемы, рисунки, таблица “Показатели полевого метода определения механического состава почв”, атласы для 8-го класса.

    1) Проблемный рассказ о 100 дневном опыте [Приложение 1].

    2) Беседа.

    • определите тему и цель нашего урока?
    • Сегодня мы сможем ответить на следующие вопросы: Как образуется почва? Какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы?

    Почему почвы разнообразны? Что такое механический состав и структура почвы? Что такое почвенный горизонт?

    1) Доклад ученика о В.В. Докучаеве.

    Определение почвы

    2) Работа с 3-мя образцами почв.

    • Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”)
    • Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
    • Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

    Важнейшим свойством почвы является плодородие.

    • Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.
    • 3) Работа с 3 образцами почв.
    • Определите, какой образец является самым плодородным?
    • Как вы догадались? (черный цвет)

    Образование почвы.

    4) Работа по учебнику на с.93 рис. 51.

    • Какие компоненты участвуют в процессе почвообразования? (климат, рельеф, животные, растения, материнская порода, время, деятельность человека) Приведите примеры.

    5) Работа с рисунками [Приложение 2].

    Назовите организмы, увеличивающие наличие перегноя в почве. Приведите примеры.

    1. Механический состав
    2. В зависимости от того, на какой горной породе образовалась почва, они могут быть глинистыми, суглинистыми, супесчаными, песчаными.
    3. 6) Работа со схемой [Приложение 3].

    Песчаные и супесчаные почвы требуют полива в засушливую погоду, в них много почвенного воздуха. Суглинистые и глинистые почвы быстро заболачиваются, в них мало почвенного воздуха. В чем преимущества песчаных и глинистых почв?

    7) Работа по учебнику с. 95 рис. 53.

    • Определите соотношение песка и глины в почвах различного механического состава.
    • Как можно узнать, какая по механическому составу почва у нас на огороде? Посмотрите таблицу “Показатели полевого метода определения механического состава почв” [Приложение 4].

    8) Практическая работа

    • Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.
    • Проверяем: №1 – глинистая, №2 – супесчаная, №3 – песчаная.

    Структура почвы

    – способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки. Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Зернистые – черноземы, мелкокомковатые – подзолистые, бесструктурные – глинистые, песчаные.

    9) Работа со схемой [Приложение 5].

    • Определите структуру образцов почв и разложите таблички. Какие почвы по структуре у вас получились?
    • Проверяем: №1 – бесструктурная, №2 – комковатая, №3 – бесструктурная.

    Почвенный профиль.

    10) Работа по учебнику с. 96 рис. 54.

    Почвенная толща неоднородна. В процессе образования почвы возникают почвенные горизонты.

    А0 – лесная подстилка, луговой войлок.

    А1 – перегнойно-аккумулятивный (гумусовый) горизонт. Данный горизонт пронизан корнями. Много микроорганизмов, червей, насекомых, личинок. Происходит накопление органического вещества и накопление гумуса 0,1…10-12 %.

    А2 – элювиальный горизонт (вымывания) имеет цвет печной золы, название “подзолистый”.

    В – горизонт вмывания. В этом горизонте корней мало. Он плотный, накапливаются оксиды железа и алюминия (красновато-бурый цвет), карбонаты (белесые пятна, пленки, прожилки), гипс, соли. Мощность 1-1,5 м.

    С – материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса, нет корней.

    • Молодые почвы обычно не имеют четко выраженных горизонтов.
    • 11) Работа в тетради.
    • Нарисуйте почвенный профиль [Приложение 6].

    Разнообразие почв

    Состав, структура, внешний вид, цвет почвы зависят от взаимодействия многих компонентов природы. Природные условия нашей страны разнообразны. Поэтому разнообразны и связи между компонентами природы.

    Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на почвенную карту – пестрота ее цветов свидетельствует о наличии в разных районах нашей страны различных почв.

    12) Работа по карте.

    – Определите, какие почвы преобладают в нашей местности?

    1. – А если бы сейчас встретились с древними учеными, чтобы вы им сказали об образовании почв.
    2. – Что называют почвой?
    3. – Назовите факторы почвообразования.
    4. – Как различают почвы по механическому составу?
    5. – Назовите основные свойства почвы.
    6. – Какая структура почвы считается лучшей?
    7. – Назовите почвенные горизонты.

    § 15, с. 93 – 97, вопросы на с. 97.

    Список литературы:

  • Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009. – 303с.
  • Большая детская энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2000.
  • География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. 656 с.
  • География России. Природа России: 8 кл.: Атлас. – Дрофа, 2007.
  • Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 352 с.
  • Энциклопедия для детей. Т 3. География./ Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.
  • 14.02.2011

    2.6 Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный покров. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа

    Видеоурок 1: Распространение организмов на земной поверхности

    Видеоурок 2: Почвы и факторы их образования

    Лекция: Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный покров. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа

    Биосфера

    Биосфера – оболочка Земли, в которой существуют живые организмы. 

    Биосфера охватывает несколько оболочек:

    • верхний слой литосферы
    • гидросферу
    • нижние слои атмосферы 

    Для существования жизни необходимо наличие благоприятных факторов, которым относят температуру, влажность, свет.  Некоторые живые организмы приспособились игнорировать отсутствие одного из факторов, но это скорее исключение, чем правило.

    Например, кроты прекрасно обходятся без дневного света. Растения пустынь живут при остром дефиците влаги. Пингвины прекрасно себя чувствую при минусовой температуре.

    В биосфере выделяют критические отметки факторов, называются они ограничивающими факторами.

    Разнообразие растений и животных

    Широтная зональность определила распространение живых организмов в соответствии с климатом. На основе этого ученые выделили природные зоны.

    Природные зоны – участки суши с одинаковыми климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром.

    Карта распределения природных зон

    Зона влажных экваториальных лесов, пожалуй, самая богатая зона. Здесь наблюдаются наиболее благоприятные климатические условия. Температура воздуха всегда одинаковая +25° С, большое количество осадков, которые выпадают равномерно в течение всего года.

    Здесь растения зеленые круглый год, расположены ярусами. Верхний ярус располагается на высоте 50-60 м. В нижнем ярусе почти отсутствует растительность, так как из-за густой кроны деревьев, солнечный свет не достигает полога леса.

    В связи с высокой влажностью у поверхности земли большое количество гниющих растений и грибов. Животный мир разнообразен, но тоже обитает в кронах деревьев. Обезьяны, птицы, летучие мыши, ящерицы. Есть и крупные хищники леопарды.

    Большую роль в жизни леса играют насекомые, которые являются опылителями, разрушителями отмерших остатков.

    Саванны отличают ровные пространства травянистой растительности, лишь изредка встречаются деревья и кустарники. Выделяют два сезона года: зиму и лето.

    Зима сухая и жаркая, пересыхают источники и реки, выгорает растительность. Лето влажное и теплое. Животный мир представлен большим разнообразием грызунов, антилопы, степные птицы.

    Львы, гепарды, леопарды, гиены кочуют вслед за травоядными, в поисках пищи.

    В местах с дефицитом влаги расположена зона пустынь. Здесь особые условия выживания и для растений и для животных. Растения представлены верблюжьей колючкой, суккулентами. Животный мир немного богаче. Яркие представители змеи и ящерицы. Животные приспособились к выживанию.

    Некоторые получают воду из пищи, другие используют метаболическую воду (из запасов жира). Верблюд может обходиться без воды долгое время, используя запасы жира в горбах. Песчаные дюны привычный пейзаж для пустынь.

    Распространено явление песчаные бури, очень опасное для человека и животных.

    Зона степей – обширные пространства, покрытые травянистой растительностью, образованная в условиях недостатка влаги. Почвы богаты гумусом, плодородные.

    Климатические условия благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур. Основная масса животного мира грызуны, обитающие в земляных норах и птицы, которым они служат пищей.

    Когда степь была заполнена стадами диких лошадей, антилоп, бизонов. Но распашка степей обеднила фауну.

    В умеренном климате, где достаточно влаги расположена лесная зона, в которой выделяют зону широколиственных лесов, смешанных лесов и тайгу. Где зимы с мягким климатом растут дуб, бук, граб, клен.

    Севернее, в зоне смешанных лесов произрастают и хвойные и лиственные деревья. Кедр, сосна, лиственница, пихта – представители сурового климата. Животный мир богат и разнообразен. Тундра – это северная степь с малым растительным покровом. В суровом климате деревья не выживают.

    Растут карликовая береза и ива, кустарники, мхи, лишайники. Животный мир приспособлен к такой среде обитания. Олени могут питаться мхом круглый год, добывая его из-под снега. Арктические и антарктические пустыни – это царство льда и снега. Растительного мира нет.

    Животный мир тесно связан с водой: моржи, тюлени, морские птицы. В Антарктиде обитают пингвины.

    Почвенный покров

    Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. 

    В состав почвы входят вещества, находящиеся в четырех фазах: 

    • твердые
    • жидкие 
    • газообразные 
    • органического происхождения

    Твердые вещества составляют основу почвы. Жидкие – это вода и растворенные в ней химические вещества. Газы заполняют микротрещины и отверстия в почве.

    К органическим веществам относят бактерии, личинки насекомых и червей, дождевые черви, многоножки, кроты, слепыши и.т.д.

    Формирование различных типов почв зависит от климатических условий, рельефа, почвообразующей породы, растительного и животного мира.

    В разных природных зонах, в соответствии с рельефом местности выделяют и разные типы почв:

    • Тундрово-глеевые почвы формируются в местах с холодным климатом, с достаточным увлажнением и нехваткой органического вещества. Характерны для зоны тундры, где расположены области вечной мерзлоты, не плодородные.
    • Подзолистые почвы характерны для зоны лесов смешанных и хвойных. Этот тип почв формируется в умеренном климате с высоким увлажнением, происходит вымывание органических веществ, а новый перегной не образуется из-за малого количества органических остатков (отсутствие лиственного опада). В зоне лиственных лесов количество опада достаточное для образования плодородного слоя.
    • Самыми плодородными почвами считаются черноземные, формируются в степной и лесостепной зонах, в теплом климате. Буйная травянистая растительность дает значительную часть перегноя. Последнее время из-за большого процента распашки черноземов, почвы становятся менее плодородными.
    • Красноземы и каштановые почвы также характерны для зоны степей, но с недостаточным увлажнением, поэтому они менее плодородны. Чтобы получать хорошие урожаи, нужно орошение.
    • Буроземы и сероземы – почвы пустынь и полупустынь.  Малое количество органических остатков, часто очень засолены.
    • В зоне экваториальных лесов формируются ферраллитные почвы. Эта зона отличается большим увлажнение, теплым климатом и большой долей органических остатков, но они не накапливаются в почве, сразу используются растениями. Плодородный слой не формируется.
    Предыдущий урок Следующий урок
    Ссылка на основную публикацию